Сантехника

Что такое интимная сфера. Интимная сфера жизни современного человека меняется кардинально

Что такое интимная сфера. Интимная сфера жизни современного человека меняется кардинально

Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание признаков пола, показатели эмоциональной нагрузки при их изображении (резко усиленный нажим на карандаш), экстравагантная одежда (выразительно подчеркнутый низко расположенный пояс), в изображении пупка (см. рис. 12, 13, 44).

О высокой значимости сексуальной сферы говорит также изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры (рис. 54).

Одиннадцатилетняя Инга нарисовала «балерину в купальнике, которая сейчас будет танцевать». Как указывалось, изображение не просто человека, а определенного персонажа – признак демонстративности, особенно если этот персонаж (как балерина) в силу своих индивидуальных или профессиональных качеств является объектом всеобщего внимания. О высокой демонстративности девочки говорит и большое количество украшений: роза на лифе, кружева, изящные перчатки, узорные чулки.

В рисунке Инги, наряду с признаками демонстративности и повышенного интереса к сексуальной сфере, представлена также специфическая поза с руками, прикрывающими генитальную область. Такое положение рук интерпретируется как показатель стремления к контролю за своими сексуальными импульсами. Возможно, в данном случае потребность в повышенном самоконтроле связана с имеющимся у девочки ощущением своей недостаточной ориентированности в жизни. В рисунке отражением этого ощущения служит неустойчивая поза балерины.

Cексуальная символика в рисунках мальчиков мало отличается от таковой в рисунках девочек (рис. 55).

Так же, как и у Инги, у Саши наблюдается интерес к сексуальной сфере, опережающий возрастную норму. Он проявляется в изображении почти полностью обнаженного персонажа, в подчеркивании груди и генитальной области. Наличие на рисунке мужских сосков интерпретируется как отражение сексуальной символики вне зависимости от способа их изображения, однако в данном случае он должен быть проанализирован отдельно. Саша изобразил мужскую грудь так, как обычно изображают женскую. В его рисунке присутствуют признаки противоположного пола (женская грудь у мужчины), что свидетельствует о несформированной половой идентификации. Следовательно, у Саши интерес к сексуальной сфере выступает в чистом виде, а не как проявление общего опережения в психосексуальном развитии. Такое опережение должно было бы проявиться в достаточно зрелой половой идентификации.

На рис. 56 представлен тщательно переданный эффект прозрачной одежды. Это такой же признак высокой значимости сексуальной сферы, как и изображение обнаженного (полуобнаженного) персонажа. У относительно взрослого человека подобная особая значимость сексуальной сферы обычно сигнализирует о каком-либо неблагополучии в отношениях с противоположным полом.

Избегуние сексуальной тематики

Уход от тем, связанных с сексуальной сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела человека или в изображении только лица. Обычно это относится к рисунку человека противоположного пола (рис. 57, 58).

Шестнадцатилетняя Софья нарисовала девушку во весь рост, юношу же расположила так, что нижняя часть его тела оказалась скрытой столом. В изображении юноши имеются признаки эмоциональной нагрузки (повышенный нажим на карандаш, исправления). Это говорит о том, что уход от сексуальной проблематики связан у Софьи с напряженным отношением к данной сфере. Оно может иметь различные причины: неблагоприятный предшествующий опыт, общие представления о нежелательности или запретности сексуальных отношений, недоверие к представителям противоположного пола.

Сходное сочетание ухода от сексуальной проблематики с напряженным отношением к данной сфере наблюдается и в рис.58.

Одним из часто встречающихся признаков серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер, генитальной области. На рис. 59 грудь изображена множественными линиями с повышенным нажимом. Подробно прорисована также генитальная область, которая в первом (впоследствии стертом) варианте рисунка была скрыта юбкой.

Рисунок в целом содержит ярко выраженные признаки тревоги (исправления, множественные линии), высокой эмоциональной напряженности (повышенный нажим), страхов (темные очки). Тщательно вырисованная прическа, бусы и серьги говорят о высокой демонстративности.

Можно говорить о существенном ускорении психосексуального развития, сопровождаемом серьезным неблагополучием в сексуальной сфере. Это может быть следствием либо физиологических нарушений, приведших к сверхраннему половому развитию (гормональные нарушения, органическое поражение гипоталамической области мозга), либо совершавшихся с ребенком развратных действий. Установить причину отклонений в психосексуальном развитии не удалось. Рекомендована консультация эндокринолога.

В восприятии Ильи женщина – источник угрозы; она агрессивна (по меньшей мере, вербально) и потенциально опасна. Изображена скорее взрослая женщина, нежели девушка. Это наводит на предположение о том, что за представлениями о женщине у мальчика стоит образ его матери. Однако ярко выраженная сексуальная символика (подчеркнутая грудь) свидетельствует о том, что рисунок следует толковать и более обобщенно – как образ «женщины вообще».

Связь обобщенного образа женщины с материнской фигурой подчеркивал З.Фрейд. Она особенно сильна в случаях неизжитого Эдипова комплекса. Можно предполагать, что нарушения во взаимоотношениях с матерью (гиперопека, чрезмерное давление) привели к выраженной боязни женщин вообще. Вместе с тем, в подростковом возрасте проблема взаимоотношений с противоположным полом всегда высоко значима. Весьма вероятно, что именно значимость этих отношений в сочетании с крайне негативными ожиданиями явилась одной из причин, вызвавших неблагоприятное психологическое состояние Ильи (отмеченные выше тревогу и аутизацию).

Мать характеризует Илью как нервозного ребенка, испытывающего серьезные трудности в контактах с людьми.

По ее словам, неблагоприятные проявления имелись и раньше, но резко усилились в последние полгода. Эти сведения вполне соответствуют гипотезе, выдвинутой в результате психологического обследования. Для преодоления имеющихся трудностей рекомендована семейная психотерапия.

