Сантехника

«Урок развития речи «Описание памятника архитектуры. Урок развития речи

«Урок развития речи «Описание памятника архитектуры. Урок развития речи

Урок развития речи в 8 классе.

Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ с.Бердюжье, Тюменской области

Шукалович Екатерина Петровна

Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Оборудование: м/м презентация.

Ход урока.

    Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?

Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий , древнерусское зодчество .

    Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова

Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

Возводить – строить, сооружать.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Зодчий – архитектор, строитель.

Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

Аллегория – иносказание.

Монумент – большой памятник.

Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

С 2-3 слова составить и записать предложения.

    Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком . Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

Триумфальная арка .

Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).

    Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

План подробного пересказа.

    В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?

    В честь какого события она была сооружена?

    Где планировал разместить свое произведение автор и почему?

    Где первоначально была установлена арка?

    Что изображено на её вершине?

    Чем ещё украшен памятник?

    Устное описание иллюстрации.

    Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

Триумфальная арка.

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

    Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

    Образцы описаний памятников архитектуры.

Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы - всё подчёркивает вдохновение поэта.

Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

(По Л. Симоненко.)

    Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

    Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие». Сравните два текста описания одного и того же памятника. Найдите в тексте слова, которые являются архитектурными терминами. Назовите синонимы к слову зодчий.


    Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного села.

    Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:

    По какому поводу был воздвигнут памятник?

    Где он расположен?

    Что в нем особенного? Чем привлекает?

    Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?

