Очистка воды

Памятники культурного наследия регионального и федерального значения. Объекты культурного наследия российской федерации

Памятники культурного наследия регионального и федерального значения. Объекты культурного наследия российской федерации

Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.

Понятие о рассматриваемых объектах

Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:

  • недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
  • научно-технические объекты;
  • объекты декоративно-прикладного искусства ;
  • скульптуры;
  • другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.

К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.

Правовая база рассматриваемых объектов

К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:

  • ФЗ №73-ФЗ.
  • Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
  • Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
  • Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.

Признаки рассматриваемых объектов

Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:

  1. Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
  2. Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
  3. Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
  4. Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.

Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.

Классификация

Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.

Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.

К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.

К достопримечательным местам относятся:

  • творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
  • те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
  • центры исторических поселений;
  • различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
  • руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
  • места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
  • заповедники, признанные объектами культурного наследия.

Разновидности памятников

У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.

В данном виде выделяются следующие подвиды:

  • отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
  • отдельные помещения различных религиозных направлений;
  • отдельные захоронения и мавзолеи;
  • следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
  • научно-технические объекты, в том числе военные;
  • произведения монументального искусства;
  • мемориальные квартиры.

Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.

Категории

Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:

  • федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
  • региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
  • муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.

Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.

Примеры рассматриваемых объектов в мире

Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).

Российское национальное культурное наследие

Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.

Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране

В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.

Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.

Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).

Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.

Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.

Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.

Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.

Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.

Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.

Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».

Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.

Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.

Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.

Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.

Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.

Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.

Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.

Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.

Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.

Управления по охране объектов культурного наследия

В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.

В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.

Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.

В заключение

Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.

Понятие объекта культурного наследия (памятники истории и культуры)

Понятие «объекты культурного наследия» включено в правовой оборот относительно недавно. Одним из первых законодательных актов, где встречается этот термин, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (ст. 41), принятые Верховным Советом РФ в 1992 году. В то же время в Законе РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», а также в отраслевых нормативных правовых актах, изданных до распада СССР, применялся термин «памятники истории и культуры». В настоящее время понятия «объекты культурного наследия» и «памятники истории и культуры» используются в законодательстве России как тождественные для обозначения недвижимого имущества, обладающего историко-культурной ценностью. Наряду с указанными понятиями в федеральном законодательстве употребляются близкие по смыслу, но имеющие самостоятельное значение термины: «культурные ценности», «культурное наследие», «культурное достояние», «выявленные объекты культурного наследия», «объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия», «объекты, представляющие собой историко-культурную ценность», «объекты археологического наследия».

В Конституции РФ, закрепившей культурные права и свободы человека, для обозначения созданных людьми ценностей употребляются термины «культурные ценности», «памятники истории и культуры», «историческое и культурное наследие» (ст. 44, 72).

Сущность термина «культурное наследие», как следует из диссертационных исследований и опубликованных научных работ, в меньшей степени интересует ученых, чем сущность культурных ценностей. Как самостоятельное понятие, оно относительно редко встречается в национальном законодательстве и используется в основном по отношению к движимым и недвижимым культурным ценностям, созданным в прошлом и принадлежащим народам Российской Федерации. В редких случаях российское законодательство предусматривает отнесение к культурному наследию нематериальных ценностей. Так, согласно преамбуле и статье 11 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» наименования географических объектов являются составной частью исторического и культурного наследия народов Российской Федерации. Как правило, термин «культурное наследие народов Российской Федерации» используется в нормативных правовых актах в сочетании со словом «объекты».

В юридической литературе неоднократно высказывалась точка зрения о тождественности применяемых в действующих международно-правовых документах понятий «культурные ценности» и «культурное наследие».Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М.: Юристъ, 2005. С. 17; Потапова Н.А. Международно-правовые проблемы охраны культурных ценностей и законодательство Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10. М., 2001 Однако этот вывод нельзя экстраполировать на национальное законодательство. По нашему мнению, культурное наследие занимает промежуточное положение между культурными ценностями и объектами культурного наследия. Отличие культурного наследия от культурных ценностей заключается в том, что культурное наследие всегда обладает свойством старины. Соотношение данных понятий можно представить следующим образом: не всякая культурная ценность может относиться к культурному наследию, однако все, что относится к культурному наследию, - есть культурная ценность.

