Выгребная яма

Стратегия инновационного развития экономики рк. Основные направления индустриально-инновационного развития рк

Стратегия инновационного развития экономики рк. Основные направления индустриально-инновационного развития рк

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи Правительства при разработке индустриальной программы. Государственная инновационная политика Республики Казахстан. Стратегические направления индустриально-инновационной модернизации экономики. Экономический рост Казахстана и его регионов.

    презентация , добавлен 19.11.2013

    Подходы к определению понятия инновации, ее виды и характерные черты. Признаки классификации инноваций. Принципы инновационной политики в реализации инновационного развития предприятия, этапы ее разработки. Задачи государственной инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2010

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на современном этапе (в том числе в региональном аспекте), общие рекомендации и направления по его совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2010

    Сущность, принципы и формирование государственной инновационной политики. Текущее состояние инновационного процесса и перспективы развития. Общая характеристика ООО "Ключ – Агро", экономические и организационные условия освоения новых технологий.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2009

    Сущность, основные методы и направления государственной инновационной политики. Цели, задачи, органы управления и основные проблемы развития государственной инновационной политики России. Система финансирования инновационной деятельности в России.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Принципы государственной инновационной политики и направления государственной поддержки инновационной деятельности в Республике Татарстан. Формы государственной поддержки, финансирование и правовая охрана результатов инновационной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.08.2010

    Формирование благоприятной конкурентной среды как фактор успешной реализации индустриально-инновационных проектов. Степень развития конкурентной среды Казахстана в 2012 г. Реформирование электроэнергетической отрасли. Размер платы за тепловую энергию.

    Введение

    1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики

    1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики

    1.2 Формирование государственной инновационной политики

    1.3 Этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

    2. Анализ развития индустриальной инновационной политики Казахстана

    2.1 Реализация задач первого этапа c стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы

    2.2 Положительные результаты в реализации первого этапа Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан

    2.3 Отрицательные результаты в развитии индустриально инновационной политики Казахстана

    3. Перспективы развития индустриальной инновационной политики Казахстана

    3.1 Совершенствование развития индустриальной инновационной политики в Казахстане

    Заключение

    Список литературы

    Введение

    На протяжении последних десяти лет Правительство Республики Казахстан занималось укреплением финансового сектора, накоплением материальной базы, привлечением инвестиций, формированием налоговой и бюджетной системы.

    Участие в крупных и «прорывных» проектах

    Наши экономические достижения определили лидерство Казахстана в центрально-азиатской экономике.

    Теперь у нас есть силы превратить Казахстан в «региональный локомотив» экономического развития и сделать его успешным «игроком» мировой экономики.

    Во-первых. Правительство должно создать систему информирования наших компаний о перспективных региональных проектах и оказывать им содействие для участия в таких проектах и получения государственных контрактов на конкурсной основе. Это могут быть высокотехнологичные производства, инфраструктурные и другие проекты.

    Во-вторых, нужно стимулировать сотрудничество наших крупных корпораций с транснациональными компаниями с целью развития конкретных «прорывных» проектов.

    В-третьих, Казахстан будет развивать интеграцию региональных финансовых рынков вокруг финансового центра в Алматы, создавать товарно-сырьевые рынки в регионе на базе современных технологий международной торговли, например, зерновую биржу.

    Поручаю Правительству, всем соответствующим органам и институтам, в том числе, госхолдингам, создать благоприятные условия для преобразования Казахстана в региональный «центр по обеспечению товарами и услугами», но главное, предпринять конкретные меры для обеспечения участия казахстанских компаний в крупных региональных экономических проектах.

    Стратегия Казахстан 2030

    Сегодня перед Правительством стоит очередная задача – разработать грамотную индустриальную политику, которая позволит республике развить промышленную базу страны, основанную на новом высокотехнологичном и конкурентном производстве.

    В основные задачи Правительства при разработке индустриальной программы входит: определение перспективных перерабатывающих производств, повышение качества отечественной продукции, расширение ассортимента готовой продукции, модернизация основных фондов предприятий, изучение внешних рынков, создание конкурентных преимуществ для продвижения отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, и немаловажной задачей является накопление научно-технического потенциала страны с целью создания базы для интеграции Республики в мировое постиндустриальное общество.

    Интенсивный приток инвестиций в экономику Казахстана требует качественного изменения работы строительных организаций. В первую очередь, это касается коренного изменения технологии строительных работ, строительных материалов и механизмов, применяемых при возведении объектов. Промышленность строительных материалов и конструкций с учетом расширения строительных работ в Астане, а также в таких городах как Алматы и Атырау, сохранит свою ведущую роль, особенно в производстве и поставках железобетонных, бетонных и гипсокартонных изделий, высокоэффективных утеплителей, пластиковых труб, строительного стекла, легких строительных конструкции, цемента, обоев и красителей для отделки. Таким образом, огромная нагрузка ложится на плечи малого и среднего бизнеса, который является основой формации современного общества, формирует основную часть ВВП большинства развитых стран. Именно в данном секторе сконцентрирована основная масса национальных ресурсов.

    1. Теоретические аспекты индустриальной инновационной политики

    1.1 Сущность и принципы государственной инновационной политики

    Государственная инновационнаяполитика 1 представляется в разрабатываемых правительством РК концепции социально-экономического развития РК на долгосрочную перспективу и программе социально-экономического развития РК на среднесрочную перспективу.

    Государственная инновационная политика РК формируется и осуществляется исходя из следующих основных принципов:

            признание приоритетного значения инновационной деятельности для повышения эффективности уровня технологического развития общественного производства, конкурентоспособности наукоемкой продукции, качества жизни населения и экономической безопасности;

      обеспечение государственного регулирования инновационной деятельности в сочетании с эффективным функционированием конкурентного механизма в инновационной сфере;

      концентрация государственных ресурсов на создании и распространении базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике;

      создание условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере и пресечение недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности;

      создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

      активизация международного сотрудничества РК в инновационной сфере;

      укрепление обороноспособности и обеспечение национальной безопасности государства в результате осуществления инновационной деятельности.