ФИО учителя: Райш Ольга Александровна
Село, школа: С. Топчиха, МБОУ Топчихинская СОШ №2
Предмет: русский язык, развитие речи
Класс: 8
Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры родного села.
Место урока в теме: обобщение, подготовка к написанию сочинения
Учебники: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык 8 класс» изд. «Просвещение» М. 2012
Цели урока.
1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.
2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов
3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным ценностям родного села.
Формирование УУД:
Личностные:
- формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
-применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.
Познавательные:
- сравнивать различные виды работ;
- анализировать результаты своей работы;
- изменять, творчески переделывать;
- поиск и выделение нужной информации.
Регулятивные:
- анализировать собственную работу;
- находить ошибки, устанавливать их причину;
- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Коммуникативные:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать и анализировать разные виды текста;
- создавать и редактировать собственные тексты;
-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.
Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.
Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:
-технология развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения.
Тип урока.
Интегрированный / урок развития речи/.
Эпиграф:
“Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”. Аполлон Григорьев
Ход урока
Определение темы, целей.
А)Работа с эпиграфом.
Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:
Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:
«Ничего не боялся я столько,
Как жить в городе без истории,
Преданий и памятников».
-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?
-Почему автор боялся жить в таком городе? А у нас в селе есть памятники?
Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.
-Откройте тетрадь и запишите число, тему.
В)-Зная тему, поставим цели урока.
-А помогут вам в этом речевые конструкции: (записаны на доске)
1)Приготовиться (к чему?)
2)Собрать (что?)
3)Развить (что?)
4) Обогатить (что?)
5)Анализировать (что?)
(Совместная формулировка целей урока)
– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?
Памятка 1
1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова
, -а, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-
чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-
кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-
мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).
Беседа по вопросам: 1мин
1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).2. Что можно описывать?(природу, человека, действия, картину, помещение и др.)3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину) Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ?)
- Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание, личное отношение). А если это памятник архитектуры? Конкретизируем план.
Описание памятника архитектуры родного села. 1мин
-На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения
Памятка 2
Вступление.
По какому поводу был воздвигнут памятник?
Краткие сведения об истории создания.
Основная часть.
– Каков общий вид памятника?– Как памятник вписывается в пространство местности? Где он расположен?
– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?– Каковы особенности скульптурного изображения?
Заключение.
-Что в нем особенного?
-Чем привлекает?
- Какие впечатления произвёл на вас памятник?
-Нравится ли вам этот памятник?
- О чем заставил задуматься?
Словарная работа.
Видео-диктант. (Презентация «Архитектурные термины»)
Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;
Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;
Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;
Монумент – большой памятник;
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Постамент – возвышение, служащее основанием памятника;
Пьедестал – подножие статуи;
Ландшафт – общий вид местности;
Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.
Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.
Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.
Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.
Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.
Угадай-ка.
1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. (искусство) 1вариант-глагольное словосочетание и выполнить разбор
умелый, хорошо знающий свое дело. (искусный)
2вариант-именное словосочетание и выполнить разбор
Конструирование предложений.
Устно составить предложения, используя данные слова: Искусство+ПГС
Искусный+СГС
Тест.
Задание: найдите слово, в котором пишется одна н
Белокаме…ый
Окруж…ый
Изображе…ый
Наклоне…ы
Лексическая работа.
Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:
1ряд -Скульптор - …(ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)
2 ряд -Возводить –… строить, сооружать.
3 ряд -Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)
-Прочитайте. Запишите их по вариантам:
1вариант- словосочетания, где способ связи –управление
2вариант-словосочетания, где способ связи - согласование
Русская архитектура, возводить храм, автор скульптуры, замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.
Какое словосочетание никто не выписал? Почему?
(сделать искусно- примыкание)
-Памятник - это символ гордости, славы.
Синтаксическая минутка.
Во всех уголках нашей страны есть свои памятники, языком искусства рассказывающие о подвигах на полях сражений и в мирном труде.(5)
-Кто бережёт памятники, тот бережёт память.
Вопрос: Являются ли слова памятник и память однокоренными?
(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он не был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.)
Слайд №1,№2,№3 Памятник В.И.Ленину
заочная экскурсия:
Памятка3.
Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.
-Как звали Ленина?
Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.
Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).
Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя (ударение) связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.
Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.
Устное описание памятника архитектуры родного села. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:(Можно сократить вопросы)
Где он расположен?
Когда он был создан? Предположите.
Что в нем особенного?.Какие впечатления он производит на смотрящего?
Слайд №4,№5,№6 Водонапорная башня
История возникновения памятника архитектуры (сообщение учащегося Снегирёва Алексея)
Памятка 4.
Задание: В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
А) Она находится около железнодорожного вокзала и
сохранена почти в первозданном виде.
Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.
В) В 1914 году это сооружение служило для подачи воды паровозам.
Г) А сегодня башня великолепно вписывается в комплекс железнодорожной станции Топчиха.
Д) Одной из достопримечательностей нашего села является водонапорная башня. Ответ: б), д), а), в), г).
Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения
Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями района и на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в крае не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.)
.Слайд 7. Памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
Отправляемся на поиск предложений. Найдите предложение,
соответствующее схеме (Схема с обратной стороны доски)
1)[– - =] устно прокомментируйте.
Слайд8. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС
Работа с речевыми конструкциями.
А) Составьте предложения с обращениями, побуждающие наших односельчан к каким - либо действиям, по отношению к памятникам архитектуры родного села. Определите вид этих предложений по цели высказывания. (Работа в парах)
Предметные результаты: определять вид предложения по цели высказывания, ставить запятые при одиночном обращении, ставить знаки препинания в конце предложения.
Слайд 9.
Слайд 10. Памятный знак воинам-танкистам
-Говоря о памятниках, конечно, не могу обойти вниманием танк т-64, установленный в Топчихе на площади Героя России Михаила Валерьевича Григоревского. Это тоже не государственный памятник, а установленный по инициативе и силами Центральной базы танкового резерва в с. Топчиха. Данный танк когда-то охранял мирное небо на самых крайних западных рубежах, то есть в городе Берлине Германской Демократической Республике, в составе Западной группы войск СССР.
На доске предложение А.С. Пушкина. Преобразуйте его в предложение с прямой речью и запишите в тетрадь.
“Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”. А.С. Пушкин
-Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая образованность от дикости?
Слайд11, 12 Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
Ученик с обратной стороны доски выполняет задание, а весь класс работает с вопросом.
Памятка 5.
Вопрос: На стеле стального цвета изображён … – символ победы нашего народа над фашизмом. Что это? (Орден Победы)
Слайд 13.
Пунктуационный практикум С обратной стороны доски написаны предложения Приложение

