Септики

Благословение исаака. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49)

Благословение исаака. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49)

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Исаак и Исав. ок. 1379 г.

Бертрам из Миндена Мастер: Грабовский Алтарь, левая наружняя створка, внутренняя сторона. Благословение Иакова. ок. 1379 г.

(Быт., 25:19-34; 27; 28:1-5)

Иаков не только обманом (за чечевичную похлебку) завладел правом первородства Исава , ему также удалось, по наущению матери, лишить Исава отцовского благословения. Когда Исаак был стар и почти слеп, он послал Исава наловить дичи и приготовить ему еды, «чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». Ревекка подслушала этот наказ и сказала Иакову, чтобы он, пока Исав отсутствует, занял его место, дабы получить благословение. Она обрядила Иакова в одежды Исава и обложила его руки и шею козлиной кожей, так как «Исав… человек косматый». Она приготовила еду, и Иаков отнес ее отцу. Исаак по ошибке благословил Иакова вместо Исава. Раз данное благословение не могло быть взято назад, и Иаков бежал от гнева брата, найдя убежище у своего дяди Лавана (брата Ревекки) в Харране в Месопотамии. Этот сюжет часто встречается в западной живописи XVII века. Исаак порой изображается приподнявшимся на постели, Иаков стоит перед ним на коленях. Руки последнего не всегда закрыты. Позади Иакова, положив руку ему на плечо, стоит Ревекка. Сцена может изображаться в интерьере европейского дома. Вдалеке на заднем плане порой изображается Исав с охотничьими собаками, или он входит в комнату с телом молодого оленя на плечах. Эта история, похоже, первоначально связывалась с древним родовым обычаем наследования не через старшего сына, а, наоборот, через самого младшего.

Когда Исаак состарился и его зрение притупилось, он, почувствовав приближение смерти, обратился к Исаву: «…налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру». Но Ревекка, услышав это, решила, что пусть лучше благословение отца достанется не Исаву, а ее любимому сыну Иакову. В отсутствии Исава она надела на Иакова Исавову одежду и обложила его руки кожей козлят, ибо Исав был «человеком косматым». Затем она приготовила кушанье и послала с ним Иакова к отцу. Исаак по слепоте своей не смог узнать, кто к нему пришел. «Иаков подошел к Исааку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы». Так Исаак принял Иакова за Исава, ибо руки, к которым он прикасался, были волосатыми, и благословил Иакова, дав ему господство над братьями и над всем народом (Быт. 27).

хххе́

Здесь размещены два любопытных толкования 49 главы Бытия.

Первое - из учебной программы Белгородской Православной Духовной Семинарии

Второе - рассуждения раввина Эли Бар-Яалома (http://imenno.livejournal.com/176788.html)

Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49)

Перед кончиной патриарх Иаков призвал своих сыновей, чтобы возвестить им, что будет с ними в “грядущие дни” (1-2 стихи).

Затем каждому из своих сыновей патриарх предрекает будущую судьбу его потомства (3-28 стихи).

Благословив своих сыновей, Иаков дал им завещание, чтобы они похоронили тело его в пещере Махпела (29-32 стихи), после чего Иаков возлег на смертный одр и мирно “приложился к народу своему” (33 стихи).

Стихи 1-2

Выражение “в грядущие дни” в Священном Писании означает не просто неопределенные последующие дни, но время определенное, известное и ожидаемое. Таким временем для Иакова и его потомков, прежде всего, было время наследования земли обетованной, предсказанное Господом патриархам и ими ожидаемое. С другой стороны, ожидаемыми последними днями для ветхозаветной церкви вообще было время пришествия на землю спасительного семени Жены, то есть Мессии. В этом последнем смысле выражение “в грядущие дни” употребляется в Ветхом Завете (Числ. 24, 14; Иер. 30, 24).

Новозаветные писатели точно также полагают время пришествия на землю Христа Спасителя “в последние дни” (Евр. 1, 1-2), “полноту времен” (Гал. 4, 4), “последние времена” (1 Петр. 1, 20).
Таким образом, изрекая пророческие благословения своим сыновьям, патриарх Иаков созерцал судьбу своих потомков в земле обетования, в мессиански-пророческом же смысле он видел исполнение своих благословений во дни Мессии - Спасителя.

Стихи 3-4

Рувим был “начатком чад” Иакова, его первенцем, рожденным во всей крепости физических сил патриарха. С первородством в патриархальные времена соединялись немаловажные преимущества, первенец был главою рода, он получил двойную часть наследства, ему принадлежало право священства.

Но этих преимуществ первенец Рувим лишается Иаковым; двойная часть наследства уже ранее дана была Иосифу в лице двух его сыновей, главенство над родом ниже дается Иуде, священство впоследствии дано было Левию.

Страстность, грубая чувственность Рувима, его кровосмешение вместе с Валлою, наложницею отца (35, 22) были причинами, по которым Рувим лишился прав первородства.

Предсказание патриарха исполнилось в точности: колено Рувимово в последующей истории еврейского народа никогда не занимало выдающегося положения. После выхода евреев из Египта, во время сорокалетнего странствования, представители колена Рувимова - Дафан и Авирон вместе с Левитом Кореем восстали против Моисея и Аарона. Рувимляне хотели захватить гражданскую власть, принадлежащую Моисею, а Корей - власть первосвященника, бывшую достоянием Аарона, но восстание их не имело успеха; возмутители со своими союзниками погибли (Числа, 16).

Впоследствии при завоевании и разделении земли обетованной колену Рувимову достался удел в южной части восточной заиорданской страны, где рувимляне занимались скотоводством, мало принимая участия в судьбе израильского народа (Суд. 5, 15-16), и ранее других утратили свою политическую самостоятельность.

Стихи 5-7

В словах, обращенных к Симеону и Левию патриарх вспоминает жестокость братьев при избиении сихемлян за оскорбление, нанесенное Дине (36 гл.). В наказание за это, братья осуждаются на разделение и рассеяние во Израиле, то есть на жизнь, после будущего разделения земли обетованной на уделы, в рассеянии между другими коленами. Действительно, при разделении земли обетованной, колено Симеоново получило наследие среди удела сынов Иудиных (Ис. Нав. 19, 1).

При этом участок, доставшийся колену Симеонову, оказался столь недостаточным, что представители колена должны были оружием приобретать себе владения за пределами земли обетованной - в горе Сеир и в долине Герарской (1 Пар. 4, 38-43).

Предание, кроме того, добавляет, что ввиду недостаточности земельного удела, наследованного коленом Семионовым, представители колена расходились по всей земле обетования в качестве книжников и законников, учителей и воспитателей юношества.

