Трубы

Удивительные умственные способности обезьян. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека

Удивительные умственные способности обезьян. Исследования ученых о влиянии колыбельных песен на человека

Эффект сотой обезьяны – это интересная научная гипотеза, переведенная в разряд научных мистификаций в 90-м году журналом «Скептик». Но в чем же заключается суть этого явления и почему оно интересует людей до сих пор? Давайте разберемся.


Как выглядел бы эффект сотой обезьяны в жизни

Представьте себе среднестатистическую школу, в которой бы углубленно изучался какой-то один предмет (например, экономика). Со временем каждый ученик школы достигнул бы такого уровня знаний, что познания в экономике распространились на всю человеческую популяцию в принципе. То есть благодаря одной московской школе каждый человек планеты (даже эскимос, которые с понятием экономики не знаком в принципе) стал бы делать только выгодные вклады и разбирался в экономической системе не хуже ведущих специалистов. Абсурдно, не правда ли? А Лоурэнс Блэр и Лайалл Уотсон искренне верили в существование эффекта и написали книги, в которых выделили место и для своего наблюдения. Более того, религиозное течение «Нью Эйдж» даже ассоциировало данный метод передачи информации в живом мире со своим богом, который также заражал человечество какой-либо казавшейся ему правильной идеей. В общем, поговорим об этом подробнее.

Общая информация об эффекте сотой обезьяны

Итак, что это история с сотой обезьяной и откуда она пошла? В книге Л. Блэра «Ритмы виденья» были описаны наблюдения японских ученых, которые в 1952 изучали островных макак, научившихся мыть батат («сладкий картофель»). История, описанная в книге, такова: исследователи предложили островным обезьянам в качестве корма грязный батат. Неглупые животные смекнули (а первой к этому пришла восемнадцатимесячная самка), что следует помыть картофель, после чего он станет вкуснее и полезнее, станет безопасным в употреблении. После того, как батат стали мыть обезьяны старшего поколения, путем наблюдения и повтора младшие обезьяны тоже научились выполнять такую процедуру, а по достижении критического количества обезьян (так называемой сотой обезьяны), которые обладают полезным навыком, умение получила вся популяция обезьян в целом, включая животных с других островов. На самом деле, при более тщательном знакомстве с трудами ученых видно, что утверждаемое Блэром в корне неверно. Например, японцы заметили, что мыть батат научились не все обезьяны, а только младшее поколение. Взрослые особи наотрез отказались обучаться новому делу, потому популяция могла получить навык только в случае смерти старейших и полной смене поколений.

Однако идея развивалась и дальше. Последователи теории находили доказательства эффекта в современных реалиях. Например, часто ссылались на то, что разные ученые, не имеющие между собой контакта и не знакомые друг с другом, делали одинаковые открытия в примерно одно и тоже время в разных частях света (множественное открытие). Доказавшими этот принцип людьми стали:

  1. Независимо развивающие эволюционную теорию видов Ч. Дарвин и А. Уоллес.
  2. Открывшие важнейший элемент периодической системы (кислород) К. Шееле, Д. Пристли, А. Лавуазье.

Получается, для того чтобы свершилось какое-то открытие, в мире должно появиться некоторое количество ученых, занятых решением одной проблемы. Однако для каждой новинки своя собственная критическая масса заинтересованных людей.

Почему именно критическая масса? В физике ядер этот термин обозначает необходимую минимальную массу вещества, которое начнет самопроизвольно делиться. Сходство с этим действием нашли в своей теории социологи, а потому название получилось таким вот говорящим.

Но почему же получило развитие то, что, казалось бы, нереально? Люди увидели в этом эффекте спасение человечества. В самой формулировке теории («распространение изученного полезного навыка на популяцию по достижении критической массы существ, имеющих навык») выделяется благое начало.

Люди считают, что именно полезный навык должен иметь распространение, притом, желательно, на все человечество в целом.

