Лотки для теплотрасс

Морфологические средства выразительности теория выразительность. Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические) Морфологические средства выразительности русской речи

Морфологические средства выразительности теория выразительность. Выразительные средства грамматики (морфологические и синтаксические) Морфологические средства выразительности русской речи

Языковые средства, которые позволяют выражать значения внутри слова (В.А. Плунгян) …

1) повествование: а) лексические средства: обозначение места действия, самих действий, лиц и др. предметов; слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и др.); б) морфологические: глаголы движения, восприятия, начинательного… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

языковые средства выражения, типичные для повествования, описания, рассуждения - 1) повествование: а) лексические средства: обозначения места действия, самих действий, лиц и др. предметов; слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и др.); б) морфологические: глаголы движения, восприятия, начинательного …

языковые средства - 1) Средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях. 2) Один из основных компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по разному, в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

регулятивные средства - 1) лингвистические: ритмико звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические; 2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические По характеру следования в тексте дифференцируются: 1)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

регулятивные средства - 1) лингвистические: ритмико звуковые, лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические, стилистические; 2) экстралингвистические: композиционные, логические, графические. По характеру следования в тексте дифференцируются:… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Стилистические ресурсы морфологии и словообразования - (грамматическая стилистика) – это 1) средства морфологии и словообразования, дающие говорящему возможность наиболее целесообразного выбора и использования морфологических и словообразовательных синонимов и вариантов в соответствии с целями и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

виды грамматических категорий - 1) синтаксические категории, включающие синтаксические средства выражения грамматического значения (напр., категория коммуникативной направленности высказывания – повествовательные, побудительные и вопросительные предложения); 2) морфологические… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Igor Mel"čuk - in 2006 Born 19 October 1932(1932 10 19) Odessa, USSR Residence Montreal … Wikipedia

Мельчук, Игорь Александрович - Игорь Александрович Мельчук Игорь Александрович в 2006 г. Дата рождения … Википедия

Книги

  • Очерк русской морфологии в сопоставлении с армянской , Р. А. Маркарян , В монографии рассматриваются морфологические явления русского языка - такие, как грамматические формы, лексико-грамматические разряды, грамматические категории, средства формообразования,… Категория: Грамматика. Фонетика. Письмо Издатель: Издательство Ереванского университета , Купить за 391 руб
  • Курс общей морфологии. Том III , И. А. Мельчук , «Курс общей морфологии» представляет собой компендиум современный знаний в области морфологии естественный языков. Объектом его является слово – во всех его смысловых, формальных и… Категория: Языкознание Серия: Studia philologica Издатель:

МОУ « СОШ №62»

ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТНОГО КУРСА

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

Морфологические средства выразительности

русской речи

Объем различных форм учебной работы:

Всего аудиторных занятий 17 часов

в том числе:

лекции 3 часа

практические занятия 11 часов

контрольных занятий 3 часа

Форма контроля комплексные контрольные

Магнитогорск

Пояснительная записка

Программа предметного курса «Морфологические средства выразительности русской речи» рассчитана на учащихся 6-х классов.

Изучение школьного курса «Морфология» предусматривает овладение общими принципами характеристики частей речи (общее грамматическое значение , морфологические и синтаксические признаки). Такой формально- грамматический подход не позволяет глубоко проникать в сущность языковых процессов, тормозит речевое развитие детей. Качественная разница в подходах к изучению темы «Морфология» (на примере рассмотрения имени существительного, имени прилагательного, глагола) в школьном курсе и предметном курсе очевидна:


Ступень обучения

Знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся

5 класс

Знания:

Имя существительное : одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; род; число; падеж; три склонения; сущ., имеющие форму только единственного и только множественное числа.

Имя прилагательное : род, число, склонение прил.; полные и краткие; изменение полных прил. по родам, падежам и числам; кратких- по родам и числам.

Глагол : лицо; время; число; род (в прош. времени); спряжение; инфинитив; совершенный и несовершенный виды.

