Лотки перфорированные

В какой части африки живут бушмены. Население народы и племена африки

В какой части африки живут бушмены. Население народы и племена африки

Хотите увидеть жизнь наших далеких предков? Нет, машина времени для этого не нужна, а нужен билет на самолет в Намибию. А там - добраться до мест обитания самых известных ее жителей бушменов. И понаблюдать за их жизнью в привычной им обстановке. Именно так проводили свои дни наши далекие предки, бывшие собирателями и охотниками, не знающими земледелия. Не знаю, как вам, а мне бытие при первобытном строе всегда казалось малопривлекательным. Все время сосет под ложечкой, ходишь туда-сюда, погоняемый голодом, без каких-либо высоких целей, глазами по сторонам зыркаешь в мучительных поисках съедобного корешка, перелетной толстобрюхой саранчи или земляного червячка - вот гадость-то какая! Спишь на земле. А заболел - вообще кранты. Хорошо, если протянешь такой жизни каких-нибудь три, максимум - четыре десятка лет.

Давайте удивляться чудесам

Но! Не только я, главное - ученый мир! Вот уж кто был поражен, так поражен! Оказалось, что бушмены в своей естественной среде доживают до весьма почтенного возраста, и долгожителей в племенах - много. Причем их старшее поколение - бодрое, не знает ни онкологии, ни гипертонии.

Такие вот чудеса, по мнению эскулапов, делает подвижный образ жизни, отсутствие переедания и малое количество потребляемого мяса. Правда, старики часто страдают почечнокаменной болезнью, потому что пьют мало: вода - большой дефицит в пустыне.


Это легендарное племя бушменов

Невысокие, но ладные и пропорциональные, с белыми зубами и отличной осанкой… Сколько же существует на свете представителей этого древнейшего племени? В Намибии - приблизительно 35 тысяч человек, а всего на планете меньше 100 тысяч.

К ним без конца едут экспедиции, о них пишутся тонны книг и статей. Какие же такие у них особенности? Что сделало их настолько интересными для исследователей? А вот это:

  • Качества непревзойденных охотников, глубокое знание природы, свойств растений, повадок птиц, насекомых и животных.
    Народ сан - бушмены - умеют различать почти триста видов растений, из вполне безобидных растительных и животных компонент умеют получать смертоносные яды, знают противоядия от смертельных укусов, могут приготовить лекарства от многих недугов.
  • Они обладают загадочной способностью общения с дикими животными.
    Как вам такое: бушмен видит в отдалении группу антилоп-ориксов, подбирается к самке с детенышем, гладит их и… начинает прямо из вымени вместе малышом-теленком сосать молоко! И дикое животное терпит и не убегает… А попробуй-ка охотник подойти к ним…
    А вот домашних животных, кроме собак, у народа бушменов нет.
  • Отличные и выносливые следопыты, они безукоризненно ориентируются на местности и читают следы, как мы открытую книгу.
    Еще не увидев самого зверя, традиционные навыки подскажут бушмену пол животного, его возраст, состояние здоровья, имеющиеся травмы и многое другое.
    Этот элемент бушменской культуры всегда оказывает на зрителей ошеломляющее впечатление.
    А ранив животное на охоте, бушмены неутомимо будут его преследовать многие часы или даже дни, проходя десятки километров.
  • Общеизвестно про бушменов: у них потрясающее умение выживать в невероятно сложных условиях - даже тогда, когда вокруг нет ни капли воды, а температура стоит под 50 градусов, порождая во рту нестерпимую сухость.

Подлинные властители пустыни, они в любом месте могут сделать себе для охоты колчан и стрелы из корней дерева, отыщут съедобные растения, раздобудут воду. Надо - разведут огонь, используя птичье гнездо и две деревянных палочки, устроят ночлег, вырыв ямку и установив около нее заслон с наветренной стороны.


Как живут бушмены в своей пустыне

Бушмены - один из самых старых народов на нашей планете. И наверное, единственный, которого никогда не волновала тема богатства. У них все личное имущество умещается небольшую кожаную сумку, что висит на одном плече.

Изо дня в день на протяжении, по крайне мере, десяти тысяч лет все мысли этого народа были сосредоточены вокруг охоты и собирательства, что обеспечивали жизнь племени бушменов в пустынных и полупустынных местах широкой Калахари. А это существование никогда не было легким.

Нужно рассчитывать каждый шаг и на максимум включать все органы чувств - не пропустить съедобное растение, не наступить на кого-нибудь типа змеи или скорпиона, не спугнуть потенциальную добычу. Покрытая белесой травой земля, что выглядит такой безжизненной, на самом деле полна жизни. Между скал, песков и редкого колючего кустарника затаились дикие обитатели. Не только человек, но и они наблюдают: глаза внимательно смотрят, стоячие и висячие уши прислушиваются, носы чуют.


Калахари поддерживает жизни сотни различных типов растений и изумительно большой массив фауны. Там живут шакалы, гиены, львы, антилопы, газели, бородавочники, жирафы, сурикаты, барсуки, дикобразы… Мужчины народа бушменов - охотники. В большой кладовой Калахари они ставят силки и охотятся с небольшими луками и стрелами, наконечники которых смочены в яде.

Крупное животное, такое, как куду, канна или орикс - добыча редкая, чаще это мелкая антилопа, несколько ящериц, дикобраз, черепаха, змея, гиена. Но вот добычу принесли туда, где живут бушмены. От ее одного вида у всего племени текут слюнки… И ее явно недостаточно для всех… Поразительно, как у этого народа происходит распределение добычи!

Люди, которых многие назвали бы дикарями, выработали обычаи, предназначенные устранить зависть, враждебность, психологическое напряжение, возникающее при таком делении. Каждый член семейства, без исключения, получает свою долю, размер которой определяется традициями. А если охота была удачной, то часть добычи обязательно идет в дар родственной общине.


Хлеб их насущный

Мясо жарят на костре, гораздо реже - варят. Каждая часть животного экономно используется, находят применение всему - от костей до шкур.

Но основное пропитание - почти 80% от потребляемого - дает собирательство. Это работа женщин бушменов - съедобные растения, семена, ягоды с плодоносящих кустарников, орехи тси и орехи деревьев монгонго, клубни, выкапываемые из-под земли. А корешки, между прочим, бывают знатные - по 2–3 килограмма! Бушменские сборщицы не пропускают мимо муравьиные яйца, гусениц, саранчу, личинок насекомых.

