Бетонные лотки

Сердце отдаю детям. Может ли робот заменить учителя? Почему компьютеры заменят учителей в будущем

Сердце отдаю детям. Может ли робот заменить учителя? Почему компьютеры заменят учителей в будущем

Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.

Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.

Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.

Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».

В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.

Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.

На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.

Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.

Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.

И если обратить свой взор на такую ускоспециализированную прослойку, то мы склонны согласиться с тем, что этой профессии уже сейчас можно найти замену. Разумеется, с некоторыми оговорками.

Самый очевидный пример, который приходит в голову, — это репетиторы английского языка. Это дорогостоящее решение для тех, кто хочет быстро выучить язык или просто испытывает проблемы с его усвоением и готов за это немало платить.

Но если собрать волю в кулак, спрятать кошелек и провести исследования в Интернете, вполне можно добиться аналогичного эффекта, не прибегая к помощи почасового профессионала. Изучение материала, упражнения, контроль и даже игры и развлечения — все эти возможности вполне реально получить без помощи живого человека. Например, недавно президент Киргизии Алмазбек Атамбаев рассказал, что смог выучить английский язык с помощью мобильного приложения. Казалось бы, уж президент-то смог бы себе позволить целый взвод репетиторов, но он сделал выбор в пользу технологий и в итоге не прогадал.


Приложение, кстати, называется Puzzle English, доступно для iOS и Android и при должной усидчивости действительно может заменить репетитора английского. Во-первых, материалы там состоят не только из текстов, но и из видеолекций с участием дикторов. А перед началом обучения, как хороший репетитор, программа предложит вам пройти проверку знаний, чтобы установить, на какой стадии находится ваше изучение языка.


Главная фишка сервиса Puzzle English, доступного, кстати, и в виде веб-версии , состоит в том, что материал в нем изложен не только в классическом виде. Чтобы закреплять знания, вам будет предложено принять участие в составлении предложении-пазлов из разбросанных в произвольном порядке деталей. Еще одна приятная особенность — разбор текстов популярных песен и диалогов из культовых фильмов и сериалов. Такое изучение языка придется по душе каждому, и не каждый репетитор английского сможет такое предложить.


Ну и самое главное состоит в том, что президенту Киргизии при этом удалось здорово сэкономить. Приложение доступно по подписке, цена которой составляет менее 600 рублей в месяц. А так как желаемый результат был с успехом достигнут, то мы бы порекомендовали репетиторам английского языка действительно начинать думать о получении других профессий.


Ну а преподавателям, которые делятся с учениками своим жизненным опытом, формируют их мировоззрение и помогают им стать достойными членами нашего общества, точно пока не стоит волноваться. Если уж мы и доживем до технологической сингулярности, то учителя точно не станут ее первыми жертвами.

Все больше сфер жизнедеятельности человека перемещается в компьютер, и образование не отстает. Технологии XXI века позволяют современным школьникам не повторять подвиг Михаила Ломоносова и учиться, где и когда им удобно. В преддверии нового учебного года мы рассказываем о том, каким бывает дистанционное школьное образование в России и - самое главное - смог ли уже компьютер заменить учителя.

Новогодний праздник в детском развлекательном центре. Ведущий просит второклассников написать на листочках свои заказы Деду Морозу. Результат оправдывает ожидания: щенки и котята оттеснены на 3−4-е место, гораздо больше школьников мечтает о последней модели айфона (а самые хитрые сразу просят миллион долларов). Новое поколение точно знает, чего хочет, и не представляет себе жизни без современных технологий. Но когда они еще немного подрастут, научатся ценить то, что не принесет им ни один Дед Мороз. И это - время.

Российские школьники проводят 11 лет в школе. Это минимум шесть часов в день, а с учетом групп продленного дня, домашних заданий и дороги до школы получается гораздо больше. Если же приплюсовать время, потраченное на кружки, репетиторов и прочие дополнительные занятия, рабочий режим получается тяжелее, чем у многих взрослых. Естественным образом встает вопрос о том, можно ли потратить это время более эффективно. Здесь на помощь приходят технологии дистанционного обучения.

