Очистка воды

Литературное чтение, конспект урока. Путешествие гулливера характеристика образа лилипутов Гулливер главные герои и их характеристика

Литературное чтение, конспект урока. Путешествие гулливера характеристика образа лилипутов Гулливер главные герои и их характеристика

Гулливер в стране лилипутов

Герой романа — Лемюэль Гулливер, хирург и путешественник, сна чала судовой врач, а потом и «капитан нескольких кораблей». Первой удивительной страной, куда он попадает, стала Лилипутия.

После кораблекрушения путешественник оказывается на берегу. Его связали крошечные человечки, размером не больше мизинца.

Убедившись в том, что Человек-Гора (или Куинбус Флестрин — так называют малютки Гулливера) настроен миролюбиво, ему находят жилье, принимают специальные законы безопасности, обеспечивают его питанием. Попробуйте прокормить великана! Гость в день съедает столько, сколько 1728 лилипутов!

С гостем приветливо беседует сам император. Выясняется, что лили путы ведут войну с соседним государством Блефуску, населенным тоже крошечными человечками. Видя угрозу гостеприимным хозяевам, Гулливер выходит в залив и притягивает на веревке весь флот Блефуску. За этот подвиг ему жалуют титул нардака (самый высокий титул в государстве).

Гулливера радушно знакомят с обычаями страны. Ему демонстрируют упражнения канатных плясунов. Самый ловкий плясун может получить освободившуюся должность при дворе. Лилипуты устраивают церемониальный марш между широко расставленных ног Гулливера. Человек-Гора приносит присягу на верность государству Лилипутия. Насмешкой звучат ее слова, перечисляющие титулы малютки-императора, который именуется «отрадой и ужасом Вселенной».

Гулливера посвящают в политическую систему страны. В Лилипутии существуют две враждующие партии. Что же служит причиной серь-раной вражды? Сторонники одной являются приверженцами низких каблуков, а приверженцы другой — только высоких.

Лилипутия и Блефуску в своей войне решают не менее «важный» «опрос: с какой стороны разбивать яйца — с тупого или же с острого.

Став неожиданно жертвой императорского гнева, Гулливер убегает в Блефуску, но и там все рады от него поскорей избавиться.

Гулливер сооружает лодку и отплывает. Случайно встретив английское купеческое судно, он благополучно возвращается на родину.

Гулливер в стране великанов

Неугомонный судовой врач вновь отправляется в плавание и попадает в Бробдингнег — государство великанов. Теперь он сам чувствует себя лилипутом. В этой стране Гулливер тоже попадает к королевскому двору. Король Бробдингнега, мудрый, великодушный монарх, «презирает Всякую тайну, утонченность и интригу как у государей, так и у министров» . Он издает простые и ясные законы, заботится не о пышности своего двора, а благополучии подданных. Этот великан не возвышает себя над другими, как король Лилипутии. Великану незачем возвышаться искусственно! Жители Великании кажутся Гулливеру людьми достойными и почтенными, хотя и не слишком умными. «Знания этого народа очень недостаточны: они ограничиваются моралью, историей, поэзией и математикой».

Гулливер, волей морских волн превращенный в лилипута, становится любимой игрушкой Глюмдальклич — королевской дочки. Эта великанша обладает нежной душой, она заботится о своем маленьком человечке, заказывает для него специальный домик.

Лица великанов долгое время кажутся герою отталкивающими: норы — как ямы, волоски — как бревна. Но потом он привыкает. Умение привыкать и приспосабливаться, быть терпимым — одно из психологических качеств героя.

Королевский карлик оскорблен: у него появился соперник! Из ревности подлый карлик подстраивает Гулливеру множество гадостей, так, например, засовывает его в клетку гигантской мартышки, которая едва не уморила путешественника, нянча и запихивая в него еду. Приняла за своего детеныша!

