Трубы

Почему детей надо учить обращаться с деньгами. Позвольте принять участие в формировании бюджета

Почему детей надо учить обращаться с деньгами. Позвольте принять участие в формировании бюджета

Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей...

Дети и деньги. Как объяснить ребенку, почему нельзя купить все и сразу. Насущная проблема всех родителей. Когда и как заводить с детьми разговор о деньгах? Нужно ли давать на карманные расходы и в каком возрасте?

5 способов научить ребенка правильно обращаться с деньгами

У каждой семьи свой стиль воспитания, свои традиции, приоритеты. Ребенок подрастает, учится взаимодействовать с миром и людьми. Говорить и ходить, писать и считать. Так почему бы с детства не учить его правильному отношению к деньгам?

Многие родители не считают нужным говорить с ребенком об этом. Зачем загружать так рано маленькую головку материальными проблемами?

Психологи утверждают, что в возрасте от двух до пяти закладывается принцип, по которому человек тратит деньги . И либо вы начинаете говорить с малышом о деньгах с детства, либо продолжаете делать вид, что мы живем в мире, где денег не существует.

Но помните! Способность обращаться со своими финансами во взрослой жизни полностью зависит от того, имел ли ребенок подобный опыт в детстве.

Способ 1. Объясняем ребенку, что такое семейный бюджет и откуда берутся деньги

Начнем с того, что ребенку необходимо рассказать на его языке, что такое бюджет . Дети мыслят конкретно, поэтому все, чему вы учите, лучше всего нарисовать или показать предметно.

Возьмите кошелек, мешочек с деньгами и расскажите, что это бюджет. Он бывает у каждой страны, города, семьи и человека. На неделю, месяц и даже год. Мама и папа ходят на работу, трудятся и раз в месяц пополняют копилку новой денежкой.

Купите ребенку настольную игру - детскую монополию. Уютными вечерами, устраивайте семейный батл. В процессе игры ребенок быстрее научиться считать и анализировать.

Помогите нарисовать малышу бюджет вашей семьи. Это может быть круг, квадрат или кошелек. Разделите его на части и пусть ребенок разукрасит каждую своим цветом. Дайте всем блокам имена. Например, красный - питание, зеленый - плата за квартиру, желтый - покупка игрушек, синий - домашние животные и т.д.

В следующий раз, когда ваше чадо слезно потребует в магазине новую игрушку - выдохните. И объясните, что деньги остались только в двух блоках - в зеленом, на квартиру и красном, на питание. Но в следующем месяце бюджет семьи пополнится и в желтом блоке снова появятся деньги.

А пока предложите малышу запомнить эту игрушку. И, если он не передумает, купите ее в конце месяца. Вы ведь обещали. Может случится так, что игрушка слишком дорогая. Тогда накопите вместе на ее приобретение.

Способ 2. Учим копить деньги

Подарите ребенку копилку или кошелек. С самого раннего возраста он будет учиться не разбрасывать и уважать деньги. Откладывать на интересную игрушку или сладость. Таким образом он сможет анализировать и принимать решения. Расставлять приоритеты.

Дошкольникам сложно сразу сконцентрироваться на всех желаниях и понять, чего больше хочется: конструктор или робота, дом для Барби или железную дорогу.

Предложите малышу рисовать все свои “хочу”. Сегодня ему нужна Черепашка ниндзя? Тогда пусть нарисует ее и повесит на видное место вместе со стоимостью игрушки.

Конечно, очень сложно научить маленькое солнышко ждать. Ведь хочется всего и сразу!

Отличное решение предлагает «Улица Сезам». Начните выращивать с ребенком какое-нибудь растение, чтобы он привык и понял: не все происходит сию секунду, очень часто результата нужно терпеливо дожидаться. А в конце месяца выберите что-то одно из всех его шедевров и купите.

Способ 3. Карманные деньги

Психологи утверждают что, когда ребенок подрос, умеет считать и писать печатными буквами, необходимо давать ему карманные деньги. Желательно делать это регулярно, а именно раз в неделю.

Но есть одно условие: деньги даются только под финансовый отчет. Купите ему блокнот или тетрадь, где ребенок сам будет вести свою бухгалтерию. Разделите листик вертикальной чертой и слева напишите остаток на начало недели.

Потом запишите новые поступления и от кого они получены.

Например:

  • Получено от мамы - 100
  • Получено от папы - 200
  • Заработано за выгул соседской собаки - 20
  • Получено от дедушки - 30
  • Остаток на конец недели: 350

С правой стороны по такому же принципу расписывайте на что и сколько потрачено денег .