Первыми в интернет-школы переселились старшеклассники, почувствовав возможность сэкономить время для подготовки к поступлению в вузы. За ними последовали школьники-спортсмены и музыканты, которым часто не оставляют выбора постоянные гастроли и сборы. К ним присоединились дети с ограниченными возможностями или просто со слабым здоровьем. Наконец, дистанционное образование стало спасением для детей, эмигрировавших из России, которым нелегко сразу интегрироваться в новой среде или которым ближе российская система обучения. Более того, в последнее время постепенно набирают популярность дистанционное начальное образование и даже подготовка к школе, хотя у этих-то «клиентов», кажется, не должно быть проблем со временем. А это означает, что кроме экономии времени у онлайн-обучения есть и другие преимущества.

Как это бывает
Ситуаций, в которых люди выбирают дистанционное образование, много, и каждому нужно свое. Кто-то слушает отдельные лекции в дополнение к школьной программе, кто-то подтягивает «слабые» предметы, а кто-то целиком полагается на онлайн-школы. Интернет откликнулся на этот широкий спектр запросов соответствующим разнообразием форматов. Перед вами подборка разных способов получить полное или частичное образование в интернете.

1. Интересное понемногу

Онлайн-образование начинается уже с подготовки к школе и младших классов. Например, в «Академии Ментальной Арифметики» учат быстро считать, читать и удерживать внимание, а в Дистанционной школе «Artium» предлагают развивать дошкольников с помощью виртуальных научных лабораторий и арт-студии.

Для школьников средней и старшей школы (хотя иногда и младшей тоже), увлеченных теми или иными предметами, разработано множество дополнительных углубленных курсов. За редкими исключениями они бесплатны и общедоступны. Проект «Дети и наука» записывает видео с ведущими учителями Москвы на разные актуальные и непростые научные темы. Портал UniverTV.ru собирает лекции, обучающие видео, новости и просто тематические ролики во многих областях знания, включая школьную программу. За обучающими видео и текстами можно еще заглянуть в «Академию Салмана Хана» - огромный образовательный массив, выросший из простых схем, которые рисовал Хан, чтобы объяснить своей двоюродной сестре непонятные моменты школьных уроков. Большая часть материалов академии на английском, но силами волонтеров множество предметов уже переведены на русский язык и доступны для просмотра. Наконец, для любителей проектной работы открыта платформа «ГлобалЛаб», позволяющая как отдельным школьникам, так и целым классам участвовать в исследованиях разной степени научности.

2. В поддержку школьной программы

Для тех, кому оказывается недостаточно школьных уроков, чтобы усвоить базу, существуют ресурсы, дублирующие школьный материал. Они, как правило, лучше систематизированы, чем проекты дополнительного образования, но зато не бесплатны. Для старшеклассников это в основном программы подготовки к ЕГЭ - например, на сайте College.ru собраны плакаты, наглядные модели, конспекты и тесты, имитирующие реальный экзамен. Для школьников других классов это не только подготовка к тестированиям, но и закрепление базовой программы через видеолекции (на порталe Teachpro) или вебинары с преподавателями (Президентская школа). Иногда используется метод «перевернутого класса»: школьники самостоятельно изучают теорию и примеры заданий, и только после этого на вебинаре преподаватель разбирает с ними возникшие сложности - так, например, работает обучение в школе «Знаника».

3. Сайты-тренажеры

Помимо сайтов, обеспечивающих школьников дополнительными знаниями и предоставляющих возможность общения с педагогами, появляется немало игровых и тестовых порталов для тренировки и отработки навыков. При этом их можно использовать в разных форматах: ребенок может тренироваться самостоятельно по вечерам или учитель может рекомендовать тот или иной сайт для дополнительных занятий всему классу. В то же время учитель сам может пользоваться этими сайтами во время урока для отработки материала или для автоматической генерации проверочных работ.

Разнообразие подобных порталов велико. Все начинается с игровых сайтов для дошкольников: «Дети Онлайн» - собрание игр, песен, сказок, развивающих уроков; poskladam.ru представляет свою методику обучения чтению; «Русский язык для наших детей» (проект Института русского языка им. А.С. Пушкина) предлагает учебные материалы по русскому языку, в том числе и для детей-билингвов.

