Лотки

Выступление назарбаева. Полный текст выступления Назарбаева на IV заседании Астанинского клуба опубликовала Акорда

Выступление назарбаева. Полный текст выступления Назарбаева на IV заседании Астанинского клуба опубликовала Акорда

13 ноября президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил на IV заседании Астанинского клуба. Полный текст его выступления опубликовала пресс-служба Акорды, передает Zakon.kz .

"Уважаемые участники!

Рад приветствовать вас на очередном заседании Астана клуба!

Эта уникальная диалоговая площадка уже в четвертый раз собирает за одним столом ведущих мировых экспертов, дипломатов и политиков.

Здесь, в сердце Евразии, мы обсуждаем самые актуальные вопросы.

Сейчас такой формат становится востребованным.

Наш общий долг в том, чтобы искать выход из губительной конфликтной спирали, которая закручивается в мировой геоэкономике и геополитике.

Для этого, прежде всего, хочу остановиться на ключевых маркерах и рисках новой реальности.

Первое. Растущие противоречия между крупными державами усиливают неустойчивость нынешнего миропорядка, делая события все менее предсказуемыми.

Так называемый "постбиполярный" мировой порядок окончательно уходит в прошлое.

На наших глазах формируются контуры Большой Евразии.

Влияние на этот процесс оказывает как меняющийся расклад между глобальными игроками, так и растущая конкуренция между региональными державами.

И все они пока еще не могут преодолеть фундаментальные разногласия в главном вопросе - о будущем формате мироустройства.

Второе. Обострение геополитического соперничества между Россией, США и Китаем происходит не только в глобальном контексте, но и в периметре Большой Евразии.

Сложные моменты в данном стратегическом треугольнике присутствовали всегда.

Однако уровень их управляемости в последние годы резко снижается.

Отныне масштабные кризисы возможны как никогда.

В разы увеличивается вероятность инцидентов, способных перерасти в полномасштабные конфликты.

Нужно предельно ясно осознавать: недопонимание и просчеты в кризисных ситуациях могут привести к военной конфронтации.

Третье. Усиление противостояния ставит под вопрос эффективность глобальных институтов развития и безопасности в целом.

Ключевым трендом сегодняшнего дня становится "расшатывание" основ стратегической стабильности.

Критической становится ситуация с договоренностями о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД).

В "подвисшем" состоянии остается вопрос о продлении Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений, который действует до 2021 года.

Распад РСМД и проблемы с продлением Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений фактически обрушат систему контроля над вооружениями.

Мировые державы могут вернуться к гонке вооружений.

Четвертое. Экономические противоречия обострились до фазы, которую многие эксперты открыто называют торговыми войнами.

Одна из них разворачивается между США и Китаем, на которые приходится треть мировой экономики, 20% глобального экспорта и более третипритока прямых инвестиций.

Это приведет к снижению роста мировой экономики и, как следствие, к ухудшению положения в развивающихся странах. Бедность, безработица - хорошая почва для терроризма, миграции и сепаратизма.

Точно таким образом обстоит положение в Афганистане, где продолжающаяся война привела к тяжелым последствиям - наркоторговле, терроризму и экстремизму.

Пятое. Важнейшей проблемой геоэкономики Евразии являются экономические санкции, вводимые в одностороннем порядке отдельными государствами, и применяемые в качестве ответа контрсанкции.

Шестое. Остается высокой вероятность полномасштабной военной конфронтации в некоторых частях Большой Евразии.

Одним из наиболее "взрывоопасных" регионов являетсяБлижний Восток.

Нестабильность вызвана кризисом в Сирии,сохранением политической напряженности в Ираке, гражданской войной в Ливии, внутренними вызовами развития в арабских странах.

Все это усугубляется распадом ядерного соглашения с Ираном, которое было достигнуто непростым путем. Мировое сообщество, в том числе Казахстан, вело продолжительную работу над этим документом. Наша страна своим примером показала всему миру, что обладание ядерным оружием не является панацеей в вопросе обеспечения безопасности. Отказавшись от данного оружия, Казахстан вызвал доверие международного сообщества.

В будущем году клубок нерешенных проблем может стать еще запутаннее, возвращая на Ближний Восток призрак большой войны.

Седьмое. Глобальной безопасности продолжает угрожать международный терроризм и экстремизм.

По данным Национального консорциума по изучению терроризма и реагированию на терроризм, в 2017 году в мире произошло около 10 тысяч террористических атак, погибло более 26 тысяч человек.

Восьмое. 2018 год убедительно показал, что кибербезопасность становится совершенно новым измерением глобальной стабильности.

В это пространство переносится противостояние между основными державами.

В ближайшие годы актуальность проблемы безопасности ядерных и других стратегических объектов, которые могут быть выведены из строя с помощью кибертехнологий, будет нарастать.

Девятое. Другим важным вызовом становится безопасность используемых нами коммуникаций.

Сдерживающим фактором для стран выступает тесная экономическая взаимозависимость, которая сложилась в результате глобализации.

Однако торговые войны и санкции будут размывать значение этого фактора.

Всеобщая неопределенность ведет к балансированию стран на острие новой "холодной войны", последствия которой будут проигрышными абсолютно для всех.

Уважаемые друзья!

Мир, вооруженный ядерным оружием, не может себе позволить новой кровавой развязки, чтобы в третий раз на осколках "старого мира" начать строить новый миропорядок.

Потому что строить будет нечего и некому.

Необходимо предотвратить новую глобальную катастрофу, которая уже приобрела совершенно реальные очертания.

Мировому сообществу необходимо объединиться для решения общих задач.

