Лотки перфорированные

Литературный язык. Презентация на тему "литературный язык" Понятие о литературном языке презентация

Литературный язык. Презентация на тему

В презентация на тему "Литературный язык и нелитературные варианты" подробно рассматриваются понятия и признаки литературного языка, а также нелитературные варианты: диалект, жаргон, просторечье. Для закрепления теоретического материала предусмотрено выполнение практических заданий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Задание Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите те из них, которые характеризуют говорящего: а) положительно, б) отрицательно. В каких сочетаниях слово язык имеет значение «подвижный мышечный орган в полости рта»? Боек на язык. Сорвалось с языка. Держать язык за зубами. Вертится на языке. Показать язык. Находить общий язык. Язык чешется. Дать волю языку. Типун тебе на язык.

Тема «Литературный язык и нелитературные варианты» 1. Литературный язык: понятие, основные свойства Литературный язык – форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую. Приведенное определение обладает дифференцирующей силой: оно отграничивает литературный язык от других социальных и функциональных подсистем национального языка.

Свойства литературного языка: 1) Стабильность (устойчивость), закрепленная в письменных текстах. Литературный язык возникает тогда, когда возникает письменность, и поэтому момент его «рождения» обычно известен. Это свойство литературного языка имеет исключительное культурное значение: оно обеспечивает связь между сменяющими друг друга поколениями носителей данного национального языка, их взаимопонимание.

2) Изменчивость литературная норма должна отставать от развития живой речи (ср. известный афоризм А.М.Пешковского: «Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет»). 3) Обязательность для всех говорящих на данном литературном языке: в социальном и коммуникативном отношениях одним из важнейших свойств литературного языка является его высокая социальная престижность: будучи компонентом культуры, литературный язык представляет собой такую коммуникативную подсистему национального языка, на которую ориентируются все говорящие, независимо от того, владеют они этой подсистемой или какой-либо другой.

4) Противопоставленность устной и письменной формы письменная форма как основная форма реализации книжного языка обусловливает еще одно важное его свойство: письмо «удлиняет время жизни каждого текста (устная традиция постепенно меняет текст); тем самым оно усиливает способность литературного языка быть связью между поколениями. 5) Система функциональных стилей: литературный язык способен обслуживать коммуникативные потребности любой сферы деятельности «… у говорящих в общем никогда не исчезает ощущение различия между тем, « как можно сказать», и тем, « как следует написать» (Д.Н.Шмелев)

6) Последовательная нормированность: не только наличие единой нормы, но и ее сознательное культивирование, целенаправленная кодификация (закрепление в грамматиках и словарях); система норм языка обеспечивает общепонятность для всех носителей языка

2. Нелитературные варианты языка Литературный язык является основным средством, обслуживающим коммуникативные потребности общества. Ему противопоставлены нелитературные варианты национального языка: . территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные и социальные жаргоны.

Диалект (греч. dialektos – «говор, наречие», где dia - «через», lektos - «могущий быть сказанным») – нелитературный вариант языка, который употребляется людьми на определенных территориях, преимущественно в сельской местности. Диалект может отличаться от литературного языка: лексикой - вместо белка говорят векша, вместо пояс – гашник (в северных областях), баз – постройки для скота, кочет – петух (на Дону); элементами грамматики, особенностями произношения. Диалекты лежат в основе любого литературного языка. Так, в основе языка-«предка» всех славянских языков – праславянского – лежит один из диалектов индоевропейского языка (I тыс. до н.э.).

Жаргон (фр. jargon – «неправильный, болтовня») – нелитературный вариант языка, используемый при непринужденном общении внутри некоторых социальных групп Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных социальных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В основе создания жаргонных слов лежит стремление скрыть смысл речи от окружающих. Так, к примеру, появление жаргона ремесленников было вызвано необходимостью использовать непонятные другим слова, чтобы скрыть секреты производства. Все социальные жаргоны представляют собой искусственные образования. Жаргоны можно назвать «языком в языке». В отличие от литературного языка они не обладают особым грамматическим строем и характеризуются лишь спецификой словаря, который создается лишь за счет переосмысления слов национального языка, например: собачка – замок, смыть – украсть, рог – предатель и т.д. Жаргонизмы зачастую заменяют общеупотребительные слова.

Просторечье - нелитературный вариант языка, используемый в речи малообразованных слоев населения и придающий ей неправильный и грубый характер. Все существующие примеры просторечий можно условно разделить на несколько групп: Созданные при помощи неверной постановки ударений («про́цент»). Морфологические формы («хочут»). Искажения в области фразеологии («ложить»). Фонетические искажения («здеся»). Однако самая обширная и характерная для просторечного языка группа – это слова с нарочитой экспрессивной окраской. Они, как правило, имеют синонимы в литературной речи. Как пример – слово «дрыхнуть» - литературное «спать».