Следует отметить, что многие исследователи, изучающие проблемы правовой охраны культурного наследия, дают собственные научные определения данного понятия и предлагают использовать их в качестве легальных дефиниций. Так, Е.Н. Пронина под культурным наследием предлагает понимать «совокупность материальных и духовных культурных ценностей, созданных в прошлом, унаследованных и воспринятых от прежних поколений и имеющих значение для сохранения и развития самобытности народа независимо от их происхождения и владельца». Пронина, Е.Н Технико-юридическое исследование законодательной дефиниции "объекты культурного наследия" /Е.Н. Пронина.//Право и государство. -2009. - № 6. - С. 138 -140

Ряд ученых рассмотрели культурное наследие с культурологической и философской точек зрения. К.Е. Рыбак считает, что под культурным наследием следует понимать «совокупность объектов материальной культуры и совместных творений человека и природы вне зависимости от места их нахождения, а также объектов духовной культуры, значимых для сохранения и развития локальных культур, имеющих универсальную ценность для культуры (искусства, науки) и содействующих уважению культурного разнообразия и творчеству человека».Рыбак К.Е. Конвенция об охране подводного культурного наследия и защита культурных ценностей // Культура: управление, экономика, право. - 2006. По мнению А.А. Копсергеновой, культурное наследие - это совокупность всех культурных достижений общества, его исторический опыт, сохраненный в арсенале социальной памяти. «Сущность культурного наследия, - отмечает она, - составляют те ценности, которые созданы предыдущими поколениями, представляют исключительную важность для сохранения культурного генофонда и способствуют дальнейшему культурному прогрессу».Копсергенова А.А. Культурное наследие: философские аспекты анализа: Дис. ... канд. философ.наук: 09.00.13. Ставрополь, 2008. 184 с. С точки зрения А.П. Сергеева, культурное наследие образует «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох материальных и духовных культурных ценностей, подлежащих сохранению, критической оценке, пересмотру, развитию и использованию в соответствии с конкретно-историческими задачами современности».Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л.: Издательство Ленингр. ун-та, 1990. С. 16 - 17. А.А. Мазенкова рассматривает культурное наследие как информационную подсистему культуры, обладающую значимостью (положительной или отрицательной) и основанную на опыте предшествующих поколений. «В рамках системного подхода, - отмечает она, - культурное наследие - это социокультурная система ценностей, сохраняющая социокультурный опыт на основе особенностей коллективной памяти».Мазенкова А.А. Культурное наследие как самоорганизующаяся система: Автореф. дис. ... канд. философ.наук: 24.00.01. Тюмень, 2009. С. 12. С.М. Шестова под культурным наследием понимает совокупность памятников истории и культуры.Шестова С.М. Историко-культурологический анализ нормативного регулирования охраны и использования памятников истории и культуры в России: Автореф. дис. ... канд. культурологич. наук: 24.00.03. Санкт-Петербург, 2009. С. 16

В целом, можно согласиться с предложенным Е.Н. Прониной определением культурного наследия. Данное понятие может быть использовано по отношению к любым культурным ценностям (материальным и нематериальным, движимым и недвижимым), созданным в прошлом, независимо от того, включены ли эти ценности в специальные списки (реестры). Такие культурные ценности могут иметь определенное культурное значение, как для отдельных народов, муниципальных образований, государств, а также иных государственных образований в составе государств, так и для всего мирового сообщества.

В современном российском законодательстве в отношении недвижимых культурных ценностей, созданных в прошлом, применяется термин «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Этот термин является относительно молодым. Для 90-х годов прошлого века была характерна неустойчивость понятий, используемых в нормативных правовых актах для обозначения недвижимых памятников истории и культуры. В ряде актов, наряду с данным понятием, использовались другие термины: «объекты историко-культурного наследия», «объекты исторического и культурного наследия». К особой категории относились «особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации».

С 2001 года термин «объекты культурного наследия» уже прочно укоренился в российском законодательстве. Это связано с тем, что в 2001 году были приняты несколько важнейших федеральных законов, в которых уже учитывался новый понятийный аппарат рассматривавшегося в Государственной Думе ФС РФ проекта отраслевого Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». С принятием в июне 2002 года Федерального закона № 73-ФЗ можно говорить об окончательном обновлении понятийного аппарата, сформировавшегося в советскую эпоху. В правовой оборот были включены новые понятия и их определения. Следует подчеркнуть, что современное понимание термина «памятник истории и культуры» не соответствует его пониманию в значении, определенном Законом СССР 1976 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (позднее - одноименным Законом РСФСР 1978 г.).