Все последние годы мы наблюдаем очень большие изменения практически во всех сферах жизни. Бурный технический прогресс, экономический кризис, передел политических сфер влияния в мире, новые направления и понятия в культуре, столкновения взглядов – все это говорит о формировании другой реальности в общественном устройстве. Черты этого «нового» мы уже можем наблюдать, и в первую очередь они отразились на отношениях между людьми. Семейная и интимная сферы жизни, как основа основ человеческого общества, первыми претерпели изменения.

В последнее время люди все чаще приходят на приём с жалобами на невозможность существования в традиционных рамках семьи. Соблюдение прежних основ, уклада семейных отношений приводит пары к частым конфликтам, непониманию и, как итог, к разводам. А как иначе, если, зачастую, людям, чтобы каждый день возвращаться с работы в одно и то же место, то самое семейное гнездо, нужно проводить час-другой в пробке? Иногда пары живут и вовсе в разных странах, в силу обстоятельств, и один (более прогрессивный) спокойно относится к такой модели, а на второго давят традиционные представления, он все время испытывает стресс. Итог – разрыв отношений, внебрачные связи, приступы ревности, вплоть до навязчивых, нервные срывы. И самое главное - несчастные, измученные дети. Каков выход? Что же делать?

Есть такое понятие «принцип систем». Если в системе хотя бы один элемент меняется, меняется вся система и это неизбежно. Так и семейная система уже никогда не будет прежней, так как произошли изменения в обществе в целом и в сознании людей. Многие уже не могут следовать традиционным устоям. И скоро мы увидим и должны будем принять новые стереотипы и нормы в семейных отношениях. Это будет революция в сознании. И уже все готово для этого.

Именно от того, что семьи продолжают пытаться существовать в рамках старой модели и происходят конфликты. Новая модель будет подразумевать больше свобод для супругов. Это и гостевые браки, и браки на расстоянии, без обязательств верности (хотя это трудно принять). Большинство уже так живут, но при этом обманывают друг друга, что становится источником дополнительных проблем. Сексуальной верности не будет уделяться много внимания и не из-за развращенности общества, а от того, что человек стал по-другому относиться к своему времени, к своим желаниям и здоровью. Даже в рамках семьи он хочет оставаться отдельной личностью со всей гаммой возможностей свободного человека.

Браки будут, в основном, создаваться вокруг детей и это необязательно штамп в паспорте. Есть ребёнок или дети, есть родители и есть обязательства. Это воспитание на оговорённых условиях, вклад финансовый и моральный, или участие в этом воспитании. Если люди остаются близкими в интимном плане, то между ними возникают обязательства гигиенического характера. К примеру, один супруг ходит на сторону, а другой придерживается традиционных ценностей, сидит дома и воспитывает детей (как правило, женщина). В таких ситуациях вознаграждением за добродетель могут стать очень изысканные болезни. Огромную роль играют и финансовые обязательства между супругами, кто за какую сферу жизни отвечает, какую статью расходов оплачивает и т.д.

Новая модель решит все эти вопросы. Супруги будут договариваться «на берегу», что называется. Не исключено, что они решат и будут следовать традиционному или устаревшему укладу, но это будет зрелое решение на фоне всех возможных выборов. И это сразу снимет проблему конфликтов и несоответствия реальной жизни и изображаемой. Второе дыхание получит тема брачных контрактов. В них будет отображаться максимальное количество деталей и нюансов семейной жизни и возможности разрешения проблем. Вот такая перспектива. Самое болезненное – это осознание новой реальности, принятие новых норм. Но это – неизбежно!

Изменения затронут и интимную сферу. Партнеры в паре будут более активны. Уйдёт в прошлое такое грустное явление, как продолжительное совместное сосуществование людей, из которых один хочет плотских утех, имеет серьёзные сексуальные потребности, а другой, не нуждаясь в этой сфере, ещё и попрекает первого за его активность. Активный либо мучается годами, либо идёт на обман. В результате тех изменений, о которых мы говорим, люди будут более осознанно создавать пары, будут больше опираться на соответствие сексуальных предпочтений и будут совершенствовать себя и отношения, развивая свою сексуальность, знания и навыки в этой области. Уже сейчас существует много литературы, практических курсов и специалистов для женщин, для мужчин и для пары в целом, которые способны и укрепить, и развить глубину, и поддержать интригу в жизни сексуальных партнеров. Это не значит, что классическая «миссионерская» поза изжила себя, нет! Просто мы стали более подвижными, уже не лежим как бревно, не прячемся под одеяло или за шторкой. Секс у нас в стране давно уже есть. Секс до брака – это давно норма. И все новое когда-то становится нормой жизни.

Физиологические различия мужчин и женщин не ограничиваются половой системой. Оказывается, восприятие цвета и запахов, способность видеть в темноте и оставаться трезвыми после поглощения энного количества алкогольных напитков — все это различается у нас довольно сильно. Но давайте по порядку.

1. Мозг.

Мужчина, как правило, может сосредоточиться на решении только одной задачи, тогда как женщины чаще всего решают несколько задач одновременно. Причина в устройстве мозга: у женщин больше нейронных волокон, соединяющих правое и левое полушария. В отличие от мужчин, у женщин языковые центры находятся в обоих полушариях — поэтому нам легче даются языки. Зато соревноваться с мужчинами в пространственной ориентации просто бесполезно — тут они лидируют с огромным отрывом.

2. Гибкость и осанка.

У женщин более гибкая шея. Поэтому, чтобы обернуться назад, нам нужно повернуть только голову, а мужчинам — весь корпус целиком.

3. Кожа.

Мужчин не зря называют толстокожими: кожа у них действительно значительно толще, чем у женщин, поэтому на ней меньше видны морщины. При этом женская кожа еще и стареет раньше. Этот процесс напрямую связан с возрастными изменениями: после 35 лет в организме снижается выработка гормона эстрогена, который оказывает влияние на продуцирование коллагена. Вот почему дорогие кремы от морщин и постоянные визиты к косметологу — не роскошь, а жизненная необходимость!

4. Обоняние.

Женщины лучше чувствуют запахи и лучше разбираются в них. Нет ничего странного в том, что мы любим ароматические свечи, масла, духи и горячую ванну с ароматной пеной. И вот почему нам так не нравится, когда по дому разбросаны грязные мужские носки!