Школьников постарше ждут более серьезные сайты, где им предстоит обучаться, решая последовательность задач, составленную методистами. Иногда она может сопровождаться теорией. Среди таких порталов - «Учи.ру», «Меташкола» и LogicLike. Их особенность в том, что сами по себе задачи представляют уникальную методику, которая пошагово приводит ученика к пониманию материала. Роль учителя заранее сыграл методист, разработавший систему заданий. В качестве дополнительных стимулов такие сайты часто строят внутренний рейтинг учеников, чтобы каждый мог оценить свой собственный прогресс и уровень по отношению к другим.

Кроме того, одним из видов обучения могут стать олимпиады. Сейчас их проводит практически каждый обучающий портал (в том числе и большинство вышеперечисленных). С одной стороны, они мотивируют школьника прикладывать усилия к решению трудных заданий, так как в итоге его могут ждать призы и сертификаты (и для некоторых сайтов это становится основной функцией, например для портала Prodlenka). С другой стороны, в приложении к олимпиадам часто дается разбор ошибок или возможных решений задачи, что делает их важным инструментом обучения.

Наконец, существует множество сайтов, работающих как генераторы заданий. В основном они ориентированы на ГИА и ЕГЭ и представляют собой базы данных по заданиям прошлых лет, из которых они случайным образом генерируют новые варианты. Среди них стоит отметить набирающий популярность портал «ЯКласс» - образовательный проект Сколково. Это масштабный тренажер для школьников разных возрастов, который хранит не конкретные примеры, а их шаблоны. С использованием технологии Genexis сайт каждый раз генерирует задание заново, подставляя в шаблон случайные (или ограниченные каким-либо параметром) данные. Эта система удобна не только для школьников, которым не приходится больше тренироваться на ограниченном наборе задач, так и для учителей, которые могут создавать с помощью «ЯКласса» контрольные с уникальными вариантами для каждого ученика.

4. Школа в мониторе

И, конечно же, растет разнообразие возможностей полноценного дистанционного образования. Интернет-школы обычно являются филиалом государственных школ или приписаны к ним, поэтому имеют право выдавать аттестат об обучении. В этом смысле заочное образование не отличается от очного. Что касается технологий обучения, они во всех школах примерно одинаковы: теория в виде учебника или видеоматериала (анимация или лекция преподавателя), домашние задания, которые проверяет индивидуальный учитель, рубежные тесты контроля знаний. Это позволяет работать не только со школьниками на домашнем обучении, но также с детскими домами (проект «РОСТ») и больницами (проект «Учим-знаем» на платформе Мобильной Электронной Школы). Более тонкие различия касаются деталей: обучение построено на вебинарах с большим количество участников (онлайн-школа «Алгоритм») или школьник работает с записью семинара самостоятельно (что удобно, если ученики находятся в разных часовых поясах, как в Центре Интенсивных Технологий Образования).

Отличаться может и тщательность контроля знаний. Для усидчивых учеников, которые способны освоить программу самостоятельно, или тех, кто предпочитает не тратить на нее много сил и времени, существуют более формальные школы (например, «Обучение в диалоге»), когда достаточно регулярно сдавать проверочные работы. Тем же, кто заинтересован в подробном и тщательном обучении с постоянным контролем, может подойти школа InternetUrok. Освоение каждой темы в ней состоит из шести этапов: просмотр видеоурока или чтение конспекта, изучение соответствующих параграфов из школьных учебников, отработка материала на тестах-тренажерах, вебинар с учителем, дополняющий базовую информацию, выполнение домашнего задания и, наконец, оценка и разбор домашнего задания с учителем.

Кроме этого, несмотря на то что все онлайн-школы соответствуют государственным стандартам, каждая по-своему ставит акценты в процессе обучения. Дистанционная школа School-inter делает ставку на легкое и игровое обучение, международная «Школа завтрашнего дня» предлагает совместную программу с американской школой из Флориды, а экстернат «Фоксфорда» ориентирован на мотивированных и целеустремленных учеников и их подготовку к олимпиадам и поступлению в ведущие вузы России.

Чему учит компьютер
Несмотря на устоявшуюся систему образования, кажется, что можно учиться еще эффективнее. И новые технологии постоянно предлагают новые возможности. Уже сейчас онлайн-курсы позволяют видеть и слышать учителя лучше, чем в школьном классе, а после изобретения виртуальной доски дистанционное общение с учителем перестало отличаться от реального. Во многих школах используют технологию «живой книги»: учитель может постоянно обновлять материал урока, добавляя туда любые виды контента (тексты, схемы, анимацию, видео, аудио, ссылки на другие сайты). С помощью системы Moodle координаторы учебных программ могут отслеживать выполнение заданий и распределять их между учениками. То есть технологии дистанционного обучения уже способны воссоздать полноценную школу в интернет-пространстве. Теперь возникает вопрос: можем ли мы сделать онлайн-образование принципиально более эффективным, чем реальное?