Гулливер простодушно рассказывает королю об английских обычаях того времени. Король не менее простодушно объявляет, что вся эта история — скопление «заговоров, смут, убийств, избиений, революций и высылок, являющихся худшим результатом жадности, лицемерия, вероломства, жестокости, бешенства, безумия, ненависти, зависти, злобы и честолюбия».

Герой рвется домой, к своим родным.

Случай помогает ему: гигантский орел подхватывает его игрушечный домик и относит в море, где Лемюэля вновь подбирает корабль.

Сувениры из страны великанов: обрезок ногтя, толстый волос...

Долго еще доктор не может вновь привыкнуть к жизни среди нормальных людей. Они кажутся ему слишком маленькими...

Гулливер в стране ученых

В третьей части Гулливер попадает на летающий остров Лапуту. (острова, парящего в небе, герой спускается на землю и попадет в столицу — город Лагадо. Остров принадлежит тому же фантастическому государству. Невероятное разорение и нищета просто бросаются в глаза.

Существуют и немногочисленные оазисы порядка и благополучия, Это все, что осталось от прошлой нормальной жизни. Реформаторы увлеклись переменами — и забыли о насущных нуждах.

Академики Лагадо далеки от реальности настолько, что некоторых из них приходится периодически хлопать по носу, чтобы они очнулись от своих мыслей и не упали в канаву. Они «изобретают новые методы земледелия и архитектуры и новые орудия и инструменты для всякого рода ремесел и производств, с помощью которых, как они уверяют, один человек будет исполнять работу за десятерых; в течение недели можно будет воздвигнуть дворец из такого прочного материала, что он простоит вечно, не требуя никакого ремонта; все земные плоды будут созревать во всякое время года по желанию потребителей...»

Проекты остаются только проектами, а страна «приведена в запустение, дома в развалинах, а население голодает и ходит в лохмотьях».

Изобретения «улучшателей жизни» просто смехотворны. Один во семь лет разрабатывает проект извлечения солнечной энергии из... огурцов. Потом можно будет пользоваться ею для согревания воздуха в случае холодного и дождливого лета. Другой придумал новый способ постройки домов, начиная с крыши и кончая фундаментом. Разработан и «серьезный» проект по превращению человеческих экскрементов вновь в питательные вещества.

Экспериментатор в области политики предлагает для примирения враждующих партий разрезать головы противостоящих лидеров, меняя местами их затылки. Это должно привести к доброму согласию.

Гуингнмы и йеху

В четвертой, заключительной части романа в результате заговора на корабле Гулливер попадает на новый остров — в страну гуингнмов. Гуингнмы — это разумные кони. Их наименование — авторский неологизм, передающий ржание лошади.

Постепенно путешественник выясняет моральное превосходство говорящих животных над его соплеменниками: «поведение этих животных отличалось такой последовательностью и целесообразностью, такой обдуманностью и рассудительностью». Гуингнмы наделены человеческим разумом, однако не знают людских пороков.

Лидера гуингнмов Гулливер называет «хозяином». И, как и в предыдущих путешествиях, «гость поневоле» рассказывает хозяину о пороках, существующих в Англии. Собеседник не понимает его, потому что ничего этого нет в «лошадиной» стране.

В услужении у гуингнмов живут злобные и мерзкие существа — йеху. Они внешне совершенно похожи на человека, только... Голые, Грязные, жадные, беспринципные, лишенные гуманных принципов! В большинстве стад йеху бывают своего рода правители. Они всегда являются самыми безобразными и злобными во всем стаде. У каждого такого вожака бывает обыкновенно фаворит (любимчик), обязанность которого заключается в том, что он лижет ноги своего господина и всячески прислуживает ему. В благодарность за это его иногда награждают куском ослиного мяса.

Этого фаворита ненавидит все стадо. Поэтому для безопасности он всегда находится возле своего господина. Обыкновенно он держится у власти, пока не найдется еще худший. Как только он получает отставку, тут же все йеху обступают его и обдают с головы до ног своими испражнениями. Слово «йеху» стало у культурных людей обозначением дикаря, не поддающегося воспитанию.