5. Цветовое восприятие.

Это, прямо скажем, не самая сильная сторона мужчин — и на то есть свои физиологические причины. Женщины различают до ста миллионов оттенков, тогда как представители сильного пола зачастую не способны уловить разницу даже между красным и зеленым (женщин-дальтоников не бывает).

Зато мужчины могут разобрать самый мелкий почерк и лучше видят в темноте!

6. Интимная сфера.

Как ни удивительно, но именно половые органы мужчины и женщины имеют определенное сходство. Клитор и половой член устроены аналогичным образом — у обоих есть ствол, головка, крайняя плоть и складка кожи, закрывающая головку. Только вот для достижения оргазма нам нужно примерно в пять раз больше времени, чем мужчинам!

7. Половые гормоны.

Женские яичники производят эстрогены — гормоны, отвечающие за изменения в теле. Мужским организмом эстрогены тоже вырабатываются, но в значительно меньших количествах. У эстрогена есть множество полезных свойств: он понижает уровень тяжелого холестерина, обеспечивает здоровое состояние головного мозга, способствует отложению кальция в костной ткани, ускоряет обмен веществ, улучшает кислородный обмен, оказывает положительное влияние на здоровье кожи, нормализует работу нервной системы. Эстроген, химически идентичный натуральному, используется в производстве оральных контрацептивов последнего поколения — так называемая контрацепция с "женской формулой". Она обладает отличной переносимостью и может способствовать поддержанию стабильного веса. А благодаря динамическому режиму дозирования при использовании контрацептивов с "женской формулой" в организм поступает ровно столько гормонов, сколько необходимо в конкретный день цикла.

8. Генетика.

Мужчины чаще болеют наследственными заболеваниями, потому что у них одна X-хромосома, а у женщин две. Поврежденные X-хромосомы ответственны за гемофилию и дальтонизм, а также — за облысение. Рецепторы андрогена, гормона, играющего ключевую роль в процессе облысения, находятся в Х-хромосоме.

9. Переносимость алкоголя.

Женщины не умеют пить — и совсем в этом не виноваты! В женском организме вырабатывается меньше алкогольдегидрогеназы — фермента, перерабатывающего алкоголь. Зато и алкогольная зависимость у представительниц слабого пола вырабатывается гораздо реже.

10. Здоровое сердце.

Женщины живут дольше — и тоже благодаря эстрогенам, защищающим кровеносные сосуды. До наступления женщины гораздо меньше мужчин подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, в том числе инфаркту и инсульту.

Ростов-на Дону, Рита
Рициниолом «Интим» я начала пользоваться 3 месяца назад, нанося его глубоко внутрь ежедневно, после водных процедур. Получила результат, которого не ожидала! Ушли симптомы воспаления, сухость, зуд. Появилось ощущение легкости, свежести. Мне кажется, что во мне проснулась женщина. Совершенно по-новому ощущаю себя в интимной близости. Теперь с любимым Рициниолом «Интим» не расстаюсь никогда!

Без подписи
Мы с мужем с помощью Рициниола Интим неожиданно «вылечились». Это настолько здорово, что мы решили вам написать. Обычно на такие темы не говорят, но здесь особый случай. Он на самом деле обостряет все ощущения и увлажняет, поэтому мы им всё время пользуемся. Но когда у мужа исчезли какие-то узелки на головке, а у меня – пузырьки с шейки матки, мы стали рабами этого средства.

Свердловская обл., г. Полевской
Благодаря Рициниолу «Интим» у моей знакомой не распался брак!

г. Новосибирск
Моим знакомым нравится Рициниол «Интим».

г. Омск
Мне 63 года. Выгляжу прекрасно, т.к. постоянно пользуюсь Рициниолом. Благодаря Рициниолу «Интим» я избавилась от лейкоплакии, сухости и дискомфорта!

ХМАО, г. Мегион
Рициниол «Интим» – супер!!!

Наталья Соколова, Ярославль
Хочу сказать, что у нас многие женщины уже оценили Рициниол «Интим» и очень часто его покупают! Отмечают усиление чувственности и мужчины. Очень Вам благодарны!

Сазынкина Ирина Васильевна
Заявляю со всей ответственностью: достоверный эффект Рициниола Интим – повышение потенции у мужей!!!

Беликова
Мои сноха и дочь применяют Рициниол «Интим». Результатами довольны.

г. Екатеринбург
Рициниол «Интим» – это комфорт на 100% и больше! Интимные проблемы решает превосходно!

г. Керчь
Рициниол «Интим» – это просто надо попробовать всем! Оживились чувства к мужу, помолодела лет на десять! Браво! А какой приятный запах!

г. Уфа
Я страдала сухостью влагалища. Честно говоря, «заниматься любовью» с мужем было неприятно. Попробовала Рициниол «Интим». Он восстановил близость с супругом!

г. Новосибирск
Как-то обратился ко мне молодой человек: «Жена спать со мной не хочет». Я дала ему Рициниол «Интим». Через некоторое время спрашиваю, как дела. «Нормально!» И счастливая улыбка на все лицо.

Свердловская обл., г. Карпинск
Рициниол «Интим» помог моей подруге избавиться от фригидности. Восстановились супружеские интимные отношения. Большое спасибо!

Беларусь, Брестский район, д. Черни
Рициниол «Интим» – это супер!!!

Беларусь, г. Минск
После применения Рициниола Интим у женщины (30 лет) исчезли боли при половом акте, она начала испытывать оргазм. Кроме того, при молочнице мы в течение 6-ти дней применяли Рициниол-С плюс спринцевание Флорентой. Наблюдали улучшение.

Беларусь, г. Минск
Результаты применения Рициниола «Интим» я здесь описывать не буду, но очень советую испробовать всем!

Н.В.
Спасибо производителям Рициниола «Интим»!