На форуме АСЕМ в Брюсселе я сказал об опасности международной ситуации, подобной Карибскому кризису начала 60-х годов.

Недавно в Париже говорили о том, что I и II мировые войны начались из-за отсутствия переговоров - диалога. Мое предложение заключалось в том, чтобы великие державы, в особенности США, РФ, КНР и страны ЕС, всегда относились с большой ответственностью к вопросам мировой повестки дня с точки зрения будущего человечества.

Мое предложение: США - РФ - КНР - ЕС должны найти новые форматы диалога, если речь идет о судьбах цивилизации. После окончания Первой мировой войны была создана Лига наций. Затем, после завершения Второй мировой войны - Организация Объединенных Наций. Очевидно, что урегулировать возникающие противоречия является сложным делом. Тем не менее, я предложил площадку Астаны для того, чтобы данные четыре стороны могли обсудить проблемы в сфере экономики, политики и безопасности.

Первое. Считаю необходимым обновление Хельсинского заключительного акта 1975 года.

В этой связи предлагаю провести аналогичную конференцию по безопасности и сотрудничеству в 2020 году - к 45-летнему юбилею принятия стратегического документа.

Понимаем, что процесс заключения нового соглашения будет непростым.

Поэтому целесообразно начать подготовку к итоговым переговорам уже в следующем 2019 году. Поскольку наша страна являлась организатором единственного в начале XXI столетия Саммита ОБСЕ, то Казахстан готов в будущем инициировать мероприятие подобного формата.

Безусловно, многое здесь будет зависеть от позиции мировых держав.

В этой связи хотелось бы призвать крупные государства к совместной деятельности по заключению нового соглашения.

Второе. Для обеспечения стратегической безопасности ядерным державам следует выстроить между собой доверительный диалог.

Необходимо активизировать переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов, создании безъядерных зон. В свое время был принят Договор о нераспространении ядерного оружия. Однако, несмотря на его наличие, некоторые государства стали его обладателями. Причиной тому стало отсутствие санкций, которые предусматривались в данном договоре.

Казахстан, страна добровольно отказавшаяся от ядерного оружия, как один из лидеров глобального антиядерного движения, вновь призывает международное сообщество к построению мира, свободного от ядерного оружия. В 1991 году в эпоху существования Советского Союза мной был поднят вопрос о закрытии крупнейшего полигона в Семипалатинске, на котором скрытно проводились в течение продолжительного времени ядерные испытания. Это была нелегкая задача - заставить советское руководство, военно-промышленный комплекс закрыть данный полигон. Впоследствии во всем мире были приняты такие же решения в отношении аналогичных полигонов. Эта работа была продолжена. Президент США Барак Обама инициировал ряд совещаний по антиядерной тематике, в которых Казахстан принимал активное участие. На 23-й сессии Генассамблеи ООН мной также был выдвинут Манифест "Мир.XXI век".

Третье. Торговые войныне способны исправить дисбалансы мировой торговли.

Решения необходимо вырабатывать за столом переговоров под эгидой Всемирной торговой организации в многостороннем формате.

Именно в Астане пройдет министерская встреча этой организации в 2020 году.

Выход из ситуации мы видим в выработке единых справедливых правил торгово-инвестиционного сотрудничества.

Требуется безусловное признание прав интеллектуальной собственности, выработка прозрачных, гибких и эффективно действующих правил трансферта технологий.

Наряду с этим, решение проблемы торговых войн необходимо искать в реформировании ВТО.

В нормы соглашений, регламентирующих деятельность этой организации, следует включить механизмы, повышающие цену несоблюдения правил.

Четвертое. Азии нужна своя организация коллективной безопасности.

Думаю, ее появление - это вопрос времени.

Казахстанская инициатива Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии могла бы стать фундаментом для будущей Организации по безопасности и сотрудничеству в Азии. В сотрудничестве с ОБСЕ эта организация могла бы способствовать созданию зоны безопасности на всем Евразийском субконтиненте.

На пути к реализации этой идеи, в качестве первого шага, предлагаю провести совместное консультативное заседание ОБСЕ, СВМДА и Регионального Форума АСЕАН по безопасности.

Секретариаты данных форумов могли бы встретиться для сверки позиций. Официальное мнение Казахстана будет доведено до всех упомянутых организаций.

Пятое. Целесообразнопровести в Астане конференцию по безопасности в Евразии. Вместе с тем, проведение подобной встречи является принципиально важным вне зависимости от места проведения.

Сделать это можно на базе Aстана клуба. Для организации можно использовать опыт проведения авторитетных форумов, таких как Мюнхенская международная конференция по безопасности.

Шестое. Международному сообществу необходимо выработать Глобальную стратегию взаимодействия в области развития информационного пространства.

Уважаемые дамы и господа!

Евразийское пространство всегда являлось главной сценой истории.

Но только в последние несколько лет впервые возникли реальные очертания Большой Евразии.

Основой для этого во многом стало эффективное взаимодействие ЕАЭС, Европейского Союза и китайского проекта "Пояс и путь".

Казахстан, будучи частью огромной Евразии, всегда выступал за открытый диалог и проводил миротворческую политику, прилагая усилия к примирению конфликтующих сторон, и нередко добиваясь успеха в этом деле.

Соединение миров - наша историческая миссия.

В этом также и смысл проведения встреч Астана клуба.

В эти дни мы, возможно, услышим новые, инновационные идеи по дальнейшему развитию Евразии на благо всех стран континента.

Надеюсь, многие из них будут восприняты политиками и правительствами как практические рекомендации к действию.

В нынешнем глобальном мире уже не существует двусторонних конфликтов, которые бы не задевали никого, кроме его участников.