Ключевое отличие дистанционного образования от обычной школы в том, что оно индивидуально. Каждый школьник учится тогда и так, как ему удобно. Следующий этап - научиться подбирать сами принципы обучения под конкретные особенности ученика. В результате выстраивается индивидуальная образовательная траектория. Среди российских учебных порталов активнее всего это направление развивают создатели сайта Учи.ру. Мы поговорили с PR-директором проекта Георгием Слугиным о том, как работает персонализация обучения.

Сайт «Учи.ру» создавался не как альтернатива школе, а как дополнение к ней. Он предназначен для закрепления базовых навыков и знаний, полученных от учителя. Основная его цель - ликвидировать пробелы, которые часто возникают у детей, когда они по разным причинам недопоняли ту или иную тему. «Наш курс сделан не исключительно для гениев, - рассказывает Слугин. - У каждого ребенка есть потенциал к усвоению школьной математики. Но если в 1-4-м классе возникли эти пробелы, то дальше это как снежный ком, и потом уже в 5-7-м классе ребенок с математикой не хочет иметь ничего общего».

Каждый школьник работает с сайтом самостоятельно с первого класса. Ему предлагают пройти разные задания в порядке усложнения. По каждой теме последовательно возникают интерактивные задания попроще и потруднее, и без решения базовых задач доступ к сложным получить невозможно. «Когда мы хотим ребенка чему-то обучить, нам важно понять, что он научился, что он присвоил этот навык, а не просто правильно подобрал ответ», - объясняет Слугин. Система следит за количеством правильно решенных задач по теме - в случае ошибки ребенок должен повторить задание. И это первый этап подстройки под ученика: каждый имеет возможность учиться столько, сколько ему нужно, в своем темпе и с новым количеством повторений. Если оказывается, что школьник решает задания быстро и без ошибок, то система догадывается, что перед ней «отличник», и легкие задачи можно пропустить, перейдя сразу на сложные. Таким образом система старается сохранять интерес сильных учеников, чтобы они не уставали от однотипных «слишком легких» заданий. Но стоит этому «отличнику» ошибиться, как его привилегии исчезают, и он продолжает проходить задания на общих основаниях. Получается, что система заменяет учителя не только в проверке решений, но и реагирует вместо него на скорость обучения школьника.

Если же ученик с заданиями справляется плохо, то тактика программы другая. Система не выдает правильных ответов, но дает подсказки, предлагает решить задачу с самого начала поэтапно. Получается, что здесь роль учителя заранее выполнили методисты сайта, которые при разработке заданий прописали сценарии ошибок и работы над ними. Но если и с учетом подсказок решение оказывается сложным и школьник продолжает давать неправильные ответы, то система заключает, что он устал или не готов думать. В таком случае ему рекомендуют другой урок (например, геометрию вместо арифметики) или вообще «отправят гулять» - выведут с сайта и предложат вернуться к учебе попозже.

Чтобы обучить систему отслеживать действия ученика и принимать решения, требуется серьезная работа программистов. «Это уже анализ больших данных, - говорит Слугин. - У нас в системе больше миллиона активных учеников. Все эти карточки прорешены много миллионов раз. И в будущем мы можем в зависимости от времени, количества ошибок и уровня подготовки строить индивидуальную траекторию еще более точно». Если представить себе, на что еще может обращать внимание система, рисуются совершенно удивительные картины. «У современных устройств есть камера, микрофон, если они включены, можно понимать уровень освещенности и шума в помещении, если работает геолокация - то время и даже погоду за окном. И там могут быть интересные вещи. Например, окажется, что в Мурманске зимой дети лучше решают задачи после обеда», - фантазирует Слугин. И несмотря на то, что прямо сейчас этим еще не занимаются, лет через пять, по его словам, это будет уже нормально. «И это не шутка, - продолжает он. - Мы же понимаем, что погода влияет на психологическое состояние. При минус 25 не очень комфортно с первого урока осваивать новую сложную тему - надо разогреться и в себя прийти после улицы. Это какие-то очевидные вещи, но как только наблюдения будут подтверждаться данными - соберем статистику за зимние месяцы и увидим, что при минус 25 ученики медленнее решают и больше ошибаются… Тогда да, может быть, в такие дни нужно давать более легкие задания на повторение или игровые на развитие логики».