Сан едят все, и не ведают никаких штучек типа анорексии и других расстройств пищевого поведения.


Да, и не кривитесь, друзья! Все дело в привычке. Один африканист как человек в этом понимающий, писал у себя в журнале, что куда как хороша жареная в черепашьем жиру саранча. И как отменно вкусны ушастые ежи, запеченные в глине. Утверждал, что также неплоха яичница из яиц страуса с черными дюнными жуками вместо гренок. Надеюсь, у вас волосы еще не стоят дыбом?

Но не все так… экзотично. Здесь, в пустыне Калахари в большом количестве растет тсамма - желто-бурый предок нашего любимого полосатого арбуза. Сочные плоды тсаммы почти несладкие, хорошо утоляют жажду.


А на севере едят плоды баобаба. Позже, в Бостсване, мы их набрали, чтобы привезти домой, а мой отважный Саня, не утерпев, тут же попробовал диковинку. Плод оказался не похож ни на какой из знакомых. Под коричнево-зеленой и бархатистой, словно у персика, шкуркой прятались мелкие семечки на волокнах и съедобные белые, слегка кисловатые, кусочки мякоти, похожие на остатки засохшего зефира.


Но что интересно! Оказалось, своеобразная диета народа сан, определяемая его образом жизни и существующими природными условиями, с точки зрения калорий, белков-жиров-углеводов, микроэлементов и прочего - наилучшим образом соответствует всем рекомендациям ВОЗ по правильному питанию.

Законсервированный мир

В области современной Намибии, традиционно называемой Най Най (Nyae Nyae), что сейчас является частью Очосондьюпа, традиционно проживали бушмены группы!кунг. Окружавший область двухсоткилометровый участок совершенно непригодной для жизни человека местности, уберег затерянный мир Най Най от всякого постороннего влияния, в том числе и от европейского.

Обитатели затерянного мира сдержанно и с достоинством именовали себя «дзу/хоанси», что в переводе означает «хорошие люди». Эти хорошие люди в середине XX века продолжали жить неизменными вековыми привычками и традициями своего народа.


Откуда наука знает все про жизнь бушменов

Первые походы ученых аргонавтов сюда начались в 1950 году с экспедиции семьи Маршалл, буквально открывших эту группу для науки. Лоуренс и Лорна Маршалл совершат сюда семь экспедиций, спонсируемых музеем Пибоди Гарвардского университета и Смитсоновским институтом.

Лорна в 1975 году, обобщая многолетние этнографические исследования племени бушменов дзу/хоанси, издаст книгу, где во всех подробностях опишет быт и обычаи бушменов кунг. Сын Маршаллов - Джон снимет о племени несколько документальных фильмов, получивших широкое признание. Всего же в его наследии окажется оригинальных кино и видеоматериалов о жизни бушменов на 767 часов и на 309 часов уникальных аудиозаписей.

Так что все сведения не досужие измышления, а все получено наукой и - из первых рук.


Современный мир, бушмены и представления о них

О том, как они выживают в своих пустынных районах, непригодных для сельского хозяйства, написано очень много. Но недаром говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Есть такой забавный и веселый фильм - «Наверное, боги сошли с ума». Живет себе в родной пустыне семья бушменов и однажды у нее происходит контакт с современным миром… В главной роли снялся самый настоящий природный бушмен.

Это, конечно, не документальный фильм, но и мы ведь с вами не ученые-этнографы. Посмотрите - не пожалеете. А потом задайте себе вопрос: «Какие же они, бушмены?» Скорее всего, у большинства возобладает мнение, что современные бушмены - это наивные взрослые дети, живущие в гармонии и с собой, и с природой.

Многие так их себе и представляют - живут себе затворники в Калахари, не подозревающие ни о скоростном интернете, ни о космических полетах. Примитивный народ, у которого в языке только два числительных - «один» и «много». Культура которого давно пришла в упадок…


Как все обстоит на самом деле

К бушменам приезжают туристы, и для некоторых из них неприятным сюрпризом оказывается то обстоятельство, что «примитивная» культура народа не осталась неизменной. Вот двое босых бушменов идут на охоту за дикобразом. В руках у них длинные палки, за спину перекинуты лук и стрелы. Все, как было тысячу лет назад.

Только одна деталь выбивается из картины: на охотниках футболки с американскими надписями. Особенно холодно в пустыне рано утром, бушменские ребятишки натянули на себя толстовки, а ниже пояса так и остались одетыми в традиционную кожаную повязку. Женщина народа сан соорудила себе длинную юбку, из вещей, подаренных туристами…

Непреложный факт, что теперь далеко не все бушмены продолжают безвылазно обитать в пустыне. На практике они оказываются куда более интегрированными в современное общество, чем можно было бы предположить на первый взгляд.

Многие из них заняты работой в национальных парках и заповедниках, есть среди них фермеры и наемные работники у фермеров - их охотно берут в пастухи. Молодые люди отправляются пожить в города, а если возвращаются, то везут домой не только новую одежду, но и новые идеи и технологии.


Остановись, мгновение! И не двигайся

Таких, кто предпочел бы смотреть на эту культуру через призму, в которой время не тикает вперед, и раньше было немало. Они пробивали идею международной программы сохранения этого народа, предполагающей создание резервата для проживания бушменов. То есть фактического превращения этих людей в музейные экспонаты.

Наверное, самым известным бушменом всех времен и народов был Кхакво Н!ксау. Это он играл главную роль жителя Калахари Хихо в знаменитом комедийном фильме «Наверное, боги сошли с ума» и его продолжениях.

И он категорически выступил против мысли «законсервировать дикость» своих соплеменников, чтобы цивилизованным людям было на что смотреть. Н!ксау был горячим сторонником того, чтобы оставаясь бушменами, они жили так, как живут все люди.


Если жить, как живут все люди…

Если так жить, тогда они должны приобщиться к современной жизни. А это дело весьма непростое, вспомнить хотя бы то, какие у них взгляды касательно частной собственности. Это не единственная психологическая проблема совместимости цивилизаций.

Выгоды оседлого образа жизни стали очевидны очень быстро.

