Очистка воды

Труд как основа развития общества и важный фактор производства. IV

Труд как основа развития общества и важный фактор производства. IV

Для удовлетворения потребностей люди добывают необходимые природные ресурсы и перерабатывают их в блага. Производство - это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития человека, удовлетворения его потребностей. Марксистская политэкономия различает производство материальное - включает отрасли по производству материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство и т.д.) и нематериальное - связано с оказанием нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование, культура, искусство и др.). Эти два вида производства взаимосвязаны, существуют только вместе.

Уровень жизни человека в обществе зависит от возможности производства материальных и нематериальных благ. Возможность создания благ зависит от уровня развития материального производства, преобразующего природные ресурсы в необходимые материальные продукты. Следовательно, материальное производство является материальной основой жизни общества и его развития.

В условиях народного хозяйства производство носит общественный характер. Каждый человек работает индивидуально, затрачивая свою рабочую силу, но процесс труда протекает в обществе, которое должно признать продукт его труда. Производители связаны между собой посредством обмена продуктами труда - товарами, услугами, опытом, навыками. Общественное производство существует только в единстве с распределением, обменом и потреблением благ.

Распределение - это процесс определения доли, количественной пропорции, в которой каждый хозяйствующий человек принимает участие в произведенном продукте. Распределение осуществляется собственником средств производства.

Обмен осуществляется продуктами деятельности как процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен осуществляется также опытом и навыками.

Потребление - это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Совершение производства дает импульс для возникновения новых потребностей, а рост потребностей вызывает рост производства, определяет его объем и пропорции.

Общественный продукт состоит из множества предметов, которые можно разбить на две главные группы:

  • 1) средства производства предназначены для производственного потребления;
  • 2) предметы потреблении предназначены для личного потребления людей.

Средства труда и предметы труда образуют средства производства.

Предмет труда - это вещество природы, на которое направлен груд человека; представляет собой материальную основу будущего готового продукта. Предметы труда, которые раннее подвергались его воздействию, называются сырьем (добытая руда) и материалами (металлы в машиностроении).

Средства труда - это средства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, создавая готовый продукт (машины, инструмент, оборудование и т.п.). К ним относятся и вес материальные условия, без которых труд нс может совершаться (здания, сооружения, трубопроводы, транспортные коммуникации, средства связи и т.п.).

Человек приводит в движение средства производства - с помощью средств труда воздействует на предмет груда и создает продукт. Взаимодействие рабочей силы и средств производства реализуется посредством технологий и организации производства. Технология представляет собой способ воздействия человека на предметы труда и отражает техническую сторону производства. Организация обеспечивает единство взаимодействия работников, участвующих в производстве, а также распределение работ между работниками и средствами производства. Воздействуя с помощью средств труда на природу люди изменяются сами, накапливая опыт и знания. Это, в свою очередь, создает новые возможности для совершенствования орудий и средств груда, технологии и организации производства, повышения производительности труда.

Средства производства и люди, производящие материальные блага, образуют производительные силы.

В процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ люди вступают во взаимосвязи и отношения друг с другом, которые имеют объективный характер и не зависят от воли и желания людей. К. Маркс назвал эти отношения производственными отношениями. Совокупность производительных сил и производственных отношений составляет способ производства.

Наиболее подвижной стороной общественного производства являются производительные силы: непрерывно совершенствуются средства производства, повышается уровень знаний и квалификации людей. Воздействуя с помощью средств труда на предметы труда люди накапливают опыт и знания, изменяются сами. Это дает новые возможности для развития средств труда, улучшения технологий, роста производительности труда. Качественный состав средств труда и технологий определяют требования к уровням компетентности самих работников.

Производственные отношения развиваются под воздействием производительных сил и сами оказывают активное воздействие на них, ускоряя или замедляя научно-технический прогресс и рост производства. Основу производственных отношений составляет собственность на средства производства. Производственные отношения включают производственно-технические и социально-экономические. Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников производства. Эти отношения связаны с организацией производства. Их основой является разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, производственных единиц и обуславливают необходимость налаживания между ними производственных связей.

Социально-экономические отношения между людьми определяются характером и формой общественного присвоения средств производства, т.с. отношениями собственности. Экономические интересы реализуются через право собственности на средства производства и политическую власть. Социально-экономические отношения - важный элемент создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников в достижении высшей эффективности производства.

Процесс производства непрерывен, т.к. необходимо постоянно возобновлять потребленные продукты. Постоянно повторяющийся процесс общественного производства называется общественное воспроизводство. Экономическая система воспроизводит все элементы производства: средства труда, рабочую силу и производственные отношения.

Класс: 6

Цель урока: формирование у учащихся представления о труде как об основе любого производства, о необходимости различных форм и видов труда в экономике.

Задачи урока: формировать представления о разнообразных видах профессий, видах и типах труда, о кооперации труда как об эффективном способе производственной деятельности, воспитывать понимание нужности всех профессий в экономике.

Основные понятия и категории: школьная экономика, труд, виды и формы труда, кооперация труда.

Ходе урока

I. Повторение и закрепление пройденного материала.

II. Изучение нового материала.

  1. Труд - основа любого производства. Без труда и участия человека по преобразованию ресурсов не может существовать ни одна страна, ни одна экономика.
  2. Учебник. Стр.72. Определение труда как целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование ресурсов для производства товаров и услуг, необходимых людям.
  3. Кто и какую работу выполняет в экономике, зависит от того, какие блага нужны людям.
  4. Набор профессий в экономике определяется набором товаров и услуг, которые нужны людям. Ответьте: люди, каких профессий изображены на рисунках? Какие блага они создают?

