Сантехника

Виды тренировочных эффектов. В чем заключается тренировочный эффект? Какова роль опорно-двигательной системы

Виды тренировочных эффектов. В чем заключается тренировочный эффект? Какова роль опорно-двигательной системы

С биологической точки зрения физическая подготовка представляет собой процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям. Нагрузки, применяемые в процессе физической подготовки, играют роль раздражителя, возбуждающего приспособительные изменения в организме. Тренировочный эффект определяется направленностью и величиной физиологических и биохимических изменений, происходящих под воздействием применяемых нагрузок. Глубина происходящих при этом в организме сдвигов зависит от основных характеристик физической нагрузки:

* интенсивности и продолжительности выполняемых упражнений;

* количества повторений упражнений;

* продолжительности и характера интервалов отдыха между повторением упражнений.

Определенное сочетание перечисленных параметров физических нагрузок приводит к необходимым изменениям в организме, к перестройке обмена веществ и, в конечном итоге, к росту тренированности.

Процесс адаптации организма к воздействию физических нагрузок имеет фазный характер. Этап срочной адаптации сводится преимущественно к изменениям энергетического обмена и связанных с ним функций вегетативного обеспечения на основе уже сформированных механизмов их реализации, и представляет собой непосредственный ответ организма на однократные воздействия физических нагрузок.

При многократном повторении физических воздействий и суммировании многих следов нагрузок, постепенно развивается долгосрочная адаптация. Этот этап связан с формированием в организме функциональных и структурных изменений, происходящих вследствие стимуляции генетического аппарата нагружаемых во время работы клеток. В процессе долговременной адаптации к физическим нагрузкам активируется синтез нуклеиновых кислот и специфических белков, в результате чего происходит увеличение возможностей опорно-двигательного аппарата, совершенствуется его энергообеспечение.

Фазовость протекания процессов адаптации к физическим нагрузкам позволяет выделять три разновидности эффектов в ответ на выполняемую работу.

Срочный тренировочный эффект, возникающий непосредственно во время выполнения физических упражнений и в период срочного восстановления в течение 0.5 - 1.0 часа после окончания работы. В это время происходит устранение образовавшегося во время работы кислородного долга.

Отставленный тренировочный эффект, сущность которого составляет активизация физической нагрузкой пластических процессов для избыточного синтеза разрушенных при работе клеточных структур и восполнение энергетических ресурсов организма. Этот эффект наблюдается на поздних фазах восстановления (обычно в пределах до 48 часов после окончания нагрузки).

Кумулятивный тренировочный эффект - является результатом последовательного суммирования срочных и отставленных эффектов повторяющихся нагрузок. В результате кумуляции следовых процессов физических воздействий на протяжении длительных периодов тренировки (более одного месяца) происходит прирост показателей работоспособности и улучшение спортивных результатов.

Небольшие по объему физические нагрузки не стимулируют развитие тренируемой функции и считаются неэффективными. Для достижения выраженного кумулятивного тренировочного эффекта необходимо выполнить объем работы, превышающий величину неэффективных нагрузок.

Дальнейшее наращивание объемов выполняемой работы сопровождается, до определенного предела, пропорциональным увеличением тренируемой функции. Если же нагрузка превышает предельно допустимый уровень, то развивается состояние перетренированности, происходит срыв адаптации.

Результативность любой программы упражнений определяется тем, к какому "тренировочному эффекту" она приведет. Это означает, что, когда на организм в течение какого-то времени действует необычная нагрузка, он адаптируется к ней и приобретает способность более эффективно справляться с ней. Доктор Лоренс Голдинг из университета штата Невада объясняет это таким образом: "Если взять мотор мощностью 10 лошадиных сил и подвергнуть его нагрузке в 12 лошадиных сил, то он сгорит. Но если вы обладаете телом, эквивалентным мотору мощностью 10 лошадиных сил и подвергаете его нагрузке в 12 лошадиных сил, то оно, в конечном счете, становится 12-сильным мотором". Однако совершенствование возможностей вашего организма зависит от характера и направленности тренировок, которым вы его подвергаете. Бегун не будет тренироваться так же, как штангист, и наоборот. Необходимость выполнять конкретные упражнения для достижения определенных результатов называется спецификой тренировки.

Почему при систематических тренировках повышается

работоспособность человека

Тренер- преподаватель МОУ ДОД "ИДЮСШ" - Беденеков А.Н.

г. Дедовск, 2013

Почему при систематических тренировках повышается работоспособность человека

Почему и при каких условиях при систематических тренировках происходит повышение нашей физической работоспособности.

Физическая работоспособность человека определяется многими факторами, в том числе она сильно зависит от уровня физической активности. Чтобы ответить на вопрос, почему и при каких условиях при систематических тренировках происходит изменение физической работоспособности, рассмотрим несколько графиков, которые объясняют причины изменения работоспособности человека при занятиях физической культурой.

Из графика видно, что, приступая к тренировкам, работоспособность человека находится на каком-то определенном начальном уровне. В процессе тренировки наступает утомление организма и как следствие снижается работоспособность. После прекращения тренировки наступает этап восстановления и, что очень важно, физическая работоспособность и многие определяющие ее функции организма на протяжении периода восстановления после интенсивной тренировки не только достигают предрабочего уровня, но могут и превышать его, проходя через фазу перевосстановления. Спустя некоторое время, повышенная работоспособность возвращается на исходный уровень.

Мы рассмотрели изменение физической работоспособности человека во время и после одного тренировочного занятия. Теперь, чтобы разобрать причины изменения уровня физической работоспособности при систематических тренировках, рассмотрим, что может быть с нашей работоспособностью при последующих тренировках.

Разберем с помощью графиков три возможных варианта.

Если, приступая к занятию, организм не успел восстановиться после предыдущей тренировки, то его работоспособность снижена по сравнению с начальным уровнем. В результате утомительной тренировки физическая работоспособность снижается до еще более низкого уровня, и если опять не дать организму до конца восстановиться, происходит накопление усталости, что может привести к разным негативным последствиям. Естественно, что такие тренировки могут принести только вред здоровью.

Видно, что если тренировки проходят не регулярно, через большие промежутки времени, то все положительные эффекты тренировок успевают сглаживаться, в результате , приступая к очередной тренировки, приходится все начинать сначала. Конечно, при таком подходе вреда для здоровья не будет, но и пользы от такой работы совсем немного.

Если частота занятия такая, что каждая последующая тренировка выполняется в тот момент, когда организм находится в стадии сверхвосстановления (работоспособность выше исходного уровня), то происходит суммация положительных эффектов тренировки и физическая работоспособность постепенно будет повышаться.

Частота, интенсивность и продолжительность тренировок.

Сколько раз в неделю необходимо тренироваться?

Интенсивность и продолжительность тренировки

В разных видах физической деятельности интенсивность тренировки определяется разными параметрами. Например, в аэробных тренировках основным показателем интенсивности является частота сердечных сокращений (ЧСС), а в силовой тренировки величина отягощения и количество повторений. В данном материале рассмотрим , как определяется интенсивность в аэробных тренировках, а принципы построения силовой тренировки изложим в другой статье.

Определение интенсивности нагрузки по ЧСС заключается в том, что существует максимальная ЧСС (ЧССmax) для каждого человека, которая определяется по формуле: 220-возраст. Интенсивность аэробной нагрузки измеряется в процентах от максимальной ЧСС. Например, для человека в возрасте 30 лет максимальная ЧСС равна 220-30=190. Если он выполняет нагрузку на пульсе равном 160 ударов в минуту, то это будет соответствовать нагрузке 85% от ЧССmax.

В зависимости от характера энергообеспечения все аэробные тренировки можно разделить на 5 зон интенсивности (см. таблицу).


Зона интенсивности

% от ЧССmax

Предельная продолжительность нагрузки

Вид энергообеспечения

Общее описание

Максимальной аэробной мощности

96-100

3-10 минут

Мышечный гликоген

В оздоровительной тренировке не используется.

Околомаксимальной аэробной мощности

90-95

10-30 минут



Периодически может использоваться хорошо подготовленными людьми для развития скоростной выносливости. В используется.