Гулливер восхищается гуингнмами. Они же относятся к нему настороженно: он слишком похож на йеху. А раз он — йеху, то и жить ему следует рядом с ними.

Напрасно герой подумывал остаток дней своих провести среди гуингнмов — этих справедливых и высокоморальных созданий. Главная идея Свифта — идея толерантности оказалась чуждой даже им. Собрание гуингнмов принимает решение: изгнать Гулливера как принадлежащего к породе йеху. И герой в очередной — и последний! — раз возвращается домой, в свой садик в Редрифе — «наслаждаться размышлениями».

Книга «Путешествие Гулливера» увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно исчезли люди и события, против которых боролся в своей книге писатель. Но произведение живёт и всё ещё находит отклик в сердцах читателей. В романе речь идет о путешествии английского врача, которого судьба занесла в неведомые доселе земли - страну лилипутов. В Лилипутии живут очень маленькие люди, по сравнению с которыми Лемюэль Гулливер - настоящий великан. Причем это касается, на мой взгляд, не только роста, но и внутренних качеств, желаний и стремлений. Так, империю терзают распри, потому что две ведущие политические партии не могут договориться, какой высоты каблуки следует носить. Не менее смехотворен повод и для войн с соседним государством Блефуску: каждая сторона пытается доказать, с какого края правильнее разбивать яйца - с тупого или острого. Поразительный контраст с лилипутами представляет Гулливер. Своим благородством, добротой, образованностью, умом и милосердием он вызывает уважение и восхищение. Мне кажется, что противопоставление Гулливера и лилипутов Дж. Свифт использует для того, чтобы подчеркнуть достоинства и недостатки своих героев, показать, что же на самом деле является настоящими ценностями, к чему надо стремиться каждому человеку.

2 вариант

Английский писатель Джонатан Свифт завоевал мировую известность своим сатирическим романом «Путешествие Гулливера». В этом замечательном произведении, над которым он работал почти пять лет, автор ставил себе цель изобразить и высмеять ненавистные ему порядки Англии того времени.

Одним из приемов, которые помогли ему нарисовать в аллегоричной форме картину английского общества и создать отдельные сатирические образы, полностью отразившие его замысел, стал прием противопоставления главного героя Гулливера лилипутам.

Роман разделен на четыре части, в каждой из которых герой произведения Лемюэль Гулливер попадает в странные незнакомые земли, переживая в своих путешествиях все новые захватывающие приключения. В первой части герой терпит кораблекрушение, спасается вплавь и благополучно достигает берега Лилипутии - страны крошечных человечков, в двенадцать раз меньших, чем обычные люди. Гулливер знакомится с бытом и государственным устройством страны лилипутов, дает характеристики отдельным персонажам и оценку увиденному. Повествование ведется от лица Гулливера, но понятно, что за этим стоят мысли и оценки самого Свифта. В виде лилипутов он изобразил своих сограждан, при этом простые жители не могут не вызвать у него симпатию своим трудолюбием, хозяйственностью, неустрашимостью, находчивостью и сообразительностью; к тому же они были искусными мастерами.

В политической жизни страны Лилипутии многое вызывало непонимание и недоумение. Например, Гулливер любуется укрепленной столицей, красотой и великолепием императорского дворца, да и сам император, на первый взгляд, производит впечатление человека благоразумного и великодушного. Но тут он с изумлением узнает, что «два страшнейших бедствия» нависли над Лилипутией. В то время, когда непрекращающиеся «ожесточенные распри» между партиями Тремексенов и Слемексенов - сторонниками высоких и низких каблуков - «терзают государство», империя Блефуску, «почти такая же огромная и могущественная », угрожает Лилипутии нашествием.

Он поражается бессмысленности «ожесточенной» войны двух партий и двух «могущественных держав», которая «уже тридцать шесть лун» ведется из-за споров о том, с какого конца правильно разбивать вареные яйца - с тупого или острого. Гулливер - человек миролюбивый, он против войны вообще, потому что война всегда несет беды и разрушения, и особенно, если эта война такая бессмысленная. Поэтому он старается прекратить войну.

Многое в Лилипутии казалось Гулливеру странным, удивительным и непонятным. Устами героя Свифт отрицает политическое устройство, в котором вся власть принадлежит одному человеку. А маленькие человечки выглядят особенно смешными, пытаясь казаться «великими» министрами, сильными правителями и мудрыми людьми, но маленький рост только подчеркивает их жестокость, жадность и коварство.

В некоторых персонажах легко угадывается намек на людей, реально существовавших в те времена. Например, в императоре Лилипутии Молли Олли Гью (маленьком человечке, считавшем себя украшением и грозой Вселенной, «монархом всех монархов» и величайшим из людей) современники Свифта узнавали надменного короля Георга I.

А мужественный Гулливер, окруженный неблагодарными лилипутами, - это сам Свифт при дворе английского короля.

Таким образом, противопоставляя взгляды и поступки Гулливера и лилипутов, пользуясь приемами сатиры, Джонатан Свифт высмеял в своем произведении буржуазное общество, его правителей, выступил с острой критикой всего политического и общественного строя современной ему Англии.

"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…

Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…

Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…

1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…

Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…

Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…

Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…

Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…

Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…

Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…

Тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

Цели: Ввести в круг чтения 5-классников произведения зарубежных писателей. Познакомить учащихся со страницами жизни и творчества, дать первичное представление о произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера», характеристика героев произведения.Развивать речь, творческие способности детей, умение работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания: А. Волков «Изумрудный город», написать письмо герою сказки.

Сказка что же это такое?

Чем отличаются народные сказки от литературных?

III. Новая тема: Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера».

Как вы понимаете слово «ЗАРУБЕЖНАЯ» (иностранная, писатели из других стран) .Что такое зарубежная литература?

Открывает раздел отрывок из сказки английского писателя Джонатана Свифта «Приключения Гулливера».

Дома вы читали отрывок из произведения Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера»

Словарная работа:

вскарабкались - залезли, поднялись

врассыпную – в разные стороны

колышки- мелкие колья

помост- возвышение, площадка из досок

одурманенный- не способный что-либо воспринимать

лужайка- небольшой луг, поляна

кувыркнулись- перевернулись

Кто главный герой книги?

Кем был по профессии Гулливер?

Как его прозвали лилипуты?

Как Гулливер попал в страну лилипутов?

(Просмотр отрывка из мультфильма)

Беседа по вопросам:

Что вас особенно поразило?

Каким вам показался Гулливер?

А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране?

Почему лилипуты себя так ведут по отношению к Гулливеру?

А какое поведение Гулливера?

Как вы думаете, откуда они появились? Кто их придумал?

Когда вы в первый раз встретились со словом «лилипут»?

(На экран проецируется портрет Джонатана Свифта.)

Да, лилипутов придумал Джонатан Свифт. Его книга, предназначенная для взрослых, со временем перешла в разряд детских.

(Стук в дверь, входит Джонатан Свифт)

Добрый день, господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт. Очень рад нашей встрече.

Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем, узнать о его творчестве. Расскажите, пожалуйста, о себе.

О себе? С большим удовольствием! Я родился в Ирландии, в 17 веке, 30 ноября 1667 году в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно. Дядя взял меня к себе на воспитание. Меня заставили изучать богословие, хотя я этого не хотел. Позже переехал в Англию. Там начал писать. Потом судьба меня опять забросила в Ирландию. Жил я в бедной деревушке, работал священником. Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке, в 1726 году. Создавал его 10 лет.

Как у вас возникла мысль написать эту книгу, что помогло?

Что мне помогло? Я использовал народные сказки о карликах и великанах, книги о путешествиях. Но, хочу заметить, роман мой очень серьёзный.

Спасибо. Несмотря на серьёзность вашего романа, он очень интересен и занимателен, поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.

