Ванная комната

Интересные истории связанные с календарем. Интересные факты о летоисчислении в разных странах

Интересные истории связанные с календарем. Интересные факты о летоисчислении в разных странах

. В мусульманских странах имеет хождение лунный календарь, абсолютно не совпадающий с тем, к которому привыкли жители христианских государств. Более того, сама степень их различий колеблется в зависимости от текущего года и даже месяца. Расчет соответствия между ними чрезвычайно сложен. Но теперь в любой персональный компьютер изначально закладывают программу соответствия. Таким образом, пользователи могут легко переходить с одного календаря на другой.
. Создание календаря было делом сложным для каждого из народов. Большинство пытались связать его сетку с движением небесных тел, но поскольку лунный и солнечный циклы не совпадают, возникали проблемы. Для устранения неразберихи главам государств приходилось проводить календарные реформы. Так были вынуждены поступить римский император Гай Юлий Цезарь, его племянник император Август, римский папа Григорий XIII. Каждый раз летоисчисление начиналось по-новому: прежний цикл сдвигался.
. В России наиболее известна реформа Петра I. Но она была не единственной. Первоначально гражданский год у нас начинался 1 марта, религиозный — 1 сентября. Позднее приход Нового года стали отмечать в первый день осени. Через два века Петр I перенес дату на 1 января, решив сравнять отечественное летоисчисление с европейским. Так 1 января 7208 года от сотворения мира превратилось в 1 января 1700 года от Рождества Христова, поэтому последний дореформенный год (1699-й) был для России самым коротким: он продлился лишь четыре месяца — с сентября по декабрь.
. Древние римляне считали началом года первое весеннее новолуние. Весь год они делили на де сять месяцев, или 304 дня. Названия имели лишь первые четыре месяца: март, май, июнь — от имен богов, а апрель — от латинского слова «раскрывать». Остальные носили числовые обозначения. Дни, оставшиеся до весны, римляне не делили на месяцы и всю зиму жили «в безвремении» до начала следующего года.
. Появление первого в нашей стране печатного календаря связывают с именем Якова Брюса, ученого и военного деятеля. Его считали алхимиком ■ и колдуном. Именно под наблюдением этой исторической личности и был выпущен первый календарь, который по сей день называют «Брюсовым». Он представлял собой сложнейшие чертежи, и сегодня разобраться в них сможет не всякий специалист. «Брюсов календарь» был астрологическим, выдержанным в строгих научных канонах.
Календари в России XVIII — XIX веков представляли собой толстые книги, в которых можно было найти любую информацию: о святых, праздниках, полевых работах. Фактически они являлись одновременно своеобразной энциклопедией и литературным альманахом. Поэтому не стоит удивляться, встретив в литературном произведении фразу о том, что семья на ночь читала вслух календарь. Еще два века назад карманным календарем называли соответствующего формата книжки для кратких заметок, в которых календарь был лишь подсобным инструментом. Фактически это был современный еженедельник в миниатюре. Привычный нам карманный календарь назывался табель-календарем. Поначалу это были большие конструкции, затем они постепенно уменьшились. Красочно оформленные, они предназначались в основном для женщин и были украшены цветами, ангелочками и романтическими картинками. Как и в других текстах, в календарях встречаются ошибки. Самый редкий казус произошел с серией календарей Тимирязевской академии: в них все месяцы года содержали по 31 дню. Гораздо чаще, как это ни странно, в календарях отсутствует 1 января. К числу не менее распространенных ошибок относится путаница с днем 29 февраля: неразбериха возникает каждые четыре года. Так, в 1975 году Совэкспортфильм утвердил заказ на серию из 36 календарей на 1976 год, в которых злополучный день отсутствовал. Когда часть тиража была получена, опечатку заметили. В следующей партии потерянный день появился, но пропало название месяца. И только последняя партия календарей оказалась без ошибок. В этом случае было принято мудрое решение: календари без ошибок направить за рубеж (для чего, собственно, они и предназначались), а с ошибками распространить в СССР.