Субмаксимальной аэробной мощности

80-89

30-110 минут

Мышечный гликоген, жиры и глюкоза крови

Используется для развития общей выносливости, укрепления сердечно-сосудистой системы.

Средней аэробной мощности

68-79

110-180 минут



Используется для поддержания и развития уровня общей выносливости. Рекомендуется как метод снижения веса.

Малой аэробной мощности

180 минут

Жиры, мышечный гликоген, глюкоза крови

Используется как метод реабилитации после перенесенных заболеваний.

Как видно из таблицы, каждая зона интенсивности имеет свое предельное время продолжительности занятия, которое может варьировать зависимости от уровня физической подготовки занимающегося. Если проводить тренировку в определенной зоне интенсивности дольше предельно допустимого времени, то очень вероятно, что через несколько таких тренировок наступит переутомление организма и интерес к занятиям пропадет. Если тренировки проводить меньше положенного времени, то эффективность занятия будет очень низкая, что также способствует пропаданию интереса к занятиям

Восстановление работоспособности после тренировки. Тренировочная нагрузка. Критерии переутомления.

Интервалы отдыха между тренировками

После прекращения физической работы происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем организма, которые обеспечивали выполнение нагрузки. Вся совокупность изменений в этот период объединяется понятием восстановления. На протяжении восстановительного периода из организма удаляются продукты рабочего метаболизма и восполняются энергетические запасы, пластические вещества (белки, углеводы и т.д.) и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности. По существу происходит восстановление нарушенного работой равновесного состояния организма. Однако восстановление – это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию. В период восстановления происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, входя в стадию сверхвосстановления.

Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности как минимум до исходного уровня или в лучшем случае до фазы сверхвосстановления. Тренировка в фазе неполного восстановления недопустима, так как адаптационные возможности организма ограничены.

Чем больше продолжительность тренировочной нагрузки с соответствующей интенсивностью, тем более продолжительными должны быть интервалы отдыха. Так, продолжительность восстановления основных функций организма после кратковременной максимальной анаэробной работы – несколько минут, а после продолжительной работы малой интенсивности, например, после марафонского бега – несколько дней.

Контроль величины тренировочной нагрузки

Как уже стало понятно, оптимальная дозировка тренировочной нагрузки является одним из критериев эффективности занятий физической культурой. Помимо специальных тестов, которые позволяют определить уровень физической полготовки и подобрать соответствующую нагрузку, существуют способы регулярно контролировать свое состояние и тем самым регулировать интенсивность занятий.

Суммарным показателем величины нагрузки (продолжительность плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 минут после окончания занятия. Через 10 минут пульс не должен превышать 96 ударов в минуту, а через 1

час должен быть на 10-12 ударов в минуту выше исходной (дорабочей) величины. Например, если до начала занятия пульс был 70 ударов в минуту, то в случае адекватности нагрузки через 1 час после окончания тренировки он должен быть не более 82 ударов в минуту. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит ее необходимо уменьшить.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 ударов в минуту, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления ; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Критерии переутомления

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма (сон, самочувствие, настроение, желание тренироваться). Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Плохой сон, вялость и сонливость в течение дня, нежелание тренироваться являются верными признаками переутомления. Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться и более серьезные симптомы переутомления – боли в области сердца , нарушения ритма, повышение артериального давления и др. В этом случае следует на пару недель прекратить занятия или снизить нагрузку до минимума. После исчезновения указанных симптомов можно начинать тренировки и постепенно увеличивать нагрузку до нормальных величин.

Обратимость тренировочных эффектов

Обратимость тренировочных эффектов проявляется в том, что наработанные результаты регулярных занятий снижаются вплоть до полного исчезновения (возвращение к исходному уровню) при снижении тренировочных нагрузок или при полном прекращении тренировок. После возобновления тренировочных занятий вновь возникают положительные тренировочные эффекты. У людей, систематически занимающихся физической культуры, заметное снижение работоспособности отмечается уже через две недели прекращения занятий, а через 3-8 месяцев уровень физической подготовки снижается до предтренировочного. Особенно быстро уменьшаются тренировочные эффекты в первый период после прекращения тренировок или после резкого снижения тренировочных нагрузок. За первые 1-3 месяца достигнутые в результате предыдущей тренировки приросты функциональных показателей снижаются наполовину. У занимающихся физической культурой в течение не очень продолжительного времени большинство положительных тренировочных эффектов исчезает за 1-2 месяца детренировки.
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса

Физическая подготовка является процессом, когда организм адаптируется к регулярным воздействиям от . Нагрузки, которые происходят во время тренировок, являются раздражителем для человеческого организма.

Многих волнует вопрос, в чем заключается тренировочный эффект, но прежде всего, необходимо разобраться, что это такое. Итак, тренировочный эффект является величиной и направленностью биохимических и физиологических изменений, возникающих под действием каких-либо нагрузок. Разумеется, что такие изменения можно определить характером нагрузки, которая происходит, а точнее глубина измеряется в зависимости от количества повторов упражнений, интенсивности и их продолжительности, интервалов отдыха. Если понимать, как правильно сочетать эти параметры, то физические нагрузки, безусловно, приведут человека к необходимым изменениям, также будет повышен уровень тренированности.

Когда возникает тренировочный эффект?

Учеными было выделено три вида эффектов в ответ на работу организма: срочный, отставленный, кумулятивный.

  1. Тренировочный эффект возникает при нагрузках, которые выполняются во время тренировок и в период 30 минут после нагрузок. В этот момент организм человека устраняет кислород, образовавшийся в период тренировки.
  2. Наблюдают на поздних этапах восстановления, а точнее в период 14 дней после физических нагрузок. Тогда пластические процессы начинают активироваться, восполняя энергоресурсы организма.
  3. Складывается из предыдущих двух видов тренировочного эффекта при постоянных нагрузках. В результате на протяжении долгого времени занятий происходят заметные улучшения работы организма.

Необходимо отметить, что даже при незначительных нагрузках не удастся развить тренируемую функцию, поэтому никакой эффективности достичь не удастся. Вывод: тренировочный эффект достигается при нагрузках.

При каких условиях достигается тренировочный эффект?

Человек тренируется в определенных условиях внешней среды. Таким образом, и организм тренирующегося человека адаптируется, обеспечивая наиболее оптимальное приспособление к этим самым специфическим условиям. Так, эти изменения, которые развиваются во время тренировки выносливости, помогают повысить в этих условиях и поэтому не считаются оптимальными для того чтобы обеспечить повышенную устойчивость к гипоксическим условиям.

Достижение тренировочного эффекта

Его необходимо достигать по одному принципу. Это относится абсолютно ко всем аспектам, в которых можно совершенствоваться: физически, технически и умственно.

Этот принцип заключается в том, что если на организм человека в течение определенного времени оказывается необычная нагрузка (в плане продолжительности или интенсивности), то происходит адаптация организма, тем самым приобретая способность более эффективно справляться с ней.

Вот только специфика нагрузок для каждого аспекта является разной и имеет необходимость выполнения определенных упражнений для достижения цели. Для того чтобы развиться гармонично нужно заниматься разносторонними тренировками.

Стоит отметить, что чем больше человек выкладывается во время тренировки, тем больше он получает взамен. Но не нужно забывать и о том, что организм нуждается в отдыхе.

Отдых для организма человека

В этом может помочь своеобразное переключение с одного занятия на другое. Лучше всего уменьшить нагрузку, а потом постепенно увеличивать и ее интенсивность.

Понятие «подготовка спортсменов» характерно для спорта высших дости­жений и подготовки спортивных резервов. Это комплекс мероприятий, обеспе­чивающий высокий уровень готовности к соревнованиям н максимальную реализацию наличных возможностей спортсмена в ходе соревновательного противоборства. Для всего периода «жизни в спорте» (как правило, 10-20 лет) характерно многократное чередование участия в соревнованиях н специальной тренировки к ним.

Подготовка спортсменов охватывает период от начала специализированных занятиЕ*! спортом до перехода в сферу спорта высших достижении (от 5 до 10 лет в различных видах спорта). В спорте высших достижений спортсмен находится от 4 до 10 лет в зависимости от вида спорта. Многолетний период спортивной подготовки делится на этапы, которые связаны, с одной стороны, с возрастом занимающихся, с другой - со спецификой вида спорта. В качестве примера можно привести этапы многолетней подготовки в спортивных играх.