2.Ноч..ю ударил моро.., и цв..ты к утру замерзли.
Вопрос: Какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?
1) .
2) [– =], и [– = ]
Слайд14-16. Задание - Корректор.
Цель: предупреждение речевых и грамматических ошибок.
1.Плеоназм (употребление лишнего слова).
2.Тавтология (неоправданный повтор однокоренных слов).
3.Неправильное образование форм глаголов. Смешение форм времени и вида глагола.
Слайд 17-20. Аллея Славы.
Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды -
прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую -
по размерам -
шинель.
...А когда он упал -
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1969
Роберт Рождественский.
Слайд 21
А теперь Губина Катя расскажет о своём прадедушке, Герое Советского Союза, А.М. Губине.
Памятка 6.Задание: Выразительно прочитайте текст:Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.(Е.Осетров)Выполнить задания:- В каком предложении выражена основная мысль текста?- Как человек должен относиться к своей истории?
Итог.
– Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.
(Варианты вступлений.)
Работа над основной частью.
– О чем будем писать в основной части?
Работа над заключительной частью.
– О чем мы можем писать в заключении?
Образцы заключений.
– Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.
Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.
Учитель: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.
Памятка7.
Рефлексия.
Деятельность учителя
Предлагает продолжить фразы.
Деятельность ученика
Учащиеся продолжают предложения:
Сегодня я узнал(а)…
-Я научился(ась)…
-Мне захотелось…
- Я открыл(а) для себя ….
-У меня получилось…
-Теперь я могу…
Оценивание.
Памятка 8
Домашнее задание.
«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».
Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,
написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:
1.Тайны водонапорной башни.
2.Описание памятника красному пекарю Сизову Ф. на ул. Сизова.
3.Я стою около памятника…
4.Описание памятника В.И. Ленину на центральной площади.
5.Вечная память и слава павшим воинам.
6.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны
7. Описание памятника воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах
8.Пусть стоят памятники-обелиски всем героям! (Описание Аллеи Славы)
9.Описание памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
Памятка 9
Советы.
Чего нужно добиваться в сочинении?
1)Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;2) Точного подбора слова для выражения мыслей;3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;4) Выразительности и эмоциональности речи;5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.)
Портрет (кого? – Р. п.)
Приложение.
Задание: На месте пропусков вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите количество грамматических основ и начертите схемы.
1.Со..нце с..дилось и к..сыми лучами осв..щало в..рхушки д..ревьев аллеи Славы.
2.Ноч..ю ударил моро.. и цв..ты к утру замерзли.
Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

ФИО учителя: Райш Ольга Александровна

Село, школа: С. Топчиха, МБОУ Топчихинская СОШ №2

Предмет: русский язык, развитие речи

Класс : 8

Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию памятника архитектуры родного села.

Место урока в теме : обобщение, подготовка к написанию сочинения

Учебники: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков «Русский язык 8 класс» изд. «Просвещение» М. 2012

Цели урока.

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-описания памятника архитектуры.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление, закрепить употребление в речи архитектурных терминов

3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание любви к культурным ценностям родного села.

Формирование УУД:

Личностные:

Формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;

Применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

Сравнивать различные виды работ;

Анализировать результаты своей работы;

Изменять, творчески переделывать;

Поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

Анализировать собственную работу;

Находить ошибки, устанавливать их причину;

Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

Сравнивать и анализировать разные виды текста;

Создавать и редактировать собственные тексты;

Уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

Оборудование урока: раздаточный материал, проектор, компьютер.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

Технология развивающего обучения;

Личностно-ориентированного обучения.

Тип урока.

Интегрированный / урок развития речи/.

Эпиграф:

Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”. Аполлон Григорьев

Ход урока

Определение темы, целей.

А)Работа с эпиграфом.

Посмотрите внимательно на эпиграф к уроку:

Аполлон Григорьев, русский критик, поэт, сказал:

«Ничего не боялся я столько,

Как жить в городе без истории,

Преданий и памятников».

Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?

Б)-Определите, пожалуйста, тему урока.

Откройте тетрадь и запишите число, тему.

В)-Зная тему, поставим цели урока.

А помогут вам в этом речевые конструкции: (записаны на доске)

1)Приготовиться (к чему?)

2)Собрать (что?)

3)Развить (что?)

4) Обогатить (что?)

5)Анализировать (что?)

(Совместная формулировка целей урока)

Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать памятник. Как вы понимаете значение этого слова?

Памятка 1

1. ПАМЯТНИК | Толковый словарь Ожегова

А, м. 1. Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-

чего-н. (выдающейся личности, исторического события). П. Пуш-

кину. 2. Сохранившийся предмет культуры прошлого.Археологический п. Памятники письменности (древние рукописи) * Памятник природы – природный объект, охраняе-

мый государством (например, уникальное дерево, водопад, гейзер).

Беседа по вопросам: 1мин

1.Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение).
2. Что можно описывать?(природу, человека, действия, картину, помещение и др.)
3. Что мы с вами уже описывали? (местность, действия, картину)
Начнем с жанра. Мы можем выбрать с вами жанр классического описания, которое строится по строгому плану. Вспомним что такое описание (Описание – это смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов и явлений окружающего мира ; К тексту описание можно задать вопрос КАКОЙ? )

Какова структура любого описания (общее впечатление, детальное описание , личное отношение ). А если это памятник архитектуры? Конкрети зируем план.

Описание памятника архитектуры родного села. 1мин

На какие вопросы отвечать во вступлении? В основной части? В заключении? Дети читают план сочинения

Памятка 2

Вступление.