  5. Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с тем, как работает экономика страны, как разделяется труд между людьми.
  6. Пусть дети назовут наиболее известные профессии. Выясните, какую роль они играют в экономике. Профессии пусть дети называют в связке с тем благом или услугой, которые существуют в экономике благодаря этой профессии.

  7. Назовите такие профессии, которые были популярны лет 30-40 назад. Какие профессии, оказываются, не нужны в современной экономике? (Машинист паровоза, контролер билетов в метро, слесарь-ремонтник оборудования, которое уже не используется, полотер.) Изменение труда и отказ от использования профессий связано с устареванием оборудования, заменой одних благ и услуг на другие.
  8. Распределите номера профессий по колонкам таблицы (некоторые номера могут повторяться в различных колонках).

  9. Какие новые профессии появились в последние годы? (Менеджер, программист, банкир, шоумен.)
  10. Трудовая деятельность отличается от других видов деятельности людей тем, что она имеет определенный смысл и связана с затратами физических или умственных сил. Существует разделение труда на физический (труд строителя, пахаря, уборщицы, грузчика) и умственный (труд ученого, писателя, конструктора, дизайнера).
  11. Что означает выражение "мартышкин труд"? Правильно, это бестолковая, бесцельная и бесполезная деятельность. Если же в результате трудовой деятельности создается что-либо нужное, то такой труд называют созидательным. Результатами такого вида труда могут воспользоваться многие люди. Труд учителя, врача, строителя созидателен, а труд, например, космонавта можно ли считать созидательным? Ведь мы на Земле сразу не замечаем результатов его труда в космосе, но его труд, т. е. проведенные им исследования и эксперименты, да и вся его жизнь на орбите нужны ученым, медикам, экологам и другим специалистам, которые благодаря полученным сведениям разрабатывают новые лекарства, способы обработки материалов, делают экологические прогнозы и т. д.
  12. Делении труда на материальный и нематериальный, самостоятельный и наемный.
  13. В истории развития человеческого общества основным типом труда был труд, преобразующий природу (сельскохозяйственный, строительный, промышленный), т. е. связанный со средствами производства: машинами, станками и орудиями труда. Такой труд можно также считать материальным, так как материальны результаты такого труда.
  14. Но есть и другой тип труда - нематериальный, или "духовное производство". Его результаты представляют собой символы, формулы, художественные образы, мифы, сказки и т. д. Они нематериальны и невещественны, ведь их не попробуешь на вкус и не взвесишь, но они тоже нужны людям для их культурного и духовного развития. Таким трудом занимаются художники и писатели, ученые и учителя, артисты и шоумены и даже священники.
  15. Труд можно разделять еще и по таким признакам: труд самостоятельный, или независимый. В таких формах, как предпринимательство, посредничество, фермерство, создание музыкальных или художественных произведений, когда работающий человек мало зависим от других людей, и труд наемный, когда человек нанимается на работу и заключает договор с организацией или другим человеком о заработной плате, т. е. о цене своего труда.
  16. С развитием общества появляется новый тип труда - организаторский, с которым связано управление, предпринимательство и посредничество. Результатом такого труда являются разнообразные решения, приводящие к согласованной работе других людей: выбор места для строительства завода или фабрики, выпуск того или иного автомобиля, применение наилучших способов организации деятельности людей, обучение правильному выполнению своих обязанностей на рабочем месте и многое другое.

III. Закрепление материала.

IV. Домашнее задание.

1. Глава 14. §1. Вопросы к параграфу.

2. а) Проведите исследование.

б) Подумайте, как составлены названия этих профессий.

3. Предположим, вы нанимаете людей на работу. Какие качества работника вы считаете важными для:

  1. Пожарного
  2. Учителя
  3. Менеджера
  4. Клоуна
  5. Модельера
  6. Программиста

4. Существуют ли качества, необходимые для всех работников? Если да, то, какие, если нет, то почему?

Введение

«Труд - это единственный титул истинного благородства! Это - мощь и радость человека-творца… Труд проявляется в каждом - скромном и великом - творческом деянии, направленном на благо человеческого общества». Р. Роллан

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда. Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека - умственной и физической. Он облагораживает человека, развивает его интеллект, изобретательность, физическую силу, выносливость, позволяя внести вклад в развитие общества и лепту в страничку истории эволюции человека. Каждый раз кто-то обязательно что-нибудь придумает и пытается внедрить это в обиход, что в последствие окажется неотъемлемой обыденностью в быту. Каждый человек уникален, у каждого свои способности! Но, человек должен осознать это, занять свою нишу в жизни, понять, что он может сделать, чтобы помочь, себе, близким и обществу. Выбор этой темы актуален тем, что наша трудовая деятельность в будущем - педагог. Нужно постараться научить ребенка, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным членом общества, чувствовал гордость за результат своего труда, научился осознавать и понимать свой общественный долг, стремился внести свой вклад в общее дело. В своем реферате мы проанализируем значение труда в развитии человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств, в процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Также в реферате исследуем роль труда в развитии научно- технического прогресса и общества. Научно-технический прогресс увеличивает роль квалифицированного труда, требующего специальной профессиональной подготовки, знаний, умений, навыков для выполнения сложных работ.

Профессионализм - высокая квалификация работника, высокое качество продукта труда. Так в результате трудовой деятельности происходит не только насыщение рынка товарами и услугами, но и повышается материальный и культурный уровень населения, развивается общество и государство. История человечества свидетельствует о весьма существенном, можно сказать решающим значении труда в общественном развитии человека. Теоретические и эмпирические исследования роли труда свидетельствуют: труд - первое, основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что в известном смысле можно сказать: «Труд создал самого человека».

