Трубы

Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся иванилова светлана ивановна. Образовательная среда как фактор социализации личности подростка Анализ путей совершенствования образовательной среды начальной школы как фактора развития учащ

Образовательная среда начальной школы как фактор развития учащихся иванилова светлана ивановна. Образовательная среда как фактор социализации личности подростка Анализ путей совершенствования образовательной среды начальной школы как фактора развития учащ

Общая характеристика понятия "образовательная среда"

Термин "образовательная среда" прочно вошел в обиход российских психологов в конце XX в. под влиянием идей экологической психологии. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или университетов. Уже само понятие образовательная среда подчеркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал еще Л. С. Выгодский, отмечавший важную роль окружающей ребенка социальной среды (термина "образовательная среда" тогда еще не использовали). По его утверждению: "...социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребенком, или источником социального развития ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм" .

С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого нс могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

Наблюдавшийся в начале 1990-х гг. всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности, связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С. Д. Дерябо, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.). Естественно, что у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия "образовательная среда", в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие "образовательная среда", большинство специалистов подчеркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально-психологических особенностей ребенка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Исходным основанием для понимания смысла термина "образовательная среда" служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте "человек – окружающая среда". Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся интересов и способностей.

  • Выгодский Л. С. Детская психология // Собрание сочинений: в 6 т. / под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984. Т. 4. С. 265.

А.Н. Панова

Нижегородский государственный лингвистический университет им Н.А. Добролюбова, Россия.

[email protected]
Для того чтобы понять, как развивается творческий потенциал личности студента, нужно учитывать особенности развивающей среды в широком смысле этого слова.

В материалах научно-исследовательских конференций за последние десятилетия встречаются такие термины, как «информационная среда», «образовательная среда», «среда обучения», «информационно-образовательная среда», «информационная среда обучения». Все термины относятся к разным аспектам среды и педагогики. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Так, например, с философской точки зрения среда – «внешнее по отношению к системе пространство, во взаимодействии с которым в открытых системах осуществляются процессы диссипации и самоорганизации» .

В социологии среда – (англ. environment; нем. Umurilt / Milieu) понимается как «совокупность явлений, процессов и условий, оказывающих влияние на изучаемый объект» .

В словаре педагогических терминов встречается следующая интерпретация данного понятия: среда – «окружающее человека социальное пространство (в целом – как макросреда, в конкретном смысле – как непосредственное социальное окружение, как микросреда); зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия» .

Понятие «среда» очень близко соотносится с понятием «пространство», но они не являются синонимами. Говоря о пространстве, исследователи имеют в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на человека. Самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. В Большом советском энциклопедическом словаре пространство определено как «форма сосуществования материальных объектов и процессов, характеризующая структурность и протяжённость материальных систем» .

Говоря об образовательном пространстве, мы имеем в виду набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии пространства не подразумевается включенность в него человека. Пространство может существовать и независимо от него.

Понятие «среда» также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека, но в этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

Существуют различные модификации образовательных сред: например, виртуальные образовательные среды, учебные среды, «информационно-образовательная среда». Последняя определяется как педагогическая система, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально-развитой социально-значимой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений и навыков .

Образовательная среда – понятие более узкое, чем образовательное пространство, которое чаще понимается как совокупность условий и обстоятельств, необходимых для образования.

Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б.Орлов, В.И. Панов, А.В.Петровский, В.В.Рубцов, И.М. Улановская, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А.Бандура, К.Левин, К. Роджерс и др.). Философские аспекты понятия «образовательная среда», приемы и технологии ее проектирования изучались коллективом ученых Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б.Крылова, М.М.Князева и др.). Уделялось внимание данному вопросу и в трудах основоположников систем развивающего обучения. В.В. Давыдов, например, ввел в образовательную практику понятие «Школа взросления».