В отличие от прежней дефиниции, современное определение данного понятия, закрепленное в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, исключает движимые и нематериальные культурные ценности. Некоторые исследователи видят в этом недостаток и предлагают включить в легальное определение понятия "объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" движимые вещи.Александрова М.А. Гражданско-правовой режим культурных ценностей в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Санкт-Петербург, 2007. С. 11.Другие - считают необходимым выделять движимое и недвижимое имущество в отдельные правовые категории. Так, К.А. Диканов предложил понимать под «культурными ценностями» только движимое имущество, а под «памятниками истории и культуры» - недвижимость. Объединяющим (родовым) понятием, по его мнению, должен явиться термин «объекты культурно-исторического наследия».Диканов К.А. Борьба с преступными посягательствами на культурные ценности: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 2008. С. 13. С нашей точки зрения, выделение недвижимых культурных ценностей в особую правовую категорию является оправданным. Прежде всего, это связано с тем, что в отношении недвижимых и движимых вещей в силу их естественных свойств устанавливается различный правовой режим. Также общественные отношения, складывающиеся по поводу недвижимого имущества, имеют свои особенности и регулируются не только гражданским, административным и уголовным законодательством, но и земельным законодательством, законодательством о градостроительной и об архитектурной деятельности. Соответственно, правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу движимых и недвижимых культурных ценностей, должно осуществляться раздельно. Однако нельзя согласиться с тем, что под культурными ценностями следует понимать только движимые вещи. Такой подход не соответствует современному доктринальному толкованию культурных ценностей.

Основным недостатком сформулированных в литературе научных определений понятия «памятники истории и культуры» является то, что памятники рассматриваются исключительно как особый вид имущества, обладающего набором специфических признаков, свойств и подлежащего в силу этого сбережению в интересах конкретного социума независимо от воли человека.

Легальное определение понятия «объекты культурного наследия», закрепленное в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, подверглось заслуженной критике со стороны ученых и практиков. Некоторые из них пришли к выводу, что данная дефиниция не отражает необходимых сущностных черт исследуемых объектов и, в целом, носит аморфный и искусственный характер.Александрова М.А. Указ.соч. С. 10 - 11. С этим трудно не согласиться. Однако рассмотрение данного вопроса будет не полным без анализа других близких по смыслу терминов, составляющих понятийный аппарат Федерального закона N 73-ФЗ.

В статье 3 данного Закона закреплена дефиниция «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» и новая классификация данных объектов по видам: памятники, ансамбли и достопримечательные места. Под объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации здесь понимаются объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Детальное рассмотрение части 1 статьи 3 Федерального закона N 73-ФЗ дает основание считать, что термин «объекты культурного наследия» может применяться по отношению к любым объектам недвижимого имущества, представляющим собой историко-культурную ценность, в том числе и по отношению к выявленным объектам культурного наследия. Между тем их правовой статус разный.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование в тексте Федерального закона N 73-ФЗ различных, близких по содержанию понятий свидетельствует о внутренней несогласованности документа, положения которого сложны для уяснения и толкования. Нередко такая несогласованность понятийного аппарата приводит на практике к судебным спорам, принятию органами государственной власти и органами местного самоуправления неверных решений.

Очевидно, что дефиниция «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», закрепленная в статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ, нуждается в пересмотре.

Обобщая определения авторитетных ученых, указанные выше, и учитывая все неточности определений, беря за основу авторитетное мнение А.Н. Панфилова, можно сделать вывод, что под объектами культурного наследия следует понимать совокупность созданных человеком или подвергнутых его целенаправленному воздействию в прошлом недвижимых культурных ценностей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации на основании нормативного правового акта уполномоченного органа публичной власти. Только в отношении зарегистрированного в реестре объекта недвижимого имущества государством должен устанавливаться особый режим охраны, обеспечивающий его аутентичность в интересах социума.А.Н. Панфилов «Культурные ценности и объекты культурного наследия: проблема унификации понятий» /"Право и политика", 2011, N 2

О чем умолчал официальный Государственный доклад «О состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году»

«Хранители Наследия»

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации, к объектам культурного наследия, ";