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

.1 Понятие о труде

Основным исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека, результат которой содержится в его представлении и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. По этому поводу К. Маркс писал, что труд - исключительно достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, пчела постройкой своих восковых ячеек подобна архитектору. Но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но формируется и сам субъект. В трудовой деятельности развиваются способности человека, его мировоззренческие принципы. По своей объективной общественной сути труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Он предполагает выполнение определенного задания, поэтому требует планирования, контроля исполнения, дисциплины. Трудовая деятельность совершается не в силу привлекательности самого процесса деятельности, а ради более или менее отдаленного ее результата, служащего для удовлетворения потребностей человека. В силу общественного разделения труда мотивом деятельности отдельного человека становится продукт не его деятельности, а деятельности многих других людей - продукт общественной деятельности. В каждом виде труда имеется своя, более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в любом труде значительную роль играют знания и навыки. Знания наиболее важны в сложных интеллектуальных видах труда, навыки - в труде, для которого характерны однообразие, шаблонность выполняемых операций. Труд - основной источник развития человека, его насущная потребность. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное бытие, материализует замыслы. Однако в зависимости от специфики общественных условий труд может восприниматься как обязанность, тяжелая необходимость. Поэтому в труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности. Роль труженика является одной из базовых ролей в социальной системе. Общество должно стимулировать экономическими, правовыми, идеологическими и иными средствами работника к совершенствованию, но как сработают эти стимулы в решающей степени, зависит от личности.

Совершенствование личности труженика - процесс системный. Наиболее ярко эта системность проявляется сегодня, в связи с переходом к новому информационно-компьютерному технологическому способу производства и, соответственно, к новой ступени в развитии цивилизации. От труженика требуется, в частности, не только высокий уровень общего образования и профессиональной подготовки, но и, как отмечают обществоведы, высокий морально-нравственный уровень. Последнее требование становится актуальным в связи с увеличением творческих аспектов в трудовой деятельности человека и усилением значимости самоконтроля и самодисциплины работающего человека. Таким образом, труд - это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которой созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей.

1.2 Структура труда (предмет труда, средства труда, средства производства, технология, продукт труда)

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средства труда и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей. Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий. Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда. Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям.

1.3 Формы проявления труда

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются: - Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие. - Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню. - Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от формы организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника. Но общественные формы труда обусловлены типом производственных отношений и в различных общественных формациях различны. По отношению к характеру труда его содержание является более частным. Содержание труда зависит от того, что человек делает и какие орудия для этого используются, какие функции выполняет и как они сочетаются при этом, какие усилия (физические или умственные) преобладают. Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на: - творческий и репродуктивный (стереотипный), - физический и умственный, - простой и сложный, - исполнительный и организаторский (управленческий), - самоорганизованный и регламентированный. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, то есть его особенностью является повторяемость(шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. Простой - это труд работника, не имеющего квалификации. Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию то есть квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Определяющим фактором изменения содержания труда, ликвидации его социально-экономических различий является научно-технический прогресс (НТП), который проявляется на производстве в результате его механизации и автоматизации. При этом изменяется структура трудовых действий, повышается самостоятельность и ответственность трудовых действий работников, снижаются затраты мышечной энергии увеличиваются затраты нервной и психической энергии, повышается доля сложного, квалифицированного труда, его привлекательность и содержательность. Технические новшества современности создают реальную основу для решения крупных социальных проблем - высвобождение человека из непосредственного производственного процесса, преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом. Целью разработки новой техники и технологии длительное время было достижение лишь более высоких технико-экономических показателей работы. Недостатки в управлении НТП приводили подчас к обеднению содержания труда и ухудшению производственных условий. В современных условиях управление НТП предполагает предвидение его социальных результатов и достижение планомерно задаваемых социальных параметров производства. При составлении планов внедрения новой техники следует одновременно планировать обучение кадров, способных ее эксплуатировать, поскольку рабочие, ранее занятые ручным трудом, часто не могут или не желают без соответствующего обучения трудиться на вновь возникающих рабочих местах. Растущая интеллектуализация труда не всегда получает со стороны рабочих положительную оценку, так как внедрение новой техники, как правило, связано с усилением нервно-психического напряжения, повышением ответственности, строгой дисциплиной. Таким образом, необходимо не простое обновление производства, а такое, которое давало бы наряду с наивысшим экономическим эффектом и социальный. Это значит, что реконструкция должна сопровождаться не только ликвидацией ручных, монотонных, физических тяжелых работ, но и выбором технических направлений, при которых улучшались бы условия труда, расширялась сфера квалифицированной и сокращалась неквалифицированной, тяжелой и вредной работы, велась подготовка и переподготовка кадров, создавались рабочие места с интеллектуальными нагрузками, позволяющие раскрывать творческие возможности человека.

2. Труд - основа функционирования и развития общества

.1. Значение труда в развитии человека

Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" (рис. 1, см. приложение 1). В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. При этом человек не пассивный носитель указанных отношений. Реализуя эти отношения в процессе целесообразной деятельности, он не только преобразует и присваивает "вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни", но и изменяет социальные отношения, "изменяет свою собственную природу", свои физические и духовные способности, свои сущностные силы. Если взаимодействие человека со средствами производства формирует у него профессиональные способности и навыки, то отношение к труду, отношение друг к другу - определенные социальные качества. Профессиональные способности, навыки в сочетании с физическими возможностями работников образуют главную движущую силу производства. Однако результат трудовой деятельности зависит не только от уровня развития профессионального мастерства и физических возможностей, но и в первую очередь от того, как человек относится к труду. Отношение к труду не может быть положительным, отрицательным и индифферентным (безразличным, нейтральным). Оно оказывает огромное воздействие на развитие производительных сил и всю систему производственных отношений общества. Сущность отношения к труду заключается в реализации того или иного трудового потенциала работника под влиянием осознанных потребностей и сформировавшейся заинтересованности. Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда. . Трудовая активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вила трудовой деятельности.