Календарей за историю человечества существовало огромное количество. Речь идет о десятках, а может быть, и о сотнях решений, среди которых – Ассирийский и Буддистский, Древнеславянский, Ацтекский, Новоюлианский, и множество других. Человечество всегда стремилось наблюдать течение времени и отдавать себе в этом полный отчет, для чего и требовались календари. Ведь потеряться в датах и числах, если не иметь его перед глазами, можно очень легко и быстро – пожалуй, такое происходило хотя бы раз в жизни с каждым человеком.

Календари помогают нам формировать планы на будущее, знать, чего ждать от дня сегодняшнего. А еще о календарях можно рассказать немало интересных фактов, которые будут любопытными для каждого человека.

Люди обзаводились календарями еще тогда, когда не было всем привычной сегодня бумаги для их печати. Первые из них высекались на камне, и потому успешно сохранились до наших дней. Огромный каменный календарь ацтеков имеет диаметр в 4 метра, он обладает круглой формой. Древние индейцы прекрасно знали о том, что год состоит из 365 дней, в их календаре было 18 месяцев по 20 дней, и еще 5 дней, которые считались «несчастными». Согласно легенде, этих дней изначально не было, они появились вследствие какого-то космического катаклизма, в котором, как обычно, обвиняли богов.

Интересно:

Интересные факты о волках

Ацтекский календарь и конец света

Календарь ацтеков удивляет даже современных людей, ведь он высчитан и прописан вплоть до 21 декабря 2012 года. К этой дате он заканчивается, что привело к определенным толкам среди суеверных, которые полагали, что в этот день произойдет конец света. На деле же, быть может, у древних мастеров просто закончилось место на камне.

Факты о календаре – последние века

Современный вид появился у календаря достаточно давно. Современный его тип называется юлианским, ведь изобрел его Юлий Цезарь, именно этот вариант укрепился в веках как наиболее удобный. Но в революционные годы все подвергается пересмотру, и даже с календарями вышла довольно интересная история. Так, в 1918 году в России был выпущен самый короткий календарь, который содержал только 352 дня. Это объясняется переходом на новый стиль летоисчисления, который на тот момент уже хорошо прижился в Европе. В этом календаре после 31 января наступало сразу же 14 февраля.

А еще в 1930 году вводился календарь – непрерывка с 5-дневной неделей. В этом календаре за год проходило 72 недели, вместо 52, как положено согласно обычному календарю.

Календарь во Франции

Во Франции вокруг календаря также происходило немало интересных событий, особенно после революции. В 1793 году год поделили на 12 месяцев по 30 дней, месяц – на декады по 10 дней, а оставшиеся дни вынесли в конец года отдельно. День поделили на 10 часов, час – на 100 минут, минуту – на 100 секунд. Но Наполеон в 1806 году вернул все в прежнее русло, отменив эту не слишком привычную систему.

Интересно:

Интересные факты о Вавилоне

Календари как произведения искусства и коллекционный материал

Карманные календари можно видеть в огромном многообразии, в России они появились в 1885 году, и с тех пор выпускаются ежегодно. Впервые их начали выпускать в типографии Товарищества И. Н. Кушнаерева и К°, которая сегодня называется Красный Пролетарий. И уже с момента их первого появления эти небольшие изделия размером с игральную карту стали интересным материалом для коллекционеров. Сегодня это направление коллекционирования имеет собственное название – календаристика, или филотаймия. Первый же календарь книжного типа вышел существенно ранее, на кануне 1761 года. Это «Придворный календарь», который сохранился до наших дней и находится в библиотеке Салтыкова – Щедрина в Санкт-Петербурге.

Отрывной календарь появился позднее, только к 19 веку. Первым человеком, напечатавшим такое изделие, стал Сытин, которому этот совет дал Лев Николаевич Толстой.

Необычные календари

Помимо привычных, издавались и необычные календари – к примеру, в стихах. Таковые выпускались в виде плакатов для крепления на стену. Выпускались миниатюрные календари – самый маленький из них меньше коробка спичек, он весит 19 грамм, находится в Армянском институте рукописей. Календарь состоит из 104 листов пергамента, составлен писцом Огсентом, и разобрать его можно только при использовании увеличительного стекла.