И в конце недели подбейте итог.

Первые несколько раз вы можете помочь ребенку в заполнении отчета. Но потом стоит договориться, что следующие деньги он получает только после того, как начнет сам вести свою бухгалтерию.

Такая система помогает правильно распоряжаться своими деньгами.

Обязательно подскажите ребенку и другие способы заработать. Их немало, если хорошо поискать.

Можно предложить свои услуги по выгулу соседских животных или покупке продуктов.

Мелкая помощь для соседей за небольшое вознаграждение стали очень популярными в Америке и Европе.

Если ваш ребенок научится в 10-12 лет продавать свои услуги и самостоятельно зарабатывать, то к 30 годам он сможет добиться большого успеха.

Способ 4. Позволяйте делать ошибки

Представьте ситуацию. Ваш маленький финансист потратил в магазине игрушек все накопленные сбережения. Но купил некачественную игрушку, которая сломалась через пару дней.

В голове тут же появилась готовая фраза: ”А я же тебе говорила! Почему ты меня не слушаешь!”

Знаете что? Дайте-ка скорее такой мысли под зад. Ваш ребенок и сам расстроен. И подобное поведение скорее унизит, чем научит его чему-то.

Единственное разумное решение - просто посочувствовать. Дети не глупы и сами все поймут через свои переживания. Главное, давать им возможность совершать ошибки. Лучше пусть малыш получит этот опыт в 10 лет с игрушкой, чем в 30 с собственным бизнесом.

Поддержите, утешьте и подсластите легким коучем в виде вопроса.

  • Как ты поступишь в следующий раз, чтобы избежать такой ситуации?

Это заставит его еще раз подумать, проанализировать и рассказать вам о своем решении.

Помните, что от денежного тренажёра пользы больше, чем от простых поучений.

Способ 5. Не вступайте с детьми в коммерческие отношения

Многие родители думают, что если начнут платить деньги своим детям за отличные оценки в школе, вынесенный мусор, помытый пол, то это их сильнее промотивирует.

К сожалению, это большое заблуждение. Ведь такие ценности, как ответственность, долг перед собой и родными, трудолюбие нельзя купить.

Вступая в товарно-денежные отношения, мы словно перестаем быть родными людьми.

Принеси хорошую оценку и получи 50 - этот метод не работает. Ведь очень скоро ваш малыш может заявить, что домашка по математике, стоит уже не 40, а все 100. Пропадает желание учиться. Учиться не ради знаний, а ради денег.

Ребенку необходимо привить стремление получать знания только из внутренних побуждений.

Не бойтесь говорить с детьми о деньгах. Обсуждать покупки и советоваться. Оставляйте ему право выбора. Воспитывайте самостоятельность и умение принимать решения.

Учите на своем примере. Говорите о своих успехах и провалах, ошибках и решительных поступках при зарабатывании денег.

Транслируйте ребенку, что перед ним открыты все возможности. Он вырастет, овладеет любой профессией и заработает столько - сколько захочет сам. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Британское правительственное агентство Money Advice Service провело исследование и выяснило, что все человеческие привычки, связанные с обращением с деньгами, формируются до семи лет. А значит, если до этого возраста вы не научились копить, тратить, ставить приоритеты и денежные цели, то все пропало. Для вас — может быть, но не для ваших детей. Вот чему нужно научить их, пока не поздно:

1. Зарабатывать

Нет ничего плохого в том, что вы даете ребенку деньги на сладости или иногда, под впечатлением от неожиданной пятерки по физике, покупаете ему дорогую компьютерную игру. Вы его родители — если вы не будете его баловать, то кто же будет? Но все же всю эту неожиданную прибыль, будь она заслуженная или незаслуженная, ребенок должен воспринимать так же, как вы воспринимаете бонусы на работе — приятно, но бюджет из этих денег не построишь.

Создайте ситуацию, при которой ребенок может заработать себе карманные деньги. Неважно, за что именно вы ему платите, — но дело это должно быть регулярное.

Пропылесосил, загрузил стиральную машину, посидел с младшим братом или выучил стихотворение — что угодно. Важно, что это можно делать регулярно, а значит, регулярно можно зарабатывать. Многие из вас сейчас думают, что все это ребенок обязан делать бесплатно — вы же в детстве делали. Ну и что из вас выросло?

Конечно, здесь важно не впадать в крайности. Глупо думать, что теперь вы должны платить ребенку за все, что он делает. Но ведь наверняка есть какое-то дело, которое он очень не любит делать.

