Бетонные лотки

Меры по преодолению кризиса. Меры по преодолению долгового кризиса

Меры по преодолению кризиса. Меры по преодолению долгового кризиса

Приложение 3

I . Меры по преодолению последствий

мирового финансового кризиса, предпринимаемые

в государствах – участниках СНГ

Мировой финансовый кризис в разной степени затронул финансовые рынки государств – участников СНГ, что объясняется различиями в уровне развития экономики этих государств, их финансовых рынков, степенью интеграции в глобальную экономику, глубиной экономических связей, в том числе в валютно-финансовой сфере, как с другими государствами участниками СНГ, так и с третьими странами.

В настоящем разделе приводятся сведения о влиянии кризиса на экономическую ситуацию в некоторых государствах - участниках СНГ и мерах, предпринимаемых в этих государствах по преодолению его негативных последствий.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2009 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счёт платёжного баланса Беларуси.

Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.


Меры по поддержке финансового рынка

В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками республики соблюдаются.

В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:

повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25 % до 10,75 % годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25 % до 11 % годовых);

увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге. Данная мера будет введена на определенный период времени (на 3 года);

дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 5 % по внутренним обязательствам и 7 % по иным обязательствам до 2% как по внутренним, так и по иным обязательствам, что позволит банковской системе высвободить дополнительную ликвидность в объеме около 400 млрд. тенге (около 3,3 млрд. долларов США).

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор.

В этой связи в Республике Казахстан разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на годы, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране и обеспечение необходимой основы для будущего экономического роста.

Для достижения этих целей Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

стабилизация финансового сектора;

решение проблем на рынке недвижимости;

поддержка малого и среднего бизнеса;

реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов .

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долларов США (1200 млрд. тенге).

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

На текущий момент в экономике страны отмечается ухудшение показателей платежного баланса , возросший дефицит торгового баланса требует больших средств в иностранной валюте для финансирования, соответственно возрастает спрос и укрепление доллара США. В этом случае осложняется ситуация с нехваткой иностранной валюты, например доллара США, внутри рынка, что может спровоцировать проблемы с ликвидностью.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Мировой финансовый кризис, перешедший в открытую стадию в августе 2008 года, кардинально изменил условия функционирования экономики и финансовой системы России. В условиях ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках усилился чистый отток частного капитала из страны: только в августе - ноябре текущего года, по предварительным оценкам, он составил порядка 100 млрд. долларов США. Снижение золотовалютных резервов за этот период превысило 140 млрд. долларов США. В таких условиях резко обострилась ситуация с ликвидностью в банковской системе, которая переросла в полноценный кризис доверия среди коммерческих банков. Возникла угроза состоятельности частных финансовых компаний, банков и нефинансовых предприятий, в значительной степени зависящих от долгового финансирования. Дополнительным дестабилизирующим ситуацию фактором явились падающие цены на энергоносители. С июля по декабрь 2008 года российская нефть подешевела на мировых рынках в 4 раза. На этом фоне капитализация российского рынка акций за несколько месяцев упала почти в 5 раз.

Системность возникших проблем требовала разработки комплексного подхода к их решению, основанного на координации действий Правительства и Банка России. Таким образом, в августе-ноябре 2008 года был осуществлен широкий комплекс мер экономической политики, направленный на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.

Банк России, расширяя имеющийся инструментарий регулирования ликвидности в банковской системе, а также задействуя существующие регулятивные возможности, за последние месяцы осуществил:

Ключевыми проблемами аграрного сектора республики являются ограниченная доступность кредитных ресурсов, передовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, слабо развитая сельскохозяйственная инфраструктура и отсутствие современных методов промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Таджикистану необходимо внедрение современных агротехнологий с использованием элитного семенного материала и химических удобрений, инновационных методов ведения агробизнеса, освоение новых площадей орошаемых земель, эффективное использование водных ресурсов, сохранение окружающей среды.

Сильные морозы и маловодье в годах, недостаточность поступления электроэнергии и природного газа из соседних государств негативно повлияли на социально-экономическое положение страны.

Правительство Республики Таджикистан в связи с этим предприняло ряд действий, направленных на недопущение углубления кризисной ситуации. В частности, в стране был введен режим жесткого ограничения подачи электроэнергии и экономии воды в водохранилищах , ограничена подача электроэнергии крупным промышленным предприятиям, а также на объекты социального назначения.

Советом национальной безопасности и обороны Украины принято Решение «О безотлагательных мерах по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономку Украины», которое введено в действие Указом Президента Украины. Указанные меры предусматривают сокращение бюджетных расходов на содержание органов управления , стимулирование инвестиционных расходов, в частности, на финансирование инфраструктурных проектов, приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню, повышение прозрачности в корпоративном управлении банками , в частности, определение реальных владельцев банков и усиление их ответственности за поддержку финансовой стабильности банков, обеспечение стабильности на валютном рынке.

Кабинет Министров Украины в целях недопущения спада производства и роста безработицы принял постановление «О первоочередных мерах по стабилизации ситуации, сложившейся в горно-металлургическом и химическом комплексе», которое предусматривает введение моратория на повышение тарифов для горно-металлургических и химических предприятий на грузовые перевозки до конца текущего года, на повышение тарифов на электроэнергию и цен на коксующийся уголь; ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость для данных предприятий; установление до конца 2008 года нулевых ставок сбора в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ.

В ноябре текущего года утверждены Порядок использования средств Стабилизационного фонда и Порядок участия государства в капитализации банков . В кратчайшие сроки были проведены переговоры с Международным валютным фондом для получения стабилизационного кредита.

Украиной подписан Меморандум об экономической и финансовой политике, разработанный Кабинетом Министров Украины и Национальным банком совместно с МВФ. Он нацелен на восстановление макроэкономической и финансовой стабильности в Украине. В первую очередь Меморандумом предусматривается необходимость решения проблем финансового сектора путем обеспечения поддержания ликвидности банков и увеличения объема гарантирования депозитов, предоставления финансовой помощи банкам, в том числе за счет бюджетных средств, решения проблем с кредитными долгами населения и субъектов предпринимательской деятельности . Все вышеперечисленное поможет адаптироваться к возможным внешним рискам (дальнейшее сокращение экспортно ориентированного производства в результате падения мирового спроса) и будет способствовать постепенному сокращению инфляции за счет адаптации макроэкономической политики . Это будет обеспечено за счет политики гибкого обменного курса; приведения доходов населения в соответствие с целевым показателем инфляции и одновременным обеспечением защиты наиболее незащищенных слоев населения; внедрения более жесткой фискальной политики и приведения цен в энергетическом секторе в соответствие с затратами.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации возможных убытков для экономики и финансовой системы Украины от финансового кризиса принят Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Нормы указанного Закона предусматривают также максимальное сохранение непрямой поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет специальных режимов обложения налогом на добавленную стоимость , которые не противоречат требованиям ВТО. Указанное достигается путем распространения режима аккумулирования сельхозтоваропроизводителями средств налога на добавленную стоимость на все операции по реализации сельскохозяйственной продукции, включая продажу молока и мяса, на перерабатывающие предприятия.