Первые шаги
Древнеримский юлианский календарь был введен в Риме в результате реформы, осуществленной по инициативе Юлия Цезаря в 46 году до н.э. В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича практически сразу с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летоисчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н.э. - византийский вариант этой даты. А начало нового года постановили исчислять с 1 марта – в соответствии с древним славянским календарем.

Двоекалендарие
Явного восторга от нововведения народ, мягко говоря, не испытывал, умудряясь жить по двум календарям. Сохранилось достаточное количество образцов деревянных народных календарей, на которых можно найти одновременное обозначение церковных праздников по юлианскому летоисчислению, и местных событий, основанных на языческом народном календаре. Юлианский календарь использовали в первую очередь в тех случаях, когда необходимо было узнать о дате церковных праздников. Старый же календарь, основанный на лунных фазах, солнечном цикле и смене времен года, сообщал о датах жизненно важных дел, в первую очередь, о начале или завершении полевых работ. В современной жизни сохранились, например, такие языческие праздники, как Масленица, связанная с лунным циклом, или «солнечные» чествования – Коляда и Купала.

Попытка - пытка
На протяжении почти 500 лет Русь пыталась жить по юлианскому календарю. Кроме большого количества разночтений, проблему представляла и путаница, которая возникала в летописях: русские летописцы опирались на датировку по славянскому календарю, а приглашенные греки использовали даты нового календаря. Никакие запреты старого календаря, вплоть до казней особенно рьяных его приверженцев, не помогали. Царствующий Великий князь Московский Иван III попытался «утрясти» разночтения. В Лето 7000 года от Сотворения Мира, то есть в 1492 году, Московский церковный собор утвердил перенос начала года с 1 марта на 1 сентября (решение, которое действует в Русской православной церкви и поныне).

Самый короткий год
Еще одну попытку трансформировать летоисчисление предпринял Петр I. Своим указом от 1699 года он перенес начало года с 1 сентября на 1 января. Таким образом, 1699 год длился всего 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Был сокращен год и советской властью, которая 24 января 1918 года исправила погрешность юлианского календаря в 13 суток, введя григорианский календарь, по которому католическая Европа жила с 1582 года. После 31 января 1918 года наступило не 1 февраля, а сразу 14.

Гуляют все!
Опасаясь быть в очередной раз непонятым, Петр I предпринял попытку «замаскировать» введение нового летоисчисления грандиозными гуляниями. «Царствующий град» велено было украсить «от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых» и организовать «огненные потехи»: запуск «ракетов, у кого сколько случится» да стрельбу из пушек, мушкетов и «инаго мелкаго ружья». В канун Нового года царь лично дал сигнал к началу торжеств. Кроме зрелищ Петр предложил народу «различные евствы и чаны с вином и пивом» - угощение было организовано перед дворцом и у трех триумфальных ворот. Согласно царскому указу неделю гулял честной народ, а когда пришел в себя после шумных затей, по Москве «поднялся довольно значительный ропот». Многие удивлялись: «Как мог царь переменить солнечное течение?»

Как пожелаете!
Многие из тех, кто был твердо убежден, что «Бог сотворил свет в сентябре месяце», по-прежнему жили по старому летоисчислению. Петр решил не неволить народ, сделав в указе оговорку: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от рождества Христова, сряду свободно».

Старый стиль
Сегодня по юлианскому календарю живут всего четыре православные церкви: Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская. Попытка заменить календарь была предпринята патриархом Тихоном 15 октября 1923 года. Правда, прожил «новый стиль» в Церкви всего 24 дня, так как уже 8 ноября 1923 года патриарх распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Современный православный церковный календарь (Пасхалия) состоит из двух частей: неподвижного Месяцеслова, связанного с солнечным циклом, и подвижной Пасхалии, основанной на Лунном календаре. Юлианский календарь, имеющий расхождения с григорианским в 13 дней, составляет основу неподвижной части – он включает непереходящие Православные праздники и дни поминания святых. Пасхалия определяет меняющуюся ежегодно дату Пасхи, а вместе с этим и зависящие от нее переходящие праздники.

Интересные факты о летоисчислении в разных странах

Календарь — это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.

Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества.

Даже самые древние из календарей, такие как cолнечный календарь Древнего Египта или солнечно-лунный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.

