Сантехника

Роль личности в истории. Появление развитых концепций о роли личности в истории Жизненная или историческая роль деятеля или организации

Роль личности в истории. Появление развитых концепций о роли личности в истории Жизненная или историческая роль деятеля или организации

Все наши разведки в области философии истории оправданы, наконец, основной темой - темой места человека в истории. И эта тема выглядит довольно противоречивой.

Человека нет вне общества и общественной историей, Т но история также невозможна без человека или тогда, когда она действует против человека.

Ясно, что человека и историю нельзя оторвать друг от друга, но их противопоставление не является надуманным. В определенные времена и при определенных обстоятельствах люди должны жертвовать собой ради сохранения определенных исторических достижений или ради того, чтобы история имела продолжение. То есть, бывают ситуации, когда история обнаруживает себя выше отдельного человека и его судьбу. Иногда вопрос стоит иначе: или человеку будет принадлежать то, что добытое историей, или история будет деградировать вместе с деградуванням человека. Такое взаимное дистанцирование человека и истории свидетельствует, что в пределах их связи они несут на себе разное смысловое и смысловую нагрузку.

Человек предстает реальным и единственно возможным фактором истории, потому что именно она производит определенные действия и обуславливает существование тех или иных сфер общественной жизни и исторической деятельности. В этом плане история предстает как развертывание внутренних возможностей человека. Все, что происходит в истории, насыщенный человеческими стремлениями, интересами, усилиями, страданиями и проч. С другой стороны, история специализирующая человека, и последняя предстает всегда как человек определенной эпохи, определенного исторического типа общества; даже в профессиональном отношении человек исторически обусловлена.

Итак, история предстает как конкретная действительность человека, и в этом плане она человека ограничивает, вводит в конкретные формы жизнедеятельности и в конкретное пространство своих возможных реализаций. А если история ограничивает человека, то это значит, что она не использует всех ее возможностей, а потому предстает в своей конкретности чем уже от человека, перспективно нацеленной на возможную полноту человека.

Однако в определенном плане история и общество всегда больше, чем отдельный человек, потому что они: а) предоставляют пространство для самореализации большому количеству людей, а не только отдельным индивидам; б) сохраняют и фиксируют своими структурами опыт предыдущих поколений; в) прививают отдельным индивидам разнообразные интересы, выходящие за пределы их сугубо индивидуальных жизненных потребностей; г) наконец, формируют цели и смыслы, которые превосходят отдельные человеческие жизненные горизонты и приводят к тому, что довольно часто человек видит свою основную задачу в служении истории и обществу.

Все это значит, что человек входит в историю в тех своих возможностях и проявлениях, выявленные и фиксированные механизмами социальной деятельности (или технологиями социальной деятельности). Но то же самое можно сказать и о природно-космические силы и свойства, поэтому социальная деятельность представляет собой переход, взаимное приравнивание человеческой экзистенции и космоса. Через это становится понятным, почему человеческое бытие требует усвоения опыта социальной деятельности: вне этого человек даже не может узнать о том, почему она является человеком; однако становится понятным и другое - почему мы все же имеем основания говорить об исторической судьбе, о самовластности истории; ведь выявлении и заверенные технологии социальной деятельности, что является сплавом экзистенции и космоса, имеют свои собственные законы, и эти законы не совпадают ни с действиями отдельного индивида, ни с законами космоса и природы.

Конкретная единство субъективных и объективных факторов ш и факторов человеческой социальной деятельности, взята с учетом ее исторических достижений и тенденций, предстает перед нами как историческая судьба (или как самовластность истории).

Поэтому, например, те же самые поступки и действия людей в разные исторические времена могут иметь совершенно отличные последствия. Конечно, мы не должны при этом забывать того, что историческая деятельность имеет своим источником человека и космос в их взаимодействии, а потому нельзя отрывать историю ни от природы, ни от человека. Но так же мы не должны их отождествлять; фактически, история-это сфера человеческого самовипробовування. Осмысливая ее, человек, скорее всего, должна согласиться с тезисом И. Г. Фихте о том, что деяние есть наше предназначение. История требует действий и откликается на них. Но из рассматриваемой проблемы соотношения человека и истории стоит сделать еще один вывод:

История имеет действенную (процессуальную) и консервативную стороны, и только обе они могут обеспечить нормальный ход исторического процесса и исторического самопроявления человека.

При том появляется смысл говорить о таких тенденциях истории:

тенденция к увеличению роли сознательного (разумного) начала в осуществлении исторического процесса;

тенденция к росту информационной насыщенности поля человеческого действенного самовыражения;

тенденция к многообразию форм человеческого исторического активизма и увеличение роли индивидуальной инициативы в историческом процесуванні.

Выводы

История как реальность человека и ее проявлений выглядит разнородным, сложным и парадоксальным процессом. Философия истории призвана дать человеку общие ориентации в истории, помочь ей оценить возможности и условия своего социально-исторического жизненного самоутверждения.

Как особое направление философских исследований философия истории возникла в XVIII - XIX вв. Но ее проблематика пронизывает собой все основные этапы развития истории философии.

Среди важнейших проблем философии истории на первом плане являются: определение особого качества социально-исторического процесса, его направленности, характера осуществления, решение вопроса о конечности или бесконечности истории.

Убедительным вариантом решения проблемы субъекта истории предстает обрисовки его как человеческой личности, которая концентрирует в себе уникальные качества индивида и характеристики социальных отношений. Через отнесение к личности как самодеятельной активной единицы исторического процесса исходных условий и факторов человеческой деятельности можно очертить содержание самых болезненных вопросов в исследовании истории.

Дополнительная литература по теме

1.АндрушенкоВ.М Михапьченко Ш.Современная социальная философия К 1096

2. Бердяев H. A. Смысл истории. М., 1990.

3. Бойченко В. Философия истории: Учебник. К., 2000.

4. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе вещей. М., К., 1994.

5. Вольтер. Философия и методология истории // Историки и история. Жизнь, судьба, творчество: В. 2т. М., 1998.

