Ванная комната

С включенными фарами в беларуси. Условия движения и дорожные ситуации

С включенными фарами в беларуси. Условия движения и дорожные ситуации

Автолюбители со стажем прекрасно помнят, что когда-то, еще по старым правилам, включать фары с осени до весны нужно было даже днем. Правда, через какое-то время это правило отменили. Для чего так сделали? Хорошо это было или плохо? Как влияют включенные фары на безопасность, и вернется ли снова нововведение в Беларусь ? «Комсомолка» вспомнила, как это было, узнала мнение экспертов и представителей ГАИ.

Зажженные фары днем продержались чуть больше года

Летом 2003 года в Беларуси вышли новые ПДД, которые предписывали включать фары в период с 1 ноября по 31 марта независимо от времени суток. Ориентировали на Европу - там, мол, езда в светлое время суток уже давно практикуется и положительно влияет на безопасность движения. Первые итоги новшества в Беларуси гаишники подвели 31 марта следующего года, в день окончания зимнего сезона. Результат положительный. Всего одной поправкой в ПДД, не тратя ни копейки бюджетных денег, удалось на 4% снизить количество ДТП с пострадавшими, совершенных в светлое время суток. На 3% сократилось количество наездов на пешеходов, на 7% - количество лобовых столкновений, на 10% - число столкновений на перекрестках. Самое главное достижение - количество погибших в светлое время суток снизилось на четверть!

Прошло лето, и гаишники вновь стали напоминать водителям о том, что с 1 ноября ездить с фарами нужно круглосуточно. Но через 17 дней после начала «светлого осенне-весеннего» сезона в дело вмешался Лукашенко :

В Госавтоинспекции сегодня зажгли фары у каждого автомобиля и думают, что завтра мы снимем вопрос безопасности дорожного движения, - заявил тогда президент, выступая перед парламентариями в Доме правительства. - Едешь и наблюдаешь: солнце горит, свет - лучше не придумаешь, и машина едет с включенными фарами. И терзают граждан, которые сегодня за рулем автомобилей. Вы посмотрите, кого вы посадили за автомобиль, и понюхайте их хорошенько. И кто вам вообще дал право менять Правила дорожного движения?

Через год правило «с ноября по март с фарами всегда» исчезло из белорусских ПДД.

ОФИЦИАЛЬНО

Сейчас по белорусским ПДД включать ближний свет фар нужно либо в темное время суток (оно начинается с заходом солнца и заканчивается с восходом), либо в условиях недостаточной видимости (меньше 300 метров). Передними противотуманками тоже нужно пользоваться или в темное время суток, или при слабой видимости - совместно с ближним светом. Днем с ближним светом должны ездить мотоциклы и мопеды, а также организованные транспортные колонны, автобусы, перевозящие детей, грузовики с опасными грузами. Согласно статье 18.14.3 за нарушение пользования внешними световыми приборами можно получить от предупреждения до 260 тыс. рублей штрафа.

МНЕНИЕ ГАИ

Перед началом учебного года ГАИ Беларуси сейчас практикует акцию: с 27 августа по 10 сентября водителям рекомендуют включать ближний свет. По мнению инспекции, это поможет избежать всплеска аварий, связанного с началом учебного года. Почему не прописать такую норму законодательно?

Действительно, столичная ГАИ положительно относится к вопросу использования водителями ближнего света фар, - рассказал «Комсомолке» замначальника управления Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома Вадим Гаркун. - Во время проведения ГАИ операции вроде «Внимание, дети!» движение с ближним светом фар является обязательным. Кроме этого, мы рекомендуем ездить с ближним светом и в осенне-зимний период, когда световой день сокращается и ухудшаются погодные условия. Однако законодательные меры по поводу обязательного ближнего света лежат в компетенции законодательных органов.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Преподаватель учебного центра УО «Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Департамента охраны МВД РБ Юрий Краснов :

Движение на автомобиле с ближним светом даже в светлое время суток безопаснее. Не зря рекомендуют включать свет при обучении вождению, новичкам, при пасмурной погоде или дожде. Ближний свет лучше обозначает транспортное средство и его становится лучше видно, причем, не только другим водителям, но и пешеходам. В Европе на законодательном уровне обязали автопроизводителей выпускать машины с постоянно горящими дневными ходовыми огнями или ближним светом. Так что плюсов у езды с постоянным светом однозначно больше, чем минусов в виде перегоревших лампочек.

Кто против?

По опросам автомобильных порталов, примерно три четверти водителей выступают за постоянный свет. Но есть и противники этой идеи, которые приводят свои доводы:

Лампочки чаще перегорают. Действительно, даже чисто теоретически лампочки, которые чаще включают-выключают, служат меньше. Но точных исследований или испытаний никто не проводил. Вспомните, как долго горит лампочка в фаре вашего авто, знайте, что она стоит всего пару -тройку долларов и прикидывайте, насколько возрастут расходы на обслуживание машины.

Вследствие большей нагрузки на генератор повышается расход топлива. В отличие от лампочек измерения по топливу проводились. Подсчитано, что езда с фарами увеличивает расход топлива на 1 - 3%. Например, если машина за осенне-весенний сезон проезжает десять тысяч километров и расход у нее 9 литров 92-го бензина, то экономия составит 150 тысяч белорусских рублей. А если проезжает 20 тысяч километров, то 300 тысяч рублей. Большие это деньги или нет - каждый решает для себя. Но важно помнить, что экономить топливо можно и на других вещах. Например, на 3% вырастает расход при неправильном давлении в колесах, на 10% - открытые окна или люк (на высоких скоростях), на 15% - использование кондиционера.

У большинства авто яркость фар не отрегулирована, поэтому их свет просто-напросто слепит водителей встречного транспорта, особенно когда машина едет по выбоинам. На самом деле ночью водители с «кривыми» фарами все равно будут слепить. А днем встречные фары практически не мешают, и нет разницы, настроены они или нет.

А КАК У НИХ?

Европа

Идее использования ближнего света фар при движении в светлое время суток более сорока лет. Первый положительный опыт нововведения был получен в Скандинавских странах, для которых наиболее характерны частые туманы, дождь, снег, большое количество пасмурных дней в году. При этом, начиная с 1964 года, в Дании , Канаде , Норвегии , США , Финляндии , Швеции и ряде других стран было проведено более 20 научных исследований. Выводы - движение с включенным ближним светом фар в светлое время суток сокращает риск попадания в ДТП в среднем на 13%. При этом было отмечено, что обязательным условием для получения такого показателя является выполнение требования как минимум 85% водителей. Сейчас в большинстве стран Евросоюза езда с ближним светом обязательна в любое время суток и в любое время года. Именно поэтому забывчивым белорусам, пересекшим белорусско-польскую или белорусско-литовскую границу, встречные водители мигают фарами: мол, не забудь включить свои! Штраф за езду без фар днем - 100 злотых (32$), вечером – 200 (64$). Кстати, переусердствовать тоже нельзя. Наших любителей езды с противотуманками в любую погоду ждет знаменитый вопрос польского полицейского «Пше у пана туман?» и предложение оплатить штраф.

Украина

Последние поправки в украинские ПДД вступили в силу 15 апреля этого года. Теперь, согласно новым правилам, обязательным стало использование дневного света фар за пределами населенных пунктов в светлое время суток в осенне-зимний период - с 1 октября до 1 мая. В украинских городах правила - как и в Беларуси. За выключенные фары полагается штраф 340 - 425 гривен (41-52$). Однако руководство украинской ГАИ заявило, что первое время забывчивых водителей будут только предупреждать и проводить разъяснительные беседы.

Россия

С конца 2010 года в России - как в Европе. Ближний свет фар нужно включать всегда и везде. Ранее ездить с фарами днем необходимо было только за городом. С 1 сентября максимальный штраф за нарушение правил пользования внешними световыми приборами возрос в пять раз и составил 500 российских рублей (16$).

138. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, независимо от освещенности дороги, на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие приборы:

138.1. на механических транспортных средствах – фары дальнего или ближнего света;

138.2. на велосипедах – фары и фонари;

138.3. на прицепах – габаритные огни.

139. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

139.1. в населенных пунктах, если дорога освещена;

139.2. при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;

139.3. если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство;

139.4. в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При ослеплении водитель должен включить аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, снизить скорость и остановиться.

140. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дороги или в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.

141. Если габаритные или стояночные огни неисправны, транспортное средство должно быть отведено за пределы дороги, а если это невозможно, то его необходимо обозначить согласно требованиям пунктов 45 или 46 настоящих Правил.

142. Противотуманные фары на транспортном средстве могут использоваться водителем:

142.1. в условиях недостаточной видимости как отдельно, так и с ближним светом фар;

142.2. в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним светом фар;

142.3. вместо ближнего света фар в условиях, предусмотренных пунктом 143 настоящих Правил.

143. При движении в светлое время суток для обозначения движущегося транспортного средства дневные ходовые огни или ближний свет фар должен быть включен:

143.1. на мотоциклах и мопедах;

143.2. при движении в организованной транспортной колонне;

143.3. на маршрутных транспортных средствах, движущихся по специально выделенной полосе навстречу движению;

143.4. при организованной перевозке групп детей;

143.5. при перевозке опасных грузов, движении крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств;

143.6. при буксировке механических транспортных средств (на буксирующем транспортном средстве);

143.7. во время обучения вождению на дорогах;

143.8. на механических транспортных средствах при организации временного их движения по встречной полосе;

143.9. на механических транспортных средствах на период с 1 ноября по 31 марта, а также во время проведения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

144. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители оперативных транспортных средств при выполнении служебного задания.

145. Задние противотуманные фонари на транспортных средствах могут применяться только в условиях недостаточной видимости.

146. Опознавательный знак «Автопоезд» должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток на неосвещенных участках дорог и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

147. Проблесковый маячок оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах, выполняющих строительные, ремонтные или уборочные работы на дороге, а также на транспортных средствах при перевозке опасных грузов, при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств в случаях, предусмотренных соответствующими правилами.

148. Звуковые сигналы могут применяться только для:

148.1. предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;

148.2. предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

149. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала (или совместно с ним) может подаваться световой сигнал, который представляет собой в светлое время суток периодическое кратковременное включение и выключение света фар, а в темное время суток – переключение фар с ближнего света на дальний.

150. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, толкающие автомобиль, могут осуществлять движение как можно ближе к правому краю проезжей части дороги, если приводимые ими в движение транспортные средства обозначены габаритными огнями, сигнальными фонарями или световозвращателями (световозвращающими лентами).

Другие главы ПДД Республики Беларусь

Глава 1 ПДД РБ Общие положения Глава 2 ПДД РБ Права участников дорожного движения Глава 3 ПДД РБ Обязанности водителей Глава 4 ПДД РБ Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием детей Госавтоинспекция с 25 мая по 5 июня по всей республике проведет специальное комплексное мероприятие «Внимание - дети!» , сообщила порталу старший инспектор по АиП ОГАИ Октябрьского РУВД г.Минска Виктория Царук.

"Сотрудники органов внутренних дел совместно с педагогами проведут различные профилактические мероприятия, беседы, акции, круглые столы в учреждениях образования, где напомнят ребятам основные для них правила дорожного движения, безукоризненное соблюдение которых позволит им избежать травм на дорогах в период летних каникул", - рассказала В.Царук.

Она добавила, что стражи порядка также посетят трудовые коллективы и родительские собрания, где напомнят взрослым о том, что для них наступает очень серьезное и ответственное время, когда они должны будут приложить максимум усилий, чтобы с их детьми не случилось беды.

Особое внимание, по словам В.Царук, будет уделено правилам безопасной перевозки юных пассажиров. Также наряды дорожно-патрульной службы будут приближены к местам массового скопления детей. Традиционно милиционеры примут участие в торжественных линейках, посвященных праздникам "Последний звонок".

"Анализ обстановки в сфере дорожного движения свидетельствует о том, что в мае-июне в связи с окончанием учебного года возможно обострение проблемы детского дорожно-транспортного травматизма", - отметила старший инспектор.

В связи с этим Госавтоинспекция напоминает всем водителям о необходимости передвижения в светлое время суток с включенным на транспортном средстве ближним светом фар или дневными ходовыми огнями (при их наличии) в период проведения специального комплексного мероприятия (п.166.9 Правил дорожного движения Республики Беларусь).

ГАИ также обращается с просьбой к родителям не оставлять своих детей без присмотра и постоянно держать их на контроле. "Обязательно повторите со своим ребенком основные правила безопасного поведения на дороге, как необходимо вести себя на дворовых территориях, где безопасно играть в мяч, кататься на велосипеде, роликах, самокате и т.д. Несмотря на свои заботы, вечную спешку, необходимо не забывать о своих детях. Повторите со своим ребенком еще раз правила перехода через дорогу, проверьте, правильно ли он их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях", - призывают правоохранители.

По данным ГАИ, за 4 месяца текущего года с участием детей в возрасте до 18 лет на территории Минска зарегистрировано 11 дорожно-транспортных происшествий, в которых 6 детей-пешеходов, 4 ребенка-пассажира и 1 ребенок-велосипедист получили травмы различной степени тяжести. Из 11 ДТП с участием несовершеннолетних 2 произошло по вине детей.

С наступлением долгожданных тёплых дней и школьных летних каникул у детей появится много свободного времени, и маршрут их движения по улицам нашего города, в связи с отсутствием занятий, кардинально изменится. Теперь они чаще будут выезжать на прогулку в парки и другие места отдыха. Многие будут в качестве средства передвижения практически ежедневно использовать велосипед.

Вот тут-то для родителей и наступает очень важный момент, связанный с правильным «инструктажем» о соблюдении их детьми Правил дорожного движения. Несомненно, что родители должны всегда об этом напоминать, ведь главный процесс воспитания ребёнка проходит именно в семье, хотя и в школах, и в детских садах педагоги вместе с сотрудниками Госавтоинспекции постоянно делают это. Летняя пора связана с высоким риском опасности для детей, так как во многих семьях они остаются дома одни, пока родители на работе.

За 4 месяца 2017 года на территории г.Минска зафиксировано снижение числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 28,7%. Детский травматизм также сокращен на 45,5% к аналогичному периоду 2016 года.
С участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 6 дорожно-транспортных происшествий ; происшествий, в которых дети погибли, не зарегистрировано; 6 детей получили телесные повреждения различной степени тяжести, из них все 6 -пешеходы.

Причиной аварии, как правило, становится несоблюдение водителями правил проезда пешеходных переходов, а также переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданный выход из-за транспортного средства или другого препятствия, игра на проезжей части.

В целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий с участием детей с 25 мая по 5 июня 2017 года Госавтоинспекция столицы проводит в Минске комплекс мероприятий «Внимание – дети!» , основная задача которых – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, привитие юным участникам дорожного движения навыков безопасного поведения на дорогах, привлечение внимания водителей, родителей и педагогов к проблеме детского дорожного травматизма.

Отдельное внимание будет уделено правилам перевозки детей с обязательным использованием детских удерживающих устройств. Также столичная Госавтоинспекция напоминает, что в соответствии с пунктом 166.9 правил дорожного движения Республики Беларусь в период проведения Министерством внутренних дел республиканских специальных комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения водители транспортных средств обязаны передвигаться в светлое время суток с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями.

Уважаемые родители, водители! Строго соблюдайте правила проезда пешеходных переходов. Будьте готовы к внезапному появлению детей на дороге, особенно вблизи детских учреждений, школ, кинотеатров, парков, остановок общественного транспорта.

С Госавтоинспекция столицы также проводит в Минске комплекс мероприятий «Внимание – дети!» – не забудьте включить фары!