Ванная комната

Учетная политика общественных объединений. Учетная политика нко Примеры учетная политика для некоммерческих общественных организаций

Учетная политика общественных объединений. Учетная политика нко Примеры учетная политика для некоммерческих общественных организаций

Учетная политика - принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется и раскрывается в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

При формировании учетной политики главному бухгалтеру любой организации следует исходить из того, что в ней должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации (в нашем случае - некоммерческой), по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены. Утверждаются (п. 5 ПБУ 1/98):

Рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета;

Формы первичных учетных документов для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые бланки, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Методы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В нормативных документах не закреплен способ распределения управленческих расходов некоммерческой организации. Организация при формировании своей учетной политики должна установить способ распределения таких расходов (п. 8 ПБУ 1/98).

Раскрывать существенные положения своей учетной политики обязаны организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично, согласно законодательству РФ.

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации (п. 11 ПБУ 1/98).

К существенным способам ведения бухучета относятся:

Способы амортизации основных средств, нематериальных активов, иных средств труда;

Способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции;

Способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг;

Другие способы по конкретным вопросам бухгалтерского учета, которые установлены соответствующими ПБУ.

Определение существенных способов бухгалтерского учета в некоммерческих организациях имеет свои особенности, обусловленные спецификой их правового положения и осуществления ими уставной деятельности.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. На основе этого Плана каждая организация разрабатывает и утверждает в приложении к учетной политике рабочий план счетов. Рабочий план счетов включает все синтетические счета, субсчета и аналитические счета, используемые в организации.

При разработке перечня аналитических счетов следует руководствоваться требованиями к аналитическому учету, закрепленными в Инструкции по применению Плана счетов. Кроме того, в приложении к учетной политике могут быть приведены корреспонденции счетов, включенных в рабочий план, а также типовые проводки по отражению в учете часто проводимых в конкретной организации операций.

Для некоммерческих организаций большое значение имеет раскрытие в рабочем плане счетов счета 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет по этому счету ведется:

В разрезе источников их поступления (например, можно открыть субсчет 86-1 «Целевое финансирование по видам поступлений», а к нему аналитические счета);

По назначению целевых средств (например, можно открыть субсчет 86-2 «Расходование средств целевого финансирования», а к нему аналитические счета);

Для аналитического учета поступлений целевого финансирования (источников) в рабочем плане счетов к счету 86-1«Целевое финансирование по видам поступлений» можно открыть следующие аналитические счета:

86-1.1 «Вступительные взносы»;

86-1.2 «Членские взносы»;

86-1.3 «Паевые взносы»;

86-1.4 «Целевые взносы»;

86-1.5 «Добровольные взносы»;

86-1.6 «Доходы от предпринимательской деятельности»;

86-1.7 «Прочие поступления».

Для аналитического учета использования средств некоммерческих организаций в рабочем плане счетов можно открыть к счету 86-2 «Расходование средств целевого финансирования» следующие аналитические счета:

86-2.1 «Расходы на целевые мероприятия»;

86-2.2 «Расходы на содержание аппарата управления»;

86-2.3 «Расходы на приобретение основных средств, материалов»;

86-2.4 «Прочие расходы».

Для учета износа основных средств некоммерческих организаций, которые необходимы для ведения основной уставной деятельности, используется забалансовый счет 010 «Износ основных средств». Счет 02 «Амортизация основных средств» - в отношении основных средств, используемых в предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Пример рабочего плана счетов некоммерческих организаций представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Рабочий план счетов организации