Первый этап предусматривает: воспитание интереса к спорту, приобщение детей к спортивной игре, начальное обучение технике и тактике, правилам иг­ры, воспитание физических качеств в общем плане и с учетом специфики игры, формирование умении соревноваться индивидуально в коллективно (миззн-баскетбол, мини-волейбол и т. д.). Возраст ло 11 лет.

Второй этап посвящен базовой технико-тактической, физической подготов­ке. В это время формируются основы техники и тактики, но без акцента на специализацию по игровым функциям, воспитание соревновательных качеств применительно к спортивной игре. Возраст 12-14 лет.

Третий этап направлен на специальную подготовку, техника -тактическую, физическую, игровую, соревновательную, вводятся элементы специализации по игровым функциям. Возраст 15-17 лет.

Четвертый этап предназначен для совершенствования техннко-тактическогс мастерства, специализации по игровым функциям, адаптации к требованиям в командах высших разрядов. Возраст 18-20 лет.

Пятый этап - это демонстрация высоких спортивных результатов на уров» не спорта высших достижений. Возраст 21-30 лет.

Указанные возрастные границы в известной мере условны, основной пока­затель- уровень спортивного мастерства. Поэтому наиболее подготовленные спортсмены при условии выполнения установленных требований переводятся на следующий этап в более раннем возрасте.

Шестой этап - спортивное долголетие, когда спортсмен прололжзет заня­тия и участвует в соревнованиях в сфере массового спорта. Возрастных границ здесь нет.

В соответствии с основной направленностью этапов определяются задачи, осуществляется подбор средств, методов, тренировочных и соревнозательных режимов и т. д.


СПОРТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ И ОТБОР

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей специфике того или иного вида спорта.

Выбор каждым человеком вида спорта, в наибольшей мере соответствующе­го его индивидуальным особенностям, составляет сущность спортивной ориен­тации. Спортивная ориентация связана прежде всего с детско-юношеским н массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная ориентация повышает эффективность спортивного отбора. Технология ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации выбирают вид спорта для кон­кретного человека, а при отборе - человека для конкретного вида спорта.

Спортивный отбор - это комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки на всех ее этапах н состоит из четырех уровней.

Первый уровень - начальный отбор для выявления детей (в большинстве видов спорта это возраст 9-14 лет), обладающих потенциальными способно-С1ЙМН к успешному овладению конкретным видом спорта. Организационно от-бир проводится в три этапа. На первом - агитационные мероприятия с целью вызвать интерес к занятиям; на втором - тестирование и наблюдения дли оп­ределения способностей детей к данному виду спорта; на третьем, самом про­должительном- наблюдения в процессе обучения и развития физических спо­собностей с целью установления темпов осваивания учебного материала.

Второй уровень - углубленный отбор для выявления перспективных юно­шей н девушек (возраст 16-17 лет), обладающих высоким уровнем способно­стей к данному виду спорта а склонностями к определенной специализации (виду легкой атлетики, игровой функции и т. п.).

Третий уровень - отбор для выявления спортсменов (возраст 18-20 лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации. Отбор осу­ществляется на основе изучения тренировочной и соревновательной деятель­ности в детско-юношеском спортивном коллективе, тестирования и обследова­ния во время специально проводимых для этого учебно-треинроаочных сборов.

Четвертый уровень - отбор для выявления спортсменов в различные сбор­ные команды (страны, регионов, ведомств и др.), для определения участников ответственных соревновании. С этой целью анализируется информация о трени­ровочной и соревновательной деятельности спортсмена в своем клубе, в сбор­кой команде, изучается соревновательная деятельность на национальных чем­пионатах, на учебно-тренировочных сборах.

В отборе участвуют тренеры, работающие с данным контингентом, и груп­пы экспертов из числа ведущих специалистов данного региона.

Конкретное содержание методики отбора обусловлено спецификой вида спорта. Она основывается на системе педагогических, медико-биологических и психических показателей, имеющих высокую прогностическую значимость (уро­вень физических качеств, специфичных для данного вила спорта, уровень спо­собностей, лежащих в основе технико-тактических действий, морфологические данные, функциональные особенности организма, свойства высшей нервной дея­тельности и др.). Учитываются исходный уровень, изменение показателей обсле­дования с возрастом и под влиянием тренировки, связь этих показателей со спортивными достижениями. Качество отбора служит важным условием успеш­ности многолетней подготовки спортивных резервов. В процессе многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор становится более углубленным, вследствие чего количество отсеиааемых увеличивается.

ТРЕНИРОВКА

Тренировка - часть подготовки

Тренировка является важнейшей частью спортивной подготовки. Только в ней осуществляется формирование специальных знаний, навыков и умений,


воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменок, воспитание требуемых качеств личности. Это педагоги­ческий процесс с многообразными воспитательными, оздоровительными и обра­зовательными задачами.

Принципы тренировки

Тренировка строится на основе общих пршшнпои физического воспитания и специфических. Реализация общих принципов осуществляется с учетом осо­бенностей вида спорта. В группу специфических входят следующие принципы:

Направленность к высшим достижениям. Самой сущностью спорта является стремление человека к наивысшим спортивным результатам. Этот принцип стимулирует поиск наиболее эффективных средств и методов, углубленную спе­циализацию, круглогодичную и многолетнюю работу и т. д.

Единство общей и специальной подготовки. Общая (всесторонняя) подго­товка (физическая, техническая) предшествует углубленной спортивной спе­циализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних аанятнй, созда­вая предпосылки для специализации.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип предполагает мно­голетнюю и круглогодичную тренировку при регулярности занятий на протя­жении всего периода активных занятии спортом. Количество тренировочных за­нятий, их содержание, характер нагрузки должны обеспечивать рост мастерст­ва спортсменов.

Постепенное и максимальное увеличение нагрузок. Этот принцип обусловлен необходимостью готовить спортсменов к предельно» мобилизации сил во время соревновании. В процессе тренировочных занятии постепенно усложняют задания на протяжении года и ряда лет, систематически используя предельные нагрузки. Увеличение нагрузки достигается за счет различных ее параметров.

Волнообразное изменение нагрузки. Волнообразный характер нагрузок основан на закономерностях утомления и восстановления, требующих чередо­вания нагрузок и отдыха, изменения величин и характера нагрузок в малых, средних и больших циклах тренировки.

Цикличность тренировочного процесса. Этот принцип заключается в си­стематическом повторении относительно законченных структурных его единиц: тренировочных заданий и занятий малых, средних и больших циклов.

Разделы (стороны) тренировки

В тренировке выделяют следующие разделы: техническая, тактическая, фя-зическая, психическая, теоретическая, интегральная подготовка. Термин *под-готовка» здесь употребляется в узком значении по сравнению с термином «подготовка спортсмена». Выделение сторон тренировки условно и делается для удобства планирования, контроля, выбора средств, методов и др.

Техническая подготовка - это педагогический процесс, направленный на овладение специфическими для каждого вида спорта двигательными действия­ми. Обучение спортивной технике начинается в детско-юношеском возрасте. По мере увеличения возраста и спортивного мастерства техника совершенству­ется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена. В конечном счете должно быть сформировано двигательное умение, позволяющее добиваться максимального эффекта в различных условиях.

Тактическая подготовка - педагогический процесс, направленный на овла­дение рациональныш! формами ведения соревновательной борьбы. Она вклю­чает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности, правил а положений в конкретном виде спорта, общих положений современной отече­ственной и зарубежной тактики спортсменов, своих соперников; освоение


Умений строить свою тактику в предстоящих соревнованиях; моделирование

необходимых условий в тренировке и контрольных соревнованиях для практи­ческого овладения тактическими построениями.

Физическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон под­готовки. Она подразделяется на общую и специальную. В задачи общей физической подготовки входит содействие укреплению здоровья и гармонич­ному физическому развитию и совершенствованию жизненно важных двига­тельных навыков. В задачи специальной физической подготовки входит воспи­тание физических качеств, специфичных для данного вида спорта.