Что касается колена Левиина, то слова патриарха исполнились на нем с буквальною точностью.
Колено Левиино не получило самостоятельного удела, для жительства же Левитам из всех колен было выделено 48 городов. Впоследствии своею ревностью по Боге, своими заслугами (Исх. 32, 26-29; Числ. 25, 10-13) Левиты искупили вину своего родоначальника. Наказание, изреченное Иаковым Левию, Господь обратил для его потомков в благословение, сделав Левитов Своим жребием и наследием (Втор. 33, 8-11).

Стихи 8-12

Словами “Иуда! тебя восхвалят братья твои…поклонятся тебе сыны отца твоего” - Иуде дается одно из прав и преимуществ первородства - главенство над родом. Исполнение этого пророчества отчасти можно видеть уже во время сорокалетнего странствования евреев по пустыне (Числа. 2, 3, 10, 14) и впоследствии, при завоевании Ханаана (Суд. 1, 1-2), когда колено Иудово стоит во главе других колен.

Но в собственном смысле первенство колену Иудову досталось тогда, когда из этого колена был избран царь Давид, роду которого было обетовано наследие вечного престола (2 Цар. 7, 12-16). Затем, указывая на успешную борьбу Иуды с врагами, Иаков силу могущества и величие колена Иудина изображает постепенно возрастающим.

Сначала Иуда уподобляется молодому льву, похожим на которого Иуда является в период окончательного завоевания земли обетованной, когда после смерти Иисуса Навина колено Иудово во главе других колен начало истребление хананеев (Суд. 1, 1-2). Затем колено Иудово уподобляется льву, который возвращается с добычи. Можно понимать в смысле сравнения колена Иудова с могучим и высоким деревом, которое вырастает “от леторасли” - от низкого и едва заметного сначала молодого побега.

Таким образом, львом, возвращающимся с добычи, Иуда представляется в царствование Давида, который в своих победоносных войнах покорил окружающие языческие народы и необыкновенно расширил пределы своего царства.

Наконец, Иуда уподобляется львице, которая уснула и которую никто не осмелится потревожить. Таковым Иуда явился в первую блестящую половину царствования Соломона, когда Израиль под скипетром Иуды мирно покоился, не тревожимый своими врагами (3 Цар. 4, 20-25).

Самое замечательное место в этих стихах и во всей главе в целом пророчество о Примирителе.
Важность этого пророческого места требует более тщательного его рассмотрения. Это место в славянской Библии читается так: “Не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дондеже приидут отложения ему, и той чаяние языков ” (10).

По смыслу этого стиха, первенство, главенство, царская власть - представляются неотъемлемыми от Иуды до пришествия Мессии. Эта мысль, несомненно заключающаяся в 10 стихе, в различных текстах и переводах выражена неодинаково. В еврейском тексте читается “не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, пока не придет Примиритель (доколе не придут в Шило) и Ему покорность народов”. По смыслу этого чтения царская “скипетр” и законодательская власть не отойдут, не будут отняты от Иуды до пришествия Примирителя. Очевидно, что это последнее имя приложимо только ко Христу Спасителю, Который примирил падшее человечество с Богом и иудеев с язычниками (2 Кор. 5, 18-19; Еф. 2, 14-18).

С другой стороны, слова: “и Ему покорность народов” не могут относится к какому-нибудь земному царю, а вполне приложимы только к Мессии (Исх. 11, 10). Наконец, мессианский смысл слов Иакова подтверждается точным историческим исполнением пророчества. Самостоятельная правительственная власть, принадлежавшая колену Иудову, была отнята от него перед рождением Христа Спасителя, когда Иудеею в качестве царя управлял Ирод Идумеянин.

Мысль еврейского подлинника в разных переводах выражена другими словами. Возможно, что переводчики вместо “Шило” “Примиритель” читали “шелло” (ему же) и потому перевели “отложенная ему”. Очевидно, что в общем мысль этого перевода одинакова с современным еврейским текстом. Патриарх, по смыслу перевода Семидесяти, говорит, что царская власть не отнимется от Иуды до тех пор, пока не придет все предназначенное, преопредеденное, то есть Тот, Кому царская власть должна принадлежать по преимуществу. Но царская власть над всеми народами принадлежит Самому Мессии, как об этом свидетельствует Священное Писание (Исх. 9, 6-8; Иер.23, 5; Дан. 2, 44; Мих. 5, 2). Поэтому древние еврейские таргумы (халдейские переводы) передают пророчество патриарха словами: “Мессия, Ему же принадлежит царство”.

Как уже отмечалось, со времени кончины патриарха Иакова и до пришествия Христа Спасителя обещанный скипетр всегда оставался в колене Иудовом. Около времени пришествия Христа государство иудейское начало быстро клониться к окончательному падению. Через несколько десятков лет после рождения Мессии Иерусалим и храм были разрушены до основания и существование еврейского государства прекратилось.

Изображая богатство удела, имеющего достаться Иуде, Иаков говорит, что удел этот будет так богат виноградом, что Иуда будет привязывать к виноградным лозам свой рабочий скот, виноградного вина будет так много, что Иуда будет мыть в вине свои одежды, очи его будут блестеть от вина, а зубы - белеть от молока. Указаний на естественные богатства удела, доставшегося Иуде, в Писании встречается немало (Песн. 1, 13; Числ. 13, 24).

Кроме ближайшего исторического смысла пророческое благословение Иаковым Иуды, св. отцы и учителя Церкви, при несомненном мессианском смысле 10 стиха, объясняют в высшем таинственном смысле, в приложении к потомку Иуды - Христу Спасителю.

По этому изъяснению, сравнение Иуды со львом может относится к Иисусу Христу, Который в Апокалипсисе называется “львом от колена Иудина” (5, 5).

Нерушимый покой льва указывает на смерть и воскресение Христа Спасителя. Под лозою в таинственном смысле разумеется также Христос Спаситель (Ин. 15, 2), а под кровию гроздьев - Его искупительная кровь.

Ослица и “сын ослицы”, привязанные к этой лозе, указывают на призвание в Церковь Христову иудеев и язычников, причем ослица, как носящая ярмо, прообразовательно указывала на Иудею, состоящюю под игом закона Моисеева, а “жребец” или молодой осел предуказывал народ из язычников, не знавших законного ига. Последними словами (“блестящи очи (его) от вина”) указывается на божественную красоту воскресшего Христа Спасителя.