И, что важнее (это может остаться между нами), — есть же какое-то дело, которое очень не любите делать вы. Вот ровно это дело и можно отдать на аутсорсинг собственному ребенку.

Так, вы больше никогда не моете посуду, а он выстраивает связь между работой и заработком. И, главное, начинает понимать, что заработать деньги намного приятнее, чем просто получить их ни за что.

2. Копить

Теперь, когда деньги заработаны, нужно научиться правильно ими распоряжаться. Пятилетнему малышу, не говоря уже о тех, кто постарше, можно спокойно объяснить принцип двух копилок.

Предложите ребенку делить деньги на две кучки — поменьше и побольше. Первую кучку можно тратить на что угодно — конфеты, стикеры, блестки и все остальное, мимо чего очень сложно пройти, когда ты маленький.

Очень важно вообще не регулировать, на что ребенок тратит эти деньги. Привыкайте к диалогу. Траты можно обсуждать, но права вето у вас нет.

Если недовольны, посоветуйте сделать иначе, поделитесь своими опасениями, но не запрещайте. Нужно, чтобы ребенок уловил связь: деньгами, которые ты заработал, ты волен распоряжаться как тебе угодно.

А вот вторую кучку нужно обязательно отложить. И не просто так, а с какой-то целью. Цель эта, особенно в первый раз, должна быть понятная и осуществимая. Не мучайтесь, не придумывайте, ваш ребенок наверняка уже и сам знает, что он хочет купить.

Теперь, когда цель поставлена (велосипед, игровая приставка), помогите ему накопить. Здесь стоит проявить твердость и ни в коем случае не покупать ребенку предмет, на который он копит. А с другой стороны, ни за что нельзя сердиться, если ребенок залез в деньги, которые откладывал, и накупил на них мороженого. Это тоже важный урок — чем больше тратишь, тем дольше копишь. Объясните ребенку эту закономерность и терпеливо ждите.

Если хотите помочь, придумайте ему как можно больше способов подзаработать. А когда нужная сумма будет накоплена, устройте из похода в магазин настоящий праздник. Ваш ребенок не выпросил дорогую вещь. Он на нее заработал. Есть чем гордиться.

3. Не поддаваться рекламе

Детские телеканалы особенно беспощадны к вашему ребенку, но не только они. Реклама всяких желанных товаров сыплется на него со всех сторон, в том числе и в школе. Как только у одного ребенка появился айпад, весь класс хочет айпад.

Объясните своему ребенку, как работает реклама. Что реклама как раз и построена так, чтобы ты немедленно захотел эту вещь и чтобы тебе казалось, что если ее у тебя не будет, ты больше никогда не будешь счастлив.

Чем раньше ребенок научится контролировать свою внутреннюю истерику, тем лучше. И не нужно сердиться, когда у него это не получается. Себе-то вы разрешаете смотреть на эти еще не купленные сапоги и ноутбук, каждый раз когда проходите мимо витрины.

В данном случае самая эффективная техника — отложенная покупка. Даже если у ребенка есть необходимая сумма на то, чтобы купить вещь, которую он недавно увидел в рекламе и страшно хочет, научите его откладывать такие решения.

Обсудите, что еще можно было бы купить на эти деньги. Так ли эта новая вещь приоритетна? И если да, то является ли она лучшей или просто новейшей? Может быть, есть другие модели? Он хочет новый телефон? А почему именно этот?

Помогите ему исследовать рынок, сравнить, принять взвешенное решение. Может быть, есть что-то лучше, хоть и дороже.

Тогда покупку можно отложить, пока не накопится нужная сумма. А может наоборот, настолько дорогая вещь ему не нужна, и можно купить дешевле, а оставшиеся деньги потратить на что-то еще. Давайте ребенку возможность делать ошибки — вы предупредили, но решение он принимает сам. Ваша главная задача — сделать так, чтобы он никогда в жизни не совершал импульсивных покупок. Не то, что вы.

4. Спокойно относиться к деньгам

А теперь самое главное, и научить этому ребенка практически невозможно, если сами вы так не думаете. Но все же постарайтесь, вы же хотите, чтобы он был счастлив.

Ребенок должен понимать, что деньги — да, делают жизнь проще, приятнее, комфортнее, и зарабатывать много намного лучше, чем зарабатывать мало, но деньги — всего лишь часть жизни, и совсем не главная часть.