  • Всегда имеется вода в колодцах, можно разводить скот, а, значит, лучше питаться.
  • Уменьшилась смертность.
    У бушменов всегда была высокая детская смертность – 20% погибало в течение первого года жизни, 50% детей не доживало до возраста 15 лет.
    В обычной жизни дающие много любви и внимания своим детям, они, в тяжелый период засухи и грозящего голода, бестрепетно могли лишить жизни новорожденного, особенно если у матери в это время все еще сосал грудь старший ребенок.
    В такое время осознание суровых реалий вынуждало племя бросать своих немощных стариков на произвол судьбы. Вообще, надо сказать для этого народа, ведущего трудную жизнь, смерть считалась очень естественной вещью…
  • Дети получают возможность учиться в школах на родном языкев местах проживания.
    А это очень важно. И не только для одного человека, но и для народа в целом.
    При том, что у бушменов ранее не было письменности, а в нашем мире это чрезвычайно важный инструмент, позволяющий постоять за себя и выразить свои желания.

Опыт показал, что ряд моментов от приобщения к цивилизации принес безусловное благо народу бушменов, но есть и весьма сомнительные приобретения .

  • Бушмены познакомились с алкоголем, и это стало одной из серьезных проблем этого народа.
  • Среди них чрезвычайно распространены заболевания туберкулезом, который буквально косит племя, СПИД, причинами смерти часто являются респираторные инфекции и малярия.
    Известный киноактер Н!ксау, последние годы жизни растивший на своей ферме бананы и маис, как оказалось, очень долго болел туберкулезом.
  • Средняя продолжительность жизни людей племени сан, живущих в цивилизации, составляет около 45–50 лет.

Как хорошо и важно оставаться бушменом

Остаться бушменами - означает вести традиционный образ жизни в привычных местах, традиционно воспитывать детей, по мере их подрастания обучать мальчиков охоте, девочек собирательству.

Вот как традиционно проходит у них вечер - любимое время народа сан. Отполыхал закат, черными силуэтами стоят кусты и деревья, наползает фиолетовый туман. В колючих кустах таятся чуткие спрингбоки, в норках дремлют симпатичные сурикаты, где-то в отдалении тявкнул шакал… На стоянке бушменского племени горит костер, вокруг него собрались люди. Ужин съеден, но от огня никто не уходит. Слышен веселый смех, голоса женщин.


Дневные разговоры почти всегда серьезны и кратки - решаются деловые вопросы, разбираются конфликты… Иное дело беседы вечером. Никто не спешит, речь говорящих образна и эмоциональна. Люди делятся чувствами, мыслями, переживаниями… Ребятишки жмутся поближе к старику - уважаемому соплеменнику, слушают разные истории и древние сказки…

Бушмены очень музыкальны и любят петь и танцевать. Вот вокруг женщин, сидящих около рыжего пламени, стали прохаживаться мужчины, прихлопывать и притоптывать. Начинается танец. Ритм ускоряется и вот уже танцоры носятся вокруг костра, поднимая фонтаны песка. Чтобы отбивать ритм, у них на щиколотках бусы из коконов мотыльков, наполненные семенами или мелкими камешками, музыку извлекают из примитивных инструментов типа своего охотничьего лука…


Танцуя, они изображают животных - страуса, лань, кузнечика, сцены охоты, эпизоды сказок и мифов. Те, кому довелось провести вечер у костра народа сан и увидеть бушменские пляски единодушны - они неподражаемы.

Да и бушменские мелодии вполне понятны европейскому уху, поэтому записи их музыки и танцев находят своих почитателей не только среди специалистов.

По нашим стандартам, бытие народа сан малопривлекательно. Ну что это за жизнь! Тем не менее, если спросить бушмена, нравится ли ему жить в пустыне, тот в ответ удивится: «Что за глупый вопрос. Если туда не возвращаться, можно умереть от тоски».

Сан действительно считают, что это правильный образ жизни - для них. Когда они у себя дома, где свободны и счастливы. И это снова подтверждает мысль, что счастье - это состояние ума.

Совместить две крайности

Опыт жизни племен по-новому, когда оставаясь бушменами, они живут так, как все люди, есть. Еще американец Джон Маршалл разрабатывал планы по переходу бушменов дзу/хоанси к занятию скотоводством и земледелием.

А в 1981 году почти за десять лет до того, как Намибия стала независимой, в затерянном мире Nyae Nyae появляются преисполненные оптимизма представители американских неправительственных организаций. Которые отнюдь не считают утопией возможность совмещения былого и современности.

На территории бушменов дзу/хоанси, где были признаны их права собирателей и охотников, создается фермерский кооператив. В его планах - оседлая жизнь, обучение племени новому, в том числе огородничеству под руководством агрономов. А если людей охватит тоска по жизни в пустыне, то вот она привычная жизнь - рядом.

Построен поселок, гараж, небольшая АЗС, кафе, центр для обучения ремеслам. Амбициозным планам нет конца. Лингвист Патрик Диккенс вовсю работает над англо-дзухоанским словарем и над орфографией языка. Вроде бы предусмотрено все…


Возможен ли рай на земле?

А вот, кстати, не возникало ли у вас вопроса, что же так подкачали бушмены? Почему они не додумались в свое время до земледелия? Может, тогда племена банту, пришедшие с севера, их бы и не потеснили?

Нет, бушмены глупцами не были. Дело оказалось в том, что растения, произраставшие тогда на территории Намибии, оказались непригодными для окультуривания. Опыт с ними не прошел и у многоопытных земледельцев банту. Но, надо сказать, что эти племена шли на новые места не с пустыми руками - они запасливо несли с собой семена растений со старой родины, которые здесь прекрасно прижились.

Ну а возвращаясь к эксперименту, приходится сказать правду - не сбылось. Ничего из задуманного в реальности не осуществилось. Скоро не осталось ничего от лукавой мечты. Была разрушена и растащена даже сугубо материальная ее инфраструктура - здания, машины, инструменты. А бушмены кунг так до сих пор и остались охотниками и собирателями.

Африка полна противоречий. Бушмены не единственное племя, населяющее континент, что разрывается между традициями и современностью, с трудом находя свое место в современном обществе.


Чего еще хотят бушмены

Когда-то бушменские племена не имели никаких социальных институтов, как, например, вождей. Сейчас они полноправно участвуют в голосовании, имеют своего представителя в парламенте.