Стих 13

Восточною границею удела, доставшегося впоследствии колену Завулонову (Ис. Нав. 19, 10-16), было Галилейское (Генисаретское озеро), а с Запада от Средиземного моря его отделяла узкая полоса финикийских владений. Это соседство с торговыми и предприимчивыми финикийцами, в частности, с большим торговым городом древности Сидоном, заставило потомков Завулона заняться морскою торговлею (Втор. 33, 18-19; Суд. 5, 27).

Стихи 14-15

Иссахару, по смыслу славянского текста, Иаков предсказывает занятие удела в средине земли обетованной. Действительно, колено Иссахарово при разделении Ханаана получило в наследие одни из центральных участков (Ис. Нав. 19, 17-23). Здесь, ввиду необыкновенного плодородия своего удела, сообразно с своим характером (1 Пар. 12, 32), Иссахар занялся мирным трудом земледельца. По еврейскому тексту, будущая торговая жизнь Иссахара представляется под образом сильного работящего осла.

Стихи 16-18

Пророчество Дану о происхождении от него самостоятельных судей исполнилось на судии Самсоне, который происходил из колена Данова (Суд. 13, 1-2).

Что касается сравнения Дана со змеем, угрызающим коня и поражающим всадника то, по мнению толковников, здесь указывается на хитрость и коварство, которыми отличались потомки Дана. Эти свойства отчасти видны из истории Самсона (Суд. 13-16), но еще яснее выразились в похищении потомками Дана идолов из дома Михи и при завоевании города Лаиса (Суд. 17-18).

Слова, которыми заканчивается благословение Дана: “На помощь Твою надеюсь, Господи!” можно понимать в том смысле, что Дан должен свое благополучие основывать не на своей хитрости и коварстве, а на Боге.

Некоторые толковники, в виду того, что в 7 главе Апокалипсиса, в видении запечатленных рабов Божиих, из всех колен Израильских опущено колено Даново, думают, что из этого колена произойдет антихрист. К этому последнему врагу человечества вполне приложимы слова патриарха о хитрости и коварстве змея (2 Сол. 2; 3-10).

Стих 19

Гаду Иаков говорит: “толпа будет теснить его”, указывая этим на постоянные нападения врагов, которые будут теснить колено Гадово.

История свидетельствует, что колено Гадово, получившее удел а восточно-заиорданской половине обетованной земли, в соседстве с различными хищническими племенами, неоднократно подвергались нападениям со стороны последних. Так, во времена судей потомков Гада в продолжение 18 лет утесняли Аммонитяне (Суд. 10, 7-9), враждебно относившиеся к колену Гадову и совершавшие над ним страшные жестокости (Ам. 1, 13). Но Гад, по словам Иакова, будет успешно бороться со своими врагами, преследуя их по пятам. Победоносною борьбою с Аммонитянами, утеснявшими колено Гадово, прославился, например судия Иеффей Галаадитянин (Суд. 11). В позднейшие времена колено Гадово, вместе с коленом Рувимовым, полуколеном Манассииным успешно боролись с Агарянами и другими аравийскими племенами (1 Пар. 5, 18-22).

Стих 20

Удел, доставшийся колену Ассирову при разделении Палестины, занимая самую крайнюю северо-западную оконечность земли обетованной, заключал в себе плодоносные земли около горы Кармила (Ис.Нав.19, 24-31).

Богатые хлебные произведения этих земель Ассир мог, согласно с пророчеством Иакова, доставлять ко дворам иудейских, израильских и финикийских царей, владения которых были в соседстве с уделами Ассира.

Стих 21

По принятому еврейскому тексту “Неффалим – торевинф: рослый, распускающий прекрасные ветви” и по славянскому переводу: “Неффалим стебль распускающаяся…” - благословение, изреченное Иаковым Неффалиму, можно понимать в смысле указания на богатый участок, который имело наследовать колено Неффалимово.

Сравнение колена Неффалимова с деревом, простирающим свои ветви в разные стороны и увенчивающимися прекрасным венцом из листьев, вполне согласно с историческою судьбою этого колена при наследовании обетованной земли. Область колена Неффалимова от берегов Генисаретского озера постепенно возвышается до горной группы Ливана, корень терефинфа покоится на берегах озера, красивые города - это ветви простирающиеся от него, а горная цепь Ливана есть вершина, которой он заканчивается.

Стихи 22-26

Обращаясь к Иосифу, патриарх прежде всего вспоминает враждебное отношение к нему братьев, но эти козни братьев не имели успеха, потому что Иосиф находился под покровительством Господа. Затем Иаков призывает на Иосифа, то есть на колено Ефремово и Манассиино, происшедшие от него “благословение небесное свыше” - благовременные дождь и росу “благословение земли имущия вся” - плодородие земли, “благословение сосцев и ложесн” - изобилие скота и многочадие.

Из последующей истории Израиля известно то выдающееся положение, которое заняло среди других колен Ефремово колено, что было предуказано Иаковым еще ранее, в благословении им своих внуков. При разделении земли обетованной при Иисусе Навине колено Ефремово получило один из лучших участков. Во времена Судей колено Ефремово неоднократно заявляет свои права на первенство - (Суд. 8, 1-2; 12, 1).

Впоследствии при разделении Еврейского царства на два - Иудейское и Израильское, во главе отделившихся 10 колен стоит колено Ефремово и первый царь Израильский Иеровоам был ефремлянин (3 Цар. 12). С этого времени в царстве Израильском колено Ефремово занимает первенствующее место и потому в пророческих речах десятиколенное царство нередко называется просто Ефремом.

Стих 27

Сравнение Вениамина с хищным волком, который утром выходит на добычу и вечером делит её, указывает на воинственный характер вениамитян.

Своею воинственностью потомки Вениамина засвидетельствовали в последующей истории евреев неоднократно. Судия Аод вениамитян своим геройским подвигом освободил соотечественников от рабства Моавитян (Суд. 3, 14-30). По указанию книги Судей, вениамитяне вели вначале успешную войну против всех соединенных колен Израильских (20-21). Из колена Вениаминова был избран первый царь народа еврейского Саул, военные подвиги которого в первую половину его царствования создали ему славу. Некоторые толковники в словах Иакова о Вениамине видят указание на святого апостола Павла, который, происходя из колена Вениаминова (Фил. 3, 5), сначала преследовал Церковь Христову, а потом в пользу ее приносил “добычу” - души спасенных его проповедию.

Стихи 29-33

Завещание Иакова о перенесении его тела в пещеру Махпела (“пещера сугубая”) свидетельствует о его глубокой вере в истинность и непреложность божественных обетований.