Психическая подготовка - педагогический процесс, направленный на воспи­тание личности спортсмена, его моральных и волевых качеств. Она осуществля­ется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях. Эта работа тесно связана с воспитательной работой тех учреждений, в которых спортсмен учится или работает.

Теоретическая подготовка - это педагогический процесс повышения идей­но-теоретического уровня спортсмена, вооружение его определенными знаниями и умениями использовать нх в тренировочных занятиях и соревнованиях. Она осуществляется на всем протяжении подготовки спортсменов. Требования в спорте настолько возросли, что без глубоких знаний рассчитывать на высокие спортивные показатели нельзя. Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию сути выполняемого тренировочного задания. Непонимание по­рождает п активность, механическое повторение упражнений.

Интегральная подготовка - педагогический процесс, направленный на то, чтобы спортсмен умел целостно реализовывать в соревновательной деятель­ности все разделы тренировки. Этим обусловлены задачи интегральной подго­товки: осуществление связи между всеми разделами подготовки и реализации ее в соревновательной деятельности; достижение стабильности действий спорт­сменов в сложных условиях соревнований, которые являются высшей формой интегральной подготовки.

Понятие «нагрузка» отражает характер и меру воздействий па спортсме­на в процессе тренировки н соревнований. Выделяют при этом внешнюю, внут­реннюю н психическую стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. «Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отводимых на гавятие или серию занятий; соотношением времени на разделы подготовки; количеством тренировочных занятий; количеством тренировочных заданий раз­личной направленности (длина и скорость пробегання дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсивной работы в общем ее объеме и пр. Внут­ренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией организма на вы­полненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систолич" ского объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного до: и др. Психическая нагрузка определяется уровнями волевого и морального напряжения, эмоциональности и т. п. Она выражается в баллах, условно отра­жающих уровни нагрузок как в отдельном задании, так и в тренировочном за­нятии (1-3 - малая нагрузка, 4-5 баллов - средняя нагрузка, 6-8 баллов - большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используют^ сп в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется щи планировании и контроле, а внутренними - для определения соответствия пер: вых двух возможностям организма.

Под воздействием нагрузки возникает тренировочный эффект, котор может быть срочным - как реакция организма на одно тренировочное задана отставленным - как изменение состояния спортсмена после целого тренирс* верного занятия, кумулятивным - как изменение состояния после всей системы аренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих н по-



следующих занятий. Учитывая воздействие применяемых средств ка организм спортсмена, выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок:

1. Специфичность. Отражает степень соответствия нагрузки двигательной
структуре соревновательных действий, режиму работы моторного аппарата и
механизму энергообеспечения. По этим признакам нагрузки бывают специфиче­
скими к неспецнфичеекпми, а упражнения - соревновательными и вспомога­
тельными.

2. Направленность. По этому признаку выделяют нагрузки, содействующие
развитию отдельных физических способностей, совершенствованию технико-так-
тического мастерства, психической подготовленности и т. д. Воздействие на­
грузки может быть избирательным или комплексным.

3. Продолжительность. Определяет длительность упражнений, которая мо­
жет варьировать в широких пределах-от нескольких секунд до десятков ми­
нут, даже часов (марафон). Варьирование продолжительности и скорости
выполнения упражнений совершенствует разные энергообеепечиаающие меха­
низмы: кратковременное выполнение упражнений, но с большой скоростью
повышает анаэробную производительность, продолжительная работа, но с не­
высокой скоростью - аэробную.

4. Интенсивность. Определяет силу воздействия нагрузки, так как харак­
теризуется количеством работы, выполненной в единицу времени (скорость,
частота движения, величина отягощения и т. п.). Интенсивность варьируют в
широких пределах, в связи с чем выделяют так называемые зоны интенсивно­
сти по показателям частоты сердечных сокращений и характеру энергообеспе­
чении (оценка производится в баллах).

5. Отдых. Рационально организованный отдых обеспечивает восстановле­
ние работоспособности после нагрузки и повышает ее эффект. Разная продол­
жительность и разный характер (активный, пассивный) отдыха между повто­
рениями приводит при одной и той же нагрузке к неодинаковому эффекту.

Тренировочные нагрузки тесно связаны с соревновательными нагрузками. В соревновательную нагрузку входит число соревнований и стартов в каждом из них в течение года, четырехлетнего цикла и т. п. В спорте высших дости­жений наблюдается увеличение доли соревновательных нагрузок. Бегуны в течение года стартуют до 60 раз, пловцы - до НО, велосипедисты до 180, в спор­тивных играх - 80-90 игр. На эти показатели ориентированы соревнователь­ные нагрузки при подготовке спортивных резервов. В массовом и детско-юно­шеском спорте количество и распределение соревнований в течение года опре­деляются задачами спортивной подготовки и режимом трудовой н учебной деятельности спортсменов.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к омоло­жению состава сборных команд по многим видам спорта. Идея ранней спор­тивной специализации основывается на теории акселерации и успехах молоде­жи в таких видах спорта, как спортивная и художественная гимнастика, фи­гурное катанке и Других сложнокоордчнированных видах. Для осуществлении этой идеи были пересмотрены программы подготовки юных спортсменов, повы­шены объем и интенсивность тренировочных нагрузок.

Однако стремление к ранней специализации для достижения высоких спортивных результатов противоречит цели н задачам советской системы фи­зического воспитания, приводит к нарушению ее основных принципов-всесто­роннего развития, оздоровления и подготовки к трудовой деятельности. Про­цесс омоложения в спорте становится самоцелью и приводит к преждевремен­ному применению специализированных средств тренировки, а также нагрузок, неадекватных морфологическому и психофизическому развитию детей и веду­щих к нежелательным изменениям ряда функций организма. Форсирование специализированной подготовки является причиной массового отсева: 48-72% молодых спортсменов прекращают занятия, не желая выполнять большие монотонные напряжения. В группах спортивного совершенствования ]5- 16-летннх пловцов обнаружено всего лишь 8,2% спортсменов, начавших систе-

18 Заказ № 1180 273


матическпе занятия с 7-8 лет, а среди конькобежцев, лыжников, велосипедис­тов и того меньше: 3,3%, 2,9%, 4,3% (В. Г. Половцев). Качество работы тре­нера, его статус, зарплата оцениваются, как правило, только спортивными успехами его учеников. Вместе с тем современные научные данные и опыт грамотных тренеров позволяет обеспечивать такую систему спортивно» подго­товки детей, которая исключает отрицательное влияние спортивной специализа­ции и гарантирует оптимальный рост достижении из базе разносторонней психофизической подготовки, хорошего здоровья и гражданской воспитанности.

Задачи спортивной подготовки детей, кроме общих задач физического во­спитания, заключаются в привитии стойкого интереса к спортивной деятельно­сти, а через него-повышение двигательной активности, реализация свободно­го времени а подготовка резервов для «большого» спорта.

Спортивная подготовка школьников осуществляется в рамках определен­ной организационной структуры, которая характеризуется преемственностью с классно-урочной системой занятий и с работой по Всесоюзному физкультурно­му комплексу ГТО. Она проводится в виде внеклассных н внешкольных форм работы по физическому воспитанию (см. ^Внеклассная работа по физическому воспитанию», «Внешкольная работа по физическому воспитанию», «Детско-юношеский спорт»). «Комплексная программа физического воспитания учащих­ся I-XI классов общеобразовательной школы» (1987 г.) определяет по груп­пам классов наиболее целесообразные виды спорта для секционных занятий. Например, в I-IV классах могут проводиться занятия по гимнастике, плава­нию, настольному теннису, конькобежному спорту, бадминтону н туризму.

Особенностью секционных занятий в школе является их направ­ленность на разностороннюю физическую подготовку детей. Лишь 10% трени­ровочного времени отводится специальной подготовке. В занятиях используются разнообразные упражнения общеразвивающего характера.