Задание 1. Прочитайте внимательно; укажите диалектизмы и попытайтесь объяснить их значение. Ворот в Подлипной вовсе нет. Добро бы лесу не было, а то кругом деревни лес высокий и густой, всё берёза да сосна, можно бы э-во какие дома построить и заплоты дощаные с воротами сделать... «А пошто? – спросит подлиповец, не понимая.– А и так тожно баско!» За дворами не видится риг или зародов сена, нет огородов с овощами. Только направо заметны гряды с капустой, морковью и преимущественно картофелем. (Ф.М.Решетников. Подлиповцы)

Задание 2. Прочитайте и укажите слова жаргонной лексики. Семёнов не стал более разговаривать... Он вспомнил, что у него в парте есть горбушка с кашей. Семёнов хотел позавтракать, но горбушки не оказалось. Раздражённый постоянными столкновениями с товарищами, он обратился к ним со словами: – Господа, это подло наконец! – Что такое? – Кто взял горбушку? – С кашей? – ответили ему насмешливо. – Стибрили? – Сбондили? – Сляпсили? – Спёрли? – Лафа, брат! Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: «украли», а лафа – «лихо». (Н.Г.Помяловский. Очерки бурсы)

Задание 3. Прочитайте отрывок разговора и определите просторечные слова. Вы в 18? Большая очередь? Да. 5 человек, Вы – шестая; все в этом колидоре. Медленно принимають. Не медленно. Просто ей приходится часто уходить: то к заведующей, то в лабораторию, то к фтизиатру. Если Вы без полюса, то не примуть. Примут, потом по телефону скажете номер. Эта врачиха – хорошая, опытная, она у нас на участке больше 20 лет.

Контрольные вопросы Язык как знаковая система. Язык и речь. Как соотносятся понятия «язык» и «речь». Как вы понимаете следующие слова М.В.Панова: «Задача языковеда – найти в речи язык, подняться от речи к языку»? Как Вы считаете, какие условия необходимо соблюсти, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание? При ответе используйте схему построения общения (см. п.1.1.) Каково главное условие речевого общения? Функции языка, перечислите и охарактеризуйте. Язык как система. Перечислите и охарактеризуйте элементы системы язык. Взаимодействие элементов системы язык. Продемонстрируйте это взаимодействие на примере конкретного предложения. Литературный русский язык и нелитературные варианты, их взаимодействие. Диалект как нелитературный вариант языка. Приведите примеры просторечных слов (на основе ваших наблюдений и текстов художественных произведений). Жаргон как нелитературный вариант языка. Подумайте, какие группы жаргонов Вы можете назвать. Приведите примеры. Просторечье как нелитературный вариант языка. Приведите примеры просторечных слов. На основе материала изученной темы напишите сочинение на тему: «Какой русский язык мне нужен?». Подготовьте сообщения на темы (на выбор): - «Становление современного русского литературного языка», - «М.В.Ломоносов и его место в изучении русского языка», - «А.С.Пушкин – родоначальник современного русского литературного языка». 15. Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию Д.Н.Шмелева: «… у говорящих в общем никогда не исчезает ощущение различия между тем, «как можно сказать», и тем, «как следует написать»

Презентация подготовлена преподавателем ЧУПО «Экономический бизнес-колледж» г.Москва Филимоновой А.Н.


Слайд 2

Литературный язык - язык нормированный Нормы русского литературного языка обязательны для каждого, кто говорит и пишет по-русски

Слайд 3

Орфоэпические нормы

Произнеси правильно: Начать, начал, звонить, позвонишь, обеспечение,документ, взведенный, верба, взобралась, внесенный, грузило, добралась, закупоривать, заострить

Слайд 4

Морфологические и синтаксические нормы

Составь словосочетания и предложения Убежа(-ла. -ло) молоко, девочка. Красн(-ый, -ая, -ое) яблоко, помидор, рябина. Я (идти) и ты (идти). Мы с (ты) дружим. Сломанн(-ый, -ая, -ое) карандаш, ручка, дерево

Слайд 5

Проверь себя!

Убежаломолоко (ср.р.), убежаладевочка (ж.р.) Красныйпомидор (м.р.), краснаярябина (ж.р.), красноеяблоко (ср.р.) Я иду (1 лицо) и ты идёшь (2 лицо) Мы (с кем?) с тобой (тв.пад.) дружим. Сломанныйкарандаш (м.р.), сломаннаяручка (ж.р.), сломанноедерево (ср.р.)