    Формирование и осуществление государственной инновационной политики РК обеспечивают органы государственной исполнительной власти РК, назначаемые Правительством РК. Инновационная политика субъектов РК формируется и реализуется органами государственной власти субъектов РК с учетом государственной инновационной политики РК и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством РК.

    Политика в области инновационной деятельности как элемент системы государственного регулирования имеет:

      четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности;

      органы управления, реализующие функции, которые обеспечивают достижение сформулированных целей;

      информационную систему, формирующую информационный образ объекта регулирования, достаточную для реализации функций управления;

      инструменты регулирования и поддержки, с помощью которых органы государственного управления воздействуют на предприятия и среду в рамках выполнения своих функций.

        Формирование государственной инновационной политики

    «Переход РК к инновационному пути развития – это единственная возможность сделать нашу страну конкурентоспособной и войти в мировое сообщество на равных» 2 . Переход к инновационному развитию страны определён в этом документе как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. И как одно из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологий – формирование развития национальной инновационной системы.

    Политика, формируемая Министерством образования и науки РК, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в РК; а также содействие укреплению материально-технической базы научной деятельности ВУЗов, совершенствование нормативно-правовой базы науки и инновационной сферы, и др.

    Управление программой осуществляется Научно-координационным советом под руководством Министра. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:

      наноиндустрия и перспективные материалы;

      энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;

      технологии живых систем;

      информационно-телекоммуникационные системы;

      экология и рациональное природопользование;

      безопасность и противодействие терроризму.

    В новой редакции программы следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.

    Первый блок – генерация знаний

    В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются плотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.

    Второй блок разработка технологий

    Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. тенге. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.

    Третий блок программы – коммерциализация технологий

    В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства. Хорошими примерами в этой связи могут стать реализуемые, начиная с 2003 года, важнейшие инновационные проекты государственного значения, которые были поддержаны ещё Министерством промышленности, науки и технологий РК и очень успешно продолжают развиваться при поддержке Агентства науки и инноваций, фактически при поддержке Министерства образования и науки РК.

    Важнейший элемент – это финансовая инфраструктура. В первую очередь, это бюджетные и внебюджетные фонды, такие как: фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере; казахстанский фонд технологического развития (КФТР).

    КФТР – внебюджетный фонд, который формируется из тех отчислений, которые предприятия, освобождая эти отчисления от налогов, направляют в отраслевые фонды, внебюджетные фонды и головные организации, координирующие их деятельность. Он формируются за счёт 25% отчислений от тех средств, которые собирают отраслевые фонды. Направляются средства на поддержку серьёзных научно – технических, инновационных проектов.

    1.3.1. Цели и задачи Стратегии

    Главной целью Стратегии является форсированное индустриально-инновационное развитие страны на основе новых прогрессивных технологий, создание промышленности, способной производить конкурентоспособную и экспортно-ориентированную продукцию.

    В ходе реализации Стратегии предполагается осуществить структурные сдвиги в сторону расширения доли обрабатываю­щей промышленности с высокой долей добавленной стоимости, в том числе высокотехнологичной и наукоемкой продукции. По оценкам экспертов, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающей отрасли в промышленном произ­водстве в 2015 г. может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 51-55%, против 31% и 25,6% в 2000 г. С учетом реализа­ции Стратегии горнодобывающие производства составят 46-47%. Качественные изменения должны произойти в структуре добав­ленной стоимости обрабатывающей промышленности. Стратеги­ей предусматривается к 2015 г. сокращение доли металлургии и обработки металлов с 40% от общего объема добавленной стои­мости обрабатывающей промышленности до 27-28 %. Ожидает­ся также существенное увеличение доли наукоемкой и высоко­технологичной продукции за этот период, которая должна соста­вить 9-11% против 0,6% в 2000 г.

    Развитие многоотраслевых цепочек добавленных стоимостей должно коснуться широкого круга отраслей. Перспективной яв­ляется сфера углубления переработки стратегического сырья. Предполагается, что углубление переработки нефти и газа со­здаст возможности для производства около 200 разновидностей полимерных изделий, которые используются практически во всех отраслях экономики и в быту. Хорошие перспективы имеются в металлургической промышленности. В Казахстане есть запасы минеральных руд, содержащих около 100 элементов таблицы Менделеева. Во времена СССР продукция цветной металлургии Казахстана использовалась при производстве наукоемких и высо­котехнологичных товаров - космических аппаратов, вооружения и электронной техники.

    В целом, по имеющимся экспертным оценкам, свыше 600 предприятий обрабатывающего сектора экономики облада­ют необходимым потенциалом для выполнения заказов нефте­газодобывающей отрасли. При этом около 50 из наиболее круп­ных машиностроительных предприятий выпускают продукцию для нефтегазового сектора, а 29 из них имеют возможности для увеличения своих экспортных резервов.

    Реализация целей индустриально-инновационной политики позволит повысить добавленную стоимость обрабатывающей промышленности не только путем роста объемов производства продукции, но и за счет существенной экономии человеческого и производственного капитала. Это окажет положительное влия­ние на процесс воспроизводства продукции и повышение уровня жизни населения. Кроме того, высвобождаемые трудовые ресур­сы, энергию и материалы можно будет направлять на создание новых производств.



    Расширение доли обрабатывающей промышленности создаст предпосылки для диверсификации экспорта. Расширится выход страны на мировой рынок с готовой продукцией, углубится инте­грация экономики Казахстана в мировую хозяйственную систему.