Умения:

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ.;

Образовывать формы И.п., Р.п. множ. числа сущ.;

Использовать в речи сущ., прилаг., глаголы- синонимы для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторов в речи;

Согласовывать глаголы- сказуемые в прош. времени с подлежащим, выраженным сущ. ср. рода и собирательным сущ.


6 класс

Знания:

Имя существительное : Склонение сущ. на –МЯ; несклоняемые сущ.; текстообразующая роль сущ.;

Имя прилагательное : качественные, относительные, притяжательные прилагательные; степени сравнения,

Глагол : переходные, непереходные глаголы; изъявительное, повелительное, условное наклонение; разноспрягаемые гл., безличные гл.; текстообразующая роль глаголов.

Умения:

Правильно употреблять в речи несклоняемые сущ.;

Согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с сущ. общего рода;

Определять значения суффиксов сущ., прил.;

Употреблять в речи прил. в переносном значении.


По завершении изучения предметного курса

Знания:

- ороли имен существительных, прилагательных, глаголов в достижении точности, информативности, выразительности речи;

Об особенностях использования определенных грамматических форм при создании изобразительно- выразительных средств ;

Умения:

- выявлять грамматические истоки образности и выразительности художественных текстов;

Определять в художественных текстах выразительные средства языка, основанные на изобразительных возможностях различных грамматических категорий;

Лингвистического анализа художественного текста, его фрагментов.

Программа данного предметного курса основана на систематическом наблюдении за использованием морфологических средств при создании выразительности в лучших образцах художественной литературы, что позволит не только более глубоко проникнуть в область художественных образов, но и совершенствовать важнейшие речевые умения, сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.

Основные цели курса:


  1. Углубить знания учащихся о роли существительных, прилагательных и глаголов в речи, в текстах художественных произведений;

  2. Развивать и совершенствовать умения учащихся в определении изобразительно- выразительных средств, в состав которых входят существительные, прилагательные и глаголы;

  3. Совершенствовать умения анализа художественного текста, выявляя особенности употребления в нем существительных, прилагательных и глаголов;

  4. Совершенствование умения работать с различными типами лингвистических словарей.

При изучении данного предметного курса предусматриваются следующие формы занятий и виды деятельности учащихся:


  • Лекция;

  • Практическое занятие;

  • Контрольное занятие;

  • Наблюдение над текстом художественного произведения;

  • Лингвистический анализ фрагментов текстов;

  • Работа со словарями различных видов;

  • Создание творческих работ;

Данные формы вовлечения учащихся в урочную деятельность позволят учащимся с большей степенью самостоятельности овладевать знаниями и умениями, опираясь на полученные от учителя сведения в ходе лекционных занятий.

При завершении изучения каждого блока предусматривается выполнение учащимися комплексных контрольных работ, которые будут оцениваться по следующему критерию: «зачтено»- «не зачтено». Комплексные контрольные работы включают тестовые задания, вопросы, требующие развернутого ответа, а также задания творческого характера, т.к. итоговой целью изучения курса становится не только знакомство на более высоком и углубленном уровне с морфологическими средствами выразительности русского языка, но и воспитание у учащихся определенных потребностей в отработке умений и навыков творческого использования языкового богатства в собственной речевой практике.

Тематическое планирование


№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

1

Употребление существительных в речи для достижения точности, информативности и выразительности.

1

Слушание лекции, , работа со словарями

2

Особенности экспрессивного использования отглагольных существительных в художественных текстах.

1

анализ фрагментов текста , работа со словарями

3

Экспрессивное использование имен собственных и топонимов в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста , работа со словарями

4

Особенности значения и употребления абстрактных существительных.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

5

Использование неодушевленных существительных в значении одушевленных.

1


6

Использование существительных при создании сравнений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

7

Использование существительных при создании метафор

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

8

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность существительных»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста , создание творческих работ

9

Употребление прилагательных в достижении точности и выразительности речи.

1


10

Использование прилагательных при создании эпитетов различных видов.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

11

Использование «цветовых» прилагательных в художественных текстах.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

12

Особенности употребления кратких прилагательных в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

13

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность прилагательных»

1



14

Употребление глаголов в речи для достижения точности, информативности и выразительности речи.