Консолидируя усилия, мы можем способствовать урегулированию конфликтов, росту благосостояния народов не только на Евразийском континенте, но и во всем мире. Думаю, что этому не существует другой альтернативы, если мы хотим сохранить планету для будущих поколений.

Благодарю за внимание!"


26 января 2017, 23:29

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Инициированная президентом Казахстана Назарбаевым реформа конституции говорит о том, что в стране начался транзит власти. А аресты высших чиновников показывают, что протекает он болезненно.

Днем в среду, 25 января, казахстанские национальные телеканалы срочно изменили сетки вещания, поскольку президент страны Нурсултан Назарбаев решил выступить со специальным обращением. Вечером в течение десяти минут он изложил программу изменения системы госуправления и сообщил о вынесении ее на всенародное обсуждение. Суть конституционной реформы, по словам главы государства, состоит в передаче значительной части полномочий и ответственности от президента правительству и парламенту.

Транзит начался и идет болезненно

Выступление Назарбаева подтвердило аргументы тех наблюдателей, которые выражали уверенность в том, что в Астане ищут наиболее безболезненный для правящей элиты вариант передачи власти. Этот поиск ускорила кончина узбекского президента Ислама Каримова , после чего 76-летний Нурсултан Назарбаева остался единственным на постсоветском пространстве руководителем бывших союзных республик, до сих пор сохраняющим власть. Ощущение, что ее транзит идет болезненно, усиливается из-за серии отставок и арестов влиятельных фигур казахстанской политики.


Амиржан Косанов


В конце декабря 2016 года был арестован бывший председатель Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана Нартай Дутбаев , в середине января - замглавы администрации президента (АП) Баглан Майлыбаев , несколькими днями ранее - министр экономического развития Каундак Бишимбаев . В начале января 2017 года на пенсию отправили посла Казахстана в трех балканских странах, в прошлом главу АП Аслан Мусин .

"Транзит власти, о котором уже так долго говорят демократы, и втайне думают бюрократы, несомненно, начался. Обращение президента является публичным подтверждением этого факта. На этом фоне аресты, как и другие виды дискредитации кланами друг друга, будут продолжаться. Думаю, что компромат есть на всех. Дело только во времени его огласки. Скорпионы в банке поедают друг друга", - так в интервью DW прокомментировал происходящее оппозиционный политик из Алма-Аты Амиржан Косанов .

Азербайджанская и казахстанская модели
Главный редактор "Новой газеты - Казахстан" Александр Краснер отмечает, что в стране долго ходили разговоры, будто будет использована азербайджанская модель передачи власти по наследству. По его словам, возможно, достичь в этом вопросе понимания среди элит не удалось. И тогда возникла идея уравновесить противоборствующие кланы, распределив между ними часть президентских полномочий, чтобы никого не обидеть.


Казарма, подвергшаяся атаке исламистов в Актобе, июнь 2016 года


"Создана рабочая группа под руководством нынешнего главы АП Адильбека Джаксыбекова, а сама АП усилена Маратом Тажиным, занимавшим ранее многие высокие посты, а теперь, казалось бы, пониженным до позиции арестованного Майлыбаева. Это выглядит внешне очень демократично - президент движется навстречу парламентской республике. А под ковром борьба за полномочия между группами уже началась", - объясняет собеседник DW.

Амиржан Косанов не видит в последних арестах некоей единой линии. "Да, накануне старта операции "преемник", когда должен решиться вопрос о том, кто встанет у руля Казахстана в постназарбаевский период, резкие выпады кланов друг против друга вполне закономерны. Но, учитывая то, что вокруг президента несколько групп влияния с многомиллиардными ресурсами и претензиями на высшую власть, такие аресты носят бессистемный характер. У меня такое ощущение, что в стране сейчас нет единого центра принятия политических решений", - говорит Косанов.

В свою очередь Александр Краснер в контексте транзита власти выделяет арест Майлыбаева. "Он обвиняется ни больше, ни меньше в разглашении государственных секретов. Мои источники в АП утверждают, что он действительно был допущен к определенным секретным темам. В частности, к различным крупным сделкам, включая нефтяные месторождения. Как можно понять из сообщений СМИ, предположительно он небескорыстно делился секретами с Россией", - сообщил Краснер.

"Теория заговора"

При этом он признал, что есть и другая версия, которую необходимо принять во внимание: что Майлыбаев состоял в группе, которая целенаправленно расшатывала ситуацию в стране с целью оказания серьезного влияния на власть или овладения ею.

"Известная журналистка Гюльжан Ергалиева связала это с земельными протестами весны 2016 года, которые, как считают многие, были спровоцированы для оказания давления на Нурсултана Назарбаева влиятельной на западе Казахстана группой чиновников и олигархов. А также с нападением исламистов на Актобе в июне 2016 года, возможно, инспирированным той же группой и с той же целью", - добавил Александр Краснер.


Протесты в Жанаозене, декабрь 2011 года


И напомнил, что во время земельных протестов в Алма-Ате многие обратили внимание, как телеканал "ОРТ-Евразия", курируемый АП, выпустил провокационные сюжеты о якобы передаче денег для организации протестов, о схронах с оружием, предназначенным для протестующих.

"Эти сюжеты сильно накалили ситуацию. Есть непроверенные сведения, что к ним руку приложил непосредственно Майлыбаев, отвечавший в АП за идеологическую работу. Но вспомним, что он долго работал в АП под непосредственным руководством Аслана Мусина, одного из неформальных лидеров западных элит, который попал в опалу и был отправлен в почетную ссылку послом на Балканы после волнений в декабре 2011 года на западе Казахстана. И теперь через день после того, как Мусину исполнилось 63 года, президент отправил его на пенсию, - рассуждает главный редактор "Новой газеты - Казахстан".