***
Но пока учителя переселяются в онлайн, а программисты учат свои сайты подстраиваться под потребности школьников, не стоит забывать еще об одном важном действующем лице, и это - родители. Несмотря на то что в каждой интернет-школе за учеником закреплен куратор, который может помочь и поддержать в трудной ситуации, несмотря на то что задания на большинстве сайтов составлены в игровой форме, несмотря на обилие мотивирующих олимпиад, движущей силой образования, по крайней мере на первых порах, остаются родители. В видеокурсах для первого класса проекта «домашняя школа ИнтернетУрок» учитель даже обращается напрямую к родителям: «Проверьте, что ваш ребенок усвоил такие-то и такие-то правила». В начальных классах ребенку часто сложно в одиночку разобраться с тем, что требуется в задании и по какому принципу работает система. Нужно задать начинающему школьнику определенный режим и объяснить, как устроен процесс обучения, чтобы дальше он мог заниматься сам. Поэтому заменить родителей компьютером пока - к сожалению или к счастью - невозможно. Но оказалось, что и их тоже можно мотивировать: по словам Слугина, родители часами «зависали» на сайте «Учи.ру» в попытках пройти предпринимательскую игру и получить максимум прибыли от продажи лимонада. Век учи, век учись.

Кажется, дискуссия о том, сможет ли заменить компьютер учителя, ведётся с момента создания первой ЭВМ. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий только обострило эту проблему. По иронии судьбы, новыми способами получения информации в большей мере сегодня владеют именно школьники. Большинству учителей удаётся освоить лишь базовые навыки работы с компьютером и далеко не всегда – Интернет. При этом поток информации стал настолько велик, что иногда рассказ учителя кажется детям чем-то несущественным по сравнению с той же статьёй в Википедии (мы с детьми не согласны).

Так или иначе, но эта тема не даёт покоя учёным и представителям нового поколения, жизнь которых теперь тесно связана с Сетью. Так, недавно на страницах EdSurge появилась статья Эрика Хоровица, который размышляет о том, насколько важны для учителя метакогнитивные данные, попутно рассказывая об очередном эксперименте в этой области.

«Если главным бичом вашего обучения была фраза «покажите свою работу», то вы в этом определенно не одиноки», - начинает автор свой рассказ. По мнению Эрика Хоровица, требования учителя продемонстрировать, как ученик пришёл к решению задачи, могут показаться 10-ти-летнему ребенку произвольными, однако они служат очень важной цели: позволяют взглянуть учителю на метакогнитивные процессы, которые руководят способностями школьника решать различные задачи. Именно метакогнитивный уровень мышления связан с умениями контролировать и направлять собственные познавательные интересы. Поэтому анализ детских работ, ошибок и исправлений, который помогает следить учителю за движением мысли ребёнка, даёт возможность педагогу находить и рассматривать сформированные у школьника метакогнитивные стратегии.

Так, по мнению Хоровица, одним из возможных преимуществ технологии компьютерных измерений является простота сбора и документирования информации о сложных метакогнитивных процессах, проходящих в голове ребёнка. В частности, можно использовать лог-файл компьютера, чтобы измерить процессы метапознания «онлайн» в тот момент, когда ученик решает задачи, нажимая клавиши или кликая мышкой, а не постфактум, когда задача решена и ученик пытается проанализировать свои решения. Новый способ сбора информации не только обеспечивает моментальный «взгляд внутрь головы» это также предотвращает ситуации, когда обучаемый неполно или неточно объясняет свои действия.

В связи с этим встаёт вопрос: может ли технология компьютерного измерения метакогнитивных процессов быть столь же эффективна, как традиционный педагогический анализ деятельности ученика? Являются ли данные, содержащиеся в лог-файле, действительно важными?