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2015 г. № 740 "О за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия";

Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2015 г. № 966 "Об утверждении Положения о неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия";

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 "Об утверждении объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Минкультуры России от 23 апреля 2015 г. № 1149 "Об утверждении Положения о порядке федерального значения";

Приказ Минкультуры России от 4 июня 2015 г. № 1745 "Об утверждении требований к составлению объектов культурного наследия";

Приказ Минкультуры России от 1 июля 2015 г. № 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по , обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия";

Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1906 "Об объекта культурного наследия";

Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1907 "Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состава сведений, включаемых в данный перечень";

Приказ Минкультуры России от 5 августа 2015 г. № 2150 "О внесении изменений в Положение о объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954";

Приказ Минкультуры России от 14 августа 2015 г. № 2218 "Об утверждении формы задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России";

Приказ Минкультуры России от 1 сентября 2015 г. № 2328 "Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию";

Приказ Минкультуры России от 27 ноября 2015 г. № 2877 "О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работ по использованию лесов и иных работ".

В 2015 году Минкультуры России были также разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие:

Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (утвержден приказом Минкультуры России от 8 июня 2016 г. № 1278);

Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625);

Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 5 июня 2015 г. № 1749);

Состав и порядок о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, порядок приемки работ и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. № 1840).

Также принят приказ Минкультуры России от 20 ноября 2015 г. № 2834 "Об утверждении Порядка для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Кроме того, в 2015 году введены в действие 4 РФ в сфере сохранения объектов культурного наследия, разработанные по инициативе Минкультуры России Техническим комитетом по стандартизации "Культурное наследие" при Федеральном агентстве по стандартизации и техническому регулированию:

ГОСТ Р 55945 - 2014 "Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия";

ГОСТ Р 56200 - 2014 "Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Общие положения";

ГОСТ Р 56198 - 2014 "Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования";

ГОСТ Р 56254 - 2014 "Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения".


Аттестации и лицензии

Эксперты . Как сообщает Госдоклад, по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 375 аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. В 2015 году было проведено 4 заседания аттестационной комиссии. Из претендовавших на звание госэкспертов 210 кандидатов был аттестован 161 эксперт. Остальным 49 было отказано в присвоении или продлении статуса эксперта «в связи с недостаточностью опыта работы в сфере сохранения объектов культурного наследия или в связи с необоснованными выводами историко-культурной экспертизы, которую проводили претенденты».

Реставраторы . С 1 января 2015 года, по закону, стало обязательным требование об аттестации работников, выполняющих реставрационные и консервационные работы на объектах культурного наследия,.

Как сообщает Госдоклад, в Минкультуры сформирована аттестационная комиссия с 6 секциями (архитекторов и инженеров, производственных специальностей, декоративно-прикладного искусства, станковой живописи, монументальной живописи, архивных и библиотечных материалов и произведений графики).

Аттестовано 2276 специалистов: 170 - по станковой и монументальной живописи, 685 архитекторов и инженеров, 235 – по декоративно-прикладному искусству, 151 - по графике, 1035 - производственных специальностей.

Фирмы . Минкультуры РФ выдано 3139 лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - с бессрочным сроком действия и 436 - срок действия которых заканчивается в 2016 году.

В 2015 году было рассмотрено 1552 заявления о предоставлении и переоформлении лицензий, удовлетворено 1190. По 362 заявлениям приняты решения об отказе.


Контроль и надзор

Территориальными органами Минкультуры России в 2015 году проведены 548 проверок, в ходе которых составлено 535 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 15 968 000 рублей (в 2014 году, соответственно - 520 протоколов и 9 806 600 рублей).

Как уверяет Госдоклад, «общая сумма наложенных штрафов по сравнению с предыдущим годом увеличилась почти в 1,6 раза, что свидетельствует о повышении качества проводимой работы по выявлению и пресечению правонарушений в рамках компетенции Минкультуры России».

При этом «отмечается существенное снижение фактов выявленных нарушений на территориях объектов культурного наследия, непосредственно охраняемых Минкультуры России».

В рамках лицензионного контроля проведено 177 проверок (133 плановые, 44 внеплановые. Общая сумма административных штрафов по этой части увеличилась с 393 тыс. рублей в 2014-м до 1 668 тыс. рублей в 2015-м.