10. Облегчить доступ банков к ресурсам центральных банков (расширение перечня предметов залога или его изъятие при кризисных ситуациях).

11. Установить максимальный уровень беззалогового доступа банков, принимая во внимание платежеспособность банка или величину его капитала.

12. После оценки потенциального спроса на ликвидность со стороны банков обсудить масштабы и механизмы возможной поддержки центральными банками и со стороны правительства каждого государства.

13. Проведение совместной фискальной политики, способствующей стимулированию спроса на внутреннем рынке.

14. Реализация приемлемых для каждого государства - участника СНГ и в целом для Содружества рекомендаций, предложенных странами – участницами саммита «Группы двадцати».

15. Воздержание от введения новых ограничений во взаимной торговле и инвестициях в течение последующих 12 месяцев.

16. Согласование подходов государств - участников СНГ к разработке и реализации мер денежно-кредитной и финансово-банковской политики:

По увеличению ликвидности кредитных организаций путем снижения нормативов обязательных резервов, повышения доступности для банков инструментов рефинансирования, включая увеличение сроков и уменьшение требований к обеспечению кредитов, повышения лимита на размещение средств бюджета на банковские депозиты и др.;

По укреплению устойчивости банковского и финансового сектора путем повышения требований к прозрачности и подотчетности кредитных организаций, а также координации политики государств-участников СНГ в сфере надзора и контроля на национальных финансовых рынках в целях защиты инвесторов и потребителей услуг, предупреждения финансовых рисков, связанных с мошенничеством и злоупотреблениями.

17. Координация политики по предупреждению банкротства кредитных организаций по следующим направлениям:

Выделение системообразующим банкам государственных финансовых средств на поддержку банковской системы путем предоставления субординированных кредитов;

Предоставление центральным банкам права компенсировать банкам часть убытков по сделкам на межбанковском рынке в результате кредитования банков, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

Предоставление права специализированным государственным структурам, занимающимся страхованием вкладов физических лиц, оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции/доли в уставном капитале банков с наличием признаков неустойчивого финансового положения.

18. Согласование политики государств участников СНГ в области валютного регулирования .

Следует ускорить заключение Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ.

19. Создание условий для дальнейшего расширения сферы использования национальных валют государств - участников СНГ для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей .

В целях дальнейшего увеличения внешнеэкономических связей предлагается заключить двусторонние соглашения между центральными (национальными) банками государств - участников СНГ об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка в развитие Решения Совета глав правительств СНГ от 01.01.01 года о сотрудничестве и координации деятельности государств - участников СНГ в области организации интегрированного валютного рынка государств участников Содружества Независимых Государств

20. Формирование предпосылок для создания региональной резервной валюты на базе российского рубля.

Выполнение российским рублем роли региональной резервной валюты предполагает выполнение им таких функций в международном обороте, как валюта цены контрактов, средство международных расчетов, средство финансирования и инвестирования, а также средство накопления. Поэтому согласованные меры могут включать создание условий для расширения использования российского рубля в обслуживании внешнеэкономических отношений государств - участников СНГ в качестве:

а) валюты цены контрактов и средства платежа во взаимной торговле, в том числе по поставкам энергоносителей;

б) валюты предоставления кредитов и займов, финансирования инвестиционных проектов,

в) компонента международных резервов, наряду с долларом США, евро другими валютами, с учетом удельного веса Российской Федерации во взаимной внешней торговле государств - участников СНГ и доли российского рубля во взаимных расчетах .

21. Согласование мер по поддержанию экономической активности в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса.

Данное направление совместных действий предполагает согласование подходов к внесению изменений в национальное законодательство государств-участников СНГ в целях оздоровления ситуации в финансово-банковском секторе, в отдельных отраслях экономики, стимулирования внутреннего спроса, социальной поддержки граждан.

В качестве согласованной позиции государств участников СНГ по мерам, разрабатываемым и реализуемым в рамках МВФ и других международных финансовых и нефинансовых организаций, целесообразно рассмотреть следующие меры:

22. Согласование позиции государств-участников СНГ по усилению требований к банкам при совершении кредитных сделок и к деятельности спекулятивных хедж-фондов в странах с развивающимися рынками.

Важной целью координации политики по данному направлению сотрудничества является обеспечение минимизации резких разрушительных перепадов в объемах притока и оттока спекулятивного иностранного капитала на рынки государств участников СНГ. Учитывая, что возникновению мирового финансового кризиса во многом способствовали такие факторы, как несовершенные методы управления рисками, постоянно растущий отрыв сложных и непрозрачных производных финансовых инструментов от базовых активов и связанные с этим чрезмерные заимствования для биржевых спекуляций , важно принять ограничительные меры при совершении кредитных сделок и для операций хедж-фондов, в том числе на рынках государств участников СНГ.

К числу таких мер можно отнести установление более высоких норм по размеру собственного капитала для банков при предоставлении структурированных кредитов и проведении операций по секьюритизации активов, а также для хедж-фондов, активно развивающих спекулятивную деятельность на финансовых рынках. Такие меры способствовали бы снижению волатильности притока/оттока капитала, особенно в странах с развивающимися рынками.

23. Выработка согласованных подходов государств ~ участников СНГ к реформированию мировой валютно-финансовой системы и роли Международного валютного фонда и других структур в новой финансовой архитектуре.

Признавая неадекватность новым реалиям сложившегося в последние десятилетия мирового финансово-экономического мироустройства, основанного на принципах Бреттон-Вудской валютной системы и в целях перестройки мировой валютно-финансовой архитектуры, включая реформирование международных финансовых институтов, предлагается:

Наделить Международный валютный фонд функцией надзора и контроля, прежде всего за транснациональными банками в целях создания системы раннего оповещения, позволяющей отслеживать все крупные международные сделки и появляющиеся на рынке новые производные финансовые инструменты;

Согласовать подходы государств участников СНГ по вопросу источников пополнения ресурсов МВФ с целью расширения его возможностей для поддержки государств с развивающимися рынками, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса;

Реформировать деятельность Форума финансовой стабильности путем расширения его состава за счет стран с развивающимися рынками и придания его деятельности нормотворческого характера, прежде всего по вопросам надзора и контроля за операциями на мировом финансовом рынке;

Согласовать позиции государств участников СНГ по вопросам перехода к многополярной мировой валютно-финансовой системе, формируемой на основе международных финансовых центров и региональных резервных валют;

Содействовать формированию внутренних и внешних условий для возобновления доступа стран с развивающимися рынками к ресурсам мирового финансового рынка на качественно новой основе, учитывая, что потоки долгосрочного частного капитала играют важную роль в достижении устойчивого экономического роста.

МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕЛЕГАЛЬНЫХ РУБОК И ЭКСПОРТА ЛЕСА Усилия правительства и администраций

Администрации Приморского и Хабаровского краев начиная с 1998 года предприняли целую серию попыток по преодолению криминального разгула в лесах. В их числе были и многократные попытки побудить правительство России изменить действующее законодательство для ограничения экспорта круглого леса, увеличения лесных податей при заготовке ценных пород, ограничения экспорта в соответствии с лимитами лесосечного фонда.

Георгий Марков, заместитель председателя департамента лесной промышленности администрации Хабаровского края (ноябрь 1998 г.) :

"Федеральная служба леса пытается ограничить нелегальные рубки и экспорт ясеня путем повышения лесной подати. Но это очевидно приведет к банкротству базовых заготовителей, пытающихся работать легально, платить все налоги и содержать социальную инфраструктуру лесных поселков. В то же время, эта мера никак не коснется мелких заготовителей, работающих нелегально за наличные доллары, без документов или по поддельным документам. Запрет на экспорт круглого леса представляется гораздо более эффективной мерой. Северо-восточный Китай создал на нашем ясене перерабатывающие мощности до 200 тысяч кубометров в год. И если мы введем запрет на экспорт круглого леса, экспортеры будут вынуждены оставить древесину на Дальнем Востоке для переработки, создавая рабочие места для местных жителей и увеличивая налоговые поступления в местные бюджеты. Главная задача - заставить таможенную службу принять такой запрет. Сейчас мы пытаемся сделать это через правительство, хотя сопротивление очевидно: таможня получает слишком много доходов от круглого леса, и не хочет их терять.

В то же время Дальневосточное таможенное управление поддерживает инициативу приморцев о введении 10-дневного моратория на экспорт леса от момента подачи декларации: это даст возможность проверить всю цепочку перепродавцов. В содружестве с Приморской администрацией и таможенниками мы пытаемся создать свои правила торговли лесом, в которых ясень будет представлен отдельной строкой. Таможни должны пойти навстречу местным администрациям и разрешать вывоз ясеня только после подтверждения легальности его заготовки. Сегодня они этого не делают. Мы находимся в лучшем положении, чем приморцы, поскольку у нас есть отлаженная система контроля по основным пунктам. Мы договорились с таможнями, что в декларации указывается пункт вывоза. Кроме того, количество пунктов перепродажи и сортировки должно быть строго ограничено в обоих краях..Железнодорожники тоже должны пропускать ясень только в специальные экспортные пункты. Нужна сертификация экспортеров ясеня. Сейчас мы ждем решения правительства на эту тему. Это важно, учитывая, что только в Хабаровском крае мы имеем 300 заготовителей и 67 экспортеров".

К обязательной сертфикации, но не экспортеров, а лесозаготовительных операций, что представляется более разумным, Приморское управление лесами только приступило в 2000 году по указанию Федеральной службы леса.. Ранее, пытаясь создать препятствия на пути нелегально заготовленной древесины к экспортным пунктам, администрации и управления лесами обоих краев предприняли серию важных шагов, включая постановление Правительства по упорядочению экспортных поставок древесины ценных твердолиственных пород (№ 163 от 13 апреля 1998 г.). Были созданы дорожные милицейские посты, введены транспортные талоны (в Хабаровском крае) и сертификаты (в Приморье) для контроля перепродавцов. Была разработана специальная технологическая схема по таможенному оформлению экспорта с учетом данных лесобилета и сертификата. Хотя милицейские посты вскоре превратились в пункты нелегальных поборов, а сертификаты стали предметом массовой купли-продажи и подделки, временную отдачу от такой меры ощутили все: в 1998 году криминальный поток ясеня и дуба и число "самоволок" начали убавляться. Этот процесс, по официальным данным, стал особенно устойчивым в 1999 году, когда экспорт твердолиственных пород упал еще более чем на 30 %, хотя уровень официально или неофициально легализованной древесины в этом объеме продолжает оставаться неопределенным и, по многим оценкам, попрежнему высоким.

Комиссией по лесопользованию Хабаровского края приняты в последнее время следующие меры:

Введена обязательная квартальная отчетность экспортеров с перечнем показателей для представления в "Хабаровскглавлес"; главными показателями при оценке деятельности экспортеров решено считать соответствие средней цены реализации с утвержденными Комиссией минимальными ценами и уплату налоговых платежей с доходов; запрещена поставка на экспорт "комбинированного" пиловочника; решено провести комплексную проверку деятельности 15 предприятий-экспортеров, в числе которых ЗАО "Форест-Старма", ООО "Крона-Пасифик", "Керби-Трейдинг", "Амурсиблес", "Кордаит-лес", "Лесной комплекс", "Флора".

Одна из проблем, которую пока невозможно решить на уровне региона - отсутствие страха у нелегальных заготовителей и перепродавцов. Уголовный кодекс, под который подпадает торговля незаконным лесом, пасует перед системой доказательств, которую нужно представить для вынесения наказания. Лесной кодекс и природоохранное законодательство и вовсе предусматривают смехотворно низкие штрафы за незаконную порубку, многократно перекрываемые криминальным доходом от продажи того же леса. Поэтому главной проблемой для самовольщиков становится потеря древесины при конфискации или потеря денег на взятки контролирующим чиновникам. Проще говоря, криминалитет теряет там, где он вынужден делиться с властью. Именно по этим причинам, как считают местные наблюдатели, под давлением недовольных хозяев черного лесного рынка главный милицейский пост на транс-Сихотэ-Алинской дороге Дальнереченск-Пластун был закрыт сначала на зимние месяцы, период наиболее активной вывозки леса, а затем (в 1999 году) и вовсе снят. В конце концов система, при которой на нелегальной порубке все равно кто-то наживается, пришла к своему совершенству: наживаться начали властные и контролирующие структуры районного уровня. Постановление приморского губернатора от 29 декабря 1999 года № 590 узаконило "Временный порядок изъятия, учета, хранения и реализации лесных ресурсов, добытых с нарушением лесного законодательства": 30 % дохода от украденной у него древесины получает лесхоз, 30 % - районная милиция и 40 % - муниципальный бюджет. Те, кто должен по закону охранять лес от незаконных посягательств, отныне - на законном основании - впрямую и сильно заинтересованы в том, чтобы таких посягательств было как можно больше.