6. Гаврилишин Бы. Указатели в будущее. К эффективных обществ. Доклад Римскому клубу. К., 1990.

7. Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

8. Жекии Г.В. Социальная философия истории. К., 1996.

9. Колінеуд Робин Дж. Идея истории. К., 1996.

10. Кузьменко В.Л., Романчук O. K. На пороге сверхцивилизации (размышления о будущем). Львов, 1991.

11. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999.

12. Научное предвидение громадських процессов. К., 1990.

13. Ортега-и-Гасетт Холл. Тема нашей эпохи. К., 1994.

14. Риккет Генрих. Философия истории // Риккет Генрих. Философия жизни. К., 1998.

15. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

16. Тойнби Арнольд Дж. Исследование истории. Сокращенная версия томов I-IV Д.В. Семервенка: В 2 т. К., 1995.

17. Шпейнглер А. Закат Европы. Очерки морфологии истории: В 2 т. М., 1998.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Сложность и неоднозначность понимания проблемы роли личности в истории видна на примере того же марксизма, несмотря на то, что в нем, как известно, наиболее последовательно отстаивается главенство общественных законов над другими факторами исторического развития. Наиболее системно высказал марксистские взгляды на эту проблему Плеханов в работе “К вопросу о роли личности в истории”. Тем не менее, у современных исследователей (Лукач, 1991; Арон, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.) некоторые моменты ее вызывают вполне резонную критику. Например, то что автор говорит почти только о великих и прогрессивных деятелях, в то время как гораздо больше было ничтожных, реакционных, кровожадных, безумных и т.п., которые играли часто весьма большую роль. Однако, главная ошибка в том, что он пытается видеть общественные законы неумолимыми, вечными, неизменными, отсюда принижение роли личности. Признавая развитие производительных сил главной, наиболее общей исторической причиной, он пишет: “Рядом с этой общей причиной действуют особенные причины, т.е. историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил данного народа и которая сама создана в последней инстанции развитием тех же сил у других народов, т.е. той же общей причиной”. “Наконец, влияние особенных причин дополняется действием причин единичных, т.е. личных особенностей общественных деятелей и их “случайностей”, благодаря которым события получают, наконец, свою индивидуальную физиономию”. “Единичные причины не могут произвести коренных изменений в действии общих и особенных причин, которыми к тому же обуславливаются направление и пределы влияния единичных причин”. Создается впечатление, что Плеханов представляет себе историю как заранее написанный спектакль, в котором режиссер может заменить актера, но все равно будет делать то, что указано в сценарии. Автор невольно исходит из идеи существования смысла истории ранее, чем совершились события. Если же отказаться от такого подхода, то совсем непросто ответить на бесконечные вопросы, возникающие, едва углубишься в историю любой страны. Почему порой играют такую огромную роль ничтожные личности, а великие герои терпят неудачу? В чем причина демонического успеха узурпаторов и тиранов (Иван Грозный, Сталин, Гитлер и др.), порабощающих общество, и почему нередко реформаторы (Борис Годунов, Александр II, Хрущев и др.), пытающиеся его освободить, лишаются жизни или свергаются? Почему одни тираны спокойно кончают свой век, а против других поднимаются восстания? Почему некоторые идеи так легко воспринимаются и становятся, по выражению К. Маркса, “материальной силой”, а другие, казалось бы весьма актуальные, - натыкаются на стену непонимания? Как деятельность тех или иных личностей сказалась на стране и на всем мире, и что было бы в случае смерти этого лидера. Как сказались особенности характера, окружения? И т.д. Ответы, даются разные, в них переплетены истинные и ошибочные положения. “Роль личности определяется организацией общества”, - верно пишет Плеханов. Но тогда почему в его теории ей отводится такая малая роль? Ведь если характер общества таков, что позволяет управлять по произволу, то с приходом к власти новой личности историческая канва может стать зависимой уже не от характера общества, а от желаний и личных качеств правителя, который станет привлекать для их удовлетворения общественные силы. А в момент решающей битвы за первенство двух ведущих мировых держав, когда исход может зависеть главным образом от удачи и таланта полководцев, всегда ли скажется заметно характер общества? “Не идея, не мечта, но таинственно великий человек стоит здесь, как и везде на поворотном пункте истории”, - пишет один из сторонников преувеличенной роли личности А. Юлихер (Ясперс, 1994, С. 176.). Это тоже верно, но возникает сложнейший вопрос: вызван ли этот “таинственно великий человек” эпохой или, напротив, сам ее создал (арабский ли народ, ищущий новую идею, вызвал Магомета, или последний сам вывел арабов из исторического небытия?). Итак, способна ли какая-либо личность стать важнейшим самостоятельным фактором, меняющим общество (эпоху, господствующие взгляды) в зависимости от своего понимания дела, или она только реализует заложенное предшествующим развитием и неизбежно должное проявиться? Другими словами, изменился бы ход истории в некоторых случаях, не будь той или иной личности, или, напротив, появись в нужный момент нужный деятель? Для Плеханова положение о том, что роль личности определяется организацией общества, служит лишь способом доказать торжество жестких неумолимых марксистских законов над волей человека. Современные же исследователи (Лукач, 1991; Арон, 1993; Карсавин, 1993; Гринин, 1998 и др.) отмечают, что в рамках указанной Плехановым антиномии (см. введение), вопрос не решить, поскольку правота есть и том, и в другом подходе. Тем более, что, как показано в предыдущем разделе, личность не является простым “слепком” с общества, а обладает все-таки вполне определенной по отношению к нему при их активном взаимовлиянии друг на друга.

Признавая решающее значение в исторических событиях народных масс, рассматривая их в качестве главной силы всех социальных преобразований, социология, вместе с тем, не отрицает и не умаляет роли личности в общественном развитии.

При решении проблемы взаимоотношения народных масс и личности в общественном развитии недопустимо метафизическое противопоставление этих социальных сил, ибо они представляют собой две стороны единого исторического процесса. Действия народных масс складываются из действий личностей, а действия большинства личностей в конечном счете вплетаются в действия народных масс. Народные массы с количественной стороны есть не что иное, как масса деятельных личностей. История – это единый процесс, образующийся из действий народных масс и действий личностей.