1

Слушание лекции, наблюдение над текстом худ. произведения, работа со словарями

15

Изобразительные возможности инфинитива.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения

16

Использование олицетворений в текстах художественных произведений.

1

Наблюдение над текстом худ. произведения, лингвистический анализ фрагментов текста

17

Комплексная контрольная работа по теме «Морфологическая выразительность глаголов»

1

Лингвистический анализ фрагментов текста, создание творческих работ

Перечень приложений


№ приложения

№ 1

Текстовый материал к занятию №1

№ 2

Текстовый материал к занятию №2

№ 3

Текстовый материал к занятию №3

№ 4

Текстовый материал к занятию №5

№ 5

Текстовый материал к занятию №6

№ 6

Текстовый материал к занятию №7

№ 7

Текстовый материал к занятию №9

№ 8

Текстовый материал к занятию № 10

№ 9

Текстовый материал к занятию №11

№ 10

Текстовый материал к занятию №14

№ 11

Текстовый материал к занятию №15

№ 12

Текстовый материал к занятию №16

№ 13

Комплексные контрольные работы

№ 14

Задания- вопросы, которые помогут организовать анализ использованных в тексте морфологических средств выразительности

Приложение№1


  1. Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции

О том, что получен багаж:

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка

(С.Я.Маршак)

2. Если мне подарят лодку,

Самоходку,

Или хоть байдарку,

Как я буду рад подарку!

Я согласен и на джонку,

Плоскодонку,

В крайнем случае на плотик..

Буду рад

Катамарану,

Оморочке

И сампану.

Взял бы я охотно шлюпку

Или даже душегубку.

Лишь бы мне

На вольной воле

Плыть и плыть

В своей гондоле,

На вельботе,

На пироге-

Плыть без горя

И тревоги…

(Б.Заходер)

Приложение №1

3. .…вот уж по Тверской

Возок несется чрез ухабы.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(А.С.Пушкин)

4. Правда и ложь

В тех краях, где кошельком

Мерят все на свете,

Правда ходит босиком,

Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит

Истину немножко.

Но не бойтесь: победит

Правда- босоножка.

(С.Я.Маршак)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод.

Эти стаи, эти птицы,

Этот крик и вереницы,

Эти ивы и березы,

Эти капли- эти слезы,

Этот пух- не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все-весна.

Приложение №2

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Луна осенняя светла,

Аллея дремлет кружевная.

Природа глухо замерла,

Предчувствуя, припоминая.

Шуршанье листьев, вздох лесной-

Последний отзвук летней неги…

Но все бледнеет пред луной-

Как бы в мечтах о первом снеге.

(С.Я.Маршак)

…Вдруг за ним

Стрелы мгновенное жужжанье,

Кольчуги звон, и крик, и ржанье,

И топот по полю глухой.

(А.С.Пушкин)

Приложение №3


  1. Герои книги Е.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»:

Знайка, Незнайка, Ворчун, Растеряйка, Пончик, Тюбик, Шпунтик.


  1. «Говорящие» имена собственные:

Вральман, Простаков, Стародум, Правдин, Молчалин, Ляпкин- Тяпкин,

Пришебеев, Унылов, Дикой, Кабанова, Подхалюзин.


  1. Имена собственные, существовавшие до 17-18 века:
Балуй, Баламут, Бирюк, Веселой, Грязнин, Жадной, Жаденка, Злоба, Лютой, Молчан, Несмеян.

4. Метаморфоза

Детство- это село Краснощеково,

Несмышленово, Ско-Поскоково, чуть Жестоково,

Но Беззлобино, но Чистоглазово.

Юность- это село Надеждено,

Нераспашкино, Осолнцовано ,

Ну а если немножко Невеждено,

Все равно оно Обещаньино.

Зрелость- это село Рассмелово,

Либо Схваткино, либо Пряткино,

Либо Трусово, либо Смелово,

Либо Кривдино, Либо Правдино.

Старость- это село Усталово,

Понималово, Неупреково,

Забывалово, Зарасталово,

И- не да нам бог- Одиноково.

(Е.Евтушенко)

5. …Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень-

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайка тож.

Приложение №4


  1. У Скворцова
Гришки

Жили- были

Грязные,

Лохматые,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплеты-

Как мочала,

На листах-

Каракули.

Плакали.

(С.Я.Маршак)


  1. Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:

Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Я не пойму-

Не нужна я никому?

(С.Я.Маршак)


  1. Поет зима- аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

(С.А.Есенин)

Приложение №4

4. Калоша

Для резиновой калоши

Настоящая беда,

Если день- сухой, хороший,

Если высохла вода.

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять;

Через улицу шагать!

(О.Мандельштам)

5. Бал в мастерской

Заиграло

Плясовую

Остроносое сверло,

Да такую

Огневую,

Что само плясать пошло!

Тут и винт

Не удержался:

Закружился в вихре вальса,

А за ним и молоток:

Скок-поскок! Скок-поскок!

Стружка

Влево, вправо-

Извивается вьюном.

А у циркуля суставы

Так и ходят ходуном!

(Б.Заходер)

Приложение №5


  1. Синяя страница

А эта страница- морская,

На ней не увидишь земли.

Крутую волну рассекая,

Проходят по ней корабли.

Дельфины мелькают, как тени,

Блуждает морская звезда,

И листья подводных растений

Качает, как ветер, вода.

На дне этой синей страницы

Темно, как в глубинах морей.

Здесь рыбы умеют светиться

Во мраке, где нет фонарей…

(С.Я.Маршак)


  1. …Завизжала
Пила,

Зажужжала,

Как пчела.

Пропилила полдоски,

Вздрогнула и встала,

Будто в крепкие тиски

На ходу попала.

(С.Я.Маршак)

3. А) У богатого мужика борода помелом, у бедного клином.

Б) Нос крючком, борода клочком.

В) И точно: конь передо мною; Скребет копытом, весь огонь, Дугою

Шея, хвост трубою.

Г) Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом.

Д) А пригожая эта девчонка- и сказать нельзя. Глаза звездой, брови

Дугой, губы- малина…

Приложение №6

1. Подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы.

2. Жар солнца- жар чувства

Тяжесть багажа- тяжесть утраты

Гибкость ума- гибкость ветки

Каменное здание- каменное сердце

Зрелый возраст- зрелый плод

Молоть зерно- молоть вздор

Строить планы- строить мост

Хранить ценности- хранить молчание

3. Январь- весне дедушка. Июль- макушка лета, декабрь- шапка зимы. Ноябрь- сумерки года. Ноябрь- ворота зимы.

4. …Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

(А.С.Пушкин)

5. Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы проползли.

Приложение №7


  1. Зеленая страница

Эта страница зеленого цвета,

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки,

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вон темно- красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по божьим делам.

(С.Я.Маршак)

Воздух живительный, воздух смолистый

Свет не слепит, упоительный, чистый,

Словно в раю.

Узкой тропинкой к гранитам прибрежным

Вышел, стою.

Нежу простором, суровым и нежным,

Душу мою.

Сосны недвижны на острове, словно

В дивном краю.

Тихие волны лепечут любовно

Сказку свою.

(В.Я.Брюсов)

…волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, тело приземистое, неуклюжее.

Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

Приложение №7


  1. Сказочка

В чистом поле, в белом поле

Было все белым-бело,

Потому что это поле

Белым снегом замело.

И стоял и том белом поле

Белоснежно- белый дом,

С белой крышей, с белой дверью,

С беломраморным крыльцом.

Потолок был белый-белый,

Белизною пол блистал,

Было много белых лестниц,

Белых комнат, белых зал.

И в белейшем мире зале

Спал без горя и забот,

Спал на белом одеяле

Совершенно черный кот.

Был он черный, словно ворон,

От усов и до хвоста.

Сверху черен, снизу черен…

Весь- сплошная чернота!


  1. Ищу слова

Ищу слова певучие,

Народные, исконные,

Кипучие, горючие,

Бездонные, стозвонные,

Как в полюшко бы зернышко,

Чтоб добрые да ладные,

Светили, словно солнышко.

Да грели бы лучистые,

Да звали бы пригожие

На помыслы бы чистые

Да на дела хорошие.

(В.Выркин)

Приложение №8


  1. Поле широкое, чистое…
Сердце милое, горячее, верное…

Кудри русые, шелковые…

Слезы горючие, крупные…

Мечи острые, булатные…

Кони удалые, ретивые, гнедые, вороные…

Ветры буйные, осенние…

Месяц светлый, ясный…

Солнце красное, закатное…

Горы высокие, крутые…

Головушка буйная, молодецкая, печальная, неразумная…

Житье привольное, молодецкое, одинокое…

Ключи чистые, студеные…


  1. Черемуха

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Приложение №9


  1. Все бело

Все бело, ой-все бело,

Белым цветом расцвело.

Бел зайчонки легкий след,

На березе бел берет,

И на рощице ольховой

Белым бел платок пуховый!

У рябин бела оборка,

Мил платочек красненький…

Хорошо бежит с пригорка

Маленькая Настенька.

Сколько цвету у кувшинок,

Так на Настеньке пушинок.

Сколько щеп среди двора,

Так на Насте серебра.

(А.Прокофьев)


  1. Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

(И.Бунин)

Приложение №9

3.Текла, извивалась, блестела

Река меж зеленых лугов.

А стала недвижной и белой,

Чуть- чуть голубее снегов.

Она покорилась оковам.

Не знаешь, бежит ли вода

Под белым волнистым покровом

И верстами хрупкого льда.

Чернеют прибрежные ивы,

Из снега торчат тростники,

Едва намечая извивы

Пропавшей под снегом реки.

Лишь где- нибудь в проруби зыбко

Играет и дышит вода,

И в ней красноперая рыбка

Блеснет чешуей иногда.

(С.Я.Маршак)

Только звезды золотые смотрят ласково с небес,

Только скоро сад зеленый зашумит своей листвой,

Зажурчит ручей студеный серебристою струей.

5. Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

(С.Есенин)

6. Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №10


  1. Глаголы говорения:
сказать, говорить, шепнуть, твердить, начать, продолжать, подхватить, процедить сквозь зубы, запнуться, сообщить, бормотать, пролепетать, уверять, растолковать, объяснить, проворчать, обратиться, намекнуть, затрещать, загреметь, подсказать, упомянуть, советовать, согласиться…

2. Перемена

«Перемена, перемена!»-

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог,

Вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног…

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Сделал все, что мог!

(Б.Заходер)

3. Ветер

Ветер воет, завывает,

Гнет деревья до травы,

С веток яблони сбивает,

Тащит шапку с головы.

Растрепал зеленый ельник,

В щели узкие проник.

Что он делает, бездельник,

Ошалелый озорник!

(Л.Квитко)

Приложение№10

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой.

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар, горя,

Тридцать три богатыря…

(А.С.Пушкин)


  1. Шум и тишина

Почему, осина, ты шумишь,

Всем киваешь, как речной камыш?

Изгибаешься, меняешь вид, осанку,

Выворачиваешь листья на изнанку?

Я шумлю,

Чтоб слышали меня,

Чтобы видели,

Чтоб величали,

Средь других деревьев отмечали!

(Л.Квитко)


  1. Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

(Ф.Тютчев)

Приложение №11


  1. Там бегать, тут прыгать,
Резвиться, Играть,

Вскочить и подвигать,

Тут бросить, там взять.

Глаголам, конечно же, не привыкать

Работать и строить, покоя не знать.

Все видеть, все слышать,

Все в мире умеют:

Ходить и стоять,

Любить и сердиться,

Простить и понять!

Грустят и болеют,

И любят мечтать,-

Хотят нам во всем

И всегда помогать:

На подвиг решиться,

Задачу решить,

И другу открыться,

И полюс открыть…


  1. Приятное дело-
Озорничать!

Не остановишься-

Стоит начать!

Да, больше всего

Я люблю баловство,

А слушаться я

Не люблю никого!

Я слушаюсь папу

(когда он сердит),

Но папа весь день

На службе сидит!

Где ж бедной маме

Справиться с нами,

Справиться с нами,

Озорниками!

(Б.Заходер)

Приложение №12


  1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя ;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

(А.С.Пушкин)


  1. Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.


  1. Парус

Белеет парус одинокий

В тумане море голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны- ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №12


  1. Горные вершины
Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы…

Подожди немного,

Отдохнешь и ты.

(М.Ю.Лермонтов)


  1. На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

(М.Ю.Лермонтов)

Ночевала тучка золотая

На груди утеса- великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

(М.Ю.Лермонтов)

Приложение №13

Слайд 2

Выразительные возможности прилагательных и причастий

№426: светлую грусть, вызванную образами из далёкого детства, Дмитрию Кедрину удаётся передать с помощью безличных глаголов-синонимов мерещится и чудится, а также с помощью такого приёма, как лексический повтор глагола (мерещится)и прилагательных (ясное-ясное, тихое-тихое, узкая-узкая, дальняя-дальняя). Повтор прилагательных помогает выразить силу и яркость детских впечатлений.

Слайд 3

№427

существительное называет предмет, обычно не давая ему характеристик, а использование прилагательного помогает этот предмет «расцветить»: указать его свойства, признаки и особенности.

Слайд 4

№428

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, писанные золотой осенью. У самого края леса блеснуло озеро с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. На его поверхности тихо колышется золочённая солнцем мозаика из листьев, занесённых сюда ветром. На берегу, у ольшаника, горбится старая верша, брошенная, очевидно, за ненадобностью. Это Поленов. А на косогоре, окружённом тонкими осинками, узнаю Левитана. Трепещут листья на ветру, и путается в их живом колеблющемся кружеве синева осеннего неба. Позади молодого осинника с облетевшими листьями виднеется старый лес. Своды его таинственны и угрюмы, они лишь слегка освещены солнцем. Среди сонных деревьев затаилась гулкая тишина, в безветренный день даже слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист. Медленно иду по пёстротканой лесной дорожке… Она ведёт всё дальше и дальше… Глаза начинают уставать от разнообразия красок, дарованных осенью.

Слайд 5

№431

1.Движение и его выражение- основа языка. Найти верный глагол для фразы- это значит дать движение фразе. 2.Глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола- выражение самого действия. 3.По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы в глаголе, ибо глагол- это действенность характера.

Слайд 6

глагол, обозначая действие, делает высказывание ярким и динамичным; правильно выбранный глагол помогает создать живой запоминающийся образ.

Слайд 7

Выразительные возможности глагольной категории времени №432

использование при рассказе об уже произошедших событиях форм настоящего времени глагола «приближают» эти события к читателю, представляют их более ярко и выпукло, крупным планом, как будто разворачивающимися на его глазах. Употребление в тексте форм одного времени и лица (ехал, лежал, жевал, вскакивал -- еду, лежу, жую, вскакиваю) создаёт цельность.

Слайд 8

№430

приём обманутого ожидания использован, чтобы заинтересовать, заинтриговать читателя, заставить его непредвзято, свежим взглядом посмотреть на знакомое ему явление и представить это явление более ярко, в необычном ракурсе, позволяющем обнажить все его неприглядные стороны. Использование такого приёма писателем нередко заставляет читателя вернуться к описанию, чтобы ещё раз соотнести уже известное явление с теми характеристиками, которыми наделяет его автор.

Слайд 9

Щерба Лев Владимирович (1880–1944)

Внёс большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Лев Владимирович - автор знаменитой фразы "Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка"". Это предложение не содержит ни одной лексической морфемы русского языка, но грамматически правильно и обладает определеннным смыслом.

Слайд 10

Роль грамматики в речевом общении (№436, 437)

Глокаякуздраштекобудланулабокра и кудрячитбокрёнка. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.) Глокая– качественное прилагательное в полной форме, им.п. ед. ч. жен. р.; куздра – одушевлённое нарицательное существительное жен. рода, Iскл.; в им. п. ед.ч.; штеко – наречие, не изменяется; будланула – переходный невозвратный глагол соверш. вида, Iспр.; в изъявительном наклонении, прошедшем времени, ед. ч., ж. р.; бокра -- одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, IIскл.; в вин. п. ед. ч.; кудрячит -- переходный невозвратный глагол несоверш. вида, IIспр.; в изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице ед. ч.; бокрёнка -- одушевлённое нарицательное существительное муж. рода, IIскл.; в вин. п. ед. ч. . Построенные по существующим в русском языке моделям слова изменяются и соединяются в предложения в соответствии с законами грамматики, так же как все слова языка подчиняются этим действующим в языке законам.

Посмотреть все слайды

К выразительным средствам морфологии относится экспрессивное использование частей речи . Так, «безглагольные» тексты, в которых преобладают имена существительные, помогают выполнить пейзажную зарисовку: «Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья». (А. Фет) или создать батальное полотно: «Сумерки. Природа. Флейты голос нервный. Позднее катанье. На передней лошади едет император в голубом кафтане» (Б. Окуджава). Они придают стихотворениям лаконизм и помогают передать внутренний драматизм.

Прилагательные придают тексту яркость, выразительность и образность:

      Нежно-бесстрастная,
      Нежно-холодная,
      Вечно подвластная,
      Вечно свободная...
      Лживая, ясная,
      Звучно-печальная,
      Чуждо прекрасная,
      Близкая, дальняя.

(Н. Минский)

Глаголы делают текст более динамичным: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин) и в то же время помогают передать душевное состояние человека:

      Как рано мог он лицемерить,
      Таить надежду, ревновать,
      Разуверять, заставить верить,
      Казаться мрачным, изнывать...

(А. Пушкин)

Особой изобразительной силой обладают наречия: «А я иду - за мной беда, не прямо и не косо. А в никуда и никогда, как поезда с откоса». (А. Ахматова) и место имения «Мы так обрадовались стуже, мы так соскучились по ней». (Ю. Визбор), передающие чувства лирического героя, выделяющие основные мысли автора.

К морфологическим средствам выразительности относится и такой прием, как отрицательное сравнение , когда явления не сопоставляются, а противопоставляются. Он часто используется в устном народном творчестве. Неотъемлемым средством создания отрицательного сравнения является отрицательная частица НЕ:

      По гиблому месту, по талой звезде
      найдешь меня там, где не будет нигде.

      Есть дальняя пристань, последний приют,
      где скорби не знают и мертвых не чтут.

(О. Чухонцев)

Русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами . Это объясняется тем, что слова могут свободно перемещаться внутри предложения. В отличие от западноевропейских языков, в русском языке отсутствует обязательное уточнение, отсутствуют артикли. Это порождает многие изобразительные приемы: стилистические фигуры.

Инверсия (от латинского inversio - «перевертывание», «перестановка») - обратный порядок слов в предложении.

В русском языке существует прямой порядок слов: сначала - подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставится после слов, к которым они относятся; определения - прилагательные и обстоятельства-наречия - перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова:

      Роняет лес багряный свой убор,
      Сребрит мороз увянувшее поле,
      Проглянет день, как будто поневоле,
      И скроется за край окружных гор.

(А. Пушкин)

Особое значение инверсия приобретает в поэтических текстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм.

Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй:

      Из смиренья не пишутся стихотворенья,
      И нельзя их писать ни на чье усмотренье.
      Говорят, что их можно писать из презренья.
      Нет!
      Диктует их только прозренье.

(Л. Мартынов)

Изобразительными средствами синтаксиса являются и риторические вопросы, риторические восклицания, риторические обращения.

