Водоснабжение

Пословицы и поговорки как жанр фольклора. Малые фольклорные жанры

Пословицы и поговорки как жанр фольклора. Малые фольклорные жанры

Урок 3. Пословицы и поговорки как малые жанры фольклора. Их народная мудрость. Многообразие тем.

Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и поговорки, работать в парах, в группах.

Задачи урока:

    Образовательные: формировать умение различать малые жанры фольклора, такие как пословица и поговорка; обучить умению анализировать смысл пословиц и поговорок;расширять представления о культуре и истории родного края.

    Развивающие: развивать навыки устной речи учащихся;

    Воспитательные : воспитывать посредством анализа пословиц любовь к родной литературе, к Родине и своей семье.

Ход урока:

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».

    Актуализация знаний

Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)

Какие пословицы и поговорки вы знаете? Как вы думаете, что такое пословица, а что такое поговорка?

Давайте попробуем выяснить это, убедившись на разных примерах.

    Работа по теме урока.

    Слово учителя

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

    Работа со словарем.

Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.

Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.

3.Сравнение пословицы и поговорки.

Что же такое пословица? Обратимся к литературоведческому словарю.

(Индивидуальная работа: ученики читают словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом)

ПОСЛО́ВИЦА - краткое образное выражение с назидательным смыслом. Пословица часто имеет одновременно и буквальный и переносный (образный) план. Пословица может выполнять самые разные функции: подтверждать какой-либо жизненный факт (именно так бывает), давать оценку (это хорошо, а то плохо), рекомендовать, как поступать в том или ином случае (действуй так, а не иначе) и т. д. Возникновение многих пословиц связано с реальными историческими событиями (Вот тебе, бабушка, и Юрьев день; Москва от копеечной свечки сгорела) . Образность пословиц часто связана с реалиями быта, повседневной жизни (Лестницу надо мести сверху, а не снизу; Клин клином вышибают) . Пословица, имеющая характер совета, рекомендации, выступает в форме побудительного предложения (Любишь кататься - люби и саночки возить; На Бога надейся, а сам не плошай) . Пословица со временем, утратив часть своего словесного выражения, может стать фразеологизмом.

Слово учителя

Таким образом, можно сделать вывод, что пословицей называют законченное предложение – краткое и всегда нравоучительное.

Теперь попытайтесь дать определение поговорки.

(Индивидуальная работа: ученики продолжают читать словарную статью в словаре, записывают определение в тетради, зачитывают перед классом)

ПОГОВОРКА – это образное выражение, существующее в речи для эмоционально-экспрессивных оценок (например, «надоел как горькая редька» означает выражение досады.)

Чем отличается пословица от поговорки? (ученики делятся мнениями)

Запишем в тетради:

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла. («Семь пятниц на неделе»).

Иными словами и пословицы , и поговорки - это краткие меткие изречения. Пословица содержит законченную мысль, а поговорка - это часть суждения без вывода.

4.Использование новых знаний на практике.

В.И.Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла. Даль писал: «Поговорка, по народному определению, цветочек, а пословица-ягодка; и это верно» И далее: «Это одна первая половина пословицы». Какую ценность для нас имеют поговорки и пословицы, почему мы считаем их важной частью народного творчества?

На доске представлены пословицы и поговорки. Назовите, в какой колонке перечислены пословицы, а в какой – поговорки? Почему?

На воде вилами писано

Языком кружева плетет

Положить зубы на полку

Гляди в оба

Легок на помине

Хоть шаром покати

Свинью подложить

Остаться с носом

Когда рак на горе свистнет

Рвет и мечет

Ни в зуб ногой

    Весна красна цветами, а осень пирогами

    Шуба лежит, а сам дрожит.

    От умного научишься, а от глупого разучишься.

    Сломить дерево – секунда, а вырастить целый год;

    На зеркало нечего пенять, коли рожа крива;

    Когда придет беда, не пойдет на ум и беда;

    Ученье – свет, а неученье – тьма.

Большинство пословиц нельзя понимать буквально. Рассмотрим прямой и метафорический, т.е. переносный смысл пословиц.