В педагогике существует множество подходов к раскрытию понятия «образовательная среда». Всплеск интереса к этой проблеме наблюдается с начала 90-х годов ХХ века. Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении данного понятия, в понимании ее структуры, функций, в отношении к методам ее проектирования. Кроме того, нет единого взгляда на содержание категории среда, что затрудняет исследования по созданию образовательных сред; полное противостояние между точками зрения также отсутствует, каждая из них в чём-то согласуется с остальными (что говорит о возможности выработки единой позиции).

Интересно рассмотреть данное утверждение на примерах. В понимании В.В. Рубцова, «образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется: а) взаимодействием ребенка с взрослыми и детьми; б) процессами взаимопонимания, коммуникации, рефлексии; в) историко-культурным компонентом».. Большой вклад в изучение понятий «среда человека» и «образовательная среда» внес В.Я. Ясвин. По его мнению, «образовательная среда – то система влияний и условий формирования личности, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». Его теория кажется наиболее доказательной, поскольку затрагивают саму среду, ее влияние на человека и воздействие человека на среду. Ясвин полагает, что чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: «Человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие». (Введение к Стокгольмской декларации, принятой на Конференции объединенных Наций в 1972 году) .

Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, можно сделать вывод, что среда становится образовательной, когда она представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и особых психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Следует отметить, что понятие образовательной среды тесно связано с понятием социальной экологии. В последние десятилетия по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией сложилась специальная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются «специфические связи между человеком и его средой» . По мнению югославского ученого Д. Марковича, социальная экология есть составная часть «экологии человека», изучающей «влияние среды на человека и человека на среду…» . Под влиянием социальной экологии возникла другая наука – экологическая психология, которая ставит своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. В настоящее время это направление интенсивно разрабатывается в российской психологии (С.Д. Дерябо, В.И. Панов и др.). С утверждением идей экологической психологии связано появление и повсеместное использование понятия «образовательная среда».

Сформулируем типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым :

Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.


  1. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

  2. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

  3. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, и формирует разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

  4. В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.

  5. Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

  6. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

  7. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.
Выявленные Г.Ю.Беляевым характеристики наиболее емко и полно отражают представление об образовательной среде, и могут являться базой для проведения дальнейшего исследования. Среди них наиболее важны следующие моменты: образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений и наоборот; образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания; образовательная среда образует часть индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни. Таким образом, качественно организованная среда позволяет учащемуся получать хорошее образование, представляя ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории.

Одним из важнейших вопросов, который возникает при рассмотрении феномена «образовательной среды», является вопрос о ее психологической безопасности. Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение ее уровня способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, преподавателей, родителей.

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, и оно связано не только с деятельностью специальных социальных институтов. Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов.

Таким образом, образовательная среда представляет собой многомерное пространство, которое должно быть адекватно современным потребностям общества и соответствовать тенденциям развития культуры, экономики, производства и технологий. Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование различных методов, приемов и инноваций учеными разных стран, что способствует развитию сферы образования в целом и является проявлением тенденции к интеграции образовательных процессов в разных странах в мировое образовательное пространство.

Литература:


  1. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений /Г.Ю. Беляев: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 2000, 157 c., РГБ ОД, 61:00-13/861-6

  2. Дерябо С.Д. Диагностика эффективности образовательной среды /С.Д. Дерябо. – М.,1997

  3. Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997 г.

  4. Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // Новые знания. – 2001. – № 1

  5. Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с

  6. Назаров, С.А. Педагогическое моделирование личностно-развивающей информационно-образовательной среды вуза / С.А. Назаров //Научная мысль Кавказа. – 2006. Спецвыпуск № 2. – С.69-71

  7. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. Психологов. – Вып.1. –М., 1995

  8. Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие /Л.А. Регуш, А.В. Орлова. – СПб.: Питер, 2010. – 416с.