Решительно отстаивать существование эффекта сотой обезьяны стали теоретики религии Нового века (New Age). Движение берет начало с переходом людей в 20 век, а наибольшую популярность имеет во время выхода книги о сотой обезьяне. Концепция о том, что существует какая-то особая форма, которая заставляет людей становиться лучше, идеально вписывается в представления о боге в этом веровании. Их бог – это некая безличная структура, направляющая человечество к добру и процветанию.

Опровержение

Ввиду своей нереальности и, по сути, высосанными из пальца фактами, эффект сотой обезьяны был опровергнут. Во-первых, при тщательном изучении реальных наблюдений ученых из Японии было выявлено, что авторы концепции ссылались на недостоверные источники, множественные переписки, не делали учета на точности перевода. Потому, например, момент с чудесным распространением полезного умения на обезьян с другого острова является не больше чем выдумкой. В реальности один из приматов переплыл с одного острова на другой и жил там не менее четырех лет. За это время вполне себе возможно было передать необходимые навыки. Во-вторых, батат, или сладкий картофель, не был доступен макакам до вмешательства человека, а это наталкивает на определенные мысли. В-третьих, в реальном опыте обучение всех особей происходило только в случае смены поколений, когда погибали старые испытуемые, которые не хотели учиться, и вырастали новые, обученные навыку.


Подведение итогов

Итак, эффект сотой обезьяны – это красивый миф, которому не суждено стать реальностью. Увы, общество никогда не сможет навязать всей людской популяции своих принципов и стремлений, даже если наберет достаточное количество сподвижников. Конечно, если бы такое действительно существовало, думаю, Земля никогда не познала бы ядерной войны, войны в целом, ведь кто захочет кровопролития и смерти? Однако пока что достижение утопии невозможно ни со стороны технического, ни со стороны социального прогресса. Никакому новорожденному Новой Зеландии или иной другой страны не суждено стать той самой сотой обезьяной, которая перевернет мир с ног на голову. Кажется, эффект сотой обезьяны тесно связан с религией и религиозными представлениями о божественной натуре (не зря нью эйдж так взялись за поддержку феномена). Любой фанатик сможет поднять народ на достижение личных стремлений, апперируя этой идеей, ведь чем больше людей, тем, возможно, ближе момент глобальных общественных изменений.

Чем полезно изучение новых материалов? Тем, что они раздвигают сознание и позволяют мыслить шире. Каждому человеку доступна возможность самообразования, однако далеко не каждый ее использует. Читатель, спасибо за потраченное время и любознательность! Обрати внимание, что проект предоставляет еще уйму ценной информации, выраженной в трудах заинтересованных людей. Помни, что финансирование в образование – самое полезное вложение, которое ты только сможешь сделать за всю свою длинную жизнь. Уроки, книги, лекции – все это раскрасит жизнь новыми красками, сделает ее более осознанной и понятной, интересной и увлекательной.

Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. В наши дни не так часто встретишь маму, которая поёт колыбельные. У современных мам все расписано по часам, и ребенок живет строго по расписанию. Сейчас если мамы и поют своему ребенку колыбельные песни, то только для того, чтобы уложить его спать. А иногда вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним.

Колыбельные песни были первым инструментом воспитания ребёнка. Тексты песен просты и незамысловаты, однако содержат большую воспитательную и развивающую ценность. Недаром на Востоке о недостойном человеке говорят: «Видно, мать не пела песен над его колыбелью».

Сфера воздействия убаюкивающей песни на ребенка гораздо шире, чем «усыпить и успокоить». «Колыбельная песня не только закладывает прочный фундамент физического, психического и нравственного здоровья человека, но и представляет собой некую голограмму жизни человека, которая реализуется впоследствии. По сути, это свернутый личностный миф», - утверждает кандидат искусствоведения Лилия Демина.

От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать лаской, именно ласка передается колыбельной песней, пусть ребенок еще не слышит и не понимает слова, но чувствует любовь и нежность мамы. Дети, которым поют в детстве колыбельные, вырастают более нежными и добрыми.