По какому поводу был воздвигнут памятник?

Краткие сведения об истории создания.

Основная часть.

Каков общий вид памятника?
– Как памятник вписывается в пространство местности?
Где он расположен?

Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку, сзади)?
– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
– Каковы особенности скульптурного изображения?

Заключение.

Что в нем особенного?

Чем привлекает?

Какие впечатления произвёл на вас памятник?

Нравится ли вам этот памятник?

- О чем заставил задуматься?

Словарная работа.

Видео-диктант. (Презентация «Архитектурные термины»)

    Арх и тектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий;

    О рнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов;

    Г о рельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема;

    Б а рельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема;

    М о нумент – большой памятник;

    Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

    П о стамент – возвышение, служащее основанием памятника;

    П ь едестал – подножие статуи;

    Ландша ф т – общий вид местности;

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

    Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

    Искусство –1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

    Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

Орфографическая работа , направленная на предупреждение орфографических ошибок.

Угадай-ка.

1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. (искусство) 1вариант-глагольное словосочетание и выполнить разбор

    умелый, хорошо знающий свое дело. (искусный)

2вариант-именное словосочетание и выполнить разбор

Конструирование предложений.

Устно составить предложения, используя данные слова: Искусство+ПГС

Искусный+СГС

Тест.

Задание: найдите слово, в котором пишется одна н

    Белокаме…ый

    Окруж…ый

    Изображе…ый

    Наклоне…ы

Лексическая работа.

Подберите синонимы к словам и запишите синонимические ряды:

1ряд -Скульптор - … (ваятель, зодчий, художник, автор, архитектор)

2 ряд -Возводить –… строить, сооружать.

3 ряд -Замысловатый –… сложный, затейливый, оригинальный.

Работа со словосочетаниями. (Они записаны на доске)

Прочитайте. Запишите их по вариантам:

1вариант- словосочетания, где способ связи –управление

2вариант-словосочетания, где способ связи - согласование

Русская архитектура, возводить храм, автор скульптуры , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, хранят тайны, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, сделать искусно, почувствовать атмосферу.

Какое словосочетание никто не выписал? Почему?

(сделать искусно- примыкание)

Памятник - это символ гордости, славы.

Синтаксическая минутка.

Во всех уголках нашей страны есть свои памятники, языком иску сс тва рассказывающие о подвигах на полях сражений и в мирном труде.(5)

Кто бережёт памятники, тот бережёт память.

Вопрос: Являются ли слова памятник и память однокоренными?

(Да, эти слова являются однокоренными. Каждый памятник, кому бы он не был посвящён, своего рода узелок на память в бесконечной нити нашей общей истории и культуры.)

Слайд №1,№2,№3 Памятник В.И.Ленину

заочная экскурсия:

Памятка3.

Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.

- Как звали Ленина?

Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку , сзади, т.е. обойти вокруг.

Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя (ударение) связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п.

Устное описание памятника архитектуры родного села.
Опирайтесь в его описании на следующие вопросы, используйте архитектурные термины:(Можно сократить вопросы)

    Где он расположен?

    Когда он был создан? Предположите.

    Что в нем особенного?
    .Какие впечатления он производит на смотрящего?

Слайд №4,№5,№6 Водонапорная башня

История возникновения памятника архитектуры (сообщение учащегося Снегирёва Алексея)

Памятка 4.

Задание : В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) Она находится около железнодорожного вокзала и

сохранена почти в первозданном виде.

Б) Наше время характеризуется пристальным вниманием к памятникам архитектуры.

В) В 1914 году это сооружение служило для подачи воды паровозам.

Г) А сегодня башня великолепно вписывается в комплекс железнодорожной станции Топчиха.

Д) Одной из достопримечательностей нашего села является водонапорная башня. Ответ: б), д), а), в), г).

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

Вопрос: Народные памятники. Что это значит? (Это значит, что задуманы, спроектированы и построены они самими жителями района и на деньги жителей района, при поддержке районной и сельской администраций. Таких памятников в крае не так уж много. У нас это памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах, а так же памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.)

. Слайд 7. Памятник воинам-землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах

Отправляемся на поиск предложений. Найдите предложение,

соответствующее схеме (Схема с обратной стороны доски)

1)[– - =] устно прокомментируйте.

Слайд8. Памятник ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС

Работа с речевыми конструкциями.

А) Составьте предложения с обращениями, побуждающие наших односельчан к каким - либо действиям, по отношению к памятникам архитектуры родного села. Определите вид этих предложений по цели высказывания. (Работа в парах)

Предметные результаты: определять вид предложения по цели высказывания, ставить запятые при одиночном обращении, ставить знаки препинания в конце предложения.