Интимная сфера в России в 20-е годы

В свое время немецкий социолог Ф. Энгельс подметил важную эмпирическую закономерность: «<...> в каждом крупном революционном движении вопрос о "свободной любви" выступает на передний план. Для одних это - революционный прогресс, освобождение от старых традиционных уз, переставших быть необходимыми; для других - охотно принимаемое учение, удобно прикрывающее всякого рода свободные и легкие отношения между мужчиной и женщиной» .

Подмеченная тенденция нашла подтверждение после Октябрьской революции в нашей стране. На самом деле, процессы, происходившие в эти годы в нравственной истории России, с одной стороны, были вполне ожидаемы, а с другой - интенсивность их протекания оказалась необычайной по общественному накалу и драматизму. Революция способствовала коренной ломке мещанского быта и основ христианской этики, шел активный поиск нестандартных нравственных принципов. Рабочий класс, настаивала одна из радикально настроенных авторов журнала «Коммунистка», разрушил все старые понятия о «чести», «верности», «законнорожденности», родственных связях. Он «освободил любовь от экономики и строит быт не на принципах семейственности, а на принципах общественности» .

Важным дополнительным каналом получения информации о бытовавших формах чувствований и ориентации, нравах и практиках могут служить эмпирические изыскания. Предпринятые нашими соотечественниками попытки проникнуть в многослойную и противоречивую сферу приватного бытия человека, глубоко новаторские, гуманные по своим целям и масштабные по охвату, ныне, приходится констатировать, незаслуженно не востребованы.

Сделаем несколько предварительных замечаний об историографической подоплеке проведенного здесь анализа данных. Как и в любом историко-социологическом исследовании, рамки нашего обсуждения намного шире круга привлеченных источников. По крайней мере, автор стремится реализовать определенную «сверхзадачу»: продемонстрировать не только итоговые цифры, но и стиль социологического мышления деятелей той поры. Напомню, до того времени был накоплен хотя и небольшой, но всё же опыт по опросу студенческой молодежи. Поэтому при выборе литературы не могли не сказаться некоторые «неформальные» критерии. В их числе тщательная методическая проработка опросов, их представительность, однородность выборочной совокупности, обеспечивающая корректность историко-социологических сравнений и, наконец, глубина и проблемность авторского мышления. Не забудем, что, как и в начале века, все исследователи не являлись социологами в прямом смысле слова, а были медиками, юристами, статистиками и т.д. Этим, очевидно, и объясняется подчас некорректная постановка вопросов. Скажем, И. Гельман пытался с помощью «лобового» вопроса уяснить влияние социальной революции на уровень физиологической отзывчивости мужчин и женщин. В нашей книге, как правило, использованы данные опросов И. Гельмана, Д. Ласса, 3. Гуревича и Ф. Гроссера, М. Бараша, С. Голосовкера. Разумеется, они не исчерпывают всей картины социологических разработок проблемы сексуальной морали в двадцатые годы. Для этого требуются более обширные разыскания. И тем не менее названные источники существенно дополняют картину состояния нравов.

Результаты исследований Гельмана, опросившего 1145 студентов и 338 студенток, показывают, что в нелегитимных сексуальных отношениях состояли 85% первых и 53% вторых . По данным Ласса (1590 студентов и 222 студентки), такие связи имели 88% мужчин и 48% женщин . Показатели, приведенные Гуревичем: соответственно 95% и 62% (1104 студента и 205 студенток ). Бараш, опросивший 1280 молодых рабочих Москвы, установил, что «добрачный» сексуальный опыт имели 97% . Статистика различных опросов, как видим, устойчива и свидетельствует о широком распространении нелегитимных сексуальных практик среди студенческой и рабочей молодежи. Нельзя не отметить одного важного обстоятельства. Хотя до начала 19-го столетия не проводилось массовых опросов, ни для кого в общем-то не была секретом вовлеченность юношей в сексуальную практику вне рамок брака. Иное дело - девушки. Их сексуальные контакты до юридического оформления брака резко осуждались религиозными и светскими институтами, к нарушителям этого запрета применялись жесткие санкции. И «вдруг» выборочные данные свидетельствуют: почти каждая вторая женщина имела означенный опыт .

О возрасте вступления студентов в дебютные сексуальные связи дают представление диаграммы на рис. 1 и 2.

Рисунок 1. Возраст вступления студентов в первые сексуальные контакты

Рисунок 2. Возраст вступления студенток в первые сексуальные контакты

Для начала заметим, что количественные показатели, полученные исследователями в промежутке четырех лет, оказались устойчивыми. Среди мужчин, имевших сексуальные связи, каждый четвертый вступил в них до шестнадцатилетия, а наиболее часто эти практики приходились на возрастной интервал 16-18 лет. Женщины вовлекались в сексуальную жизнь, как правило, позднее, хотя уровень ее распространенности до совершеннолетия достаточно высок: от 20% до 44%, что свидетельствует о радикальных переменах в конструировании себя в качестве этических субъектов. Кстати, одним из подтверждений этой гипотезы может служить совпадение распространенности «промискуитетных» эротических контактов у мужчин (58%) и женщин (55%) .

Количественные индексы дополняются в анализируемых выборках важными качественными социально-психологическими характеристиками - мотивами вступления в дебютную сексуальную связь. Несмотря на широкий спектр побуждений, среди них выделяются доминирующие. У женщин это «любовь» (49%), «увлечение» (30%) и «любопытство» (20%); у мужчин - «половая потребность» (54%), «увлечение» (28%) и «любопытство» (19%). Существенных различий в опросах 1922 и 1927 годов не установлено.

Интересны сведения о том, с кем юноши и девушки вступили в первый сексуальный контакт (см. табл. 1).