Уровень трудовой активности характеризуется достигнутыми результатами в выполнении установленных производственных заданий (норм), повышении качества продукции, совмещении профессий и функций по собственной инициативе, переходе на многостаночное обслуживание по отраслевым и межотраслевым нормам, освоении вторых и смежных профессий, улучшении использования средств труда (оборудования, сырья, материалов), сокращении сроков освоения новых видов продукции и оборудования, оказании помощи товарищам по работе, соблюдении и укреплении дисциплины труда и др. Общественно-политическая активность выражается в расширении участия в общественно политической деятельности, в управлении делами производства. Это участие в обсуждении общегосударственных постановлений, в выборных органах, в работе общественных организаций, собраний, выполнении общественных поручений и др. Познавательно - творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества. Это постоянный поиск новых постановок задач, решений, активное варьирование функций, овладение передовыми приемами и методами труда, внесение в трудовой процесс новых, прогрессивных, ранее не использовавшихся элементов, участие в рационализаторстве и изобретательстве, внесение предложений по совершенствованию производства и труда, практическая реализация которых способствует повышению эффективности деятельности всего коллектива. Именно творческая активность так необходима в профессии педагога.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования, такие как: универсальная образованность, эрудиция, информированность, способность вести интересные уроки, прогрессивность, давать интересные задания, уметь сделать каждый свой урок результативным, а главное запоминающимся. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Социальное творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива. Заинтересованное и инициативное, добросовестное и творческое отношение к труду приобретает особое значение в контексте всемирной активизации человеческого фактора, являющегося решающей силой социального прогресса. рынок труд социальный человек

В этой связи важно сочетание инициативности с исполнительностью, самодеятельности с дисциплиной, творчества с традициями, темпа и объема с качеством создаваемого продукта, силы внутренних побуждений с учетом реальных возможностей. Наиболее важным показателем является показатель удовлетворенности трудом, который отражает степень соответствия труда тем требованиям, которые работник к ним предъявляет. Удовлетворенность трудом формируется под воздействием реально сложившейся производственной ситуации, установок и мотивов деятельности работника. Если работник удовлетворен работой, то его потребности и интересы в значительной мере реализованы. Чем менее содержателен труд и чем более развиты потребности и интересы работника, тем меньше будет его удовлетворенность трудом. По показателям отношения к труду можно судить о том, насколько труд стал первой жизненной потребностью, ценностью для каждого члена коллектива, служит ли он средством самовыражения, самоутверждения или только средством удовлетворения его материальных потребностей.

2.2 Влияние труда на развитие общества

Заключение

Изучив вопросы значения труда в развитии человека и роли труда в развитии научно-технического прогресса и общества можно сделать вывод, что: труд является основным, естественном, общественно признанным, моральным способом удовлетворения всех материальных и очень многих духовных потребностей, как отдельного человека, так и человечества, в целом. Труд создает общественное богатство, приспосабливает естественные условия для удобства людей, регулирует, контролирует получение человеком естественных благ. Формирует сообщества людей, общество в целом и определяет общественный прогресс. Результаты труда признаются обществом как естественная основа социальной дифференциации, они являются сердцевиной всех социальных отношений. Труд и подготовка к нему становится основной движущей силой развития человека. Создавая и совершенствуя материальные и духовные блага, человек приобретает знания, трудовые навыки, умение эффективно взаимодействовать с другими людьми. Труд - это определяющая сфера социализации человека в обществе. В труде и благодаря труду люди познают как законы своего развития, так и законы природы. Интеллектуальный, творческий труд открывает каждому отдельному человеку и человечеству в целом путь к свободе, включая свободу от естественных опасностей, от болезней, от материальных лишений. Работая над этим рефератом мы еще больше поняли - главное чтобы человек сам осознал, что без труда - он не человек, и что он ничего просто так не получит. Ведь образованность, или душевную красоту не украдешь, ее надо воспитывать в себе, это характеризует человека как личность, благодаря этому он реализует себя и свой трудовой потенциал. Сегодня, в нынешний век компьютеризации, растет молодое поколение уже с совершенно иными взглядами на жизнь, труд. Возможно, в будущем они повернут развитие общества и труда в иное русло, появятся новые специальности, возможности. И все это зависит от потребностей и желания. И как будущие учителя мы постараемся стимулировать у ребенка чувство необходимости в труде, дать возможности ему раскрыть свои таланты. Ведь многие дети уже с детства определяют свою профессию в будущем и стараются успешно реализовать себя в ней. Главная задача учителя - не просто научить, а научить учиться, а значит трудиться. Заложить базу и донести мысль, что дальнейшее образование и самообразование- это залог успеха в современном обществе.

Список используемой литературы

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А. Ю. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений в 2-х частях - М., Просвещение, 2008.

Кравченко А.И., Певцова Е.А.Обществознание. Учебник для 11 класса. - М., Русское слово, 2010.

Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. - К., Виша школа, 1990.

Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.

Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко - критический очерк. - М., Наука, 1987.

Рофе А. И. Экономика и социология труда. - М., Мик, 1996.

Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.Т. Экономика труда. - М., Высшая школа, 1995.

Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

10.

.

.

производство экономический ресурс

В связи с тем, что ни природа, ни средства производства материальных и духовных благ, ни отношения между людьми автоматически не воспроизводятся, человек вынужден трудиться над их воссозданием, преобразованием природы и самого себя. Процесс создания благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека, раскрытия его товарного потенциала является процессом производства.