    Главное отличие принятой Стратегии индустриально-иннова­ционного развития Казахстана от ранее разрабатываемых доку­ментов в области промышленного развития заключается в том, что она направлена на активное сотрудничество государства с част­ным сектором на основе законодательно определенных мер государственного регулирования развития экономики. В то же время новая стратегия не предполагает диктат государства в вопросах того, что кому производить и где строить объекты. Основным двигателем индустриально-инновационного развития должен стать частный сектор, а государство должно выступать в качестве катализатора и инициатора в вопросах повышения кон­курентоспособности экономики и способствовать модернизации частных предприятий, вовлекая их в инновационные процессы.

    Следует признать, что инновационное развитие, а фактически создание нового сектора экономики, изначально ориентирован­ного на экспорт продукции и существующего параллельно с сы­рьевым экспортом, возможно преимущественно за счет собствен­ных ресурсов. В решении этой проблемы чрезвычайно высока роль государства, которое должно перейти от пассивной инвести­ционной политики к активной и взять на себя функцию координа­тора инвестиций.

    В этих целях в Казахстане, в отличие от мирового опыта, именно государство формирует специальные институты разви­тия . Помимо активизации работы уже действующего Банка раз­вития большие надежды возлагаются на такие институты, как Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта.

    Дополнительно с целью создания целостного комплекса, обеспечивающего реализацию стратегии индустриально-инно­вационного развития, правительство приняло решение о созда­нии Центра маркетингово-аналитических исследований , Центра инжиниринга и трансферта технологий, а также Фонда науки . Через такие институты развития государство будет участвовать в проектах, которые ориентированы на создание целостной сис­темы производств, создающих конкурентоспособную продук­цию, последовательно развивая технологическую и экономиче­скую цепочку добавленных стоимостей. Это позволит создавать многоотраслевые предприятия, работающие на конечный про­дукт, отвечающий всем параметрам конкурентоспособной про­дукции.

    В 2003 г. из средств государственного бюджета Банку разви­тия было выделено 80 млн долл. на пополнение уставного капи­тала (тем самым его размер достиг 250 млн долл.), Инвестицион­ному фонду - 150 млн долл., Инновационному фонду - 50 млн долл. В соответствии с бюджетом на 2004 г. уставной капитал Банка развития Казахстана пополнился еще на 80 млн долл., а Инновационный фонд - на 42,5 млн долл. Также было выделено Центру инжиниринга и трансферта технологий 2,6 млн долл., Центру маркетингово-аналитических исследований - 5 млн долл., на создание технопарков - свыше 7 млн долл. Средства для Казахстана значительные, но крайне необходимые для ре­шения такой сложной проблемы, как формирование инноваци­онной экономики с высокотехнологичными и наукоемкими про­изводствами.

    Основной задачей Банка развития является финансовая под­держка инициатив частного сектора и государства в перерабатывающих отраслях и инфраструктуре (в части инвестиционно-ин­новационных проектов, обеспечивающих техническое перево­оружение и модернизацию производства) путем предоставления долгосрочных и среднесрочных низкопроцентных кредитов, в том числе экспортных, а также выдачи гарантийных обяза­тельств по займам и кредитам, предоставляемым другими кредит­ными институтами. Таким образом, Банк, используя рыночные механизмы и инструменты, призван осуществлять реализацию инвестиционной политики государства совместно с другими фи­нансовыми институтами.

    Вторым важнейшим институтом , призванным осуществлять реализацию государственной инвестиционной политики, явля­ется Казахстанский инвестиционный фонд, основная цель кото­рого - оказание финансовой поддержки инициативам частного бизнеса в несырьевом секторе экономики путем долевого учас­тия в уставном капитале предприятий как в Казахстане, так и за рубежом.

    В качестве основных задач Инвестиционного фонда опреде­лены следующие:

    Создание венчурных фондов с участием международных фи­нансовых институтов, частных инвесторов;

    Инвестирование венчурных проектов, привлечение для част­ных инвесторов и кредиторов;

    Предоставление грантов для прединвестиционной стадии проектов;

    Приобретение акций или доли участия инвестируемых ком­паний;

    Создание информационного банка данных по инвестицион­ным проектам и информирование частных инвесторов и кредито­ров о наличии перспективных проектов;

    Привлечение внешних и внутренних инвестиций в венчурные проекты;

    Управление акциями инвестируемых предприятий;

    Вывод акций инвестируемых предприятий на фондовый рынок.

    В целях содействия росту инновационной активности и раз­витию высокотехнологичных и наукоемких производств в стра­не сформирован Инновационный фонд . Этот институт развития призван стимулировать создание высокотехнологичных отрас­лей, таких как информационный сектор, электроника, биотех­нология и др.

    Кроме того, для развития высоких технологий и наукоем­ких производств государством создан Центр инжиниринга и трансферта технологий , призванный оказывать предприятиям инжиниринговые услуги, осуществлять трансферт передовых зарубежных технологий, маркетинг внешнего и внутреннего рынков технологий и анализ мировых тенденций развития в данной сфере.

    Отсутствие инновационной направленности характерно и для действующих в Казахстане бизнес-инкубаторов. Одной из причин этого является то, что до недавнего времени в Республи­ке отсутствовали единый подход к формированию инновацион­ный инфраструктуры и нормативная база, регламентирующая порядок создания бизнес-инкубаторов и технопарков, а также проведения аттестации существующих структур с целью опреде­ления их соответствия требованиям, предъявляемым к подоб­ным субъектам.

    Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 2001 г. Программы инновационного развития Республики Казахстан, а также в 2002 г. - Закона об инновационной деятельно­сти Республики Казахстан. Согласно Закону, при непосредст­венном участии государства предусматривается создание специ­ализированных субъектов инновационной деятельности: техно­полисов, технологических, промышленных парков, технологи­ческих инкубаторов, инновационных фондов, основная деятель­ность которых должна быть направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управ­ления обществом.

