Очистка воды

Зачетная работа по русскому языку. Зачетная работа по русскому языку Какое сочетание слов не является словосочетанием

Зачетная работа по русскому языку. Зачетная работа по русскому языку Какое сочетание слов не является словосочетанием

1. Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь (ССП; и - соединительный союз). 2. Снег похоронит и предаст забвению лесные повести и загадки (простое предложение; и - соединительный союз, связывает однородные сказуемые и дополнения). 3. Верблюжье молоко непривычно сладкое , но пришлось выпить (ССП; но - противительный союз). 4. Барсук пытался уплыть , но был водворен на пятачок земли возле пня (простое предложение; но - противительный союз; связывает однородные сказуемые). 5. Умер от болезни отец , а мать после него от горя умерла (ССП; а - противительный союз). 6. Я тогда не здесь , а у бабушки жил (простое предложение; а - противительный союз; связывает однородные обстоятельства места). 7. При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени (простое предложение; и - соединительный союз, связывает однородные сказуемые). 8. Прошло несколько лет , и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места (ССП; и - соединительный союз). 9. Парнишка упал , однако не был убит (простое предложение; однако - противительный союз; связывает однородные сказуемые). 10. Канонада стала слабее , однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще (ССП; однако - противительный союз). 11. Пусть он перебирается в деревню, во флигель, или я переберусь отсюда (ССП; или - разделительный союз). 12. Я хочу быть отроком светлым иль цветком с луговой межи (простое предложение; иль - разделительный союз; связывает однородные именные части сказуемого).

Упражнение 47

1. Страшно выли провода на столбах, да громыхали от ветра вывески (ССП; да - соединительный союз). 2. Прошло полгода , и книга «Трагедия Согдианы» вышла в свет (ССП; и - соединительный союз). 3. Я напишу Ивану Ивановичу - и завтра же всё отменится (ССП; и - соединительный союз; тире подчеркивает неожиданный и резкий результат). 4. Этим предпочтением он мог нанести укол властным монархам, и от этого у него прошла хандра , зато она слишком резко уступила место нетерпению, составлявшему самую сильную черту характера герцога (ССП; и - соединительный союз; зато - противительный союз). 5. Словом, картина была самая мирная , а между тем в двух шагах отсюда был базар , и притом базар очень завозной и дешёвый (ССП; а - противительный союз; и - соединительный союз; словом - вводное слово). 6. В начале тридцатых годов Арише удалось устроиться в кордебалет Большого театра, и молодые переехали в Москву (ССП; и - соединительный союз). 7. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом и не ставится, так как части имеют общий член предложения - у Ивана Ивановича ). 8. Это все ожидали , однако настроение было испорчено (ССП; однако - противительный союз). 9. Мы с сестрой плакали , мать также плакала (ССП; также - соединительный союз). 10. Глаза у всех устремились и носы вытянулись по направлению к письму (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общие члены - у всех , по направлению к письму ). 11. Не только не видно нигде следов роскоши, но и самые комнаты были пусты (ССП; не только... но и - соединительный союз). 12. У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба и вдобавок щука оторвала удочку (ССП; и - соединительный союз; запятая не ставится, так как части имеют общий член - у Евсеича ). 13. Иль чума меня подцепит , иль мороз окостенит , иль шлагбаум в лоб мне влепит непроворный инвалид (ССП; иль... иль... иль - повторяющийся разделительный союз). 14. Степан Степанович не то не доволен чем-то, не то он чем-то обижен (ССП; не то... не то - повторяющийся разделительный союз). 15. Губы Кати не улыбались и тёмные глаза выражали недоумение (ССП; и Кати ). 16. Она обещала зайти ещё раз и стала приходить всё чаще, но адреса она им не дала , да у неё и не было настоящего адреса (ССП; но - противительный союз; да и - соединительный союз). 17. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - в сенях ). 18. Это была слава , но всё это было опасно , утомительно , а для него самого, по его мнению, это было не нужно и вредно (ССП; но - противительный союз; а - противительный союз; по его мнению - вводное слово). 19. Тут так же, как и в зале , окна были раскрыты настежь и пахло тополем, сиренью и розами (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - тут ). 20. Отец не хотел его брать с собой, да Надежда Осиповна навязывала (ССП; да - противительный союз). 21. Доктор Браун явно не в духе и даже не слишком любезен , однако он замечательный человек (ССП; однако - противительный союз). 22. Он бы , конечно, возмутился , однако на его возмущение никто бы не откликнулся (ССП; однако - противительный союз). 23. Крылья у гуся была растопырены и клюв раскрыт (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у гуся ). 24. У Гаврилы смешно надулись щёки ... и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у Гаврилы ). 25. Река давно замёрзла , а снега всё не было , и люди замучились без дороги (ССП; а - противительный союз; и - соединительный союз). 26. У него осунулось лицо и отяжелели веки , опустившись на выпуклые глаза , полузакрывая их (ССП; и - соединительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как части имеют общий член - у него ). 27. Сын «бывшего» Пушкина рассказывал басню для смеха, Сергей же Львович , более хладный и жестокий , негодовал (ССП; же - частица в значении противительного союза). 28. Ни она никого не тронет , ни её никто не тронет (ССП; ни... ни - повторяющийся соединительный союз). 29. Небо ли такое белое или солью выцвела вода ? (ССП; или - разделительный союз; запятая перед союзом не ставится, так как он связывает вопросительные предложения). 30. Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина (ССП; ни... ни - повторяющийся соединительный союз). 31. На воде, гладкой , как зеркало, изредка ходили круги , да вздрагивали речные лилии , потревоженные весёлой рыбой (ССП; да - соединительный союз). 32. И перья страуса склонённые в моём качаются мозгу, и очи синие , бездонные цветут на дальнем берегу (ССП; и... и - повторяющийся соединительный союз). 33. То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой; то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок ; то выронит она платок... (ССП; то... то - повторяющийся разделительный союз; точка с запятой ставится для того, чтобы противопоставить простые предложения с союзом то... то однородным сказуемым впервой части, связанным таким же союзом и разделённым запятой). 34. Искусство - ноша на плечах, зато как мы , поэты , ценим жизнь в мимолётных мелочах! (ССП; зато - противительный союз). 35. Она мне нравилась всё больше и больше, я тоже , по-видимому, был симпатичен ей (ССП; тоже - соединительный союз; по-видимому - вводное слово). 36. Скоро весь сад , согретый солнцем , обласканный , ожил , и капли росы, как алмазы , засверкали на листьях; и старый , давно запущенный сад в это утро казался таким молодым , нарядным (ССП; и - соединительный союз; между вторым простым и третьим простым предложениями ставится точка с запятой, так как всё сложносочинённое предложение по смыслу разбивается на два блока. Межу ними можно поставить точку). 37. Я спешу туда ж - а там уже весь город (ССП; а - противительный союз; тире ставится потому, что вторая часть (неполное предложение - с опущенным сказуемым собрался содержит неожиданный результат). 38. Аккорд - и песня бросается вниз головой , в тишину (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что первая часть - назывное предложение, а вторая часть содержит неожиданный результат). 39. Вздох всего - и в грудь вольется столько сил ! (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что первая часть - назывное предложение, а вторая часть содержит неожиданный результат). 40. Уйдёшь ты - и станет темно (ССП; и - соединительный союз; тире ставится потому, что вторая часть содержит неожиданный результат).

Упражнение 48

А) 1. Мороз пробежал по всему телу при мысли , в чьих руках я находился (прид. определительное; чьих - союз. сл.) * . 2. Я ведь прекрасно знаю , чьи это шутки (прид. дополнительное; чьи - союз. сл.). 3. Я тот , чей взор надежду губит (прид. сказуемное; чей - союз. сл.). 4. Чей бы ты ни был - заходи (прид. подлежащное; чей - союз. сл.; постановка тире вместо запятой факультативна).

Б) 1. Разве не понимаешь ты , кто я такая ? (прид. дополнительное; кто - союз. сл.). 2. Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек (прид. определительное; для кого - союз. сл.; та - указ. сл.). 3. Мы , кто случился дома, выскочили из своих комнат (прид. подлежащное; кто - союз. сл.). 4. Это не обещало благополучия ни пешему, ни конному, кто бы ни подвернулся (прид. уступительное; кто ни ).

В) 1. Он не дозволит себе того , что могло бы бросить тень на его поведение (прид. дополнительное; что - союз. сл.; того - указ. сл.). 2. Что бы вы ни говорили , я не поверю в его виновность (прид. уступительное; что - союз. сл., в сочетании с частицей ни ). 3. Возбуждение Фермора достигло такой степени , что судорога перехватила ему горло (прид. образ действия и степени; что - союз; такой - указ. сл.). 4. В котлетах , что подавали за завтраком , было очень много луку (прид. определительное; что которые ). 5. Главным в их встрече было то , что оба не смогли сказать друг другу (прид. подлежащное; что - союз. сл.). 6. Егорушка услышал тихое, очень ласковое журчание и почувствовал , что к его лицу прохладным бархатом прикоснулся какой-то другой воздух (прид. дополнительное; что - союз). 7. Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно, оттого , что я свистел недостаточно естественно (прид. причины; что - союз; оттого - указ. сл.). 8. Борис ещё поморщился немного, что пьяница пред чаркою вина (прид. сравнительное; придаточное неполное - опущено сказуемое; что - союз, его можно заменить другим сравнительным союзом - словно, будто, как ).

Г) 1. И он не знает , чем излить свою досаду (прид. дополнительное; чем - союз. сл.). 2.Я тот , чем был , чем есть , чем буду (прид. сказуемные; чем - союз. сл.). 3. Аврора приехала несколько раньше , чем обещала (прид. сравнительное; чем - союз). 4. Чем ночь темней , тем ярче звёзды (прид. сравнительное; чем... тем - двойной союз). 5. Чем ушибся , тем и лечись (прид. дополнительное; чем - союз. сл.; тем - указ. сл.).

Д) 1. За разговором мы не расслышали , как снова ударил колокол (прид. дополнительное; как что ). 2. В эти минуты бойцы уже знали , как можно пробраться к берегу (прид. дополнительное; как - союз. сл.). 3. Часто, как усядемся у лампы , разговор незаметно и свернёт на «ужасные сердца и противные вкусы» (прид. времени; как - союз, его можно заменить союзом когда ). 4. Но всё было не совсем так , как я думал (прид. образа действия и степени; как - союз. сл.; не так - указ. сл.). 5. Она испытала чувство удивительной душевной усталости, как чувствует усталость тело после трудового дня (прид. сравн.; как - союз). 6. Найдёшь дело, как захочешь (прид. условия; как - союз, его можно заменить союзом если ). 7. Как я ни упирался , я должен был с ним рядом сидеть (прид. уступки; как - союз. сл., в сочетании с частицей ни ).

Е) 1. Брянчиков поехал в Петербург , где пребывание его казалось очень опасным (прид. определительное; где - союз. сл.). 2. Теперь не могу разобрать , где именно стоял этот деревянный дом (прид. дополнительное; где - союз. сл.). 3. Где больная хочет , пусть там и будет (прид. места; где - союз. сл.; там - указ. сл.). 4. Где бы лосось ни жил , нереститься он обязательно придёт в свою реку (прид. уступки; где - союз. сл., в сочетании с частицей ни ).

Ж) 1. Теперь же, когда он прервал своё молчание фразой из Гамлета , Пик обиделся ещё более (прид. времени; когда - союз; теперь - указ. сл.). 2. Вот и подошёл тот момент , когда надо прощаться (прид. определительное; когда - союз. сл., его можно заменить союзным словом в который; тот - указ. сл.). 3. Природа мать! Когда б таких людей ты иногда не посылала миру , заглохла б нива жизни (прид. условия; когда - союз, его можно заменить союзом если ). 4. И когда б я ни открыл глаза , ты [мать] была всегда возле меня (прид. уступки; когда - союз. сл., в сочетании с частицей ни ). 5. Ожидая в приёмной , когда пригласят , он снял свою соломенную, в прошлом шоколадную, а теперь сиреневую шляпу и дал её держать Вите (прид. дополнительное; когда - союз. сл.).

Упражнение 49

1. Меня тянуло поискать , нет ли пропавших денег здесь (прид. дополнительное). 2. Лишь только я удалился от берега , в моей душе зародилось какое-то беспокойство (прид. времени). 3. Они не желают знать о наших проделках, ибо не желают быть о них спрошенными (прид. причины). 4. Он уехал начисто, так что после его отъезда в губернаторском доме не нашли даже некоторых паркетов (прид. следствия). 5. Не увлекайся до безрассудства, дабы не ощущать в себе измены русским обычаям (прид. цели). 6. Люди придумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (прид. цели). 7. Она была до того избалована , что не знала меры своим прихотям (прид. образа действия и степени). 8. По мере того как он приходил в волнение , он начинал пыхтеть , свистать , кричать (прид. времени). 9. У дяди всегда всё выходило так хорошо и выспренно, как будто он Аксакову в газету передовицу писал (прид. сравнительное). 10. Он пошёл легко, словно только из милости касался земли (прид. сравнительное). 11. Перед вечером она оправилась настолько , / 1 что позвала Надю / 2 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное образа действия и степени; придаточное относится к сказуемому оправилась , выраженному глаголом; средства связи: союз что и указательное слово настолько гл. + ук. сл. ], (что - с.)). 12. Это обещание удержало Настёну от поездки в Новосибирск, хоть поначалу она и собралась к мужу (прид. уступки). 13. Но в то время , / 1 к которому относятся мои воспоминания , / 2 в числе современников Трубецкого было несколько таких губернаторов / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное определительное; придаточное относится к обстоятельству времени в то время , выраженному сочетанием существительного с местоимением; средства связи: союзное слово к которому и указательное слово то сущ. + ук. сл. , (к которому - с. сл.), ]). 14. Всё , что можно было сделать , уже сделано (прид. подлежащное). 15. Разумихин был ещё тем замечателен , что никакие неудачи его никогда не смущали (прид. дополнительное). 16. Произошло то , что обычно бывает с ребенком (прид. подлежащное). 17. В общей суматохе все мечутся и принимают за важнейшее то , что вовсе и не важно (прид. дополнительное). 18. Из всех моих сверстников ни один не переживал таких страшных ощущений , какими я мог похвастаться (прид. определительное). 19. Неужели он опять будет таким , каким был когда-то? (прид. сказуемное). 20. Не до такой степени я глуп , чтобы не разобраться в этом (прид. образа действия и степени). 21. Из конца коридора, с той стороны , где был просторный ротмистрский номер , послышалось несколько голосов (прид. определительное). 22. Бедняжке всё мерещился Август Матвеич и как раз такой , какой он был на самом деле (прид. сказуемное). 23. Каждый , / 1 кто называл Селивана «пугалом», / 2 сам был для него «пугалом » / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное подлежащное; придаточное относится к подлежащему каждый , выраженному местоимением; средства связи: союзное слово кто ; придаточное стоит в середине главного предложения; схема: [мест , (кто - с. сл.), ]). 24. До сих пор меня нельзя было считать бездарностью по той причине , что я совсем не умел работать (прид. причины). 25. В её чёрных глазах было такое стремительное выражение , будто она летела (прид. сравнительное). 26. Что есть тайна , то и должно остаться тайною (прид. подлежащное). 27. Как начнёт рассказывать , так животики надорвешь от смеха (прид. времени). 28. Бабушка мне чрезвычайно обрадовалась , оттого что она меня никак не ожидала (прид. причины). 29. Благодаря тому , что лето было жаркое и сухое , понадобилось поливать каждое дерево (прид. причины). 30. Кадеты решили бросить военную карьеру, несмотря на то , что она могла им очень «улыбнуться » (прид. уступки). 31. И, царевна! Девица плачет , что роса падёт (прид. сравнительное). 32. А у тебя, сосед, знать, черствая природа , что на тебе слезинки не видать ? (прид. условия). 33. Я подглядел , как Лёшка тайком от мамы сушил на печи хлеб (прид. дополнительное). 34. Бабушка охватила внучков руками, как наседка покрывает цыплят крыльями (прид. сравнительное). 35. По мере того как танцевальный вечер подходил к концу , в столовой становилось шумнее (прид. времени). 36. Всякий раз , как мне приходилось нанимать извозчика , я вступал с ним в беседу (прид. времени). 37. Как бы нас с бабкой в покое вовсе оставили , так лучше бы было (прид. условия). 38. Я говорила хозяйке, чтобы она послала за полицией (прид. дополнительное). 39. Этой пенсии было довольно для того , чтобы жить с дочерью в своём городке безбедно (прид. цели). 40. Я отнюдь не говорил того , будто вы не подходите для этой службы (прид. дополнительное). 41. Ему сделали замечание , / 1 что так служить нельзя / 2 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное дополнительное; придаточное относится к части сказуемого замечание , выраженной именем существительным; средства связи: союз что ; придаточное стоит после главного предложения; схема: [сущ. ], (что - с.).). 42. Сколько я ни прислушивался , я не мог различить ни одного звука (прид. уступки). 43. Она так и не узнала , почему её так и не отдали в гимназию тогда (прид. дополнительное). 44. Но, вероятно, потому , / 1 что мягкий характер Марьи Ивановны был противоположен её характеру, / 2 она очень привязалась к Марье Ивановне / 1 (СПП; первое предложение главное, второе придаточное; придаточное причины; придаточное относится ко всему главному предложению; средства связи: союз что и указательное слово потому ; придаточное стоит в середине главного предложения; схема: [ук. сл. , (что - с.), ].). 45. Один из них ждал , когда же начнётся этот откровенный разговор (прид. дополнительное). 46. На другой день мать сказала ей, что нужно делать в таких случаях (прид. дополнительное).

Вариант 8. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 3

(1)Наша планета Земля уникальна, и прежде всего потому, что на ней есть жизнь, следы которой были обнаружены в горных породах возрастом свыше миллиарда лет. (2) более миллиарда лет назад на планете уже существовала жизнь, имелись атмосфера и гидросфера. (3)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс, - хотя и похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, безжизненны.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней, в отличие от других планет земной группы, есть жизнь, которая возникла свыше миллиарда лет назад.

2) Следы первых живых организмов, обнаруженные в горных породах, свидетельствуют о том, что жизнь на планетах земной группы зародилась более миллиарда лет назад.

3) Наряду с Землёй к планетам земной группы относят ещё три планеты Солнечной системы: Меркурий, Венеру и Марс, - так как они наиболее благоприятны для возникновения жизни, чем похожи на Землю.

4) Несмотря на общее сходство с Меркурием, Венерой и Марсом, Земля отличается от них наличием гидросферы, которая возникла более миллиарда лет назад.

5) Планета Земля уникальна в первую очередь потому, что на ней уже более миллиарда лет существует жизнь, которой нет на других планетах земной группы.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Неслучайно

Иными словами,

Во-первых,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОРОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПОРОДА, -ы; ж.

1) Разновидность хозяйственно полезных животных, отличающихся какими-н. признаками от животных того же вида. Скот молочной, мясной породы. П. собак. Породы рыб. Новые породы цветных норок.

2) Род или вид деревьев, древесных растений. Древесные породы. Хвойные, лиственные породы.

3) перен. Разряд, тип людей, отличающихся от других своим внутренним складом, характером, обликом. Человек особой породы. Из породы оптимистов.

4) перен. Принадлежность к какому-н. роду, сословию (устар.). Из купеческой породы.

5) Природное образование минералов, минеральный пласт в земной коре. Вулканическая п.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

новостЕй

опОшлить

пОртфель

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному

слову пароним. Запишите подобранное слово.

Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ.

ДЕЛЬНОЕ предложение, которое внёс один из участников дискуссии, было всеми поддержано.

Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой.

Начальник отдела лёгкой промышленности в своём докладе перечислил условия, которые могли бы обеспечить НАРАЩИВАНИЕ темпов производства.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

к ВОСЬМИСОТОМУ году

возьми доску ПОДЛИНЬШЕ

ЛАЗИТ по деревьям

карманы ДЖИНСОВ

нет белоснежных ПРОСТЫНЕЙ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Патриции жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика: за непослушание отец мог наказывать даже взрослых детей вплоть до продажи их в рабство.

2) Богатство русского словаря позволяет точно назвать не только тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения.

3) Дом, в котором первые годы по приезде в Петербург проживал драматург, находился на набережной Красного канала.

4) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от успеха.

5) Царь Южного Египта носил белую корону, напоминавшую высокий шлем, тогда как корона царя Северного Египта была красного цвета и имела на задней части возвышение.

6) Одним из художников, применивший пленэрную живопись, был В. Д. Поленов.

7) Согласно Красной книги языков народов России на водском языке в начале 1990-х годов говорили всего несколько человек.

8) Транслятор Лаврова, благодаря простоте входного языка и высокой эффективности компиляции, приобрёл большую популярность.

9) Те, кто оставался у подножия башни, уступы которой поднимались к небу, верил, что жрецы с вершины храма беседуют с богами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..рдинальный загром..ждать обр..мление ч..столюбивый симп..тичный

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подтишка, ра..брос из..явить, зав..южило пр..емлемо, пр..милый

нед..солил, р..ссыпал без..дейный, с..знова

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква О.

ноч..вка развед..вательный испыт..вать изредк… завид..вать

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю.

самокле..щиеся (этикетки) (люди) мол..т (о помощи) (пчёлы больно) жал..т

дорогосто..щие (препараты) (зёрна) перемел..тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В лицо дул (НЕ)СТИХАЮЩИЙ ни на минуту ледяной ветер.

Бросив друга в беде, он явно поступил (НЕ)ПО-ТОВАРИЩЕСКИ.

Но горевать (НЕ)ЗАЧЕМ: у вас всё получится. Воды прилива шумели (НЕ)УМОЛКАЯ.

Шутка оказалась ничуть (НЕ)СМЕШНОЙ.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ВСЁ(ТАКИ) любовь, если она настоящая, остаётся в человеке (НА)ВСЕГДА.

(В)НАЧАЛЕ заседания судья объявил, что заявление о пересмотре дела отклонено (В)ВИДУ отсутствия оснований.

Глеб (НА)СТОЛЬКО был ошеломлён услышанным, что ничего не мог сказать и (ОТ)ТОГО молчал.

(ЗА)НЕИМЕНИЕМ времени на посещение Италии Григорий неоднократно прогуливался по ней с помощью произведений классической литературы, а ТАК(ЖЕ) посредством телевизионного «Клуба путешественников».

(ПО)ТОМУ, как отец встретил меня и как посмотрел на меня, я понял, что он ТО(ЖЕ) переживает.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Входим в стари(1)ый дом: тёмная кухонька, заставле(2)ый склянками подоко(3)ик, краше(4)ый тёмной краской пол, на стенах образа в серебря(5)ом окладе.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду то на красивые берега.

2) В окно видно голое дерево да угол дома да лохматую серую собачонку.

3) Луна светила из круглой пушистой дыры в облаке и из-за этого казалась своим собственным отражением в несуществующей проруби.

4) Попробовал подняться самостоятельно да не смог.

5) В Ницце температура зимой и летом не поднималась выше 25 градусов и не опускалась ниже 15 градусов.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Несмотря на слепящую вьюгу и холод (1) девушка шла смело и твёрдо и (2) только подойдя к подъезду княжеского дома (3) как будто несколько смутилась (4) услышав голос (5) отворявшего ей дверь (6) швейцара.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К сожалению (1) эффективных практических мер по уничтожению космического мусора на орбитах на настоящем уровне технического развития человечества не существует, между тем (2) в ряду других рассматривается (3) например (4) проект спутника, который будет искать обломки и испарять их мощным лазерным лучом.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Осенью 1921 года в мастерской художника Г. Б. Якулова (1) Сергей Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан (2) известность (3) которой (4) принесла техника свободного танца.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда в пять утра в ваш единственный выходной вас будит будильник (1) вы хватаете телефон и звоните другу (2) чтобы сказать (3) что у вас дома все заболели (4) и (5) что ни на какую рыбалку вы идти не можете.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Многолетней верной службой Бахтеев хотел загладить свою ответственность за опрометчивый поступок, совершённый в юности.

Прочитайте текст и выполните задания 21 - 26

(1)Учитель военной прогимназии, коллежский регистратор Лев Пустяков, обитал рядом с другом своим, поручиком Леденцовым. (2)К последнему он и направил свои стопы в новогоднее утро.

- (3)Видишь ли, в чём дело, Гриша, - сказал он поручику после обычного поздравления с Новым годом. - (4)Я не стал бы тебя беспокоить, если бы не крайняя надобность. (5)Одолжи мне, голубчик, на сегодняшний день твой орден, твоего Станислава. (6)Сегодня, видишь ли, я обедаю у купца Спичкина. (7)А ты знаешь этого подлеца Спичкина: он страшно любит ордена и чуть ли не мерзавцами считает тех, у кого не болтается что-нибудь на шее или в петлице. (8)И к тому же у него две дочери... (9)Настя, знаешь, и Зина... (10)Говорю, как другу... (11)Дай, сделай милость!

(12)Всё это проговорил Пустяков, заикаясь, краснея и робко оглядываясь на дверь. (13)Поручик выругался, но согласился.

(14)В два часа пополудни Пустяков ехал на извозчике к Спичкиным и, распахнувши чуточку шубу, глядел себе на грудь. (15)На груди сверкал золотом и отливал эмалью чужой Станислав.

(16) «Как-то и уважения к себе больше чувствуешь! - думал учитель, покрякивая. - (17)Маленькая штучка, рублей пять, не больше стоит, а какой фурор производит!»

(18)Подъехав к дому Спичкина, он распахнул шубу и стал медленно расплачиваться с извозчиком.

(19)Снимая в передней шубу, он заглянул в залу. (20)Там за длинным обеденным столом сидели уже человек пятнадцать и обедали. (21)Слышался говор и звяканье посуды.

(27)Пустяков выставил вперёд грудь, поднял голову и, потирая руки, вошёл в залу. (28)Но тут он увидел нечто ужасное. (29)3а столом, рядом с Зиной, сидел его товарищ по службе, учитель французского языка Трамблян. (30)Показать ему орден - значило бы вызвать массу самых неприятных вопросов, значило бы осрамиться навеки, обесславиться... (31)Первою мыслью Пустякова было сорвать орден или бежать назад; но орден был крепко пришит. (32)Быстро прикрыв правой рукой орден, он сгорбился, неловко отдал общий поклон и, никому не подавая руки, тяжело опустился на свободный стул, как раз против сослуживца француза.

(33)Перед Пустяковым поставили тарелку супу. (34)Он взял левой рукой ложку, но, вспомнив, что левой рукой не подобает есть в благоустроенном обществе, заявил, что он уже отобедал и есть не хочет.

(35)Душа Пустякова наполнилась щемящей тоской и злобствующей досадой: суп издавал вкусный запах, а от паровой осетрины шёл необыкновенно аппетитный дымок. (36)Учитель попробовал освободить правую руку и прикрыть орден левой, но это оказалось неудобным.

(37)Трамблян, почему-то сильно сконфуженный, глядел на него и тоже ничего не ел. (38)Поглядев друг на друга, оба ещё более сконфузились и опустили глаза в пустые тарелки.

(39)«Заметил, подлец! - подумал Пустяков. - (40)По роже вижу, что заметил! (41)А он, мерзавец, кляузник. (42)3автра же донесёт директору!»

(43)Съели хозяева и гости четвёртое блюдо, съели, волею судеб, и пятое...

- (44)Э-з-э... эп... эп... эпредлагаю эвыпить за процветание сидящих здесь дам!

(45)Обедающие шумно поднялись и взялись за бокалы.

- (46)Лев Николаич, потрудитесь передать этот бокал Настасье Тимофеевне! - обратился к нему какой-то мужчина, подавая бокал. - (47)3аставьте её выпить!

(48)На этот раз Пустяков, к великому своему ужасу, должен был пустить в дело и правую руку. (49)Станислав с помятой красной ленточкой увидел наконец свет и засиял. (50)Учитель побледнел, опустил голову и робко поглядел в сторону француза. (51)Тот глядел на него удивлёнными, вопрошающими глазами. (52)Губы его хитро улыбались, и с лица медленно сползал конфуз...

- (53)Юлий Августович! - обратился к французу хозяин. - (54)Передайте бутылочку по принадлежности!

(55)Трамблян нерешительно протянул правую руку к бутылке, и... о, счастье! (56)Пустяков увидал на его груди орден. (57)И то был не Станислав, а целая Анна! (58)3начит, и француз сжульничал! (59)Пустяков засмеялся от удовольствия, сел на стул и развалился... (60)Теперь уже не было надобности скрывать Станислава! (61)Оба грешны одним грехом, и некому, стало быть, доносить и бесславить...

- (62)А-а-а... гм!.. - промычал Спичкин, увидев на груди учителя орден.

- (63)Да-с! - сказал Пустяков. - (64)Удивительное дело, Юлий Августович! (65)Как было мало у нас перед праздниками представлений! (66)Сколько у нас народу, а получили только вы да я! (67)Уди-ви-тель-ное дело!

(68)Трамблян весело закивал головой и выставил вперёд левый лацкан, на котором красовалась Анна 3-й степени.

(69)После обеда Пустяков ходил по всем комнатам и показывал барышням орден. (70)На душе у него было легко, вольготно, хотя и пощипывал под ложечкой голод.

(71)«3най я такую штуку, - думал он, завистливо поглядывая на Трамбляна, беседовавшего со Спичкиным об орденах, - я бы Владимира нацепил. (72)Эх, не догадался!»

(73)Только эта одна мысль и помучивала его. (74)В остальном же он был совершенно счастлив.

(По А. П. Чехову)

21. Какие из перечисленных высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Пустяков попросил у друга орден, потому что хотел угодить вкусам купца, в дом которого был приглашён, и покрасоваться перед дочерями Спичкина.

2) Понимая, что поступает дурно, и испытывая угрызения совести, Пустяков долго не решался войти в дом Спичкина и поэтому медленно расплачивался с извозчиком.

3) В гостях Пустяков отказался от еды, так как уже отобедал и был сыт.

4) Когда обман Трамбляна и Пустякова раскрылся, им стало стыдно друг перед другом.

5) Учитель военной прогимназии жалел лишь о том, что не надел ордена более высокого ранга

22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 18-19 представлено повествование.

2) В предложениях 31-32 представлено описание.

3) Предложение 36 указывает на причину того, о чём говорится в предложении 35.

4) В предложениях 51-52 содержится описание.

5) В предложениях 64-67 представлено повествование.

23. Из предложений 1-2 выпишите один фразеологизм.

24. Среди предложений 33-38 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

25. «Язык А. П. Чехова ясный, доступный, понятный любому читателю. Кажущаяся простота, разговорность достигается в рассказе "Орден" за счёт использования таких средств выразительности, как троп - (А)___ ("съели... четвёртое блюдо" в предложении 43, "Станислав" и "Анна" в предложении 57), лексическое средство - (Б)___ ("штучка" в предложении 17, "роже" в предложении 40, "сжульничал" в предложении 58). Остроту чувств героя помогает передать троп - (В)___ ("щемящей тоской и злобствующей досадой" в предложении 35), а эмоциональность речи Пустякова передана благодаря использованию такого синтаксического средства, как (Г)___(предложения 64-67)».

Список терминов:

1) антитеза

2) метонимия

3) эпитеты

4) ряды однородных членов предложения

5) восклицательные предложения

6) парцелляция

7) гипербола

8) разговорная и просторечная лексика

9) книжная лексика

26. Напишите сочинение.

Вариант 8

Номер задания

Ответ

Номер задания

Ответ

настолькооттого

инымисловами

1234 или любая комбинация
этих цифр

портфель

1234 или любая комбинация
этих цифр

отличать

134 или любая комбинация
этих цифр

подлиннее

123 или любая комбинация
этих цифр

кардинальный

безыдейныйсызнова

завидовать

235 или любая комбинация
этих цифр

перемелются

направилстопы

3437 или 3734

Проблема

Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?)

В произведениях Чехова пошлость «многолика». Порой она может проявляться в честолюбии героев, в их желании покрасоваться не своими заслугами.

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее часто употребляемые слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

учени____ класса 9-___ _____________________________ II вариант

1. Вставьте пропущенные буквы:

иску…ный ж…нглер

г…ряч… че…твовать тв…рца

беспр…ц…дентное прои…шествие

при…ётся изв…ниться

ч…столюбивая девч…нка

ш…кирован инц…дентом

бес…ч…тное ко…ичество

работа д…л…танта

попл…вок с д…фектом

уча…твовать в сост…зании пл…вцов

при…ти на встречу со сверс…никами

к…рдинировать действия

д…л…катная ми….ия

к…рдинальное решение

покл…няться иску…тву

обм…кнуть в сгущ…нку

выр…сти в трущ…бах

удачная …ранж…ровка

2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. обл…денение, р…птать, заг…релый, исп…рения, озн…меновать

2. гр…мадный, огл…вление, покл…ниться, погл…щать, уд…вительный

3. зач…рстветь, л…ловый, выт…рать, увл…кать, угр…жать

4. пот…плевший, л…петать, поб…дитель, одр…хлеть, оч…рование

3. В каком ряду во всех словах написание зависит от контекста?

1. изморо…ь, разв…ваться, за(то), об…няние

2. прим…рять, осв…тить, отр…сль, стриж…м

3. то(же), обв…вать, ож…г, ст…рожил

4. так(же), впереме…ку, д…фект, магн…тизм

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1. заст…лить, выб…решь, отп…рать, зам…реть, бл…снуть

2. разлуч…н, расч…ска, туш…ный, ноч…вка, ш…пот

3. прик…сновение, подг…рел, притв…риться, оз…рение, предпол…жить

4. обр…мление, обл…скать, сож…ление, оп…здать, ув…жать

5. В каком ряду в каждом слове пропущена согласная?

1. прои…шествие, злос…ный, рес…ницы, влас…ный

2. ус…ный, по…черк, бессловес…ный, ужас…ный

3. извес…ный, учас…ник, аген…ство, горес…ный

4. ярос…ный, блес…нуть, беспристрас…ный, опас…ный

6. В каком ряду слово однако является союзом? (есть пропущенные знаки препинания)

1. Утро было солнечное, безветренное однако не жаркое.

2. В настоящую глушь однако забирается только белка да пестрый дятел.

3. Неуклюжий, неповоротливый, медведь бежит однако легко и проворно.

7. В каком ряду все союзы разделительные ?

1. или, то – то, иль, не то – не то 2. ни – ни, либо, зато, же

3. однако, тоже, а, да

8. Запишите четыре простых или составных подчинительных союза____________________________________________________________

9. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Мы понимали, что отцу не хочется разговаривать, Галина то(же) молчала.

1. тоже всегда пишется слитно

2. то же всегда пишется раздельно

3. тоже здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно.

4. то же здесь местоимение то с частицей же , поэтому пишется раздельно.

10. Замените словосочетание говорил улыбаясь, построенное на основе примыкания , на синонимичное со связью управление _______________________________________________

11. Из данного предложения выпишите словосочетание со связью согласование

Дом стоял на холме и был хорошо виден с любой стороны. _______________________________________________

12. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1. спешил проститься 2. угодить другу

3. смеющийся ребенок 4. все спокойны

13. Выделите грамматическую основу в предложениях

1. В автобус помещается сорок восемь пассажиров.

2. Осенью сыро и холодно.

3. Учиться – серьёзный труд.

4. Почему открыли окна?

14. Выделите сказуемое в каждом предложении и укажите его тип.

1. Была долгая суровая зима._____________________________________

2. Язык – всем знаниям и всей природе ключ.________________________

3. Каждый старался доказать свою правоту.__________________________

4. Особенно красивы поздней осенью ярко-желтые хризантемы. ______________________________________________________________

15. Укажите тип односоставных предложений.

1. Дни поздней осени бранят обыкновенно.___________________________

2. Все темней и темней над землёю.__________________________________

3. Выйду, сяду под рябиной, буду слушать соловья._____________________

4. Хорошо бегать босиком по зеленому душистому лугу! ________________

16. Какое из следующих утверждений неверно?

1. Между частями сложносочиненного предложения всегда ставится запятая.

2. Сложносочиненное – это такое предложение, части которого являются равноправными синтаксическими единицами.

3. Средствами связи частей сложноподчиненного предложения являются союзы, союзные слова и указательные слова.

17. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Пахло разнотравьем и было душно.

1. Это сложносочиненное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

2. Это простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна

3. Это сложносочиненное предложение, перед союзом и нужна запятая.

4. Это простое предложение, перед союзом и нужна запятая.

18. Дайте характеристику предложения (знаки препинания не расставлены).

Встаньте лицом к волнам и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

1. Простое 2. Сложносочиненное

3. Сложноподчиненное 4. Сложное бессоюзное

19. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.__________________

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице, (1) и от удара и чашки, (2) и хлеб, (3) и солоница подпрыгнули и с грохотом и треском попадали на пол, (4) а я застыл от страха и не смел поднять глаз.

20. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения_________________

Софья, (1) характеризуя Чацкого, (2) говорит, (3) что «он в друзьях особенно счастлив».

21. Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Весна входила в горы с робким звоном ручейков шелестом прошлогодней травы да журавлиным криком в небе.

2. Он сиял здоровьем и свежестью и с удивительной легкостью взбежал на мостик.

3. Старайся исполнить свой долг и ты тотчас поверишь в свои силы.

4. Очень хотелось увидеть горный хребет и солнце но их все не было и мне стало невыносимо горько.

5. Губы у Кати не улыбались и темные глаза выражали неудовольствие.

6. Старый дом давно пустовавший весь утонул в зелени и заглянув через забор можно было увидеть дорожку заросшую густой зеленой травой.

7. Лермонтов поэт поражающий силой своего таланта и грустно думать о его ранней гибели прервавшей творчество в самом расцвете.

8. Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены рыли песок и камни и убегая назад увлекали спутанные водоросли или гравий гремящий в их влажном шуме.

9. Маячат впереди далекие горы да однообразно желтеют на горизонте уже освободившиеся от снега холмы.

10. Стукнул мороз распушил инеем макушки деревьев и одел их в белоснежный наряд и лесная палитра приобрела кристальную яркость.

11. В воздухе уже не чувствовалось той пронизывающей свежести которая заметна в первую весеннюю пору когда реки в разливе.

12. Весной 1823 года Грибоедову который служил чиновником по дипломатической части разрешили приехать из Персии в Москву.

13.Туча пролилась и ушла и солнце вновь засияло над нашим маленьким садом.

14. Ветра не было и волнующий аромат разнотравья плотной пеленой держался над лугом.

15. Чтобы рыба не сорвалась её надо вытаскивать осторожно.

22. Укажите номера простых предложений _____________________

23. Укажите номер предложения, соответствующего схеме

[б/л], и [двус.].______________

24. Укажите номер предложения с общим второстепенным членом ____

25. Укажите номера сложноподчиненных предложений______________

26. Укажите номера предложений, состоящих более чем из двух простых