Производство -- это процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества.

Так как труд человека носит общественный характер, процесс производства с течением времени все более и более становится процессом общественного труда. Этот общественный, непрерывный, постоянно возобновляющийся на качественно новом уровне процесс производства и называют процессом общественного воспроизводства человека и среды его обитания.

Производство, вообще - это научная абстракция представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства дают представление об экономических условиях производства жизненных благ необходимых для прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое для всех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причем специфическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщее что даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различия, которые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производство надо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только при условии нормального свободного потребления производство может быть нормальным.

Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление, так как свободное потребление цель и движущиеся мотивы производства.

Оно определяет объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различать производительное и личное потребление. Производительное потребление это есть процесс производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметы труда), а также производственное потребление силы человека, то есть расход его физической и духовной силы. Личное потребление, напротив, происходит не на производстве, а за его пределами.

Личное потребление включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и так далее.

В производственном потреблении продукт создается, а в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между производством и потреблением взаимно обуславливаются, то есть производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления.

Производство всегда ведет за собою потребление, определяющее, в конечном счете, его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной для потребления, утратившей свое значение как полезного продукта. В то же время потребление каких-либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблением являются распределение и обмен. Под распределением следует понимать распределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т.е. собственности.

Таким как присваиваются продукты труда, какая часть из них идет на производительное и личное потребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределения продуктов в любом общественном производстве.

Распределение активно влияет на производство, оно может способствовать росту производства и в то же время оно может тормозить это производство.

Обмен и распределение входят непосредственно в процесс производства, а также составляют его существенные черты, и зависят, также, от непосредственного производства даже в тех случаях, когда они выходят за его границы.

Главной движущей силой этого процесса являются люди, обладающие способностями, навыками и опытом трудовой деятельности. Их рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных к труду позволяет не только улучшить качественный уровень используемых средств производства, но и переводить отношения людей к ним как к своим или как к чужим и между собой на иной, качественно новый уровень, соответствующий их социально-экономическому развитию. Здесь под средствами производства понимаются все те средства, с помощью которых люди преобразовывают природу и самих себя, то есть совокупность средств труда и предметов труда, которые используются ими в процессе производства.

Средства производства -- это совокупность материальных средств, с помощью которых люди воздействуют на предметы труда.

Предметы труда - это совокупность созданных природой и трудом человека вещей, на которые он воздействует для получения необходимых ему продуктов труда.

Развитие человеческого общества построено на приложении в процессе производства к вещественному фактору производства - живительного фермента личного фактора производства - рабочей силы человека. Поэтому ключевая роль в социально-экономическом развитии человека отведена личному фактору производства. Люди с их умениями и навыками к труду, сливаясь в процессе производства со средствами производства, образуют производительные силы общества. Мерой их развитости служит качественный уровень используемых средств труда. Развитие производительных сил предопределяет изменение отношений, которые складываются между людьми в процессе производства - производственных отношений. Характер производственных отношений (конкурентная борьба, подчинение человека человеку или соревнование, взаимопомощь) во многом зависит от отношений собственности на средства производства, а способ соединения факторов производства определяется способом организации трудовой деятельности (сложившимся разделением труда, научной организацией труда, управлением его качеством и так далее).

Общественное производство вызывается к жизни и функционирует в конечном счете для удовлетворения потребностей людей. Общественные потребности весьма многообразны. В зависимости от уровня развития общественных потребностей и широкого набора соответствующим им жизненных благ и услуг общественное производство подразделяется на:

  • 1. материальное;
  • 2. нематериальное.

Материальное производство образуют различные отрасли промышленности, строительства, сельского хозяйства, в которых на основе различных веществ и сил природы создаются материальные блага. К нему также относятся транспорт, торговля, обеспечивающие пространственное перемещение материальных благ, также коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание, оказывающие материально-вещественнные услуги.

Нематериальное производство образуют здравоохранение, просвещение, наука, культура, искусство, где оказываются непосредственно трудовые нематериальные услуги и создаются духовные ценности. В его составе особое место занимает духовное производство. Это производство духовных качеств людей, их высокого общеобразовательного уровня, широкого культурного и научно-технического кругозора. В ряде случаев духовное производство, как и все нематериальное производство считается непроизводственной деятельностью, и труд в этих сферах считается непроизводительным. Конечно ведущая и определяющая роль в составе совокупного общественного производства принадлежит материальному производству. В нем создаются все материальные условия и предпосылки для функционирования нематериального, духовного производства. Однако духовные качества людей неотделимы от личности человека, поэтому они функционируют также в материальном производстве и в других сферах нематериального производства и оказывают на них всевозрастающее облагораживающее воздействие.

В современных условиях в экономически развитых странах широко развиты сферы образования, науки, информатики, услуг. В них занята преобладающая часть самодеятельного населения. Работники материальной сферы все меньше участвуют в производственно-технологических процессах, в основном они выполняют творческие функции по конструированию новой продукции, автоматизации и так далее.

Утверждения о непроизводительности труде непроизводственной сферы принижают значение духовного производства, тормозят его развитие, а вместе с этим и развитие всего, в том числе и материального производства.