Таблица 1. Тип партнера по дебютной сексуальной близости в сопоставлении с полом (в %)

Тип партнера

Мужчины

Женщины

Гельман, 1922 год, 1145 человек

Бараш, 1924 год, 1280 человек

Ласс, 1925 год, 1590 человек

Гуревич, 1927 год, 1104 человек

Ласс, 1925 год, 222 человек

Гуревич, 1927 год, 205 человек

Жена/ муж

Невеста/жених

Сожительница/ сожитель

Случайная знакомая/знакомый

Проститутка

* Данные относятся к первым двум типам партнеров
** Данные относятся к первым трем типам партнеров

Приведенные цифры позволяют проследить некоторые тенденции: устойчива традиция вступления женщин в дебютную связь с мужем, а мужчин - со случайной знакомой; в то же время наблюдается новое явление: женщины расширяют крут партнеров за счет женихов и сожителей, тогда как мужчины сокращают контакты с проститутками. Проституция как социальное яв­ление постепенно шла на спад . В самом деле, сопоставление исследований разных лет показало: если до Первой мировой войны и Февральской революции почти 48% молодых горожан начали сексуальную жизнь с проститутками, то в 1914-1917 годах - 32,0%, в 1918-1920 годах - несколько более 16,0%, а в 1921-1923 годах -менее 4%. Причем в дальнейшем их услугами пользовались до революции 51% опрошенных мужчин, а после революции - 8% . Вполне очевидно, что снижение удельного веса «пользователей» услугами проституток происходило не без воздействия социальных структур и институтов . Была создана правовая база - первый Уголовный кодекс РСФСР, в котором появляется ряд нормативов относительно охраны сексуального здоровья, занятия проституцией, принуждения к ней и сводничества. Этот документ с большей ясностью, чем прежде, определил законодательный подход к проституции, признав ее социальным недугом. Акцент в «борьбе» с ней был сделан не на проститутках, а на лицах, вовлекающих женщин в ремесло, - посредниках, сводниках, сутенерах, притоносодержателях. Косвенно о кризисе «вековечного» института свидетельствует поиск самими потребителями приемлемых, «замещающих институций». Ограничусь одной, сколь многоумной, столь и противоречивой записью, сделанной 22-летним рабочим в вопроснике Гельмана: «<...> половое сближение - естественная потребность; но проявление ее находится в очень трудном положении ввиду наличия моральных препятствий, или, проще, незрелости нашего понятия по отношению к половому вопросу. На этой почве (надеюсь, поймете) в большинстве случаев происходят разные венерические болезни. И если мы считаем половые сношения естественной потребностью, и кроме всего это - закон природы, <...> если для последствий полового совокупления у нас устроены так называемые родильные дома, так почему же не устроить, наоборот, дома совокупления (под этим не нужно понимать "дом терпимости"), положение которого таково: вкратце, желающий удовлетворить свою потребность приходит, записывается, осматривается тщательно врачом и т.д.» . Скорее всего, молодой человек ратует за легитимизацию «промискуитета», подконтрольного исключительно врачебному надзору.

Вскрытые эмпирические закономерности в той или иной мере были обусловлены экономическими, социальными и нравственными преобразованиями в стране: восстановлением промышленного производства, вовлечением женщин в профессиональную деятельность, провозглашением равных общественных прав независимо от пола, трансформацией семейных моделей. Причем исследователями фактически не ставился вопрос о степени адекватности отражения этих преобразований в сексуальном поведении, поскольку для этого требовался более высокий социологический уровень анализа.

Особый интерес представляют ответы касательно адюльтера (прелюбодеяния) и его моральные оценки. По Голосовкеру, возможность этой практики оправдывали около половины студенток, а реально в параллельных нелегитимных связях состояла каждая третья женщина . Бараш свидетельствует: 50% из числа опрошенных рабочих-металлистов и машиностроителей имели такого рода отношения . Гуревичем была предпринята попытка построения типологии мотивов вовлечения в прелюбодеяние. Для мужчин наиболее значимыми оказались «разлука с женой» (38%), «увлечение» (25%) и «неудовлетворенность семейной жизнью» (14%); для женщин - «разлука с мужем» (38%), «неудовлетворенность семейной жизнью» (21%) и «неудовлетворенность половыми отношениями с супругом» (17%) . Последний мотив занимал существенное место и в ответах респонденток Ласса, а именно: на него указало 66% женщин . В прежние годы такой уровень откровения трудно себе даже представить.

Не обошли вниманием исследователи еще два вида практик. Я имею в виду мастурбацию и гомосексуализм. Всего лишь несколько штрихов. По Гельману, мастурбировали около 53% мужчин и 15% женщин, тогда как среди студентов Московского университета - 74% , а среди слушательниц высших женских курсов - 52% (1914). Молодые люди назвали следующие факторы, содействовавшие проявлению этой сексуальной практики: во-первых, «внутренние побуждения», в частности, студенты Московского университета - 58%, слушатели Коммунистического университета - 44%, слушательницы того же университета - 42%; во-вторых, «влияние товарищей (подруг)» соответственно 33%, 37%, 35% и, в-третьих, «влияние литературы»: 8%, 11%, 15%. На протяжении первой четверти XX века соотношение мужских и женских «признаний» остается неизменным . Насколько достоверны такого рода сведения, я покажу в дальнейшем.

Что касается гомосексуальности, то, согласно свидетельству М.М. Рубинштейна, в юности (13-15 лет) гомогенная идентификация фиксируется у 1,6% мальчиков и 4,5% девочек . В силу скудости исходных данных, приведу уникальную для первых десятилетий запись, сделанную в вопроснике Гельмана. При сопоставлении с наблюдениями И.П. Тарновского этот материал показывает малую «продвинутость» современников в понимании этиологии и психологии трибадизма.

Итак, слушательница университета из крестьянской семьи, 23-х лет. Первые сексуальные ощущения появились у нее на 18-м году - самопроизвольно. Онанизмом не занималась. Менструации начались с 17 лет и вызвали страх и стыд. В 20 лет вступила в дебютный сексуальный контакт с мужем. В браке состояла шесть месяцев, развелась, так как сексуальные сношения ей были отвратительны. После развода относится к мужчинам как к товарищам, но не видит в них сексуальных партнеров. На 22-м году жизни смутно почувствовала душевную, психологическую и сексуальную нужду в женщине. С тех пор ее половая жизнь вошла в новую колею. Теперь сексуальность воспринимается ею как потребность, стала доставлять неведомое доселе эротическое удовольствие. Интервьюируемая контактирует с женщинами, сознавая себя при этом бучем . Соответственно, подруги увлекаются ею, любят и ревнуют, чувствуя себя по отношению к исповедующейся женщинами. Гомосексуальные отношения, по ее признанию, играют в жизни, после общественной работы, главную роль. Заканчивается исповедь так: хочу быть мужчиной. Жду с нетерпением того времени, когда открытия науки приведут к возможности кастрации и прививке мужских органов . Откровенное изложение респонденткой истории своей сексуальной идентичности вне клиники указывает на готовность, по меньшей мере, части гомосексуалов к диалогу с обществом.