  9. Савенков, А. Школьный психолог / А. Савенков. –2008. – № 19

  10. Словарь социологических терминов:

  11. http :// mirslovarei . com / content _ soc / SREDA -2660. html

  12. Советский энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. А.М. Прохоров // Советская энциклопедия. – 4-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.

  13. Талызина, Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. /Н.Ф. Талызина и др. – Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987.

  14. Терминологический словарь по педагогике: http://www.nlr.ru/cat/edict/PDict/

  15. Философский энциклопедический словарь: Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. – 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989, – 815 с.

  16. Харламов, И.Ф. Педагогика /И.Ф. Харламов. – М.: Высшая школа,1999.

  17. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию /В.А. Ясвин. – М.:Смысл,2001. – 365 с.

Образовательная среда как фактор развития личности

ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

Принципы формирования образовательной среды:

  • деятельность-образование-личность;
  • открытость, целостность, системность, взаимосвязь;

и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;

  • избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
  • функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
  • самоидентификация личности;

Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

  • общешкольное оснащение
  • оснащение предметных кабинетов
  • оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.

Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.

Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей

  1. Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
  2. Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
  3. Игровая комната.

Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами

Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Н аборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,

Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.

Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.

Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования

1

В 1990-е г. XX в., в нашей стране произошла модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и формирование. Развитие системы высшего профессионального образования Российской Федерации детерминировано мировыми тенденциями глобализации. Статья посвящена философскому осмыслению образовательной среды в современном обществе, которые вносят новые формы диалога и общения в социум и все его сферы, в том числе и в образование. Показано, что образование в XXI веке должно развиваться по такой модели, которой свойственны синергетические, диалогические и коммуникативные аспекты. Главное достоинство такого подхода - открытость для диалога и возможность самоорганизации.

модернизация

глобализация

социальная деятельность

образование

1. Алексеев Н., Семенов И., Швырёв В. Философия образования // Высшее образование в России. 2007. №3.

2. Бестаева И.М. Правовые аспекты формирования образовательного права как самостоятельной правовой отрасли России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. № 4. 2011.

3. Дащинская З.П. Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности общеобразовательных учреждений. М., 2004.

4. Катилина М.И. Школьная образовательная среда как условие развития и социализации личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3.

5. Крашнева О.Е. Образование в системе педагогических и социально-философских идей // Теория и практика общественного развития. № 2. 2005.

6. Сафронов И.П. Формирование экологической культуры учителя. М.: 1991.

7. Тюплина И.А. Статус парадигмы в концепции образования. Магнитогорск, 2009.

Формирование системы образования обусловливается требованиями, предъявляемыми к нему государством. Основным ресурсом любого государства, как известно, являются люди. В этой связи выделяются два противоположных подхода к анализу природы человека - социологический и антропологический. Например, социологический подход исходит из понимания того, что человек есть только отражение общественных отношений, антропологический подход позволяет говорить об индивидуальной жизни человека как его собственном выборе. При решении данного вопроса можно придерживается социо-антропологического подхода к формированию личности, так как общество влияет на формирование человека, с одной стороны, а с другой - общество состоит из индивидов, которые развивают само общество .

Поэтому необходимо обратить внимание на то, что человек - существо деятельное, а главное - способен сам выбирать способы своей деятельности, которые зависят от уровня усвоения им норм, культуры и знаний, которыми располагает общество . Социокультурные закономерности, проходящие через все этапы исторического развития общества, формируют определенный тип социальных отношений и определенный тип человека. Очевидным является факт, что когда общество изменяется, то меняется и роль человека в этом обществе.

Выявление особенностей исторического, экономического и политического развития России, тормозящих формирование гражданского общества, позволило говорить о необходимости создания собственной модели развития и построения общества, отличной от известных классических моделей.

В процессе становления нового общества ведущая роль должна принадлежать человеку. Решение проблемы формирования взаимоотношений «человек-общество» в новых исторических условиях предлагается рассматривать через призму формирования личности, способной сохранить все ценности, исторически выработанные человеческим обществом, и, вместе с тем, развивать эти ценности далее.