Иудейский календарь — является религиозным календарем и официальным календарем Израиля. Это комбинированный солнечно-лунный календарь. Годы исчисляются от сотворения мира, которое согласно иудаизму произошло в 3761 г. до н.э. Этому году соответствует год мира (Anno Mundi) первый. Например, 1996 год соответствует иудейскому 5757 году.

Восточный (китайский) календарь , действующий уже несколько тысяч лет во Вьетнаме, Кампучии, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии, был составлен во времена в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Этот календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему.

Китайская шестидесятилетка образовалась в результате объединения двенадцатиричного цикла («земные ветви»), за каждым годом которого было закреплено название животного, и десятиричного цикла «стихий» («небесные ветви»): пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода), каждая из которых соответствовала двум циклическим знакам, олицетворяющим мужское и женское начало (поэтому в китайском календаре идут подряд годы, соответствующие разным животным, но одной стихии).

Китайский календарь не считает годы в бесконечной последовательности. Годы имеют имена, которые повторяются каждые 60 лет.

Исторически, года отсчитывались с года вступления императора на престол, что было упразднено после революции 1911 года. В соответствии с китайской традицией, первый год правления полулегендарного Желтого императора Хуан-ди был 2698 до н.э. Альтернативная система основана на том, что первая историческая запись о начале 60-дневного цикла была сделана 8 марта 2637 до н.э.

Эта дата считается датой изобретения календаря, и все циклы отсчитываются с этой даты.

Летоисчисление в Японии — китайское изобретение. Каждый император, восходя на престол, утверждал девиз, под которым будет проходить его правление. В древние времена император иногда менял девиз, если начало правления было неудачным.

В любом случае, начало действия девиза императора считался первым годом нового правления, и с него начиналась новая эпоха — период правления под этим девизом. Все девизы уникальны, поэтому их можно использовать как универсальную шкалу летоисчисления.

Во времена реставрации Мэйдзи (1868 год) была введена единая система японского летоисчисления, берущая свое начало в 660 году до н.э. — легендарной дате основания императором Дзимму японского государства.

Активно эта система использовалась только до конца Второй Мировой войны.

Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, служивших для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные.

Наиболее популярным в Индии является самватский календарь (викрам самват), в котором продолжительность солнечного года в известной степени связана с продолжительностью лунных месяцев. Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии», написанной в 1944 г., указывает на большую распространенность самватского календаря. Он писал, что «на большей части территории Индии придерживаются календаря викрам самват». В апреле 1944 г. по всей Индии широко отмечались торжества, посвященные самватскому календарю. Они были связаны с исполнившимся в то время 2000-летием со времени введения эры викрам самват.

Так как летосчисление по эре викрам самват начинается с 57 г. до н.э., то, следовательно, 2010 год нашего календаря соответствует 2067-2068 годам самватского календаря.

В южной части страны большое распространение имеет гражданский календарь Сака, в котором начало счета лет идет с 15 марта 78 г. н.э. Новый год по нему отмечают около 12 апреля с расхождением в два-три дня. 2010 год нашего календаря соответствует 1932- 1933 годам календаря Сака.

В Индии долгое время применялись и другие эры, как, например, эра Кали-юга, которая ведет свое начало с 18 февраля 3102 г. до н.э.; эра Нирвана, которая ведет свой счет с 543 г. до н.э. — предполагаемой даты смерти будды Сакья-Муни. Применялась и эра Фазли — одна из последних исторических эр в Индии. Она была введена падишахом Акбаром (1542-1606), но ею пользовались только в официальных документах. Эпохой этой эры является дата 10 сентября 1550 г. н.э.

Широкое распространение имеет и григорианский календарь, который в Индии стали применять с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в свет книги, журналы и газеты датируются григорианским календарем, но часто встречается двойная датировка: по григорианскому календарю и по местному, гражданскому.

Запутанность календарных систем оказалась столь значительной, что правительство Индии вынуждено было провести реформу и ввести Единый национальный календарь. Для этой цели в ноябре 1952 г. под председательством крупнейшего ученого, профессора Мегхнада Саха был создан специальный комитет по реформе календаря. По решению правительства он был принят в Индии с 22 марта 1957 г. для гражданских и общественных целей. Для выполнения религиозных обрядов не возбранялось пользоваться местными календарями.