Несколько лет назад в системе органов внутренних дел были созданы отделы и Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) и с организованной преступностью (УБОП).Перед ними ставилась задача найти выход из тупика, разорвав цепь зависимости и заинтересованности местных органов в самовольных рубках. Однако и эти краевые структуры, по многим свидетельствам не связанные с местным криминалом, не смогли добиться многого, столкнувшись с пороками законодательства. Весьма сложным, не в пример криминальным структурам, оказалось и отладить их оперативное взаимодействие с другими органами краевого и районного уровня, преодолеть между ними взаимное недоверие, амбиции и разницу в целях. В сущности, создание новых структур, инициатив и моделей, направленных на пресечение лесного криминала, только добавляет количество криминальных лазеек и моделей на разных этапах процесса. Это показывает и мировой опыт: ни одна, самая тоталитарная система не способна выстоять перед натиском рынка. Тем более, если свобода предпринимательства, как это случилось в новой России, оказывается почти единственным законным правом, на защите которого стоит государство, невзирая на то, что мелкий лесной бизнес при столь сильном китайском влиянии в принципе не может быть легальным.

Валерий Алпатов, директор фирмы АВФ, Красноармейский район Приморья (февраль 2000 г.).

"Я три года занимался секвестрованной древесиной, то есть ворованной, и знаю весь механизм, от пенька до таможни. Красноармейский район был основоположником нелегальных рубок. Привлекает он криминальные структуры количеством и доступностью древесины твердолиственных пород. Но сегодня у этого явления появился новый аспект - рубка леса как воровство в законе. Об этом надо наконец сказать, хотя лучше было бы говорить об этом 10 лет назад. Теперь этот "опыт" Красноармейского района пошел на юг Приморья, в Хабаровский край. Я знаю, что сейчас в районе работает около 30 бригад, занятых тайной рубкой леса. Это стабильные бригады, о которых знают руководители района, лесхозы, органы внутренних дел. Они более-менее регулярно ловятся, но ловятся водители, и никогда - заказчики таких рубок..

Эти дикие бригады прекрасно оснащены техникой. Если взять количество автокранов на душу населения, то в нашем районе этой крановой техники больше всех. Идет регистрация через ГАИ-ГИБДД официально, причем понятно для каких целей: строймонтажа в районе нет, грузоперевозок нет. Просто от этого явления все уходят. Что греха таить: весь район сегодня кормится лесом. И связь криминальных структур Красноармейского района и Дальнереченска, где формируются экспортные партии на Китай, она очень сильна.

Введение транспортного сертификата только сделало систему воровства более монопольной и отлаженной. Если раньше было 300-400 поставщиков, то сегодня осталось 90 или 50 - те, кто имеет доступ к сертификату. Имея расчетную лесосеку, сейчас мало кто заходит в лес сам. Он тут же продает документы другому. А в лесу порой на том месте, куда выписан лесобилет, лес давно украден.И арендаторы часто становятся расхитителями собственного арендованного леса, переводя его из легальной заготовки в криминальную."

В последнее время в регионе проявляется новая опасная тенденция в процессе принятия решений в сфере лесопользования. Окрепшие руководители лесопромышленных компаний, готовые к наращиванию объемов заготовки и освоению новых лесных массивов оказывают открытое давление на территориальное руководство, заставляя высокопоставленных чиновников игнорировать ранее ими же принятые природоохранные решения и сдавать в рубки перспективные для охраны участки. Так случилось с кварталами будущих национальных парков "Удэгейская Легенда" и Верхне-Уссурийского в Приморье, едва не был выставлен на аукцион участок, зарезервированный под будущий Южно-Приморский природный парк. Бизнесмены открыто козыряют своей готовностью вносить деньги в бюджет от примитивной торговли сырьем, что для многих чиновников, слабо образованных экологически, и есть главный довод, позволяющий легко попирать закон.

Как видим, усилия властей по пресечению незаконных лесозаготовок и ограничению криминального лесного рынка встречаются с массой препятствий самого разного характера. Но все они имеют под собой одну социально-психологическую основу - менталитет "дикого Востока", где пренебрежение законами и ограничениями превращается из преступления в некую доблесть. Очевидно также, что кризис экономики и государственности стал невероятно благодатной почвой для такой нравственной трансформации, охватившей все слои общества, от лесорубов, водителей и торговцев до милиционеров, лесников и таможенников, от районных лидеров до московских законодателей. В такой атмосфере нередки ситуации, когда проигнорировать бездумный или бездарный закон в интересах простых людей оказывается действительно более справедливо и разумно, чем так же бездумно его исполнять.

Причины развала системы государственного контроля лесозаготовок и экспорта могут быть представлены в следующей классификации:

Отсутствие эффективного взаимодействия между правительственными структурами (ГТК, Лесная служба и Минторг) и региональными администрациями. Отсутствие публичной общедоступной информации о динамике лесного экспорта и ее соотнесении с лимитами заготовок. Несоответствие лесоустроительной информации современным требованиям и практике лесопользования. Отсутствие запрета на лесозаготовительную деятельность для системы лесхозов. Финансовая зависимость контролирующих органов от штрафов и платежей лесозаготовителей и экспортеров. Сокращение бюджета инспектирующих, право- и природоохранных органов. Возможность регистрации иностранных компаний в России и получения ими заготовительных и экспортных лицензий. Отсутствие ограничений на регистрацию экспортных контрактов в соответствии с лимитами лесосечного фонда территории. Множественность и слабый контроль в лесоэкспортных пунктах. Отсутствие требований на проверку лесозаготовительных документов в правилах таможенного контроля. Недостаточность стимулов к экспорту пиломатериала с одновременным снижением лимитов и объемов заготовок. Отсутствие механизмов, побуждающих экспортеров реинвестировать прибыли от лесного экспорта в лесопромышленный комплекс территории. Сложность контроля конкретных партий леса от лесосеки до экспортного пункта. Отсутствие финансовых и административных стимулов для гарантии исполнения вводимых ограничений на экспорт леса. Отсутствие адекватных мер со стороны стран-импортеров по ограничению импорта леса, заготовленного с нарушениями природоохранных и других законов страны-экспортера. Абсурдность налоговой системы, предполагающей большое количество платежей в разные уровни и на разных стадиях процесса заготовки и экспорта и толкающей заготовителя и экспортера на нелегальные рубки и экспорт. Отсутствие эффективной системы внешнего контроля государственных структур, ответственных за контроль лесозаготовок и экспорта, что приводит к коррупции. Слабость, недостаточная оснащенность и низкий уровень государственного финансирования лесхозовю Низкий уровень штрафов и недостаточная жесткость законодательства по отношению к хищениям лесных ресурсов на корню. Секретность контрактных цен на экспортируемый лес. Усилия общественности

В России существуют богатые традиции гражданского мониторинга и контроля. В 60 - 70-е годы эта работа проводилась Всесоюзным обществом охраны природы (ВООП), в 80-х годах эти функции отошли к правительственной структуре Госкомприроды. Общественный контроль утратил свое значение. Однако в последние годы, с ростом нового экологического движения, общественный контроль за деятельностью правительственных органов и компаний вновь заявил о себе в полный голос. Во многих случаях правительственные структуры охотно принимают и даже инициируют подержку общественности в решении природоохранных задач.