В этой связи можно придерживаться социо-антропологического подхода к формированию личности, так как общество влияет на формирование человека, с одной стороны, а с другой - оно состоит из индивидов, которые развивают само общество.

Наряду с требованием формирования нового типа личности, ее социализации отмечается резкое снижение влияния на этот процесс основных социальных институтов. Возобновление ведущей роли этих институтов потребует много времени. Поэтому для государства и общества образование является тем институтом, который может направленно участвовать в процессе социализации личности, обеспечивать передачу традиций и ценностей общества подрастающему поколению и, в тоже время, контролировать этот процесс.

Человек, имеющий достойное образование, позволяющее ему занять свое место в мире, обеспечить необходимый уровень заработка, заработать достаточно средств, обеспечить достойную жизнь для своей семьи, и является базисом, на котором стоит любое государство. При изучении проблем человека в любой сфере, в том числе и образовании, особое внимание уделяется формированию личности. Философия понимает личность как носителя сознания, как осознанное выражение определенного отношения человека к миру, его позиции в окружающем мире.

Как самостоятельная сфера социальной деятельности образование занимает одно из наиболее значимых мест в жизни общества, обеспечивая передачу от поколения к поколению научных знаний и системы социальных норм, создавая необходимые условия для социализации личности, ее обучения, образования и развития. Именно образование в условиях повышения значения человеческого фактора в социальном развитии становится тем базисом, на основе которого улучшается качество экономических, социальных и духовных отношений в обществе.

Международной стандартной классификацией образования под образованием понимается все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей . Современная общественность все больше осознает, что разрешение проблем образования находится в зависимости от общефилософского подхода к осмыслению человека. Общефилософское понимание сущности образования через призму становления личности, постепенная эволюционная, а не революционная, переориентация системы образования на новые ценности, приоритет среди которых принадлежит личностным образовательным ценностям, может способствовать разрешению кризиса образования и его эффективной модернизации.

В нынешних обстоятельствах проблема о том, в интересах какого социального феномена - общества, государства или личности - должен строиться процесс образования, ярко выразил всю глубину реального процесса образования. В такого рода условиях все больше ставится вопрос не только о новой структуре и содержании, но и о новой философской концепции образования.

Представители разных философских течений по-разному трактуют сущность и задачи образования, стараются проанализировать, выявить значимость и возможности образования в формировании личности.

На основе анализа многочисленных подходов отечественных и зарубежных исследователей философских проблем образования выделяются следующие основные подходы к пониманию статуса и задач философии образования :

1. Философия образования как сфера философского знания, использующая общефилософские подходы и идеи для анализа роли и основных закономерностей развития образования.

2. Философский анализ образования, понимаемого в качестве матрицы воспроизводства общества (социальности, социальной структуры, систем социального взаимодействия, социально-наследуемых кодов поведения и т. д.).

3. Философия образования как философская метафизика, более широкая область философского знания по сравнению с социальной философией и философской антропологией.

4. Позитивистское понимание роли философии образования как прикладного знания, ориентированного на исследование структуры и статуса педагогической теории, соотношение ценностей и дескриптивной педагогики, анализ её задач, методов и социальных результатов.

5. Философия образования - не философия и не наука, а особая сфера обсуждения предельных оснований педагогической деятельности, обсуждения педагогического опыта и проектирования путей построения нового здания педагогики.

Из всего ниже перечисленного можно сделать выводы, что основными мировыми тенденциями развития философии образования являются следующие: смена социокультурных парадигм образования, связанных с кризисом классической модели и системы образования, разработка педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке; создание экспериментальных и альтернативных школ; демократизация образования, создание системы непрерывного образования, гуманизация, гуманитаризация, компьютеризация образования, свободный выбор программ обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и ВУЗов школьного сообщества.