Наименование счета

Наименование субсчета

Основные средства

Основные средства, используемые в уставной деятельности

Выбытие основных средств

Нематериальные активы

По видам активов

Вложения во внеоборотные активы

По видам вложений

Расчетные счета

По видам счетов

Валютные счета

Транзитный валютный счет

Специальный транзитный счет

Текущий валютный счет

Специальные счета в банках

Депозитный счет

Финансовые вложения

По видам вложений

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты по налогам и сборам

Расчет по НДФЛ

Расчеты по налогу на имущество организаций

Расчет по единому социальному налогу

Расчеты по НДС

Расчеты по налогу на прибыль организаций

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

Расчеты по социальному страхованию

Расчеты по обязательному пенсионному страхованию

Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Расчеты с персоналом по оплате труда

Расчеты с подотчетными лицами

Расчеты с персоналом по прочим операциям

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Целевое финансирование

По видам целевых поступлений

Резервы предстоящих расходов

Расходы по смете

Расходы будущих приходов

Прибыли и убытки

Забалансовые счета:

Арендованные основные средства

Бланки строгой отчетности

Износ основных средств

Федерального закона № 129-ФЗ обязует любую компанию, независимо от ее организационно-правового статуса, вести учетные записи. Как учетная политика некоммерческой организации поможет избежать спорных ситуаций при финансовом отчете 2017 года, разбираемся ниже.

Терминология

НКО – это организация, ориентированная не на получение прибыли, а на достижение бескорыстной социально-общественной цели. Относятся к ней следующие виды объектов (ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ):

  • Общественные или религиозные объединения.
  • Общины коренных малочисленных народов РФ.
  • Казачьи общества.
  • Некоммерческие партнерства.
  • Ассоциации и союзы.
  • Благотворительные и социальные фонды.

Достижение цели НКО невозможно без грамотно составленной учетной политики. Под данным термином понимаются такие способы и методы бухгалтерского учета, которые, по мнению руководства, соответствуют условиям функционирования некоммерческой организации и наилучшим образом отвечают за контроль ее финансового положения.

Общие положения

Учетная политика коммерческих организаций составляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 106н , и трудностей с бухгалтерской отчетностью практически не бывает. Но в отношении НКО законом не предусмотрено никакого нормативного документа, адекватно излагающего порядок ведения учетных записей. Поэтому на деле многие сотрудники, ссылаясь на различные положения Федерального закона «О бухгалтерском учете» , решают спорные вопросы самостоятельно.

Так, согласно ст. 6 Приказа Минфина РФ № 106н, ответственность за наличие и ведение бухучета целиком и полностью лежит на руководителе. Он должен не только определить рациональную систему организации хозяйственных операций, но и своевременно проверять ее отражение в финансовом отчете, даже несмотря на то, что подобные функции входят в обязанности главного бухгалтера.

Учетная политика НКО допускает ведение бухучета без использования двойной записи и требует решения следующих вопросов (ст. 4 Приказа Минфина РФ № 106н):

  • Наличие рабочего плана счетов.
  • Правила документооборота и методы обработки информации.
  • Требования к проведению инвентаризации активов и обязательств НКО, а также способы их оценки.
  • Порядок контроля за хозяйственными операциями.
  • Формы первичных документов и регистров.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года. Для НКО, существующих не первый год, но нуждающихся в изменениях и дополнениях учетной политики, достаточно внести поправки до этого периода. В случае НКО оформляет избранную систему учетной политики не позже 90 дней со дня госрегистрации юрлица.

Применяется учетная политика с начала нового отчетного года.

Что касается финансового отчета, то для НКО лучше разделить учет имущества на синтетический и аналитический, определив для каждого отдельный источник финансирования: или доходы от предпринимательской деятельности. Также в учетной политике НКО должны быть прописаны:

  • Методы начисления и списания средств.
  • Виды имущества и порядок контроля за ним.
  • Стоимостный лимит отнесения имущества к объектам основных средств.
  • Резервы на ремонт (при необходимости).
  • Перечень оказываемых платных услуг с определением их себестоимости.
  • Общехозяйственные расходы.
  • Оценка запасов.
  • Налоговая политика.

Поскольку учетная политика НКО – основополагающий критерий существования некоммерческой организации, то и подойти к составлению нормативного документа необходимо с полной ответственностью. Важно, чтобы и сам руководитель понимал суть финансовых и учетных процедур.

Некоммерческие организации, как и коммерческие фирмы, обязаны формировать свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского и налогового учета.
На формирование учетной политики любой организации значительное влияние оказывает множество факторов: цели ее создания и организационно - правовая форма, масштабы, структура, сфера деятельности, количество персонала и так далее.
Поскольку типовую учетную политику для всех существующих форм некоммерческих организаций представить трудно, то в настоящей статье мы рассмотрим учетную политику на примере садоводческого некоммерческого товарищества.

Вначале, напомним, что с 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 217-ФЗ), сменивший Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

Для справки: Законом N 217-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в целый ряд законов, в том числе и в такие основополагающие, как Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 217-ФЗ собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать:
- садоводческие некоммерческие товарищества;
- огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, в отличие от статьи 4 Закона N 66-ФЗ, упразднены такие формы некоммерческих организаций (далее - НКО) как:
- дачные некоммерческие товарищества;
- садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
То есть одной из задач Закона N 217-ФЗ можно считать сокращение организационных форм НКО в данной сфере до двух основных, учитывающих предназначение земельных участков.

Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Аналогичное определение НКО содержится и в статье 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Согласен с таким определением НКО и Минфин России в Письме от 08.05.2019 г. N 03-11-11/33481 .
Причем создаваться они могут только в тех формах, которые прямо приведены в пункте 3 статьи 50 ГК РФ.
Согласно статье 50 ГК РФ некоммерческие организации могут создаваться в форме:
потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
общественных организаций, к которым относятся, в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
общественных движений;
ассоциаций (союзов), к которым относятся, в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты;
товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

Для справки: как уже было отмечено, с 01.01.2019 г. в связи с поправками, внесенными Законом N 217-ФЗ , из перечня организационно-правовых форм НКО исключены садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы и введены две формы некоммерческих организаций - садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды;
учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
автономных некоммерческих организаций;
религиозных организаций;
публично-правовых компаний;
адвокатских палат;
адвокатских образований (являющихся юридическими лицами);
государственных корпораций;
нотариальных палат.

Перечень форм НКО является закрытым и не подлежит расширенному толкованию.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 217-ФЗ садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости.
Пунктом 1 статьи 123.12 ГК РФ определено, что товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет в некоммерческой организации должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98» (далее ПБУ 1/98).

При формировании учетной политики бухгалтеру общественной организации следует исходить из того, что в ней в первую очередь должны найти отражение все способы ведения бухгалтерского учета, применяемые в данной организации, по тем вопросам, по которым законодательство предусматривает несколько возможных вариантов ведения учета либо по которым способы ведения бухгалтерского учета на нормативном уровне вообще не установлены.

Учетная политика предприятия является основным внутренним документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности в общественной организации.

Общественным организациям следует помнить, что учетная политика должна быть представлена, как документ, позволяющий снизить налоговое и бухгалтерское бремя сегодняшнего дня.

Учетная политика общественного объединения формируется в
соответствии с ПБУ 1/98. ПБУ 1/98 определяет основные принципы формирования и раскрытия учетной политики организации.

Согласно статье 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика разрабатывается главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается приказом или распоряжением руководителя общественного объединения.

При этом утверждается:

С этим несоответствием сталкивается бухгалтер некоммерческой организации, когда один за другим возникают вопросы учета уплаченного налога на добавленную стоимость, приобретения и износа основных средств, формирования и расходования целевых средств.

Расширение сферы деятельности некоммерческих организаций увеличило количество проблем учета.

Возникают вопросы о распределении затрат, при наличии предпринимательской деятельности, учете курсовых разниц и другие. Все это приводит к тому, что бухгалтерами придумываются схемы учета, не находящие подтверждений в нормативных документах.

Ситуация усложняется также и налоговыми органами.

Исходя из этого, является необходимой скорейшая выработка целостной системы учета некоммерческих организаций, охватывающей все стороны их деятельности от операций по кассе до формирования отчетности.

Обращаем Ваше внимание на то, что такую систему можно сформировать только определив концептуальную основу учета, то есть то представление, понимание целей учета, исходя из которого, будет формироваться .

Предлагаемая концепция состоит в том, что приняв за основу систему бюджетного учета, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях» (утрачивает силу с 1 октября 2005 года), адаптировать ее к утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», дополнить с учетом специфики деятельности некоммерческих организаций, и в конечном итоге получить схематически завершенную методику учета. Основным преимуществом такого подхода является использование базовой модели, ориентированной на учет движения целевых средств. То есть, отражение всех операций в учете смоделировано с точки зрения полноты и своевременного отражения формирования и использования таких средств.

Система бюджетного учета предусматривает наличие нескольких субсчетов для учета расходования средств:

200 расходы по смете;

210 расходы к распределению;

220 расходы по предпринимательской деятельности.

Данные субсчета в бюджетном плане счетов аналогичны счетам финансово-хозяйственной деятельности организаций номер 20 «Основное производство» , 25 «Общепроизводственные расходы» , и 23 «Вспомогательные производства» .

Наибольший интерес вызывает бюджетный субсчет 210 «Расходы к распределению». В соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 года №107н «Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях». На этом субсчете учитываются расходы, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно за счет того или иного источника финансирования. В конце отчетного периода эти суммы распределяются пропорционально занимаемым площадям, численности контингента или источникам финансирования.

Типичной ситуацией, когда необходимо применение такого счета, является ситуация при оплате за аренду помещений при наличии предпринимательской деятельности у некоммерческих организаций. Следует отметить, что при рассмотрении вопросов распределения затрат некоммерческих организаций при наличии предпринимательской деятельности, все чаще в литературе проводится аналогия с бюджетными организациями.

Итак, используя методику учета затрат, определенную для бюджетных учреждений и план счетов для хозрасчетных организаций, расходы к распределению в учете некоммерческих организаций следует отражать по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» .

Отрицательные разницы:

В соответствии со статьей 26 Закона о некоммерческих организациях источником финансирования имущества некоммерческой организации могут являться:

· регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

· добровольные имущественные взносы и пожертвования;

· выручка от реализации товаров, работ, услуг;

· дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

· доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

· другие не запрещенные законом поступления.

Для учета поступающих средств Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет «Целевые финансирования и поступления».

Расход целевых поступлений должен производиться в соответствии с целями и задачами некоммерческой организации.

Основной вопрос, который не имеет сегодня однозначного решения: это выбор метода отражения операций по счету 86 «Целевое финансирование» - кассовый метод или метод начислений.

Обширная практика применения некоммерческими организациями классического счета 86 «Целевое финансирование» сочетает в себе два способа:

Кассовый метод учета поступлений денежных средств,

Совмещение методов при расходовании средств. Так денежные расходы списываются по факту, а расходы на заработную плату методом начисления.

Действующими нормативными документами прямо не регламентировано применение того или иного метода в отношении формирования счета «Целевые финансирования». В комментариях или указаниях используются формулировки «поступившие средства», то есть косвенно предусматривается применение кассового метода учета.

Если обратиться к международной практике, то международные стандарты предусматривают максимально возможное использование метода начисления для отражения операций на счетах учета.

В качестве примера можно привести международный стандарт финансовой отчетности МСФО 20, касающийся учета правительственных субсидий.

Стандарт предусматривает два подхода для отражения поступлений:

Если поступление не предусматривает расходы (как правило это субсидии в виде актива), в отношении их может применяться кассовый метод (например, некоммерческой организации передан автобус, такая операция подлежит отражению в учете после совершения);

Если поступление предусматривает расходы или покрытие уже произведенных расходов (как правило, это субсидии в виде денежных средств), то следует применять принцип начисления.