    Дальнейшую детализацию проблема формирования нацио­нальной инновационной инфраструктуры Казахстана нашла от­ражение в Стратегии индустриально-инновационного развития страны до 2015 г. На финансирование этих мероприятий в бюдже­те 2003 и 2004 гг. впервые было выделено 1,2 млрд тенге, из ко­торых около 500 млн предназначалось для организации трех но­вых технопарков, а оставшиеся деньги - для создания парка ин­формационных технологий 45 .

    Предполагается активизировать деятельность государства в создании и управлении технопарками, что позволит расширить и усовершенствовать практику применения со стороны государства рыночных механизмов в управлении хозяйствующими субъекта­ми, а также сформировать эффективные модели технопарков. Цели и задачи последних будут во многом определяться специфи­кой региона, в котором они создаются. В соответствии с мировой практикой на территории технопарков введен особый режим на­логообложения для стимулирования развития наукоемких и вы­сокотехнологичных производств.

    Таким образом, технопарки и бизнес-инкубаторы должны сформировать своеобразный «инновационный пояс» вокруг базо­вых отраслей промышленности, к которым относятся нефтегазо­вый и горно-металлургический сектора промышленности, а так­же строительная и агропромышленная сферы.

    В целях дальнейшей конкретизации задач промышленной политики по поручению Президента в 2010 г.Правительством разработана Программа форсированного индустриально-инновационного развития (ПФИИР) на 2010-2020 гг.

    Основные задачи Программы :

    Повышение производительности труда за счет внедрения инноваций;

    Диверсификация экономики;

    Развитие агропромышленного комплекса;

    Создание эффективной НИС;

    В соответствие с ПФИИР предусмотрена реализация 162 проектов с общим объемом инвестиций в 6,5 триллиона тенге, а это - более 40% от ВВП страны, которые позволят нам напрямую создать свыше 200 тысяч новых рабочих мест только в ближайшие три года.

    В предстоящие пять лет будут введены в эксплуатацию мощный газохимический комплекс, заводы по производству минеральных удобрений, ряд крупных электроэнергетических станций - Балхашская ТЭС, Мойнакская ГЭС, новый блок Экибастуской ГРЭС-2 и многие др.

    К 2014 году мы реконструируем все 3 НПЗ и сможем полностью обеспечивать нашу внутреннюю потребность по всему спектру нефтепродуктов.

    В сфере АПК важнейшая задача – реализация экспортного потенциала, в первую очередь выход на рынки стран Таможенного союза, Центральной Азии, Кавказа и Ближнего Востока.

    Для решения этой задачи ведется строительство железнодорожных линий «Жетыген-Коргас» и «Узень - государственная граница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ казахстанской продукции на рынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога «Западный Китай - Западная Европа», которую мы начнем строить - важная магистраль для товаров.

    Реализация ПФИИР позволит к 2020 году достичь следующих результатов:

    Доля обрабатывающей промышленности в ВВП должна составить 13% (в 2009 – 9,0%);

    Доля несырьевого экспорта в общем объеме экспорта должна возрасти с 27 до 45%;

    Производительность труда в обрабатывающей промышленности должна быть повышена в 2 раза, в с/х – в 4 раза;

    Энергоемкость ВВП должна быть снижена не менее, чем на 25%;

    Доля инновационно-активных предприятий должна вырасти с 4 до 20%;

    Внутренние потребности строительства на 80% должны обеспечиваться отечественными стройматериалами;

    Контрольные вопросы:

    1.Что является предметом курса «Экономика предприятия»?

    2.Какие объекты изучает экономика предприятия?

    3.Какая система показателей определяет развитие экономики?

    4.Что такое реальный сектор экономики? Какие сферы экономики входят туда?

    5.Что относится к важнейшим видам промышленной продукции в натуральном выражении? Каковы объемы их производства в 2009 г.?

    6.Цель Стратегии индустриально-инновационного развития

    7.Какие отрасли реального сектора вносят наибольший вклад в ВВП страны?

    8.Главная задача стратегии

    9.Главное отличие Стратегии от ранее разработанных документов

    10.Какие институты развития созданы в Казахстане?

    11.Задачи БР, Инвестиционного фонда

    12.Каковы основные задачи ПФИИР?

    13.Каких результатов позволит достигнуть реализация ПФИИР?

    В целях обеспечения устойчивого развития Казахстана на основе диверсификации и модернизации экономики, создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта, Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года, была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

    Разработчиками данной стратегии являются Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно с Министерствами индустрии и торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком.

    Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан направлена на формирование государственной экономической политики Республики Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития к перерабатывающей.

    Основными задачами Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан являются:
    обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
    повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
    создание предпринимательского климата, структуры и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор, и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
    стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств;
    диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
    развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы.

    Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

    На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом объективных проблем, к числу которых можно отнести: сырьевую направленность, незначительную интеграцию с мировой экономикой, слабую межотраслевую и межрегиональную экономическую интеграцию внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общую техническую и технологическую отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

    В связи с этим, для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизировать функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд», которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии. В целом, данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

    Национальный фонд Республики Казахстан
    Национальный фонд создан Указом Президента РК от 23 августа 2000 года в целях обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений (сберегательная функция), снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов (стабилизационная функция).

    Фонд представляет собой совокупность финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан.

    Расходы Фонда предусматривают исполнение стабилизационной функции – в виде поступлений из Фонда в республиканский и местные бюджеты. Это компенсирует потери, которые определяются как разница между утвержденными и фактическими суммами поступлений налогов и иных обязательных платежей в бюджет от организаций сырьевого сектора. По данным Национального Банка на май 2006г, активы Национального Фонда составляют 8, 631 млрд. долларов США.

    Акционерное общество «Банк Развития Казахстана»
    АО «Банк Развития Казахстана» был создан 25 апреля 2001 года на основании Указа Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2000 года «О Банке Развития Казахстана».