Также установлено, что тенденции развития современного образования и определяют основные задачи философии образования. Осмысление кризиса образования, кризиса его традиционных форм, исчерпанности основной педагогической парадигмы; осмысление путей и способов разрешения данного кризиса. Философия образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культуре, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности.

Следовательно, философия образования - это ответ на кризис образования, кризис традиционных научных форм его осмысления и умственного обеспечения, исчерпанность основной педагогической парадигмы . Идеология образования обсуждает предельные основания образования и педагогики: место и смысл образования в культурной жизни, понимание человека и идеала образованности, смысл и особенности педагогической деятельности и т. п.

Российские философы предоставляют разноплановую оценку современному образованию. Одни утверждают, что в настоящее время классическая модель образования фактически исчерпала себя, и делают предложения искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для современной школы, другие считают, что трудно разрушить классическую парадигму образования. В связи с этим становится особенно важной одна из задач современной философии образования - прогностическое целеполагание, происходящее из реальной ситуации, оценки перспектив, их сочетания с вызовами времени, состоянием культуры, одним словом, духом эпохи.

Если рассматривать философию образования равно как максимально обширную рефлексию над образованием и педагогикой, то в таком случае появляется проблема: какие наиболее определенные дисциплины или науки должны быть построены, чтобы обеспечить нормальное функционирование и развитие педагогики и образования. Например, и в каком виде находится педагогическая наука, может ли психология по-прежнему претендовать на роль главной науки в педагогике, сохранит ли дидактика свое былое значение? Поэтому необходимо определить, какие новые дисциплины и науки должны находиться под влиянием философского образования.

В настоящее время нет единой педагогической практики, наоборот, складываются различные, значительно отличающиеся виды педагогических практик (классическое обучение, новое гуманитарное образование, религиозное, эзотерическое и др.). Помимо этого, происходит трансформация, переворот существующих отношений. К примеру, в России целесообразно расценивать, по меньшей мере, три основных направления в сфере образования. Во-первых, мировую тенденцию к смене основной парадигмы образования: кризис классической модели и системы образования, разработка новых педагогических фундаментальных идей в философии и социологии образования, в гуманитарной науке, создание экспериментальных и альтернативных школ. Во-вторых, отечественное движение нашей школы и образования в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, установление взаимосвязи с основными субъектами культуры, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования, свободный выбор программы обучения и образования, создание на основе самостоятельности школ и ВУЗов. Третья тенденция, о которой также нельзя забывать, восстановление и дальнейшее развитие традиций русской школы и образования.

В этой связи можно определить, какие же приоритеты должны быть сегодня в образовании. И здесь исходными ценностями должны быть формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием. Именно «дефицит» такой личности является первопричиной всех проблем в образовании. Передача подрастающему поколению накопленного опыта культуры - «рамочное» условие любой системы воспитания и образования - должна осуществляться и строиться таким образом, чтобы обязательно способствовать решению именно этой задачи .

Следовательно, необходимо способствовать развитию активной личностной позиции в работе со знанием и в знании, умению конструктивно действовать в возникающих здесь проблемных ситуациях, приобщаясь в совместной деятельности в учебном коллективе, которая приводилась в реальном процессе научного познания к формированию соответствующих знаний .

Таким образом, необходимость переосмысления целей и задач современного образования вызвана изменением его исторической, социокультурной и мировоззренческой роли в XXI веке в России и мире. Так как, данное явление находится в русле мировых интеграционных процессов. Российское образование становится частью образовательного пространства Европы, что еще больше указывает на необходимость пересмотра ценностных и качественных ориентиров отечественного образования, в соответствии с которыми, законы могут быть изменены в течение краткосрочного времени, а неофициальные нормы меняются постепенно, и именно они создают легитимную основу для действия реформ, определяя ее динамику.

Рецензенты:

Медведев Н.П., д.филос.н., профессор, профессор кафедры философских и социально-гуманитарных дисциплин ННОУ ВПО Института Дружбы народов Кавказа, г. Ставрополь;

Аксюмов Б.В., д.филос.н., доцент, профессор Северо-кавказского федерального университета, г. Ставрополь.