Представленный эмпирический материал свидетельствует скорее о радикальном кризисе традиционных норм и ценностей, нежели о выраженном становлении новых. Нелегитимные сексуальные связи, нет сомнения, перестали быть маскулинной «привилегией». Обращает на себя внимание то, что многовековая партнерша мужчины - «проститутка» - стала интенсивно вытесняться «знакомой». Отношения с последней, во-первых, принципиально исключали куплю-продажу тела и, во-вторых, оказывались не столь духовно и эмоционально отчуждены, хотя в их основе по-прежнему лежало психофизиологическое влечение (стремление к релаксации) чаще с обеих сторон. Одновременно небольшое, но заметно возрастающее число респондентов, интенсифицируя эмоциональные сопере­живания, начинали сексуальную практику если не с женою, то с невестою или сожительницей. Сексуальная жизнь женщин-студенток конструировалась ими по преимуществу таким образом, что ее в значительной мере можно было отождествить с браком или самоценным экспрессивным переживанием. Наряду с этим около пятой доли связей возникло у студенток скорее ради снятия эмоционально-психологического стресса. Оба пола стали допускать возможность и адюльтера. Просматривается тенденция автономизации сексуальности и брачности. Налицо весьма пестрая картина нравов, в которой можно увидеть и поиски глубокого человеческого счастья, и метания, и манифестируемую безликость. Много было наносного, чужеродного, но пробивало дорогу главное - осуществлялся переход от двойной к единой сексуальной морали. Ее формирование шло трудным путем. С одной стороны, свобода сексуального выбора распространилась на оба пола, что само по себе глубоко символично, с другой - женщины усваивали традиционные «мужские» стандарты. Карикатурность стремления представительниц прекрасной части человечества добиться экспрессивной эмансипации копированием худших патриархальных образцов была несомненна. Такой «эмансипированный стиль» поведения мог бы стать шагом к утрате гендерной специфики, эмоциональному «трансвестизму», торжеству однополовости.

Хотя трудно, да, пожалуй, и вовсе невозможно провести систематическое сравнение полученных в двадцатых годах XX века результатов с данными опросов начала века, всё же совсем проигнорировать эту процедуру было бы неверно. Отметим следующее. Уровень вовлеченности мужчин в нелегитимные сексуальные отношения остался в целом неизменным, тогда как у женщин - возрос в 4-5 раз. Фиксируется снижение возрастной границы дебютных сексуальных контактов, соответственно видоизменяется шкала мотивов, в частности, в эти годы значительное место у обоих полов занимает «любопытство» (вуайеризм). Стабильным остается преобладание у молодых людей (независимо от пола) «промискуитетных» связей. Совокупность полученных эмпирических свидетельств указывает на явные признаки отхода от центрирования сексуальности на матримониальном поведении.

Теоретическая интерпретация собранного исследователями двадцатых годов эмпирического материала оказалась для них непосильной задачей. Им не удалось корректно установить основные эмпирические зависимости, а тем более «вписать» подмеченные поведенческие новации в конкретно-исторический и общекультурный контекст. И всё же массовые опросы убедительно опровергали бытовавшие мнения о «невообразимой вакханалии»; в то же время они и не содействовали обоснованию ориентиров на «новые, красивые, здоровые отношения». Больше того, полнокровное понимание происходящих трансформаций эроса оказалось не по плечу даже европейски образованным общественным деятелям (Н. Бухарин, Н. Крупская, Е. Преображенский, С. Смидович, А. Сольц и др.), которых трудно заподозрить в консерватизме и зашоренности. Камень преткновения - выработка нетривиального критерия моральности сексуальной интеракции полов. Для подтверждения этой мысли, пожалуй, достаточно привести несколько выдержек из текстов А. Луначарского. «Я думаю, - писал он, - что в области пола мы должны говорить не о морали, а о свободе, и в ответ на джентльменские заявления, что это смердяковщина, мы должны говорить, что свободе разнузданного человека мы противопоставляем коммунистическое просвещение» . Красивый пассаж, не правда ли, но, к сожалению, трудно поддающийся интерпретации. Впрочем, дело не совсем безнадежно. Свобода на основе «коммунистического просвещения» - это, по-видимому, не отбрасывание морали, а лишь особое ее понимание: открытость, многообразие сексуальных практик и равная интернальная ответственность мужчин и женщин. Луначарский и в дальнейшем неоднократно выступал против опошления частью молодых людей любовного чувства, низведения его до уровня физиологической разрядки, ассоциирования душевных переживаний с «телячьими нежностями». Приравнивание любви к «пустякам» приводит, по словам наркома просвещения, с одной стороны, к аскетизму, неправомерному пренебрежению ею, «а с другой стороны, получается такое отношение: "почему бы не пошалить?" Теряется отношение к любви как к акту торжественному, как к вещи необычайной важности и необычайной радости» .

Полагаем, что поливалентность и фовизм поиска нравственного критерия эротики в социально «бурлящем» обществе наилучшим образом прорисовывается при столкновении полярных точек зрения. Наиболее показательны в этом отношении позиции, отстаивавшиеся А. Коллонтай и А. Залкиндом.