«В 2015 году выявлено одно грубое нарушение лицензионных требований, повлекшее повреждение объекта культурного наследия регионального значения "Дом Бородкина, 1861 г.", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул.Рабоче-Крестьянская, д.62».

Реестр и учет

Согласно Госдокладу, в России по состоянию на 31 декабря 2015 года имеется 157 557 объектов культурного наследия (с учетом памятников в составе ансамблей). Таким образом, Минкультуры РФ по-прежнему насчитывает в стране памятников , причем расхождение данных – на десятки тысяч (!) объектов.

По данным Минкультуры РФ, 84 330 - объекты культурного наследия федерального значения (в том числе 59 204 объекта археологического наследия) 71 057 - объекты культурного наследия регионального значения, 2 170 - местного значения. Если считать без памятников в составе ансамблей и объектов археологии, то выходит 98 353 объекта: памятников - 92 813, ансамблей - 4 623, достопримечательных мест - 917.

Кроме того, учтено 105 114 выявленных памятников (включая объекты археологического наследия).

В Едином госреестре зарегистрировано 35 547 объектов культурного наследия, а регистрационные номера присвоены более чем 54 тыс. памятникам истории и культуры. К середине 2015 года, когда Минкультуры на заседании Правительства РФ, в Едином реестре было зарегистрировано около 11 тысяч объектов, реестровые номера имели 26 тысяч, а к концу года намечено было зарегистрировать 50 тысяч памятников.


Состояние памятников

Как сообщает Госдоклад, региональные органы охраны памятников предоставили информацию о состоянии 69 746 объектов культурного наследия (без учета объектов археологии). Из них в 2015 году в хорошем состоянии находилось 9 950 (14,27%), в удовлетворительном - 39 800 (57,06%), в неудовлетворительном - 14 437 (20,7%), в аварийном - 4 098 (5,88%), в руинированном - 1 461 (2,09%). Данные о состоянии 28 607 (29,09%) объектов культурного наследия региональными органами охраны памятников представлены не были.

Для сравнения: в 2012 году в хорошем состоянии числилось 15% объектов культурного наследия, в удовлетворительном - 61%, в неудовлетворительном - 18%, в аварийном - 4%, в руинированном - 2%. Отсутствовала информация о состоянии 28% объектов культурного наследия.

Работы по сохранению

В 2015 году, согласно Госдокладу, работы по сохранению объектов культурного наследия проводились на 5 848 «надземных» объектах и на 408 объектах археологии.

Всего на работы по сохранению памятников объектов культурного наследия в 2015 году было ассигновано 42 380 609,8 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 19 803 075,4 тыс. рублей, из региональных бюджетов - 18 304 168,8 тыс. рублей, из муниципальных -
763 119,5 тыс. рублей, из иных источников - 3 510 246,1 тыс. рублей.

Из общей суммы ассигнований на проектные и изыскательские работы было выделено 2 534 561 тыс. рублей, на производственные работы - 29 506 130,6 тыс. рублей, на разработку проектов зон охраны - 144 836,8 тыс. рублей, на разработку проектов границ территории и предметов охраны исторических поселений - 107 490,6 тыс. рублей.

Объем освоенных средств составил 38 781 736,7 тыс. рублей (91,5% ассигнований). Доля освоенных инвестиций федерального бюджета - 92,8 процентов.

На мероприятия по государственной охране и сохранению объектов археологического наследия в 2015 году было израсходовано 483 139,8 тыс. рублей, из них 240 353,37 тыс. рублей - из федерального бюджета, 122 662,1 тыс. рублей - из бюджетов субъектов федерации и 120 598 тыс. рублей - из внебюджетных источников. Согласно представленным регионами данным, в 35 субъектах Российской Федерации мероприятия по сохранению археологического наследия не финансировались.

Наиболее активно в 2015 году работа по сохранению объектов культурного наследия шла в следующих регионах: Москва (530 объектов), Санкт-Петербург (524 объекта), Калининградская область (144 объекта), Астраханская область (140 объектов), Костромская область (121 объект), Пермский край (116 объектов), Ростовская область (102 объекта).

Количество объектов культурного наследия, у которых утверждены границы территорий , на 1 января 2016 года составило 21 651. В 2015 году границами территорий были обеспечены 7 752 памятника.