Процесс общественного производства имеет четыре фазы:

  • 1. Определяющая все общественное производство фаза производства. Ее первенство обусловлено не тем, что после производства продукта следует его распределение, перераспределение и потребление, а тем, что в пределах этой фазы формируются социально-экономические и организационно-производственные отношения, возникает определяющее производственное отношение - отношение собственности на средства производства.
  • 2. Фаза распределения позволяет обществу распределить средства производства и рабочую силу по конкретным производственным процессам и определить в абстрактной форме долю каждого участника процесса производства. Формы, способы и закономерности распределения определяются сложившимися отношениями собственности.
  • 3. Фаза перераспределения позволяет каждому участнику процесса производства превратить абстрактную форму доли общественного продукта в реальные потребительские стоимости, обменяться видами деятельности в соответствии со сложившимся разделением труда. При этом формы, способы и закономерности перераспределения определяются сложившимися отношениями собственности.
  • 4. Фаза потребления позволяет воспроизвести рабочую силу участников процесса производства. Производительное потребление реальных потребительных стоимостей, полученных в результате перераспределения - это потребительное производство со всеми его формами, способами и закономерностями, которые определяются сложившимися отношениями собственности.

Производство, организованное человечеством как процесс общественного труда, дает значительный экономический и социальный эффект. Если экономический эффект использования общественного труда можно оценить увеличением объема совокупного общественного продукта, то социальный эффект проявляется в увеличении свободного времени, необходимого для всестороннего развития личности, больших возможностях самореализации человека, а это в свою очередь вызывает вторичный экономический эффект.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

социологический измерение труд производство

Труд играет исключительно важную роль в осуществлении и развитии человеческого общества и каждого его члена. Поэтому эта тема достаточно актуальна в наше время. Благодаря труду многих тысяч поколений людей накоплен огромный потенциал производительных сил, колоссальное общественное богатство, сформировалась современная цивилизация. Дальнейший прогресс человеческого общества невозможен без развития производства и труда. Во все времена труд был и остается важнейшим производственным фактором, видом деятельности человека.

В данной семестровой работе мы изучим социологическое измерение труда. Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда -- явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления -- это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными).

В этой работе рассматривается социальная сущность труда. Трудовая деятельность является ведущей, главной деятельностью человека. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Также в семестровой работе исследуются основные элементы общественного производства: материальные и духовные производства. Труд - это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или, по крайней мере, потребляемых обществом) продуктов: материальных или духовных. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Социологическое измерение труда

Возникает вопрос, почему мы начинаем обзор частных социологических теорий с социологических проблем труда, трудового коллектива, ведь можно начать, к примеру, с социологии личности.

Труд -- это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.

Труд предполагает определенную общественную форму (человек -- существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека -- это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности.

Социология изучает труд как социально-экономический процесс. Процесс труда -- явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления -- это затраты человеческой энергии, взаимодействие работников со средствами производства (предметы и средства труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы.

Социология труда -- это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда -- это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда:

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива).

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов.

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника.

Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка.

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов.

Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.

По-другому можно сказать, что задачи социологии труда сводятся к выработке методов и приемов использования социальных факторов в интересах решения прежде всего важнейших социально-экономических проблем общества и личности. В целом социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей деятельности, с другой стороны -- способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда. Трудовая деятельность всегда вплетена в конкретные социально-экономические условия, связана с определенными социально-профессиональными группами, локализована во времени и пространстве. Поэтому социология изучает социальные форму и условия труда, его социальную организацию (коллективный, индивидуальный, семейный, принудительный, добровольный). Предельно важно знать механизмы включения человека в трудовую деятельность, то есть ценностные ориентации, мотивы, удовлетворенность трудом и многое другое.

К настоящему времени социология труда -- самая развитая часть отечественной социологической науки. Это сказалось и на формировании определенных экономических специальностей. Например, в 1987 г. в вузах специальность «экономика труда» была преобразована в «экономику и социологию труда», что свидетельствовало о признании того факта, что без социального знания, без социологии уже немыслим эффективный процесс управления в трудовом коллективе.

Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п. Министр, академик, учитель, бухгалтер, рабочий, строитель, сельский механизатор, уборщица -- в основе социально-профессиональных различий между представителями этих профессий лежит прежде всего характер труда.

Понятно, что при любом исследовании социальных проблем труда в обществе в целом или в отдельном производственном коллективе в первую очередь учитывается характер труда, как совокупного, так и индивидуального. Содержание труда определяет конкретную трудовую деятельность, функциональные обязанности, степень физического и интеллектуального напряжения, санитарно-гигиенические условия и многие другие характеристики. Труд рабочих на сборочном конвейере, железной дороге, в авиации, совхозе, строительстве имеет различное содержание. Содержание труда в значительной мере определяется профессиональной квалификацией, личностными характеристиками конкретного работника даже при прочих равных характеристиках, скажем, технической оснащенности рабочего места.

При проведении социологических исследований содержания труда можно использовать такие градации, как ручной, механизированный и автоматизированный труд. Если пойти дальше, то выделяются: простой ручной и сложный ручной труд, основанный на длительной подготовке и мастерстве работника, простой механизированный и сложный механизированный труд, простой автоматизированный и сложный автоматизированный труд.

Содержание труда в значительной мере предопределяет личностное отношение человека к выполняемой работе. Если среди рабочих, занятых сложным автоматизированным трудом, высказывают свою удовлетворенность выполняемой работой до 100 процентов опрошенных, то среди работающих на полуавтоматах и сборочных конвейерах -- только пятая часть. На крупных машиностроительных заводах подбор работников для сборочных конвейеров представляет собой серьезную социальную проблему.

Специфика нашей страны -- большое число ремонтников. В промышленности для обслуживания оборудования, которое эксплуатируется десятилетиями и устаревает не только морально, но и физически, приходится держать миллионы ремонтников. Изготовлением запасных частей и ремонтом тракторов занято больше людей, и применяется в четыре раза больше производственных мощностей, чем для выпуска новых тракторов.