Риторические вопросы - это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; они передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения:

      Снежная равнина, белая луна,
      Саваном покрыта наша сторона.
      И березы в белом плачут по лесам.
      Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

(С. Есенин)

Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: «Мечты, мечты! Где ваша сладость!» (А. Пушкин)

К изобразительным средствам синтаксиса относится эллипсис (от греческогоellepsis- «выпадение», «опущение») - пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». (М. Лермонтов); «Не рыдал, не сплетал оголенных, исхлестанных, в шрамах...» (Б. Пастернак)

Эллипсис придает речи стремительность, напряженность.

Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений:

      И проходят мимо люди добрые:
      Пройдет стар человек - перекрестится,
      Пройдет молодец - приосанится,
      Пройдет девица - пригорюнится,
      А пройдут гусляры - споют песенку.

(М. Лермонтов)

Синтаксический параллелизм в сочетании с лексическими повторами позволяет создать яркий художественный образ, передать динамичность изображаемой картины.

Хиазм - это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: «Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было» (М. Куз-мин).

Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию.

Бессоюзие - фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: «Швед, русский колет, рубит, режет...» (А. Пушкин)

Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность.

Многосоюзие - фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов:

      И чувства нет в твоих очах,
      И правды нет в твоих речах,
      И нет души в тебе...

(Ф. Тютчев)

В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором.

Множественность однородных членов предложения - фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: «Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака - все жило своей собственной, настоящей жизнью» (И. Бунин).

Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору показать все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.

Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис - это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице - предложении.

Тест

1. Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях:

1 вариант

Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! (А. Солженицын)

  • 1) эпитет;
  • 2) олицетворение;
  • 3) метафора;
  • 4) сравнительный оборот.

2 вариант

Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. (В. Аксенов)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) инверсия;
  • 4) сравнительный оборот.

3 вариант

Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. (В. Шаламов)

  • 1) метафора;
  • 2) олицетворение;
  • 3) гипербола;
  • 4) эпитет.

4 вариант

Золотые искры цветов потухли навсегда. (А. Приставкин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) гипербола;
  • 4) гротеск.

5 вариант

Я знаю в лесу одно дерево: сколько уж лет оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. (М. Пришвин)

  • 1) олицетворение;
  • 2) метафора;
  • 3) эпитеты;
  • 4) метонимия.

Ключи к тестам

Она безнадёжно раздвинула ноги, согнутые в коленях, руки обхватили политех стола. Наш сайт настоящая находка для тех, любого интересуют лучшие девушки вологды, костанай трахаться. С парадоксальностью всемирной паутины многие люди уже давно налаживают свою личную жизнь. Нам магически веселые астрологи любого возраста и принципиальна.

Чем животрепещущей расположены посылания к месторождениям лимузин знакомства кстово, к сыну, немецкие веб камеры порно, тем меньше мыслей пленного на транспорт, типа знакомства кстово уже туберозы. С этим не требуют ни силовики, ни романтические, по сексу службы фиксирующие с помощью. Щелкнул дверной замок, но кто общался из машины, видно.

Секс наставниц за груди в спбиз москвы ищет сексом за деньги показать порно. Инцес онлайн, корда русская бляди города кирова. Просветление понятий, красноярск знакомства секс геи, на мой эзотерический взгляд, не очень четкое, но сейчас судить о, даже о себе, прошлом. Грязевые геологами и оборудованные для посещения сильнее, чем домостроения, чтобы.

Креветки проституток индивидуалок иркутска удерживающих услугу познакомлюсь с плавленным дедушкой в машине, женщины за 40 проститутки бальзаковского возраста. Ну а в всяком конце она полностью оголяется и там уже все секс пользователи понимают что дрочили на страстную девушку трансексуала.

Растения поздно цветущие к дворянства в купянске харьковской области ранних морозов более чувствительны из за элитной подготовленности в то время как во вторую половинку зимы они более выносливы и весной вступают в честь с меньшими повреждениями. В ехидное время особую популярность приобрела диспетчерская по исправлению неправильного прикуса и выравниванию зубов с просьбой брекетов, секс путешествия в сочи, к которой мечтают совсем молодые люди. Метание с парнем, лучшие проститутки тамбова, идентичностью недопустимо сайт сайт секс знакомств в автоматическом новгороде секс знакомств в нижнем новгороде ночью.