Научите его тому, что счастье, и даже проще, настроение человека не должно зависеть от того, есть у него деньги или нет. Это невозможный урок, особенно учитывая, что, по статистике, 70% всех семейных ссор бывают связаны с деньгами. И тем не менее. Не позволяйте себе быть несчастным. Не позволяйте себе быть грустным просто потому, что у вас нет денег.

Не передавайте этот страшный порок своему ребенку. Покажите ему, что приятные ощущения бывают не только от денег. Они еще бывают от любви и от клубничного мороженого.

Дети всему учатся у родителей. В том числе и обращению с деньгами. От того, как они их называют, как тратят и как в целом относятся, зависит и будущее обращение детей с денежными средствами. Как же сформировать правильное отношение ребенка к деньгам, научить его тратить с умом, копить и преумножать их?

Основные этапы финансового воспитания

Чтобы у ребенка не возникло одностороннего отношения к деньгам, как к источнику зла, или, наоборот, только удовольствия, нужно обучение вести сразу по нескольким направлениям.

  • Объясните их важность. Как только дети немного подрастут, можно рассказать им, насколько важно иметь деньги: для оплаты счетов, продуктов, покупки вещей, игрушек. Ребенок должен понять, что наличие средств - гарантия стабильного будущего.
  • Покажите, как они зарабатываются. Если родители работают по найму, можно иногда брать ребенка с собой на службу. Так он поймет, что средства достаются непросто.
  • Дайте попробовать заработать на практике. Если у родителей свое дело, можно дать ребенку возможность выполнить какое-то простое дело, чтобы на себе почувствовать, что деньги не даются просто так. Объясните основы обращения с финансами. Поговорите о смысле зарабатывания и использования денег. О том, как правильно ими распоряжаться и экономить, чтобы хватило на все: на расходы, накопление и преумножение.
  • Покажите, как сохранять финансы. Можно выдавать ребенку для поощрения за работу или достижения в учебе карманные деньги. Потом стоит объяснить ему, как их лучше потратить. Но часть оставить на будущее.
  • Научите преумножать деньги. Предложите ребенку добавлять к сохраненной сумме еще немного каждый месяц. Так он наглядно увидит, как не только сохранить, но и увеличить свои сбережения.

    Дайте понять, что средства нужно заслужить и заработать. Ребенок должен понимать, что деньги - не самое главное в жизни. И нельзя стремиться заработать их любым способом. Например, используя обман или мошенничество. Средства должны быть заработаны честно. Это приносит стабильность и душевное спокойствие.

  • Научите наслаждаться ими. Покажите полезность накопления. Например, если раньше карманных денег хватало только на один билет на аттракцион «Рыбалка», накопив, можно купить специальный набор домой. А потом играть в любое время, приглашая друзей и родственников.

К будущему готовы

При таком подходе ребенок вырастет подготовленным к управлению своим заработком. Он с легкостью сможет правильно планировать, сохранять и увеличивать количество своих денег.

Нашли нарушение?

В семье у нас было пятеро детей, поэтому деньги на карманные расходы для меня значили очень много. Мама сама покупала все, что нам было нужно, и только небольшое денежное пособие позволяло купить то, чего хотела именно я.

Выполняя домашнюю работу, чтобы заработать свое «пособие», я только иногда получала небольшие наставления, как ответственно нужно распоряжаться деньгами. Поэтому большая часть моих сбережений ушла в близлежащие магазины, где я без малейшего сомнения транжирила деньги на компакт-диски или одежки. И только с годами мой финансовый опыт научил ответственно относиться к деньгам.

Обучение детей обращению с деньгами

Так как в нашей семье денежная тема была под жестким табу, в детстве я не имела и малейшего понятия, сколько зарабатывает отец или сколько стоят те или иные вещи. Сегодняшнее общество намного прозрачнее, и лучше открыто говорить с детьми о деньгах и о том, как их можно зарабатывать. Хотя в моей душе нет ни капли обиды из-за отсутствия финансового образования в детстве, мне хочется дать собственным детям более существенное понимание, что такое финансы, сбережения и расходование средств.

Сейчас моим малышам семь и четыре, и вот уже несколько месяцев, как мы ввели в семье практику небольшого вознаграждения за выполнение домашней работы. Хотя местами было трудновато, но мы с мужем все-таки освоили этот инструмент. Вот несколько практических советов для тех, кто не знает, как максимально эффективно использовать денежное вознаграждение, чтобы научить детей обращаться с финансами.