Гражданский контроль является очень серьезной силой в деле пресечения коррупции и других нарушений закона в Сибири и на Дальнем Востоке. Экологические группы по всему региону сегодня активно вовлечены в деятельность по мониторингу лесозаготовок. Они совершают сотни рейдов, самостоятельно или вместе с государственными инспекторами, для выявления нелегальных рубок и пресечения браконьерства. Результаты очень часто становятся темой публикаций в прессе, предметом дальнейшего расследования правоохранительными органами, нередко общественность прямо стимулирует работу не очень активных государственных инспекций. В ряде регионов общественные организации и группы становятся самыми активными помощниками комитетов Госкомэкологии, управлений лесами, природоохранных прокуратур и администраций в деле обеспечения законности в процессе природопользования.

Экологическая группа "Тайга" в Красноармейском районе Приморья не раз на протяжении 11 лет своего существования выдерживала настоящие публичные бои с представителями ведомств - Гидропроекта, Атомэнерго, лесопромышленных компаний за сохранение пока еще нетронутых массивов уникальной уссурийской тайги. Группе приходится в последние годы действовать в условиях особенно жесткого натиска лесопромышленников, в условиях клеветы, дезинформации и публичного шельмования со стороны районной администрации Сегодня уже ни у кого не остается сомнений, что такие инициативы нуждаются во всесторонней поддержке не только международных общественных, но и территориальных государственных органов, заинтересованных в наведении порядка в лесах.

С тех пор, как существуют уголовные преступления и связанные с ними процессы расследования и судебного разбирательства , существуют и способы сокрытия следов преступлений, различные другие уловки, направленные на уклонение виновных от ответственности. В настоящее время эти явления приобрели особенную актуальность и преобразовались в деятельность по противодействию расследованию.

Если раньше под противодействием расследованию понимали преимущественно сокрытие преступления, то теперь это понятие наполнилось более широким содержанием.

Основная цель противодействия - воспрепятствовать расследованию и в конечном счете установлению истины по уголовному делу. Более конкретные цели это:

  • уклониться от ответственности за совершенное преступление или, по меньшей мере, добиться незаслуженного смягчения наказания ;
  • скрыть сам факта события преступления, его механизм, отдельные следы и иные доказательства ;
  • уничтожить или скрыть деталей обстановки, в которой совершалось преступление;
  • обеспечить безопасность организованной преступной группы (сообщества);
  • создать определенные затруднения для проведения отдельных следственных действий и т.д.

Противодействие расследованию - это умышленные действия (система действий) препятствующие установлению объективной истины по делу и работе правоохранительных органов по раскрытию и расследованию преступлений .

Противодействие раскрытию и расследованию преступлений является элементом преступной деятельности и представляет собой определенную структуру:

  • субъект, оказывающий противодействие расследованию;
  • объект воздействия при противодействии;
  • цель, мотив противодействия;
  • способ противодействия;
  • время, место, обстановку;
  • результат оказанного противодействия.

Субъектом противодействия расследованию чаще всего становиться сам преступник. Реже противодействие оказывают лица, связанные с преступником и заинтересованные в отрицательных результатах расследования.

Группы субъектов противодействия расследованию:

1. Преступники и их соучастники. В период расследования уголовных дел они могут иметь такой процессуальный статус как подозреваемые, обвиняемые, некоторые из них до определенного момента - как свидетели и даже как неустановленные лица.

4. Члены преступных формирований, из числа которых участники преступления проходят по расследуемому уголовному делу в качестве подозреваемых (обвиняемых).

5. Коррумпированные должностные лица из числа сотрудников правоохранительных органов, либо лица осуществляющие надзор за расследованием. В эту группу субъектов противодействия могут входить лица из числа следователей , дознавателей, оперативных работников, экспертов, специалистов, руководителей следственных органов и других подразделений ОВД, надзирающий прокурор и другие.

6. Должностные лица, не связанные с расследованием преступления, но заинтересованные в определенных результатах расследования. Это могут быть руководители учреждений, предприятий , сотрудники ревизионных служб, органов исполнительной власти или муниципальных образований .

Инсценировка может преследовать цели создания:

а) видимости совершения в определенном месте иного преступления и сокрытие признаков подлинного;
б) видимости происшедшего на данном месте события, не имеющего криминального характера, для сокрытия совершенного преступления;
в) видимости совершенного преступления для сокрытия фактов аморального поведения, беспечности и иных поступков, не имеющих криминального характера;
г) ложного представления об отдельных деталях фактически совершенного преступления или об отдельных элементах его состава: инсценировка совершения преступления иным лицом, в другом месте, в иных целях и по другим мотивам и т. п.

Классификации инсценировок могут быть представлены следующим образом:

1) по целям:

а) сокрытие преступления;
б) сокрытие некриминального события;

2) по объекту:

а) инсценирование преступления;
б) инсценирование некриминального события;
в) инсценирование отдельных деталей или отдельных элементов состава совершенного преступления;
г) инсценирование инсценировок;

3) по времени:

а) осуществленная до преступления;
б) осуществляемая во время преступления или некриминального события;
в) осуществляемая после преступления или некриминального события;

4) по субъекту:

а) совершаемая преступником (ами);
б) совершаемая иными лицами;

5) по месту:

а) на месте преступления;
б) на ином месте;

6) по способу легализации:

а) рассчитанная на обнаружение по сигналу исполнителя или связанных с ним лиц;
б) рассчитанная на обнаружение посторонними лицами;

7) по длительности воздействия:

а) рассчитанная на то, что подлинное событие не будет обнаружено (установлено) вообще;
б) рассчитанная на получение выигрыша во времени (для создания ложного алиби, приискания убежища, сокрытия похищенного и т. п.);

а) инсценировка материальных следов события;
б) инсценировка материальных следов события в сочетании с соответствующим поведением и сообщением ложных сведений.

Имеется определенная зависимость способов противодействия расследованию от субъекта противодействия.

Противодействие расследованию со стороны свидетелей или потерпевших осуществляется в следующих случаях:

1) На свидетеля или потерпевшего оказывается воздействие со стороны преступников или связанных с ними лиц. Это может выражаться в подкупе, шантаже, угрозах, уничтожении или повреждении имущества, похищении их самих, либо детей и родственников.

2) Преступление носит позорящий данное лицо характер, свидетельствующий, например, о таких его качествах, как трусость, алчность, нечестность и т. п., как это бывает, например, если потерпевший стал жертвой такого мошенничества , которое психологически рассчитано именно на эти стороны человеческого характера. Преступление может расцениваться потерпевшим как позорящее, наносящее существенный ущерб его репутации в силу определенных взглядов, распространенных в данной среде. Именно так воспринимается изнасилование , в силу чего потерпевшая нередко предпочитает скрыть совершенное против нее преступление, чтобы сохранить репутацию.

