Канализация

Пояснительные конструкции в русском языке. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

Пояснительные конструкции в русском языке. Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

План урока по русскому языку в 11 классе.

Тема урока: Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения.

Цель урока: 1) обобщить и углубить знания по теме;

2) тренировать умения выделять на письме уточняющие, пояснительные и

присоединительные конструкции. Формировать навыки распознавания и выделения уточняющих членов знаками препинания, предостеречь от возможных ошибок в определении уточняющих членов.

3) воспитывать любовь к природе на материале текстов упражнений.

Оборудование: таблица «Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены пр-ния», проектор, карточки с заданиями.

I . Организационный момент.

    Проверка дом задания.

    Лингвистическая разминка.

1.Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык более точный показатель человеческих качеств и культуры».

Учащиеся определяют главную мысль высказывания и приходят к выводу: человек должен стремиться овладеть орфоэпическими нормами, чтобы быть культурным и образованным.

Учащимся предлагается рассмотреть слова, сформулировать задание, дать правильный ответ.

1) врУчат 3) пОнявший

2) мозаИчный 4) завсегдатАй

Значение какого слова вам непонятно?

Обращаемся к толковому словарю:

Завсегдатай – частый, постоянный посетитель.

Мозаичный – состоящий из пёстрых, цветных элементов, разнородных частей.

II . Актуализация знаний.

1. Беседа с учащимися.

Что такое предложение как синтаксическая единица языка?

В чём отличие между словосочетанием и предложением?

2. Вспомним! Терминологический диктант.

Какое слово соответствует следующему термину:

1) Это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? Чей? и обозначающий признак предмета. (определение)

2) Это второстепенный член предложения, выраженный существительным, но отвечающий на вопросы какой? какая? (приложение)

3) Это второстепенный член предложения, обозначающий место, время, причину, цель и другие, и отвечающий на вопросы где? Куда? Когда? Зачем? Откуда? (обстоятельство)

Что характерно с точки зрения синтаксиса для этих второстепенных членов? (могут обособляться)

3. Дать связный ответ: при каких условиях могут обособляться определения и обстоятельства.

III . Изучение нового материала.

А какую характеристику вы бы дали предложению:

На востоке, за волнистой линией холмов, разрастался тёмно – золотой свет луны, готовой взойти.

Учащиеся разбирают предложение по членам, объясняют постановку знаков препинания и приходят к выводу, что в данном предложении есть обособленные члены предложения.

2. Формулируют тему сегодняшнего урока. Определяем коллективно задачи урока.

Знакомство с термином «уточнение».

Уточнение – это ограничение объёма понятия, то есть переход от более широкого понятия к более узкому.

Раз­ли­чие между уточ­ня­ю­щи­ми и по­яс­ни­тель­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что уточ­не­ние – это пе­ре­ход от более ши­ро­ко­го по­ня­тия к более уз­ко­му , а по­яс­не­ние – это обо­зна­че­ние од­но­го и того же по­ня­тия дру­ги­ми сло­ва­ми.

Обособ­ля­ют­ся при­со­еди­ни­тель­ные кон­струк­ции, ко­то­рые со­дер­жат до­пол­ни­тель­ные за­ме­ча­ния или разъ­яс­не­ния, вво­ди­мые в се­ре­ди­ну или в конец пред­ло­же­ния. Такие кон­струк­ции обыч­но при­со­еди­ня­ют­ся сло­ва­ми даже, осо­бен­но, в осо­бен­но­сти, на­при­мер, в част­но­сти, глав­ным об­ра­зом, в том числе, при­том, и при­том, и (в зна­че­нии «и при­том»), да, да и, да и во­об­ще и др.

IV . Анализ предложений.

1. Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил. (+)

2. Он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза. (-)

3. В урожайные, или грибные, годы грибы часто попадаются кучками, семьями, даже растут двойничками. (=).

4. В середине августа, перед рождением молодого месяца, наступали отвратительные погоды. (=).

5. Я добрался до большого села с каменной церковью в новом вкусе, то есть с колоннами. (=)

6. Сбавили мы ход, и счастливо. (+).