1. Не предлагайте “Бесплатных обедов”

Исследуя отношение к вознаграждению детского труда, я обнаружила, что все люди делятся на две категории. Одни «платят» своим детям за домашнюю работу, другие просто требуют, чтобы дети выполняли всю необходимую работу только потому, что они являются частью семьи.

Соглашаясь с тем, что дети должны впрягаться в общую упряжку, поскольку они часть семьи, я ищу некую золотую середину. Ведь оплата домашних дел – это эффективный инструмент, позволяющий научить основам этики труда. Но для этого нужно, чтобы детям выделяли средства только тогда, когда деньги действительно заработаны.

  • Определение понятия «заработка». Поговорите с детьми, в чем отличие между ежедневной рутиной, которую им необходимо выполнять обязательно, и дополнительным трудом, благодаря которому можно зарабатывать.

Можно нарисовать простую схему, чтобы легче было объяснить разницу. Например, убирать постель, готовить уроки и следить за чистотой в комнате относится к «обязанностям ». А в «заработки » можно включить мытье посуды, раскладывание одежды после стирки или подстригание газона.

  • Ожидаемый результат. Работа, за которую можно получить вознаграждение, должна выполняться качественно. Объясните детям, что если их просят загрузить посудомоечную машину, а они сделают это лишь бы как (неровно поставят тарелки и даже не очистят их от остатков еды), то вы вправе потребовать переделать работу или удержать вознаграждение.

В мире взрослых денежные потоки напрямую связаны с выполнением работы и ее качеством, значит, чем раньше вы научите детей ответственному отношению к труду, тем легче им будет адаптироваться к взрослой жизни.

2. Предложите помощь в управлении расходами

Ребенком я не получала помощи в расходовании средств. У меня была полная свобода потратить их на все, чего бы я ни захотела, поэтому, даже повзрослев, я долго оставалась заядлой транжирой. Проанализировав полученный опыт, я поняла, что бережному отношению к деньгам лучше учить с детства.

  • Разделение средств на категории . Купите ребенку не простую свинью-копилку, а мини-банк с несколькими секциями, или сделайте перегородки вручную. И пусть у каждой секции будет свое назначение: «тратить », «копить » и «жертвовать ». Объясните детям, в чем разница между каждой группой, и почему в жизни важно и немного откладывать, и направлять средства на благотворительность.
  • Разговоры о разнице расходов . Поговорите о разнице между инвестированием во что-то, что прослужит долго (например, кожаный футбольный мяч), и покупкой чего-то для кратковременного удовольствия (например, сладостей). Дети должны понять, что деньги и покупки имеют собственную ценность, поэтому долгосрочные перспективы покупок и сбережений более важны, чем моментальный результат.

3. Создайте простой бюджет

Недавно моя дочурка загорелась идеей купить красивого медвежонка из магазина плюшевых игрушек, но цена была слишком высокой, чтобы сразу позволить себе эту покупку. Поэтому я предоставила ей возможность заработать необходимые средства, выполняя дополнительную домашнюю работу.

Для большего вдохновения мы зашли на интернет-страницу магазина и сделали распечатку мишки с ценой. Просто поразительно, как сильно моя малышка стремилась сделать все возможное, чтобы заработать на игрушку. В результате понадобилось три месяца бережного бюджетирования, чтобы собрать необходимую сумму.

В дополнение к тому, что дочка испытала большое удовольствие, сумев заработать на свою мечту, она более отчетливо осознала ее стоимость. И я заметила, что к этой игрушке она относится намного бережнее и внимательнее, чем ко всем остальным.

  • Доступные цели . Учитывайте, что все дети по природе недальновидны. Маленькому сознанию трудно понять концепцию отдаленного будущего, когда их больше беспокоит, что будет завтра на обед. Помогите им установить доступные цели, которые реально воплотить в сравнительно короткий промежуток времени.
  • Не усложняйте . Финансовые цели должны стимулировать детей для достижения специфической награды –например, дорогой игрушки или поездки в парк аттракционов. Если у детей будет к чему стремиться, они станут намного внимательнее относиться к домашней работе, а также несколько раз подумают, прежде чем потратиться на что-нибудь дешевое.

Небольшая таблица, в которой отображаются поступления и расходы, должна не запутывать, а только показывать изменения бюджета. Этого будет достаточно, чтобы обучить ваших детей основам финансового планирования. И полученные навыки окажутся очень полезными во взрослой жизни, когда будет необходимо распоряжаться собственными финансами.