Слайд 9.

Слайд 10. Памятный знак воинам-танкистам

Говоря о памятниках, конечно, не могу обойти вниманием танк т-64, установленный в Топчихе на площади Героя России Михаила Валерьевича Григоревского. Это тоже не государственный памятник, а установленный по инициативе и силами Центральной базы танкового резерва в с. Топчиха. Данный танк когда-то охранял мирное небо на самых крайних западных рубежах, то есть в городе Берлине Германской Демократической Республике, в составе Западной группы войск СССР.

На доске предложение А.С. Пушкина. Преобразуйте его в предложение с прямой речью и запишите в тетрадь.

Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”.
А.С. Пушкин

Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая образованность от дикости?

Слайд11, 12 Мемориал воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Ученик с обратной стороны доски выполняет задание , а весь класс работает с вопросом.

Памятка 5.

Вопрос: На стеле стального цвета изображён … – символ победы нашего народа над фашизмом. Что это? (Орден Победы)

Слайд 13.

Пунктуационный практикум С обратной стороны доски написаны предложения Приложение

2.Ноч..ю ударил моро.., и цв..ты к утру замерзли.

Вопрос: Какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

1) .

2) [– =], и [– = ]

Слайд14-16. Задание - Корректор.

Цель: предупреждение речевых и грамматических ошибок.

1.Плеоназм (употребление лишнего слова).

Слайд 17-20. Аллея Славы.

Минутка поэзии. Стихотворение, посвящённое Аллее Славы

На Земле

безжалостно маленькой

жил да был человек маленький.

У него была служба маленькая.

И маленький очень портфель.

Получал он зарплату маленькую...

И однажды -

прекрасным утром -

постучалась к нему в окошко

небольшая,

казалось,

война...

Автомат ему выдали маленький.

Сапоги ему выдали маленькие.

Каску выдали маленькую

и маленькую -

по размерам -

шинель.

А когда он упал -

некрасиво, неправильно,

в атакующем крике вывернув рот,

то на всей земле

не хватило мрамора,

чтобы вырубить парня

в полный рост!

1969

Роберт Рождественский.

Слайд 21

А теперь Губина Катя расскажет о своём прадедушке, Герое Советского Союза, А.М. Губине.

Памятка 6.
Задание: Выразительно прочитайте текст:
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквях, думать о значении орнамента, высеченного на замшелом камне? Надо ли сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца? Надо. Человек не бабочка-однодневка, весело порхающая на солнце, не знающая, что будет завтра. В судьбе человека сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек – сын своего времени и своей страны, и чувство Родины тесно связано с чувством истории.
(Е.Осетров)
Выполнить задания:
- В каком предложении выражена основная мысль текста?
- Как человек должен относиться к своей истории?

Итог.

Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные варианты вступлений.

(Варианты вступлений.)

Работа над основной частью.

О чем будем писать в основной части?

Работа над заключительной частью.

О чем мы можем писать в заключении?

Образцы заключений.

Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом бережно хранит память о прошлом.
– Памятник …произвел на меня огромное впечатление.

Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения.

Учитель: Пройдут годы, и от нас с вами зависит, сможем ли мы не только рассказать, но и показать родную историю своим детям и внукам. Давайте же вместе сохранять, и приумножать памятники, что бы узелков на память не становилось меньше.

Памятка7.

Рефлексия.

Деятельность учителя

Предлагает продолжить фразы.

Деятельность ученика

Учащиеся продолжают предложения:

Сегодня я узнал(а)…

Я научился(ась)…

Мне захотелось…

Я открыл(а) для себя ….

У меня получилось…

Теперь я могу…

Оценивание.

Памятка 8

Домашнее задание.

«ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ МОЖНО СКАЗАТЬ И ЯЗЫКОМ ЛИТЕРАТУРЫ, И ЯЗЫКОМ АРХИТЕКТУРЫ».

Вам предстоит сделать сегодня описать памятник архитектуры,

написать сочинение-описание по одной из предложенных тем:

1.Тайны водонапорной башни.

2.Описание памятника красному пекарю Сизову Ф. на ул. Сизова.

3.Я стою около памятника…

4.Описание памятника В.И. Ленину на центральной площади.

5.Вечная память и слава павшим воинам.

6.Описание памятника воинам, павшим во время Великой Отечественной войны

7. Описание памятника воинам -землякам, погибшим в локальных войнах и конфликтах

8 .Пусть стоят памятники-обелиски всем героям! (Описание Аллеи Славы)

9.Описание памятника ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.