Календарь майя берёт начало с мифической даты — 13 августа 3113 года до нашей эры. Именно от неё индейцы отсчитывали прошедшие годы и дни. Начальная точка играет у майя ту же роль, что в европейском летоисчислении дата «Рождества Христова». Почему именно 13 августа 3113 года до нашей эры? Современная наука пока не смогла этого объяснить. Предположительно этот день, в представлениях майя, был ознаменован катаклизмом типа всемирного потопа или чем-то в этом роде.

В календаре майя время разделено на циклы или «Солнца». Всего их шесть. Каждый цикл, утверждали жрецы майя, заканчивается якобы полным разрушением земной цивилизации. Прошедшие четыре «Солнца» полностью уничтожили четыре человеческие расы, и лишь немногие люди выжили и поведали о том, что произошло. «Первое Солнце» длилось 4008 лет и завершилось землетрясениями. «Второе Солнце» длилось 4010 лет и закончилось ураганами. «Третье Солнце» насчитывало 4081 год — земля была уничтожена «огненными дождями», пролившимися из кратеров огромных вулканов. «Четвёртое Солнце» увенчалось наводнениями. В настоящее время земляне переживают «Пятое Солнце», конец которого придётся на 21 декабря 2012 года. Шестой цикл в календаре пуст…

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама», в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка — 5501, фактически 5493 до н.э.), антиохийская (5969 год до н.э.) и более поздняя византийская.

В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н.э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8).

В долине Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени.

Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляют хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365×4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый «Сотический период» (Великий год Сотиса).

Древнегреческий календарь был лунно-солнечным с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris) — 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря. Начало года приходилось на середину лета.

Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем и математиком Эратосфеном было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их «otium graecum» (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.

Почему же старый стиль называется Юлианским ? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном «Канопском Декрете» (238 г. до Н.Э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам. К сожалению, реформа эта тогда не привилась: во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции.

Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календарно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного александрийского астронома Созигена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем «Канопского Декрета». В 46 г. до Н.Э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Юлианский календарь оказался недостаточно точным и давал ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось назад на (1582-325)/128 = 10 дней. Из-за важности этого праздника для христианского мира католическая церковь была убеждена в необходимости календарной реформы.

Пришедший в 1572 году Папа Григорий XIII провел реформу календаря 24 февраля 1582. Всем христианам повелевалось считать 5 октября 1582 года 15 октября. Календарь стал именоваться Григорианским .

ОМАР 1 (581-644, правление 634-644), второй из «праведных» халифов Арабского халифата, вводит мусульманский (исламский) календарь . До этого у арабских племен летоисчисление велось от "Эры слонов«- 570 года, связанного с нашествием эфиопской армии на Мекку. Начало этого календаря (летоисчисления) ведётся от пятницы 16 июня 622 года, когда Мухаммед (Мухаммад, Магомет, живший в Аравии ≈570-632гг) переселился (араб. — хиджра) из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).

Календарь Французской революции (или республиканский) был введен во Франции 24 ноября 1793 года и отменен 1 января 1806. Он использовался кратковременно снова во время Парижской коммуны в 1871. Годы отсчитываются с установления первой Французской республики 22 сентября 1792. Этот день стал 1 Вандемьера 1-го года Республики (хотя календарь был введен только 24 ноября 1793).

Календарь у древних славян именовался как Коляды дар — Дар бога Коляды.

Коляда — это одно из названий Солнца. После зимнего солнцестояния 22 декабря бог Коляда — символ смены годового цикла солнцеворота и перехода солнца от зимы к лету, победы добрых сил над злыми.

Начало летоисчисления велось от даты сотворения мира в Звездном храме, то есть подписания мирного договора в лето Звёздного Храма по Круголету (календарю) Числобога после победы ариев (в современном понимании — России) над империей Великого Дракона (по современному — Китая). Символ этой победы — всадник, поражающий китайского дракона, до сих пор сохранился. В первоначальном варианте это Перун, разящий дракона, а с приходом христианизации Перуна (всадника) назвали Георгием.

До принятия христианства счет времени вели по четырем сезонам года. Началом года была весна, а наиболее важным сезоном, вероятно, считалось лето. Поэтому до нас дошло из глубины веков второе смысловое значение слова «лето» как синонима года. Древние славяне пользовались и лунно-солнечным календарем, в котором каждые 19 годов содержали семь дополнительных месяцев. Была и семидневная неделя, которая называлась седмицей.

Конец X века ознаменовался переходом в Древней Руси к христианству. С этим событием связано и появление здесь юлианского календаря. Торговые и политические связи Руси с Византией обусловили принятие христианства и юлианского летосчисления по византийскому образцу, но с некоторым отклонением. Там год начинался 1 сентября. На Руси же по древней традиции началом года считали весну, и год начинали 1 марта. Летосчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э.

Лишь в 1492 г. н. э. (в 7001 г. от сотворения мира) начало года на Руси было установлено 1 сентября. Ввиду истечения седьмой тысячи лет «от сотворения мира» и религиозно-мистического истолкования этого срока, а возможно, и в связи с захватом турками в 1453 г. Константинополя — столицы восточного христианства — в мире распространились суеверные слухи о наступающем в 7000 г. конце света. После того, как эту роковую черту благополучно миновали, и суеверные люди успокоились, Московский церковный собор сразу же в сентябре 1492 г. (в 7001 г.) перенес начало года с 1 марта на 1 сентября.

Из указа Петра 1 от 20 декабря 7208 г. от сотворения мира: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего Генваря (января) с 1 числа станет новый 1700 год купно и новый столетий век. Впреть лета считать не с 1 сентября, а с 1 января и не от сотворения мира, а от Рождества Христова». Год 7208 от «сотворения мира» оказался самый короткий и длился всего четыре месяца, в то время как на Руси в 1699 г. новый год встречался дважды — 31 августа и 31 декабря. В 1702 г. в Амстердаме был напечатан первый русский печатный календарь с началом года с 1 января и счетом лет от «Рождества Христова».

Так же со свойственной ему дотошностью Петр подробно расписал, как украшать жилище и праздновать праздник. «Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает».

А на григорианский календарь Россия перешла только в 1918 году — почти через 350 лет после Европы. Была введена поправка в 13 суток: после 31 января 1918 года сразу наступило 14 февраля. Но православная церковь до сих пор отмечает свои праздники по юлианскому календарю, именно поэтому Рождество у нас празднуют не 25 декабря, а 7 января, и с 2100 года, если церковь не перейдет на Григорианский календарь, разница возрастёт до 14 дней и православное рождество автоматически «перенесётся» на 8 января. Церкви, устанавливавшие календарь по солнечным циклам что-то перемудрили. Нам же из всего этого следует запомнить, что 310 лет назад Новый год стали праздновать 1 января, а через 90 лет Рождество будут праздновать на день позже. А пока, живём и радуемся, что скоро будет самый весёлый праздник — Новый год, и дед Мороз принесёт нам кучу подарков.

С наступающим Новым годом!




Всем знакомое слово «календарь» берёт своё начало из Древнего Рима, где календами (лат. kalendae) назывались первые дни месяца. В это время должники расплачивались со своими кредиторами.

Чтобы как-то определяться в промежутке между календами, у римлян существовали иды (срединные дни месяца) и ноны – (девятый день до наступления ид). Количество месяцев в римском году сначала равнялось 10, потом 12. Все дни недели, (исключением была суббота), имели «порядковые» буквы и назывались именами богов или небесных светил. Так, понедельник был днём Луны, а четверг – днём Юпитера.

Лунные, рунные и каменные календари



На заре своего развития люди использовали природный календарь – лунный. Самому старому лунному календарю порядка 10 000 лет, это ансамбль Абердиншир (Шотландия).

Он был построен в период раннего мезолита, то есть, ещё в каменном веке. Календарь устроен следующим образом: комплекс из двенадцати ям (длиной 50м) образует дугообразную конструкцию. Ямы обозначают фазы луны и месяца года. Каждый из лунных месяцев делился на три части – по десять дней на каждую фазу луны: растущей, полной, и убывающей. Целиком дуга отображала весь год и движение Луны на небе.