Зонами охраны в 2015 году обеспечены 3903 объекта культурного наследия. Общее количество объектов, нуждающихся в обеспечении зонами охраны, по состоянию на 31 декабря 2015 г., составило 91 304 объекта.

В 2015 году распоряжениями Правительства РФ были признаны особо ценными объектами культурного наследия Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Минкультуры были приняты решения о перемещении объектов "Дом жилой", 1926 г. (г. Барнаул) и "Дом Замятина", 1880-е гг. (г. Иркутск) «на территорию земельных участков с благоприятными гидрогеологическими условиями».

Также «в целях сохранения объекта культурного наследия федерального значения "Варваринская церковь (деревянная)", 1656 г. (д. Яндомозеро, Карелия), использования его по первоначальному назначению и вовлечения его в туристический оборот приказом Минкультуры России от 26 октября 2015 г. № 2677 разрешено из нежилой д. Яндомозеро в д. Типиницы Медвежьегорского района Республики Карелия, где имеются условия, необходимые для восстановления и сохранения памятника».

Реставрация

По итогам 2015 года завершена реставрация за счет средств федерального бюджета 56 объектов культурного наследия, среди которых: Вознесенский Войсковой собор в Новочеркасске, Нарын-Кала, Дворец М.Д. Бутина в Нерчинске, Астраханский Кремль, Владимирская церковь в Баловневе, Богоявленский собор в Туле.

«Важнейшими проектами 2015 года стали завершение второго этапа реставрации на 23 объектах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, реставрация Храма Рождества Богородицы в с. Подмоклово Серпуховского р-на Московской области, Собора Воскресения Господня Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря в Ленинском р-не Московской область, Колокольни храмового комплекса в г. Шуя Ивановской область, Церкви Трех Святителей в с.Карачельское Курганской область и др. Завершена реставрация еще 30 храмов».

«Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 2009 г. № 245 "О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви" Минкультуры России предоставляет субсидию из федерального бюджета Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Общий объем ассигнований за 2009 - 2015 гг. составил 8 405,0 млн. рублей. В 2015 году завершены и сданы Управлению Минкультуры России по ЦФО реставрационные работы по 16 объектам монастырского ансамбля».

«В рамках ремонтно-реставрационных мероприятий по сохранению монументальной живописи проведены работы на следующих объектах: "Церковь Ильи Пророка с колокольней, 1650 год" (г. Ярославль); "Церковь Спаса на Нередице, 1198 год" (Новгородская обл.); "Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, XV - XVII вв., Успенский собор" (Вологодская обл., г. Кириллов); Успенский собор на Городке" (г. Звенигород); "Церковь Николы Надеина, 1621 год" (г. Ярославль), "Церковь Рождества Богородицы Снетогорского монастыря" (г. Псков) и "Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря, 1567 - 1594 г." (Владимирская обл., г. Суздаль).

Также проведены консервационно-реставрационные работы по фрагментам древней живописи Андрея Рублева и Дионисия на следующих объектах: "Успенский собор с колокольней, 1158 - 1194 гг., 1408 г." (г. Владимир), "Ансамбль Ферапонтова монастыря" (Вологодская обл., с. Ферапонтово)».

Исторические поселения

В 2015 году утверждены границы и предметы охраны шести исторических поселений федерального значения: ; ; ; Зарайск; ; Касимов.

В рамках Соглашения между Россией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в январе 2014 года началась подготовка проекта "Сохранение и использование культурного наследия в России". Проект предусматривает проведение комплекса целевых мероприятий по развитию туристического, культурного и институционального потенциала исторических поселений. Предполагаемый объем инвестиций проекта - 200 млн. долларов США. Срок реализации проекта - 6 лет.

Для участия в проекте 9 исторических поселений в 7 регионах РФ: Суздаль, Ростов Великий, Старая Русса, Арзамас, Тутаев, Торжок, Выборг, Гороховец, Чистополь.

Сохранение археологического наследия

В 2015 году выдано 2041 разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

В рамках ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" выполнено 44 проекта, связанных с сохранением, изучением и популяризацией объектов археологического наследия, на общую сумму 39 884 419 рублей. Работы проводились в 24 субъектах РФ.