Слайд 6

Стилистические нормы

Прокомментируйте объявление Объявление С завтрашнего дня если кто вздумает прийти без сменной обуви, пусть пеняет на себя. Он узнает, где раки зимуют Директор школы

Слайд 7

Пунктуационные нормы

Поставь недостающий знак препинания Объявление Стригу и брею Козлов Стригу и брею. Козлов.

Слайд 8

Определите границы предложений в стихотворении К.И.Чуковского

В реке там рыба на бугре Мычит корова в конуре Собака лает на заборе Поёт синичка в коридоре Играют дети на стене Висит картина на окне Узоры инея в печурке Горят дрова в руках девчурки Нарядная там кукла в клетке Ручной щегол поёт салфетки Там на столе лежат коньки К зиме готовят там очки Лежат для бабушки тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Слайд 9

Проверь себя!

В реке там рыба. На бугре Мычит корова. В конуре Собака лает. На заборе Поёт синичка. В коридоре Играют дети. На стене Висит картина. На окне Узоры инея. В печурке Горят дрова. В руках девчурки Нарядная там кукла. В клетке Ручной щегол поёт. Салфетки Там на столе лежат. Коньки К зиме готовят. Там очки Лежат для бабушки. Тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Понятие о литературном языке Урок русского языка в 5 классе Учитель Ольховатская Н.П.

Свои истоки литературный язык берет еще из древнерусской литературы. Но 19 век стал временем окончательного становления русского литературного языка. Огромная заслуга в этом принадлежит А.С. Пушкину. Его творчество – итог поисков, каким должен быть литературный язык.

« Литературный язык - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме…»

Н аука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой) ЯзыкОзнание языкОведение лИнгвистИка

Разделы языка Фонетика Звуки речи Морфемика Состав слова Лексика Словарный состав языка Грамматика Морфология Слово как часть речи Синтаксис Словосочетание и предложение орфоэпия орфография пунктуация стилистика

Словарная работа Языкознание, языковедение, лингвистика, фонетика, морфемика, лексика, грамматика, морфология, синтаксис.

н а севере «окают » н а севере – свеклА, н а севере - пЕтух О бщим для всех является русский литературный язык. - на юге «акают» - на юге - бурАк - на юге - кОчет свЁкла петУх

Литературный язык- это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

Н ормы литературного языка Произносительные, морфологические, синтаксические, стилистические, нормы правописания

Культура речи- это часть общей культуры человека. Какие вы знаете признаки культуры речи? Правильность, точность, чистота, выразительность, логичность, уместность, богатство.

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И. Бунин

Запишите предложения, раскрывая скобки и выбирая слова литературного языка. (Лозг, овраг) был глубокий. (Чки,льдины) проплывали медленно. (Стодол, сарай) стоял на просторном (базу, дворе).

Произнесите слова в соответствии с нормой произношения: красного, чего, что, здравствуйте, средства, модель, понял. Составьте предложения с этими словами.

Прочитайте текст А.Н. Толстого. Почему можно назвать его образцовым? Запишите текст. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина?- это весь народ. Это его культура, его язык.

Повторим! Что такое литературный язык? Какие нормы литературного языка вы знаете? Для чего нужно соблюдать эти нормы? Что такое культура речи? Каждый ли человек может назвать себя культурным? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть исполь...

Значение и роль церковнославянского языка в развитии русского литературного языка

Очень правильно, что церковнославянский язык преподается в православно ориентированных школах. Это наша история, а без истории народ мертв....

Литературная (языковая) норма –это такое употребление языковых единиц, которое принято в среде наиболее культурной, образованной части данного языкового коллектива; это правила употребления слов, грамматических норм, правила произношения, действующие в данный период развития литературного языка.

Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь; произношение, лексику, словообразование, грамматику, правописание.

Виды норм:

Орфоэпические

Лексические

Грамматические

Синтаксические

ПунктуационныеЛекционное занятие на тему:

«Язык и речь.
Основные единицы языка. Понятие о литературном языке.»

Цели и задачи занятия:
- ознакомить обучающихся с понятиями «язык» и «речь»;
- раскрыть суть соотношения языка и речи;
- продолжить знакомство с основными языковыми единицами;
- дать определение понятию «литературная норма».

«Из всех живых существ только человек одарен речью».
Аристотель


Идея размежевания языка и речи принадлежит ученым XVIII века.