Излагая свои взгляды в статье «Дорогу крылатому Эросу», А. Коллонтай утверждала, что сексуальное общение, подпитываемое исключительно физическим влечением, не окрашенное любовью или хотя бы временной страстью, должно осуждаться. Далее, продолжала она, будущие поколения не станут обращать особого внимания на форму любовных отношений - длительный (в том числе легитимный) союз или быстро проходящую страсть. Идеология рабочего класса, по убеждению этой общественной деятельницы, не ставит никаких внешних границ любви, но требовательна к ее содержанию, «к оттенкам чувств и переживаний, связывающих оба пола» . Словом, суть пролетарского этоса заключена в сопряжении телесности, экспрессии и духа. Трудно пройти мимо этого тезиса. Многие десятилетия идеи одной из ярких представительниц женского освободительного движения замалчивались. По-видимому, скорее интуитивно, нежели осознанно, в них просматривалось нечто конкурирующее с традиционным православным аскетизмом, отождествлявшимся, в свою очередь, с высокой духовностью. Зададимся вопросом: почему «крылатый Эрос»?

Коллонтай считала своим долгом приобщить пролетарскую молодежь к мировой культуре, в частности, к древнегреческой. Отсюда обращение к идеям диалога «Пир». Платон, как известно, в восхищении красотой видел начало роста души. Действие красоты он изображает, развивая миф о крылатой природе души. Философский смысл этого мифа в том, что любовь к прекрасному рассматривается как восхождение, как движение познающего от незнания к знанию, от несущественного к сущему, от небытия - к бытию. Любовь к прекрасному философ понимает как рост души, как приближение человека к истинно-сущему, как восхождение души по ступеням всё возвышающейся реальности, всё возрастающего бытия, как нарастание творческой производительной силы. Любовь к прекрасному есть путь, восхождение, поскольку не все прекрасные предметы в равной мере прекрасны и не все заслуживают равной любви. На первоначальной ступени «эротического» восхождения является какое-нибудь единичное прекрасное тело. Но избравший предметом своего стремления такое тело должен понять впоследствии, что красота отдельного человека родственна красоте всякого другого. Заметившему это надлежит стать поклонником всех прекрасных тел вообще. На следующей ступени «эротического» восхождения предпочтение отдается уже не телесной, а духовной красоте. Предпочитающий духовную красоту созерцает уже не красоту тела, но «красоту насущных дел и обычаев». Из этого созерцания он убеждается, что «всё прекрасное родственно» и «будет считать красоту тела чем-то ничтожным». Еще более высокую ступень «эротического» восхождения к прекрасному образует постижение красоты знания. Наконец, укрепившись в этом виде познания, человек, возвышающийся по ступеням «эротического» восхождения, доходит до созерцания прекрасного в себе, или вида, идеи прекрасного. На этом пределе «эротического знания» взорам созерцающего открывается красота безусловная и безотносительная .

Вместе с тем, А. Коллонтай, будучи человеком земным, отделяла возвышающие идеалы от жизненных ценностей и специально подчеркивала, что гармония в общении мужчин и женщин наступит в далеком коммунистическом обществе, а до той поры «на переломе двух культур» формирующаяся пролетарская мораль должна покоиться на трех основных положениях: (а) равенстве во взаимоотношениях, (б) взаимном признании прав другого без претензий владеть безраздельно его сердцем и (в) товарищеской чуткости, умении прислушаться и понять работу души близкого и любимого человека.

С иных, не менее шокирующих обывателя, позиций подходил к проблеме «пролетарской» любви известный психиатр и общественный деятель того времени А. Залкинд. «Если, - писал он, - то или иное половое проявление содействует обособлению человека от класса, уменьшает остроту его научной <...> пытливости, лишает его части его производственно-творческой работоспособности, необходимой классу, - понижает его боевые качества, - долой его. Допустима половая жизнь лишь в том ее содержании, которая способствует росту коллективистских чувств, классовой организованности, производственно-творческой, боевой активности, остроте познания» . Сегодня такие суждения воспринимаются как пародия, напротив, в конце 1920-х годов - как одна из возможных линий дискуссии.

На взгляд психиатра, сексуальные отношения «революционного рабочего класса» подлежат регуляции в соответствии с двенадцатью заповедями:

Нравственную практику, отвечающую этим заповедям, Залкинд считал наиболее способствующей действенному участию в социалистическом строительстве, радостному труду и учению. Если же, полагал психиатр, у молодого человека все-таки появятся не основанные на глубокой симпатии и революционной целесообразности сексуальные желания, которых «истинный гражданин пролетарской революции не должен иметь», то «все элементы окружающей среды (требования производства, культурные раздражители, общественно-классовое мнение, партэтика, профэтика, классовая дисциплина) должны их пресечь в корне, затормозить, переключить, перевести на другие, классово-творческие пути» .

Появление этого кодекса нельзя считать совершенно случайным . «Заповеди» были призваны как бы естественным образом утвердить принципы коллективизма, закрепить приоритет общества над индивидом. Несмотря на всю их прямолинейность, негибкость, они воспринимались многими с энтузиазмом.

Заключая сопоставление позиций Коллонтай и Залкинда, замечу следующее: одно и то же признание, что в условиях коренного преобразования общества содержание и форма нравственно-экспрессивных отношений между мужчиной и женщиной должны трансформироваться, приводило к совершенно различным выводам.

А. Коллонтай, считая любовь мерилом сексуальных отношений, при равенстве полов и изживании собственничества, делала акцент на интернальном контроле человека, на системе его индивидуальных эстетических и нравственных ценностей. А. Залкинд настаивал на экстернальной регуляции. Каждая из этих точек зрения была односторонней. Между тем характер сексуальной этики должны определять, да и фактически определяют, как внутренние стимулы, нравственные ценности и эмоции, так и внешние реальные условия.

Столкновение взглядов на сексуальную мораль стимулировало работу мысли, способствовало формированию этико-социологической теории, необходимой для анализа и оценки нравственных отношений в неведомом обществе. Однако эти споры были не просто теоретическими упражнениями. Они велись страстно и конфликтно, поскольку отражали жизненные реалии. В них сказались особенности безвременья. «<...> в <...> эпоху, когда рушатся могущественные государства, - говорил Кларе Цеткин один из вождей Октябрьской революции Владимир Ленин, - когда разрываются старые отношения господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия в наслаждениях легко приобретает безудержную силу <...>. В области брака и половых отношений близит­ся революция, созвучная пролетарской революции» .