Мы выделили только самые основные характеристики содержания труда, которые учитываются в социологическом исследовании социальных проблем труда, трудовой деятельности. Конечно, приходится учитывать и несовпадение между содержанием труда и уровнем квалификации работников. Основная тенденция -- это отставание уровня профессиональной квалификации, качества трудовых ресурсов от конкретного содержания труда. В реальных условиях уровень квалификации работников является завышенным. При нехватке кадров любой руководитель, желая удержать работников, завышает их реальную квалификацию, чтобы иметь основание платить более высокую зарплату. Эта проблема касается не только работников физического, но и умственного труда. Однако бывают и другие ситуации, когда в экстремальных условиях Севера уровень квалификации существенно выше, чем содержание выполняемой работы. Люди, владеющие несколькими специальностями, имеют большие возможности для профессиональной взаимозаменяемости и, как правило, качественней выполняют порученную работу. В современных условиях два основных фактора наиболее полно характеризуют содержание труда. Во-первых -- соотношение физических и умственных нагрузок в процессе труда. Чем выше доля умственного труда, тем выше, богаче содержание труда, тем более он привлекателен для работника, тем большее удовлетворение от выполняемой работы при прочих равных условиях. Во-вторых, соотношение исполнительных и распорядительных функций. Чем выше профессиональная квалификация, тем больше потребность участвовать в выработке управленческих решений. Искусство управления состоит в том, чтобы помочь исполнителям выбрать нужное решение. Особенно важно делегирование части управленческих функций.

Социальная сущность труда

Изучение проблемы развития общества невозможно без изучения социальной сущности труда, отношения к нему, поскольку все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Труд - основа функционирования и развития любого человеческого общества, независимое от всяких общественных форм условие существования людей, вечная, естественная необходимость, без него не была возможна сама человеческая жизнь.

Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.

Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер.

Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.

Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда".

Характер общественного труда определяется тем способом, которым рабочая сила соединяется со средствами производства, формой собственности на средства производства. В первобытном обществе примитивность орудий труда, исключавшая возможность борьбы первобытных людей с силами природы и хищными животными в одиночку, обуславливало необходимость коллективного труда, общинной собственности на средства производства и на продукты труда, поэтому труд носил общественный характер, эксплуатация труда отсутствовала.

Развитие общественного разделения труда и расширение обмена привели к тому, что общественная собственность на средства производства уступило место частной собственности, коллективный труд - индивидуальному, частному, родовой строй классовому обществу. Возникло и развивалось товарное производство, достигшее всеобщего характера при капитализме, когда и рабочая сила стала товаром. Труд товаропроизводителя воплощенный в товаре приобрел двойственный характер, выступая с одной стороны, как труд в определенной форме, как конкретный труд, создающий потребительную стоимость, с другой стороны как затрата человеческой силы вообще, независимо от её конкретной формы, как абстрактный труд, создающий стоимость товара. В обществе, где господствует частная собственность на средства производства, двойственный характер труда воплощенный в товаре, отражает противоречия между частным и общественным трудом товаропроизводителей. Частная собственность на средства производства разъединяет людей, делает труд отдельного товаропроизводителя его частным делом. Каждый товаропроизводитель ведет своё хозяйство обособленно от других. Труд отдельных работников не согласован и не увязан в масштабе всего общества, но общественное разделение труда означает наличие всесторонней связи между производителями, которые работают друг на друга, поэтому труд отдельного товаропроизводителя, по существу является общественным трудом.

Исходя из социальной сущности труда, как процесса, формирующего человека и общество, социология выделяет три основных аспекта его сущности.

Во-первых, она изучает социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда.

Во-вторых, - исследует комплекс отношений отдельного человека и коллектива к труду, его характеру, содержанию, и условиям труда, материальную заинтересованность, содержание труда, взаимоотношения в коллективе, смысл труда в целом и так далее.

В-третьих, рассматривает трудовой коллектив как социальную организацию, то есть особую систему отношений, которая образует совокупность позиций, ролей, ценностей, связей между его работниками. Здесь, в рамках социологии труда, изучаются многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, взаимоотношений между его членами, в том числе руководителями и подчиненными, социально-психологического климата, имеющихся в нем конфликтов и путей их разрешения.

Важно отметить и те социальные процессы, которые протекают в коллективах при реализации социально-трудовых отношений. Важнейшими среди них являются: 1) сам труд как базовый социальный процесс; 2) интегративные процессы (образование, функционирование и развитие трудовых коллективов, стимулирование трудовой активности); 3) ценностно - ориентационные процессы, связанные с сформированием интересов, ценностей, социальных норм у различных групп работников; 4) процессы социальной мобильности (трудовые перемещения социальных групп и отдельных работников).

Основными категориями в социологии труда являются: условия, организация, виды, содержание и характер труда, отношение к нему, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат коллектива и тому подобное. Изучая эти и другие категории, необходимо учитывать, что естественная потребность для общества заключается не в самом действии "лишь бы трудиться", а в потребительской ценности процесса труда как созидателя общественного богатства и прогресса, способа удовлетворения общественных и личных потребностей, формирования и совершенствования каждой конкретной личности.

Важную роль в деятельности человека играют стимулы и мотивы трудовой активности. Под стимулами мы подразумеваем осмысленные побуждения, вызванные действием объективных факторов. Стимулы труда тем сильнее, чем в большей степени результаты человеческой деятельности будут удовлетворять совокупности имеющихся потребностей.

Изучая социальную сущность труда, индустриальная социология (20-30-е годы XX века) важным объектом анализа трудовой деятельности считала социально-трудовые отношения. Так, известный американский социолог Фредерик Херцберг выделил три наиболее важных подхода изучения и регулирования производственного поведения работников.