3) Раскрытие преступления угрожает уголовной ответственностью самому потерпевшему. Такое возможно при совершении мошенничества против лица, чьи деньги и ценности, изъятые преступниками, в свою очередь нажиты преступным путем — в результате хищения , взяточничества и т. п.

4) В силу желания потерпевшего из числа преступников-рецидивистов, членов организованных преступных сообществ лично свести счеты с виновным или при охране групповых интересов лиц этой категории.

Наиболее распространенные способы противодействия свидетелей и потерпевших: дача заведомо ложных показаний, уклонение от явки к следователю, лжесвидетельство при предъявлении для опознания, заявление необоснованных ходатайств, сокрытие или уничтожение вещественных доказательств, воздействие на следователя через должностных лиц.

Способы противодействия в зависимости от вида преступления

1. По делам об убийствах , причинении тяжкого вреда здоровью, повлекших смерть потерпевшего:

  • сокрытие трупа, обезображивание лица убитого, расчленение трупа; отчленение головы и кистей рук убитого, сопровождающееся их уничтожением, с целью затруднить идентификацию личности погибшего;
  • укрытие или уничтожение орудий убийства или причинение тяжкого вреда здоровью; очистка этих орудий от крови;
  • уничтожение, выбрасывание или застирывание одежды, промывание обуви, в которых находился убийца в момент совершения преступления;
  • инсценировка обстоятельств безвестного отсутствия
  • выдвижение подозреваемым (обвиняемым) ложного алиби, нередко подкрепляемого показаниями лжесвидетеля или поддельными документами;
  • симуляция подозреваемым (обвиняемым) психического расстройства;
  • выезд убийцы в другую местность, иные способы скрыться органов расследования и суда (выезд за границу России, проживание на территории России по фиктивным документам).

2. При расследовании дорожно-транспортных преступлений:

  • уезд водителя, совершившего преступление, на своем транспортном средстве или уход с места ДТП;
  • внесение изменений в обстановку места дорожно-транспортного происшествия до прибытия сотрудников ГИБДД или следователя;
  • ложное заявление скрывшегося водителя о том, что он за рулем принадлежавшей ему автомашины не находился, а автомобиль у него был угнан неизвестным лицом до происшествия;
  • замена поврежденных при ДТП деталей транспортного средства; разрушение, повреждение некоторых деталей, узлов автомашины - для объяснения происшествия неисправностью этих деталей (тормозной системы, например);
  • уничтожение транспортного средства;
  • оказание воздействия на сотрудников экспертных учреждений — специалистов и экспертов, участвующих в осмотрах либо производящих экспертизы (чаще всего автотехнические, трасологические и судебно-медицинские);
  • умышленное затягивание сроков расследования необоснованными требованиями о проведении многочисленных и сложных судебных экспертиз, не являющихся необходимыми;
  • использование виновным в происшествии водителем своих связей среди работников правоохранительных органов и иных должностных лиц государственной службы для оказания давления на сотрудников ГИБДД либо на следователя (дознавателя), расследующего преступлений.

3. Методы выявления и преодоления противодействия расследованию

Выявление и преодоление (нейтрализация) противодействия расследованию неразрывно связаны между собой по содержанию и методам. Деятельность по выявлению противодействия расследованию может проводится самостоятельно, либо параллельно с действиями по преодолению противодействия.

Деятельность по выявлению противодействия заключается в обнаружении и оценке признаков противодействия.

Типичные признаки противодействия расследованию:

  • при осмотре места происшествия выявлены нелогичные обстоятельства или следы, которых не должно быть;
  • предоставлены документов с признаками подделки;
  • существенные противоречия в показаниях участников судопроизводства (подозреваемого и потерпевшего, нескольких свидетелей между собой);
  • резкое изменение показаний потерпевших или важных свидетелей в пользу подозреваемого (обвиняемого);
  • нежелание представить вещественные доказательства, образцы для сравнительного исследования, иные предметы и документы, имеющие значение для расследования;
  • уклонение от участия в проведении следственных действий;
  • внезапное заявление подозреваемого (обвиняемого) о своем алиби;
  • попытки подозреваемого (обвиняемого) или его близких установить контакт с потерпевшим или свидетелями по делу;
  • заявление необоснованных ходатайств о проведении дополнительных следственных действий и экспертных исследований.

Преодоление следователем противодействия - это система методов в виде определенного порядка действий основанных на системе тактических рекомендаций.

Методы преодоления противодействия расследованию можно разделить на две группы:

  • средства и методы преодоления попыток сокрытия преступлений;
  • средства и методы преодоления иных форм противодействия.

В первую группу входят следственные и розыскные действия, помощь населения и средств массовой информации. Наиболее значимыми из них являются.

Осмотр места происшествия

При возникновении версии об инсценировке осмотр места происшествия выявляет так называемые негативные обстоятельства, т.е. противоречащие представлению об обычном ходе вещей в данной ситуации. Речь идет о количественном или качественном несоответствии обстановки места происшествия или ее деталей представлению о событии и его механизме (например, отсутствие признаков отравления угарным газом при обнаружении в очаге пожара обгоревшего трупа; воды в легких у утопленника). Иногда такими негативными обстоятельствами служат не вызывавшиеся необходимостью повреждения запирающих устройств, явно неоправданный беспорядок в торговом или складском помещении и т.д. Обнаружение негативных обстоятельств служит решающим средством разоблачения инсценировок.

Не менее важные результаты могут быть получены при производстве иных видов следственного осмотра — вещественных доказательств, транспортных средств и особенно документов. Последний позволяет не только выявить следы фальсификации, подделки документа, но и ухищрения, связанные с изменением места хранения документа, его использованием в преступных целях и т.д.

Допрос . Основная задача этого следственного действия в аспекте рассматриваемой проблемы — изобличение допрашиваемого во лжи, в попытках утаить, скрыть или исказить истину. В целях решения этой задачи криминалистикой разработан ряд тактических приемов, которые могут применяться комплексно, в качестве простой тактической комбинации или порознь. Такие приемы имеют логический, психологический, тактический или комплексный характер.

Среди приемов логического характера наиболее распространено предъявление уличающих доказательств. В качестве таковых могут быть использованы показания соучастников, свидетелей, потерпевших, документы, данные криминалистических учетов и т.п. Сила воздействия уличающих показаний увеличится при демонстрации звуко- и видеозаписи допроса этих лиц. Прием в этом случае носит комплексный — логический и психологический характер.

Другим приемом логического характера служит демонстрация возможностей судебной экспертизы при исследовании вещественных доказательств по делу. Допрашиваемому объясняется, какие уличающие его обстоятельства могут быть установлены экспертным путем, почему их нельзя будет опровергнуть, как результаты экспертизы будут использованы для опровержения избранной им позиции.