    Основной целью Банка Развития является совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающих производств, содействие в привлечении внутренних и внешних инвестиций в экономику республики.

    Актуальность создания Банка развития Казахстана в настоящее время продиктована необходимостью обеспечения устойчивого развития национальной экономики, в особенности ее реального сектора.

    На 1 апреля 2005 года Банком развития РК одобрено к финансированию 27 инвестиционных проектов на сумму 780,3 млн. долларов США, доля Банка составила 349 млн. долларов США, в том числе в 2005 году одобрен к финансированию 1 проект на сумму 4 млн. долл. США с долей Банка 4 млн. долл. США.

    Акционерное общество «Инвестиционный фонд Казахстана»
    Инвестиционный фонд Казахстана (далее ИФК) создан на основе Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

    Основной целью деятельности Инвестиционного фонда является содействие в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы посредством осуществления инвестиций, а также привлечения инвестиций в проекты перспективных предприятий.

    Необходимость создания ИФК обусловлена неразвитостью фондового рынка, достаточно низкой капитализацией отечественных компаний, а также отсутствием на отечественном рынке адекватных рыночных механизмов, способствующих перетоку инвестиций в обрабатывающую промышленность.

    Инвестиционный фонд принимает участие в финансировании инвестиционных проектов предприятий, которые направлены на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, а также создание новых производств по выпуску товаров и услуг. На 1 апреля 2005 года Инвестиционным фондом одобрено 18 проектов на сумму 935,4 млн. долл. США, доля фонда – 80,3 млн. долл. США.

    Акционерное общество «Национальный инновационный фонд»
    Национальный инновационный фонд (далее НИФ) создан согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2003 года.

    Основной целью деятельности Инновационного фонда является повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.

    В целом Инновационный фонд стимулирует венчурную функцию рыночной экономики, которая в полной мере присутствует даже не во всех развитых странах. Эта функция наиболее важна для создания и развития высокотехнологичных отраслей, таких, как информационный сектор, электроника, биотехнология и другие.

    Существование Инновационного фонда должно решить системную проблему отсутствия эффективных рыночных механизмов внедрения инноваций, которая присуща всем странам постсоветского пространства.

    С учетом неразвитости венчурных институтов в стране на сегодняшний день разрабатывается адекватная законодательная база для стимулирования и регулирования венчурной деятельности. Вместе с тем, на 1 апреля 2005 года Инновационным фондом одобрен 51 проект на общую сумму 130,4 млн.долл., доля фонда – 100,9 млн. долл. США, в том числе в 2005 году одобрено к финансированию 30 проектов на сумму 11,9 долл. США, доля фонда 8,1 млн. долл. США.

    По данным на 1 апреля 2005 года совокупный уставной капитал институтов развития составил более 111 млрд. тенге (847 млн. долларов США), В целом, одобрено к финансированию в 2005 году 29 проектов на сумму 525,2 млн. долл. США с долей институтов развития 21,5 млн. долл. США

    В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан определены три этапа.

    На первом этапе, в 2003-2005 годы, будут внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов. Также будут созданы институты развития, через которые государство будет осуществлять свое участие в реализации программы.

    Второй этап, 2006-2010 годы, предполагает изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов – участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

    На третьем этапе, в 2011-2015 годы, будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Результатом реализации Программы станет изменение структуры экономики и диверсификация экспорта.

    Общая стоимость Программы на 2005 - 2015 годы составит 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн. тенге и из местного бюджета - 2112 млн. тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн. тенге.

    Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза.

    Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства.

    Реализация Стратегии позволит:
    увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
    повысить удельный вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
    замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).

    Вместе с тем, без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году.

    Таким образом, успешная реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики страны, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.

    Вторая половина XX века переходом наиболее развитых стран мира с индустриального на постиндустриальный уровень развития. В Казахстане в этот период было создано индустриальное общество. С 70-80-х годов разрыв в уровне развития стал все больше увеличиваться, тем более, что Казахстану в единой экономической системе Советского Союза отводилась роль сырьевой базы, благодаря эксплуатации природных ресурсов которого создавались высокотехнологичные производства в России и Украине. С распадом СССР в условиях транзитного периода происходило еще большее отставание экономики Казахстана от высокоразвитых стран. Вступив на путь независимости республика начала проведение кардинальных рыночных реформ. С течением времени все яснее становилось понимание того, что стране необходима новая модернизация, основным стрежнем которой должно было стать индустриально-инновационное развитие. В мире накоплен богатый опыт проведения индустриальной политики. Однако, не многим странам удалось успешно справиться с проблемой зависимости экономики от монопродукта и диверсифицировать свою промышленность.

    Казахстан первым из государств постсоветского пространства приступил к разработке стратегии индустриально-инновационного развития. Теоретической платформой развития Казахстана стала стратегия, провозглашенная Президентом страны Н.А.Назарбаевым в октябре 1997 г. «Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Эта стратегия определила вектор и этапы социально-экономических преобразований государства на долгосрочную перспективу (до 2030 года), благодаря которым должны быть достигнуты новые качественные показатели - устойчивость экономического роста и высокий уровень конкурентоспособности страны.

    На основе этой центральной стратегии Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 г. была утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг. В качестве основных задач этой стратегии были определены следующие:

    — обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%, повышение производительности труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. мне менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза;
    — повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
    — создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной стоимости;
    — стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентиро-ванных производств;
    — диверсификация экспортного потенциала страны в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью; переход к мировым стандартам качества;
    — развитие интеграции с региональной и мировой экономикой с включением в мировые научно-технические и инновационные процессы .

    Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.