И вот, по сообщению агентства Reuters, представитель бушменов заявил газетчикам о своем намерении просить правительство Намибии вернуть племени земли возле заповедника Этоша, исконное место жизни их предков. Он посетовал, что каждая народность в стране имеет свой дом - то место, куда могут переселиться его постаревшие члены. А у них подобного дома нет…

Но пока правительство весьма прохладно отнеслось к этой просьбе, указав, что слишком долго племя жило вне этих территорий.


Возможный ключ к будущему

По оценкам экспертов почти 60% процентов Сан живут в бедности, хотя это, конечно, в большой степени зависит от региона. Многие молодые бушмены не могут найти работу…

Но бушмены много знают о том, как выжить в пустыне, как добыть огонь, как лечиться растениями. Это знание сегодня кажется устаревшим, но оно вполне способно стать ключом к будущему.

Бушмены могут научить искусству выживания не только подрастающую молодежь своего племени, но и людей западного мира, показав, как мало нужно человеку, чтобы выжить и наслаждаться жизнью без электричества, водопровода и денег. Как можно жить, не оказывая негативного воздействия на окружающую среду.

Новой попыткой сохранить культуру народа явилось создание Живого музея в районе Тсумкве. Благодаря ему значительное число людей сан, ранее страдавших от безработицы и бедности, нашло свое место в жизни. Это уже хорошо. Но музей еще и зарабатывает деньги. Суммы, вырученные от посещения туристов, направляются на поддержку бушменского сообщества.


Туристам же в музее нравится. Они могут посмотреть и сами поучаствовать в строительстве жилища, добывании огня, идентификации лекарственных растений. Ну разве не интересно поучиться стрелять из бушменского лука?

А кто лучше людей племени сан покажет удивительную дикую природу Калахари и ее животный мир? И расскажет про повадки всех обитателей пустыни, начиная с крошечной мышки в траве и заканчивая львами? Желающие могут вместе с бушменами отправиться на охоту…

Интересная статья? Подпишитесь на обновления блога и получите еще больше информации по RSS, Email

БУШМЕНЫ
бушмены (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»), народ, живущий в пустынных областях Намибии и прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также в Танзании. Численность около 75 тыс. человек (1983, оценка).

Английское «бушмен» (англ. Bushman) означает «человек (из) кустов» и иногда считается оскорбительным; однако сами бушмены не имеют общего для всех племён самоназвания, а широко распространённое в ЮАР альтернативное название «сан» (San) является готтентотским (на языке нама) и носит в этом языке пейоративный оттенок («аутсайдер», «чужой»).

Антропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы; относятся к так называемой капоидной расе. Особенностью языков является наличие щелкающих звуков. Особенность национальной кухни заключается в употреблении в еду «бушменского риса» - личинок муравьев.

Время заселения Южной Африки бушменами точно не известно. Предполагается, что это произошло порядка 10-20 тысяч лет назад. Начиная XV века н.э постепенно вытеснялись пришедшими с севера бантуязычными скотоводами вглубь пустыни Калахари. Сильно пострадали от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го, за который было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на фермах. Систематического преследования бушменов не происходило только на территории Ботсваны.

У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, большинство является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены - великолепные рассказчики и сказители. Они неподражаемы в музыке, пантомиме и танце. Простейший музыкальный инструмент - охотничий лук, натянутый с помощью волос животных с прикрепленной пустой дыней или пустой консервной банкой, в качестве резонатора. Коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами, надеваются на щиколотки и отбивают ритм во время танца. В настоящее время многие пытаются снимать на пленку и записывать песни, ритуалы и сказы Бушменов, чтобы сохранить для потомков эту древнюю африканскую культуру.

бушмены

    Группа народов кайсанской этноязыковой семьи, древнейшее коренное население Южной и Восточной Африки.

    Представители этих народов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бушмены

БУШМЕНЫ (от нидерл. bosjesman, букв. - лесной человек) народ, коренное население Юж. и Вост. Африки. Вытеснены в 16-19 вв. народами банту в пустынные районы Намибии (85 тыс. человек, 1992), Ботсваны (35 тыс. человек), Анголы (8 тыс. человек) и Зимбабве (1 тыс. человек). Относятся к бушменской расе. Языки бушменские. Сохраняют традиционные верования.

Бушмены

(англ. bushman, от голл. bosjesman, буквально ≈ лесной человек), древнейшее коренное население Южной и Восточной Африки. Живут в пустынях Калахари и Намиб, в окрестностях впадины Этоша в Намибии, в смежных с ней районах Ботсваны, Анголы и ЮАР; незначительное число в Танзании. Общая численность около 50 тыс. чел. (1967, оценка). Говорят на бушменских языках, а также на языках банту . Некогда Б. были расселены по всей Южной Африке, но были оттеснены переселившимися с С. народами банту и европейскими колонизаторами (с Ю.); последние систематически истребляли Б. Ведут жизнь бродячих охотников и собирателей дикорастущих плодов. Известны как искусные мастера выразительных наскальных росписей. Эти росписи, выполненные минеральными и земляными красками, а также известью и сажей, разведёнными на воде и животном жире, сохранились на территории ЮАР, Лесото, Родезии и Намибии. Датировка древнейших из них связывается с различными теориями происхождения искусства Б. и колеблется от тысячелетий до нескольких сот лет до н. э. Мотивы росписей ≈ реалистически изображенные животные, динамичные, полные экспрессии сцены охоты и боев, человеческие фигуры, сильно вытянутые в пропорциях, фантастические существа. Древнейшие пласты выполнены одной краской (красной или коричневой), позднейшие (конец 19 в.) ≈ полихромные с мягкими переходами тонов.

Лит.: Элленбергер В., Трагический конец бушменов, пер. с франц., М., 1956; Tonque Н., Bushmen paintings, Oxf., 1909.

Википедия

Бушмены

Бушме́ны (сан, са, сонква, масарва, басарва, куа ) - собирательное название, применяемое к нескольким коренным южноафриканским народам охотников-собирателей, говорящих на койсанских языках и относимых к капоидной расе. Общая численность - около 100 тысяч человек. По новейшим данным, обладают наиболее древним этнотипом, носителями древнейшей Y-хромосомной гаплогруппы А.

Примеры употребления слова бушмены в литературе.

Известно, что бушмены в пустыне Калахари при случае решаются приблизиться к кормящемуся прайду, чтобы криками и угрожающими жестами прогнать львов от их добычи.

В той же самой гористой местности некогда нашли убежище бушмены , которые в дальнейшем были вытеснены и отсюда белыми поселенцами.