Памятка 9

Советы.

Чего нужно добиваться в сочинении?

1)Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
4) Выразительности и эмоциональности речи;
5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.

Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.)

Портрет (кого? – Р. п.)

Приложение.

Задание: На месте пропусков вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания, определите количество грамматических основ и начертите схемы.

1.Со..нце с..дилось и к..сыми лучами осв..щало в..рхушки д..ревьев аллеи Славы.

2.Ноч..ю ударил моро.. и цв..ты к утру замерзли.

Вопрос: какую роль выполняет союз И в 1 и во 2 предложении?

План - конспект урока по русскому языку в 8 классе.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПАМЯТНИКА (ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ)

Цель: пробудить интерес к изучению архитектурных памятников и дополнительных источников по литературе, истории и МХК.

Задачи:

Формирование мыслительных приемов работы учащихся по сравнительному анализу картин «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина.;

Развитие способностей составлять собственный текст на основе увиденного, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме, оценивать ответы товарищей;

Воспитание интереса к живописи и к искусству в целом.

Оборудование: мультимедийный проектор, изображения храма Покрова на Нерли, карточки

Тип урока: урок обучающий сочинению.

Вид урока: урок - экскурсия.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Эпиграф

Мы пришли с тобой и замерли

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова.

Что не камен, а из света весь,

Из любви, из молитв -

Вот и с вечностью сведались:

И возносит, и знобит.

Борис Чичибанин (1988г.)

Звон колоколов. Вступительное слово учителя.

Слайд 2.

Учитель: Что вы сейчас услышали?

А что означает звон колоколов?

Ребята, вы знаете какие-нибудь архитектурные исторические сооружения, может быть храмы, церкви, соборы и т.д. (ребята отвечают).

Почему вы запомнили именно их?

Посмотрите на доску, что вы видите?

Вам знакомы какие-нибудь из этих памятников архитектуры?

Вы не замечаете чего-нибудь необычного в расположении изображений на доске?

Как вы думаете, что общего у первой части изображений?

А почему я их повесила все вместе?

А вы знаете, как называется этот памятник архитектуры?

Это церковь или храм (его так тоже называют) Покрова на Нерли.

Как вы думаете, почему я ваше внимание обратила именно на этот храм?

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке?

Чтобы вы хотели узнать об этом памятнике архитектуры?

Сейчас я вам расскажу, почему такую всемирную известность и любовь снискала скромная и простая церковь Покрова на Нерли.

Но прежде, давайте откроем тетради и запишем сегодняшнее число и классная работа.

Когда пишут и говорят об этом храме, обычно приводят слова Игоря Грабаря (русский и советский художник, архитектор, реставратор и критик) : «ЦерковьПокрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Что сделало этот храм таким знаменитым? Его история? Или, Может быть, его удивительный гармоничный облик?

Церковь Покрова на Нерли - памятник становления и расцвета Владимирского княжества при Андрее Боголюбском. Этот удивительный человек задался целью создать новую столицу Руси, подобную Киеву, и не только Киеву, но и Константинополю и Иерусалиму. Всего за 7 лет было возведено множество прекрасных храмов во Владимире, построено Боголюбово и, как венец всему, сооружен храм Покрова на Нерли. Он был построен на расстоянии версты от Боголюбовского замка, при слиянии двух рек - Нерли и Клязьмы. (показать на карте) Устье Нерли - это своеобразные речные ворота Владимирской земли на оживленном торговом пути Нерли-Клязьма-Ока-Волга. Церковь Покрова возвышается над берегом старицы Клязьмы на округлом, поросшем травой и деревьями холме. Она будто вырастает из этого холма, и невольно восхищаешься, как удачно выбрано место для постройки храма. Но это только на первый взгляд кажется, что все так просто. На самом деле, храм хранит множество секретов - и строительных, и исторических.

Слайд 3.

Учитель: Что собственно известно об этом памятнике зодчества? Скупые летописные сведения о храме не сообщают ни даты, ни даже названия церкви: «И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный храм… и постави церкви две камены». Правда, еще в одной летописи упоминается все-таки то, что храм на Нерли в честь Покрова. Некоторые сведения есть в «Житии Андрея Боголюбского». Из него следует, что храм связан с победоносным походом владимирцев на болгар и с гибелью от ран княжича Изяслава Андреевича (сына Андрея Боголюбского) в 1165 году. Удивительны и строки строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 сезона, но «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», т.е. храм был возведен за один год.