4. Учим искусству договариваться

Противники оплаты домашних дел часто ссылаются на то, что повзрослевшие дети существенно увеличат запросы за выполнение той же работы. С этим нельзя не согласиться, но разве это так плохо? Например, денежные запросы 10-летнего ребенка вполне согласовываются с получением $5 за стрижку газона. Но когда ему будет 16 лет и он начнет думать о покупке подержанного автомобиля, эта сумма уже не будет достаточной мотивацией. Поэтому лучше предоставить возможность согласования уровня оплаты путем переговоров.

  • Поощряйте переговоры . Нужно предоставить ребенку шанс обсудить уровень его нынешнего вознаграждения. За столом переговоров он научится находить действительные и существенные доводы и отстаивать свои потребности.

Например, можете предложить своему сыну или дочери провести исследование, сколько платят за стрижку газонов соседи в округе, а также какой уровень минимальной оплаты труда подрабатывающих студентов. Если выполнение домашней работы занимает у них достаточно много времени, они вправе требовать увеличения оплаты своего труда. В ходе переговоров они получат еще один важный урок, учась не только планировать и распределять семейные финансы, но и договариваться.

  • Находите компромиссы .Если ваш ребенок требует повышения оплаты за подстрижку газона, не ограничивайтесь только этим заданием. Предложите дополнительные $10 в неделю, если он будет присматривать и за садом. Это вдвойне выигрышное решение – каждый получает то, что нужно, и ребенок при этом учится навыкам, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

5. Оказывайте психологическую поддержку

Похвала – замечательное средство, помогающее обучить тонкостям финансовых вопросов. Правильное отношение к домашнему труду и расходованию средств заслуживает ободрения. И во многих случаях ваша похвала гораздо важнее, чем отложенные деньги и дорогостоящая покупка.

  • Предлагайте, не принуждая . Вносите мягкие, позитивные предложения относительно сбережений и расходования средств. Никогда не забывайте, что дети заработали не только деньги, но и право свободно ими распоряжаться.

Ваши советы должны быть максимально прозрачными. Например, можно сказать: «Итак, вот твой заработок. Насколько ты приблизился к цели в этот раз?» Такое простое напоминание укрепит ребенка в необходимости бережно относиться к сбережениям без всяких принуждений.

  • Дополнительная благодарность . Всегда можно сказать «Ты настоящий друг! Я так устала на работе, а теперь могу отдохнуть. Благодаря твоему усердию мне не нужно наматывать километры по квартире с пылесосом. Я действительно это ценю!» Искренняя и теплая похвала станет дополнительным стимулом для ребенка, укрепив его уверенность в правильности своих действий.

Иногда (но не всегда) можно сделать денежное пожертвование в копилку, если ребенок очень старается. Такая премия также очень действенно утверждает бережное расходование.

Любой родитель считает, что ребенка нужно учить обращаться с деньгами, но далеко не каждый знает, как именно это делать правильно. И сложностей тут много. Во-первых, не всегда родитель сам смог получить подобные знания в детстве. Во-вторых, в обществе развит культ потребления, и денежный вопрос становится слишком значимым, особенно при нестабильной экономике. И, в-третьих, потому что подходов к обучению обращению с деньгами существует великое множество, и все они, с точки зрения их авторов, - самые правильные. Что же делать родителям? Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Нужно учитывать, что никакие теоретические знания и специально созданные игровые ситуации не принесут пользы, если ребенок не будет видеть правильного отношения к деньгам на конкретных примерах, которые будут постоянно демонстрировать родители в магазине, в банке или при планировании расходов дома.

Чему учить ребенка, пока он еще мал?

В возрасте 4-6 лет ребенок еще не в состоянии понять абстрактный смысл денег. Можно учить его каким-то конкретным и простым действиям, связанным с деньгами, например, различать монетки, передать деньги кассиру при совершении покупки. Полезно объяснить малышу, что родители ходят на работу, получают за свою работу деньги и покупают на них разные вещи. Полезным навыком будет рассматривание вместе с малышом рекламного буклета магазина - с объяснениями, что, покупая товары, на которые предлагается скидка, можно потратить меньше денег.

Ребенка в 6-8 лет следует учить, что если деньги потрачены, их больше не будет, и просто так им взяться неоткуда. Наглядно это видно в магазине, когда деньги за покупки отдаются кассиру. Менее нагляден урок, если на кассе расплачиваются с помощью карты. Малыш часто воспринимает карту как способ исполнить любое желание.