Безжалостно преследуемые и истребляемые, бушмены стали уходить на запад, в районы, где сама природа могла защитить их от захватчиков - далеко в пески и колючие заросли пустыни Калахари.

Сесил Джон Роде, основатель Родезии, бывший в свое время самым могущественным человеком в Южной Африке, издал закон, согласно которому бушмены и гиеновые собаки должны были отстреливаться при первой встрече с ними, причем и за человеческий скальп, и за собачий хвост выплачивалась денежная премия.

Мирно и с пониманием естественных законов бушмены осваивали отведенную им природой экологическую нишу.

Когда бушмены исчезнут окончательно, они унесут с собой многие секреты происхождения человека.

Существует поверье, что бушмены обладают способностью превращаться в льва.

В этом отношении особенно славятся бушмены клана макаукау, населяющие район Гханзи в Ботсване и вызывающие всеобщий суеверный страх за свое умение осуществлять подобную трансформацию.

Тогда бушмены , спутники Флеттери, обратили его внимание на обитателей хижин: двоих мужчин, двух женщин и нескольких детей.

Собственное население здесь до недавнего времени было немногочисленным, но вместе с армией пришли бушмены из Анголы, обосновавшиеся здесь в силу определенных обстоятельств.

Как я уже упоминал, дар следопытов, которым обладают бушмены , оказался истинным подарком для военных, да и самих бушменов они стали рассматривать как прекрасную находку.

В семидесятых годах коренные обитатели этих районов - бушмены джуваси - постепенно покидали девственный буш и переселялись поближе к административному центру Бушменленда - городку Тсумкве.

Тогда оно отменило предложение создать здесь убежище дикой природы - и весьма неудачно, поскольку в противном случае бушмены могли, как и до нашествия чужаков, стать естественной и неотъемлемой частью природной экосистемы.

Ведь, как я уже упоминал, бушмены нередко грабили львов, забирая у них часть добычи - практика, сохраняющаяся еще и сегодня в некоторых удаленных районах Африки.

Теперь стало ясно, что бушмены племени сан предпринимали рискованные походы через бескрайние просторы пустыни, преодолевая расстояние порядка ста пятидесяти километров до побережья Атлантики и, возвратившись домой, запечатляли на камне то, что им довелось увидеть во время странствий.

Бушмены - властители пустыни

Бушмены - властители пустыни


Бушмены – небольшая группа охотничьих племен Южной Африки. У бушменов сохранились наиболее архаичные формы социально-экономического строя, а вместе с этим и религии. Сейчас бушмены - это уже остатки гораздо более многочисленного древнего населения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческими и скотоводческими народами.


Голландско-бурская и английская колонизация XVII-XIX вв. привела к истреблению и гибели большинства оставшихся к тому времени бушменских племен. Когда-то племена бушменов были разбросаны по всему побережью пустыни Намиб в юго-западной Африке, от берегов реки Кунене до реки Оранжевой, а еще раньше они обитали на большей территории африканского континента.


У бушменов нет понятия частной собственности. Они считают, что все то, что растет и пасется в пределах территории их обитания, принадлежит всем. Эта философия стоила жизни многим тысячам «кустарниковых людей».


За одну убитую бушменами корову убивали 30 бушменов. Затем, когда эта жесточайшая мера не помогла, фермеры-колонизаторы организовали несколько карательных экспедиций против бушменских племен, уничтожая их, как диких зверей. На них устраивали облавы, используя специально притравленных собак, сжигали сухой кустарник вместе со спрятавшимися в нем бушменами. В колодцы, находящиеся в пустыне, которыми пользовались бушмены, сыпали сильнодействующий яд. Вокруг одного из таких колодцев однажды были обнаружены 120 трупов бушменов, попробовавших отравленную воду. Их уничтожали буры, голландцы, немцы, англичане. Это было в начале века, но и в конце его мало что изменилось.


Рыжие африканеры в борьбе против партизан СВАПО широко использовали апробированный метод отравления водоисточников. Партизаны, в их рядах были и представители бушменских племен, прежде чем испить воду из колодца, давали попробовать ее пленным, если таковые были у них на тот момент, или собакам. Не надо негодовать и возмущаться жестокостью чернокожих, растиражированной средствами западной информации, когда отравленная стрела уносит на тот свет отдельных белых поработителей. Европейцы, колонизировавшие Африку, заслуживают такого отношения к себе, если еще не худшего.


Бантуязычные племена Анголы и Намибии – куаньяма, идонго, гереро, амбуела и другие, являясь скотоводами, боготворят своих домашних животных. И если бушмены начинают охотиться на их коров и коз, возникают серьезные проблемы. Потеряв корову, они похищают молодую бушменку, делая ее бесправной «последней» женой, другими словами, полурабыней. Молодые бушменки красивы, большие любительницы танцев и песнопений.


У бушменов нет вождей, как в других африканских племенах. Находясь в условиях постоянного полуголодного бродяжничества по пустыне, они не могли разрешить себе такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, живущих за счет общества. Вместо вождей у бушменов старейшины. Их выбирают из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, и они не пользуются никакими материальными преимуществами.


Вода – основа основ жизни в пустыни Намиб и Калахири. В переводе на русский язык Калахири означает «мучимая жаждой». В пустыне нет воды, но подземные воды всегда есть. Бушмены добывают ее всюду, выкапывая неглубокие ямы, выводя на поверхность с помощью стеблей растений или высасывая влагу через эти стебли. Иногда бушмены отрывают колодцы глубиной в шесть и более метров. В некоторых колодцах вода держится относительно долго, а в других исчезает через несколько дней. Среди бушменов есть старики, умеющие находить исчезнувшую воду.


У каждой группы бушменов в пустыне есть секретные колодцы, тщательно заложенные камнями и засыпанные песком так, чтобы ни малейший признак не выдал место нахождения драгоценнейшего хранилища.


У этих людей есть многое из того, что утратили мы, жители городов. Чувство взаимопомощи у них развито необычайно сильно. Например, ребенок, найдя в пустыне сочный плод, не съест его, хотя никто бы этого и не увидел. Он принесет находку в стойбище, и старшие разделят его поровну. И в то же время, когда племя бушменов откочевывает в новый район в поисках диких животных и растений, глубокие старики, не способные идти вместе с племенем, остаются на старом месте, их бросают, чтобы не тащить по пустыне: «Незачем ждать много лун подряд, пока старик или старуха умрет или поправится».


Бушмены верят в загробную жизнь и очень боятся умерших. У них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, но культа предков, господствующего у более развитых африканских племен, у них нет.


Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа – промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращаются к разным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественным существам. Вот одна из таких молитв: «О луна! Там, в высоте, помоги мне убить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразить газель, этой стрелой, этой стрелой. Помоги мне наполнить желудок».


С такой же молитвой обращаются бушмены к кузнечику-богомолу, который называется цг‘аанг или же цг‘аанген, то есть господин. «Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда у меня сытый желудок. Господин! Пошли мне самца гну!»


Язык у бушменов очень труден для произношения европейцам. У них нет числительных: один и все, а дальше – много. Говорят они между собой очень тихо, видимо, привычка первобытных охотников, чтобы не вспугнуть дичь.


Кочуя по пустыне в поисках съедобных растений или преследуя антилоп, бушмены не задерживаются на одном месте. Там, где их застает ночь, они роют неглубокую яму, с наветренной стороны строят заслон из травы, хвороста, веток кустарника и укладываются на ночлег. Обычно свой табор они устраивают среди кустарника, за что, видимо, и получили от европейцев название – «кустарниковые люди», то есть бушмены. Постоянное жилье бушменов незначительно отличается от временного. Они строят его, используя те же подсобные материалы с применением шкур антилоп. Бушмены – кочевники, и когда иссякает пища, они покидают это место и уходят в поисках ее дальше.


Устроив новое стойбище, женщины совершают большие переходы в поисках страусовых яиц. Их содержимое аккуратно выпускают через маленькое отверстие, проделанное каменным шилом, а скорлупу оплетают травой. Из страусового яйца бушмены изготовляют фляги для воды, без которой ни один бушмен не отправится в путь. Дети вместе с матерями собирают осколки скорлупы от яиц (после вылупления страусят), тщательно их шлифуют, придавая овальную форму, острой костью просверливают отверстие в центре овала и нанизывают на сухожилие. Таким образом изготовляют бусы, серьги, подвески и мониста. Используют также при выделке шкуры диких животных, украшая орнаментом.


У бушменов нет своего скота, поэтому не умеют обращаться с домашними животными. Лишь те из них, кто работал на фазендах и фермах белых, научились, например, доить коров. Если представляется возможность, бушмены сосут молоко коров и коз прямо из вымени. Бывают случаи, когда бушмены находят в пустыне самок антилоп орикса и сосут молоко вместе с телком. Случай невероятный, но такое взаимопонимание имеет место. Они объясняют это «пониманием антилопы желаний бушмена, просящего молоко».


Никто в Африке не может сравниться с бушменами своим знанием природы. Бушмены – непревзойденные охотники и следопыты, художники и знатоки змей, насекомых и растений. Они лучшие танцовщики, наделенные удивительной способностью к подражанию. Существует поверье, что бушмены понимают «язык» бабуинов (павианов). Понятно, язык бушменов ничего общего не имеет с «языком» бабуинов, но все же это первобытный, древний язык, его нельзя отнести ни к какой языковой группе.


Однажды, наблюдая в оптику за действиями бушмена при общении с самкой орикса, я подумал, что наши далекие предки, видимо, вот так же, как этот бушмен, жили среди дикой природы и приручили собаку, корову, козу, лошадь, свинью и других животных, которые сейчас называются домашними. Наши выдающиеся зоологи и охотоведы делали и делают тщетные попытки приручить диких животных, например лося, зубра, волка, но результаты их усилий мизерные – от человека не так «пахнет». Видимо, разорваны незримые нити, связывающие человека с животным миром, с природой. Мне показалось, что, займись сейчас бушмены «плановым одомашниванием» диких животных, они бы получили феноменальные результаты. Цивилизованный человек не ладит с пугливыми дикими животными, их могут с успехом одомашнить только люди, стоящие на той же ступени, что и наши далекие предки, приручившие теперешних домашних животных.


Современные исследователи Африки называют бушменов «властителями пустыни». С этим трудно не согласиться. Мы же их в шутку называли «примитивными коммунистами».


В естественных условиях бушмены физически самые крепкие люди, с которыми когда-либо приходилось сталкиваться врачам. Мне вспоминается случай, когда раненного в живот бушмена товарищи по оружию на импровизированных носилках тащили «семь лун» (семь суток), после чего только через двадцать часов представилась возможность его оперировать. Наш хирург вырезал полтора метра кишок, зашить же не представлялось возможным. По словам хирурга, с таким ранением белый погиб бы через 24 часа. Бушмен перенес операцию, и через две недели его можно было видеть среди выздоравливающих, весело болтавшим и пританцовывающим.


Бушмены не придают значения даже серьезным ранениям. Врачи иногда делали операции без наркоза, и в это время оперируемые бушмены оживленно переговаривались.


В одном поселении бушменов мы увидели старого бушмена-инвалида, у него не было ступни. В детстве он попал ногой в стальной капкан. Бушмен понимал, что если он не освободится из него, то станет добычей леопарда. Разжать стальные дуги капкана у него не было сил, и он отрезал по сухожилию свою ступню. Потерял много крови, но остался жив.


О живучести бушменов говорит и тот факт, что, когда группа бушменов кочует по пустыне и в этот момент одну из бушменок застают роды, она просто на некоторое время покидает группу, а затем с родившимся ребенком догоняет ушедших вперед сородичей.


Бушменки кормят грудью детей несколько лет, и до следующих родов он сосет грудь матери, а следующие роды могут быть через три или четыре года. По законам пустыни мать бушменка убивает новорожденного, если он родился раньше указанного времени, чтобы дать возможность выжить предыдущему ребенку.


Бушмены не имеют своего скота, мясо они добывают эпизодически, а ягод, кореньев, ящериц и термитов им тоже не хватает.


Среди бушменов отмечается большая детская смертность. В отличие от скотоводческих африканских племен, где может быть до восьми жен, в семье бушмена можно встретить 2-3 детей, причем разница в возрасте между ними значительная. Семьи, где было бы 5 детей – большая редкость. Но выжившие дети становятся почти неуязвимыми к болезням и легко переносят голод, если случается.


Бушмены не болеют эпидемическими болезнями, поражающими европейцев, если живут свободно. У них есть свои лекарственные травы и коренья. От головной боли, например, они используют корни специальных растений, греют на костре и прикладывают к голове.


В пищу бушмены используют все. Пекут на углях саранчу и крылатых термитов, ящериц, гусениц и многоножек. Едят корни и плоды дикоросов, но самое любимое блюдо бушменов – мясо. Если оно есть у бушмена – это счастье. А аппетит у него отменный: несмотря на очень низкий рост и хилое телосложение, желудок бушмена может вместить невероятное количество мяса. Он способен, видимо, растягиваться, как резиновая камера. Антилопу средних размеров семья бушменов может съесть за один прием, едят, как волки, несколько часов.


Для бушменских женщин характерна стеатопигия – несоразмерно развитые ягодицы и бедра. Сама природа позаботилась, чтобы на бедрах и ягодицах бушменок был большой слой подкожного жира, который способствует выживанию в голодное время.


Ни один народ не смог бы жить в тех условиях, в которых живут бушмены: голая пустыня, где нет воды и пищи, температура днем держится на отметке +50 С. Уши опухают от испепеляющего солнца пустыни и становятся похожими на разварившиеся вареники, из-за нестерпимой жары во рту появляется «известковая» сухость. Все время тебя преследуют миражи: то изумрудные рощи, то бирюзовые озера. И в этих забытых Богом диких местах находишь вдруг следы, но это уже не мираж. Это следы бушменов, которые постоянно живут в этих местах.


Даже дети, которых матери несут на спине, поскольку они еще слишком малы, чтобы самостоятельно идти вместе с родителями, могут пить горькую и вонючую воду, как антилопы, потому что знают – расстояние между этим и следующими источниками воды очень большое. В саванне во время сухого сезона, когда в течение шести месяцев с неба не упадет ни одной капли воды, все источники высыхают. Остаются лишь отдельные ямы, подступы к ним испещрены следами различных животных – и крупных, и мелких. Вода в этих ямах становится буро-зеленого цвета. К ней идут, летят и ползут утолить жажду все: слоны, буйволы и жирафы, аисты и вороны, ящерицы и вараны, мухи и пауки. Я не знаю, сколько в ней всяких «палочек» и «столбиков». Один раз можно все же испить эту жижу, но всю жизнь? Это просто невероятно, а бушмены пьют, живут и здравствуют.


Бушмены знают противоядия против ядовитых змей и скорпионов. Некоторые бушмены глотают яд ядовитых змей и скорпионов, тем самым вырабатывая иммунитет. От укусов ядовитых гадов они используют корень ползучего растения. Называют они это растение зоокам. Семена его они тоже используют как противоядие. На месте укуса делается разрез ткани. Тот, кто отсасывает яд, если это не может сделать укушенный, пережевывает во рту этот корень, превращая его в кашицу, оставляет во рту и высасывает яд из разреза раны. Бушмены носят этот корень всегда с собой на шее в специальной сумочке, чтобы незамедлительно использовать в случае укуса.


Для охоты на диких зверей бушмены широко используют отравленные наконечники стрел. Их они смазывают. Стрелы со смазанными змеиным ядом наконечниками, являются грозным оружием. Ни одному животному не удается выжить, если этот яд попадает в кровь.


Каждое племя бушменов имеет свои рецепты приготовления ядов. Кочуя по саванне и пустыне, бушмены отыскивают растения, необходимые для их изготовления. Компонентами яда могут служить и совсем неядовитые растения, но смешивая сок, пыльцу этих растений с другими, получаются смертоносные рецепты, не уступающие по своей силе яду кобры или мамбы.


Бушмены, добывающие дичь при помощи отравленных стрел, не всегда вырезают место, куда попала стрела: они считают, что мясо вокруг раны наиболее вкусное.


Стрелы бушменов без оперения. Они подкрадываются к животному на очень близкое расстояние и пускают стрелы. На короткой дистанции они, не теряя направления, точно попадают в цель.


Отравленные наконечники некоторые бушмены делают из кости, но большинство используют для охоты металлические, хранят и носят в специальных пеналах или кожаных сумках. При стрельбе они соединяют наконечник стрелы с древком, которое может быть из тростника или выточенного дерева. Стрелы у всех охотников юга Африки – это настоящее произведение искусства. Тонкие, легкие, выточенные из дерева, с нанесенным орнаментом темно-коричневого или цвета охры. Луки же примитивные, но надежные.


Натягивают бушмены тетиву двумя пальцами: указательным и средним. Бушмены учили меня стрельбе из своих луков. Сначала мне казалось, что это очень просто, и я попробовал натянуть тетиву большим и указательным пальцами, но из этого ничего не получилось. Лук достаточно тугой, и таким способом натянуть его у меня не хватило сил. Они показали, как надо натягивать лук, и у меня получилось – стрела полетела в сторону цели. Чтобы обращаться с бушменским луком, нужна длительная тренировка и навык.


Съемные наконечники бушмены используют, чтобы надежнее поразить добычу.


Бушмены охотятся и скрадывают животное в кустарнике (буше), и при жестком соединении наконечника с древком стрела может выпасть из тела животного, которое после ранения несется по кустам, цепляя стрелой за сучья и ветки. Наконечник же, насаженный свободно на древко, всегда остается в теле, и яд надежно отравляет кровь жертвы.


У этого племени существует интересный способ отравлять копытных, в основном антилоп, которые приходят на водопой. Для этого они используют ядовитое растение зупорбия канделабра. Источник воды бушмены загораживают забором из сухого колючего кустарника, рядом с ним роют яму в земле и по канавке заполняют водой, набрасав туда ветки ядовитого растения. Выделяющийся сок покрывает воду пеной. Антилопы приходят к источнику, и, видя заграждение, начинают тыкаться в поисках подступа к воде. Найдя ее, пьют из отравленной лужи. Все зависит от количества воды и веток зупорбии. Если яда достаточно, то антилопа может пасть недалеко от источника. Добычей становятся даже такие крупные животные, как зебра или антилопа гну. Мясо отравленных таким способом животных не ядовито.


Охотясь на страусов, антилоп, зебр, бушмен всегда использует соответствующую маскировку и свою способность подражать движениям животных. Для страусов он использует их шкуру. Высоко подняв на палке голову птицы, входит в центр стаи страусов, на ходу передергивая перьями, как это делают птицы.