Таких политических тяжеловесов как Мусин, указывает Александр Краснер, раньше президент сразу на пенсию не отправлял. То есть последовательность событий - уволен Мусин, посажен Майлыбаев - подкрепляет, по словам Краснера, предположение, что серьезная раскачка ситуации имела место и происходила из этого центра.

Конфронтация в Астане

О том, что и в самой Астане развернулась борьба между влиятельными группами, свидетельствуют письма, выложенные в Facebook Айсултаном Назарбаевым, внуком президента. В них он не только полностью одобрил аресты высокопоставленных чиновников, но и назвал поименно недобросовестных "агашек"(лица, занимающие высокое положение в неформальной властной иерархии. - Ред.), все еще сохраняющих влияние на президента. В том числе - упомянутого выше руководителя АП Джаксибекова.

Внук президента высказал подозрение, что эти люди замешаны в коррупции, но не представил конкретных доказательств. Назвав их имена, Айсултан Назарбаев упомянул "темные силы", которые пытаются управлять страной, и чья эра подходит к концу. "При этом ни один из названных руководителей публично не отреагировал на два письма внука президента, несмотря на закон о госслужбе, который требует от них подавать в таких случаях в суд иск о защите чести и достоинства", - рассказал DW Александр Краснер.

В свою очередь информированный источник DW в Астане, пожелавший остаться неназванным, предположил, что за этими эмоциональными выступлениями Айсултана Назарбаева стоит "семья" президента, объединившая усилия против тех чиновников, кто пользуется влиянием на главу государства и имеет авторитет среди населения. Этим, по словам источника, объясняется молчание тех лиц, кого атаковал Айсултан Назарбаев, и то, что печатная пресса "письма внука" предпочитает оставлять без комментариев.

20:51 — REGNUM Послания главы Казахстана народу республики являются традиционными и регулярными способами общения президента с народом республики. Нынешнее обращение стало вторым в 2018 году. Предыдущее прозвучало 10 января 2018 года. Тогда Назарбаев определил для государственных органов и граждан республики, что предстоит сделать для достижения стратегической цели — к 2050 году войти в число 30 развитых стран мира.

В самом начале нынешнего выступления президент обозначил главную тему своего послания: «Сегодня глобальные и локальные проблемы в мире соединяются, в этих условиях ответом на вызовы и залогом успешности государства становится развитие главного богатства нашей страны — человека».

Периодически отступая от подготовленного текста, Назарбаев обращался к многочисленному корпусу высших должностных лиц республики, которые пришли послушать президента. Чиновники вставали с мест, давали пояснения, которые не всегда устраивали Назарбаева.

Председателя агентства по делам госслужбы Алика Шпекбаева президент прервал, потребовав говорить внятно, а не «бубнить», возмутившись: «Как ты вообще руководишь людьми!»

Своё выступление Нурсултан Абишевич начал с того, что поручил правительству с 1 января 2019 года повысить минимальную зарплату казахстанцев в 1,5 раза — с 28 до 42 тысяч тенге (100 тенге = 18 рублей). Это напрямую коснётся 1 миллиона 300 тысяч человек, которые работают во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности. Повышение охватит 275 тысяч работников бюджетных организаций, зарплаты которых вырастут в среднем на 35 процентов.

Второй составляющей благополучия после материальных доходов, уверен Назарбаев, является рост качества жизни. Вопросы качества и доступности образования, здравоохранения, жилья, комфортного и безопасного проживания касаются каждой казахстанской семьи. В связи с этим, говорится в послании, правительство должно пересмотреть приоритеты бюджетных расходов с акцентом на социальном секторе, безопасности и инфраструктуре.

В течение 5 лет необходимо довести в Казахстане расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10 процентов от ВВП. В своём послании президент много внимания уделил иностранным инвестициям и развитию национального бизнеса. За прошедшие 20 лет, по его словам, в Казахстан было привлечено 300 миллиардов долларов прямых инвестиций. «Казахстан стал местом, в которое верит международное сообщество», — констатировал Назарбаев.

Глава государства считает, что необходимо начать формировать стабильные источники роста бизнеса, стимулировать частные инвестиции и способствовать свободе рынка. «Именно бизнес создаёт новые рабочие места и обеспечивает большую часть казахстанцев доходами», — отметил президент.

Программа развития национального бизнеса, рассчитанная до 2020 года, будет продлена до 2025 года. На эти цели, согласно посланию, президент поручил выделить 30 миллиардов тенге. Это даст возможность трудоустроить ещё как минимум 22 тысячи человек.

Особое внимание, считает Назарбаев, следует уделять развитию инновационных и сервисных секторов экономики. Прежде всего, необходимо обеспечить развитие таких направлений «экономики будущего», как альтернативная энергетика, новые материалы, биомедицина, интернет, искусственный интеллект, блокчейн и др. Именно от них в будущем зависят место и роль страны в глобальном мире.

В этой части правительству Республики Казахстан совместно с «Назарбаев Университетом» поручено по каждому направлению разработать специальные программы с определением конкретных проектов. Одним из них может стать создание на базе университета НИИ по разработке технологий искусственного интеллекта.

В своём выступлении президент отметил, что настало время усилить роль финансового сектора в развитии реальной экономики и обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность. Рост цен, доступ к финансированию, устойчивость банков — вот, что сейчас больше всего интересует людей.