В чем проявляется активная роль личности в истории? Изучение показывает, что каждый человек представляет собой определенную социальную силу. Его деятельность порождает особую линию в общественном процессе. Воля и устремления отдельных личностей сталкиваются с интересами других, а в совокупности получается некая равнодействующая, которая и определяет своеобразие протекания какого-либо исторического события.

По характеру своего воздействия на исторический процесс все личности обычно делят на три группы, они могут быть прогрессивными, реакционными и социально-противоречивыми.

Прогрессивные личности активно участвуют в революционных преобразованиях общества. Они способствуют утверждению нового, передового, выступают решительными противниками косности и рутинерства во всех общественных сферах. Активность прогрессивных личностей устремлена на решение тех проблем, которые возникают у общества в процессе объективного развития. Следовательно, направленность их активности совпадает с главной тенденцией поступательного хода истории, и в силу этого содействует общественному прогрессу, ускоряет исторические события.

Реакционные личности, напротив, стремятся сохранить или восстановить старые общественные формы. Они всеми силами мешают распространению нового, их деятельность идет наперекор историческому развитию. Активность реакционных личностей направлена против закономерного процесса и потому тормозит развитие общества, замедляет или даже на время останавливает осуществление каких-либо социальных преобразований.

Нужно отметить, что в жизни повсеместно встречаются и социально-противоречивые личности, роль которых в общественном процессе весьма неоднозначна – они прогрессивны в одном отношении и реакционны – в другом. Например, Наполеон сыграл прогрессивную роль в истории буржуазной Франции, защищая завоевания буржуазной революции и нанося поражения феодальным монархиям Европы. Но его захватническая политика привела, в конечном счете, к поражению и национальному унижению Франции, к реставрации Бурбонов, к торжеству реакции. Подобная двойственность имеет социальные корни и потому является довольно распространенной.

Основу созидательной силы народа составляет социальная активность прогрессивных личностей. Поэтому чем выше уровень развития личностей, чем они сознательнее и организованнее, тем больше творческие возможности масс, тем успешнее решаются задачи прогрессивного развития.

Таким образом, всякая личность активна и поэтому оставляет определенный след в общественных событиях. Чем одареннее человек, выше его положение среди массы других людей, т.е. чем сильнее и значительнее личность, тем глубже и заметнее тот вклад, который вносит ее деятельность в историю. Разумеется, не каждая личность оставляет настолько заметный след в социальных изменениях, чтобы он остался в памяти потомков. История сохраняет в своих анналах лишь существенные, узловые события общественного развития и потому ее достоянием становится деятельность лишь тех личностей, которые играли в них главную роль. По общему мнению, их называют "выдающимися личностями".

Каковы объективные и субъективные предпосылки появления выдающихся личностей? Известно, что историческая необходимость проявляется в сознательной деятельности людей. Выдающимися среди них становятся те, которые первыми находят правильный ответ на вопросы, выдвигаемые общественным развитием в сфере материального производства, общественно-политических преобразований и духовной жизни. Причем, они не только дают теоретическое решение социальных проблем, но и вдохновляют на их практическое осуществление массы других людей, организуют и руководят ими. Поэтому сила и значение выдающихся личностей состоит не в том, что они, якобы, могут остановить или изменить ход истории, а в том, что их деятельность более других способствует прогрессивному развитию общества.

Г. В. Плеханов в работе "К вопросу о роли личности в истории" писал: "Великий человек велик... тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Он – герой. Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом - все его значение, в этом – вся его сила" .

Значит, выдающиеся личности порождаются выдающимися общественными событиями. Если в истории возникает объективная потребность в осуществлении какой-либо значительной акции, рано или поздно находится человек, оказывающийся способным возглавить выполнение этого социального заказа. Великие полководцы, вожди народных движений, талантливые ученые появлялись, как правило, в те исторические периоды, когда обнаруживалась общественная нужда в них.

При наличии общественной потребности решающую роль в выдвижении личности играют их способности – природные дарования, ум и воля. Великие люди, гении – это такие личности, которые охвачены великими замыслами, обладают мощным умом и волей, располагают развитой чувственностью и воображением. Они отличаются колоссальным упорством в достижении своих целей, исключительной энергией и работоспособностью. Важно подчеркнуть, что природные дарования выдающихся личностей раскрываются лишь в большом, подчас титаническом труде. Только систематический и напряженный труд при выполнении социального заказа позволяет им проявить свою талантливость и гениальность. Выдающиеся личности выделяются, как правило, выдающейся работоспособностью. Следовательно, выдвижение личности обусловливается, с одной стороны, потребностями общества, а с другой личными способностями. Если первое является выражением исторической необходимости, то второе случайности.

Ф. Энгельс в письме к В. Боргиусу 25 января 1894 г. писал: "То обстоятельство, что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно, есть чистая случайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится – более или менее удачная, но с течением времени находится. Что Наполеон, именно этот корсиканец, был тем военным диктатором, который стал необходим Французской республике, истощенной войной, – это было случайностью. Но если бы Наполеона не было, то роль его выполнил бы другой. Это доказывается тем, что всегда, когда такой человек был нужен, он находился: Цезарь, Август, Кромвель и т.д." .

Точно так же, когда созревают условия для технического, социального, научного и других открытий, всегда появляются личности, которые их осуществляют. Но то, что именно этот, а не другой человека делает данное открытие, – дело случая. "Если материалистическое понимание истории, – говорил Ф. Энгельс, – открыл Маркс, то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому, а открытие того же самого понимания Морганом показывает, что время для этого созрело и это открытие должно было быть сделано" . Можно отметить, что и сам Энгельс при анализе общественных явлений пришел одновременно с Марксом и независимо от него к тем же материалистическим выводам.

Какова социальная роль выдающейся личности? Несомненно, она может ускорить или замедлить исторический процесс. Но отменить его, а тем более повернуть вспять она никак не может. Причем влияние этой личности на исторический процесс прямо пропорционально социальной силе того общественного класса, чьи интересы она представляет. Дело в том, что за личностью всегда стоят определенные социальные силы, на которые эта личность опирается и интересы которых выражает и защищает. В личности, стоящей во главе движения, партии, государства как бы олицетворяется стоящая за ней общественная сила, что создает иллюзию, будто личность и есть эта общественная сила. Говоря о Наполеоне, Плеханов метко заметил: "Личная сила Наполеона является нам в крайне преувеличенном виде, так как мы относим на ее счет всю ту общественную силу, которая выдвинула и поддерживала ее" .

При этом, каждый класс выдвигает своих деятелей. Чем крупнее задачи, стоящие перед классом, чем он прогрессивнее, тем обычно крупнее деятели, которые этот класс выдвигает на историческую арену. И наоборот, чем реакционнее класс, чем он ближе к своей окончательной гибели, тем обычно ограниченнее люди, руководящие его безнадежной борьбой.

Для победы капитализма над феодализмом понадобились восстания крестьян против феодалов и буржуазные революции, гражданские войны и битвы народов. Эти движения породили великих мыслителей, философов, политических деятелей, которые выдвигали передовые идеи свободы, равенства и братства, вдохновляли на борьбу с феодальным строем, средневековьем, деспотизмом. В их числе были Робеспьер, Марат, Джефферсон, Франклин, Кромвель и др.

Таким образом, необходимо различать личности выдающиеся и личности исторические. Историческая личность - это любая личность, которая вошла по какой-либо причине в историю, приобрела историческую известность. Конечно, все выдающиеся личности являются, вместе с тем, и личностями историческими. Однако не все исторические личности являются одновременно и выдающимися. Например, широкую известность приобрели древние греки Диоген, проживший всю жизнь в бочке, и Герострат, спаливший выдающееся архитектурное сооружение своего времени – храм Парфенон. Не выдающимися, но историческими личностями являются и эрцгерцог австрийский Фердинанд, убийство которого в Сараево в 1914 г. послужило поводом для развязывания первой мировой войны, и А. Гитлер, которого агрессивные силы использовали для развязывания второй мировой войны. Можно отметить, что реакционные личности – вожди политических партий и государств, философы, социологи и другие, как правило, не становятся выдающимися личностями.

  • Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. М., 1956. Т. 11. С. 333.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175-176.
  • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175–176.
  • Плеханов Г. В. Избр. филос. произв. М., 1956. Т. II. С. 327.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Роль лччиостч в истории анализ философских концепций

В. I. Логинов

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ: АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

стория представляет собой сложный процесс взаимодействия огромного количества людей в какое-то историческое время на определенном географическом пространстве. Это противоречивый результат деятельности сменяющих друг друга поколений со своими стремлениями, надеждами и ожиданиями. Но история - не фатальный, безликий процесс, а сложное и противоречивое явление, в котором участвуют не только большие массы людей, но и отдельные личности, в особенности выдающиеся, накладывающие отпечаток своей яркой и неповторимой индивидуальности на весь ход событий. В связи с этим, одним из важных аспектов познания истории является раскрытие вопроса о характере и степени влияния личности (обычной, талантливой, выдающейся, гениальной) на ход протекания исторических событий.

Все философские концепции признают факт влияния личности на ход исторического процесса (1], но механизм взаимодействия личности и общества, личности и социальных общностей, личности и объективных законов развития истории, места и роли личностей в обществе понимается не однозначно.

Одной из наиболее известных философских концепций роли личности в истории является точка зрения Гегеля. Так, согласно взглядам Гегеля, носителем исторической необходимости является мировой разум, который направляет историю

таким образом, что использует интересы, страсти, стремления людей, в том числе и выдающихся, как средства для достижения своей цели - осуществления прогресса в осознании и реализации свободы человека. Гегель при этом не отрицает влияния личности на ход развития подлинной свободы человека в истории, но это влияние у него полностью зависит от тайной мистической связи выдающейся личности с мировым разумом. Причем, природа и механизм этой мистической связи остается загадкой и для самого Гегеля. Мистическая связь существует как данность и познать ее человек не может. Выдающиеся личности, огромные массы людей, целые народы, исторические эпохи - это лишь орудия мирового разума, который скрыто и тайно ими управляет и через них осуществляет свои цели.

Не менее значимой концепцией роли личности в истории

являются взгляды представителей субъективного идеализма, которые

полагают, что лишь немногие избранные индивидуумы, обладающие || gig.

активным духом, противостоят человечеству как неодухотворенной массе. Эти избранные, критически мыслящие личности и являются путеводной звездой развития истории, поскольку связаны с особыми сферами деятельности в обществе - сферой духовного производства и системой управления. Народ при таком подходе превращается в толпу, следующую за ними и слепо подчиняющуюся воле надисторических личностей. Подобные взгляды разделялись многими историками и философами. Так, русские народники 70 - 80 - х годов XIX в. - П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский и многие другие - сочувствовали бедствиям русского народа, но не видели в нем никакой исторической значимости. Для них русский народ представлял собой нечто вроде бесконечного количества "нулей”. Эти "нули" могли превратиться в значимую историческую величину лишь только тогда, когда во главе них становились критические мыслящие личности, подлинные исторические герои.

Такая точка зрения на роль личности в истории многофункциональна: она может трактоваться с различных позиций и использоваться на практике в различных вариантах, порой даже в реакционных. Типична в этом отношении позиция немецкого философа Ф. Ницше. В соответствии с ней, народ - это бесформенный материал, из которого можно творить что угодно, народ - это простой камень, который нуждается в резчике. В качестве подобного "социального архитектора" Ницше создает образ Сверх - человека, героя, стоящего "по ту сторону добра и зла", для которого мораль большинства людей

Химера, ничто. Главный социальный принцип и движущий мотив

деятельности такой личности - воля к власти. Ради этого все возможно, все позволено, все средства хороши, все оправдано.

Теоретическая ошибка народничества состояла в неспособности научно определить, а тем более выработать, социальный механизм превращения толпы в народ как движущую силу исторического развития. Для П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского толпа всегда остается толпой, даже если она направляется выдающимися историческими личностями. Толпа идет за исторической личностью туда, куда ее поведут. Поставленную проблему в ходе резкой критики народничества пытался решить русский марксизм, но решив ее в теоретическом аспекте, не смог успешно реализовать предложенные теоретические положения на практике, поскольку социальный эксперимент, предложенный русскими марксистами, оказался неудачным.

Проблема, поставленная в свое время русскими народниками, не ушла в прошлое и приобретает для русского общества в конце XX века очень важное значение. Сегодня необходимо понять: кто же мы по своему социально - психологическому состоянию, способны ли мы, как единый народ, оказать воздействие на выбор своего исторического развития, способны ли мы контролировать процесс движения нашего общества к избранной всеми нами гуманной цели. Следует признать, что нам предстоит решить еще множество социальных проблем, чтобы стать единым народом, оказывающим решающее влияние на ход развития нашего общества. Многие десятилетия сталинизма, массовых репрессий, насильственной коллективизации, застоя далеко не в лучшем направлении воздействовали на социально"-психологическую атмосферу в обществе. Элементы ханжества, лицемерия, приспособленчество, привычка жить по указке сверху, утрата личной инициативы, подозрительность, зависть получили в нем широкое распространение. Все это и есть те социально- психологические черты, которые характеризуют состояние толпы. Выход из этого состояния толпы будет происходить не просто и, видимо, займет определенный длительный этап в развитии России.

Вопрос о роли личности в истории освещается и в работах религиозных философов, которые не исключают того факта, что личность играет определенную роль в развитии истории. Однако они считают, что историческая роль личности проявляется не по ее собственному желанию, а исключительно по воле Бога. В любой религиозной концепции Бог един, всесилен и всемогущ. Он не только создал мир и человека, но своим могуществом и богатым содержанием

направляет результат своего творения к определенной цели. При таком подходе личности отводится совершенно незначительная роль: она - безропотный проводник божественного предназначения. Смирение и покорность, а не желание усовершенствовать мир человека, составляют главные социальные качества личности.

Не оставили без внимания вопрос о роли личности в истории и ученые - материалисты. В материалистических концепциях роль личности в истории не связывается с мировым разумом или Богом, как и не зависит от воли критических личностей, подлинных исторических героев. Личность в них рассматривается как продукт постепенного общественного развития, сформировавшаяся на основе различных видов деятельности, богатстве и многообразии общественных отношений. Чем богаче и разнообразнее виды и формы деятельности, содержательнее общественные отношения, тем более качественно развита личность и эффективнее ее роль в развитии истории. Если полагать, что основной сущностью и содержанием личности является ее социально - историческая деятельность, направленная на разрешение возникающих в ходе развития истории общественных проблем, то вопрос о ее роли в истории полнее может быть раскрыт через диалектическую связь категорий всеобщего и особенного.

На чем основывается положение о том, ч*го созидательная роль личности в истории представляет собой всеобщую закономерность?

Многими авторами, занимающимися проблемами личности, признается положение о том, что объективные общественные потребности, возможности будущего человеческого развития, цели и перспективы живут, функционируют не в качестве какой-то гегелевской абстрактной всеобщей идеи или метафизически отдаленной от нас сущности, которая скрыта и недоступна для людей, а прежде всего, как индивидуальные потребности, интересы каждой конкретной личности. И если это положение многими учеными принимается без сомнения, то тогда объективная общественная потребность в истории не имеет другой формы проявления как только через деятельность конкретной личности. Ведь именно в личностях, в их исторических действиях находит свое преломление и воплощение роль народных масс, классов и других социальных общностей. Народ, класс, нация сами по себе не существуют и не развиваются помимо конкретных действий и поступков отдельных личностей. В этом и проявляется всеобщая закономерность деятельности личности в истории, которая, к сожалению, не всегда направлена по пути прогрессивного развития истории.

Так, историческая идея объединения русских земель вокруг Москвы на протяжении XIII - XV веков проявила себя как объективная потребность становления русского централизованного государства. Реализовалась же эта историческая необходимость в конкретных индивидуальных поступках великих русских князей.

Объективная потребность связи России с Европой нашла свое выражение и реализацию в конкретных исторических действиях Петра 1.

Так в любой исторический период происходит реализация объективной исторической потребности через индивидуальную деятельность личности (обычной, талантливой, выдающейся, гениальной). В этом сложном диалектическом процессе деятельность личности предстает как всеобщая закономерность.

Всеобщая социальная активность личности как субъекта истории имеет свои особенные формы проявления. В чем же проявляется

подобная закономерность?

Личность возникла в результате длительного исторического развития, выступая как социальный облик каждого человека, выраженная в конкретной индивидуальной характеристике. Личность не является изолированным явлением, она всегда связана с массами, социальными общностями (класс, нация, социальная группа). Вся сложная картина общественных процессов, происходящих как внутри социальной общности, так и во взаимосвязи с другими общностями, наличие и функционирование разнообразных культур, обычаев, традиций, религиозных верований и многих других общественных явлений являются источником проявления всеобщей социальной активности личности. Однако выражение всеобщей социальной активности личности имеет особенные, непохожие друг на друга формы проявления.

Так, переход от феодализма к капитализму занял значительную эпоху во всемирной истории и являлся всеобщей исторической закономерностью, которая реализовывалась через различные социальные процессы (эволюционные и революционные), возглавляемые выдающимися историческими личностями. Однако при всей внешней схожести становление капиталистического общества в различных регионах мира имело свое конкретно -историческое своеобразие, которое определялось как национально -культурными особенностями, так и характером воздействия личностного фактора, через действие которого в значительной степени и реализовывалась историческая закономерность. Капитализм в восточных странах (Япония, Корея. Тайвань) отличается от капитализма в западных странах (США, Англия, Германия).

* Из вышеизложенного может сложиться представление о том, что активность личности абсолютна ничем не определяется. Признать это положение - значит согласиться с точкой зрения субъективных идеалистов, сводящих человеческую историю к деятельности подлинных героев, критически мыслящих личностей, позиция которых ведет к волюнтаризму. Согласно их взглядам, критически мыслящая личность возвышается над обществом (пассивной толпой) и диктует, насаждает обществу свои интересы, желания и взгляды. Однако, согласиться с такими утверждениями невозможно. Деятельность личности, ее вмешательство в общественную жизнь всегда тесно связаны с общественными законами, действующими в обществе независимо от того, знает, человек эти законы или нет. В противном случае деятельность личности будет бессмысленной. Так, если еще не созрели необходимые материальные предпосылки, условия для возникновения нового этапа развития общества в недрах старого, ни один исторический деятель не в состоянии вызвать его к жизни. Никто, никакая личность не может повернуть общественное развитие вспять.

Диалектика истории такова, что историческая личность изменяет обстоятельства социальной жизни под давлением самих же обстоятельств. Исторически возникающие проблемы, в процессе социального познания выраженные в общественных законах, определяют содержание и направление деятельности личности, ее исторические границы и рамки. Однако не следует думать, что общественный закон выступает в роли некой фатальной силы, рока, как полагают представители вульгарно - экономического материализма, рассматривающие исторический процесс как действие стихийного развития экономического фактора (производительных сил общества), в котором ни народные массы, ни историческая личность не могут оказать какое-либо серьезное влияние на ход развития событий. Если принять подобное утверждение за истинное, то тогда будут правы критики социальной философии марксизма.

Так. в конце XIX в. Штаммлер писал, что последователи Маркса (на самом деле его критика относилась к одному из течений марксизма

Вульгарно - экономическому материализму) якобы противоречат сами себе, когда организуют политическую партию для победы социализма, поскольку, сосласно их теоретическим взглядам, социализм все равно наступит неизбежно, объективно. Ведь "никто не организует партию содействия лунному затмению", - иронизировал Штаммлер. Подобное утверждение исходило из неправильного понимания того, что исторический закон определяет лишь общее направление развития

истории, в то время как ее конкретный ход, темпы и формы исторического развития обусловлены более конкретными причинами в обществе: соотношением сил прогресса и регресса, активностью народных масс, отдельных личностей, деятельностью политических партий и многими другими общественными факторами.

Перед личностью всегда стояла и будет стоять проблема выбора из всех имеющихся возможностей и вариантов объективного исторического развития - одного, с которым связано прогрессивное направление движения истории. Причем, задача состоит не столько в выборе, сколько в творческом созидании новых исторических форм развития общества, в которых прошлое, настоящее и будущее не противопоставляются и взаимоисключаются, а гармонически соединяются, создавая исторически новое, более совершенное качественное устройство общественной жизни, диалектически снимающее и разрушающее противоречия предыдущих этапов. Выбор нового общественного пути развития не просто, автоматически, сообщается личности объективным ходом развития истории, а возникает и развивается в процессе противоречивого практического взаимодействия исторического субъекта с обществом. Окончательный итог исторического выбора можно рассматривать как одну из форм проявления социальной активности личности.

Так, благодаря критическому подходу к фатальнодетерминистской и мистико - провиденциалистической интерпретации истории, диалектическому пониманию специфической природы социально -исторической деятельности, которая, в отличие от природного мира, не дается личности извне и в готовом виде, а возникает и складывается в процессе нашего практического взаимодействия с природой, в ряде философских концепций конца XIX - начала XX в. было создано условие для всестороннего обоснования места и роли личности в истории. Ни Бог, ни рок, ни фатум, а конкретная историческая личность стала реальным со -творцом социально - исторической реальности, а следовательно, и самой логики объективного существования и развития истории. Такое понимание развития истории и роли личности в ней открыло широкий простор и возможности для теоретического анализа социальной активности не только выдающихся личностей в истории, но и любой другой личности.

Роль личности в истории зависит от специфики и сложности протекания исторических процессов. Многие исследователи, разрабатывающие философские проблемы истории, выделяют в ее развитии эволюционные и революционные формы. В каждой из таких

форм активная роль личности проявляется неоднозначно. Наиболее ярко личность проявляет свою социальную активность в переломные периоды развития истории. Особенность подобных форм общественного развития заключается в том, что перед обществом

встают сложные задачи определения и реализации общепринятого пути общественного развития, выбора реальных средств для достижения поставленных целей. Грандиозность, встающих перед обществом проблем, требует и соответствующих неординарных решений и плодотворной деятельности со стороны личности. Именно в такие исторические периоды широко и ярко раскрывается роль личности в истории. Подобные процессы происходят не только в обществе в целом, но и в отдельных его сферах (социальной, экономической, политической и духовной). Так вошли в историю Ломоносов и Менделеев, Пушкин и Толстой, Репин и Крамской, Суворов и Кутузов, Столыпин и Витте и многие другие выдающиеся исторические личности.

Может сложиться представление, что в эволюционные периоды развития общества роль личности не имеет яркой формы своего проявления, поскольку общество развивается и функционирует без серьезных социальных потрясений. С подобным суждением трудно согласиться. Роль личности проявляется и в такие периоды, но связана она с разрешением менее острых проблем общественного развития. Основная характеристика эволюционного периода в развитии общества заключается в том, что в этот период исторического времени ведущие социальные общности гармонически взаимодействуют друг с другом. Классы, нации, социальные группы принимают все усилия, используют знания и жизненный опыт для успешного решения намеченных целей. Каждая отдельная личность, входящая в ту или иную социальную общность, является непосредственным участником эволюционного развития общества, проявляя тем самым свою активную роль творческого субъекта истории.

На протяжении всей истории человечества, в ходе стабильного, эволюционного развития общества создавались основные достижения в сфере материальной и духовной культуры. И одной из причин, оказавшей значительное воздействие на процесс создания вышеназванных ценностей было гармоническое единство интересов выдающихся исторических личностей в различных сферах общественной жизни и интересов обычных, рядовых личностей, представляющих различные классы, нации и социальные группы. Подобного единства не существует в революционные периоды

Родь ДМЮС7И в шорт «шиз философских ковцепщй

общественного развития. Известно, что в ходе социальных революций, глубоких общественных конфликтов, войн уничтожались многие ценности культуры, созданные человечеством в периоды стабильного, эволюционного развития

В связи с этим можно сделать вывод о том, что характер и сложность развития исторических процессов (эволюционных и революционных) требуют определенного типа личности, которой и предстоит разрешать сложившиеся общественные проблемы.

Роль личности в истории зависит и от того, в какой социальной среде происходит ее формирование. Формирующие людей социальные условия можно подразделить на три уровня - общий (данное общество в целом, социальный строй, историческая эпоха), особенный (национальные, классовые и профессиональные особенности среды) и единичный (семья, коллектив, микросреда) . Вся сложная система социальной среды, в которую включен индивид с момента своего рождения, постепенно формирует определенный тип личности. Среда представляет индивиду свои нормы и ценности, обычаи и традиции, предрассудки и суеверия. Она контролирует его поведение, следя за тем. чтобы индивид не отклонялся от господствующих в ней социальных норм. В данном случае понят"ие "личность" играет очень важную роль, ибо оно объясняет, почему индивид в зависимости от различных социальных условий, от различных факторов социальной среды формируется в определенный тип. Только благодаря социальной включенности и усвоения ценностей социальной среды индивид становится самобытным субъектом истории, получает возможность стать творческой силой исторического процесса. Однако направленность действий личности может быть разной, что зависит от ее принадлежности к определенной социальной общности, разделяющей те или иные ценности и ориентиры исторического развития.

Представители философии экзистенциализма возражают против зависимости личности от ценностей и норм социальной среды. Согласно их взглядам, включенность личности в определенную систему социальной среды, особенно классовую и национальную, губительно сказывается на развитии творческой активности личности. Личность в подобной ситуации теряет свое подлинное существование (экзистенцию), свое индивидуальное "Я”, свою неповторимость. Социальная среда нивелирует личность, делает ее массовой, типичной. В ней растворяется личное, неповторимое своеобразие. Если подобные суждения принять за истину, то личность, находящаяся в такой

зависимости от социальной среды, не будет выполнять активной роли в развитии истории.

Подобные взгляды о нивелирующем воздействии на личность социальной среды основываются на противопоставлении личности и общества, как якобы двух самостоятельных, не связанных между собой сущностях. Однако в реальной исторической действительности личность и общество диалектически связаны, поскольку личность не только продукт общества, но и его субъект - действующее лицо истории. Как справедливо писал К. Маркс, "...как само общество производит человека как человека, так и он производит общество" . Личность только тогда становится творческой силой исторического процесса, когда усвоит все богатство общественных отношений той социальной среды, в которую она входит. И тогда социальное, заложенное в общественной среде, не будет противостоять личности в виде внешней и чуждой силы, устраняющей ее индивидуальное своеобразие, неповторимое видение развития истории. Впоследствии ценности социальной среды становятся мировоззрением личности, ее внутренним источником развития, а сама личность постепенно превращается в самобытное и неповторимое “Я”.

Общественная среда имеет сложную социальную систему, и не все ее составные части представляют одинаковые возможности для развития личности. Так, большие возможности для реализации своих потенциальных способностей в историческую действительность имели господствующие классы и группы общества, что было связано с характером их деятельности, привилегированным положением в обществе, более высоким уровнем образования и культуры. В результате влияния этих социальных факторов из среды господствующих классов выделилось большое количество выдающихся исторических личностей, внесших заметный вклад в развитие общества и отдельных его сфер.

Что касается трудящихся классов, то условия их жизни всегда ограничивали появление выдающихся исторических личностей. Однако история знает и определенные исключения, когда из среды трудящихся классов выделялись исторические фигуры, но они возникали, как правило, в сложные, переломные периоды общественного развития и, главным образом, в социально-политической сфере общества. Лишь в виде исключения можно говорить о выделении из трудящихся классов выдающихся личностей в сфере духовной культуры.

История показывает, что на разных этапах общественного развития личностное начало человека раскрывалось по-разному. Так,

Роль /цчиопч в цсторчц. ата философских концепций_____________________

в условиях первобытного общества оно находилось еще в зачаточном состоянии. Наиболее ярко личностный фактор начинает проявлять себя в период возникновения и развития капиталистического общества. В ходе дальнейшего исторического развития, вследствие действия целого комплекса социальных факторов, личность начинает оказывать на общество все большее влияние. В настоящее время возрастающая степень влияния личности на ход развития истории проявляет себя как одна из объективных закономерностей, которую необходимо эффективно использовать в решении общественных проблем.

Из положения об активной роли личности в истории следует и вопрос о роли выдающейся личности.

Историческая практика свидетельствует о том, что для разрешения назревших задач общественного развития возникает потребность в руководителях, вождях, лидерах, которые призваны возглавить движение народных масс и решить существующие проблемы. Удовлетворить подобную общественную потребность может далеко не всякий, а лишь тот, кто обладает особыми социальными качествами, которые заметно выделяют его их других людей. Но не великие личности создают, вызывают к жизни великие эпохи, а наоборот, последние являются той благоприятной средой, условием, в которых талант, гений, дарования той или иной личности могут созреть, проявиться и реализоваться. Ведь существование общественной потребности - это еще не разрешение проблем общественного развития. Для разрешения общественной проблемы необходима личность с набором определенных социальных качеств. Так, для разрешения проблем экономического развития требуется личность, хорошо представляющая закономерности этой сферы общества, для разрешения проблем военного строительства - личность уже с другим набором социальных качеств. В обществе должен быть выработан способный эффективно действовать механизм формирования у людей соответствующих социальных качеств. Если подобного механизма не существует, или же он неэффективно работает, то общество может продолжительное время топтаться на месте в попытках разрешить существующие проблемы.