Библиографическая ссылка

Ледович С.А., Алиева А.В., Марычев В.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18259 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Анализ понятия «образовательная среда»

Термин «образовательная среда» прочно вошёл в обиход в конце ХХ века . В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов . Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов.

Наблюдавшийся в конце ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов , определяющих обучение и развитие личности . При этом авторы дают различные трактовки определения понятия «образовательная среда», понимании её структуры, функций, отношения к методам её проектирования и экспертизы.

Так, по мнению И.Г. Шендрика , образование как единство процесса и результата движения субъекта к прообразу, содержащемуся в культуре, можно рассматривать как освоение им образовательной среды и расширение тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырёх понятий: образовательная среда, положение, место и пространство. Образовательная среда представляет собой совокупность прообразов, которые необходимы культуре для её осуществления и развития.

Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т.е. обладает образовательным потенциалом. Образовательная среда определяется как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования. Среда задаёт пределы существования субъекта . Культурная среда, в которой оказывается после рождения человек, несёт в себе определённые способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой. Образование целенаправленно влияет на положение человека в культурной среде. Она воздействует на образуемого или/и он окружающую его среду .

Образовательная среда предстаёт как система культурных фактов, которая изобретается человеком. Формирующее воздействие образовательной среды на человека, осуществляется непосредстве нно через его образовательное окружение , в котором, прежде всего, необходимо выделить содержание и практику образования . Адекватность образовательного окружения в образовательной среде (современной культуре) является определяющим фактором востребованности образования обществом. Образовательный процесс предстаёт как процесс осмысления значения культурных фактов образовательной среды и превращения её тем самым в образовательное пространство. Образование есть не что иное , как процесс и результат освоения и созидания субъектом культурно приемлемых способов разрешения им проблем своего существования в некоторой среде, социуме, т.е. своего существования прежде всего как личности .

В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе».

Образовательная среда – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу, который всегда носит социально обусловленный характер .

Для проектирования образовательной среды важно выявить её компоненты. Для этого необходимо проанализировать существующие модели образовательной среды.

Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды разработана коллективом авторов под руководством В.В. Рубцова. В ней выделены следующие структурные компоненты образовательной среды: внутренняя направленность школы, психологический климат, социально-психологическая структура коллектива, психологическая организация передачи знаний, психологические характеристики учащихся и т.д .

Антрополого-психологическая модель образовательной среды предложена В.И. Слободчиковым . В качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал ) и структурированность (способ ее организации ). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие , разнообразие и вариативность .

Психодидактическая модель образовательной среды школы предложена В.П. Лебедевой, В.А. Орловым, В.А. Ясвиным и др. Авторы, исходя из концепции личностно-ориентированного образования, подчеркивают все возрастающую в современных условиях роль дифференциации и индивидуализации образования, однако понимают эту роль несколько иначе, чем это было принято традиционно. Авторы предлагают ориентировать образование на признание за школьником приоритета его индивидуальности, в то время как при традиционном обучении школьник становился личностью в результате специальной организации обучения и воспитания, при целенаправленных педагогических воздействиях.

По мнению Г.А. Ковалёва в сферу структурного психологического анализа образовательной среды, направленного на выделение разнокачественных её составляющих, чаще всего попадают три взаимосвязанных фактора:

    физическое окружение (архитектура школьного здания, степень открытости-закрытости конструкций внутришкольного дизайна, размер и пространственная структура классных и других помещений, легкость их пространственной трансформации при возникшей необходимости, возможность и широта пространственных перемещений в них учащихся и т. п.);

    человеческие факторы (степень скученности учащихся и его влияние на социальное поведение, личностные особенности и успеваемость учащихся, изменение персонального и межличностного пространства в зависимости от условий конкретной школьной организации, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности учащихся и учителей и т. п.);

    программа обучения (структура деятельности учащихся, стиль преподавания и характер контроля, кооперативные или же конкурентные формы обучения, содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость) и т.п.).