Правда, есть мнение, что посвящение храма, построенного князем Андреем, могло быть связано и с другим праздником, установленным им после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса, Владимирской Богоматери и креста, находившихся в русском войске, начали исходить огненные лучи. Именно с этим победоносным походом, успех которого обеспечила икона Владимирской Божией Матери, «Житие Андрея Боголюбского» связывает строительство церкви Покрова.

Слайд 4.

Учитель: Церковное предание гласит, что однажды, во времена осады Константинополя, его жители всю ночь слезно молились в храме, посвященном Деве Марии, и просили заступления и помощи Богоматери. И во время этой всенародной молитвы блаженный Андрей, великий православный подвижник, увидел в храме Божию Матерь, простирающую над народом Свой Покров - Мафорий.

В ту же ночь осаждавшие бежали от города. Праздник Покрова всегда выражал и до сего времени выражает веру православных людей России в то, что Богоматерь имеет об Отечестве нашем особое попечение и покрывает его своей великой милостью.

Слайд 5.

Учитель: Вглядитесь в этот белокаменный храм. Поражает ли вас что-нибудь? (учащиеся отвечают). (Гармоничный белокаменный храм органично сливается с окружающим пейзажем, оставляет ощущение движения; полный покоя и поэзии луговой простор, вольный воздух, высокое небо, пышные травы, издалека манит белый наряд древней церкви посреди древесных крон, изящество форм, грация силуэта, резная декорация.) Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы и называют «белой лебедью русской архитектуры». А теперь давайте посмотрим на него поближе.

Слайд 6. (все надписи на слайдах записываем, т.к. они понадобятся при написании сочинения)

Учитель: Тип храма совершенно обычен того времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других храмов. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты.

Стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий: удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола.

Полуцилиндрические апсиды, такие грузные, так сильно выступающие в постройках Юрия Долгорукого, здесь словно утоплены в тело храма.

Аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки которого опираются на резные кронштейны, проходит по всем фасадам и под карнизом апсид. Выше аркатурно-колончатого пояса стены украшены рельефами.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются к верху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол.

Закомары центральных прясел трех фасадов украшены рельефами с изображением святого царя-псалмопевца Давида, сидящего на троне в окружении львов и птиц, внимающих ему и олицетворяющих земные и небесные стихии. Правой рукой Давид благословляет, а левой держит Псалтирь. Изображение Давида здесь не случайно - он был примером всесильного и умного правителя и считался покровителем Владимирского княжеского дома.

В боковых закоморах расположены резные грифоны с ланями в когтях. Но они не раздирают жертву, а словно прислушиваются к голосу Давида. Скорее, это символ защиты от зла.

Ниже над окнами установлены женские маски. Возможно, они напоминают о великом почитании святым князем Божией Матери, которое он принес и на Владимирскую землю. Таких масок на фасадах храма 21.

Еще ниже, возле окон центрального прясла над порталами, представлены лежащие львы - бдительные стражи храма, символизирующие защиту от злых и враждебных сил.

Под окнами проходит аркатурный пояс, колонки которого имеют пышные лиственные капители, а консоли представлены в виде объемных резных женских и звериных масок.

«Ритм архитектурных линий Покровской церкви можно уподобить ритму песнопений. Это как бы материализовавшаяся в камне лирическая песнь Недаром древние воспринимали художественный образ архитектурного сооружения как «гласы чудные от вещей», подобные гласу труб, славящих Бога и Его святых» (В.Плугин)

Фотогалерея с музыкальным сопровождением.

Слайды 7-13

Учитель: Сейчас вы увидите фотографии храма и услышите церковный хор. Подумайте: к чему стремились создавшие храм безвестные зодчие? (Зодчие стремились передать идею превосходства духовного над материальным).

Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю храма, разные версии его происхождения, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…)

Работа с картинами.

Слайд 13

Перед вами представлены две картины: «Церковь Покрова на Нерли» С.В. Герасимова и «Храм Покрова на Нерли» С.А. Баулина. Что изображено на картинах? (раздать 2 ученикам краткие сообщения о художниках, пока они готовят остальные ученики, поделенные на 2 группы, сравниваю эти две картины, выделяют, что общего в них, и чем они отличаются).

Перед вами лежит примерный план сочинения, посмотрите и скажите все ли компоненты данного плана мы разобрали. О чем мы еще не сказали? Конечно, о своих впечатлениях.

План сочинения - описания

1. Несколько слов о создателе картины/художнике/.

2. Передо мной картина…

а) краткая история создания храма…

б) описание храма…

3. Общее впечатление о картине…

!!! ПОМНИТЕ, что перед вами условная схема плана

Учимся писать заключение. Для чего написана эта картина? Какова идея картины?