Нацбанку совместно с правительством нужно, наконец, начать системно решать вопросы оздоровления финансового и реального секторов, проведения комплексной антиинфляционной политики. В складывающихся условиях критически важно наращивать кредитование экономики, особенно обрабатывающего сектора и малого и среднего бизнеса, считает Назарбаев. «Важную роль в обеспечении бизнеса иностранными инвестициями, доступом к капиталу должен сыграть Международный финансовый центр «Астана». Мы специально создали отдельный суд, финансовый регулятор, биржу», — говорится в послании.

Всем госорганам и нацкомпаниям, подчёркивается в документе, следует активно использовать эту площадку и содействовать её быстрому становлению и развитию.

Как должен измениться государственный аппарат в условиях нового времени? По мнению президента Казахстана, «качество» должно стать новым стилем жизни государственного служащего, а «самосовершенствование» — его главным принципом.

Госслужащие новой формации должны сократить дистанцию между государством и обществом. Это предусматривает постоянную обратную связь, живое обсуждение и разъяснение людям конкретных мер и результатов государственной политики.

В этой связи Академии госуправления совместно с «Назарбаев Университетом» поручено разработать программу «Руководитель новой формации» и открыть спецкурсы переподготовки при назначении на руководящие должности. «Важно привлечь профессионалов из частного сектора, имеющих опыт работы в лучших зарубежных компаниях или получивших образование в ведущих университетах мира», — сказал Назарбаев.

Президент призвал членов правительства и чиновников работать активнее, в противном случае их заменят на более эффективных иностранных специалистов.

Общество ожидает улучшения работы полиции, сообщил Назарбаев, поручив министру внутренних дел Калмуханбету Касымову провести переаттестацию сотрудников ведомства. После громкого убийства в Алма-Ате в июле фигуриста Дениса Тена ряд общественных деятелей выступил с требованием реформы МВД и отставки Касымова. Назарбаев в своём послании назвал Касымова «самым опытным и порядочным» руководителем».

Президент остановился и на вопросах ведения внешней политики, необходимой для обеспечения успешной модернизации Казахстана. «Наш миролюбивый курс и четко определенные в этой сфере принципы полностью себя оправдывают, — отметил Назарбаев. — А отношения Республики Казахстан с Российской Федерацией стали эталоном межгосударственных связей. И мы намерены их продолжать».

По мнению российских аналитиков, специализирующихся на вопросах развития постсоветского пространства и Центральной Азии, нынешнее послание Назарбаева логически продолжает курс реформ, которые президент Казахстана последовательно продвигает все последние годы.

Аракадий Дубнов, журналист, политолог:

«Выступления Назарбаева всегда интересны. Особенно мне, человеку, который следит за развитием, преобразованием стран постсоветского пространства. Я всегда говорил, что Казахстану повезло со своим лидером. Это человек, безусловно, авторитарного свойства, но это лидер, который умеет видеть будущее, формулировать целеполагание развития своей страны и, несмотря на свой немолодой возраст, обладает умением подмечать главные основные тенденции мирового развития, делать всё возможное, чтобы Казахстан не ушёл в сторону от основного тренда мирового развития. Чтобы, как говорит Назарбаев, его страна не оказалась в числе тех, кто будет пыль глотать, пытаясь догнать мир, который уходит вперед в своём инновационном развитии.

Назарбаев весьма интересен тем, что он намеренно сосредотачивается исключительно на проблеме внутреннего человеческого развития. Он намеренно уходит от определения цели внешнеполитического позиционирования Казахстана. Он только констатирует, что внешнеполитические задачи Казахстана успешно решаются, перечисляет основных партнёров Казахстана, начиная с России, как давнего внешнеполитического приоритета. Указывает на удачные решения двухгодичного пребывания в Совбезе ООН в статусе непостоянного члена.

Назарбаев не настаивает на том, что главная амбиция Казахстана — быть великой страной. Он даёт понять, что великость и значение страны на международной арене сегодня зависит от качества жизни гражданина Казахстана. Поэтому качество жизни, безопасность, доступность необходимых средств для жизни, учёбы и быта должно быть главным во всей работе государственной системы и государственного аппарата.

Мне показалось очень важным то, что Назарбаев знает, что может двигать инновацию, как привлекать инвестиции, как создавать среду для высокотехнологичного образования. Речь идёт об иностранных компетенциях. Он считает совершенно не зазорным привлекать иностранцев в качестве руководителей. Например, «Назарбаев Университетом» руководит японец. И президент предупреждает соотечественников, что если они плохо будут работать, то их заменят иностранцами. То есть с этой точки зрения мы видим совершенно отличные от того, к чему мы привыкли в нашей стране, практики. Казахстан хочет впитывать в себя, в своём развитии, всё лучшее, что есть сегодня в мире».

Дмитрий Журавлёв, политолог, директор Института региональных проблем:

«Для меня это послание показывает, что Казахстан подошел к границе тех преобразований, которые в своё время осуществлял Китай. То есть это послание о том, как заняться развитием внутреннего рынка и внутренней экономики. Ориентация на экспорт заменена ориентацией на внутреннее потребление, и поэтому здесь речь идёт и о повышении зарплат, и о налоговой амнистии, и о развитии производства товаров потребления внутри страны. Но одновременно здесь и вложения в медицину, образование и науку. То есть переориентация экономики с экспортного направления на внутренний — это ключевое. Все остальное логически вытекает из главного посыла. Если вы ориентируетесь внутрь, для вас перестает быть ключевым стоимость продукта, объем выпуска, а для вас ключевым станет уровень жизни, потому что при опоре на внутренний рынок главное — это покупатель. Именно поэтому во главу угла ложится повышение доходов населения. Это первый вопрос, о котором говорил Назарбаев.