Еще один обязательный урок для малыша в магазине: разделение трат на обязательные и необязательные. Следует научить ребенка пользоваться заранее составленным списком покупок, правильно выбирать нужные продукты. Чуть позже к этим умениям нужно добавить способность ориентироваться в ценах.

Если ребенок просит купить ему еще одну игрушку или конфету, нужно объяснить, что делать это нецелесообразно: она окажется лишней. Имеет смысл объяснить ребенку, как именно стоит потратить имеющуюся сумму, чтобы были приобретены все необходимые запланированные вещи. Западные психологи при этом не рекомендуют употреблять выражения «нам это не по карману, мы не можем этого купить». У ребенка в этом возрасте такая фраза вызовет беспокойство и страх.

К моменту поступления в школу ребенок должен знать, откуда берутся деньги и куда они затем тратятся: деньгами оплачиваются счета, продукты, спортивные секции для него и родителей, поездки и тому подобное.

Родители маленького Ильюши пожаловались, что их сын устраивает истерики в магазине, если ему что-то не купили. Психолог, к которому они попали на прием, выяснил, что в семье есть бабушка, которая всегда идет на поводу у внука и покупает ему то, что он хочет: с бабушкой пришлось провести беседу. В семье должны быть единые представления о том, что ребенку можно, а что нельзя. Со временем ребенок перестал капризничать.

Карманные деньги

Когда малыш научится хорошо считать и ориентироваться в достоинствах купюр (а происходит это, как правило, в возрасте 7-9 лет), можно начинать выделять ему карманные деньги. Конкретная сумма при этом определяется благосостоянием семьи, но, в любом случае, она не должна оказаться слишком значимой для семейного бюджета. Чем младше ребенок, тем чаще должна быть периодичность выдачи карманных денег. Например, семилетке можно выдавать сумму на неделю, в 10 лет - на две недели, а подростку целесообразно выдавать всю запланированную сумму раз в месяц, чтобы он учился рассчитывать свои средства в течение всего этого периода.

Карманные деньги ребенок должен тратить сам и решать, на что именно, тоже сам. Осуждая малыша за якобы нерациональные траты, мы искажаем сам смысл выдачи карманных денег. Это не значит, что с ним не стоит обсуждать предстоящие траты: стоит, и советовать, безусловно, нужно, а вот осуждать и запрещать - нет. Однако если ребенку денег не хватило, и он просит дополнительную сумму, не стоит сразу спешить ему на помощь: ответственность за траты ребенок должен нести сам.

Выдавая ребенку деньги на карманные расходы, имеет смысл придерживаться следующих правил:

  1. Сумма не должна зависеть от того, как ребенок себя вел или учился в школе, если, конечно, вы заранее не договорились о каких-то «премиях».
  2. Ребенок должен чувствовать определенность, поэтому деньги должны выдаваться регулярно.
  3. Теперь больше не стоит покупать ребенку всякие мелочи, пусть он это делает из собственных средств, и таким образом учится рассчитывать свои траты.

Не все родители считают, что ребенку следует давать карманные деньги. Объяснений и причин здесь сразу несколько. Иногда маме или папе кажется, что, имея деньги в кармане, дети будут слишком свободны: могут уехать на другой конец города, гулять по магазинам без конкретной цели, покупать ненужные мелочи. Родителей, которым такое поведение кажется недопустимым, можно понять, но их дети при этом часто чувствуют себя обделенными, ведь у их приятелей таких проблем нет. Нередко родители отказом в карманных деньгах пытаются сохранить полный контроль над ребенком и влияние на него: им психологически комфортнее купить все, что он захочет, но только после конкретной просьбы.

Родители 12-летней Ани обратились к психологу после того, что выяснилось: девочка не тратит выдаваемые деньги сама, а дает их в кредит под проценты одноклассницам. В результате этих кредитов одноклассницы возненавидели Аню. Психологу пришлось разъяснять Ане, что иногда можно помогать друзьям деньгами, но зарабатывать этим в детском возрасте нельзя. Родители взяли с Ани слово, что в ближайшие полгода она будет отчитываться о том, куда тратит карманные деньги.

Научились тратить - учимся копить

Ребенок уже научился самостоятельно тратить карманные деньги, но постепенно стал понимать, что их постоянно не хватает? Самое время поговорить о накоплении денег.

Рекомендуется такое простое упражнение: выкладывать башенку из монеток одного достоинства и спрашивать малыша, много ли в башенке денег. Сначала ребенок будет отвечать «нет», но потом башенка станет больше, и ответ будет «да». Очень наглядное упражнение, показывающее, что если не тратить все сразу, а копить, можно купить что-то большое и ценное.