Красота обыкновенной церкви является идеей (основной мыслью) этой картины. Художники нас учат видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас,радоваться жизни

Какое настроение вызывает картина?

Какое впечатление производит?

О впечатлении. Выберите эпитет:

Бодрое, великолепное, веселое, восхитительное,

дивное, доброе, прекрасное, прелес т ное, радос т ное, славное, хорошее, чудное, умиротворяющее.

Выделите главное из того, что вы увидели и услышали и на основе этого и на основе ваших впечатлений опишите Храм Покрова на Нерли.

Каким типом речи вы воспользуетесь? Возможно ли смешение типов речи?

Рефлексия. Перед вами лежат смайлики, возьмите тот, который выражает ваше впечатление и настроение от нашего сегодняшнего урока.

Домашнее задание. Написать сочинение. (слайд 14)

Урок развития речи. Описание памятника

архитектуры

Цель урока : совершенствовать навыки устной речи, расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, словарная работа, составление плана, беседа, конструирование предложений, устное сочинение.

Примечание : если позволяет время, следует выделить на эту тему два сдвоенных урока.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

Расскажите о порядке слов в предложении и его значении.

Каковы функции порядка слов в предложении?

Что такое логическое ударение?

Как связаны логическое ударение и интонация?

2. Упр. 105 - взаимопроверка; фонетический и морфологический разборы - на доске (4 человека); в это время устные задания и разбор слова по составу - «по цепочке».

3. Словарный диктант (по упр. 107).

II. Слово учителя

Тему урока развития речи вы можете угадать по содержанию второй части упр. 107: описание памятника архитектуры. Мы уже делали подобную работу: вспомните описание картины Мешкова, описание Триумфальной арки. Сегодня почитаем о некоторых достопримечательностях нашей страны и подготовимся к описанию памятника архитектуры нашего города, нашего края.

III. Работа с учебником

1. Самостоятельная работа по упр. 108 и 109 (по вариантам).

2. Выразительное чтение текстов упражнений, ответы на вопросы, составление плана.

3. Словарная работа. Записать в тетради слова в рамках: постамент, пьедестал, достопримечательность, искусство, искусный.

I V . Устное описание картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» (задания упр. 110).

Вариант выполнения задания

Смысл названия картины Б. В. Щербакова «Русь подмосковная» в соединении исторического имени нашей страны с определением, которое обозначает самое сердце Руси. На картине типично русский пейзаж - неброский, неяркий, спокойный, дышащий умиротворением: чуть холмистый рельеф, тихая речка, куртины деревьев, лес, деревенька с церковью. Древнее название «Русь» подчеркивает неизменность, вечность, постоянство характера пейзажа, характера самой русской земли. Этот смысл усиливается инверсией (обратным порядком слов).

V . Описание памятника архитектуры

1. Работа с упр. 111: выразительное чтение, составление плана, определение стиля и типа речи текста.

Примерный план:

1. В память о взятии Казани.

2. Невиданное сооружение.

3. Воплощение народных представлений о красоте архитектуры.

4. Судьба зодчих Бармы и Постника.

Стиль текста - публицистический, тип речи - описание с элементами повествования. Тип связи предложений в последнем абзаце - цепной.

2. Выразительное чтение фрагмента стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (читает учитель или заранее подготовленный ученик).

3. Сравнение поэтического текста с описанием храма (упр. 111).

4. Устное сообщение-рассказ о храме Василия Блаженного.

Вариант сообщения

Храм Василия Блаженного находится в самом центре нашей столицы. Это одно из сооружений, ограничивающих пространство Красной площади. Храм поражает своей необычностью, оригинальностью. Он похож на яркую гигантскую игрушку, собранную из разных частей чьими-то талантливыми руками.

А создали храм русские зодчие Барма и Постник, поплатившиеся за это гениальное произведение своим зрением. По легенде, царь Иван Грозный велел ослепить зодчих, чтобы они не смогли построить что-нибудь подобное. Храм остался уникальным сооружением, которым любуются люди уже в течение четырех с половиной веков.

Храм-памятник начал строиться в 1554 году в ознаменование великой победы: русское войско штурмом взяло Казань. Каменный собор Покрова теперь известен как храм Василия Блаженного, по имени юродивого, похороненного у стен собора.

Восемь столпов храма окружают девятый. Каждый купол оригинален, неповторим. Центральный храм венчает шатер. Это поистине сказочно красивое здание, изумляющее своей нарядностью, неожиданностью замысла.

Домашнее задание. Описание памятника архитектуры города (упр. 114).