Однако данный метод может быть применен только в случае:

Если существует обоснованная уверенность получения таких субсидий;

Если организация удовлетворяет условиям выдачи таких субсидий.

Эти положения международного стандарта можно распространить и на учет целевых средств некоммерческих организаций. То есть, при формировании счета 86 «Целевое финансирование» можно применить метод начисления, если на отчетную дату организация располагает фактами, подтверждающими выделение ей средств из соответствующего источника.

Более подробно с вопросами учета и налогообложения некоммерческих организаций, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Некоммерческие организации».

Цели разработки политики учета

Учетная политика любой организации составляется для того, чтобы определить в ней основные методологические аспекты, на которые юрлицо будет ориентироваться при ведении учетных операций. Вызвана такая необходимость тем, что в ряде случаев предусмотрены законодательно установленные варианты способов учета, выбор из которых нужно сделать самостоятельно с учетом предпочтений и специфики деятельности конкретного юрлица. Если же способ учета для имеющегося объекта законодательно не установлен, его следует разработать, а результат разработки тоже закрепить в учетной политике.

Учетная политика будет востребована не только проверяющими. Она важна в первую очередь для самого пользователя, поскольку отражает все особенности самостоятельно выбранной им методологии (п. 5.1 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Не являются в этом плане исключением и некоммерческие организации (НКО), т. к. на них, так же как и на иных юрлиц, распространяются (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ) обязанности:

  • по ведению бухучета (пп. 1, 2 ст. 5);
  • разработке бухгалтерской учетной политики (п. 2 ст. 8);
  • составлению бухотчетности (п. 2 ст. 13).

Причем возможности выбора из существующих способов у НКО в ряде ситуаций оказываются шире, чем у иных организаций.

Специфика учетной политики НКО

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Такого стандарта на момент написания статьи еще нет. Но работа по его разработке уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности - 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н).

Не знаете свои права?

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения , применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Перечисленные особенности не только расширяют число способов учета, доступных НКО, но и создают предпосылки для формирования совершенно уникальной для каждой конкретной организации учетной политики. Причем, несмотря на наличие законодательно установленной возможности упрощения ряда учетных процедур, текст самой учетной политики НКО может оказаться более объемным, чем у коммерческой организации.

Что отразить в учетной политике НКО на 2020 год

Учетная политика, предназначенная для применения в 2020 году, должна отражать все значимые в текущей ситуации для организации моменты и подробно (не допуская двоякого толкования) их описывать. Подробность изложения особенно важна, поскольку учетная политика — основной документ, которым нужно руководствоваться в учетной работе, ведущейся в юрлице, для которого она составлена.

При формировании текущей учетной политики необходимо использовать актуальную редакцию закона № 402-ФЗ, НК РФ, распространяющихся на НКО ПБУ и иных нормативных актов. Ссылки на конкретные пункты и статьи этих документов могут быть для удобства пользователя приведены в тексте учетной политики.

Изложенные в учетной политике НКО на 2020 год правила рассчитаны на долгосрочную перспективу (п. 5 ПБУ 1/2008), То есть документ может продолжать действовать и в последующие годы. Если же какие-то положения потребуют изменений или появятся новые объекты, правила учета которых не отражены в действующей учетной политике, ее текст можно изменить или дополнить отдельным организационно-распорядительным документом.

Образец учетной политики НКО, составленный с использованием нормативных актов, действительных в 2020 году, приведен ниже:

Учетная политика для НКО обязательна, как и для любой иной организации. Однако составляется она с учетом особенностей деятельности НКО и наличия возможности применять упрощенный бухучет, позволяющий с определенными оговорками применять те ПБУ, которые распространяются и на НКО. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому ее положения, разработанные на 2020 год, могут действовать и в последующие годы, если не потребуются законодательно обоснованные изменения в них или дополнения, обусловленные появлением объектов, правила учета которых в применявшейся учетной политике описаны не были.