Лес рубят - щепки летят.
Прямой смысл - когда рубят деревья, действительно из-под топора летят щепки. Переносный смысл - нельзя сделать большое дело, не совершив маленьких погрешностей.
Не зная броду, не суйся в воду.
Прямой смысл - реку вброд переходить можно тогда, когда хорошо знаешь, где находится брод. Переносный смысл - если хочешь сделать серьезное дело, надо сначала изучить, как его делать, чтобы не навредить самому себе.
Цыплят по осени считают.
Прямой смысл - цыплят можно считать тогда, когда они вылупляются, но за лето некоторые могут умереть, кого-то из них унесет коршун или лиса. Поэтому говорят, что цыплят надо считать осенью, когда они уже выросли и научились прятаться от врагов. Переносный смысл - итоги надо подводить тогда, когда дело доведено до конца.
От яблони - яблочки, а от сосны - шишки.
Прямой смысл - на яблоне растут яблоки, а на сосне растут только шишки. Переносный - не надо ждать, что дело, в результате которого должен возникнуть один результат, принесет другой.

5.Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение. Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей». Эта игра состоит из нескольких туров. Итак, начинаем.

1 ТУР «Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.

    Враги не знают друг друга в счастье (Друзья познаются в беде );

    Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);

    На своей Родине и зима прекрасна. (На чужой стороне и весна не красна);

    Великое безделье хуже крошечного бизнеса. (Маленькое дело лучше большого безделья) ;

    Безделье неумеху не страшится. (Дело мастера боится);

    Чижа романами угощают. (Соловья баснями не кормят);

    Умный умного не слышит близко. (Дурак дурака боится);

    Черт всем скажет, боров слопает. (Бог не выдаст, свинья не съест).

2 ТУР «Одним словом». Замените поговорки одним словом.

    На попятный двор. (Отказаться);

    Заткнуть за пояс. (Победить);

    При царе Горохе. (Давно);

    Хоть шаром покати. (Ничего нет);

    Легок на помине. (Появился быстро);

    У черта на куличиках. (Далеко);

    Яблоку негде упасть. (Тесно);

    Как снег на голову. (Внезапно);

    Ни к селу ни к городу. (Невпопад).

3 ТУР «Откуда пословица?». Из какого источника появилась пословица?

    Битый не битого везет. (Из сказки «Лиса и волк»);

    Кому вершки, а кому корешки. (Из сказки «Мужик и медведь»);

    А Васька слушает да ест. (Из басни И. Крылова «Кот и повар»);

    А воз и ныне там. (Из басни И. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»);

    А ларчик просто открывался. (Из басни И. Крылова «Ларчик»).

4 ТУР «О чем пословица?». Определите темы пословиц:

«Трудолюбие», «Глупость», «Дружба», «Родина», «Учение», «Нерадивость», «Трусость» и т.д.

Список пословиц:

С родной земли – умри, не сходи

Своя земля и в горсти мила

Всякая сосна своему бору шумит

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило

Продай кафтан, да купи буквицу

Корень учения горек, да плод сладок

Сперва аз да буки, а там – и науки

Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить

Под лежачий камень вода не течет

Дерево смотри в плодах, а людей смотри в делах

Горька работа, да сладок хлеб

Двое пашут, а семеро руками машут

На голове густо, а в голове пусто

Лоб, что лопата, а ума небогато

Волков боятся - в лес не ходить

6.Подведение итогов .

Выставляем оценки за лучшие ответы и комментарии на уроке.

    Рефлексия

Какую роль играют пословицы и поговорки в речи?

8.Заключение:

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Пословицы и поговорки сопровождают человека всю жизнь. Они посвящены Родине и труду, учению и лени, здоровью и природе, родителям и друзьям. Благодаря точности и простоте пословицы легко усваиваться в детском возрасте и воспринимаются как жизненная норма. Пословицы и поговорки обогащают и украшают речь человека, развивают воображение.

9.Домашнее задание:

Проиллюстрировать пословицу или поговорку.

Анна Дронина
Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки»

Схема конспекта занятия .

Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор

Возраст детей : 10-11 лет

Тема занятия : «Малые жанры фольклора . Пословицы и поговорки »

Цель занятия : Формирование знаний о малых жанрах фольклора : пословицами и поговорками .

Задачи :

обучающие : повторить малые жанры фольклора ; объяснить поучающий смысл пословиц и поговорок ; показать сходство и различие двух жанровых форм .

развивающие : развитие речи у детей через комментированное чтение пословиц , написание письменных ответов на поставленные вопросы, сочинение мини-рассказов.

воспитательные : воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Оборудование : сборники пословиц и поговорок ; словарь литературоведческих терминов; распечатки пословиц , поговорок , оформленные на доске.

ИКТ : презентация «Малые жанры фольклора »

Этапы работы Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент

Цель : организация детей на занятии , мотивация детей на получение нового материала

Игра «Подари тепло другу»

Предлагаю повернуться лицом друг к другу. Одни раскрывают свои ладошки, а другие накрывает их своими ладонями. Посмотрите ласково в глаза друг другу так, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? Теперь каждый по очереди скажет несколько слов друг другу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели еще больше. А теперь пожелайте друг другу чего-нибудь хорошего.

Чего вы желали друг другу? (ответы слушателей)

Настроение улучшилось? Тогда начинаем!

2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала,

Цель : выявление знаний детей по данной теме

Методы и приемы : проблемный, информативный

Презентацию готовит творческая группа из 3 человек.

В презентации на каждом слайде отгадка на загадку. (На доске дом с пустыми окошками. В них дети должны будут написать жанры малых форм фольклора ).

Сегодня на занятии мы отравимся в заочное путешествие по стране «Фольклор »

Ребята, обратите внимание на доску, что вы увидели? Находится этот дом на улице «Жанровая » . Что за «жильцы» живут здесь. Давайте заселим жильцов в наш дом.

В каждое окошко мы напишем жанры фольклора , которые знаем. Назовите их.

(колыбельные песни, потешки, пестушки, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, небылицы, пословицы , поговорки , загадки и т. д.)

Хорошо, названия жанров вы знаете , а теперь мы проверим, как вы сможете определить, к какому виду малых жанров фольклора относятся приведённые тексты.

Презентация «Малые жанры фольклора »

1) От топота копыт пыль по полю летит (скороговорка) .(1 слайд)

2) Зимою греет,

Весною тлеет,

Летом умирает,

Зимой оживает (снег) . (загадка) (2 слайд)

3) Киса, кисонька, коток,

Киса - серенький хвосток,

Приходи, киса, ночевать,

Приди Васеньку качать… (колыбельная песня(3 слайд)

4) Матушка – репка,

Уродись крепка,

Капуста - виласта.

Будь пудаста! (закличка) (4 слайд)

5) А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. (небылица) (5 слайд)

6) Ехали, ехали

В лес за орехами,

По кочкам, по ямкам,

Бух, и провалились. (потешка)

7) Скачет галка по ельничку(6 слайд)

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галочку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять,

Плачет галка, да негде взять… (прибаутка) (7 слайд)

8) Потягунчики, порастунчики!

Роток – говорунюшка,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки. (пестушка) (8 слайд)

9) Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне дай стальной. (приговорка) (9 слайд)

10) Раз, два – упала гора,

Три, четыре – прицепило,

Пять, шесть – бьют шерсть,

Семь, восемь – сено косим,

Девять, десять – деньги весить. (считалка) (10 слайд)

11) Ласковое слово слаще мёда. (пословица ) (11 слайд)

12) Обманули дурака

На четыре кулака,

На пятое – стуло,

Чтоб тебя раздуло!

На шестое - колесо,

Чтоб тебя разнесло. (дразнилка) (12 слайд)

13) Семь пятниц на неделе. (поговорка ) (13 слайд)

4. Цель : ознакомление детей с формами фольклора : пословицами и поговорками , выявить сходство и различие

Методы : беседа, творческое задание в группе, метод сравнения, поисковый, игровой

Цель : формирование способности анализировать, выделять главное и применять полученные знания на практике.

Методы и приемы : активный диалог, театрализация, работа в парах и групповая Основной этап. Изучение нового материала :

1. Вводная беседа

Ребята, сегодня на занятии мы с вами подробно познакомимся с жанрами пословиц и поговорок . Вот скажите, какие пословицы и поговорки вы знаете ? (Ответы детей)

Какие пословицы спрятались вот на этих рисунках? (рисунок)

А когда так говорят?

О какой пословице идет речь вот на этой картинке? А когда ее используют?

(Примерные ответы :

1. «Знал бы, где упасть, соломки постелил» - если случайно упадёшь, поскользнешься.

2. «Видит соринку в чужом глазу, а в своём бревна не замечает» - о навязчивых нравоучениях, замечаниях постороннего человека.

3. «Семеро одного не ждут» - об опоздавшем.

3. Сравнительный анализ :

Ребята, давайте с вами определим, в чём заключаются сходство и различие между пословицами и поговорками . (заполнение таблицы в результате объяснения)

«Сходства и различия пословиц и поговорок » (использование интерактивной доски)

Пословица Поговорка

Сходство

Краткость

Ритмичность

Рифмованность

Отражение народной мудрости

Различие

Законченное суждение Нет законченного суждения : она лишь его часть

Выражение мысли, к которой народ пришёл через вековой опыт Образ, замещающий обычное слово : «Лыку не вяжет» вместо «пьян»

Всегда поучительна, из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению Часто является средством речевой характеристики человека

Игра : «Хлопни-топни»

Закрепление учебного материала.

4. Игровая пауза.

Дети делятся на группы (по цвету) . Каждая группа получает пословицу в «разобранном виде» (на отдельных карточках написаны слова) . Команды должны составить пословицу и попробовать её изобразить, а другие отгадать.

1. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

2. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сочинение мини-рассказов. (Работа в парах)

Сегодня на занятии , мы с вами познакомились с жанрами пословиц и поговорок . Теперь мы будем учиться употреблять их в речи.

Сейчас, каждая пара получит часть текста. Где вы должны будете определить, пословиц или поговорка встречается в нем .

А затем каждая пара попробует сочинить небольшой рассказ, используя известные вам пословицы и поговорки .

И так сойдёт.

У нас в деревне, на соседней улице, жил мальчишка. Звали его Ванька. Но так звала его только мать, а все вокруг называли «И так сойдёт» . Чтобы его не попросили, делал всё спустя рукава, лишь бы побыстрее. А когда Ваньку спрашивали : «Что ж ты, Вань, так плохо сделал то?» Он всегда отвечал : «И так сойдёт!»

Да вот только дела Ваня делать не спешил. Ходит, бывало, мать пол дня за ним, прежде чем он что-нибудь поможет. «Вань, надо дров в баню натаскать, огурцы полить…» , - уговаривает мать. «Работа не волк, в лес не убежит» , - отвечал сын и шёл по своим делам.

Однажды ребята собрались в лес за грибами, ну и Ванька за ними увязался. Только к лесу подошли, как в кустах кто-то зафыркал. Ванька со страха бросился бежать, да споткнулся и упал. Мальчишки глянули, а это ёжик оказался. Он бедный тоже со страха от Ванькиного крика весь в комок сжался.

Ваньке стыдно стало, покраснел, а мальчишки смеются : «Эх, ты, «И так сойдёт» ! Волков бояться, в лес не ходить!»

Чтение нескольких работ

5. Рефлексивно-оценочный этап

Цель : формулирование вывода

Методы и приемы : оценочный, Подведение итогов :

Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?

Было ли занятие для вас интересным ?

Что нового вы для себя узнали?

Испытали ли вы, ребята, какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии ? С чем они связаны?

Какая информация сегодня на занятии была новая ?

6. Задание на дом

Цель : нацеливание детей на применение новых знаний в жизни

Метод : частично-поисковый Сделать подбор пословиц по одному ключевому слову : друг, вода, радость, книга, жизнь.

Билет №1

Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно – обрядовые песни. Какими они бывают? Чему посвящены?

Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно -обрядовые песни - это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом - солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р - это устное народное творчество ; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители

Обряд - это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно - обрядовой поэзии : зима, весна, лето, осень.

Колядки

Среди зимних календарно - обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен - колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

Ты нас будешь дарить -
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить -
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно - обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, -
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, -
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

Весенние календарно - обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
- Юрий, на что трава?
- Трава для коников!
- Юрий, на что роса?
- Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета. Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы.

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что - пропало,
А кто сделал что - пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
- Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно - обрядовые песни, связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Песня рассказывает о совершении обряда "завивания бороды" - специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!

Билет №2

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Пословица - это краткое народное изречение, имеющее поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.

Семь раз отмерь, один отрежь.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Волков бояться - в лес не ходить.

Поговорка - это краткое народное изречение, метко и ярко характеризующее какое-то явление. Поговорки не выражают законченной мысли.

Нет дыма без огня.

Говорят, что кур доят.

Первый блин комом.

Повторение мать ученья.

Дуракам закон не писан.

Пословицы и поговорки появились очень давно. Их никто не придумывал специально. Очевидно, впервые они произносились к конкретному случаю. Кто-то пытался перейти реку, попадал на глубокое место и начинал тонуть.

«Не зная броду, не суйся в воду». Со временем так стали говорить, когда надо действовать осторожно.

Можно как угодно красочно что-то описывать - всё равно полное представление человек об этом получит, когда увидит сам. Вот и получается: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В пословице самое главное - это её смысл. Пословицы учат, как надо и как не надо поступать. Главное - понять, о чём говорит пословица. И тогда можно избежать многих неприятностей.

Не буди лихо, пока оно тихо.

Бесплатный сыр только в мышеловке.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всё тайное становится явным.

В поговорке же главным является её красота, меткость, складность. Поговорка украшает речь, делает её красочной, оживлённой, весёлой.

После дождичка в четверг.

Не в бровь, а в глаз.

Бумага всё стерпит.

Нет дыма без огня.

Пословиц в языке очень много. Начало изучению этого пласта народного творчества в русском языке положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например:

« Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».

Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».

Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.

« Яблоко от яблони недалеко падает» ,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.

Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость

Цели урока: раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок, сходство и различие двух жанровых форм фольклора .

Задачи урока:

    обучение умению анализировать смысл пословиц и поговорок;

    развитие речи учащихся;

    воспитание любви к Родине, к природе, своей семье;

    пропагандирование здорового образа жизни.

Словарная работа: лаконизм, афористичность, совершенство формы.

Оборудование: оформленные на доске пословицы и высказывания писателей.

Ход урока

А что за роскошь, что за смысл,
какой толк в каждой поговорке
нашей! Что за золото!

А. С. Пушкин.

I .Знакомство с жанром пословиц и поговорок

1. Вводная беседа

Пословицы – это золотые россыпи в нашем языке.

Жизнь человека протекает среди огромного числа новостей, событий и происшествий. Объять отдельным человеческим разумом всё происходящее практически невозможно. Народная культура создала особые устные механизмы памяти. Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль.

Поговорка ярко называет, рисует какое-то явление, например: « Гол как сокол», « Как сыр в масле катается», « Надулся, как мышь на крупу», « Мягко стелет, да жёстко спать», « Нашла коса на камень».

Пословица же высказывает в связи с жизненной ситуацией некое суждение, мораль: « Любишь кататься – люби и саночки возить», « За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», « Нет дыма без огня», « Худой мир лучше доброй ссоры».

Пословицы и поговорки способны так ёмко обозначать явления окружающего мира потому, что они применимы не к одному случаю, а ко всем подобным событиям.

« Яблоко от яблони недалеко падает»,- говорят и про конкретного человека, подражающего своим родителям или наставникам, и про всех людей, чей характер схож с родительским.

Ёмкость народной пословицы, в каждой из которых скрыт потенциальный сюжет для целой драмы, использовал А. Н. Островский, поместивший фольклорные изречения в заглавия своих пьес: « Не было ни гроша, да вдруг алтын», « Бедность не порок», « Свои люди – сочтёмся»…

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Ребята, давайте вспомним пословицы, которые вы употребляете в своей речи. Какие пословицы и поговорки вы слышите от окружающих вас людей

(в школе, дома)?

2. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.

« От пословицы не уйдёшь»

« Пословица не даром молвится»

« Пословица ввек не сломится»

« Глупая речь – не пословица»

« Красна речь пословицей»

3 . Обсуждение высказываний о пословицах.

« Вот как хорошо сочиняют мужики. Всё просто, слов мало, а чувства много»

Л. Толстой

« Кто придумал их так складно…»

А. Пушкин

Что восхищало в пословицах русских писателей?

4. Запись в тетради:

ПОСЛОВИЦА - жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла («Семь пятниц на неделе», «Положить зубы на полку»).

II . Работа с пословицами разных тематических групп.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVII века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Ребята, прочитайте и прокомментируйте, пожалуйста, те пословицы и поговорки, которые вы приготовили к уроку.

1. Работа по группам.

1-ая группа: пословицы о Родине.

Каждый человек – рано или поздно, осознаёт он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определённый отпечаток на формирование её гражданских черт. Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, о чём говорят следующие пословицы:

« Всякому мила своя сторона».

«Велика святорусская земля, а везде солнышко»

« Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»

« На чужой стороне и весна не красна»

« На чужой стороне и сокола зовут вороной»

« С родной земли – умри, не сходи!» и другие пословицы.

«Кто за Родину горой, тот истинный герой»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»

«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»

«Береги Родину, как зеницу ока»

« Жить – Родине служить»

Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за то, что она неоднократно в борьбе с многочисленными захватчиками отстаивала свою независимость, за то, что она предоставляет всем нациям страны равные права, за то, что это наше прошлое и будущее, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.

2-ая группа: о природе

Например: « Лес и воды – краса природы»

« Лес да растения – зверю спасение»

« В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо»

« Враг природы тот, кто лес не бережёт»

« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

« Сажай лес в поле – будет хлеба боле»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

«Зелёный наряд радует взгляд»

«Растенье – берегам спасенье»

« Лес и вода – брат и сестра»

Поговорим о красоте природы. « Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный день, фиолетовое облако на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника – увидел и, изумленный, пошел по земле, создав новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее» - так писал В. А. Сухомлинский.

Первый снег, первая капель, первый дождь и первая гроза, первые листочки - ничто не должно пройти мимо нашего внимания. Пусть каждый обнаружит в природе что-нибудь важное для себя. А все остальные порадуются вместе с ним его открытию.

3 –ая группа: о здоровом образе жизни

Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. Да и понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком - это уже счастье. Походы в лес, на речку, костры на берегу моря, занятия спортом, увлечение любимой работой, любимым делом – так много всего интересного на свете. Стоит ли драгоценные годы, дни, минуты тратит на вредные, а порой очень опасные привычки

Курение, пьянство – уродливые привычки. Они разрушают важнейшие системы человеческого организма.Представление о пьянстве как обычае русских, мягко говоря, преувеличено. На Руси существовали строгие традиции винопития. Пиво, брага, медовуха – вот что пили наши предки, причём крепость этих напитков не превышала 15 градусов. Пить алкогольные напитки было принято лишь по определённым праздникам. Использование алкоголя молодыми людьми осуждалось, пьяниц подвергали публичной порке.

Табак, родиной которого является Америка, попал в Старый Свет не менее 500 лет назад. В России в XV веке уличённых в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – отрезали нос или уши. Курение было признано причиной пожара в Москве в 1634 году, после чего курить запретили под страхом смертной казни. В XVII веке жестоко наказывались и курильщики (их пытали и били кнутом), и торговцы табаком (их пороли и ссылали в дальние города).

О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят и пословицы. Например:

« Здоровье дороже богатства»

« Ум да здоровье всего дороже»

« В здоровом теле здоровый дух»

«Чистая вода для хвори беда»

« Холода не бойся, по пояс мойся»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»

« Смолоду закалишься, на весь век пригодится»

« Захворать – один день, а поправляться семь недель»

4- ая группа: о семье

Человек – связующее, по меньшей мере, трёх столетий. В том столетии жили дедушки и бабушки со своими родителями, мы их помним, в этом столетии мы живём со своими родителями и детьми, а вот в следующем будут жить наши внуки со своими родителями и детьми. Они нас будут помнить.

Семья – вот что близко и понятно каждому человеку. В семье ребёнок получает первые жизненные ориентиры, первые убеждения и первые мировоззренческие взгляды, которые зависят, конечно, от господствующей в ней духовной и культурной атмосферы. Многое зависит от отношений, которые складываются в семье, они во многом определяют будущее ребёнка. Счастлив тот, у кого есть мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сёстры. Ведь кто лучше бабушки неторопливо и задушевно поведает внуку или внучке о добром Иванушке, злом Кощее, о трудолюбивой Золушке…Не забудутся эти сказки, если нет-нет и скажет бабушка: « Ты у меня такая же трудолюбивая, как Золушка, находчивая, как Алёнушка, красивая, как Василиса». Счастливы мать и отец, которым о ребёнке говорят: « Само добро», « Доброго человека вырастили». Это не просто похвала родителям, а дань искреннего уважения к их ребёнку. Добро и доброта всегда высоко ценились и ценятся у каждого народа, так же, как добрые семейные отношения.

Пословицы:

« Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»

« Слава сыну – отцу отрада»

« Отец и мать – священные слова»

« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

« При солнышке тепло, а при матери добро»

« Роднее матери родни нет»

« Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает да скоро растает»

« Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

« Материнская ласка конца не имеет»

«Ссора в семье до первого взгляда»

« На что и клад, когда в семье лад»

Как красиво, как точно! Ведь семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок…

Погляди на пришедших с работы родителей, как они устали, как их мучают проблемы. Улыбнись им, позволь получить тепло и ласку твоего сердца. Не конфликтуй с родителями, помни: никто не поймёт тебя лучше них, ведь они дали тебе самое ценное – жизнь. Люби и уважай их. А бабушек и дедушек, живущих твоими приездами, ты должен всеми силами поддерживать и помогать им. Помни, как не страшно, но люди уходят с Земли. А вместе с ними уходят и все обиды и огорчения, причиненные им тобой. Задумайся о себе и о своих родных!

5 –ая группа: о времени

В одной из философских повестей знаменитого Вольтера « Задиг, или Судьба» великий маг задаёт вопросы главному герою. Первым был такой вопрос: « Что на свете всего длиннее и всего короче, всего быстрее и всего медленнее, что легче всего делится на величины бесконечно малые и достигает величин бесконечно больших, чем больше всего пренебрегают и о чём больше всего жалеют, без чего нельзя ничего совершить, что пожирает всё ничтожное и воскрешает всё великое?» Немного времени потребовалось Задигу, чтобы ответить на этот вопрос. Наверное, догадались и вы, что имел в виду великий маг.

Выслушаем ответ и Задига, который сказал, что в загадке говорится о времени. « Потому что, - добавил он, - на свете нет ничего более длинного, ибо оно мера вечности, и нет ничего более короткого, ибо его не хватает на исполнение наших намерений; нет ничего медленнее для оживающего, ничего быстрее для вкушающего наслаждение; оно достигает бесконечности в великом и бесконечно делится в малом; люди пренебрегают им, а потеряв – жалеют; всё совершается во времени; оно уничтожает недостойное в памяти потомства и дарует бессмертие великому».