Исследователи считают, что хорошая колыбельная песня сродни активной медитации. «Мать сначала создает у себя в голове светлый образ прекрасного, а затем уже на этой волне передает ощущения ребенку» (Ирина Карабулатова).

Мудрецы говорили, что судьба человека определяется в раннем детстве. Счастлив тот, чье детство было безоблачным. Очень важно сформировать у крохи уверенность, что жизнь светла и радостна. Сегодня психологи называют это базовым доверием к миру. На этом чувстве основывается жизненный оптимизм взрослого, его желание преодолевать любые невзгоды.

Специалисты утверждают: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдают психическими расстройствами. Психологи проводили исследование, в ходе которого наблюдали за двумя группами детей. Малышам из первой группы мамы пели колыбельные песни, малышам из второй вместо колыбельных просто включали спокойную музыку. Результаты оказались неожиданными и впечатляющими. Дети из первой группы были более спокойными, послушными, интеллектуально развитыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами. Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка, оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и волнения, полностью обращается к малышу, ласково поглаживая и передавая ему свои тепло и нежность. Малыш воспринимает её интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему чувство тепла и защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна.

Ребенку не важно, есть ли у мамы слух, красивый ли у нее голос. Ему важно в первые дни своей жизни видеть доброе лицо, слышать плавную размеренную речь, любовные интонации. Ребенок реагирует, прежде всего, на тембр голоса, на мягкость исполнения, лиричность звучания, и ему все равно, кто поет для него колыбельную - мама, папа, бабушка или дедушка. Главное - чтобы от души.

Малышу лучше всего петь фольклорные песни: ученые доказали, что именно народные мелодии сказываются на состоянии ребенка наилучшим образом. Специалисты рекомендуют исполнять колыбельные 2-3 раза в день сразу после кормления, а продолжительность каждой песни должна составлять около 10 минут. Это не значит, что нужно специально подбирать какие-то длинные заунывные песни, просто одну и ту же колыбельную можно петь по кругу несколько раз.

Со временем значение колыбельной меняется. Для годовалого ребеночка она становится важной частью вечернего ритуала. Ее черед наступает после купания и кормления. Ведь дети постарше реагируют уже не только на мамин голос, но и на сам ритуал. В этом возрасте нежная песня нужная малышу даже больше, чем сказка. Ему легче воспринимать мелодичные истории - колыбельные песни превращаются в первые уроки родного языка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. Мама поет про «гуленек», которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые «серые, а хвостики белые», про «баюшки» и «заюшки», про то, что «спят твои соседи, белые медведи». Малыш слушает, а слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик и где у зайки глазки.

Кроме того, последние исследования показали, что с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать. Получая эмоциональный опыт, ребенок соединяет свои впечатления со словами. Именно поэтому почти каждый человек всю жизнь помнит колыбельные песни своего детства.

Колыбельные очень важны в процессе овладения ребенком речью, поэтому они играют значимую роль в развитии у него мышления. Заведующий кафедрой психологии Новосибирского государственного педагогического университета, доктор биологических наук Виталий Леутин утверждает, что существует взаимосвязь между слушанием колыбельных песен в детстве и интеллектуальным потенциалом человека в зрелом возрасте. От этого потенциала во многом зависит и уровень образования, и социальный статус. «Колыбельные через развитие речи способствуют развитию мозга. А что такое развитие мозга? Не что иное, как формирование связей между нейронами. Если мозг не развивать, все нейроны останутся несвязанными, и в этом случае высок риск развития психопатологий» (В. Леутин).

Детям постарше нужно разнообразие - это развивает память, речь и фантазию. Многие зарубежные ученые считают, что за первые 6 лет своей жизни человек принимает в себя развивающей информации больше, чем за последующие 60 лет. Не надо бояться перевозбудить ребенка перед сном песнями, нагруженными смыслом!

Колыбельная также помогает сформировать первые впечатления, которые позже вызывают потребность в духовном слове и музыке. Малыш подрастет, и вы сможете познакомить его с образцами высокой поэзии, развить его литературный вкус, обогатить новыми образами.