Скрадывая антилоп, бушмен обязательно использует куст сухой травы или кустарника, такого, какой окружает пасущихся антилоп. Охотясь, бушмен проявляет исключительное терпение. Если он ранил антилопу, преследует ее иногда в течение нескольких дней, но никогда не расстанется со своим трофеем. При этом он тропит зверя без отдыха, находя следы даже на каменистом грунте, где практически ничего не видно.


Бушмены никогда не держали скота. Единственным домашним животным, которое всегда сопровождает бушмена, является собака. Видимо, это животное служит бушмену тысячелетия. Бушменские собаки – это дворняжки светло-коричневого окраса, с темным или черным ремнем на спине, со стоячими ушами, продолговатой мордой, величиной с нашу русскую гончую. Собака злобная. Безмолвно бушмен и его собака передвигаются по пустыне, как тени. Почуяв опасность, собака лишь слегка тявкнет, предупреждая хозяина.


Бушмены относятся к самым низкорослым народам на земле, но они не карлики. Очень пропорционально сложены, их физическая сила несоразмерно велика по сравнению с их ростом. Бушмены чем-то похожи на монголоидов из-за своих глаз. Знойный климат сделал их глаза узкими и собрал вокруг них характерные складки. Цвет кожи у них варьирует между темно-желтым и шоколадным. У мужчин на лице редкие усы и бородка.


Бушмены, работающие на сельскохозяйственных фермах, научились ловко ездить верхом на лошадях и на них охотятся на антилоп. Нагнав животное, бушмен на полном скаку спрыгивает с лошади и сыромятным ремнем душит свою добычу. Они удивительно быстро научились пахать, управлять волами.


Бушмены не такие уж простаки, какими бы первобытными они ни были. Когда спросили одного древнего бушмена, сколько ему лет, старик ответил: «Я молод, как самое прекрасное желание моей души, и стар, как все несбывшиеся мечты моей жизни».


В настоящее время бушмены не занимаются живописью и ничего не могут сказать о рисунках, оставленных их предками. Однако есть достоверные данные, что еще в конце позапрошлого и начале прошлого столетия бушмены занимались рисованием. В многочисленных пещерах находятся изумительные наскальные рисунки неизвестных художников. На стенах изображены буйволы, огромные черные фигуры людей, газели и птицы, страусы и гепарды, антилопы канна. Поздние художники добавляли к ним других персонажей: людей с мордой крокодила, полулюдей-полуобезьян, танцующих людей и ушастых змей. Эти наскальные рисунки представляют собой самые реалистические изображения, известные ученым.


По своей природе бушмены очень правдивы. Они не умеют лгать и лицемерить. Долго помнят обиды. У бушменов нет точного представления о времени, они не знают, что такое деньги, не заглядывают в будущее. Если у них есть вода и мясо, в Африке нет более счастливых людей, чем бушмены. Это настоящие дети дикой природы.


Оставь бушмена одного в пустыне, голого, с пустыми руками, и он раздобудет себе пищу, воду, одежду, высечет огонь и будет жить обычной жизнью.


Когда видишь бушменов в их родной обстановке, ты видишь своих далеких предков.


Материал: http://saga.ua/43_articles_showarticle_1239.html

  • Оглавление раздела: Народы Земли
  • Читать: Пигмеи из Африки

Бушмены - в переводе значит лесные люди (англ. bushman, от голл. bosjeman, boschiman - «лесной человек»). Английское слово «бушмен» (Bushman) в точном переводе означает «человек из кустов» и иногда считается оскорбительным. В то же время у самих бушменов нет общего самоназвания для всех племён этого народа. На территории ЮАР широко распространено альтернативное название бушменов - «сан» (San). По происхождению оно является готтентотским, т.е. из языка нама. В этом языке слово «сан» носит пейоративный оттенок, и его можно трактовать как «аутсайдер» или «чужой». Этот народ, численность которого около 75 тыс. человек, проживает в основном в пустынных областях Намибии, а также прилегающих районах ЮАР, Ботсваны, Анголы, а также встречаются они и в Танзании.

по ряду антропологических признаков отличаются от негроидов, так как имеют более светлую кожу, у них тонкие не мясистые губы. На основании этих и других признаков они относятся к так называемой капоидной расе. Характерная особенность их языков - это наличие особых щелкающих звуков. А среди характерных особенностей национальной кухни следует отметить регулярно употребление в пищу личинок муравьев, так называемого «бушменского риса».

В какие времена бушмены заселили Южную Африки, к настоящему времени точно определить не удалось. По одной из версий, это произошло предположительно порядка 10-20 тысяч лет назад. А начиная XV века бушмены стали постепенно вытесняться вглубь пустыни Калахари пришедшими с севера бантуязычными племенами-скотоводами. Но особенно сильно пострадали бушменские племена от европейских колонизаторов в период с середины XVII века по начало XX-го. За это время европейцами было уничтожено порядка 200 000 человек аборигенного населения. Выжившие бушменские племена либо уходили вглубь пустыни, либо становились рабами на многочисленных фермах. И только на территории Ботсваны не происходило систематического преследования бушменов.

У бушменов, в отличие от других африканских племен, другой общинный устрой - у них нет вождей. Бушмены, постоянно находясь в условиях полуголодного бродяжничества по пустынным районам, просто не не могли себе разрешить такую роскошь, как существование вождей, колдунов и знахарей, которые обычно живут за счет остальных членов общества. Поэтому у бушменов вместо вождей есть старейшины. Это выборная должность, а выбирают старейшин из числа наиболее авторитетных, умных, опытных членов рода, при этом они не пользуются никакими материальными преимуществами.

Следует отметить, что бушмены верят в загробную жизнь, при этом они очень боятся умерших. Пэтому у них существуют особые обряды захоронения покойников в землю, а вот культа предков, характерного для более развитых африканских племен, у них нет.

В настоящее время многое изменилось, поэтому очень немногие бушмены сохраняют традиционных образ жизни, а большинство из них является рабочими на фермерских хозяйствах.

Бушмены известны как великолепные рассказчики и сказители, они неподражаемые в музыке, а также танце и пантомиме. Их простейший музыкальный инструмент - обычный охотничий лук, в котором в качестве тетевы натянуты волосы животных, с прикрепленной пустой дыней или даже пустой консервной банкой, выполняющих роль резонатора. Во время танца бушмены надеваются на щиколотки сухие и пустые коконы мотыльков, скрепленные как бусы и наполненные камешками или семенами - ими они отбивают ритм.