Язык – это совокупность средств общения людей посредствам обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык находит свое проявление в речи.

Речь – это использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей; речь может быть определена как функционирование языка.

Соотношение языка и речи

ЯЗЫК

РЕЧЬ

· Язык–это средство общения.

· Речь – это воплощение и реализация языка.

· Язык абстрактен, формален.

· Речь материальна, состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом.

· Язык стабилен, статичен.

· Речь активна и динамична, для нее характерна высокая вариативность.

· Язык является достоинством общества, в нем отражается «картина мира» говорящего не нем народа.

· Речь же индивидуальна, она отражает лишь опыт отдельного человека

· Имеет линейную организацию, представляя собой последовательность слов, связанных в потоке

· Язык независим от ситуации и обстановки общения.

· Речь конкретно и ситуативно обусловлена.

Понятия язык и речь соотносятся, как общее и частное:

общее (язык) выражается в частном (речи), частное же (речь) есть форма воплощения и реализации общего (языка).

НЕЛЬЗЯ употреблять: НУЖНО говорить:

Вы хочете вы хотите

Мое фамилие моя фамилия

Они побегли они побежали

Много сыплят много сыплют

Ехай быстрее поезжай быстрее

Ездиет на машине ездит на машине

Жгем уголь жжем уголь

Язык является объектом специальных научных исследований.
Языкознание (или лингвистика) – это наука о языке, которая утверждает, что язык – это упорядоченная система, а не нагромождение слов, звуков, правил.
Основные единицы языка:
фонемаморфемаслово
словосочетаниепредложениетекст

Задание:
Назовите основные разделы науки о языке.

Самое удивительное и мудрое, что создало
человечество, – это язык.
Литературный язык – это основное средство
коммуникации между людьми одной
национальности.

В лингвистической литературе выделены основные
признаки литературного языка:
1) обработанность;
2) устойчивость (способность системы
сохранять текущее состояние при наличии
внешних воздействий)
3) обязательность (для всех носителей
языка);
4) Нормированность;
5) наличие функциональных стилей.

Обработанность
литературного языка – это
целенаправленный отбор всего
лучшего, что есть в языке.
Этот отбор осуществляется в
результате специальных
исследований ученымифилологами, общественными
деятелями

Нормированность – употребление
языковых средств, регулируемое
единой общеобязательной нормой.
Если бы не было единой языковой
нормы, то люди, живущие в разных
концах России, перестали бы
понимать друг друга.

Русский литературный
язык
существует в двух
формах:
устной и письменной.

Письменная и
устная формы речи
Речь - это конкретное говорение,
протекающее во времени и
облеченное в звуковую или
письменную форму.

стиль – разновидность языка,
свойственная определенной сфере
человеческой деятельности и
обладающая определенным
своеобразием.
две классификации стилей:
в традиционном их понимании
и стилей функциональных.

В современном русском литературном
языке выделяются
функциональные стили
(языковые жанры, функциональные
разновидности языка):
разговорный, публицистический,
официально-деловой, научный

художественный
религиозный функциональный стиль
(церковно-религиозный стиль)

В стилистике помимо выделения
функциональных стилей существует
разграничение языковых средств и
стилей на две основные сферы –
книжную и разговорную

Литературный язык делится на
две функциональные
разновидности:
разговорную и книжную.
Выделяются разговорная речь
и книжный язык.
В устной разговорной речи
различают
три стиля произношения:
полный, нейтральный,
разговорный.

В книжном языке существуют стили:
научный,
официально-деловой,
публицистический,
(художественный).

Какие из перечисленных ниже средств
художественной выразительности
используются в предложении?
Он делал непохожие на все
остальные, необыкновенные,
небывалые часы, которыми и сейчас
невозможно не восхищаться.
1.Метафора
3.Градация
2. Гипербола.
4. Сравнение

Ответ: Грация

В каком предложении используется
метафора?
1. Вершины предгорий, издали казавшиеся
близкими, по мере приближения
уплывали ввысь и вдаль.
2. С очередной вершины открылись новые
гряды гор, похожие на застывшие волны
гигантского моря.
3. Я где-то читал, что на месте Кавказа в
доисторические времена было море.

ОТВЕТ: 2

Информационные ресурсы:

1.
2.
3.
4.
Энциклопедия Кирилла и Миффодия
http://lib.rus.ec/b/138620/read
Введенская Л.А. и др. Русский язык и
культура речи: экзаменационные
ответы. Серия «Сдам экзамен». / Л.А.
Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю.
Кашаева. Ростов н/Д: «Феникс», 2004
http://nsportal.ru