Исследователи отмечают еще один интересный момент: колыбельная песня близка старинным народным заговорам, поскольку и здесь, и там имеют место особый тип исполнения, схожая структура, магические элементы. Ведь не секрет, что многие колыбельные песни сохранили языческие таинственные образы - Дремы, Буки, кота, серого волка. И в связи с этим специалисты считают, что колыбельная песня осмысливается часто не только как заклинание с целью дать ребенку сон и рост в настоящий момент, богатство и здоровье в будущем, но и как знахарский текст, имеющий целью поправить здоровье ребенка в том случае, если он болен, или как оберег от чужого негативного воздействия. И потому специалисты советуют родителям: "Творите своего ребенка, как творят искусники, волшебники и маги. Пойте колыбельные песни, которые обязательно помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым".

Начиная с декабря 2002 года на базе детской поликлиники областной клинической больницы № 2 г. Тюмени проводился уникальный добровольный эксперимент. Здесь была открыта «Школа материнства и отцовства», в которой будущих и уже состоявшихся родителей учили, какие колыбельные и как часто нужно петь своим детям. Параллельно медики отслеживали динамику заболеваемости детей первого года жизни до эксперимента и в ходе него. Вот какие показатели были выявлены. Если в 2001 году пневмония была зарегистрирована у 17,6 % детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, то в 2003 году - у 12,9 %, диарея - соответственно у 5,7 и 2,8 %, анемия - у 97,1 и 69,4. %.

Первые же полученные результаты позволили медикам говорить о положительном воздействии колыбельных на состояние детей. Особо специалисты рекомендуют петь их детям с нарушениями функции или структуры головного мозга, с нарушением ритма дыхания и сердечного ритма, с нарушениями моторики кишечника, а также рожденным раньше срока и с малым весом. Доказано также, что уникальная ритмика колыбельной песни может служить профилактическим средством двигательных и речевых расстройств: тиков, заикания, нарушений координации.

Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен звуками телевизора, компьютерными играми, аудиозаписями поп- или рок-групп - это развитие у ребенка т.н. синдрома дефицита внимания (СДВ). Имеется в виду дефицит внимания к ребенку со стороны родителей. В настоящее время, по самым скромным оценкам отечественных психологов и психиатров, данная психопатология встречается у 20-25 % российских детей. СДВ выражается в неспособности концентрировать свое внимание. Дети, страдающие СДВ, как правило, не в состоянии нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. К счастью, синдром дефицита внимания поддается коррекции.

Но, колыбельные песни пелись не только детям. На поле брани, чтобы успокоить боль при ранении и дождаться помощи, воины сами себе пели колыбельные, которые знали с детства. Иногда приходилось так держаться не один день. Значит, колыбельные обладают и обезболивающим эффектом!

Само исполнение колыбельных песен благотворно влияет и на материнский организм, способствуя быстрому восстановлению сил после родов. Педиатры отмечают увеличение молока у кормящих матерей, регулярно напевающих что-то своим детям. Доктор филологических наук, профессор Ирина Карабулатова говорит о том, что музыкотерапия колыбельными песнями уникальна по своему воздействию для матери, так как сочетается с эмоциональной разрядкой, облегчением осознания собственных переживаний.

Почему же современные мамы не могут петь колыбельные? Как считают специалисты, сначала им самим нужно «полечиться», «утихомирить» свой избыточный внутренний «шум» с помощью колыбельной, только после этого малыш сможет воспринимать её пение. Для этой цели лучше всего служат именно старинные колыбельные, которые выверены временем и мудростью народа.

Современные ученые-физики утверждают: ритмически построенные фразы, мелодикой напоминающие молитву, способны оказывать благоприятное биоэнергетическое воздействие на человека. Использование ритмически организованной формулы, а тексты большинства колыбельных высокоритмичны и такими формулами как раз и являются, по большому счету напоминает магическое средство для достижения различных практических целей.

Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким.

Немецкие медики утверждают, что если перед хирургической операцией пациенту дать прослушать колыбельную песню, то необходимая доза анестезии снизится в 2 раза.