2). Смысловые отношения, реализуемые уточняющими, пояснительными и присоединительными членами.

Между уточняемым и уточняющим членами всегда существуют отношения общего и частного .

Например:

Я сидел в березовой роще осенью, в первой половине октября.

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака « - ».

Пояснительный член предложения разъясняет смысл предшествующего слова, называет то же понятие другим словом или словами.

Например:

Одесский базар, или привоз, жил своей шумной жизнью.

Логически эти отношения можно выразить с помошью знака «=».

Присоединительный член предложения присоединяется к сказанному добавочное замечание, разъяснение .

Например:

Все, что ты говоришь, известно мне, да и им, пожалуй.

Логически эти отношения можно выразить с помощью знака «+».

V . Закрепление изученного материала.

1. Объяснительный диктант

Подчеркнуть грамматические основы и уточняющие члены предложения. Расставить знаки препинания.

1. Где –то там в двух километрах отсюда среди мшар скрывается Чёрное озеро. 2. Летом вечерними зорями на вершину кургана слетает из подоблачных вершин степной беркут. 3. В лесу водятся дикие голуби или горлинки. 4. Приеду осенью а точнее в октябре. 5. Байкал славен и свят другим своей чудесной животворной силой.

2. Работа в парах

Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.

1. Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.

2. Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.

3. Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.

4. Босая она быстро сошла вниз.

5. Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.

6. Остановившись он долго рассматривал след.

Ответ: 1, 4 2, 6 3, 5

3. Предупредительный диктант. Вставьте уточняющие, поясняющие и присоединительные конструкции

В Дремовом лесу растет вековая сосна. Летом она служит ориентиром кладоискателям. Утром можно увидеть, как тень от нее падает на восток. В тридцати пяти шагах от Лысого холма находится клад. Поляна заросшая земляникой и грибами расположена у южного склона холма.

4.Объяснительный диктант. Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими к стоящим перед ними словам.

1. Утром в трех километрах от города часов в шесть вечера в прошлом году или изморозь

5. Творческий диктант Вставьте присоединительные придаточные.

1. Пятого-шестого мая приеду в Петербург, о чем я уже писал художнику.

2. Гусь взял в клюв веревочку и потянул её, отчего раздался оглушительный выстрел.

3. Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

4. Пишу я здесь гораздо меньше, чего и следовало ожидать. (Чехов)

6. Цифровой диктант

Уточняющие Пояснительные Присоединительные

7, 3, 4, 6 9, 2, 5, 10 1, 11, 12, 8

1.Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами, так что сбиться было невозможно

2. Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда

3. Даже любимцы царя, преображенцы, чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём.

4. Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы

5. Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке

6. Она встряхнула волосами и кокетливо, (как именно?) почти с вызовом, шагнула вперед, в зал;

7. Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах...

8. Уже очень поздно теперь, да и не к чему возвращаться к этому вопросу.

9. ...Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы дней десять тому назад

10. Корень, или главная часть родственных слов, составляет семантическое ядро однокоренных слов.

11. Дорогу ремонтировали, что затрудняло движение транспорта.

12. Выбирайте работу по своему вкусу, отчего и жизнь будет интересной и наполненной.

VI . Рефлексия

Какие трудности вы испытывали при повторении сегодняшнего материала?

Над какими пунктограммами мы работали на уроке?

    Дом задание : упр. 440 (6 предложений), стр. 308, п. 89.

1. Утром в трех километрах от города приземлился пассажирский самолет. По главной улице часов в шесть вечера шли трое молодых людей. 3. В нашем городе в прошлом году ученые сделали важное открытие. 4. Туман, или изморозь , мешали дальнейшему продвижению колонны.

3. Морозы стояли лютые.

Задание 1. Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими к стоящим перед ними словам.

1. Утром в трех километрах от города приземлился пассажирский самолет. По главной улице часов в шесть вечера шли трое молодых людей. 3. В нашем городе в прошлом году ученые сделали важное открытие. 4. Туман, или изморозь , мешали дальнейшему продвижению колонны.

Задание 2. Творческий диктант Вставьте присоединительные придаточные.

1. Пятого-шестого мая приеду в Петербург.

2. Гусь взял в клюв веревочку и потянул её.

3. Морозы стояли лютые.

4. Пишу я здесь гораздо меньше.

Задание 1. Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими к стоящим перед ними словам.

1. Утром в трех километрах от города приземлился пассажирский самолет. По главной улице часов в шесть вечера шли трое молодых людей. 3. В нашем городе в прошлом году ученые сделали важное открытие. 4. Туман, или изморозь , мешали дальнейшему продвижению колонны.

Задание 2. Творческий диктант Вставьте присоединительные придаточные.

1. Пятого-шестого мая приеду в Петербург.

2. Гусь взял в клюв веревочку и потянул её.

3. Морозы стояли лютые.

4. Пишу я здесь гораздо меньше.

Задание 1. Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими к стоящим перед ними словам.

1. Утром в трех километрах от города приземлился пассажирский самолет. По главной улице часов в шесть вечера шли трое молодых людей. 3. В нашем городе в прошлом году ученые сделали важное открытие. 4. Туман, или изморозь , мешали дальнейшему продвижению колонны.

Задание 2. Творческий диктант Вставьте присоединительные придаточные.

1. Пятого-шестого мая приеду в Петербург.

2. Гусь взял в клюв веревочку и потянул её.

3. Морозы стояли лютые.

4. Пишу я здесь гораздо меньше.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: Там, в горах , повалил снег (Т. Толст.); Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном , на природе (Леон.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Через часа три или четыре, поближе к сумеркам , в стороне от дороги в поле как из-под земли выросли две фигуры (Б. Паст.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); Так, в беспорядке и среди постоянных загадок , прошла жизнь Юры, часто на руках у чужих (Б. Паст.); Темнело быстро, по-осеннему (Пауст.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.).

Примечание. Уточняющий смысл члена предложения может возникнуть в условиях контекста, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временно?е значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временно?е значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения знаками не требуют, ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал

Уточняющими могут быть определения (обычно уточнения касаются размера, цвета, возраста) и приложения: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Катер шел, всё время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.); Степанида жила в большом, на две семьи , доме вдвоем с племянницей Галькой (Расп.); Молодой человек, лет под тридцать , сидел на скамейке и читал газету (газ.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.). (См. также § 59, 61.)

§ 80. Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире : Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах - без пьедесталов - в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (В. Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточнение в нерасчлененном односоставном предложении.

§ 81. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов - см. § 91 - или в сочетании с а употребляются в значении союза, вводящего уточнение). Запятая ставится только перед этими словами, которые не отделяются от уточняющего члена предложения. Ср.: Приду вечером, точнее в девять часов - вводное слово при уточнении; Приеду осенью, а точнее в октябре - союзное сочетание; Он переутомился, а вернее болен ; Отчет о том, каких высот, а точнее глубин удалось добиться в познании природы… (газ.).

§ 82. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми . В отличие от уточняющих членов предложения, которые по своему значению неравнозначны уточняемым членам (они сужают уточняемое понятие), пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому. Они являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения обычно имеют указание на их пояснительный характер, т. е. сопровождаются специальными союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть»: Но в это время, то есть на рассвете субботы , не спал целый этаж в одном из московских учреждений (Булг.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); Недалеко от вас, а именно в деревне Пестрове , происходят прискорбные факты (Ч); Дом наш в Печатниковом расселили десять лет тому назад, а именно в шестьдесят восьмом году (Улиц.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.).

Примечание. Слово именно может выступать и в качестве частицы: Именно его я жду сегодня (выражение идентификации); Он вечный друг - именно так! (выражение уверенного подтверждения).

При наличии слов, обязательно требующих раскрытия (пояснения) значения, ставится тире: Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Т.); Цель, поставленная перед отрядом, была одна - до рассвета дойти до леса; Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой (Расп.). В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз (можно вставить а именно ). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях с достаточно определенными по значению словами, но нуждающимися в пояснении с точки зрения пишущего: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная - до рассвета дойти до леса; Погода-то самая подходящая - пурга (П. Нил.).

Примечание. В подобных случаях при более подчеркнутом пояснении может употребляться и двоеточие : Все они [письма] о главном: перестройке в нашей жизни (газ.); Настроение одно: скорее добраться до дома (газ.).

§ 83. Пояснительные согласованные определения не выделяются, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой . Пояснение возникает при особых по значению определениях - они имеют общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Бар.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.) (см. § 41).

Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется: Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола (Булг.).

Пояснительный характер второго определения может быть обнаружен и при сочетании контекстуальных синонимов: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами (Пауст.) - высокий берег не может быть пологим (высокий, т. е. крутой).

Пояснение может возникнуть и в случае, когда первое определение достаточно конкретно (например, выражено числительным), а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) - т. е. тридцатая, оказавшаяся последней.

§ 84. Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.: Было очень тепло, даже жарко (Чак.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов… (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого - тайны или предчувствия ее - и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Словари, в частности толковые , должны широко использоваться в учебном процессе; В выходные можно отдохнуть, например поехать за город ; Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); Студенты вузов, да и многие школьники , приняли участие в Олимпиаде (о словах в частности, например см. также § 93).

Возможно выделение присоединительных членов и при помощи тире , особенно в конечной позиции: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.).

Примечание. Перед сочетанием да и запятая не ставится: а) если оно имеет соединительное значение: Поехал в город да и не вернулся ; Думал, думал да и надумал ; б) в выражении нет-нет да и при указании на нерегулярность действия: Нет-нет да и послышится голос кукушки ; в) если включается в сочетание глаголов типа Взял да и приехал со значением неожиданности.

§ 85. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных вводящих слов и выступающие в качестве разъясняющих добавочных сообщений, отделяются знаком тире . Они стоят в конце предложения: Старуха приняла кончину шарика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова (Шукш.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу - к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

Примечание. При отсутствии значения добавочного сообщения такие члены предложения не требуют выделения. Ср.: Он даже не умывался, а шел сразу во двор колоть дрова ; Лестницы тоже исчезнут до следующего раза .

§ 86. При расчленении предложения (при парцелляции) для усиления их значения присоединительные члены предложения могут отделяться точкой (см. § 9, 32, 66). Ср.: Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу. К докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой ; Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (Шукш.); В этих книгах ключ ко всему. Ко всей жизни (Н. Ил.); Трое, пришедшие к ней в тот вечер, вели долгий разговор о политике. О науке. О ведомственных дотациях (Мак.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

РАЗДЕЛ 7 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

7.13. Знаки препинания в конце предложения Знаки препинания – это графические знаки, которые ставятся на письме между словами и словосочетаниями, служащие для обозначения смысловой законченности отдельных отрезков текста, а также для интонационного и синтаксического

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин). Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

XX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак. При восклицательной

Из книги автора

Знаки препинания в начале предложения § 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие:Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Из книги автора

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов § 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел

Из книги автора

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами § 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак-подледник бывает разный: рыбак-пенсионер, рыбак - рабочий и служащий,

Из книги автора

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения § 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (П.); Плыли, плыли в синей смутной глубине

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ

Из книги автора

при уточняющих членах предложения запятыепри уточняющих обстоятельствах § 79при уточняющих определениях § 79, § 59при уточняющих приложениях § 79, § 61при уточняющих членах предложения со словами вернее, точнее, иначе § 81тирепри уточняющих членах для особого выделения

Из книги автора

при пояснительных членах предложения запятыепри членах предложения с союзами то есть, а именно, или (в значении «то есть») § 82тирепри членах предложения со словами, требующими раскрытия (пояснения) значения § 82запятая не ставитсяпосле согласованных определений,

Из книги автора

при присоединительных членах предложения запятыепри членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и вообще, тоже, и тоже и др. § 84запятая не ставитсяперед сочетанием

Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 23. Пояснительные конструкции

1. Слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения, отделяются или выделяются знаками препинания. Различие между уточняющими и пояснительными членами предложения заключается в том, что если уточнение - это переход от более широкого понятия к более узкому (см. § 22), то пояснение - это обозначение одного и того же понятия другими словами.

Перед пояснительным членом предложения обычно стоят слова именно, а именно, то есть (при их отсутствии в предложении эти слова могут быть вставлены): Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками (П.); Иногда что-нибудь хочется сделать - почитать (Г.); Мы доехали на своих лошадях в возке, то есть в крытой рогожею повозке (Акс.); На другой день я с пятью якутами переправился через Лену, то есть через узенькие протоки, разделявшие бесчисленные острова (Гонч.); В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам (Дост.); В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других (Л.Т.); Ему представился свой дом - шесть больших комнат (М.Г.); Третьего дня, то бишь на той неделе, сказываю я старосте… (Сл.); У деда Семёна была своя золотая и несбывшаяся мечта - стать столяром (Пауст.).

Другие примеры: Эти птицы [стенолазы] добывают свой корм исключительно в воздухе - питаются летающими насекомыми; Он обладает особой способностью - всё делать вовремя; Эти выводы следует расширить, а именно добавить другие возможные варианты; В докладе приводится сопоставление производственных результатов и затрат на производство в стоимостной, то есть денежной, форме; Нужны были и другие краски, а именно светлые.

Пояснительным может быть не только член предложения, но и целое предложение: При этом необходимо учитывать одно важное обстоятельство, а именно: нельзя нарушать экологическое равновесие.

Как показывают некоторые из приведенных примеров, вместо запятой перед пояснительным членом предложения (при отсутствии пояснительного союза) часто ставится тире: Разговор шёл один - о погоде; Было ещё одно препятствие на пути учёных - суеверие островитян; Профессия его была самая мирная - учитель; На выполнение работы потребовалось меньше, чем мы ожидали, - два месяца; То ли он решил, что ошибся - честного человека не распознал, то ли по другой причине, но он охотно выполнил просьбу.

Возможна постановка двоеточия (чтобы избежать двух тире): Предложен и другой путь: …использование некоторых видов морских растений - водорослей, богатых многими ценными веществами.

2. Пояснительные члены предложения могут присоединяться союзом или («то есть»): Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок (Акс.); Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда, где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм (Гонч.); Вдруг она [лошадь] оборвалась и села в водомоину, или канаву (Л.Т.); …Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы (Ч.); По всей ширине Лены торчали в разных направлениях огромные льдины, или, по-местному, торосья (Кор.); Кольчатый тюлень, или нерпа, относится к числу ластоногих (Аре.); На берегу было много гальки, или мелких, гладко обточенных водой камней; Электронные лампы, или, как их правильнее называют, электровакуумные приборы, изготовляются разного назначения; Отметим два вида возбуждающей, или входной, функции; Такие эмоционально-оценочные, или, иначе, лирические, эпитеты встречаются и у других поэтов; Теперь можно сформулировать условия течения со скачком скорости, или, как говорят, со «скольжением»; Эту историю мне рассказал один писатель, или, как он сам предпочитает себя называть, новеллист.

Примечания:

1. Следует различать пояснительный союз или (в значении «то есть», перед ним запятая ставится) и разделительный союз или (перед ним запятая не ставится, если союз не повторяется).

Ср.: Флексия, или окончание, имеется только у слов, относящихся к изменяемым частям речи (повторить союз нельзя, его можно заменить союзом то есть). - Изменяемая часть слова в конце его называется флексией или окончанием (здесь союз имеет разделительное значение, он может быть повторен: …называется или флексией, или окончанием). В предложениях типа Трудно или, лучше сказать, скучно потому, что это была работа дробная, мелкая (Бел.) союз или является разделительным, а не пояснительным (понятия «трудно» и «скучно» не тождественны), поэтому запятыми выделяется только вводное сочетание лучше сказать. То же при наличии слов вернее, точнее, скорее и т. п. (по значению равных сочетанию вернее говоря и т. п.; см. § 22, п. 4 и § 25, п. 1): Книга может быть включена в план издания или, вернее, в план редакционной подготовки будущего года; Двойная или, точнее, тройная доза лекарства оказала своё действие на больного; Всех удивило его замечание или, скорее, тон этого замечания; Я ему напишу или, лучше, скажу лично.

2. Как указано выше (см. § 10, п. 1), определения, носящие характер пояснения (перед ними можно поставить слова а именно, то есть и т. п.), отделяются запятой от поясняемого слова, но после них запятая не ставится: Торчали толстые головни, остатки прежней, сгоревшей бани (М.Г.); В романе показаны старые, исчезающие и новые, зарождающиеся явления общественной жизни; Все усилия необходимо было сосредоточить на одном, северном направлении; Очередной, шестой том подписного издания на днях поступит в магазин; Он заговорил совсем другим, серьёзным тоном.

Вопрос об отделении с одной стороны или выделении с двух сторон пояснительного определения решается в условиях контекста. Ср.:

Четвёртая, последняя часть романа завершится эпилогом. - Четвёртая, по-видимому последняя, часть романа завершится эпилогом вводных словах в составе обособленного оборота см. § 25, п. 4);

Другой, не менее важный раздел соглашения посвящён вопросам культурного сотрудничества. - Другой, и не менее важный, раздел соглашения посвящён вопросам культурного сотрудничества (определение носит присоединительный характер благодаря наличию присоединительного союза и; см. § 24).

При одинаковой пунктуации в некоторых случаях сближаются различные по типу определения. Например: Рядом с этими домами высятся другие здания - жилые, административные, торговые - возможные толкования: а) однородные определения после обобщающего словосочетания другие здания (см. § 15, п. 5); б) обособленные определения в конце предложения (см. § 18, п. 1); в) пояснительные определения (…другие, а именно…; см. § 10, п. 10); г) присоединительные определения (бессоюзное присоединение; см. § 24, п. 6).

Следует отметить, что пояснительные конструкции широко используются в разных стилях, в частности в языке художественной литературы: Пили по-обыкновенному, то есть очень много (П.); Да-с, и к свисту пули можно привыкнуть, то есть привыкнуть скрывать невольное биение сердца (Л.); Появились касатки, или морские свинки (Гонч.);

На другой стороне я нашёл свежих лошадей и быстро помчался по отличной дороге, то есть гладкой луговине, но без колеи (Гонч.); Мы, то есть седоки, обменялись взглядами (Гонч.); Адмирал решил остановиться на островах Зелёного Мыса, в пятистах верстах от африканского материка, и именно на о. С.-Яго (Гонч.); Я… добрался наконец до большого села с каменной церковью в новом вкусе, т . е. с колоннами, и обширным господским домом (Т.); Софья Николаевна не имела ещё ни одного жениха, то есть не получила ни одного формального предложения (Акс.); Ну что же, поедешь нынче вечером к нашим, к Щербацким то есть? (Л.Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л.Т.); Первоначальная линия расположения русских войск по Колоче была переломлена, и часть этой линии, именно левый фланг русских, вследствие взятия Шевардинского редута 24-го числа, была отнесена назад (Л.Т.); Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л.Т.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л.Т.); Мне угодно только одно - предостеречь вас (Ч.); От него исходило что-то возбуждавшее и опьянявшее меня - какой-то горячий туман (М.Г.); Эти люди были свои, слободские (М.Г.).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

Из книги автора

7.40. Уточняющие, присоединительные и пояснительные члены предложения В самой структуре простого предложения заложена потребность в его расширении, усложнении. В русском языке существуют следующие способы усложнения: расширение, уточнение, обособление, вставка и

Из книги автора

§ 97. Пояснительные члены предложения 1. Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения. Перед пояснительным членом предложения стоят слова а именно, то есть (при их отсутствии в предложении эти слова могут быть вставлены). Например: В то время,

Из книги автора

§ 97. Пояснительные члены предложения 1. Обособляются слова, поясняющие смысл предшествующего члена предложения. Перед пояснительным членом предложения стоят слова именно, а именно, то есть (при их отсутствии в предложении эти слова могут быть вставлены). Например: В то

Два раздела науки о языке - синтаксис и пунктуация - всегда изучаются совместно. Простые случаи расстановки запятых, например, обязательная запятая перед А и НО, обычно не вызывают затруднений. Но для обособления второстепенных необходимо знание основ синтаксиса.

Второстепенные члены при ряде условий могут выделяться с двух сторон и обстоятельство.

Обстоятельство в предложении отвечает на вопросы наречий, так как обозначает признак действия или, значительно реже, в роли обстоятельства может выступать не только наречие, но и любая самостоятельная

Обособление обстоятельств, выраженных или одиночным деепричастием, хоть и имеет свои тонкости, усваивается школьниками легко. Наличие деепричастия в предложении - это своего рода сигнал к постановке запятой.

Другое дело - уточняющее обстоятельство. Примеры такого рода обнаружить сложнее: они не столь очевидны.

Что же такое уточняющее обстоятельство?

Уточняющие члены, как уже ясно из самого термина, уточняют информацию, содержащуюся в предложении:

    Все друзья детства, (кто конкретно?) особенно Михаил, мне очень дороги.

    Темные, (какие конкретно?) почти угольно-черные, глаза выделялись на его бледном лице.

    В комнату вбежала маленькая девочка, (какая конкретно?) не старше нашего сына.

Уточнение всегда обособляется тире.

Обособленное уточняющее обстоятельство в большинстве случаев конкретизирует время и место действия.

Если перед нами уточняющее обстоятельство времени, то в предложении, помимо него, должна содержаться обобщённая информация о том, когда действие совершается:

    В конце августа, (когда конкретно?) двадцать пятого числа, родился мой единственный брат.

Уточняющее обстоятельство места детализирует, сужает информацию о том, где происходит описанное в предложении событие:

    Андрей живёт совсем близко от нас, (где конкретно?) в пяти минутах ходьбы.

    Впереди, (где конкретно?) в самом центре дороги, мы заметили огромный котлован.

Часто уточняются географические названия и адреса:

    Прошлым летом мы вернулись из другого города, (откуда конкретно?) из Владивостока.

    Моя подруга переехала в Октябрьский район города Самары, (куда конкретно?) на улицу Мичурина.

Реже встречается уточняющее обстоятельство образа действия:

    Солдаты старались разговаривать как можно тише, (как конкретно?) почти шёпотом.

    Перепёлкин слушал меня внимательно, (как конкретно?) с каким-то особенным уважением.

Обособляются уточняющие обстоятельства и с другими значениями.

Для верной расстановки знаков препинания важно понимание контекста предложения:

    На площади в центре города выступали артисты. (Площадь находится в центральной части города)

    На площади, в центре города, выступали артисты. (Артисты выступают на площади, расположенной именно в центре города).

Подсказкой в обособлении уточняющих членов предложения является интонация. Но ориентироваться только на смысловые паузы в речевом потоке не стоит, лучше обратить внимание на синтаксическую роль конструкции и подобрать к ней вопрос.

Рассмотрите два предложения:

Уточнение: Утром, ровно в восемь часов, все общество собиралось к чаю… (Тургенев);

Пояснение: Федор получил пятерку, то есть высшую оценку .

В первом примере выражение РОВНО В ВОСЕМЬ ЧАСОВ используется для конкретизации, уточнения значения слова УТРОМ. Такие обороты называются уточняющими. Во втором примере оборот ТО ЕСТЬ ВЫСШУЮ ОЦЕНКУ служит для пояснения значения слова ПЯТЕРКА. Такие обороты принято называть пояснительными.

Обратите внимание, что уточняющие члены предложения обязательно должны стоять после уточняемого слова. Если в предложении слово с более конкретным значением стоит перед словом с более широким значением, то в этом предложении нет уточняющих членов. Сравните два примера ниже.

На третьем этаже в нашем доме появились новые жильцы.

В нашем доме, на третьем этаже, появились новые жильцы.

Иногда за одним членом предложения может выстраиваться целая цепочка уточнений. Рассмотрите предложение из романа И. С. Тургенева, в котором три обстоятельства последовательно уточняют друг друга.

В Никольском, в саду, в тени высокого ясеня, сидели на дерновой скамейке Катя с Аркадием (Тургенев).

Пояснительные члены предложения тоже всегда стоят после поясняемого слова и выделяются запятыми. Ошибки на обособление пояснительных членов предложения встречаются редко, так как пояснения всегда присоединяются к главному слову с помощью специальных союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ, а также с помощью слов ИМЕННО, А ИМЕННО, которые легко запомнить. Рассмотрите примеры ниже.

Ростовы до первого сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе (Толстой).

Недалеко от нас, а именно в деревне Петрове, происходят прискорбные факты (Чехов).

Упражнение

    В тот же день_ но уже вечером_ часу в седьмом_ Раскольников подходил к квартире матери и сестры своей…(Достоевский).

    Там_ в самом углу_ внизу_ в одном месте были разодраны отставшие от стены обои… (Достоевский).

    В город Анна Сергеевна являлась очень редко_ большею частью по делам_ и то ненадолго (Тургенев).

    Полчаса спустя Николай Петрович отправился в сад_ в свою любимую беседку (Тургенев).

    Налево_ во флигеле_ виднелись кой-где отворенные окна… (Достоевский).

    Посреди леса_ на расчищенной и разработанной поляне_ возвышалась усадьба Хоря (Тургенев).

    Он сидел возле кузни_ на косогоре над речкой_ над плесом_ против водяной мельницы (Бунин).

    Вдали_ ближе к роще_ глухо стучали топоры (Тургенев).

    Аристофану удивительно повезло - из его сорока комедий сохранилось целиком одиннадцать_ то есть больше четверти всего написанного_ в то время как из драм популярнейшего в античности Еврипида была отобрана только одна десятая часть (впоследствии к ней случайно прибавились еще девять пьес), Эсхила - примерно одна двенадцатая, а Софокла - вовсе одна семнадцатая (Ярхо).

    Однажды весною_ в час небывало жаркого заката_ в Москве_ на Патриарших прудах_ появились два гражданина (Булгаков).

    Положительно и окончательно этого еще, правда, нельзя было сказать, но действительно в последнее время_во весь последний год_ ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться (Достоевский).

    В 1717 году_ 12 ноября_ двигатель, находившийся в уединенной комнате, был приведен в действие… (Перельман).

    На столе_ под лампой_ валялся изорванный кусок старой, мятой газеты (Набоков).

    Мы встречаемся каждый день у колодца_ на бульваре… (Леромонтов).

    «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник_ чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо» (Чехов).

    И опять, как прежде, ему захотелось вдруг куда-нибудь далеко: туда_ к Штольцу, с Ольгой, и в деревню, на поля, в рощи, хотелось уединиться в своем кабинете и погрузиться в труд… (Гончаров).

    Он был замечателен тем, что всегда_ даже в очень хорошую погоду_ выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате (Чехов).

    На Неве_ от Исаакиевского моста до Академии художеств_ тихая возня: в узкие проруби спускают трупы (Тынянов).

    Впоследствии_ во время южной своей ссылки_ Пушкин не раз встречался с Марией Раевской и в Каменке, и в Киеве, и в Одессе, и, возможно, в Кишиневе… (Вересаев).

    12 августа 18.. года_ ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минуло десять лет и в который я получил такие чудесные подарки_ в семь часов утра_ Карл Иваныч разбудил меня, ударив над самой моей головой хлопушкой из сахарной бумаги на палке по мухе (Толстой).

    Из-за плохих дорожных условий и многочисленных ДТП самой опасной была признана федеральная трасса Москва-Минск, а ее самым аварийным участком – с 16-го по 84-й км._ то есть от города Одинцово до поворота на Рузу: именно здесь произошло 49 % всех аварий на трассе.

    В Гороховой улице_ в одном из больших домов_ народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели_ на своей квартире_ Илья Ильич Обломов (Гончаров).