Очевидно, что несмотря на те благоприятные условия, при которых потомки Иакова поселились в Египте, он считал землю египетскую местом только временного их пребывания, с верою взирая на землю обетования. С этою землею Иаков соединил исполнение великих обетований, данных его отцам и ему самому. Со времени Ноя, родоначальника народов, до великих пророков народа Божия не было произнесено более ясного, более замечательного пророчества, чем рассмотренное нами пророчество Иакова, родоначальника народа израильского.

В своих сыновьях Иаков видит пред собою колена Израилевы и в необыкновенном просветлении духа изрекает им их будущую историю. Во всеоружии веры он приподнимает таинственный покров будущего и возвещает события, сокрытые во мраке времен. Величественно он разделяет между своими сыновьями обетованную землю, как будто бы она уже принадлежала ему и пророчески нарекает судьбу ее будущих начальников, как бы видя ее перед собою.

Из боговдохновенных слов Иакова, как из своего семени, выросла и развилась вся последующая история народа Божия, начиная от исхода его из Египта и кончая пришествием на землю Божественного потомка Иакова по плоти - Господа нашего Иисуса Христа.

Государство по Яакову: опыт расшифровки главы "Вайехи"

http://imenno.livejournal.com/176788.html

Одно из самых загадочных пророчеств ТАНАХа - благословение Иакова своим двенадцати сыновьям. . Загадочность заключается в том, что этот длинный, очень подробный текст содержит массу странных сравнений и похож на что угодно, кроме благословения. Вот Эфраима и Менаше, своих внуков, Иаков действительно благословляет. А сыновей? “Гад, окружённый воинской частью, будет резать пятки “? Или вот про Иссахара: “Иссахар – осёл жилистый, лежит между двумя стойлами; и, увидев, что отдых – хорошо, а земля – приятна, он подставил спину для груза и стал платным работником “? Не говоря уже о текстах, обращённых к старшим сыновьям, Реувену, Шимъону и Леви, которые больше напоминают строгий выговор с занесением в личное дело.

Не менее загадочно и вступление: йикра с вами в конце дней. Слово йикра, если бы оно писалось с буквой hей на конце и звучало бы йикре , означало бы “произойдёт”. Но так, как написано, оно означает либо “прочтёт” (или “будет прочитано”) или “позовёт”. Так или иначе, комментаторам и переводчикам до сих пор (спустя 3500 лет!) непонятен текст и непонятно, какое отношение этот текст имеет к “концу дней”, к далёкому будущему, когда потомки Иакова вернутся из долгого изгнания.

Тора не сообщает нам лишней информации. Поэтому возникает желание понять заголовок буквально: соберитесь, и скажу я вам то, что будет читаться относительно вас в конце дней . Если “конец дней” (ахарит ха-йамим ) последовательно относится в ТАНАХе к эпохе, когда евреи возвратятся из долгого изгнания, то речь идёт именно о нашем времени. Следовательно, расшифровка слов Иакова даст нам послание, обращённое лично к нам.

1. Шифр

Ещё р. Авраам Ибн-Эзра писал: "заблуждаются говорящие, что это - благословение... это - пророчество". Но... пророчество о чём? Естественно было бы ожидать, что Яаков напророчит сыновьям основные факты еврейской истории: о египетском плене, об Исходе, о царстве, об изгнании, предостережёт от ошибок ...

Но с другой стороны - зачем? Ведь основная информация о ближайшем будущем народа дана уже Аврааму , а всё остальное будет дано Моше . Да и зачем воспринимать слово "пророчество" так однобоко? Пророк - не гадалка, чтобы механически вещать о будущем; да и будущее не может быть полностью предопределено, ибо оно зависит от нашего выбора . Пророки даны народу для того, чтобы наставлять его и предлагать ему пути существования и развития . Величайшим из пророков мы полагаем Моше, а ведь его Книга содержит в основном законы, поучения и исторические очерки... Отчего бы не отнестись к пророчеству Яакова, как к наставлению?

2. Модель государства будущего

Деление евреев на колена привело к возникновению многих проблем. Междоусобные войны и вендетты, о которых говорит книга Судей; распад еврейского государства надвое, о котором повествует книга Царств... Почему же Тора относится к нему не как к пережитку, не как к недостатку, который нужно изжить, - а как к священной реликвии? Моше по велению свыше расставляет весь кочующий Израиль вокруг Мишкана по принадлежности к коленам, и каждое колено должно находиться на своём месте . По видимости, у каждого колена - своя отдельная функция.

Примечательно, что, хотя с евреями вышло из Египта множество неевреев, пожелавших разделить судьбу с еврейским народом, в схеме организации становища нет для них особого места, а в переписи населения - особой строки; из этого мы можем заключить, что неевреи, ставшие евреями, были распределены по коленам Израиля . По какому принципу? Очевидно, по склонности к той или иной функции.

Таким образом мы можем придти к выводу, что колена Израиля - профессиональные структуры, подобные в чём-то средневековым гильдиям ; и что "благословение Яакова" - на деле распределение задач между коленами, а следовательно - определение структуры еврейского общества, а впоследствии - еврейского государства .

Поразительная чёткость определений выявляется, как только начинаем смотреть на "благословение Яакова" с этой точки зрения. Никакого тумана не остаётся: например, фраза о том, что Йеhуда "привязывает к лозе своего осла", определяет взаимоотношения между Йеhудой, Иссахаром (который назван "ослом") и Йосефом (который назван "веткой лозы"). Нет смысла показывать процесс расшифровки текста; ниже приведены функции колен и подтверждающие цитаты.

3. Фрактал

Моше, очевидно, знал истинный смысл благословения Яакова, потому что распределение колен в главе "Бамидбар" строго соответствует функциям, которые получили прародители колен от своего отца. Яаков перечисляет свойства колен по старшинству, от Реувена до Биньямина; мы же будем следовать распределению колен в главе "Бамидбар".

Наложение благословения Яакова из главы "Вайехи" на порядок колен в главе "Бамидбар" создаёт удивительную картину, полностью соответствующую нашим представлениям о метафизике мира.

В наших комментариях мы последовательно показываем мир как треугольную пирамиду - тетраэдр. В послепотопном человечестве верхняя точка этого тетраэдра - Ноах: связь с надсистемой, основной задачей. Благословение Ноаха своим сыновьям разделяет функции между ними: Шем (этика) определяет курс, Яфет (эстетика) работает в шатре Шема, а Хам (энергетика) обеспечивает условия их работы.

Как же может выглядеть более детальная структура общества - например, государства?

В Торе постоянно прослеживается принцип фрактальности : структуры, части которой подобны всей структуре. Так, например, Мишкан разделяется на семь частей, каждая из которых также разделяется на семь частей, и так далее.

Присмотревшись к благословению Яакова, мы видим такую же структуру. Задачи Шема, Хама и Яфета являются сверхзадачами (надсистемами) для ведомств, в каждом из которых есть свои Шем, Хам и Яфет. Точно так же подразделяется и ведомство, соответствующее Ноаху.

Причудливый шифр, которым записано благословение, использует для каждого ведомства свою образную систему. Так, Йеhуда, Иссахар и Зевулун лежат : Йеhуда "улёгся, как лев", Иссахар - "осёл жилистый, лежащий между стойлами", а Зевулун раскинулся "у берега кораблей, с бедром на Сидоне". Дан, Ашер и Нафтали описаны работниками : Дан "судит свой народ", Ашер "готовит царские блюда", Нафтали "поставляет высказывания". Реувен, Шимъон и Гад что-то разрушают : Реувен "оскверняет ложе", Шимъон "оскопляет вола", а Гад "режет пятки" . Наконец, Эфраим, Менашше и Биньямин описаны ключевыми словами, связанными с вечным, запредельным : Йосеф благословляется бездной , а Биньямин пожирает вечность .

4. Схема построения еврейского государства по Яакову

Можно проиллюстрировать благословение следующей схемой :

Пять лагерей-станов соответствуют пяти основным сферам общественной деятельности Израиля:

ЗАПАДНЫЙ стан (Йосеф [Эфраим и Менашше], Биньямин): СВЕРХЗАДАЧА (образование, наука, искусство/культура).
ВОСТОЧНЫЙ стан (Йеhуда, Иссахар, Зевулун): УПРАВЛЕНИЕ (власть, законодательство, дипломатия/торговля с внешним миром).
СЕВЕРНЫЙ стан (Дан, Ашер, Нафтали): ПОВСЕДНЕВНОСТЬ (суд и правоохранительные органы, информация и связь, производство).
ЮЖНЫЙ стан (Реувен, Гад, Шимъон): СИЛА (финансы/ресурсы, армия, спецчасти/разведка).
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ стан (Леви): ЦЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ (метафизика).

5. Управление: Йеhуда, Иссахар, Зевулун.

Не отойдёт скипетр от Йеhуды . Йеhуда - исполнительная власть. Но следующие слова - а законодатель пребудет между ног его - означают, что законодатель - не Йеhуда, а другой . Кто же? В том же абзаце Йеhуда привязывает к лозе своего осла . Значит, "между ног" его - осёл, на котором он едет. Это - Иссахар: Иссахар - осёл жилистый . Законодательная власть несёт на себе исполнительную. Какие принципы руководят законодателем? Любовь к спокойствию (порядку в стране) и любовь к стране как таковой: увидев, что отдых - хорошо, а земля - приятна, он подставил спину для груза и стал платным работником . Труд законодателя оплачивается, но он сопряжён с ответственностью и тяжёлой работой, и только те, кто готовы тяжело работать, годятся в законодатели.

Наш текст не говорит ничего о способе стать Иссахаром-законодателем, или Йеhудой-правителем: на первом этапе развития народа принадлежность к колену передаётся по наследству. Структуру, описанную здесь, можно сохранить даже в случае, когда колено выбирает себе сам человек согласно склонностям и умениям. Цель благословения - не охарактеризовать государство как (к примеру) демократическое или недемократическое, а обрисовать основные институты его и отношения между ними.

Обратим внимание, что законодатель-осёл-Иссахар привязан к лозе, которая (как мы увидим) символизирует Йосефа - носителя основных ценностей народа. Законы не могут противоречить основным ценностям, которые служат подобием конституции - но определяет их академия, а не законодатели.

О Йеhуде сказано: его рука - в тылу врагов . В тылу врага, как мы увидим, находится Гад - "спецназ", особые части. Они должны подчиняться правительству напрямую, быть "рукой" Йеhуды.

Каковы границы Йеhуды? Сказано: до тех пор, пока не придёт шилó , и ему присуще почитание народов . О загадочном шилó сказано многое , и толковалось это слово по-разному. В нашей интерпретации предлагается понимать его от корня ШЙЛ/ШУЛ "граница, обочина" (ср. шулайим "края", часто встречающееся в Торе). Граница полномочий Йеhуды - общение с другими народами. Это - задача Зевулуна, который у берега морей обоснуется, и он же - у берега кораблей, с бедром на Сидоне .

6. Повседневность: Дан, Ашер, Нафтали

Дан будет судить свой народ - как одно колено Израиля . Таким образом, хотя внутри колен возможен свой механизм профессионального, товарищеского суда, для Дана колена не различаются. Он представляет собой базисную услугу - справедливый суд для всех.

Примечательно, что суд - не орган власти, а именно услуга (вспомним все проблемы, происходящие в современном Израиле оттого, что суд присваивает себе полномочия власти). В каких же отношениях состоит Дан с тетраэдром управления?

Да будет Дан змеёй на дороге, змейкой на пути - которая кусает пятки лошадям, чтобы всадник падал назад .

Фраза в высшей степени загадочная - но нам она напоминает всадника из предыдущего тетраэдра - Йеhуду верхом на Иссахаре-осле.

Примечания:

Берешит /Бытие/ 49,1-28.
О котором см. "Маасэ-Решет", гл. "Ахарей мот" . К такому же выводу приходит и р. Хизкия бен Маноах ("Хизкуни").
Вопрос, почему всего этого нет в пророчестве Яакова, задаёт уже р. Бахья бен-Ашер (1255-1340), но ответа не даёт.

Призвал Иаков сыновей своих - Теперь Иаков передал своим 12 сыновьям свое духовное завещание. Он торжественно призвал их выслушать то, что он намерен был сказать им. Как Исаак с помощью Божественной прозорливости, выражая свое благословение (Быт.27), пророчески изобразил Иакову и Исаву будущую историю их семейства, так и теперь Иаков в широком плане начертал будущее целого народа, который должен был произойти от его 12 сыновей. Однако вместе с этим Дух Божий открыл умирающему патриарху будущую историю его семени, так что он увидел в характере своих сыновей будущее развитие колен, которые произойдут от них. С безошибочной пророческой прозорливостью он указал каждому его место и значение среди других колен.

В грядущие дни - Буквально: «В конце дней». Речь идет о конце истории мира. Ничего не говорится так же о мессианском веке в конце иудейского периода. Приведенные слова означают просто «в будущем».

Рувим - Со своим первым пророчеством Иаков обращается к первородному сыну. Как и последующие изречения, это пророчество облекает в поэтическую форму. Еврейская поэзия скорее состоит из ритмичного повторения мыслей, чем звуков и слогов.

Бушевал как вода - Характеристика Рувима складывается из трех моментов:

  1. Из его положения в семье как первородного сына Иакова.
  2. Его отношение к Иакову как начатка его силы.
  3. Естественного преимущества, которое принадлежало ему как старшему.

Тем не менее преимущества, которые естественно принадлежали ему как первородному, отныне должны были взять от него за его слабохарактерность. Слово, переведенное «бушевал» в переносном смысле означает «предавшийся своим чувствам». Другое слово, образованное от того же корня, встречается в Суд.9:4 и Соф.3:4 в значении распущенности и гордости. Таким образом Иаков описал нравственную слабость характера Рувима, впоследствии которой он как первородный сын лишился своих преимуществ. Хотя конкретно него преступление состояло в прелюбодеянии с Валлой, наложницей его отца (Быт.35:22), однако последующая история его жизни свидетельствует об абсолютной нетвердости его характера. Эта слабохарактерность мешала ему стать руководителем в семье Иакова. Для руководства часто необходима твердость и решительность. Упоминая отвратительный поступок Рувима в своем пророчестве, Иаков с негодованием отвернулся. К нему теперь обращается в третьем лице.

Не будешь преимуществовать - Лишившись права первородства, Рувим потерял ведущее положение в Израиле. Его колено никогда не достигло большего влияния в народе (см. Втор.33:6). Из потомков Рувима не было ни одной выдающейся личности: ни судьи, ни царя, ни пророка. Руководство перешло к Иуде и первородство к Иосифу (1пар.5:1-2).

Симеон и Левий - оба были братья не только по плоти, но и по образу мыслей и действий (Быт.34:25).

Орудия жестокости мечи их - Иаков без сомнения вспоминает их своенравный характер и в связи с их вероломным истреблением жителей Сихема (Быт.34:25-29). Это преступление Иаков никогда не оправдывал.

Убили мужа - Здесь слово «муж» употребляется в собирательном значении «мужской пол» Форма единственного числа во всем Ветхом Завете употребляется как в значении единственного и множественного числа.

Перерезали жилы тельца - Значит покалечить, перерезав сухожилия (И.Нав.11:6-9, 2Цар.8:4). В Быт.34:28 просто сказано, что скот жителей Сихема был угнан, а не покалечен. Но так как сыны Иакова были более охвачены местью, чем захватом добычи, то они, вероятно, покалечили некоторых животных. Иаков вспоминает об этом потому, что в этом выражении выразилось особенно их жестокость. Эта черта характера лишила их возможности занять ведущее положение среди других колен.

Разделю их в Иакове и рассею их в Израиле - Так как оба брата совершили преступление вместе, то их потомство должно быть разделено и рассеяно в Ханаане. Они уже не будут самостоятельными, независимыми коленами. Исполнение этого предсказания стало очевидным, когда Израиль вернулся в Ханаан. При повторном переселении Израиля Моисеем Симеон оказался самым слабым из всех колен (Числ.26:14) и даже не получил благословения. Это колено не получило в удел никакой территории, а только ряд городов, граничащих с Иудой (И.Нав.19:1-9). Так как семейства Симеона увеличивались незначительно (1Цар.4:27), то большинство их в конечном итоге слилось с коленом Иудиным. Другие распространились в виде двух миграционных волн за пределы обетованной земли (1Цар.4:38-43).

Вместо определенной территории Левий получил 8 городов, рассеянных среди других колен (И.Нав.21:1-42). Рассеяние Левия в Израиле, однако получило благословение для всех, это колено было избрано для священнодействия. Хотя Иаков отнял право первородства у Рувима и произнес проклятие на Семиона и Левия за совершенное ими преступление, однако ни одного из них он не лишил наследия. Последующая история колена Левия показывает, что как исполнившееся проклятие может перейти в благословение для всех. На Синае потомки Левия поддержали правое дело, в то время как остальные пали (Исх.32:26). Поэтому в религиозном служении колено Левино было предназначено занять ведущее положение. Хотя проклятие Иакова в том, что они не получат удела, не изменилось, тем не менее его исполнение принесло им и их братьям благословение (Числ.18:20).

Иуда - Четвертый сын Иакова первым получил обильное благословение, которое дало ему превосходство и власть. Из слов Иакова видно, что иуда получил право первородства, которого лишились Рувим за свою слабохарактерность и Симеон с Левием за свою жестокость.

Тебя восхвалят братья твои - Согласно Быт.29:35 имя Иуды значит «достойный хвалы». С помощью игры слов, столь близкой сердцу восточного жителя, Иаков заверил Иуду в том, что его восхвалят братья его. Иуда проявил благородство своего характера. Даже в момент смертельной опасности, когда братья замышляли убить Иосифа, Иуда внес предложение, которое спасти ему жизнь (Быт.37:26-27). Далее благородство его характера проявилось в том, что он готов был пожертвовать своей жизнью ради Вениамина, чтобы избавить его от рабства (Быт.43:9-10, 44:16-34). Благородство его характера проявилось и раньше в отношении к Фамари (Быт. 38:2), хотя в то время он был, по-видимому, невоспитанным и безрассудным человеком (Быт.38:7-26). Сила его характера, приобретенная победой над плотскими наклонностями, отразились в стойкости и мужественности колена, которое стало носить его имя.

Поклонятся тебе сыны отца твоего - Пророчествуя о том, что Иуда обратит врагов своих в бегство и покорит их, Иаков снова подчеркнул, что братья Иуды поклонятся ему. Важно отметить, что поклонятся ему только сыны его матери (Быт.27:29, Суд.8:19), т.е. колена, происходящие от Лии, но и сыны отца или все колена Израилевы. Это исполнилось, когда Давид был помазан царем над всем Израилем (2Цар.5:1-2).

Молодой лев Иуда - Посредством смелого образного сравнения Иуда сравнивается с молодым львом, достигающим силы и свирепости взрослого льва (Откр.5:5). Блуждая по лесам в поисках пищи и насытившись ею, он возвращается в свое логово, где ложится в великом бесстрашии своем, не обращая никакого внимания, что кто-то может помешать ему.

Не отойдет скипетр от Иуды - Скипетр - это символ царской власти. Первоначально он представлял собой длинный посох, который царь держал в своей руке, выступая перед собравшимися. Но когда он сидел на троне, то скипетр находился между колен. Изображение таких скипетров мы находим на различных древнеегипетских рельефах. Иуда должен был оставаться ведущим коленом среди остальных колен до самого пришествия Христа (Мессии).

Доколе не приидет Примиритель - В подлиннике слово, переведенное здесь «Примиритель» имеет несколько вариантов перевода: «отпрыск», «Посланный тот, Кому принадлежит скипетр» и «дающий покой». Под Примирителем имеется в виду Мессия, Который по пророчеству Иакова должен был принять царскую власть от Иуды как Вождь Израиля, к которому должны придти все народы.

Он привязывает к виноградной лозе осленка своего - пророческие слова о том, что Мессия будет восседать на осле, исполнились при триумфальном въезде Иисуса в Иерусалим (Матф.21:7). Приведенные слова изображают Мессию, как вестника мира, как благородную личность, поскольку ослы в то время не использовались на войне, они предназначались для обслуживания лиц всякого ранга (Суд.1:14, 10:4, 12:14). Виноградная лоза будет настолько прочной, что к ней можно привязывать ослов, и настолько плодородной, что соком ее можно мыть одежды. Вино и молоко Иуды будут ободряющим и укрепляющим напитком, придающим искрящийся блеск глазам и белизну зубам. Это сравнение представляет собой картину процветания Иуды.

Завулон - Территорию, которая досталась Завулону при Иисусе Навине, можно проследить по линии границ городов, упоминаемых в книге И.Нав. 19:10-16. В те дни она еще не доходила до Средиземного моря и не соприкасалась с Сидоном. Пределы ее были между Галилейским морем и Средиземным. От первого ее отделяла территория Асира. Пророчество о Завулоне, по-видимому, исполнилось позднее. Исполнение всех пророческих изречений Иакова исключает возможность того, что это пророчество осталось неисполненным, хотя Библия умалчивает об этом.

Иссахар осел крепкий - Сравнение Иссахара с крепким ослом, приспособленным к ношению бремени, указывало на то, что это колено будет довольствоваться материальными благами, заниматься земледелием и иметь стремления к политическому господству. Кроме этого, приведенное сравнение говорит о том, что потомки Иссахара будут людьми сильными и получат хороший удел. Это исполнилось в том, что они получили в удел нижнюю Галилею, включая живописную и плодородную долину Изреель. Хотя это племя однажды во дни судей (Суд.5:14-15,18) вместе с коленом Завулоновым прославились своей отвагой, в целом оно довольствовалось своим положением в обществе при всех условиях. Редко оно выступало в числе доблестных борцов в защиту прав и свобод. Вероятно поэтому Иссахар употребляется последним среди сынов Лии, хотя он и не был последним сыном.

Дан будет судить народ свой - Первородный сын Валлы, служанки Рахили, изображен в виде судьи, исполняющим важные обязанности в будущем государстве Израиль. Эти слова частично исполнились во дни Судей, когда Самсон из колена Данова судил Израиль в течении 20 лет (Суд.13:2).

Дан будет змеем на дороге - В этих словах виден характер колена. Его характер проявился, когда некоторые из Дана были посланы в Лаис осмотреть северную часть Ханаана (Суд.18), а также в делах Самсона, который с хитростью змея истребил самых сильных врагов. Поскольку колено Даново первым ввело идолопоклонство в Израиле (Суд.18) и так как его характер не подходит для небесного Ханаана, то имя Дана при перечислении 12 колен Израилевых в книге Откровения в 7 главе не упоминается.

На помощь твою надеюсь, Господи! - Эту молитву Иаков приносит не только за себя. В ней выражена вера в то, что его потомки так же получат помощь от Господа, какую он получил в своей жизни. Весьма примечательно поведение умирающего патриарха в последние минуты его жизни. Хотя большинство его изречений высказаны под вдохновением Святого Духа, эти слова молитвы выражают его естественные чувства. В минуты неожиданного облегчения или напротив - кризиса, показывают, на какой духовной высоте стоит человек. Из уст одного может исходит проклятие, из уст ничего не значащее пустое выражение, из уст третьего - молитва. Не всегда справедливо судить о человеке по его словам, сказанным им в момент искушения - но Иаков перед искушением устоял. Годы искушения миновали - теперь он принадлежал к семье избранных Божьих.

Гад, - толпа будет теснить его - Слова этого стиха говорят о том, что колено Гадово будет переносить притеснение с терпением и в конечном итоге с успехом избавиться о него. Хотя история 12 колен нигде специально не повествует об исполнении этого пророчества. Однако рассказ, записанный в 1Цар.5:18-22 показывает, что люди из колена Гадова, когда это было необходимо, проявляли мужество и отвагу, предсказанные Иаковом. Гадитяне, пришедшие к Давиду, сравниваются с львами, а их быстрота - с быстротой серн (1Пар.12:8-15). Эти сравнения указывают на то, что колено Гадово было доблестным, отважным коленом.

Для Асира - слишком тучен хлеб его - Эти слова указывают о плодородной земле, на которой будет жить колено Асирово. Как исполнение этого, Асир получил в удел долины Кармила на побережье Средиземного моря, простирающееся до пределов Тира. Это одна из самых плодородных частей Ханаана, богатая пшеницей и оливковым маслом, которые царь Соломон поставлял во дворец царя Хирама (3Цар.5:5-11).

Неффалим - теревинф рослый - Значение этого имени не ясно и очень немногое известно об истории этого колена. Вместе с Завулоном колено Геффалимово под водительством Варака одержало великую победу над ханаанским царем Иавином, о чем упоминает в своей знаменитой песне пророчица Девора (Суд.4:5-6).

Распускающий прекрасные ветви (по другому чтению: он говорит прекрасные изречения) - Из этих слов видно, что речь идет о даре красноречия и составления гимнов, которым отличалось это северное племя. Однако исторических данных, подтверждающих эту способность колена Неффалимова, не сохранилось.

Иосиф - отрасль плодоносного дерева - В то время как благословения Иакова в отношении его сыновей от наложниц довольно кратки, каковой и оказалась история племен, происшедших от них, то и благословение, изреченное им в отношении первородного сына любимой жены Рахили резко отличается от них. Сердце патриарха переполнено признательностью и любовью. Подбирая самые выразительные слова и образы, он просил у Бога самых обильных благословений для Иосифа.

И стреляли и враждовали на него стрельцы - От сравнения с плодородным деревом Иаков переходит к образу войны, описывая победу племени Иосифа над всеми врагами. Здесь мы видим пример изображения пророчества в настоящем времени, как будто события будущего уже исполнились. Эти слова не следует относить к каким-то военным действиям Иосифа в Египте. Они, по-видимому, представляют собой намек, не оскорбительный для братьев Иосифа, и в то же время понятный им, на то притеснение, какое он пережил от них и то, которое пришлось пережить в египетском рабстве в темнице.

Но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева - Если последняя часть стиха вводная, то ее значение таково: либо со дня возвышения Иосифа он стал пастырем и твердыней Израиля, либо эту силу и могущество он получил от Бога, мощного Бога Израилева. В этом смысле он служит прообразом Доброго Пастыря, Который есть Скала, на Нем будет основана церковь. Если выражение «Пастырь Твердыня Израилева» согласовать с предыдущей фразой, тогда оно относится к Самому Богу. В этом случае выражена уверенность Иакова в том, что мышцы Иосифа стали крепкими благодаря Тому, Кто есть Пастырь и Твердыня Израилева (Втор.32:4). Еврейскому подлиннику второе толкование соответствует больше, чем первое.

Благословениями отца твоего - Благословения, которые патриарх просил для Иосифа превосходили те благословения, какие он получил от родителей. Иосиф в буквальном смысле назван «отделенный» (Назир). Такое название Иосиф имеет как здесь, так и во Втор.33:16 за то, что он в языческом Египте сумел сохранить свое целомудрие и благочестие.

Вениамин, хищный волк - Воинственный характер, который умирающий отец приписал своему младшему сыну, впоследствии подтвердился его потомками. Его характер в войне, которую он вел с остальными коленами (Суд.20:21), а также во всех других войнах (Суд.5:14). Вениамитяне были отличными стрелками из лука и прекрасно владевшие пращей (Суд.20:16, 1Пар.8:40, 12:2, 2Пар.14:8, 17:17). Из колена Вениаминова вышел также прославленный судья Аод (Суд.3:15), царь Саул и его доблестный сын Ионафан (1Цар.11:13, 2Пар.1:19-27).

Вот все двенадцать колен Израилевых - В лице 12 своих сыновей Иаков благословил все будущие племена, которые произойдут от них. Никто не был забыт. И даже Рувим, Симеон и Левий, лишенные своего достоинства за свои тяжелые преступления, получили свое участие в обещанных благословениях.

И заповедал он им и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими - См. Быт.16:15. Иосиф уже обещал своему отцу с клятвой исполнить его желание. Иаков говорит об этом снова в присутствии всех сыновей, приглашая их принять участие в акте погребения.

И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему - Иаков лег спокойно и умер. В поэтических эфемизмах в отношении смерти см. Быт.15:15 и 25:8. Ему исполнилось 147 лет.

По материалам библейского комментария АСД

Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение. Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией. По толкованию преподобного Исидора Пелусиота и других святых отцов, «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт. 48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11)» .

Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. Иногда здесь выделяют только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (ст. 10), – хотя и здесь тоже некоторая сложность есть, поскольку цари из колена Иудина кончаются во время вавилонского плена. После иудейского плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия уже не из Иудина колена, а из колена Левина – династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом, в конце концов, является Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем, – и вот, как раз, во времена Ирода и приходит время явления этого Примирителя. Поэтому здесь не все так просто: явление Спасителя оказывается тем временем, когда этот скипетр попадает уже в руки иноплеменника.

Но этим не исчерпывается объем мессианского пророчества. О том, что Господь есть лев из племени Иудина, нам говорит Апокалипсис (Откр. 5:5); и вот этот лев, который лег, и кто поднимет его, – несомненно, указывает нам на смерть и воскресение Христово, поскольку Христос воскресает Сам, будучи Богом. Затем осленок и ослица нам напоминают о Входе Господне в Иерусалим. Символическое толкование этого входа с восседанием на этих двух животных есть приведение ко Христу как подъяремных – иудеев, так и не объезженных, бывших вне ярма – язычников. И то, что здесь Иуда привязывает и тех и других к лозе винограда своего, нам сразу напоминает о том, что лоза – это есть образ Церкви (см. Ин:15), и что спасение тех и других, объединение тех и других происходит в Церкви. Наконец, странный образ мытья одежды в крови гроздов, т. е. в вине. Ни один нормальный человек в вине свою одежду обычно не моет, потому что она после этого может испортиться, так что это, несомненно, есть образное высказывание. В видениях Апокалипсиса мы видим праведников, одежды которых убелены и омыты кровью Агнца (Откр. 7:14).

Также в книге пророка Исаии в 63 главе изображен Спаситель, совершающий Свой подвиг в виде топчущего виноград в точиле («Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис. 63:3). Здесь идет речь об омовении Кровью Тела Ипостаси Своей, и об очищении грехов кровью Спасителя. И после этого «во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда восстанет как от сна, как силен и шумен от вина» – это слова, если я не ошибаюсь, блаженного Феодорита.

Библия в иллюстрациях Библия

Исаак благословляет Иакова. Бытие 27:21-30

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал; вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришёл с ловли

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Бегство Иакова. Бытие 31:17-18 И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его, который он приобрёл в Месопотамии, [и всё своё, ] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его, ] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошёл

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Мелхиседек благословляет Авраама. Бытие 14:17-20 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Исаак благословляет Иакова. Бытие 27:21-30 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были,

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Сон Иакова. Бытие 28:10-17 Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её

Из книги автора

Бегство Иакова. Бытие 31:17-18 И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его. который он приобрёл в Месопотамии, [и всё своё,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю

Из книги автора

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошёл

Из книги автора

Глава восьмая Почему считается праведником библейский патриарх Исаак (Бытие, XXIV–XXVI) О детстве Исаака библия рассказывает только историю о том, как папаша чуть было его не зарезал для того, чтобы зажарить своему богу. Затем идет очень большой пропуск в биографии

Из книги автора

Глава шестнадцатая Праведные дети Иакова (Бытие, XXXVIII) В библии много рассказывается о двенадцати сыновьях Иакова, о двенадцати братьях. Как многие пастушеские племена насчитывают в своем далеком прошлом предков, о которых у них сложилось много всяких сказаний, как о

Из книги автора

1. И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению paвв. Елиезера, это как бы приложение печати к акту

Из книги автора

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как "матери Исава и Иакова", имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям

Из книги автора

2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; (Лк. 3:34). Сказав, что Иисус Христос был Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, евангелист, начиная с 2-го стиха, подробнее доказывает эту мысль. Называя Авраама, Исаака, Иакова, Иуду, евангелист указывает

Из книги автора

Из книги автора

Исаак посылает Иакова к Лавану И призвал тогда Исаак Иакова, благословил его и заповедал ему:- Не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей. Бог же Всемогущий