Есть вещи, о которых мы говорим часто, которые хорошо знаем, но которые ни разу не видели, не трогали руками. Воздух, например, - он невидим, и вы его никак не ухватите руками. Но без него нам просто не прожить! Так и время! Оно невидимо, без запаха, без цвета. И руками его не потрогаешь. И спрятать не сумеешь и другу не подаришь! А потерять можно! А неуловимое время очень дорого стоит. Ведь впустую утёкшее время уже никак не воротишь. Время – самый высокий арбитр всех наших дел. И ещё, заметьте, все мы одинаково, без исключения, подчиняемся диктату часовых стрелок. Время – это, наверное, единственное, что неподкупно и беспристрастно. Поэтому в народе говорят:

« Время – лучший судья»

«Время рассудит»

«Время дороже денег»

«Упустишь минуту – потеряешь часы»

« Знай минутам цену, секундам счёт»

« На час отстанешь, за день не догонишь»

«Уходит день – не привяжешь за плетень»

« Время не птица – за хвост не поймаешь»

«Года как вода: пройдут – не увидишь»


2. Игра на внимание

Ребята, у вас на столах лежат карточки, на которых записана вторая часть пословицы. Я буду читать первую часть пословицы, а у кого вторая часть, тот её закончит. Будьте внимательны! (или работа с интерактивной доской)

Например: « Всякому мила….» (своя сторона)

«Охранять природу – значит…» (охранять Родину)

«Вся семья вместе…» (душа на месте)

« Кто вчера солгал….» (тому и завтра не поверят)

« Дерево ценят по плодам… (а человека по делам)

III .Заключение

Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший и драгоценнейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с раннего возраста, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.

VI . Домашнее задание :

Написать сочинение по понравившейся вам пословице.

К малым фольклорным жанрам относятся небольшие по объему произведения: пословицы, поговорки, приметы, загадки, прибаутки, присловья, скороговорки, каламбуры. Эти жанры в научной литературе называют паремии (от греч. paroimia – притча1).

Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг к другу по своим художественным признакам.

Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в XIX веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.

Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.

В.И. Даль понимал пословицу как "суждение, приговор, поучение". В своем "Толковом словаре" он дал следующее определение:

"Пословица ж, краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи".

Поговорка, по определению Даля, это: "складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться".

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

3. Загадка как жанр, её особенности.

Загадка, жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Позже Загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В Загадке встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: "Стоит поп низок, на нём сто ризок" (капуста). Загадка широко вошла в др. жанры фольклора, а также в литературу.

Загадки – одно из художественных проявлений устной народной поэзии. В.И. Даль писал, что загадка – это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки".

Фольклористы определяют загадку как "иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которое предлагается отгадать".

Бывают загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Загадка обычно состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. Их тематика разнообразна, тесно связана с бытом и трудом народа: природа, мир животных и растений, трудовая деятельность, орудия труда. Они меняются с изменением жизни.

Еще в XIX веке Д.Н. Садовников в сборнике "Загадки русского народа" представил загадки по темам: жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля и небо и т. д. Они дают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предполагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает). В загадке присутствует иносказание ("без рук, без ног, а ворота открывает" – ветер). Она может быть построена в виде вопроса ("что видно только ночью?" – звезды). Загадки могут строиться на диалогах: – Это черное? – Нет, красное. – А почему белое? – Потому, что зеленое (красная смородина). Отгадываемый предмет может нести в себе элемент отрицания:

– Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь.(Репа)

В загадках используются разные средства и приемы художественной выразительности: сравнения ("черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, повертка в лес" – сорока), метафоры ("пять овечек стог подъедают, пять овечек прочь отбегают" – руки), гиперболы ("у матери двадцать деток, все детки – однолетки" – курица с цыплятами).

Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ ("без рук, без ног на стену лезет" – опара). В сложных загадках изображается какое-нибудь действие или событие, поэтому их композиция содержит описательную часть, может быть монолог или диалог ("скрипит скрипица, едет царица, просится ночевать: "Мне не век вековать, одну ночку ночевать: придут растопорщики, разложат мои косточки, тело в вал бросят, а душу в рай стащат" – молотьба хлеба)5 . Предметы в диалогах изображаются иносказательно: ("Черный огарыш, куда поехал?" – "Молчи, кручена, верчена, там же будешь!" – разговор ухвата и помела).

В загадках, изображая мир, поэтизируя его, обучая видеть в обычном необычное, в быте поэзию, народ создал образцы непревзойденного фольклорного искусства слова.