Первый подход, получивший название научного менеджмента, базировался на разработанной в начале XX века теории американского инженера Фреда Тейлора. Согласно его теории, эффективность труда человека увеличивается при внедрения на производстве научной организации труда. Хронометрирование рабочих операции с целью экономии движений и упрощение трудовых функций, сдельная прогрессивно-премиальная система оплаты труда, система бонусов (крупных премий, получаемых один или два раза в год за достижение успехов), сборочные конвейеры вызвали значительное повышение заинтересованности в эффективном труде и повышение его производительности. Элементы научной организации труда, разработанные Ф. Тейлором, успешно применяются и в современном производстве.

Начало второго подхода к регулированию производственных отношений положил, американский ученый Элтон Мэйо, сделав вывод, что решающее влияние на увеличение выработки оказывают не материально-вещественные, а человеческие, морально-психологические отношения.

Мэйо делает упор, во-первых, на то, что человек - существо социальное, его поведение формируется и определяется групповым поведением; во-вторых, что жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация снижают трудовую и социальную активность, мешает раскрытию творческого человеческого потенциала; в-третьих, руководители должны в большей степени ориентироваться на людей, а не на продукцию. В этом залог социальной стабильности и удовлетворения индивида своей работой. Этот подход получил название менеджмента человеческих отношений и лег в основу развития индустриальной социологии на Западе.

Основные элементы общественного производства: материальные и духовное производства

Труд -- вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей.

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.

Общественное производство есть, в первую очередь, производство человека. Но это вовсе не значит, что общественное производство - это сумма производств, в число которых входит и производство человека. Вся система общественного производства в единстве его составных частей (материального, духовного и социального) подчинена производству человека.

Материальное производство составляет основу общественного, ибо без производства материальных условий и средств жизни невозможна и сама жизнедеятельность людей. Но помимо материального производства, общественное включает в себя также духовное производство, производство потребления, производство людей и производство всей системы общественных отношений, которые в своей совокупности составляют социальную "ткань" общества. Они обслуживают производство и воспроизводство человека как вершины в этой своеобразной иерархии.

Заключение

Таким образом, труд - это важнейшее условие жизнедеятельности как отдельного индивида, так и общества в целом, любой организации, предприятия.

Переход к рыночным отношениям в нашей стране многое изменил в общественной организации труда. Как свидетельствует опыт, главное в таких изменениях - это перемены в приоритетности интересов и стимулов к труду. Рыночные отношения предполагают иерархию приоритетности таких интересов: личные интересы самые главные. Если они реализованы, то соответственно будут реализованы и коллективные интересы.

Признание личных интересов важнейшими в современных условиях - это признание важности и значимости проблем мотивации трудовой деятельности, стимулирования труда, а также необходимости повышения статуса работника в системе социально-трудовых отношений.

Следовательно, труд - явление социальное. В процессе труда формируется определенная система социально-трудовых отношений, которые являются стержнем общественных отношений на любом уровне (народное хозяйство, регион, предприятие, индивиды).

Список использованной литературы

1.Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 1989.

2.Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1995.

3.Малая советская энциклопедия. Третье издание. Том 9. -М.: 1960

4.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

5.Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993.

6.О.В. Ромашов, Социология труда. - М.: «Гардарики», 1999

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная сущность труда, его характер и содержание. Системность совершенствования личности труженика. Предметы и средства труда, средства производства и технологии. Значение труда в развитии человека. Проблемы формирования рабочей силы на рынке труда.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Исследование феномена общественного мнения как института, имеющего социальную силу. Изучение аспектов взаимодействия общественного мнения и политики. Роль общественного мнения при формировании гражданского общества и системы социальных взаимоотношений.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2015

    Биография, профессиональная деятельность и научные работы французского социолога Эмиля Дюркгейма. Взгляды ученого на разделение общественного труда, разработка им нового социологического подхода, понятия социальной солидарности и сущности "социологизма".

    презентация , добавлен 16.05.2012

    Принцип формирования частного и общественного призрения. Общая характеристика деятельности и основных направлений приказов общественного призрения. Анализ ведомственных учреждений императрицы Марии Федоровны. Сущность человеколюбивого общества.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2008

    Основные категории социологии труда. Индивидуальный труд и индивидуальная трудовая деятельность. Потенциальная опасность производственных факторов на рабочем месте. Прогрессивные методы организации труда. Этапы процесса автоматизации производства.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2009

    Понятие социологии общественного мнения, характеристика ее субъекта и объекта. Место общественного мнения в структуре общественного сознания. Функции общественного мнения, особенности его структуры. Социологическое исследование общественного мнения.

    презентация , добавлен 06.04.2014

    Анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности. Анализ понятий собственности и эксплуатации, труда и капитала. Развитие истории и обществоведческой мысли в XX веке. Понятие азиатского способа производства. Переход от капитализма к социализму.

    реферат , добавлен 05.03.2011

    Характеристика ООО "Союзпромпластик", социальные условия труда. Оплата и дисциплина труда, состояние объекта социальной инфраструктуры. Коэффициент образовательного уровня персонала. Предложения по совершенствованию социального развития организации.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Обзор социологических теорий по социологическим проблемам труда, трудового коллектива. Труд как основная категория социологии труда, ее задачи: оптимизация социальной структуры общества, анализ рынка труда, реализация трудового потенциала работника.

    доклад , добавлен 10.05.2009

    Типология общества, его структурная сложность и характер внутреннего взаимодействия элементов. Возникновение постиндустриального общества, его принципы и этапы. Концепции общественного развития. Понятие и значение прогресса в современном обществе.