В случае необходимости этот календарь можно было использовать и для наблюдения за Солнцем. Принцип работы календаря несложен, непонятно одно: кому понадобился лунный календарь в каменном веке?



Ещё один лунный календарь каменного века был найден в Центральной Африке, в поселении Ишанго. Анализ показал, что он был создан за 3000 лет до появления иероглифов и развития древнеегипетской цивилизации. В отличие находки из Шотландии, этот календарь был очень миниатюрным, и представлял собой маленькую кость с непонятными насечками. Подобные календари найдены у якутов Сибири, а также на острове Никобар.

Древние календари также находили и в России. Например, в Тульской области (с. Богородицке) находится «календарный» камень, в котором по спирали просверлено 270 отверстий. Если посчитать, сколько суток проходит от осеннего равноденствия до летнего солнцестояния, то получится число, близкое к 272. За этот же период Луна совершает 10 полных оборотов вокруг Земли, а также это срок, равный 9 синодическим месяцам беременности женщины.

Жители скандинавских стран использовали рунические календари, появление которые использовались в период с XIV до XIXв. Велись они при помощи рун – специальных знаков, обозначающих звуки, дни недели и т.д. Внешний вид рунических календарей был самым разнообразным: это мог быть шестигранный посох, меч (тоже с шестью гранями) или книга.

Подобные «рунные» находки были найдены на Украине (с. Лепесовка, Волынь). Здесь были обнаружены остатки больших глиняных чаш с орнаментом, которые содержали информацию о чередовании циклов земледелия, а также о днях важнейших солнечных праздников.



Представители высокоразвитой цивилизации Майя составляли чрезвычайно точные и сложные календари. Самая древняя настенная версия календаря Майя обнаружена в разрушенном городе в джунглях Гватемалы. Этот календарь составлен из точек и прямоугольников, которые обозначают цифры 1 и 5, и с его помощью отсчитывались полугодовые лунные циклы.

Для отсчёта временных отрезков Майя использовали несколько различных циклов, в том числе и 400-летние периоды, так называемые бактуны. Как раз «бактунный» календарь майя заканчивался 12 декабря 2012г, после прохождения 13 циклов, что породило слухи о надвигающемся конце света. На самом же деле просто начался отсчёт нового цикла, тем более что бактуны – не самые длинные единицы измерения времени у Майя.

Как велось летоисчисление



Год основания Рима, (753 г. до н.э.) считался точкой отсчёта летоисчислений у древних римлян со времён царствования императора Августа. Однако тут всегда царила большая путаница. Как говорил Вольтер: «Римские полководцы всегда побеждали, но не всегда знали, когда это случилось». Усовершенствовал календарь Юлий Цезарь, который приказал за основу календаря брать солнечный год, равный 365,25 суток. Позже этот календарь стали называть юлианским.

Древние славяне использовали шестнадцатеричную систему исчисления. У них в сутках было 16 часов, в неделе – 9 дней, 9 месяцев, и три сезона Лета (года): Оусень, Зима и Весна. Подобно японцам, в календаре у славян было 16 животных, которые каждый год сменяли друг друга. Например, 2016 г по древнеславянскому летоисчислению – это год Шипящего Ужа. Шестнадцатеричная система просуществовала на Руси вплоть до правления Петра I, который повелел вести летоисчисление по юлианскому календарю

Некоторые страны до сих пор пользуются своим собственным летоисчислением. Например, в Японии оно ведётся по девизам правления императоров. При вступлении на престол каждый император утверждал свой нэнго – девиз. Примеры таких девизов это: «высота небес», «японская медь» или «всесторонняя человечность». В любой день девиз мог быть изменён, однако этому должно было предшествовать какое-либо значимое событие. Для обозначения девиза использовались специально подобранные сочетания иероглифов, призванные приносить удачу. Иногда девизы могли меняться по нескольку раз при одном правителе.

Вышеизложенные сведения о календарной системе изложены очень сжато, на самом деле календари древних народов – это результат необычайно точной и кропотливой работы, требовавшей глубоких знаний по математике и астрономии. Однако откуда, или от кого наши предки получали эти знания – остаётся загадкой.