Объекты Всемирного наследия

В 2015 году, сообщает Госдоклад, «Минкультуры России была продолжена работа по обеспечению эффективного выполнения требований и рекомендаций ЮНЕСКО в отношении российских объектов всемирного наследия, в частности:

Подготовлено и обеспечено утверждение на сессии Комитета всемирного наследия формулировок выдающейся универсальной ценности шести российских объектов всемирного наследия - "Московского Кремля и Красной площади", "Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников", "Исторических памятников Великого Новгорода и окрестностей", "Ансамбля Новодевичьего монастыря", "Ансамбля Ферапонтова монастыря" и "Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде";

Изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы Минкультуры России об утверждении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия:

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, 1540 - 1550 г." (Московская область, г.Сергиев Посад), приказ Минкультуры России от 29 апреля 2015 г. № 1341;

"Ансамбль Казанского кремля, XVI - XVIII вв." (г. Казань), приказ Минкультуры России от 8 сентября 2015 г. № 2367;

"Церковь Спаса в Нередицах, 1198 г." (г. Великий Новгород), приказ Минкультуры России от 1 сентября 2015 г. № 2322;

"Ансамбль Ферапонтова монастыря, XV - XVII вв., кон. XVIII в., XIX в., нач. XX в." (Вологодская область) приказ Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. № 3206.

Также сообщается, что «в 2015 году общепринятой стала практика приглашения международных экспертов ЮНЕСКО на российские объекты всемирного наследия не в качестве экстренной меры реагирования на ультимативные решения Комитета всемирного наследия, а в целях предотвращения возможных разногласий с ЮНЕСКО на этапе планирования.

Так, международные миссии приглашались в 2015 году для ознакомления с проектом парка "Зарядье", реализация которого планируется в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади, для выработки приемлемых решений по вопросу установки памятника князю Владимиру на Боровицкой площади, для мониторинга состояния Историко-культурного комплекса Соловецких островов и контроля за ходом реставрации Церкви Преображения Господня (Кижский погост). В каждом случае международные эксперты отмечали готовность российской стороны к конструктивному диалогу и стремление обеспечить выполнение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года».

«В соответствии с озвученной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным стратегией по усилению российского присутствия в Списке всемирного наследия в рамках исполнения подпункта "д" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 января 2015 г. № Пр-93 Минкультуры России была организована работа с регионами Российской Федерации по выявлению новых перспективных объектов для отнесения к особо ценным и дальнейшего их продвижения в Список всемирного наследия.

Изначально примерно половина субъектов Российской Федерации заявили об отсутствии подобных памятников , а остальные представили предложения, которые были проанализированы Российским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и рабочей группой из числа ведущих государственных экспертов, аттестованных по работе с объектами всемирного наследия.

По итогам проведенного анализа были поддержаны предложения 32 субъектов Российской Федерации, остальным рекомендовано доработать или пересмотреть свои предложения…

Поставив перед собой цель по внесению в 2017 - 2018 годах не менее двух новых объектов в Список всемирного наследия, российская сторона в 2015 году подготовила два номинационных досье - "Памятники Древнего Пскова" и "Успенский собор острова-града Свияжска" - и представила их в Центр всемирного наследия для дальнейшей оценки, проведение которой запланировано на 2016 год».


Официальные выводы

«2015 год ознаменовался существенными позитивными результатами в сфере государственной охраны объектов культурного наследия: сформирована нормативная база; активизировалась работа по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия; созданы условия для сохранения исторической застройки в древних русских городах – исторических поселениях Российской Федерации; проводятся масштабные работы по сохранению объектов культурного наследия; развивается взаимодействие с международными организациями, направленное на сохранение объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, выполнение международных обязательств Российской Федерации, согласно из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года».

Официальные цели

«В целях охраны объектов культурного наследия необходимо продолжить:

совершенствование правового регулирования отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

увеличение объема информации об объектах культурного наследия в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе об их наличии и состоянии;

увеличение количества объектов культурного наследия, для которых утверждены предметы охраны, границы территории и зоны охраны;

проведение мероприятий по поиску эффективного пользователя (собственника) объектов культурного наследия;

регистрацию данных о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны в государственном кадастре недвижимости;

повышение кадрового и материального обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

разработку в субъектах Российской Федерации региональных целевых программ сохранения культурного наследия».

Культурное наследие - важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память - понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память - это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия - обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли - это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать - природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать - культурных, три - природно-культурных, девять - природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве - Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия - это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование - крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, - уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них - ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение - важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.