По мнению Эрика Хоровица, исследование Марселя Винмана из Лейденского университета, недавно опубликованное в Learning and Individual Differences, отвечает положительно на этот вопрос. Так, в качестве объекта эксперимента Винман и его коллеги выбрали группу из 52-х учащихся средних школ. На протяжении всего проекта учёные отслеживали, как школьники работали в специальной компьютерной программе. С помощью этой программы они должны были выяснить, как различные факторы, такие как загрязнение среды или источники пищи, могут повлиять на популяцию выдр. У школьников была возможность отрегулировать значение каждого из пяти предложенных факторов, а затем запустить симуляцию, которая демонстрировала, как изменилась популяция выдр. Чтобы выяснить влияние различных факторов на жизнь выдр, ученики провели минимум 15 экспериментов.

При этом в процессе занятий школьников на компьютере в лог-файл записывались различные аспекты работы, каждый из которых становился материалом для измерения метакогнитивных процессов учеников. К этим аспектам относились общее число проделанных экспериментов, время, прошедшее между видимыми результатами одного эксперимента и началом следующего, частота прокрутки вниз для просмотра более ранних экспериментов или вверх, чтобы увидеть более поздние результаты, и число факторов, которые были изменены между экспериментами.

После того, как студенты завершили свои эксперименты, экспертам были показаны логи ученической активности, и они оценили каждого студента по двум метакогнитивным показателям: 1) систематическому измерению; 2) полноте эксперимента. Первый индикатор отражал закономерность, с которой ученики искали подходящую стратегию влияния на популяцию выдр, например, путём многократного изменения одного фактора при постоянном сдерживании других факторов. Второй показатель демонстрировал, в какой степени школьники экспериментировали со всеми пятью факторами.

Чтобы эксперимент состоялся, необходимо было информацию лог-файла сравнить с данными самоанализа учеников, в котором дети описывали свои действия и объясняли причины тех или иных решений. Марсель Винман и его команда были, в основном, заинтересованы двумя вещами: 1) насколько измерения метакогнитивной деятельности, проводимые компьютером, соотносились с анализом действий учеников;; 2) как результаты двух разных способов измерения метакогнитивной деятельности прогнозировали обучение. Если измерения человеком и компьютером были бы согласованы и с одинаковой точностью прогнозировали результаты обучения, это доказало бы, что компьютеры могут заменить традиционные методы анализа важной метакогнитивной деятельности.

Исследователи на самом деле обнаружили, что не было особой разницы между измерениями метакогнитивной деятельности, проводимыми человеком и компьютером. Почти все отдельные компьютерные измерения (например, частота прокрутки, время между экспериментами и т.д.) были соотнесены с теми или иными объяснениями учеников своей деятельности в процессе эксперимента (какие факторы предпочитали выбирать, как их меняли для получения нужного результата, зачем и т.д.).

«Безусловно, результаты Винмана далеки от совершенства», – говорит Хоровиц. Однако не стоит закрывать глаза на то, что компьютеры способны делать адекватные измерения таких важных для обучения показателей как планирование, разработка стратегии и оценка результатов работы. Теперь клики мышкой, просмотр страниц, удаление ответов становятся не только набором обычных рабочих операций, но и позволяют определить общий уровень квалификации студентов, а также пролить свет на причины выбора учеником той или иной стратегии в решении сложных проблем.

Конечно, эти исследования находятся в зачаточном состоянии и подобные результаты не могут дать полной картины способностей студента или определить их слабые и сильные стороны. Однако с каждым годом подростки начинают хранить в электронном виде всё большее количество учебной информации и своих расчётов, а это прямой путь к тому, чтобы дальше работать в этом направлении» - заключает Эрик Хоровиц.

Что же касается роли учителя, то при всей революционности подобных экспериментов, без участия человека они вряд ли бы представляли какую-то ценность. Пусть даже компьютеру удалось собрать необходимую информацию, но кто-то же должен её проанализировать и продумать, как использовать полученные данные в дальнейшем.

Вариант развития, при котором компьютер на основе своих же сведений мог бы предложить программу обучения ребёнка, на данном этапе недоступен нам. Что не может не радовать. Ведь в той же повести Азимова машинное образование лишает человека творчества и возможности делать ошибки, необходимые для настоящего развития и нахождения собственного пути. Именно поэтому на вопрос «может ли заменить компьютер учителя?» - независимо от уровня развития технологий - можно смело ответить: «нет».