    Для успешной реализации выдвинутых задач были сформированы такие институциональные образования как Национальный фонд Республики Казахстан (2000), АО «Банк Развития Казахстана» (2001), АО «Инвестиционный фонд Казахстана» (2003), АО «Национальный инновационный фонд» (2003), которые являются важнейшими инструментами механизма реализации Стратегии.
    В реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан были определены три этапа.

    На первом этапе, в 2003-2005 г. были внесены изменения в законодательство, отраслевые программы развития, определены объемы финансирования науки, образования, подготовки соответствующих специалистов.
    Второй этап, 2006-2010 г. предполагал изучение инициатив частного сектора, поиск инвесторов — участников реализации отобранных проектов, подготовку кадров, строительство и реконструкцию основных и вспомогательных объектов.

    На третьем этапе, в 2011-2015 г. будет отлажен весь комплекс организационных мер, ускорены работы в области развития конкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Структурно стратегию индустриально-инновационного развития можно разделить на два крупных этапа. На первом этапе локомотивом экономического роста является нефтегазовый сектор, перед которым поставлена задача увеличения добычи нефти, строительства нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для производства продукции с большей товарной готовностью, расширения экспортных возможностей нефтегазового сектора за счет увеличения действующих мощностей и строительства новых трубопроводов. На втором этапе экономическое развитие должно обеспечиваться за счет роста производительности труда и развития несырьевых отраслей экономики, что обеспечит увеличение доходов и качественные изменения в социальном развитии общества.

    Реализация задач индустриально-инновационного развития уже в начале XXI века позволила существенно изменить структуру промышленности Казахстана. Возрос удельный вес отраслей, связанных с добычей и переработкой нефти, газа, продукции черной и цветной металлургии. В 2000 г. промышленность Казахстана, являясь важнейшей отраслью экономики, производила 33,2% ВВП, (против 23,5% в 1995), на ее долю приходилось 22,2% от числа занятого населения.

    Если в 1991 г. наибольшую долю в объеме промышленности занимали машиностроение, легкая и пищевая промышленность (свыше половины республиканского объема), в 1995 г. — топливная (23,4%) и металлургическая (25,1) промышленности, то в 2000 г. нефтедобывающая, на ее долю приходится около 40% республиканского объема и свыше 85% горнодобывающей промышленности. В течение истекшего десятилетия увеличилась доля таких видов деятельности как: электроэнергетика (с 4,8% в 1991г. до 9,2%), металлургическая (с 14,9 до 21,1%), пищевая (с 5,7 до 12,1%) промышленность .

    Во многих отраслях промышленности при снижении производства в начале 90-х годов, за последние годы XX века объемы стали нарастать. Так, за 1997-2001 гг. в добыче природного газа был обеспечен рост производства в 1,6 раза, металлических руд - в 1,4 раза, сырой нефти и попутного газа, производстве цветных металлов, машиностроении -в 1,3 раза. Если в течение 1991-1995 гг. производство ВВП в Казахстане ежегодно сокращалось в среднем на 8%, что привело в целом за этот период к экономическому спаду, составившему 38,6% к уровню 1990 г. то начиная с 1996 г., за исключением 1998 г. в целом наблюдалось постепенное восстановление экономического потенциала страны, давшее по отношению к 1995 г. прирост производства ВВП на 12,9%. Однако за весь переходный период наблюдалось сокращение производства ВВП на 30,7%.

    Начиная с 1991 г. наблюдалось значительное снижение объема промышленного производства вплоть до 1995 г., когда в среднем за год оно сокращалось более чем на 16%. В этом периоде во всех регионах республики прослеживалась тенденция снижения промышленного производства. Наибольшее падение объемов было допущено в Южно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях (на 70,1 и 61,8%). В среднем за год на 16-20% сокращались объемы в Акмолинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Мангистауской областях.

    В 1996-2000 гг. производство наращивалось и в среднем за год прирост продукции составлял по 3,7%, что позволило уменьшить отставание, допущенное в предыдущие годы — и сократить спад промышленного производства к уровню 1991 г. с 52 до 42%. В структуре ВВП доля промышленности в 2000 г. составила 31,9% и возросла по сравнению с 1991 г., когда она составляла 27,2% .

    Среди регионов республики производство в 2000 г. превышало уровень 1991 г. только в Кызылординской области (в 1,4 раза), в Атырауской области (97,7%) оно почти соответствовало уровню 1991 г. В Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях объемы производства хотя и не достигли уровня 1991 г., но превышали уровни предыдущих периодов, уже начиная с 1997 г. В 2001 г. прирост продукции по сравнению с 1999 г. был обеспечен предприятиями всех регионов. При этом в восьми регионах Казахстана был превышен республиканский уровень промышленного производства, а в Карагандинской области — соответствовал республиканскому.

    По объему промышленного производства наибольший удельный вес в республике занимала промышленность Атырауской области, доля которой за десятилетие возросла более чем в 12 раз и составила 22,3% против 1,8% в 1991 г. Удельный вес второй по величине области — Карагандинской сохранился на уровне 1991 г. (15,9%). Третье место по объему промышленной продукции занимали предприятия Мангистауской области, доля которой по сравнению с 1991г. возросла в 3,5 раза. Восточно-Казахстанская область также является одной из крупнейших в республике, хотя в 2000 г. ее доля сократилась в 2 раза и составила 8,1% против 16,3% в 1991 г. В Западно-Казахстанской и Кызылординской областях, доля которых в объеме промышленной продукции республики незначительна, наблюдалось ее увеличение в 2000 г. по сравнению с 1991 г. соответственно с 2,6 до 4,6% и с 1,2 до 3,6%.