Типологическими признаками образовательной среды являются:

    Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы.

    Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

    Образовательная среда существует как определённая социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

    Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

    В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причём вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания, образовательного процесса.

    Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения воспитания.

    Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонентов, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

    Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

К параметрам экспертизы образовательной среды относятся её:

    модальность, как качественно-содержательную характеристику среды, даваемую с разработанной им типологической точки зрения;

    широта, как структурно-содержательную характеристику среды, показывающую, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду;

    интенсивность, как структурно-динамическую характеристику, показывающую степень насыщения образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления;

    осознаваемость, как показатель сознательной включённости в образовательную среду всех субъектов педагогического процесса;

    обобщенность, как показатель степени координации всех субъектов данной образовательной среды;

    эмоциональность, как показатель соотношения эмоционального и рационального компонента в образовательной среде;

    доминантность, как показатель значимости данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса;

    когерентность, (согласованность) как показатель степени согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания;

    социальная активность, как показатель социально ориентированного созидательного потенциала в экспансии данной образовательной среды в среду обитания;

    мобильность, как показатель способности образовательной среды к органичным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания;

    устойчивость, как показатель стабильности образовательной среды во времени.

Функции образовательной среды (По А.И. Артюхиной ):

1- интегративная, основывается на предпосылках -

а) человеческий организм реагирует не столько на окружающие обстоятельства как таковые (ситуацию), сколько на когнитивные представления о них,

б) эти когнитивные представления функционально связаны с процессами и параметрами научения,

в) большинство человеческих знаний когнитивно опосредованы,

г) мысли, чувства и формы поведения каузально взаимосвязаны, что "обеспечивает целостность отражения разносторонних проявлений бытия, обусловленных целостностью человеческой личности и замкнутости процесса обучения на личность обучаемого";

2 - адаптивная, обеспечивает условия полноценного вхождения субъекта в образовательный процесс, нивелируя проявления нормативных и прочих кризисов, способствуя усвоению норм и ценностей образовательной среды, а также преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности;

3 - социокультурная, которая характеризует передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, ориентацию на ценностно-смысловое вхождение человека в культуру.

4- функция профессионально-личностного развития имманентна для образовательной среды особого типа – личностно развивающей, преподавание в которой основано на гуманитарно-личностной парадигме. Критерии, позволяющие охарактеризовать образовательную среду медицинского вуза как личностно-развивающую, то есть как среду профессионально-личностного развития и саморазвития:

В настоящее время, как в науке, так и на практике встречаются разные толкования понятий «образовательное пространство» и «образовательная среда». Как правило «образовательное пространство» рассматривают в контексте развития образовательных систем региона, города и т.п. Т.е. связывают географически систему образования (дошкольного, общего, профессионального и т.д.) и место, где она функционирует.

По мнению Козырева В.А. самое общее представление о пространстве связано с порядком расположения (взаимным расположением) одновременно сосуществующих объектов. Под образовательным пространством понимается набор определенным образом связанных между собой условий, которые могут оказывать влияние на образование человека. При этом по смыслу в самом понятии образовательного пространства не подразумевается включенность в него обучающегося. Образовательное пространство может существовать и независимо от обучающегося.

Понятие "образовательная среда" также отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих образование человека. В этом случае предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае обучающимся).

А.А. Цукер под образовательным пространством понимает место для совершения человеком образовательного движения. Место, в котором человек может двигаться или продвигаться по поводу собственного образования , т.е. генеральное условие любого образования. При этом главный принцип выделения или порождения того или иного пространства является ограничение определенной территории с одновременным обозначением некоторого однородного и равномерно распределенного внутри проведенных границ качества, наличие которого как раз и будет отличать данное пространство от всего остального.

Фомина Т.А. }