Господа, познакомьтесь с моим любимым великаном. Это герой романа «Путешествие Гулливера» корабельный врач, затем капитан Лемюэль Гулливер. (На интерактивной доске портрет Гулливера)

Гулливер- Догадливый, способным к состраданию, сильный, добрый, большой, благородный человек.

А ваши лилипуты смелые, чуткие, быстрые, крошечные человеческие существа, благодаря чему Гулливер становится настоящим великаном в их стране и получает прозвище Человек-Гора.

Спасибо вам, дорогой писатель за ваш визит и интересный рассказ о себе.

Дорогие ребята, любите литературу и учитесь хорошо! До свидания.

До свидания, мистер Свифт!

Образ Гулливера

Это имя известно всем. Гулливер - неутомимый путешественник, а рассказы о необычных путешествиях и приключениях мы читаем всегда с большим интересом.

Многое привлекает нас и в характере Гулливера. Он целеустремленный, человек с большим желанием учиться, познавать мир. Мечтал стать моряком. Уходя в плавание, он всегда запасался большим количеством книг и все свободное время посвящал чтению. Оказавшись пленником лилипутов, Гулливер изучает их язык, обычаи, нравы, государственное устройство. Благодаря своему гигантскому росту он видит все происходящее в королевстве как на ладони. Всегда находил выход из любой ситуации, оставаясь верным чести и долгу. Гулливер ведет себя миролюбиво и доброжелательно.

Лилипуты

Лилипуты - человеческие существа не более шести дюймов ростом. Очень храбрые,смелые, они изучают военное ремесло, готовы сражаться за свои земли.Природа приспособила зрение лилипутов к окружающим их предметам: они хорошо видят, но на небольших расстояниях.

У лилипутов хорошо развиты математические науки - так, например, они измерили рост Гулливера с помощью квадранта и определили, что он находится в соотношении 12:1 к лилипутскому, рассчитав его объём равным по крайней мере объёму 1728 тел лилипутов. На этом основании ему выделяют провизию. При этом лилипутам не известно огнестрельное оружие и механические часы.

Работа в группах:

Работа с текстом

1группа

Почему Гулливер вскрикнул от удивления?(найдите в тексте)

Что в первую очередь решил попросить Гулливер у лилипутов?

Как он это сделал?

2 группа

Как Гулливер определил, что перед ним стоит важная особа? (найдите в тексте)

Чем они кормили великана?

Почему Гулливеру после вина сразу захотелось спать?

Физминутка

Работа в группах: Математическая минутка

Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?

Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см(96:12=8 см)

Рост лилипута 6 дюмов,1 дюм- 2,5 см. Сколько же сантиметров рост лилипута?(6х 2,5=15 см)

Рост взрослого лилипута -15 см,а рост Гулливера на 12 раз больше. Каков рост Гулливера? (15х12=180 см.)

Составление постеров

1 группа: Характеристика Гулливеру

2группа: Характеристика лилипутам

Подведение итогов:

Что такое зарубежная литература?

Какую страну он придумал? Как называются маленькие человечки, которые там живут?

Кто же к ним попал на остров?

- Как его встретили лилипуты?

Как вы думаете, почему они с ним так поступили?

Что особенно поразило Гулливера в лилипутах? (необыкновенная храбрость)

Какие чувства испытывал великан по отношению к лилипутам?

Чему же учит это произведение?

«Путешествие Гулливера» учит людей видеть обман и лицемерие, ненавидеть зло, бороться за свободу и справедливость, горячо любить правду. Гулливер познав мир и проблемы "маленьких" и "больших" человечков - в конечном итоге становится настоящим гигантом среди людей, но только после того как начинает понимать, что действительно важно быть великим внутри, а не снаружи.

VII. Домашнее задание

Ребята, когда человек оказывается далеко на острове по среди океана как отправляет послания?

Правильно, в бутылке. Сегодня мы тоже получили письмо от нашего любимого героя. Только в бутылке домашнее задание.

1 группа: Пересказ отрывка от лица Гулливера

2 группа:Пересказ отрывка от лица лилипутов

VIII. Оценки за урок

Рефлексия: «Корабль пожеланий»

ГУЛЛИВЕР (англ. Gulliver) - герой романа Дж.Свифта «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). Роман Свифта написан в традиции мениппеи, в которой абсолютная свобода сюжетного вымысла мотивируется «идейно-философской целью - создавать исключительные ситуации для провоцирования и испытания философской идеи - слова, правды, воплощенной в образе мудреца, искателя этой правды» (М.М.Бахтин). Содержанием мениппеи становятся не приключения конкретного героя, а перипетии самой идеи. Такая постановка вопроса позволяет увидеть глубокую внутреннюю целостность как образа самого Г., так и произведения в целом.

На первый взгляд в романе Свифта четыре разных Г.

Первый - в Лилипутии. В этой стране он велик и могуч, как истинный герой, и олицетворяет все лучшее, что есть в человеке: разум, красоту, мощь, милосердие.

Второй - в Бробдингнеге. В стране великанов Г.- постоянный герой комических ситуаций. Он выполняет функции королевского шута, забавного ученого лилипута. Выслушав рассказ Г. о политическом и социально-экономическом устройстве Англии, король Броб-дингнега делает вывод, что «большинство ваших соотечественников есть выводок маленьких отвратительных пресмыкающихся, самых пагубных из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности».

Третий - равнодушный и спокойный наблюдатель, аккуратно фиксирующий безумства, уродства, извращения, которые видит в летающем королевстве Лапута, стране Бальни-барби и в Великой Академии ее столицы Лага-до, на острове некромантов Глаббдобдриб, в королевстве Лаггнегт, где знакомится с вечно бессмертными струльдбругами.

Четвертый - это Г. из страны гуингнгнмов (разумных лошадей) и йэху (одичавших потомков пары англичан, попавших на остров в результате кораблекрушения). Здесь Г.- трагически одинокий и ненавистный себе человек. А быть человеком - значит принадлежать к роду омерзительных йэху, славящихся своей прожорливостью, похотью, ленью, злобой, лживостью и тупостью.

Эти разные Гулливеры представляют собой ипостаси единого образа. Герой произведения, написанного в мениппейной традиции,- человек идеи, мудрец - поставлен автором в ситуации столкновения с мировым злом в самых предельных его выражениях. Все, что видит в своих путешествиях Г., служит Свифту для испытания идеи, а не характера. Г.- это нормальный, разумный, морально здоровый человек, которого автор отправляет в путешествие по миру безумия, абсурда, лжи и насилия. Именно по отношению к Г. раскрывается человеческая природа: неприглядная и вызывающая отвращение у любого разумного существа. Г. искал в безумном мире место, в котором мог бы найти покой достойный человек. И Свифт приводит своего героя в утопическую страну гуингнгнмов, но сам же возвращает его обратно в Англию, ибо в безумном мире не может существовать общество, устроенное на разумных началах. А это значит, что Г. должен вернуться домой: разумные лошади изгоняют героя.

История Г.- это история человека, пытавшегося изменить людей и их мир словом правды. В итоге Г. вынужден признать, что «йэху представляют собой породу животных, совсем не способную к исправлению путем наставлений и примеров. Вот уже шесть месяцев прошло со времени появления моей книги, а я не только не вижу конца всевозможных злоупотреблений и пороков, но и не слыхал, чтобы моя книга произвела хотя бы одно действие, соответствующее моим намерениям». Г. отказывается от «нелепой затеи реформировать породу йэху» и находит утешение лишь на конюшне, в длительных беседах со своими жеребцами.

Г. послужил прообразом героя-пионера в фильме А.Л.Птушко «Новый Гулливер» (1935), в котором персонаж Свифта стал деятельным участником борьбы миров, социализма и капитализма.