Как считает болгарский ученый П. Рандев, что взрослым неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни. Так как пение колыбельной песни матерью включает механизм успокоения, расслабления и засыпания у детей, впоследствии для взрослого человека слышать колыбельную песню - значит мгновенное включение тех же самых механизмов. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны. Через сон «выпускаются» стресс, напряжение, обиды. Народная мудрость гласит: «с бедой надо переспать» или «утро вечера мудренее».

Чтобы изменить свое эмоциональное состояние терапевты сегодня советуют взрослым использовать музыку. В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушав элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.

Таким образом, исследования ученых доказывают, что колыбельные песни способны не только успокоить и усыпить малыша, но и защищают психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают речь и мышление, знакомят с окружающим миром.


Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты. Авторы перечисляют распространенные ошибки и дают конкретные рекомендации для своих коллег в статье, опубликованной в журнале Animal Cognition.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов. Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно , что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний. Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта). Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Авторы обнаружили несоответствие почти всем критериям. Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях. Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше. Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.



Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем. Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам. Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом? В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше. Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи , который мог понимать на слух около трех тысяч слов. Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна. Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев. Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] Линн Ричард

6. Величины IQ обезьян, человекообразных обезьян и гоминид до Homo sapiens

Делались попытки оценить интеллект обезьян, человекообразных обезьян и гоминид до Homo sapiens, основываясь на теории Пиаже о развитии интеллекта у детей. Согласно теории Пиаже, дети проходят четыре стадии познавательного развития. Первая из них – сенсомоторная стадия, на которой ребенок узнает о свойствах объектов, места, времени и причинности. Приблизительно в возрасте двух лет дети совершают переход к «дооперационной» стадии, на которой они овладевают языком и абстрактными понятиями, но еще не в состоянии понять логические принципы. Эта стадия длится до возраста примерно шести лет. В западных обществах дети примерно в семь лет переходят к стадии «конкретных операций», когда они могут усвоить логические принципы, но только на конкретном материале. Примерно в возрасте 12 лет дети переходят к четвертой и заключительной стадии «формальных операций», когда они становятся способными мыслить логически в терминах общих принципов, абстрагированных от конкретных примеров.

Каменные инструменты раннего палеолита из Сент-Ашель, Франция

Обзор попыток применения этой теории к интеллекту обезьян, человекообразных обезьян и дочеловеческих гоминидов представлен в монографии Паркера и МакКинни (Parker, McKinney; 1999). Согласно их заключению, обезьяны большинства видов не продвигаются дальше первой стадии Пиаже и остаются, таким образом, на когнитивном уровне примерно двухлетних детей. По шкале человеческого интеллекта их IQ составил бы приблизительно 12 баллов. Человекообразные обезьяны находятся на ранних этапах дооперационной стадии Пиаже и достигают когнитивного уровня среднего европейского 3–4-летнего ребенка. Их IQ составил бы примерно 22 балла. Попытки оценить уровень интеллекта по Пиаже, достигаемый последовательно появлявшимися видами гоминидов, исходя из изготавливаемых ими орудий, предпринимались Винном (Wynn; 1989). Согласно его заключению, Homo habilis, обитавшие в Восточной Африке приблизительно 2,4 миллиона лет назад, изготавливали простые каменные орудия, для чего им надо было находиться на первых этапах дооперационной стадии, примерно на тех же самых, на которых находятся человекообразные обезьяны. Homo erectus, появившиеся приблизительно 1,7 миллионов лет назад и имевшие несколько больший мозг, изготавливали более сложные ашельские каменные орудия, включая двусторонние ручные рубила, что требует мышления в стадии конкретных операций на уровне, достигаемом современными европейскими 7–8-летними детьми.

Из этого можно вывести, что их IQ должен был составлять приблизительно 50 баллов.

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Предметная деятельность обезьян Свое конкретное воплощение взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук находит в чрезвычайно интенсивной и многообразной манипуляционной активности обезьян.Исследования, проведенные рядом советских

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Происхождение и эволюция человекообразных обезьян Примерно на рубеже олигоцена и миоцена (23 млн лет назад), или чуть раньше (см. рис. 2) происходит разделение дотоле единого ствола узконосых обезьян на две ветви: церкопитекоидов, или собакоподобных (Cercopithecoidea) и гоминоидов,

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

Триумфальное шествие Homo sapiens Судя по археологическим и палеоантропологическим находкам, широкое распространение гомо сапиенс за пределы Африки и Ближнего Востока началось не раньше 50–60 тыс. лет назад (рис. 36). Сначала, по всей видимости, были колонизированы южные,

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

Из книги Антропологический детектив. Боги, люди, обезьяны... [с иллюстрациями] автора Белов Александр Иванович

После обезьян были «Адам» и «Ева» Разгадка вопроса о происхождении человека в конечном итоге оказалась спрятанной в самом геноме человека. Не зря же некоторые ученые называют ДНК «величайшим археологическим ископаемым всех времен». Природой, как бы специально для

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

ПРО ДИКИХ ОБЕЗЬЯН Учёные со времен Дарвина, рассуждая о появлении человека, традиционно апеллируют к обезьянам. Но здесь начинаются вопросы. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, слабые руки явно не приспособлены изначально для

Из книги История одной случайности [или Происхождение человека] автора Вишняцкий Леонид Борисович

ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН[ 42 ] Что такое интеллект, разумность - стародавняя, тысячелетняя тема психологии, но до сих пор остающаяся полной для нее неопределенностью. Это я должен заключить по крайней мере из книги Келера об интеллекте человекообразных обезьян,

Из книги Осторожно: TERRA! автора Новиков Юрий Федорович

[СУЩНОСТЬ РАЗУМА У ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН И ОШИБОЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ КЕЛЕРА][ 55 ] Акад. И. П. Павлов. - ...Теперь у меня есть две постоянные темы: с одной стороны, об обезьянах, с другой стороны, о господине Шеррингтоне. Обезьяны связаны с Келером. Может быть, лучше сказать, что, с

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

Глава 1 Немного истории о том, как Homo sapiens перестал быть тунеядцем «На руку земледельца опирается мир», - говорит французская пословица. Но человек существует на нашей планете много сотен тысячелетий, а земледелие - всего один-два десятка. Что же служило опорой

Из книги Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены автора Марков Александр Владимирович

7.2.2. Мультирегиональная гипотеза формирования Homo sapiens Хотя автору представляется предпочтительной представленная выше концепция формирования Homo sapiens в Африке и народообразующего выхода людей современного типа из Африки 80–60 тыс. лет тому назад, необходимо отметить, что

Из книги Рассказ предка [Паломничество к истокам жизни] автора Докинз Клинтон Ричард

ИСТОРИЯ ОБЕЗЬЯН Как мы уже говорили, млекопитающие произошли от зверообразных пресмыкающихся, вероятно, в начале мезозойской эры, около 200 миллионов лет назад. В течение долгого времени, почти всю мезозойскую эру, они мало менялись. В те давние времена преобладали

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

У Homo erectus была походка Homo sapiens В 1978–79 гг. на берегу озера Туркана (в прошлом Рудольф) в Кении были найдены следы древних людей возрастом 1,43 млн лет (то есть на 2,2 млн лет моложе открытых Мэри Лики следов австралопитеков в Лаэтоли). В 2009 году там нашли еще три цепочки следов:

Из книги автора

Архаичный Homo sapiens Первую остановку по пути к рандеву № 1 мы сделаем в позапрошлом ледниковом периоде – около 160 тыс. лет назад. Этот пункт я выбрал, чтобы осмотреть окаменелости из деревни Херто-Бури в Афарской котловине в Эфиопии. Люди из Херто интересны тем, что, по

Из книги автора

Кооперация самцов и самок в сообществах у современных африканских человекообразных обезьян и у предков человека Разнообразие типов иерархических структур у современного человека можно рассматривать как результат эволюционного развития социальных структур у ранних

Из книги автора

Инфантицид у обезьян и человека Другим, часто игнорируемым фактором, способствующим развитию дружественных связей между самками, является опасность инфантицида (убийство детенышей своего вида) со стороны самцов (как будет показано ниже, такая адаптация реально

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мир приматов таит в себе множество загадок, которые пытается разгадать человек. Именно млекопитающие вызывают неподдельный интерес у натуралистов, ведь их считают ближайшими родственниками человека. Стоит отметить, что ежегодно ученые открывают до 10 новых видов приматов, поэтому нам еще предстоит узнать много интересного об этих удивительных животных.

Мы в AdMe . ru собрали для вас подборку фактов, открытий и мнений от ученых, приоткрывающих ту тайную завесу, которая ограждает человека от животного мира.

Обезьяны появляются на свет так же, как и человек

Совсем недавно группа японских ученых выяснила, что рождение детенышей у обезьян аналогично человеческому. Младенцы шимпанзе появляются из родового канала развернутыми лицом от матери, а не наоборот. Хотя ранее считали, что такой способ и поза появления на свет были выработаны предками человека в процессе эволюции. Кстати, чаще всего роль акушера выполняет самец.

  • Беременность у обезьян длится 8–9 месяцев.
  • 59 лет - именно столько прожила самка шимпанзе Гамма. Сегодня она считается рекордсменом по продолжительности жизни среди человекообразной обезьяны.

Они социальные животные

Шимпанзе, а также схожие виды животных из класса млекопитающих предпочитают жить в социуме. Их групповое времяпрепровождение напоминает привычную нам жизнь, где старшие присматривают за младшими, кто-то добывает еду, а кто-то занимается воспитанием. Но при этом в их социуме также происходят убийства и насилие над собратьями.

  • Заботу об осиротевших детенышах берут на себя ближайшие родственники или лучшие «подруги» умерших самок.
  • У современных обезьян 32 зуба, как и у человека.

Самолюбование - основное их хобби

Шимпанзе - одни из немногих животных, которые узнают себя в отражении зеркал. И это объясняет тягу остальных собратьев к самолюбованию: большую часть времени приматы проводят за наведением красоты.

  • Шимпанзе и гориллы являются самыми умными животными в мире, вопреки распространенному мнению об умственных способностях дельфинов.
  • Горилла Коко понимает смысл 2 000 слов английского языка. А ее уровень IQ - 95. Эти показатели соответствуют среднестатистическому уровню человеческого интеллекта.

Шимпанзе - ближайший родственник человека

Ежегодно ученые проводят исследования, суть которых - узнать о схожести шимпанзе и человека. Последние результаты выявили, что абсолютное сходство между ДНК испытуемых составляет менее 90 %, хотя согласно ранним исследованиям «идентичность» составляла 95 %.

  • Обезьяны никогда не смогут эволюционировать в человека из-за разрушенной экологической среды обитания этих животных.
  • Обезьяна и человек - единственные животные, которые плохо переносят ультрафиолетовое излучение.

Они знают о комфорте больше, чем вы можете себе представить

Большая часть приматов использует подручные средства, чтобы облегчить жизнь. Так, например, шимпанзе с помощью обычной бумаги или больших листьев, свернутых в тонкие трубочки, чистят свои уши и ногти. Также они создают инструменты для быта - это может быть приспособление для дробления орехов или самостоятельно заточенное копье для охоты.

  • Обезьяны могут болеть СПИДом, но никогда не заболеют ОРВИ.
  • Практически все представители отряда приматов умеют чистить зубы. Этому навыку обучают своих детенышей самки-мамы с самого рождения.

Рождение двойни или тройни - большая редкость

Как и люди, большинство обезьян рождают только одного детеныша. Связано это с тем, что новорожденные в течение нескольких месяцев абсолютно беспомощны, поэтому выжить могут только под пристальным присмотром обоих родителей или социальной группы. Стоит отметить, что детство у этих животных длится 4 года, а самыми хорошими мамами считаются самки горилл.