Вдумаемся в размышления Ф. Энгельса и В. Ленина, людей различных исторических эпох и практик. Они, в принципе, пришли к идентичному мнению о влиянии коренных социальных преобразований на приватный мир человека. Эта ги­потеза в основном подтвердилась при анализе сексуального взаимодействия мужчин и женщин 1920-х годов. Вместе с тем надо отметить, что исследователи послереволюционных лет зафиксировали лишь часть спектра перемен, а именно ту, которая благодаря «взрывному» (дионисийскому) характеру легко проявлялась, лежала на поверхности. Другая - детерми­нированная фундаментальными социальными сдвигами - была не столь прозрачна. На этом уровне подспудно меняется структура и функции эротико-сексуальных отношений, но при этом процесс протекает нелинейно: то затухает (подчас «отступает»), то вновь пробивает себе дорогу. Отсюда периодическое снижение открытого интереса к сексуальности воспринималось массовым сознанием как достижение гармонии. В действительности же такой «благодати» на протяжении всего 20-го столетия - забегая вперед, утверждаю, - достигнуть не удавалось.

Энгельс Ф. Книга откровения // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.: В 30 т. 2-е изд. М.: Политиздат, 1961. Т. 21. с. 8.
Майорова В. О быте // Коммунистка. 1923. № 3-4. с. 13.
Там же, с. 59
Ласс Д. Современное студенчество: Быт, половая жизнь. М.; Л.: Молодая гвардия, 1928. с. 98
см. Гуревич З.А., Гроссер Ф.И. Проблемы половой жизни. Харьков, 1930. с. 237
Бараш М. Половая жизнь рабочих Москвы // Венерология и дерматология. 1925. № 6. С. 137-147
Напомним, что опрос женщин хотя и был проведен Д. Жбанковым в 1908 г., его результаты увидели свет лишь в 1922 г.
В данном случае понятие «промискуитет» употребляется условно, за отсутствием лучшего. Этот термин впервые ввел в научный обиход известный американский антрополог XIX века Л. Морган. Он имел в виду социально неупорядоченные сексуальные отношения, которые якобы были распространены среди коренного населения Америки - ирокезов. Мы же его употребляем в том случае, когда сексуальные практики основаны по преимуществу на физиологическом влечении.
Гельман И. Половая жизнь современной молодежи: Опыт социально-биологического исследования. М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923, с. 67.
Гернет М.Н. К статистике проституции // Статистическое обозрение. 1927. № 7. с. 88.
Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России: История и современное состояние вопроса. СПб.: Петрополис, 1998, с. 62.
К слову, тенденция к снижению уровня проституции была подмечена и в Западной Европе. Специалисты склонны объяснять сужение ареала про­ституции, во-первых, улучшением экономического положения населения, во-вторых, нравственной эмансипацией женщин. По мнению Б. Рассела, изживание викторианской морали ведет, в частности, к тому, что проститу­ция утрачивает свое значение. Ход рассуждений этого философа таков. Раньше молодой человек был вынужден искать оплачиваемые случайные связи, теперь же перед ним открылась возможность вступить в сексуальное общение с девушкой своего круга. Эти отношения с обеих сторон лишены зависимости, а потому самоценны: здесь экспрессивное созвучие важно так же, как и телесное [см. Russelle B. Платон. Пир // Соч.: В 3 т.: Пер. с древнегреч. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Р. Асмуса; вступит, ст. А.Ф. Лосева. М.: Мысль, 1970. Т. 2, с. 142-143.
Залкинд А.Б. Революция и молодежь. М.: Издание Ком. универ., 1924. с. 55.
Равным образом массовое сознание относило к буржуазным атрибутам и модную, красивую одежду. Показательно в этом смысле письмо молодой девушки, опубликованное в «Комсомольской правде». Она солидаризировалась с мнением, что сапоги и грубая одежда более всего к лицу «ленинке». Очевидно, поэтому комсомолка не зашивала дырок и прорех на платье. Но, несмотря на высокую идейность, девушка не смогла отрешиться от субкультурной специфичности - просила у редакции совета, как ей уберечься от упреков со стороны ребят в отсутствии женственности [см.: Кузьмин В. О «молодой старости», аскетизме и казенщине // Быт и молодежь. М.: Правда; Беднота, 1926, c. 32].
Залкинд А.Б. Революция и молодежь. М.: Издание Ком. универ., 1924, с. 77-90.
Залкинд А.Б. Половое воспитание. М.: Работник просвещения, 1930, с. 282.
А. Залкинд был не единственным автором, который стремился во что бы то ни стало зарегламентировать сексуальность. Такие попытки предпринимались неоднократно. Вот несколько сюжетов из кодекса «правильного» сексуального поведения, предложенного американским психиатром А. Эллисом. Свод правил должен:

  • быть «земным», т. е. созданным людьми и для людей;
  • иметь минимальное число правил, регламентирующих сексуальную жизнь;
  • никакого рода сексуальность не может быть запрещена, если она не вредит другому индивиду;
  • допускать, что у людей имеются биологические нужды, удовлетворять которые надо как можно быстрее и полнее, пока и поскольку это не вредит другим, и т.д. [см.: Ellis A. The American Sexual Tragedy. N. Y.: Twayne Publishers, 1962, p. 257)]

Экстернальность; интернальность (от лат. «externus» - внешний, «internus» - внутренний) - предрасположение индивида к определенной форме контроля. Если ответственность за события, происходящие в его жизни, человек в большей мере принимает на себя, объясняя их своим поведением, характером, способностями, то это говорит о наличии у него внутреннего (интернального) контроля. Если же доминирует склонность приписывать причины происходящего внешним факторам, то это свиде­тельствует о наличии у него внешнего (экстернального) контроля.
Цеткин К. Из записной книжки // Воспоминания о В.И. Ленине: В 5 т. М., Политическая литература. 1979. Т. 5. c. 4