Из числа приемов психологического характера следует указать, вопервых, на убеждение в необходимости для допрашиваемого изменить свою позицию по делу, дать правдивые показания. Чтобы добиться в этом успеха, следует разъяснить допрашиваемому все преимущество раскаяния в содеянном, добросердечного признания, при групповом преступлении - факта признания первым из соучастников. Признанию может способствовать и акцент на незначительности его роли в преступной деятельности сообщества по сравнению с другими участниками и т. п.

На психологическое воздействие рассчитана очная ставка, проведение которой, правда, сопряжено с риском, поскольку лицо, дающее правдивые показания, под влиянием другого ее участника может их изменить в отрицательную для следствия сторону. Такая же опасность может возникнуть и при предъявлении для опознания, но сам факт его предъявления лицу, о существовании которого опознаваемый даже не догадывался, оказывает на него весьма сильное психологическое воздействие.

Среди приемов тактического характера остановимся на следующих.

"Внезапность". Этим обобщенным термином обозначается, напомним, ряд тактических приемов допроса, основанных на использовании фактора внезапности: неожиданное сообщение допрашиваемому о намерении провести после допроса то или иное следственное действие, которое, по мнению допрашиваемого, провести невозможно вследствие неосведомленности следователя о соответствующих обстоятельствах (например, о проведении обыска в таком месте, о котором следователь не должен был знать), постановка неожиданных для допрашиваемого вопросов.

"Допущение легенды" - допрашиваемому предоставляется возможность беспрепятственно излагать свою ложную легенду в целях последующего детального ее опровержения. Этот прием комбинационно сочетается с приемом "пресечения лжи", когда изложение легенды прерывается следователем в самом ее уязвимом месте и начинается процесс опровержения путем предъявления доказательств или с использованием фактора внезапности.

"Повторность" — требование следователя повторить ту или иную часть показаний с целью обнаружить противоречие. Этот прием может быть реализован и путем самостоятельного следственного действия — повторного допроса, который проводится с максимальной детализацией показаний.

"Отвлечение внимания", или косвенный допрос. Суть этого приема заключается в следующем. Следователь, заведомо зная, что не получит правильного ответа на основной интересующий его вопрос, задает ряд других вопросов, менее "опасных" с позиции допрашиваемого. Между тем ответы на эти вопросы помогают найти ответ на основной замаскированный вопрос.

Этот тактический прием комбинационно может сочетаться с приемами, именуемыми "форсирование темпа допроса" и "инерция". Под последним понимают незаметный перевод допроса из одной сферы в другую в расчете на то, что допрашиваемый "по инерции" проговорится.

"Проговорка" - прием реализуется не только путем использования "инерции", но и при ускорении темпа допроса, при постановке неожиданных вопросов. Таким образом акцент делается не на случайную оговорку, а на проговорку об обстоятельствах, как правило, известных только лицу, причастному к преступлению".

"Выжидание" — в допросе делается перерыв для того, чтобы психическое состояние допрашиваемого изменилось под влиянием оказанного воздействия.

"Создание заполненности" - подчеркивание следователем невыясненных мест в деле, вызывающее у допрашиваемого стремление "заполнить" пробелы в соответствии с логикой его показаний, что может привести к противоречиям в объяснении обстоятельств дела.

"Вызов" — побуждение допрашиваемого объяснить логическим путем с позиции своих показаний обстоятельства, обеспеченные доказательствами.

Помимо этих тактических приемов изобличения во лжи, тем же целям может служить такое следственное действие, как следственный эксперимент , а также проверка показаний на месте.

Важная роль отводится судебной экспертизе, с помощью которой устанавливаются подлинные обстоятельства дела, разоблачаются инсценировки и добываются аргументы, изобличающие виновных и иных лиц во лжи.

Когда речь идет о противодействии в форме сокрытия преступления, значительная роль в его преодолении отводится оперативно-розыскным мероприятиям. Они проводятся в рамках поручения следователя или по усмотрению оперативного работника, могут проводиться независимо от следственных действий, а могут сочетаться с ними в оперативно-тактической комбинации. Особенно эффективны такие мероприятия, как опрос граждан , наведение справок, наблюдение, обследование различных объектов, прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи.

Если речь идет о вмешательстве в деятельность следователя, изучаются законность требований, обоснованность даваемых ему указаний и т.п.

При непосредственном давлении на следователя, понуждении его к незаконным или необоснованным действиям со стороны руководства должностное расследование может закончиться возбуждением уголовного дела. Условиями пресечения явно противоправных посягательств на следователя являются добровольное и полное информирование об этих посягательствах компетентных инстанций, принятие оперативных мер по обеспечению безопасности следователя и его близких.

В силу определенных факторов участники судопроизводства могут оказывать противодействие вследствие добросовестного заблуждения. Заблуждение обосновывается несколькими причинами: неполнота восприятия, неправильные суждения (логические ошибки в умозаключениях), забывание (уменьшение возможности припоминания). В целях преодоления такого противодействия целесообразно разъяснить этим лицам ошибочности занятой ими позиции, сложившегося у них мнения. В исключительных случаях и при условии сохранения следственной тайны допустимо ознакомить этих субъектов с отдельными обстоятельствами и материалами дела для выхода из сложившейся конфликтной ситуации.

Меры по преодолению экономического спада 1937–1938 гг

В экономике США в 1937–1938 гг. произошел спад. Увеличилась безработица с 4,5 млн в 1937 г. до 11 млн в 1938 г. Опасно росли товарные запасы, что вызвало сокращение спроса и рост цен.

Успешная реализация «Нового курса» убаюкивала и администрацию и товаропроизводителей. А принятые решения Верховного суда, объявившие неконституционными законы о развитии национальной промышленности и сельского хозяйства привели к сокращению ассигнований со стороны правительства и на помощь безработным и фермерам, и на общественные работы.

В общественно-политических кругах стали звучать обвинения в отношении «Нового курса», который якобы несет ответственность за экономический спад. Утверждали также, что вина состояла в сокращении программ по борьбе с безработицей и уменьшении кредитов Федеральной резервной системы в 1937 г.

Рузвельт направляет Конгрессу специальное послание, в котором разъясняет причины случившегося и раскрывает меры, которые администрация намерена предпринять.

Основная мысль состояла в том, что правительство не бросит на произвол судьбу страны и своих граждан, не допустит перепроизводства, лихорадочных спекуляций, сохранит и усилит финансирование программ, предусматривающие расширение банковского кредита, сохранение общественных работ, выделит дополнительные средства на ликвидацию трущоб и др.