Но и это в широком же смысле, это же не только про развитие потребления материальных благ, это развитие общества в целом. Поэтому столько внимания уделено науке, образованию и медицине. С одной стороны, человек как первая производительная сила, поэтому он должен быть образован и здоров, а, с другой стороны, человек как цель этого процесса, потому что образованный и здоровый, счастливый человек — это и есть то, ради чего вообще все эти реформы стоит запускать».

История вопроса

Казахстан остаётся одной из наиболее стабильных стран на постсоветском пространстве, чему способствовала неизменная фигура Нурсултана Назарбаева в кресле президента. Отношения с Россией хотя и несколько омрачаются отдельными решениями руководства страны, к примеру, реформой алфавита, основываются на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Казахстан вместе с Россией и Белоруссией в 2010 году создали Таможенный союз. В марте 2019 года Назарбаев ушёл в отставку, исполняющим обязанности главы государства назначен председатель Сената парламента Республики Казахстан Токаев. Последний уже объявил о неизменности политического курса Казахстана.

Евроазийский экономический союз ждет новое испытание, на этот раз политического свойства. Резкие публичные высказывания Нурсултана Назарбаева, сделанные им накануне, 6 декабря, вбивают клин между крупнейшими его участниками: Россией и Казахстаном. В своей речи на церемонии награждения лауреатов премии президента «Алтын сапа» Назарбаев назвал свою страну бывшей колонией Российской империи, нелицеприятно высказавшись на тему общей истории двух стран.

По словам Назарбаева, во времена царской России «богатства из земли» Казахстана вывозились, а его жителям «оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль». Внутри страны не было даже дорог, возмутился Елбасы — национальный лидер. При этом он подчеркнул, что в отличие от прошлого времени сейчас Астана владеет нефтью, газом, золотом и серебром. «Это наше богатство, которое у нас в кармане, его никто не заберет. Мы не должны глотать пыль за чужими странами, это не наш путь», — заявил Назарбаев.

Выступление президента прозвучало в рамках презентации проектов Карты индустриализации Казахстана, приуроченной к 25-летию независимости. Благодаря организованному со всеми регионами республики телемосту его могли слышать по всей стране. В прямом эфире был дан старт 23 производственным проектам. Однажды этот процесс введет Казахстан в Топ-30 самых развитых стран мира, верит Назарбаев. Именно масштабная индустриализация современного Казахстана и стала антитезой к бедственному положению этих территорий в имперский период.

Кроме того, Назарбаев рассказал о своих встречах с «капитанами» американского бизнеса в Вашингтоне. По его словам, представители компаний с суммарным оборотом в 10 трлн долларов проявили интерес к работе в Казахстане. Поскольку своих квалифицированных «кураторов» для взаимодействия с этими компаниями в Казахстане нет, власти готовы нанять иностранцев. Чиновников, саботирующих привлечение транснациональных компаний в республику, Назарбаев пригрозил уволить.

О сотрудничестве в рамках ЕАЭС тоже говорили, но меньше. Масштабы экономик России и США с их ТНК несопоставимы. Речь идет «всего лишь» о десятках миллиардов долларов. Президент посоветовал акимам (главам) приграничных с Россией областей наладить с соседями прямые связи. Очевидно, речь в этом пассаже идет о русских, российских, территориях, доставшихся Казахстану после распада СССР.

Не обошлось и без политической части. Глава государства выразил уверенность в том, что в Казахстане живет «великий народ». «И вы все его представители», — заявил он аудитории. Действительно, в Казахстане все 25 лет независимости усиленными темпами идет строительство национального государства. Для этого существует программа переселения на родину «оралманов» — этнических казахов, ранее проживавших в других странах. Всего было переселено более 1 млн оралманов, что составляет 10% всех казахов. При этом доля русского населения постоянно снижается.

Заново собираемой нации вовсю пишут свою истории. В ее основе лежит в том числе миф об «ашаршлыке» — казахстанском «голодоморе» 1930-х годов XX века. Соответствующие памятники по свидетельству политзаключенного и «русского империалиста» Ермека Тайчибекова стоят во всех городах Казахстана с численностью населения более пяти тысяч человек. Сам Тайчибеков за отрицание «ашаршлыка» второй год отбывает срок по приговору суда. Его «идея фикс» о необходимости русским и казахам жить в единой стране показалась обитателям высоких кабинетов в столичной Астане слишком опасной.

Отметим, что критикуя прошлое, Назарбаев в этот раз никак не затронул советский период истории. Но это вовсе не означает, что к нему президент Казахстана относится иначе. Ранее он негативно высказывался и о нем. «После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость», — говорил Назарбаев в 2012 году на казахстанско-турецком бизнес-форуме. При этом сам он в то время был «наместником» Москвы — руководил Казахской ССР, а значит и упреки мог бы адресовать самому себе.

Главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов видит в происходящем опасную тенденцию. Он обратил внимание, что называть себя бывшими колониями России в последнее время стало модно среди бывших советских республик. Причем это никак не сообразуется со здравым смыслом. Например, Украина была развита в промышленном отношении не меньше, чем «метрополия».

Казахстан и вовсе стал частью Российской империи не имея ни одного каменного строения, и поэтому жалобы на отсутствие дорог не обоснованы. «Быт людей напоминал жизнь индейцев, даже лук и стрелы еще были в ходу. Все города, заводы и дороги были построены именно в „колониальный“ период. Тогда же казахский язык приобрел письменность», — напоминает Баранов.

Он отметил, что Назарбаев в 1991 году сам выступал резко против распада «колониальной державы» — СССР, за что его можно, скорее, поблагодарить. Сейчас же, став самовластным правителем независимого национального государства, лидер Казахстана ведет себя уже не «по-социалистически». Свидетельство тому — расстрел рабочих-нефтяников в Жанозене в 2011 году.

Баранов уверен, что сравнивать советскую и нынешнюю волну индустриализации Казахстана невозможно хотя бы потому, что тогда построенное переходило в общественную собственность…

А вот руководитель отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин не удивлен словам лидера Казахстана.

— Для тех, кто знаком с трудами Назарбаева, в его последних высказываниях нет ничего революционно нового. Возьмите его программно-историческую книгу «Потоки истории». Она вышла в начале 2000-х годов. Там высказаны те же мысли, только они более приглажены, не так коряво изложены, как вчера.

Назарбаев здесь движется в мейнстриме. Именно так история воспринимается на постсоветском пространстве новыми политическими режимами. И для лидеров Центральной Азии и для других лидеров, например Прибалтики или Украины, история — это прикладной элемент. Такая трактовка нужна даже не для того, чтобы уязвить Москву, а чтобы обосновать свои права на собственную государственность.

«СП»: — А что можно возразить Назарбаеву по существу?

— Возражать ему глупо, ведь в пору Российской империи и Казахстана-то не было, не то, что дорог. Поэтому он и не может упрекнуть в отсутствии индустриализации советский период. Там все было. В 1920-е годы уже был Турксиб. То же можно сказать и про добычу полезных ископаемых при царизме. Там не было ни одного серьезного крупного предприятия. Только в Восточном Казахстане тогда что-то двигалось. Правда, это был вовсе не Казахстан, а Южная Сибирь.

«СП»: — Тогда зачем президент Казахстана так говорит, провоцирует и разжигает?

— Здесь искать антироссийскую подоплеку не нужно. Надо учитывать, что в Казахстане праздновали 25 лет независимости — четверть века, юбилей. Он должен был что-то сказать своей аудитории. Это похоже на сюжет из детского советского фильма «Добро пожаловать или посторонним вход запрещен». Там директор пионерлагеря — товарищ Дынин радует подопечных пионеров построенными корпусами и требует в ответ дисциплину. Назарбаев также относится к «своим» гражданам. Как к детям.

«СП»: — Но ведь такого рода высказывания рвут живую ткань настоящего? Россия и Казахстан сейчас взаимодействуют в рамках ЕАЭС…

— Да, но эти высказывания существуют для внутреннего пользования. Тут нет никакого глубокого плана. Подобных высказываний и у Назарбаева и у других постсоветских лидеров было достаточно. Для них для всех история должна доказывать их легитимное право на власть и собственность. Не более…

В своем выступлении Нурсултан Назарбаев изложил позицию Казахстана по наиболее острым вопросам международной повестки и озвучил пути их решения, сообщает пресс-служба Акорды. Приводим полный текст выступления президента Казахстана.

В год 70-летнего юбилея ООН важно задуматься о том, какой глубокий смысл вкладывали основатели в эту организацию.

Организация Объединенных Наций уже решила задачи глобальной исторической значимости.

Во-первых, семь десятилетий наша планета живет без мировых войн.

Во-вторых, проведена широкая деколонизация мира.

70 лет назад ООН была учреждена пятьдесят одним государством, а большую часть мира тогда составляли колонии и зависимые территории. Сейчас в мировом сообществе 193 независимые страны.

В-третьих, ООН стала общемировой трибуной повседневного, трудного, но необходимого всем, диалога ради безопасности и развития. В нем человечество осознает свое единство в многообразии и общую сопричастность к судьбе нашей уникальной планеты.

Поколение основателей ООН мудро смотрело далеко вперед. И сегодня мир пожинает плоды их начинаний и сбывшейся мечты.

Дамы и господа!

Казахстан поддерживает все инициативы, направленные на восстановление доверия в международных отношениях, укрепление мира и безопасности на основе международного права.

Семь десятилетий мировое сообщество пытается найти формулу эффективного решения военных конфликтов. Но их не становится меньше. Они обретают более изощренные формы, такие как международный терроризм, ставший результатом разрушения государственности в отдельных странах.

Человечество должно перейти от рутинного предупреждения и преодоления последствий войн и конфликтов к новой стратегии развития, которая бы делала их бессмысленными. Для этого нам надо смело заглянуть за горизонт времени и увидеть мир, когда ООН исполнится 100 лет.

Я убежден, что в ближайшие тридцать лет земная цивилизация найдет в себе мудрость и волю разрубить «гордиев узел» войн и конфликтов. В XXI веке центральной задачей человечества должна стать реализация стратегии, навсегда избавляющей мир от угрозы войн как таковых и устраняющей их причины. Для этого предлагаю к столетию ООН разработать План Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Ее смысл – придать миру новый тренд развития на основе справедливых условий доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам, а также всеобщей ответственности за развитие человечества.

ПЕРВОЕ. Я предлагаю преобразовать Экономический и Социальный совет ООН в Совет Глобального Развития. В его состав могли бы входить наряду с избираемыми Генеральной ассамблеей ООН государствами-участниками все руководители специализированных учреждений ООН, в том числе и Международного валютного фонда.

На совет должны быть возложены функции Глобального экономического регулятора. Реализумые Советом общемировые проекты могли бы стать точками глобального экономического роста. Это поможет существенно снизить риск глобальных кризисов, а также обеспечит ответственное поведение государств в вопросах национальной экономической и социальной политики.

Весьма актуальной представляется идея Всемирного антикризисного плана, проект которого активно обсуждается на полях Астанинского экономического форума. Актуальные вопросы мировой повестки дня – терроризм, разрушение государств, миграция и другие негативные явления являются последствиями экономического кризиса, бедности, безграмотности и безработицы.