    В конце ХХ-начале XXI века стабильно рос удельный вес инвестиций в промышленность. Так, в 2001 г. он возрос более чем в 2 раза по сравнению с 1991 г. и по объему составил 298,6 млрд тенге. Самыми капиталоемкими отраслями являются нефтяная и газовая промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия. Промышленный комплекс республики пополнился такими производственными мощностями в горнодобывающей промышленности, как: скважины нефтяные — 2195 штук, скважины газовые — 15 штук, мощности по добыче руд — свинцово-цинковой — 1583 тыс. тонн, фосфатной — 1000 тыс. тонн, хромовой — 1170 тыс.тонн, марганцевой - 600 тыс. тонн . Важнейшей для индустриально-инновационного развития РК является нефтедобывающая промышленность. Казахстан среди стран СНГ является вторым после России производителем нефти. За 1991-2000 гг. нефтедобыча (включая газовый конденсат) возросла в 1,3 раза и составила 35,3 млн тонн против 26,6 в 1991 г. .

    Наибольший объем добываемой нефти приходится на предприятия Атырауской области (44% от республиканской добычи). В Мангистауской области добывается 30%, Кызылординской — 17%, Актюбинской — около 9% республиканского объема нефтедобычи. Добыча газа естественного (валовой выпуск) в 2000 г. возросла в полтора раза и составила 11,5 млрд куб. м против 7,9 млрд куб. м в 1991г. Около 85% добываемого газа в республике приходится на предприятия Атырауской и Западно-Казахстанской областей.

    За 1991-2000 гг. в угольной промышленности республики наметилась тенденция к снижению объемов. Так, если в 1991 г. добыча угля составляла 130,4 млн тонн, то к 2000 г. она сократилась и составила лишь 72,4 млн тонн, при этом за 2000 г. по сравнению с 1999 г. угледобыча возросла в 1,2 раза. Отметим, что в этот период падение уровня добычи произошло во всех угледобывающих странах СНГ: на Украине в 1,7 раза, в России — в 1,4 раза; в Грузии и Таджикистане добыча практически прекратилась. Казахстан по добыче угля среди стран СНГ занимал в этот период третье место после России и Украины. Казахстан входит в десятку крупнейших производителей угля на мировом рынке, также как и в десятку крупнейших экспортеров (около 3% общемирового экспорта угля). К числу важнейших товарных промышленных рынков в Казахстане относится рынок металлов, формируемый предприятиями черной и цветной металлургии. На долю металлургического производства (включая добычу) приходится свыше 20% объема всей промышленной продукции (это больше, чем в 1991 г. в 1,4 раза), из которых одну треть составляет продукция черной и две трети — цветной металлургии.

    На территории Казахстана выпуск продукции черной металлургии осуществляет в основном АО «Испат-Кармет», которым производится весь республиканский объем проката черных металлов и чугуна, свыше 95% труб из черных металлов различного диаметра. В 2001 г. по сравнению с 1999г. обеспечен рост производства продукции черной металлургии более, чем на треть за счет увеличения выпуска проката, стали, чугуна и ферросплавов, прирост по которым составил 9-17%. За годы суверенитета в республике было освоено производство проката оцинкованного, выпуск которого в 2000 г. составил 364,5 тыс. тонн и превысил уровень 1999 г. в 1,3 раза. В стране в 2001 г. было произведено ферросплавов свыше одного миллиона тонн, из них почти три четверти приходилось на Павлодарскую и свыше четверти — на Актюбин-скую области. Аксуский завод ферросплавов (Павлодарская область) входит в пятерку крупнейших мировых производителей ферросплавов, 97% производимой им продукции поставляется на внешний рынок — в Европу, Азию и Америку.

    За годы независимости на ферросплавных предприятиях республики происходило совершенствование технологии выпуска и расширение ассортимента продукции. Так, в Актюбинской области впервые в Казахстане было освоено алюминотермическое производство металлического хрома специального назначения и рафинированные марки феррохрома (низко — и среднеуглеродистого); в г. Экибастузе на недавно построенном мини-заводе осуществляется выпуск нового комплексного сплава — ферросилико-алюминия. С декабря 2000 г. был начат выпуск ферросплавов в Карагандинской области: освоено производство ферромарганца высокоуглеродистого (содержание углерода более 2%). В 2001 г. была достигнута установленная мощность выпуска продукции в объеме 48 тыс. тонн. Потребителями ферромарганца высокоуглеродистого являются ОАО «Казахстан-трактор», а также Россия, Украина и Китай. В цветной металлургии за 1992-2001 гг. возросло производство меди в медном концентрате (в 1,3 раза), меди рафинированной и цинка в цинковом концентрате (в 1,2 раза), алюминия (на 176%); выпуск цинка в 2000г. составил 262,6 тыс. тонн (примерно на уровне 1991 г.)

    За несколько лет реализации стратегии индустриально-инновационного развития в отрасли цветной металлургии была осуществлена разработка новых месторождений и произошло освоение новых видов продукции. В корпорации «Казахмыс», которая входит в десятку ведущих медных компаний мира, была освоена добыча медной руды на Шатыркульском руднике (Жамбылская область) и введен в эксплуатацию завод медной катанки. Также было налажено производство медных блоков с внутренним охлаждением для рудотермических печей Жезказганского медеплавильного завода, медной полосы для пантографов электровозов предприятий промышленного железнодорожного транспорта. Основными потребителями медной катанки разных диаметров в республике являются «Казэнергокабель» в Павлодаре и цех эмальпровода на Балхашском ГМК.

    На крупнейшем предприятии Казахстана по производству железорудных и марганцевых концентратов — Жайремском ГОКе (Карагандинская область) в указанный период была запущена обогатительная фабрика по переработке марганцевых руд и осуществлено строительство собственного металлургического завода, который позволил создать в Жайреме замкнутый производственный цикл, его конечными продуктами являются цинк и свинец.

    Казахстан располагает богатыми месторождениями ископаемых неорганического и органического происхождения, которые являются исходным сырьем для получения различных видов химической и нефтехимической продукции. Это месторождения фосфоритов Жамбылской, Южно-Казахстанской и Актюбинской областей, боратовые руды Атырауской, хромовые — Актюбинской областей и другие виды горно-химического сырья. Доля химической и нефтехимической промышленности в общем объеме промышленной продукции имела тенденцию к повышению. Так, если в 1991 г. индекс физического объема составлял 94,9% к уровню предыдущего года, то в 1997г. — только 70,1 %, при этом самым кризисным годом был 1993 г. когда темп составлял только 55% по отношению к 1992 г. За 1999-2001гг. в отрасли хотя и наращивались объемы производства, однако ее доля в республиканском объеме была незначительна и составляла 0,9% против 6,3% в 1991г.

    В 2001 г. по сравнению с 2000 г. был обеспечен рост по выпуску плавиковой кислоты (в 6,9 раз), красок и лаков на основе полимеров (в 2,4 раза), фосфора (в 2,3 раза), окиси хрома (в 1,5 раза), кислоты фосфорной термической и бихромата натрия (в 1,3 раза), взрывчатых веществ (в 1,2 раза).

    Казахстан среди стран СНГ является крупнейшим производителем желтого фосфора, выпуск которого в 2001 г. в 2,5 раза превысил уровень 1999 г., но был ниже, чем в 1991 г., когда его производилось 305,6 тыс. тонн. Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, но в 2001 г. ее доля в объеме всей промышленной продукции снизилась до 3,3%, хотя в 1992-1997 гг. она составляла от 5 до 6,4%. В нефтеперерабатывающей промышленности с 1991 по 1995 гг. производство в среднем за год сокращалось на 6,2%, однако с 1996 г. спад замедлился, в результате чего за 10 лет снижение составляло в среднем за год 3,9%. Производственные мощности на нефтеперерабатывающих предприятиях в этот период были загружены всего на треть.

    В 2001 г. по сравнению с 1999 г. производство в отрасли возросло за счет увеличения выпуска продуктов переработки нефти в Павлодарской и Атырауской областях. В машиностроении за первое десятилетие независимости прирост производства наблюдался только за последние два года (в 1999 г. на 13,6%, в 2000 г. — на 63,3% к уровню предыдущего года), а в остальные годы спад производства составлял от 9 до 37%. В результате снижения объемов производства в отрасли уменьшалась и ее доля в объеме промышленной продукции республики: если в 1991 г. она составляла 11,6%, то к 2001г. сократилась почти в 5 раз и составила 2,3%.

    В 2001 г. по ряду видов продукции индексы физического объема составляли менее 6% от уровня 1991 г., среди них: кузнечно-прессовые машины, трансформаторы силовые, прицепы и полуприцепы автомобильные, автомобили со спецкузовами и автоцистерны, жатки рядковые, косилки, бульдозеры, машины для отжима белья, радиоприемники. В 1998-1999 гг. в среднем по отрасли производственные мощности были загружены менее чем на 10%. Ситуация в отрасли несколько улучшилась в начале XXI века: в 2001 г. больше, чем в 1999 г. было произведено кранов мостовых электрических (в 4,5 раза), подшипников (в 4,3 раза), экскаваторов (3,2 раза), бульдозеров (в 2,4 раза), аппаратуры для видеозаписи или видеовоспроизведения (в 1,7 раза), тракторов (в 1,5 раза); выпуск автомобилей специального назначения возрос в 1,5 раза, для перевозки десяти или более человек — в 3,2 раза. Таким образом, к началу XX века в РК удалось преодолеть значительный спад производства 1991-1998 гг., связанный с потерей традиционных рынков сбыта, разрывом хозяйственных связей между предприятиями, а также острой нехваткой финансовых ресурсов на обновление основных фондов и развитие производства. За 1999 — 2005 гг. рост совокупного валового внутреннего продукта республики составил более 50%. В 2005 г. ВВП составил 3 700 долл. на душу населения. В целом за 2003-2005 гг. в расчете на душу населения объем ВВП вырос в 1,3 раза.

    Быстрее всего развивалась нефтедобыча. В промышленной разработке находилось порядка ПО нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений. Промышленная добыча нефти производится тридцатью четырьмя нефтедобывающими компаниями.

    Одной из важнейших отраслей в республике является перегонка нефти, доля которой в объеме промышленной продукции составляет порядка 5%. Переработка нефти сосредоточена в трех областях: в Южно-Казахстанской (43,4% республиканского объема), Атырауской (28,5%) и Павлодарской (25,5%).

    В сентябре 2002 г. рейтинговым агентством «Moody’s Investors Service» Казахстану был присвоен кредитный рейтинг ВааЗ, относящийся к категории инвестиционных. По индексу конкурентоспособности, опубликованному в Отчете Всемирного экономического форума в 2005 г, Казахстан, участвуя впервые, занял 61 место, оставив позади все страны СНГ. В рейтинге экономической свободы, опубликованном в январе 2006 г., Казахстан за один год поднялся со 130 на 113 место, опередив Россию (122-е место), вплотную приблизившись к Китаю (111-е место). В последние годы Казахстан в привлечении инвестиционных ресурсов предъявляет к инвесторам более высокие требования. Растет количество предприятий с участием иностранного капитала.

    Темпы экономического роста в 2000-2004 гг. составили 10,3% ВВП, в несколько раз превысив среднемировые (2,5%). Опережающими темпами росли инвестиции, началась модернизация экономики. Сократилась безработица, повысилось качество жизни населения. Вместе с тем, более глубокий анализ структурной и инновационной динамики экономики обнаружил ряд негативных тенденций, которые оказывают отрицательное влияние на социально-экономическое развитие Казахстана. Так, высокие темпы экономического роста во многом были обусловлены благоприятной конъюнктурой мирового топливно-сырьевого рынка и увеличением экспорта минеральных продуктов, что усиливает сырьевой характер экономики и экспорта, зависимость от колебаний мировых цен на экспортные товары.