Правительство потратится, чтобы выйти из экономического спада, – таково было обещание Рузвельта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я был адъютантом Гитлера автора Белов Николаус фон

Глава I Июнь 1937 г. – июль 1938 г. «Время так называемых неожиданностей прошло», – заявил Гитлер в своей речи, произнесенной в рейхстаге 30 января 1937 г. Эта фраза переходила в Германии из уст в уста. Гитлеровские «неожиданности» предыдущих лет (например, 26 февраля 1935 г. –

Из книги Тетрадь четвертая автора Цветаева Марина

ВЫПИСКИ ИЗ ЧЕРНОЙ КЛЕЕНЧАТОЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1937–1938 ГГ - последней зимы в Ванве:Милые дети,Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы - особая порода, еще поддающаяся воздействию.Потому:- Никогда не

Из книги 100 мифов о Берии. Вдохновитель репрессий или талантливый организатор? 1917-1941 автора Мартиросян Арсен Беникович

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе автора Шварц Соломон Меерович

Из книги Арестованные рукописи автора Мясников Алексей

I. Основы ощественно-политического и экономического строя Глава 1. Политическая система. 1. Союз Советских Социалистических Республик есть деспотическое государство, выражающее волю и интересы партийной бюрократии, опирающейся на армию и мощную систему слежки,

Из книги Жизнь Льва Шестова. Том 2 [По переписке и воспоминаниям современников] автора Шестов Лев Исаакович

Из книги Агенты Коминтерна. Солдаты мировой революции. автора Пантелеев Михаил

Приложение 2 М. М. Пантелеев. Репрессии в Коминтерне (1937–1938 гг.) «Это был год всемирно-исторических побед большевизма, торжества Сталинской Конституции, невиданного морально-политического единства нашего народа и сплоченности вокруг великой партии Ленина - Сталина…

Из книги Век мой, зверь мой. Осип Мандельштам. Биография автора Дутли Ральф

23 Сошествие в ад Гулага (Савелово/Калинин 1937 - Саматиха/Владивосток 1938) 17 мая 1937 года: возвращение в Москву. Чарли Чаплин в год Большого Террора. 25 июня: высылка из столицы. Семьдесят запретных городов, стокилометровая зона. Тайные поездки из Савелова в Москву. Убежище в

Из книги Загубленная жизнь Евы Браун автора Ламберт Анжела

Глава 17 1937–1938: Ева в Бергхофе. «Золотая клетка» Жизнь Евы сбилась с курса, когда она в семнадцать лет познакомилась с Гитлером. До того у нее не мелькало и тени сомнения, что ее судьба сложится, как у мамы и бабушки: она будет знакомиться с молодыми людьми, кокетничать,

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

16. Станция «Северный полюс» (1937–1938) Очень трудно перечислить все морские, воздушные и сухопутные научные экспедиции, проведенные Советским Союзом в Арктике. Отличительной чертой этих экспедиций является работа по единому, строго продуманному плану с применением всех

Из книги Сингапурское чудо: Ли Куан Ю автора Коллектив авторов

Глава 6 Будущее национального экономического роста В чем состоят уроки подъема Сингапура из «третьего мира» в «первый» на протяжении жизни одного поколения? В чем заключаются основные движущие силы национального роста и конкурентоспособности? Какую роль играют такие

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Из книги Путь вперед автора Махатхир Мохамад

Глава 4. Сочетание экономического роста с социальным равенством «Дом, раздираемый внутренними противоречиями, стоять не будет». (Авраам Линкольн, 1809–1865) Целью НЭПа отнюдь не являлось обеспечение одинакового уровня благосостояния всем гражданам Малайзии. Скорее, целью

Из книги Двор Красного монарха: История восхождения Сталина к власти автора Монтефиоре Саймон Джонатан Себаг

Часть четвертая Резня. Ежов, карлик-отравитель. 1937–1938

Из книги Новая исповедь экономического убийцы автора Перкинс Джон М

Глава 2 Рождение экономического убийцы Все началось вполне невинно.Я родился в 1945 году. Единственный ребенок в семье из нижнего слоя среднего класса. Мои предки обосновались в Новой Англии три века назад. Несколько поколений предков пуритан дали себя знать в строгих,

Из книги Шесть масок Владимира Путина автора Хилл Фиона

Источники экономического мышления Путина: от СССР до КГБ Уроки истории помогли Путину понять, как работают капитализм и свободный рынок. «Чужеродный» прагматизм позволил ему отбросить оковы идеологии и принять приговор истории. Тем не менее есть одна проблема: уроки

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Дефицит фед-го бюджета утверждается фед. законом о фед. бюджете на очередной фин. год и плановый период

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступат ь:

· Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

· Сокращение доходов гос бюджета в период эк-о кризиса.

· Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

· Неэффективность фин-й системы государства.

· Рост социальных программ, не обеспеченных фин-ми ресурсами.

· Коррупция в госу-м секторе.

· Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на фин-й год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Временный дефицит может длиться в течение недолгого срока. Он является не столь опасным для эк-ки и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым , то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:



циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.

структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Меры по преодолению

Мировая практика знает четыре главных способа решения проблемы дефицита:
– сокращение бюджетных расходов;

– отыскание источников дополнительных доходов;

– выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат;

– заимствование денег с граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по гос-м цен. бумагам могут даже стать отрицательными. Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для эк-ки гос-ва, приводит к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, эк-му спаду. Помимо этого, в условиях инфляции гос-во вынуждено каждый новый выпуск гос-х цен.бумаг обуславливать более высокой %-й ставкой, а также вводить цен.бумаги с плавающей % ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение доп-х налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части эк-ки в теневой сектор. Т.о, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.



Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, используются такие меры, которые с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов гос-ва. К ним так же относятся: a) повышение эффективности работы промышленности, сельского хозяйства и других отраслей эк-и, которые будут способствовать росту денежных накоплений - основного источника платежей в бюджет; b) изменение направлений гос-х инвестиций в отрасли эк-ки с целью значительного повышения фин-ой отдачи бюджетных средств; c) привлечение в страну ин-го капитала; c) расширение базы для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет;

33. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТОВ .

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представит-й) власти в законе о бюджете на очередной фин. год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение БР долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муницип-х образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования деф-та бюджета.

Источниками финанс-я деф-та феде-го бюджета явл:

1) внутренние источники в след-х формах: кредиты, полученные РФ от КО в валюте РФ;  гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж.системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности; сумма превышения доходов над расходами по гос запасам и резервам; изменение остатков средств на счетах по учету средств фед бюджета;

2)внешние источники в след формах: гос займы, осуществляемые в ин валюте путем выпуска цб от имени РФ; кредиты правительств иностр-х государств, банков и фирм, международных фин-х организаций, предоставленные в ин валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах: гос займы, осуществляемые путем выпуска цб от имени субъекта РФ; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюдж-й системы РФ; кредиты, полученные от КО; поступления от продажи имущества, находящегося в гос собственности субъекта РФ; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в след-х формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муницип-х цб от имени муниц-го образования; кредиты, полученные от КО; бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюд. системы РФ; поступления от продажи имущества, находящегося в муницип-й собственности; изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования бюджетных дефицитов стал гос. кредит. Под гос кредитом понимается вся совокупность финансово-эк-х отношений, при которых гос-во выступает в качестве заемщика.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении гос расходов, например, на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года. Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.