Историческая личность накладывает на общественные процессы, во главе которых она стоит, определенную ‘"печать”. Выдающаяся личность ускоряет ход развития событий. Сила воздействия талантливой личности на ход развития истории бывает настолько велика, что порождает у людей ошибочное мнение, будто весь ход исторических событий всецело зависит от нее. Подобное явление

Г. В. Плеханов назвал "оптическим обманом". В связи с этим роль выдающейся личности нельзя переоценивать, поскольку никакая личность не в состоянии изменить ход истории. Историческая практика показывает, что те исторические деятели, которые не считались с объективными законами истории, с назревшими проблемами общества, неизбежно терпели крах.

Выдающаяся историческая личность не одинока, за ней стоят определенные социальные силы, на которые она опирается и интересы которых выражает и защищает. Роль личности находится в прямой зависимости от степени активности, а, главное, исторической перспективности той социальной общности, на которую она опирается.

Всегда, когда перед обществом возникают условия для определенного исторического открытия - технического, социального, научного, культурного - появляются люди, осуществляющие их. Чем яснее личность осознает и полнее выражает необходимость определенных изменений и действий, тем крупнее ее роль и весомее вклад в сокровищницу мировой культуры. Только такая выдающаяся личность подлинно свободна, она осознанно познает окружающую историческую необходимость и реализует ее в интересах всего человечества. *

ПРИМЕЧАНИЯ "

1. См., например.: Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности. М., 1984: Бердяев Н. А. философия свободы: смысл творчества. М., 1989; Бердяев И. А. Смысл истории. М., 1990; Воронович Б. А. Созидательный потенциал человека. М., 1988; Гуйван П. Н. Становление марксистской концепции человека. Томск, 1985; Крутова О. Н. Человек и история. М., 1982; Лебедев Б. К. Социальный тип личности (теоретический очерк). Казань, 1971; Проблема человека в "Экономических рукописях 1857- 1859 гг." К Маркса. Ростов, 1977; Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984; Скворцов А. В. Культура самосознания М., 1989: Шульга И. А. Классовая типология личности. М., 1975.

2. Келле В. Ж.. Ковальзон М. Я. Микросреда. Теория и история. М.. 1981.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 589.

Политиков, философов, историков, социологов во все времена и во всем цивилизованном мире интересовала проблема: «роль личности в истории». В недавнем советском прошлом превалировал марксистско-ленинский подход: главной общества являются люди, трудящиеся массы. Именно они формируют общество, классы. Народ создаёт историю и выдвигает из своей среды героев.

С эти трудно спорить, но можно иначе расставить акценты. Обществу, чтобы осознать

Значимые цели в своем развитии, просто необходимы пассионарии (об этом чуть позже), лидеры, вожди, способные раньше, глубже и полнее других предугадать ход общественного развития, понять цели, обозначить ориентиры и увлечь за собой единомышленников.

Один из первых российских марксистов Г.В. Плеханов утверждал, что вождь велик «тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин».

Какими же критериями руководствоваться, определяя роль личности в судит по тому,

а) насколько значимые идеи для общества генерирует эта личность,

б) какими организаторскими способностями она обладает и насколько умеет мобилизовать массы на решение общенациональных проектов,

в) какого результата достигнет общество под руководством данного лидера.

Убедительнее всего судить роль личности в истории России. В.И.Ленин возглавлял государство не более 7 лет, но оставил значимый след. Сегодня он оценивается со знаком плюс и со знаком минус. Но никто не сможет отрицать, что эта личность вошла в историю России и всего мира, повлияв на судьбы нескольких поколений. Оценка деятельности И.В. Сталина прошла все этапы - от преклонения, а затем многолетнего молчания - к решительному осуждению и отрицанию всей его деятельности и снова к поиску рационального в действиях «вождя

всех времён и народов». В последние годы жизни Л.И. Брежнева только ленивый не подтрунивал над «вождем», а по прошествии десятилетий выяснилось, что время его правления оказалось золотой серединой для Советского Союза, только последующие горе-реформаторы не только не смогли преумножить достижения, но и растранжирили созданный за послевоенные десятилетия потенциал. И сегодня оценка его деятельности вновь претерпевает изменения. Представляется, что такой же значимой фигурой станет когда-то и личность М.С. Горбачева. Он бы уже сейчас стал общенациональным героем и признанным мировым авторитетом, если бы задуманная им и его командой « перестройка 1985-1991 г. г» не оказалась столь провальной. Вспоминаем, как много «ельцинистов» было в стране в девяностые годы, пока не стало очевидно, что этот «демократический лидер» вместе со своей командой сдает Россию, оказавшись под колпаком американской администрации. Наверное, жизнь еще внесет поправки, многое скрыто от глаз современников, но и опубликовано немало. Имеющий уши да услышит.

Но сегодня хорошо бы обратиться к Льва Николаевича Гумилева. В пассионарной теории этногенеза люди энергоизбыточного типа — это те граждане, которые обладают врожденной способностью получать из внешней среды больше энергии, чем это требуется только для видового и личного самосохранения. Они могут выдавать эту энергию в качестве целенаправленной деятельности, которая ставит целью видоизменение окружающей их среды. Свидетельствует о повышенной пассионарности характеристика и его психика.

Роль личности в истории в определенных условиях становится для них двигателем

Благодаря такому качеству как целеустремленность. В этих случаях пассионарии стремятся изменить окружающее пространство в соответствии с принятыми ими этническими ценностями. Все свои поступки и действия такой человек соизмеряет с которые исходят из этнических ценностей.

Роль личности в истории у таких людей заключается в том, что они являются людьми нового мышления в популяции. Они не боятся сломать старый уклад жизни. Они способны стать и становятся главенствующим звеном новых этносов. Пассионарии выдвигают, развивают и внедряют новшества.

Наверное, среди современников тоже найдется немало трибунов. По этическим соображениям не станем называть ныне живущих. Но вот перед глазами встает портрет вождя Венесуэлы о котором ещё при жизни писали, что это надежда прогрессивного человечества. Российские космонавты, выдающиеся спортсмены, ученые, исследователи - они потому и герои, что не нуждаются в возвеличивании, а просто делают дело. История определит их роль. А она - дама справедливая, только с отложенным в будущие поколения результатом.