Время, отводимое технической и тактической подготовкам, зависит от вида спорта. Например, в сложнокоордннированиых видах (спортивная и художест­венная гимнастика, акробатика н т. п.) формированию двигательных навыков уделяется большее внимание, чем, например, в видах спорта на выносливость. В школьных секциях учителем физкультуры осуществляется начальный от­бор школьников для занятий в ДЮСШ. Тренеры ДЮСШ н занимающиеся в ней школьники поддерживают тесную связь со школой: помогают учителю в организации и проведении спортивных соревнований, участвуют зо всех со­стязаниях за честь своего класса, школы, выполняют функции физоргов клас­са и пр.

В ДЮСЩ формируются группы начальной подготовки и учебно-трениро­вочные. По достижении высокого уровня работы по подготовке юных спорт­сменов могут образовываться группы спортивного совершенствования. Если таких групп будет не менее двух, ДЮСШ может быть реорганизована в СДЮШОР. Через год после ее создания в школе должны быть сформированы группы: учебно-тренировочные, спортивного совершенствования и высшего спор­тивного мастерства.

Возрастные границы занимающихся неоднозначны и зависят от вида спор­та, физического развития занимающихся, их подготовленности н споепбностей. Так, в группы начальной подготовки по спортивной и художественной гимна­стике, фигурному катанию принимаются дети 6 лет, по легкой атлетике, волей­болу, конькобежному спорту-9 лет (табл.9) («Положение о детско-юноше­ской спортивной школе и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва», 1986 г.).

Специфические задачи групп начальной подготовки: воспитание активного интереса к занятиям спортом, комплексное развитие физических способностей занимающихся.

Систематичность занятий обеспечивается сочетанием 2-разовых обязатель^ ных школьных уроков с 2-3 тренировочными занятиями в ДЮСШ. Продол­жительность одного тренировочного занятия не должна превышать двух зка* демнческих часов.


Таблица 9

Минимальный возраст зачисления в группы спортивных школ

-------------------- Группы
спортивного высшего
начальной уч с 6 НО
ПОДГОТОВКИ трсннро.11)" над соиершен спортивного
Вил ствоиання мастер с та
спорта
о д и п о л О 7 о а к I)
а 4
Акробатика П
Баскетбол
Бокс, борь-
ба п
Волейбол
Гимнастика
спортивная:
девушки
Гимнастика
спортивная:
юноши И
Гимнастика
художест-
венная
Конькобеж-
ный спорт
Легкая
атлетика
Лыжный
спорт
Плавание
Спортивное
ориентиро-
вание
Стрельба
пулевая
Те»ине П
Теннис на-
стольный
Тяжелая
атлетика П
Фехтование
Фигурное
катание II
Футбол П и
Хоккей с
шайбой и
Шахматы.
шашки

Примечание. Возраст занимающихся является минимальным для за­числения в учебные группы. Допускается в отдельных случаях превышение установленного позраста не более чем на два года.


на обучении более сложным упражнениям в старшем возрасте. Освоение спор­тивной техники происходит, как правило, в облегченных условиях, с широким применением подготовительных и подводящих упражнений. Например, в легко­атлетических видах используются облегченные снаряды, низкие барьеры и т. п. Большое внимание уделяется устранению появляющихся ошибок.

При развитии физических способностей целесообразно использовать по­движные и спортивные игры по упрошенным правилам. Они должны занимать около 50% всего тренировочного времени. Применяются также различные эс­тафеты, бег на короткие дистанции, прыжки, акробатические упражнения, упражнения с отягощениями, вес которых не превышает трети собственного веса ребенка, и т. д. Основньш.методом развития физических способностей является метод повторных воздействий, который применяется с учетом физиче­ского развития, подготовленности и пола занимающихся.

Введение э занятия тактических комбинаций и приемов позволяет спорт­сменам научиться ре ал изо выв ать свою техническую и тактическую подготов­ленность в соревнованиях. Психическая подготовка направлена в основном на воспитание морально-волевых качеств подростков; правдивости, искренно­сти, трудолюбия н т. п. Тренеры часто используют приемы внушения, опира­ясь на свое авторитетное влияние на детей.

По истечении трех лет занятий в группах начальной подготовки проводит­ся отбор для продолжения занятий в учебно-тренировочных груп­пах ДЮСШ. Отбирают тех, кто выполнил нормативные требования по общей физической и специальной подготовке. Не прошедшие по конкурсу могут про­бовать свои силы в других видах спорта, где сроки приема в группы начальной подготовки соответствуют их возрасту. Специфическая задача занятий в учеб­но-тренировочных группах-выбор узкой спортивной специализации с учетом индивидуальных возможностей (например, выбор конкретного вида плавания). Объем тренировочных занятий в группах колеблется от 12 ч на 1-м году обу­чения и до 20 ч на 4-5-м голу пребывания в группах.

Техническая подготовка направлена на изучение техники движений в из­бранной узкой спортивной специализации на основе дальнейшего формирования широкого спектра двигательных умений и навыков с помощью подготовитель­ных и подводящих упражнений. В сложнокоордшшровэнных видах спорта освоение спортивной техники является первоочередной задачей, поэтому ее решению отводится значительно больше времени в учебно-тренировочном про­цессе, чей в других видах.

Общая физическая подготовка занимает большую часть времени: от 70% (а слож!юкоординнрованных видах спорта) и до 90% (в остальных видах). Она реализуется с помощью упражнений комплекса ГТО, подготовительных и под­водящих упражнений, подвижных и спортивных игр и пр. Средствами трениро­вочного процесса могут быть также смежные виды спорта, например, для конькобежцев - езда на велосипеде, гребля, бег. Большое внимание продолжа­ет уделяться развитию физических способностей, специфичных виду спорта. Например, в спортивной гимнастике и акробатике, фигурном катании перво­степенное внимание уделяется развитию координационных способностей, за­тем- силе, гибкости, выносливости, быстроте; в плавании - развитию выносли­вости, гибкости, силы, быстроты, координации.

Тактическая подготовка направлена на дальнейшее изучение тактических приемов и комбинаций и применение их в соревновательных условиях в соот­ветствии со своей подготовленностью и физическими возможностями. Напри­мер, в циклических видах спорта-это умение лидировать или следовать за лидером; в игровых видах - реалнзовывать приемы защиты («зонная» или «персональная» и т. д.),

Психологическая подготовка направлена на дальнейшее воспитание мораль­но-волевых качеств спортсмена (целеустремленности, инициативности и т. п.), на овладение умениями настраиваться на выступление в соревновании. До­стигается это включением в учебно-тренировочный процесс приемов идеомотор-ной тренировки.

Динамика нагрузок в учебно-тренировочных группах характеризуется об; шей для всех видов спорта тенденцией повышения объема тренировочной р! боты и интенсивности, но без форсирования последней.


По истечении 4-5-годнчного срока занятии в учеб но-тренировочных груп­пах из спортсменов, выполнивших установленные нормативные требования, комплектуются группы спортивного совершенствования. Для каждого вида спорта определены свои нормативы. Например, в плавания, гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду, фехтовании - I спортивный разряд, в легкой атлетике, лыжных гонках, волейболе-Ш спортивный разряд. Недельный тренировочный режим в данных группах составляет 21-28 час с первого по третий год занятий.

Специфические задачи учебно-тренировочного процесса заключаются в со­вершенствовании двигательных навыков и физических способностей примени­тельно к узкой спортивной специализации.

Задача технической подготовки заключается в прочном закреплении тех­ники спортивных действий, добиваясь стабильности и вариативности исполнения в условиях соревнования. Достаточно сложной проблемой в технической подго­товке остается ее соотношение с участием в «престижных» соревнованиях. Чрезмерно частые установки на максимум спортивного результата при еще недостаточно прочной технике исполнения могут приводить к возникновению двигательных ошибок. Основным средством технической подготовки являются соревновательные упражнения с большой вариативностью их исполнения. Од­новременно отрабатываются элементы соревновательного упражнения, наигры­ваются комбинации в играх и т. д. Для освоения техники движений использу­ется весь комплекс методов обучения. Однако применение игрового и соревно­вательного методов требует определенной осторожности, так как их повышенная эмоциональность и ограниченная регулируемость могут привести к наруше­нию двигательного навыка.

Развитие скоростных способностей у юношей достигает максимальных значений в 15-19 лет (В. К- Бальсевич, В. А. Запорожанов), т, е. в период занятий в группах спортивного совершенствования. Для их развития реко­мендуется применять упражнения с максимальной или близкой к ней скоро­стью с почти полным отдыхом между выполнениями упражнений (повторный и соревновательный методы). Объем тренировочной нагрузки для развития ско­ростных способностей не должен превышать примерно три четверти объема нагрузки взрослых спортсменов, а количество тренировочных дней для раз­вития быстроты не более двух в неделю. Частое повторение однообразных уп­ражнений с максимальной скоростью обычно приводит к возникновению «ско­ростного барьера» уже в юношеском возрасте. Чтобы избежать этого негатив­ного явления, рекомендуется варьировать тренировочные усилия, чередовать разнообразные средства и методы тренировки. Средствами развития скорост­ных способностей в циклических видах спорта являются ускорения на корот­ких отрезках, ускорения со старта, упражнения с гандикапом, эстафеты; в спортивных играх - быстрые короткие передвижения с мячом, шайбой, выпол­нение на максимальной скорости наигранных комбинаций и пр.; в единоборст­вах- быстрое выполнение элементов поединка, отдельных движений. Исполь­зуются также прыжковые упражнения, упражнения с отягощениями, вес которых не препятствует совершению максимально быстрых движений (также см. с. 153).

Наибольший прирост показателей силы, проявляемой в различных дви­жениях, отмечается в возрасте от П до 16 лет (В. К. Бальсевич, В. А. Запо­рожанов). При развитии силовых способностей используются умеренные, средние, реже максимальные динамические и статические усилия, создаваемые упражнениями с отягощениями, упражнениями на всевозможных тренажерах, & усложненных условиях и т. п. Например, в скоростно-силовых видах спорта используются упражнения с отягощениями малого и среднего веса для раз-вития «взрывной силы», которые выполняются серийно с максимальной ско­ростью (повторным методом).

При развитии выносливости следует учитывать, что наибольшие темпы ее прироста наблюдаются в 15-16 лет и достигают наибольшего значения к 17-18 годам (В. П. Филин, Н. А. Фомин). Однако одностороннее увлечение развитием выносливости в циклических видах спорта снижает адаптацию к скоростным нагрузкам, отрицательно сказывается на развития других ка­честв,


Задача тактической подтстовкн заключается в научении правильно строить ход спортивной борьбы на основе развитого тактического мышления (способ­ности воспринимать ситуацию, объективно ее оценивать и принимать необхо­димые решения). При тактической подготовке в спортивных играх и едино­борствах используются тренировки с условным н реальным соперникам, в цик* лнческих видах спорта - методы, которые создают облегченные условия (лидирование, корректирующая информация о скорости передвижения) или усложненные (выполнение заданий в непривычных условиях, введение дополни­тельных трудностей).

Психическая подготовка должна учитывать уже оформившийся к этому возрасту устойчивый интерес к спортивной деятельности (спортсмены имеют цель, видят перспективу). Поэтому ведущими задачами психической подготов­ки являются, во-первых, углубление интереса к спортивному совершенствова­нию, во-вторых, дальнейшее воспитание морально-волевых качеств (прежде всего специфичных для избранной спортивной специализации), в-третьих, фор­мирование отношения к спортивной деятельности как к средству подготовки к жизни. Очень важно в юношеском возрасте ставить реально достижимые цели. При их завышении возникает чувство неуверенности в своих силах. При повторении подобных ситуаций это чувство становится устойчивым, пагубно от­ражаясь на дальнейшей спортивной карьере занимающегося.

Группы высшего спортивного мастерства в СДЮШОР комплектуются спортсменами, выполнившими спортивные нормативы КМС я МК СССР. Основной задачей учебно-тренировочного процесса в этих группах является подготовка спортсменов высшей квалификации- кандидатов п членов сборных команд ДСО и Советского Союза.

Методы тренировки. Методы тренировки юношей и девушек применяются с учетом поставленных задач, уровня подготовленности занимающегося, особен­ностей возраста, пала, вида спорта.

Переменный метод тренировки характеризуется изменением интенсивности работы. Чередование нагрузок разной интенсивности без строгой их регламен­тации создает благоприятные условия для восстановительных процессов в ор­ганизме занимающегося, способствует разлитию специальной выносливости пря более низком уровне подготовленности спортсменов. Применяется переменный метод, как правило, в подготовительном периоде.

Интервальный метод тренировки отличается «жесткой» регламентацией ин­тервалов отдыха. Длительность интервалов отдыха устанавливается меньшей, чем это необходимо для «полного» восстановления. Поэтому каждое после­дующее повторение работы начинается на фоне «недовосстановления*. Метод используется для развития специальной выносливости. Расчет нагрузки про­изводится следующим образом: в начале подготовительного периода при со­ставлении индивидуальных планов тренировки прогнозируется достижение спортивного результата а предстоящем соревновательном сезоне. Например, 16-летний бегун имеет III спортивный разряд в беге на 1500 м - 4 мин 46 с. Тренер планирует ему выполнение II разряда - 4 мпн 15 с. Следовательно, каждые 100 м юный бегун должен будет пробегать за 17 с. Из этого делает­ся расчет постепенного уменьшения времени пробегания тренировочных отрез­ков по месяцам с начала подготовительного периода. Например, время пробе-гания 400 м будет уменьшаться каждый месяц на 1 с: 77 с, 76 с и т. д. Количество повторений быстрых пробежек 400 м: 6-8 раз для 16-летних, 10-12 раз для 18-летних. Интервальный метод позволяет постепенно адапти­ровать организм юных спортсменов к соревновательному упражнению. При­меняется метод в подготовительном и соревновательном периодах.

Равномерный метод характеризуется выполнением в одном занятии задан­ной работы без изменения интенсивности. Применяется метод в любом перио­де годичного цикла подготовки, как правило, в циклических видах спорта для воспитания обшей выносливости. Например, при подготовке бегунов на средние и длинные дистанции бег умеренной интенсивности от 60 до 90 мин использу­ется в подготовительном периоде для развития аэробных способностей, пробе-ганне отрезков от 3 до 10 км - в соревновательном периоде для поддержания выносливости па необходимом уровне. В целях активного отдыха равномерный метод тренировки может применяться в любых видах спорта в переходном


периоде или между напряженными тренировками подготовительного и сорев­новательного пернодоо. Средствами данного метода может быть кроссовый бег, ходьба ий лыжах, плавание и 1. д. Изменение интенсивности работы от занятия к занятию в годичном цикле рассчитывается одинаково с интерваль­ным методом.

Повторный метод тренировки характеризуется околопредельной или пре­дельной интенсивностью выполнения работы, длительным отдыхом до полного восстановления работоснособностн и относительно небольшим количеством по­вторений упражнений в одном занятии. В циклических видах спорта он со­действует развитию скорости н скоростной выносливости. Применяется, как правило, в соревновательно*) периоде. Тренировки в повторном режиме явля­ются очень интенсивными по воздействию на организм спортсмена. В юноше­ском возрасте не рекомендуется применять их чаще 1 раза в неделю, так как после напряженных нагрузок у юных спортсменов восстановительные процессы более продолжительны, чем у взрослых (В, В. Вржесневскнй, И. В. Вржеснев-ская). В остальных видах спорта методом повторных воздействий можно раз­вивать также и силу, координацию, гибкость.

Игровой метод тренировки оказывает комплексное воздействие на воспи­тание физических качеств спортсмена. Применяется игровой метод во всех периода?; подготовки юных спортсменов, занимая значительное место в тре­нировочном процессе.

Соревновательный метод тренировки характеризуется выполнением основ­ного упражнения или другого двигательного действия в условиях специальных состязаний в форме контрольных тренировок, прикидок и т. д. С его помощью развавается специальная выносливость, осуществляется контроль за уровнем подготовленности спортсмена. Применяется метод в подготовительном и со­ревновательном периодах.

Организация спортивных соревнований школьников. Спортивные соревно­вания являются частью учебно-воспитательного процесса. Они подразделяются на внутришкольные, районные, городские, всесоюзные,

Общей задачей соревнований является воспитание у детей активного ин­тереса к занятиям физическими упражнениями.

Календарь соревнований согласуется со школьной программой по физиче­скому воспитанию с учетом сроков подготовки к ним н составляется с таким расчетом, чтобы состязания проводились равномерно на протяжении всего учебного года. Обычно в осенние месяцы проводятся старты по легкой атлети­ке, туризму, ориентированию, кроссам, настольному теннису; в зимние меся­цы - по гимнастике, акробатике, стрельбе, лыжным гонкам и бегу на конь­ках; весной - по плаванию, легкой атлетике, туризму, кроссам.

По внутришкольному календарю планируются соревнования внутри клас­сов, между командами параллельных классов, па первенство школы. Внутри-классные соревнования проводятся по видам упражнений школьной учебной программы и комплекса ГТО для определения сильнейших спортсменов класса. Специфические задачи соревнований иа первенство школы заключаются в опре­делении сильнейших спортивных классов н лучших спортсменов школы для комплектования сборных команд. Соревнования на первенство школы прово­дятся по группам классов, например I и II классы, III и IV классы, к т. д., с раздельным зачетом результатов п с введением гандикапов. У младших и средних школьников состязания проводятся по упрощенным правилам, огово­ренным в положении о соревнованиях, у старшеклассников-с соблюдением правил видов спорта. В соревнованиях участвуют все ученики класса, допу­щенные врачом. Зачет по 20-25 лучшим результатам по каждому виду программы.

Городские и районные соревнования делятся на две категории. К нерпой относятся соревнования среди сборных команд школ. Учащиеся II-IV классов соревнуются по гимнастическим упражнениям под девизом «Сила и грация», III -VI11 классов - по мини-футболу, IX-XI классов -по спортивным играм, бегу на коньках, лыжным гонкам. Соревнования по шахматам и шашкам: «Кубок 1000 школ*- для школьников IX-XI классов, «Белая ладья* - для IV-VIII классов, «Чудо-шашки»-для II-IV классов, «Серебряные коньки»- для учащихся V-VII классов и т. д.


Ко второй категории отсносятся соревнования, в которых принимают уча-, стие лучшие классы в полном составе (за исключением освобожденных) под девизом «К стартам готов!»-участвуют команды III и IV классов по подвиж­ным играм; «Старты надежд»- участвуют команды VI и VII классов по по­движным играм; IX и XI классов по лыжным гонкам; X и XI классов по мно­гоборью ГТО. Зачет по 20-25 лучшим результатам. (Дано по «Содержание и организация спортивных соревновании для учащихся общеобразовательных школ». Методические рекомендации для учителей физической культуры.)

Итоговыми соревнованиями среди юношей и девушек являются всесоюз­ные юношеские спортивные игры по летним видам спорта и спартакиада школь» ников по зимним видам. Задачи всесоюзных соревнований заключаются в повышении эффективности работы спортивных школ, в подготовке спортивных резервов, проведении отбора и подготовки спортсменов в составы сборных команд страны для участия в крупнейших международных соревнованиях. Во всесоюзных школьных соревнованиях участвуют сборные команды союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. Положение, место и сроки прове­дения соревнований разрабатываются Госкомспортом СССР. Программы юно­шеских соревнований включают в себя 35-37 летних видов и все зимние виды спорта, кроме бобслея и фристайла. К соревнованиям допускаются спорт­смены, выполнившие установленные квалификационные нормативы. Например, в акробатике, велоспорте, плавании и т. д.- КМС; в борьбе, боксе, гребле и т. д.- I спортивный разряд; в футболе, ручном мяче-I юношеский разряд и т. д.

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК И ДЕВУШЕК

Половая дифференциация человека является постоянным условием специ­фики спортивной тренировки. Даже хорошо физически развитая девочка, де­вушка, женщина должны тренироваться иначе, чем мальчик, юноша, мужчина. В практике спорта издавна существуют определенные различия в методике тренировочных занятий для женского и мужикого контингентов. Эти различия обусловлены социально-психологическими факторами и анатомо-флзл алогиче­скими особенностями женского организма. Их учет при определении содержа­ния педагогического воздействия обеспечит тот уровень здоровья женщины, который необходим будущей матери. В практике работы тренеру женщин необходимо знать всю сущность этих весьма непростых вопросов.

Даже на первом этапе набора девочек в группы начальной подготовки есть свои особенности. Если, как правило, мальчики приходят в спорт для того, чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, то у девочек к этому желанию добавляется еше забота и о своей внешности. И ке случайно при приеме в спортивную школу некоторые девочки настороженно интересуют­ся: не повредят ли занятия спортом внешности, женскому организму, не будут ли чрезмерно развиваться мышцы рук. ног.

Уже в процессе начальной тренировки, когда девочки выполняют значи­тельное количество обшеразвивающих упражнений или монотонный бег в мед­ленном и среднем темпе, нужно напоминать ученицам о пользе этих движении для организма женщины. Ведь именно хорошо развитые мышцы туловища, живота, бедер позволяют женщине довольно легко переносить роды и сохра­нять после них хорошую стройную фигуру. Уместным здесь будут примеры из жизни известных спортсменок, вернувшихся в спорт после рождения ребенка: Т, Казанкиной, И. Родниной и др.

В дальнейшем сложность в работе с девочками состоит в характере обше-иип на тренировочных занятиях. Они более восприимчивы к каждому слову, к каждому оттенку фразы тренера. Поэтому ему приходится постоянно следить за их реакцией на те замечания, которые он делает им. Вот непридуманные примеры из практики. Первый, пример. В группу пришла новенькая. Вместе со всеми выполняет заданное упражнение. Естественно, у нее не все получается. Тренер сделал ей замечание: «Оля, посмотри, как надо выполнить упражне­ния-не шагать, а прыгать». Тут же к нему подходит другая ученица, в го­лосе обила; «Леонид Павлович, называйте ее как-нибудь по-другому, ведь это


я - Оля!» Второй пример. Девочки выполняют упражнение. Тренер говорит одной: «Правильно, Наташенька!», а другой-«Хорошо, Лена!» Тут же он слышит: «Ну вот, она у вас Наташенька, а я просто Лена».

Особо следует подчеркнуть, что у девочек и девушек (особенно новичков) очень часто наблюдается отрицательная реакция на обстановку соревнований. Они обладают большой эмоциональной воабудимостъю, вовшиенной чувстви­тельностью, что способствует появлению срывов в достижении результатов. В целом же девочки и девушки более дисциплинированны и работоспособны, проявляют на занятиях собранность, прилежание и эмоциональность. Однако, учитывая их восприимчивость, необходимо избегать в работе подлаживания, сюсюканья, излишних похвал и комплиментов.

Все это обусловлено тем, что деятельность их нервной системы подвиж­нее к теснее связана с различными биологическими функциями организма, чем у мальчиков и юношей.

Биологический аспект составляет основные анатомо-физиологнческие осо­бенности женского организма и его возрастные изменения.

Природа наделила женщину отличительными чертами, связанными с функ­цией материнства, чем обусловливается формирование ряда особенностей ее телосложения и что накладывает известное своеобразие па деятельность мно­гих органов и систем ее организма в разные периоды жизни. Телосложение н внешний облик подчеркивают одну из основных черт женщин - женственность.

Возрастные периоды в жизни женщины характеризуются рядом морфоло­гических и функциональных особенностей. Пологие различия между мужчиной и женщиной наиболее выраженными становятся с началом полового созрева­ния. Специального внимания в женском организме заслуживает периодич­ность ряда физиологических функций, соответствующая оваркалыю-менстру­альному циклу (ОМЦ). Следует учитывать, что реакция организма женщин на ОМЦ может быть разнообразной. ОМЦ- это не местный процесс опреде­ленных органов. В это время происходят волновые (циклические) изменения в сосудистой системе, терморегуляции, в обмене веществ, в умственной и физи­ческой работоспособности и пр. Поэтому различные волнения, психические травмы могут вызывать расстройства а виде обильного кровотечения или его задержки, а иногда и прекращения на длительное время.

Первая менструация происходит между II и 19 годами. Такая большая разница зависит от условий внешней среды, а также от физического развития и состояния здоровья девушки. В этот период отмечается повышенная вос­приимчивость к холоду, к кожно-механическим раздражениям. Наблюдаются явления двигательного беспокойства: усиленная жестикуляция, нарушается координация движений, способность к сохранению равновесия, возникает угло­ватость движении. Резко изменяются характер н поведение девушки: появляют­ся застенчивость, а порою, наоборот, заносчивость, неоправданная резкость в обращении с окружающими. Увлечения, интересы часто меняются, возникает переоценка своих сил на фоне быстро наступающей утомляемости, легко форми­руются рефлексы самосохранения, боязни. В связи с этим период полового созревания очень невыгоден для обучения новым упражнениям.

Продолжительность биологического цикла у женщин индивидуальна н за­висит от генетических факторов, условий жизни, физической нагрузки, нервно-психологического состояния и других условий. Не у всех девушек циклы уста­навливаются сразу. Повторяются они через 21-26-28-30-36 дней и про­должаются примерно 3-5 дней, иногда несколько дольше. Каждый из этих сроков считается нормальным, если будет повторяться. По общепринятой классификации ОМЦ делят на несколько фаз. Фазы ОМЦ в норме не должны нарушать жизнедеятельности организма. Однако, учитывая особенности каж­дой фазы, необходимо изменять содержание педагогических воздействий, тая как в различные фазы цикла мышечная работоспособность женщины полярно меняется.

Больше всего исследованы изменения в организме женщины во время первой фазы (первые 3-4 дня, названные фазой менструации). Однако ре­зультаты исследований по первой фазе весьма разноречивы. По-видимому, при­дется согласиться только с тем, что менструация не болезнь, а физиологиче­ский процесс, во время которого происходит серьезная перестройка организма


женщины. И тем, кто в эти дни становится раздражительным, испытывает еивышеннуга утомляемость, болезненные ощущения внизу Живота и в крестце, рекомендуется избегать больших физических нагрузок, но не следует считать себя больной и эти дни проводить в постели - самочувствие после умеренной физической нагрузки может даже улучшиться. По данным С. Ягунова, в пер­вой фазе регулярно тренируются 49% женщин, нерегулярно -21% и совсем не тренируются- 30%. При этом он отмечает, что из регулярно тренирующих­ся спортсменок у 82% результаты остаются на прежнем уровне или даже некоторые устанавливают личные рекорды и только у 18% результаты ухуд­шаются.

Теория физического воспитания рассматривает спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, связанный с применением системы мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач физического развития, обучения и воспитания моральных, волевых, интеллектуальных и двигательных качеств спортсмена. С точки зрения биохимии тренировочный процесс рассматривается как адаптация организма к интенсивной мышечной деятельности.

Поскольку все адаптационные процессы носят фазный характер, в теории и практике спорта принято выделять три разновидности тренировочного эффекта: срочный, отставленный и кумулятивный.

Срочный тренировочный эффект определяется величиной и характером биохимических изменений в организме, происходящих непосредственно во время действия физической нагрузки и в период срочного восстановления (30 - 90 мин после окончания работы), когда идет ликвидация кислородного долга.

Отставленный тренировочный эффект наблюдается на поздних фазах восстановления после физической нагрузки. Сущность его составляют процессы, направленные на восполнение энергетических ресурсов и ускоренное воспроизводство разрушенных при работе и вновь синтезируемых клеточных структур.

Кумулятивный тренировочный эффект возникает как результат последовательного суммирования следов многих нагрузок или большого числа срочных и отставленных эффектов. В кумулятивном тренировочном эффекте воплощаются биохимические изменения, связанные с усилением синтеза нуклеиновых кислот и белков и наблюдаемые на протяжении длительного периода тренировки. Кумулятивный тренировочный эффект выражается в приросте показателей работоспособности и улучшении спортивных достижений.

Выше были рассмотрены общие закономерности адаптации организма к мышечной деятельности. Знание этих закономерностей может служить основой для развития теории и практики тренировочного процесса. Однако нужно помнить, что развитие адаптированности к физическим нагрузкам у разных людей может происходить по-разному, поэтому и тренировочный процесс должен строиться с учетом индивидуальных качеств спортсмена.

Основные принципы спортивной тренировки:

· повторность,

· регулярность,

· правильное соотношение работы и отдыха,

· постепенное увеличение нагрузок.

Чтобы лучше понять принципы спортивной тренировки, обратимся к рисунку 43. Первый принцип спортивной тренировки - повторность выполнения упражнений - имеет своей задачей повышение работоспособности. Для решения этой задачи последующие упражнения нужно начинать не в любое время, а во время фазы суперкомпенсации после предыдущей тренировки, поскольку во время фазы сверхвосстановления работоспособность на некоторое время возрастает. Если повторную тренировку начинать после завершения фазы суперкомпенсации, когда следы предшествующей работы уже сгладились, положение останется стационарным, т.е. тренировка не принесет ожидаемого результата - повышения работоспособности (рис. 43, а ). Повторные тренировки, начатые в фазе неполного восстановления, приведут к истощению

Рис. 43. Взаимоотношение работы (1) и отдыха (2) в процессе тренировки. Повторная нагрузка применена в фазе: а - полного восстановления; б - неполного восстановления; в - суперкомпенсации (по Н.Н. Яковлеву, 1974)

(рис. 43, б ). Повторные нагрузки, примененные в фазе суперкомпенсации, приведут к повышению функционального уровня организма спортсмена (рис. 43, в ).

Вторым принципом тренировочного процесса является его регулярность, основой которого является повторение работы в наиболее выгодном для организма состоянии после предыдущей работы. Однако следует заметить, что в пределах одного занятия упражнения повторяются чаще всего в фазе неполного восстановления. Задача интервального метода тренировки состоит в том, чтобы в результате повторных нагрузок в фазе неполного восстановления выработать приспособляемость организма к биохимическим и функциональным сдвигам, которые наблюдаются при выполнении данного упражнения в условиях соревнований. Но при проведении основных тренировочных занятий следует предусматривать такой период отдыха, который обеспечивал бы начало последующей тренировки в фазе суперкомпенсации после предыдущего занятия.

Ранее мы уже говорили о том, что длительность фазы суперкомпенсации зависит от продолжительности работы и глубины вызываемых ею биохимических сдвигов в организме. Поэтому вопросы соотношения работы и отдыха - третий принцип спортивной тренировки - имеют исключительно важное значение. После одной и той же работы суперкомпенсация различных биохимических компонентов мышц наступает в разное время: креатин-фосфат ресинтезируется раньше гликогена, а синтез мышечных белков и фосфолипидов происходит в последнюю очередь. Поэтому в ходе тренировки в зависимости от характера и объема упражнений, а также от задач, стоящих перед спортсменом (увеличение содержания креатинфосфата и гликогена или наращивание массы мышц за счет синтеза белков, повышение дыхательной энергопродукции и т.д.), должно соблюдаться оптимальное соотношение работы и отдыха. Каждое физическое упражнение (или группа упражнений) требуют определенного периода отдыха, обусловленного характером и величиной работы.

В процессе тренировки работоспособность постепенно повышается и выполнение каждой последующей мышечной нагрузки, если она остается такой же, что и предыдущие, для организма облегчается. При таких условиях работа будет сопровождаться все меньшими биохимическими сдвигами в организме. Следовательно, и фаза суперкомпенсации укоротится и будет выражена слабее, что приведет к прекращению роста работоспособности. Чтобы этого не произошло, необходимо увеличивать нагрузки постепенно. Без соблюдения четвертого принципа тренировки будут малоэффективны.

Под влиянием тренировки существенно улучшаются показатели физической работоспособности. Так, аэробная мощность начинающих спортсменов составляет 45 мл/кг·мин, а спортсменов международного класса - 90 мл/кг·мин; алактатная мощность - 60 мМ/кг·мин для начинающих и 102 мМ/кг·мин для мастеров международного класса; гликолитическая мощность - 20 мМ/кг·мин и 35 мМ/кг·мин лактата соответственно.

Анализ принципов спортивной тренировки дает основание заключить, что все они взаимосвязаны и вытекают один из другого.


Похожая информация.