Борьбу с глобальным кризисом необходимо начать с наведения порядка эмиссии и обращения мировых резервных валют, которое сейчас не отвечает критериям законности, демократичности, конкурентности, эффективности и международного контроля. В ХХI веке миру нужны финансовые инструменты нового качества. Необходимо объединить усилия стран – членов ООН по разработке наднациональной мировой валюты, отвечающей целям и задачам глобального устойчивого развития и процветания.

ВТОРОЕ. В год 70-летия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки призываю сделать построение мира без ядерного оружия главной целью человечества в ХХI веке. Предлагаю принять Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия.

Мы – первая страна в истории, закрывшая ядерный полигон и добровольно отказавшаяся от четвертого по величине ядерного арсенала, а также создавшая безъядерную зону в Центральной Азии. Необходимо создание безъядерных зон и в других регионах мира, в частности, на Ближнем Востоке. Ядерные державы должны предоставить гарантии неприменения силы всем отказавшимся от обладания ядерным оружием странам.

В 2013 году мы инициировали проведение в Алматы двух раундов переговоров по иранской ядерной программе. Приветствуем подписание Всеобъемлющего плана действий по ядерной программе Ирана. Сегодня необходимо гарантировать право государств на мирный атом и недискриминационный доступ к ядерному топливу. Именно поэтому мы поддержали и подписали Соглашение о создании Международного банка низкообогащенного урана МАГАТЭ в Республике Казахстан. Это событие глобального масштаба. Мир должен оценить его, как важнейшую меру безопасного и мирного использования атома. Теперь для стран, желающих развивать атомную энергетику, нет необходимости самим обогащать уран.

Важной задачей видится создание Глобального антиядерного движения. Каждый человек на планете может и должен внести свой вклад в запрет ядерных испытаний.

ТРЕТЬЕ. Опасный вызов представляет эрозия международного права и ослабление роли глобальных институтов. Важно помнить, что Устав ООН был написан кровью миллионов жертв мировых войн и вооруженных конфликтов. И любое нарушение его статей, в частности, об обеспечении суверенитета и территориальной целостности государств, ведет человечество к повторению трагических ошибок прошлого.

Необходимо исключить произвольное применение санкций, как противоречащее Уставу ООН и нормам международного права. Убежден, что право применения международных санкций, влияющих на благополучие миллионов людей, должно оставаться исключительной прерогативой Совета Безопасности. Несоблюдение этого принципа подрывает основы современного миропорядка, является рудиментом «холодной войны».

Хотел бы подчеркнуть безальтернативность ООН в качестве универсальной организации. Соблюдение странами своих международных обязательств остается краеугольным камнем современного миропорядка. Казахстан последовательно выступает за мирное урегулирование украинского кризиса и полное выполнение минских соглашений конфликтующими сторонами. Сегодня необходимо приложить максимум усилий для восстановления диалога, взаимопонимания и доверия в международных отношениях. Для этого предлагаю в 2016 году созвать Международную конференцию ООН на высшем уровне, призванную подтвердить базовые принципы международного права.

ЧЕТВЕРТОЕ. Глобальный масштаб приобрела угроза терроризма и религиозного экстремизма. Предлагаю учредить под эгидой ООН единую мировую сеть противодействия международному терроризму и экстремизму. Для реализации этой задачи необходимо разработать и принять всеобъемлющий документ ООН по борьбе с терроризмом.

ПЯТОЕ. В поддержку инициативы ООН «Устойчивая энергетика для всех» в 2017 году в Астане состоится всемирная выставка «ЭКСПО» на тему «Энергия будущего». Приглашаем все государства к участию в подготовке и проведении выставки. Глядя в будущее, на основе инфраструктуры выставки «ЭКСПО-2017», предлагаю открыть в Астане Международный Центр по развитию зеленых технологий и инвестиционных проектов под эгидой ООН.

Уважаемые коллеги!

Первоочередным шагом по реализации Плана Глобальной Стратегической Инициативы-2045 могла бы стать разработка под эгидой ООН Концепции «Новое Будущее» (NEW FUTURE). Необходимо четко определить задачи нового этапа в развитии человечества спустя 70 лет после создания ООН.

NEW FUTURE – это ядерная, энергетическая, водная и продовольственная безопасность, доверие, взаимопонимание и реформы. Казахстан прилагал и прилагает посреднические усилия к примирению конфликтующих сторон в регионе Евразии. Указанные направления и принципы лежат в основе выборной кампании Казахстана на пост непостоянного члена Совета Безопасности ООН на период 2017–18 годов. Призываю всех участников 70-й сессии поддержать кандидатуру нашей страны.

Дамы и господа!

70 лет назад, когда вместо неработающей Лиги Наций в Женеве создавалась Организация Объединенных Наций, было решено разместить ее штаб-квартиру в Нью-Йорке. Это было связано с тем, что в то время возросла роль Западного полушария в международных делах. Центр развития мира переместился из Старого Света в Новый, из Европы в новую точку глобального роста – в США, Нью-Йорк.

С тех пор многое изменилось, и мир стал иным. В ХХI веке центр развития смещается в Азию – самый большой континент мира, где живет 2/3 населения планеты, сосредоточены огромные ресурсы. Мощный рывок развивающихся экономик Азии обозначил новую реальность в глобальных процессах. Важно использовать этот исторический шанс, чтобы придать новый импульс взаимоотношениям государств с учетом этого процесса. Предлагаю подумать о переводе штаб-квартиры ООН в Азию.

Выражаю надежду, что инициативы Казахстана будут приняты сообществом наций.