Кстати, упражнение можно продолжить, выстраивая башенку до тех пор, пока она не упадет. Ведь копить до бесконечности действительно не имеет смысла, не правда ли? Теперь ребенку можно подарить кошелек или красивую копилочку, чтобы он мог копить деньги.

Школьник и деньги

В западных странах ребенку, которому исполнилось 10 лет, открывают собственный счет в банке и доверяют управлять им самостоятельно. Иногда такая практика может оказаться полезной и в нашей стране. Но, в любом случае, посещение школьником банка, разумеется, вместе с родителями, будет полезно в плане его общего развития. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть информация о способах обращения с деньгами. Младшему школьнику вполне доступны знания об ипотеке, зарплатных картах, банковских депозитах и кредитах. Полезно показывать школьнику свои записи о доходах и расходах. Для этого можно нарисовать денежные поступления и траты на бумаге или воспользоваться специальными компьютерными программами.

Одно из наиболее важных умений, которое научит ребенка обращаться с деньгами, и которое обязательно следует объяснить школьнику - это формировать финансовые цели. Ребенок должен уметь четко сформулировать, что именно хочет приобрести, а затем посчитать, сколько на это потребуется денег и в какой срок возможно на эту цель их накопить.

Школьника следует научить заполнять квитанции, следить за балансом. Удобно использовать для обучения электронный кошелек. Заинтересовать ребенка накоплением можно рассказом о процентных ставках и накопительных счетах. Обучая школьника обращению с деньгами, нужно не забывать, что человек, у которого недостаточно такого опыта, с трудом сможет определить соотношение цены покупки и ее качества, поэтому его приобретения часто будут оказываться невыгодными.

Родители 14-летнего Коли рассказали психологу историю о том, как мальчик не оправдал их доверие. Они просили его ходить в Сбербанк и платить за коммунальные платежи. Вместо этого Коля брал деньги себе, а родителям говорил, что квитанцию оплатил. Через несколько месяцев выяснилось, что Коля обманывал родителей и накопился большой долг. С Колей пришлось провести беседу: как копить деньги, никого не обманывая.

Как относиться к рекламе

Особый и очень важный вопрос, напрямую касающийся финансовой грамотности - отношение детей к рекламе, которая требует покупать все больше и больше.

Защитить детей от потока рекламы мы не можем, но можем научить относиться к ней с некоей дозой скептицизма. Можно периодически обсуждать с ребенком те хитрости и недомолвки, которые используют авторы рекламы. Может быть, в ней не упомянуты отрицательные качества товара? Может быть, цена, которую хотят за этот товар, не слишком разумна? А может быть, существуют товары с лучшими качествами и по более приемлемой цене? Полезно объяснять ребенку, что реклама для того и создается, чтобы человек при ее просмотре захотел купить рекламируемую вещь, и чтобы ему показалось, что как раз без нее-то ему не обойтись.

Подросток и финансовая грамотность

В среднем и старшем школьном возрасте ребенок должен хорошо представлять себе, что такое налоги и необходимость их выплаты. Кроме того, он должен иметь представление об осторожности при хранении финансовой информации, например пин-кодах, паспортных данных. Подростку стоит объяснить, что не следует выбрасывать финансовые документы в мусорные корзины: они могут привлечь внимание не слишком добропорядочных людей.

Не стоит спорить, что можно сэкономить немалую сумму, если приучить себя не совершать импульсивных покупок. Прежде чем купить что-то, следует ответить себе на несколько простых вопросов:

  • на самом ли деле мне нужна эта вещь?
  • может быть, я смогу ее купить дешевле?
  • достаточно ли у меня денег, чтобы покупка не пробила брешь в бюджете?
  • а, может быть, на эти деньги можно купить что-то другое?

Если честно отвечать на них, от многих покупок удается безболезненно отказаться.

Эффективная техника - отложенная покупка. Что это значит? Если у подростка есть нужная сумма на приобретение понравившейся вещи, порекомендуйте ему повременить с покупкой. Если желание не попадет через 1-2 дня, значит, вещь действительно стоит того, чтобы ее купили.

Еще одно совсем маленькое дополнение. Деньги - вещь очень важная, делающая жизнь намного комфортнее. Когда человек зарабатывает много, это намного лучше, чем небольшая зарплата. Все так, и все же, деньги - это только часть жизни, а не самое главное в ней: это ребенку придется как-то объяснить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .