Выгребная яма

Как работать с логистикой в строительстве. Логистика в строительстве

Как работать с логистикой в строительстве. Логистика в строительстве

Р. Б. Гарибов, А. В. Пахомова, Р. Р. Баширзаде

ЛОГИСТИКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Аннотация

В статье рассматривается ряд аспектов логистики строительной компании как организации и как участника строительного проекта. На основе исследования особенностей развития логистических систем и связей между участниками строительных проектов представлен проект модели системы поставки ресурсов с учетом логистических требований.

Ключевые слова

Логистика в строительстве, строительный проект, система поставки в строительстве, логистический центр.

R. B. Garibov, A. V. Pakhomova, R. R. Bashirzade LOGISTICS OF CONSTRUCTION PROJECTS Annotation

The article discusses some aspects of logistics and construction company as an organization and as a participant in a construction project. Based on the research of the development of logistics systems and relations between participants of construction projects presents the project model of delivery system resources to meet logistics requirements.

Logistics in construction, the construction project, system of delivery in construction, the logistic center.

2016 № 2 (54) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Тенденция повышения эффективности управления процессами разработки строительных проектов указывает на значимость логистики - отрасли знаний, посвященной применению новых концепций управления потоками материалов, услуг, информации и финансов между поставщиками и заказчиками. В области планирования и исполнения закупок (заказ, прием, транспортировка и хранение) в строительстве доминируют логистические процессы. Следуя примеру других отраслей промышленности, предпринимаются попытки интегрировать логистику строительства в логистические цепочки поставщиков и покупателей, начиная от закупок сырья, строительного производства, дистрибьюторов до конечных пользователей. Целью данной статьи является исследование процесса проектирования модели системы поставки ресурсов для строительства с учетом логистических требований. Методы исследования. Для исследования процесса формирования модели логистической координации транспортного обеспечения в цепи поставок применяются следующие методы: наблюдение, процессно ориентированный и системный подход. Эмпирический анализ. Подтверждается статистикой строительства в Саратовской области. Так, по данным государственной регистрации в разрезе видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007), учтенных в Статистическом регистре на 01 января 2016 г., зарегистрировано 4317 организаций (юридических лиц) Саратовской области в разделе F Строительство. Это составляет 8,82 % от общего количества организаций по Саратовской области (48937). На этот же период зарегистрировано 1391 индивиду-

альный предприниматель Саратовской области, в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств в разделе F Строительство, или 2,56 % от общего количества индивидуальных предпринимателей по Саратовской области (54275). Обсуждение результатов. Логистические процессы, имеющие решающее значение для успешного завершения проекта, но в то же время являющиеся вспомогательными, часто передаются внешним профессионалам, таким как логистические центры, специализирующимся на логистических услугах, и эта тенденция также наблюдается в строительстве. Традиционно каждый контрактор принимает участие в проекте в соответствии со своей областью ответственности за его «звено» индивидуальной цепочки поставок для представления материалов и услуг, требуемых в пределах проектного объема работ.

В настоящее время хорошо развит рынок строительных материалов и услуг, в условиях которого централизация и аутсорсинг проекта логистики поставок рассматриваются как более экономически эффективное решение содействия контролю проекта.

Деловая активность строительных организаций отражается в следующих данных. В 1 квартале 2016 г. 78 % опрошенных руководителей оценивают общую экономическую ситуацию в строительных организациях как «удовлетворительную», 3 % - как «благоприятную». Среди факторов, ограничивающих производственную деятельность строительных организаций, доминируют такие, как высокая стоимость материалов (40 %), недостаток квалифицированных рабочих (около 35 %) (рис. 1).

Погодные условия Конкуренция со стороны.. Высокая стоимость материалов Недостаток квалифированных.. Недостаток финансирования Высокий % коммерческого кредита Высокий уровень налогов Неплатежеспособность заказчика Недостаток заказов на работы

I квартал 2016 I квартал 2015

Рисунок 1 - Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций (в % от общего числа обследованных организаций)*

* Информация подготовлена отделом статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в Саратовской области в январе - марте 2016 г. составил 7,8 млрд руб. . За первые четыре месяца в Саратовской области введено в эксплуатацию 208 тыс. кв. м жилья. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, в январе-марте 2014 г. за счет всех источников финансирования введен в действие 681 жилой дом на 688 квартир общей площадью 120574 кв. м или 107,3 % к январю-марту 2013 г., в том числе населением за счет собственных и заемных средств

построено 674 жилых дома общей площадью 118741 кв. м, что составило 129,0 % к январю-марту 2013 г. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме введенного за три месяца 2014 г. жилья составила 98,5 %. Ввод общей площади жилья в расчете на 1000 человек населения за I квартал 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 г. увеличился на 3,4 кв. м и составил 48,3 кв. м .

Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г. (без субъектов малого предпринимательства) приведено на рисунке 2.

Погрузчики одноковшовые 11 %

Бульдозеры на тракторах 12 %

Краны передвижные 33 %

Тракторы 6 %

Прочие 25 %

Экскаваторы одноковшовые 13 %

Рисунок 2 - Наличие основных строительных машин в строительных организациях на 1 января 2016 г.

Далее рассмотрим основные особенности проекта логистики материально-технического обеспечения строительства. Логистика часто определяется как управление цепочками поставок, сетью организаций, связанных материальными и информационными потоками, ограниченными жизненным циклом продукта (от заготовки сырья в результате переработки и обращения продукции и конечного продукта, распределения и продаж конечному потребителю и, наконец, утилизации отходов). Все процессы и отношения, возникающие по поводу взаимосвязей и взаимодействия вышеуказанных потоков, образуют логистические системы. Компания, являясь членом большего размера логистической цепочки поставщиков и покупателей, имеет свою систему внутренней логистики также в виде цепочек поставок. Строительным подрядчикам в цепи поставок материалов как участникам проекта представляется, что логистические процессы присутствуют в различных областях деятельности компании (закупки, производство, продажи). Изоляция и интеграция логистических задач всех организационных подразделений компании приводят к созданию логистических отделов, которые координируют все потоки. Представление в виде иерархии задачи выбора способа исполнения заказа основано на системном моделировании подрядных торгов (конкурсов) в строительстве .

На предприятиях строительной отрасли применяются три базовые модели логистических систем:

Неофициальные, где координация логистических задач отдельных подразделений и сферы деятельности обеспечивается в рамках существующей организационной структуры компании;

Полуформальные, где логистический менеджер принимает на себя ответственность по координации логистических процессов компании, но не отвечает за отделы, где эти процессы реализуются;

Официальные, где отдельный департамент принимает на себя все логистические процессы компании. В частности, модель логистики выбирается в зависимости от организационной структуры компании, ее целей и стратегии управления. Фактический размер компании также имеет значение. Большинство подрядчиков нанимают до 20 человек и, следовательно, не имеют в своей структуре отдела логистики. В полуформальных моделях оргструктуры с одним специалистом предпочтительнее.

Более крупные предприятия, чтобы иметь хорошо развитые логистические отделы, склонны возвращаться к полуформальным моделям (уменьшить численность работников) или аутсорсингу закупок. Главным критерием внедрения аутсорсинга выступает сокращение издержек, а также повышение качества предоставляемых услуг . Многочисленные опросы указывают на то, что логистические системы в строительстве динамичные, как и изменения в этой области. Подрядчики, как правило, являются лишь отдельными звеньями логистических цепей, которые обеспечивают проект продуктами, услугами, информацией и финансами. В отличие от обрабатывающей промышленности, в которой прибыли связаны с долгосрочным партнерством с поставщиками и заказчиками, логистическими цепочками в строительстве значительно больше сложно управлять и оптимизировать. Это происходит в результате влияния следующих факторов:

Диверсификации проектов (различные материалы, методы, местоположение каждого проекта означает новую сеть участников цепи поставок каждый раз);

Технической сложности проекта;

Количества участников проекта;

Господства системы торгов подрядных приобретений;

Трудностей в адаптации каждого члена логистических процедур в логистической системе проекта.

Сотрудничество в рамках проекта цепи поставок является краткосрочным. Участники строительного проекта (строители, поставщики, работодатели) склонны конкурировать друг с другом, чтобы сделать большую часть проекта. Для разработки проекта следующего предприятия они могут присоединить новых партнеров и сформировать новые цепочки поставок. Логистика в строительстве может рассматриваться в ряде аспектов, например: на строительной площадке, в производственной системе, а также как звено многих логистических цепей, где сложные процессы выполняются в рамках временных, пространственных и бюджетных ограничений.

Для баз подрядчиков значение оценочного прогноза проектируемой потребности материалов составляет: для соблюдения графика строительства (57%), для обеспечения ведомости объемов работ (14%) и для поддержки опыта (29%). По вопросам логистических решений обычно есть ряд лиц, принимающих решения в рамках организации, чья сфера действия определяется оргструктурой предприятия. Что касается поставок по строительству, большинство решений принимается начальниками участков или отделов закупок.

Выбор конечной модели системы поставки проекта зависит также от характера и назначения строительного объекта.

Рассмотрим в контексте данной статьи систему поставки ресурсов в логистических системах строительных проектов. Логистическая система поставки для строительного проекта существенно влияет на его время и стоимость. Выбор логистической системы зависит от экономических, физических и организационных условий проекта, например, объема проекта, местоположения и системы доставки. Любые договоренности относительно проекта системы поставки предназначены для того, чтобы быть наиболее экономически выгодными для владельца и позволяющими ему быть

вовлеченным в какие-либо решения, на которые он хочет влиять. Наиболее распространенными системами поставки в строительстве являются:

Система проектирования построения торгов;

Система «дизайн и строительство», или система «под ключ»;

Система профессионального управления строительством, требующая от владельца управлять процессом планирования фаз проекта, нанять архитектора и затем выбирать и нанимать подрядчиков или генерального подрядчика для выполнения проектируемых работ.

Три главных «актера» проекта (владелец, проектировщик и подрядчик) проводят работы по отдельности в пределах своей функциональной ответственности. Весь процесс последовательный: сначала идет проектирование, затем торги и, наконец, строительство. Сфера строительного производства предполагает реализацию комплексных и в то же время уникальных проектов, подверженных влиянию разнообразных факторов, возникновение которых инициируется различными источниками . В системе профессионального управления строительством владелец работает с единым подрядчиком, обеспечивающим управление, проектирование и строительство, действующим в качестве генерального подрядчика, и осуществляет найм подрядчиков.

Есть только одно договорное отношение с участием собственника: исполнитель берет на себя всю ответственность за завершение проекта. Дизайн и строительные процессы могут проводиться одновременно (в пределах одной команды или одной компании), и следовательно, благодаря этому могут улучшаться информационные потоки и сокращаться время проекта доставки. Важнейшим свойством потоков является то, что, будучи изменяемыми во времени, они порождают огромный объем информации . Традиционные кон-

фликты между проектировщиками и подрядчиками в этом случае устраняются. Профессиональное управление системой строительства проводится традиционным «треугольником» из владельца, проектировщика и строителя-профессионала, задачей которых является представление интересов собственника, интеграция и управление всеми процессами и сотрудничеством с проектировщиками и подрядчиками.

Менеджер как строитель-профессионал предлагает свой опыт поддержки каких-либо решений, начиная от концептуальной фазы до сдачи проекта, и осуществляет координирование планирования, проектирования и исполнения мероприятий по достижению синергетического эффекта и сокращения срока завершения проекта. Менеджер может войти в проект в качестве консультанта. Возможны четыре основные модели системы:

Независимых цепочек поставок для индивидуальных подрядчиков, где выбор поставщиков, планирование поставок и планирование строительства являются обязанностью каждого подрядчика;

Централизованная система поставок управляется генеральным подрядчиком или другой стороной управления всем проектом, за счет собственных логистических подразделений;

Централизованная система поставки управляется внешней логистикой компании;

Комбинация вышеперечисленных моделей.

Система поставки на базе независимых цепей или услуг внешней логистической компании возможна в любом типе проекта систем поставки. При системе поставки с генеральным подрядчиком или другой стороной, которая располагает необходимыми материально-техническими ресурсами, разумно их использовать для создания и управления всем проектом системы снабжения. Такие модели напрямую связаны с любым со-

вершенствованием материально-технической базы. Комплексная логистика всего проекта означает возможность оптимизации цепочки поставок и координацию поставок, которые существенны для крупных строительных проектов, где задействовано множество подрядчиков, работающих в ограниченном пространстве. Перекладывание ответственности за поставки на многих субподрядчиков может привести к скоплениям ресурсов на стройплощадках, чрезмерным расходам и задержкам поставок, что скажется на графике строительства объекта.

Централизация логистики предназначена для снижения общей стоимости проекта, улучшения качества работ и сокращения времени завершения проекта. Если строительные компании не ведут учет стоимости материалов (и стоимости покупки) по источникам их возникновения, то не представляется возможным указать стоимость логистики поставок напрямую на основании счета. Если материал доставляется рядом поставщиков, а также средствами исполнителя собственных поставок услуг, можно только ориентировочно оценить расходы на логистику при покупке недвижимости. Моделирование затрат на приобретение единого строительного материала (кирпича) основывается на двух основных моделях:

1) подрядчики воспользуются услугами логистического центра;

2) подрядчики поставляют себе ресурсы индивидуально.

Цены, скидки для оптовых закупок, хранения, транспортировки и разгрузочных расходов и сборы предполагается при имитационных расчетах использовать исходя из условий реального рынка в конкретном регионе в соответствующем периоде (например, последнем квартале года, предшествующего расчетам), при этом объем потребления материала является случайной переменной для периода моделирования. Логистический центр может договориться о

лучших скидках и предложениях снизить расходы при покупке недвижимости, но его средние запасы при этом растут, как и стоимость замороженного капитала. Есть также расходы по внутреннему транспорту (от логистического центра к своим клиентам). Преимущества логистических центров не ограничиваются снижением затрат. Качество обслуживания будет тоже выше за счет специализации логистических организаций. Логистические центры могут координировать и оптимизировать свои транспортные расходы, а также уменьшить нагрузки трафика (важно в городах) и уменьшить загрязнение воздуха.

Представленные основы формирования проекта модели поставки ресурсов для строительства свидетельствуют о том, что логистика в строительстве рассматривает многие технические, организационные и экологические проблемы, которые влияют на стоимость проекта, сроки и качество исполнения. Традиционно каждый исполнитель использует и управляет его собственными поставками в цепи. В случае крупных проектов с привлечением ряда подрядчиков несовместимость логистических концепций и отсутствие координации приводят к серьезным нарушениям материальных и информационных потоков. Согласно современным представлениям об управлении, централизации логистических функций и управления потоками, выбор рациональной модели поставки ресурсов позволяет многим субъектам строительного проекта достичь синергетического эффекта от их усилий. Внедрение интегрированных логистических систем может быть особенно эффективным в крупных строительных проектах, расположенных в городских центрах (замкнутое пространство, ограниченность транспортных возможностей), где массивные потоки материала должны быть управляемыми (например, обширные земляные работы, требующие транспортировки извлеченного грунта).

Библиографический список

1. Ившин, С. Ю. Методы оценки эффективности аутсорсинга бизнес-процессов // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 44-47.

2. Константинов, И. И., Барыкин, С. Е. Системный подход к выбору победителей конкурсов в строительстве // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 62-71.

3. Кошелев, В. А. Формирование логистических систем в жилищном строительстве // Эффективная логистика: сб. ст. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. - С. 91-101.

4. Юсупов, Р. Р. Управление потоковыми процессами в логистике // Логистика в развитии современной российской экономики: материалы 8 межвуз. науч.-практ. конф. - Саратов: Наука, 2011. - С. 108-114.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srtv.gks.ru (дата обращения: 18.05.2016).

6. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minstroy.saratov.gov.ru (дата обращения: 19.05.2016).

Bibliographic list

1. Ivshin, S. Yu. Methods of assessing the effectiveness of outsourcing of business processes // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical œnf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. - Р. 44-47.

2. Konstantinov, I. I., Barykin, S. E. Systematic approach to the selection of winners of competitions in construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. - P. 62-71.

3. Koshelev, V. A. Formation of logistic systems in residential construction // Efficient logistics: collection of articles VII All-Russian scientific-practical conf. with international participation. - Chelyabinsk, 2014. -P. 91-101.

4. Yusupov, R. R. Control of flow processes in logistics // Logistics in the development of modern Russian economy: proceedings of the 8th inter-University sci-entific-practical conf. - Saratov: Science, 2011. -P. 108-114.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Описание основных материальных потоков логистической системы предприятия. Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики. Разработка стратегии управления запасами. Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Производственная, организационная и управленческая структура предприятия на примере ОАО "Белгородасбестоцемент". Описание материальных потоков логистической системы предприятия. Хозяйственные связи в сфере закупок. Стратегия управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2008

    Основная характеристика предприятия ООО "Завод-Новатор". Описание материальных потоков логистической системы фирмы. Обоснование потребностей в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики. Разработка стратегии управления запасами организации.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Анализ системы снабжения предприятия и обоснование потребности в материальных ресурсах. Разработка элементов стратегии управления запасами. Анализ внутрипроизводственной и распределительной логистической системы, расчет потребной площади склада.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Составляющие экономического эффекта от интеграции функций логистики и маркетинга в процессе управления организацией. Анализ управления движением материалов и разработка рекомендаций по оптимизации логистической системы на основе управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2011

    Логистические системы и принцип их функционирования. Анализ организационной структуры логистической службы предприятия, разработка мероприятий по ее совершенствованию. Эффективность использования информационных систем в организации логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Основные составляющие логистической системы. Анализ производства, прибыли, продажи в ОАО "Гомельский Жировой Комбинат". Мероприятия по: оптимизации маршрута г. Мозырь, размещению распределительного склада, установке GPS системы на автомобили комбината.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

Логистику в своей деятельности используют многие компании, производственные объединения, заводы. Строительство также не обделено вниманием этой науки. И можно смело сказать, что именно в строительной логистике объединились практически все логистические цепочки: производство, склад, транспорт, хранение.

Строительная логистика – особая сфера бизнеса

Для строительства жилых домов и производственных помещений совеем не достаточно разработать архитектурные составляющие проекта. Важно добиться того, чтобы все материалы, оборудование, инструменты, которые необходимы для воплощения этого проекта, были вовремя и в полном объеме доставлены на площадку, а также имелись оптимальные запасы материалов, расположенные в определенном защищенном месте на стройплощадке.

Логистика строительства – это не просто отрасль экономической науки. Это уже настоящая отрасль бизнеса: на просторах страны существует множество компаний, оказывающих полный комплекс услуг по закупке, хранению, транспортировке материалов/оборудования на строительные площадки. Многие компании, для которых строительство является основной деятельностью, самостоятельно планируют каждый момент в работе своей фирмы (строительного объекта) и тем самым значительно повышают качество и скорость выполнения работ.

Связанные одной цепью…

Логистика строительства – это тесная взаимосвязь практически всех разделов этой науки: производство, закупки, хранение (на складах производителя), транспортировка и опять хранение (на территории строительной площадки).

В логистике строительства значительную роль играет четкий контроль качества и количества необходимых строительных материалов, то есть – складская логистика. В солидных строительных компаниях множество квалифицированных специалистов осуществляют контроль на каждом этапе материально-технического снабжения строительной площадки (объекта):

· Контроль остатков материалов

· Качественный контроль – проверка соответствия качества закупленных товаров тем параметрам, которые заявлены производителем

· Обеспечение качественного хранения материалов на территории объекта.

Логистика транспорта также тесно переплетается со строительством. Ведь не достаточно иметь на своих складах или на территории производителя необходимое количество материалов. Важно доставить их на площадку именно в то время, которое указано мастерами/прорабами.

Если рассматривать логистику строительства в масштабах строительной компании, то можно выделить ее замкнутость и цикличность. Строительная логистика успешной строительной компании – это комплексное решение всех задач, необходимых для качественной и своевременной сдачи объекта заказчику

Возникшая в далеком прошлом логистика, получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В это время в качестве основного условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и управлении производством товаров и услуг. Логистический менеджмент первоначально ориентировался на эффективное использование материальных ресурсов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Но уже в начале 90-х годов прошлого столетия логистика стала ориентироваться не только на материальные ресурсы, но и на финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, которые формируются в виде потоков и рациональное взаимодействие которых позволяет обеспечить ресурсосбережение и экономию затрат на выпуск товаров и оказание услуг.

Логистика впервые не разделяет единый хозяйственный цикл предприятий на сферы производства и обращения. Такой подход показывает, что материально-техническое снабжение и сбыт – это не сопутствующие производству, а вполне равноправные сферы деятельности, определяющие общую эффективность предприятия. Таким образом, требуется максимальная горизонтальная интеграция предприятий посредством логистической цепи «закупки – производство – сбыт», через которую проходят материальные и другие потоки. Процессы производства и распределения товаров необходимо изучать в единстве движения и использования. Для эффективного их взаимодействия целесообразно применение логистического подхода к организации производственного процесса, который представляет собой соединение производственных ресурсов в определенной комбинации с целью получения продукции и ее последующей реализации. Внедрение новых технологий, изменение требований рынка обуславливают необходимость соответствующих изменений в организации и управлении строительным производством. Однако развитие организации и управления в строительстве отстает по темпам от внедрения новых технологий, что не дает желаемого результата.

При формировании логистических систем в строительстве возникает необходимость использования концепции реинжиниринга. Реинжиниринг дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень сотрудничества. Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и планирует смещение центра тяжести к групповой работе. Групповая работа (интеграция, а не дифференциация) требует от каждого участника повышения уровня индивидуальных способностей и умения работать в группе, так как групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем.

Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством.

Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.

Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений. Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно- строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.

В современном строительном производстве нашей страны имеются определенные предпосылки для развития логистических идей. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и технологические. Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов в области системного анализа, кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, менеджмента, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики. Технологические предпосылки связаны с тем, что в сфере обращения имеют место объекты в виде оставшихся от централизованной системы снабжения и сбыта предприятий и организаций. Особая роль в этом процессе принадлежит транспорту, специалисты которого первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий.

Строительство в условиях рыночных отношений более, чем другие отрасли, восприимчиво к логистике. Это объясняется следующими основными причинами:

  • территориальной рассредоточенностью строек;
  • разными объемами потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
  • изменением характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
  • нестабильностью номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
  • постоянной потребностью в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;
  • экономической самостоятельностью участников строительства.

Смещение акцентов в организации строительства с организации трудовых ресурсов на организацию потоков материальных ресурсов и сопутствующих им финансовых и информационных потоков можно объяснить тем, что материальные ресурсы, выступая как предметы труда, под воздействием трудовых ресурсов отражают изменение стоимости товаров и услуг по всей логистической цепочке. Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.

Логистизация строительства и адаптация строительных организаций к условиям рыночной экономики требуют создания корпуса управленцев нового типа. Ориентировочные расчеты, проведенные автором работы , показывают, что строительной отрасли необходимо около 50 тысяч таких руководителей. В той же работе утверждается, что квалификация действующих руководителей строительных организаций не соответствует требованиям времени. Такое положение объясняется в определенной степени недостатками в методике обучения по дисциплинам: экономика, организация, планирование и управление строительным производством. Высказано мнение, что менеджер строительного производства, помимо необходимых инженерно-технических знаний, должен обладать достаточно глубокими знаниями в менеджменте, логистике, экономике и других дисциплинах, ставших актуальными с развитием рынка.

Известно, что экономика исследует проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими с целью максимального удовлетворения потребностей человека и получения прибыли предприятиями. Ресурсная концепция экономики предполагает не только экономию всех ограниченных ресурсов, но и решение социальных и экологических вопросов. Новая экономическая теория с развитием логистического менеджмента способствует экономии всех ресурсов. Кроме того, она направлена на физическое и духовное здоровье человека и общества в целом при сохранении природной среды и поддержании социального диспаритета на определенном уровне. Экологическая направленность новой экономической теории возвращает исследователей к производственному процессу и требует рассмотрения его не традиционно, то есть не как результат сочетания предметов труда и рабочей силы, а как бизнес-процесс, представленный системой взаимосвязанных потоков материи, энергии и информации, взаимодействующих друг с другом.

Совершенно очевидно, что расширенное толкование логистики, имея межотраслевой характер, тем не менее нуждается в адаптации к специфике не только каждой отрасли, но и каждого предприятия. Тем более внедрение логистики в сферу строительного производства требует глубокого осмысления ее свойств и функций, потому что для строительства особенно актуальна проблема ресурсного обеспечения, которую возможно решить путем разработки научно-практических рекомендаций использования в первую очередь основных ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и технических.

Необходимость логистизации строительства объясняется следующим образом. Во-первых, интегрированным характером логистики, объединяющим вех участников регионального строительного комплекса, который включает в себя заводы-поставщики строительных материалов и изделий, снабженческо-комплектующие, транспортные и строительные организации. Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между всеми участниками строительства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем. В-третьих, логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, поскольку системно подходит к организации не только потоков трудовых ресурсов, но и других экономических потоков в процессе строительства зданий и сооружений.

Системный подход к организации ресурсного обеспечения строительства на принципах логистики будет способствовать получению более весомого эффекта от реализации региональных строительных программ.

Ориентация на логистическую концепцию позволяет строительным организациям оптимизировать, в первую очередь, запасы материальных ресурсов и резервы трудовых, финансовых и технических ресурсов. С переходом на рыночную систему хозяйствования отношение к материальным ресурсам и их запасам в строительстве изменилось коренным образом. Они стали рассматриваться не только как необходимое условие бесперебойного выполнения строительно-монтажных работ при строительстве зданий и сооружений, но и как основа хозяйственных (экономических) связей, основными критериями, существования которых является целесообразность и эффективность вложения и использования средств. Запасы, как и материальные ресурсы в незавершенном производстве, не совершают кругооборот, а представляют собой своеобразный накопитель натурально-вещественного продукта, через который он движется как материальный поток только в одном направлении – к конечному потребителю

Производственные запасы образуются на стройках по двум основным причинам. Первая связана с несоответствием объемов поставки и разового потребления материалов и изделий. Вторую причину определяет разрыв во времени между поступлением материалов и их потреблением, который приводит к накоплению ресурсов. Запасы, с одной стороны, обеспечивают бесперебойность производства, с другой, они связаны со значительными расходами по их хранению. Поэтому необходимо оптимизировать их объем. Регулирование размера запаса производится изменением объема партий поставки или интервала между смежными поставками. Возможно использование варианта при одновременном изменении интервала и объема поставки. В зависимости от этого в практике материально-технического обеспечения строек материалами и изделиями используются три метода: периодичный, релаксационный и метод двух складов. Анализ этих методов управления запасами, сложившихся в централизованной системе снабжения и сбыта, позволяет систематизировать их параметры, такие как границы колебания запаса, интервалы поставок, вероятную величину запаса и размер заказа на поставку материалов и изделий. Этими параметрами и величиной затрат на хранение запасов руководствуются при выборе рациональной системы управления запасами.

С начала 90-х годов прошлого столетия строительные организации и предприятия получили возможность при реализации спроса на рынке строительных материалов и изделий воздействовать на величину запасов материальных ресурсов, сокращая их объем. Одно из направлений логистики связано с внедрением новых технологий, предполагающим ряд нововведений организационного, управленческого и экономического характера. Комбинации этих нововведений в развитых странах представлены такими системами как «канбан», «точно в срок» и другими, ориентирующими предприятия на использование запасов в минимальных размерах. Дорогостоящие производственные запасы материалов, изделий и конструкций, избыток которых не гарантирует высокий уровень логистических услуг, вытесняются системой информации и поточной организацией строительства зданий и сооружений, позволяющими добиться значительного экономического эффекта.

Строительные организации, принявшие логистические принципы управления, особое внимание обращают на транспорт, который является связующим звеном в логистической цепи. Транспортная составляющая в материальных затратах строительства весьма существенна и имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому сокращение транспортных издержек за счет рационального транспортного обслуживания является очень важным направлением в ресурсосбережении.

Эффективное обеспечение строек материалами и изделиями является одной из важнейших проблем для большинства строительных организаций. Это объясняется тем, что сложившаяся транспортная система в строительстве не гарантирует доставку грузов на стройки в запланированное время и необходимыми комплектами материалов и изделий. В процессе непосредственной доставки материалов и изделий на стройки заняты поставщики, строительные и транспортные организации, а также посредники. Причем, доставка предполагает помимо перевозки, целый ряд работ, операций, услуг, комплекс которых направлен на обеспечение перемещения материалов и изделий без потерь в количественном и качественном отношении. В оценке качества транспортного обслуживания такие показатели как объем перевозок, грузооборот и т. п. в условиях рынка не дают полной картины эффективности использования ресурсов. Возникает необходимость в рассмотрении такого понятия как «услуга», которую и нужно оценивать. Целевую функцию системы доставки материалов и изделий на стройки невозможно определить однозначно, так как каждый из участников транспортного обслуживания преследует собственные цели, которые формулируются одинаково – извлечение максимальной прибыли из своей деятельности.

Основной задачей организации транспортного процесса при комплектации объектов строительства материалами и изделиями является обеспечение грузопотоков без потерь материальных ресурсов от поставщиков на стройки, поэтому рекомендуется рассматривать их очень подробно. Рекомендуется данные по всем грузопотокам сводить в общую шахматную ведомость грузооборота каждой стройки. Величина грузопотока может быть определена из графика потребления материалов и изделий, сопровождающего календарный план строительства объектов. Важное место в рациональном использовании ресурсов при строительстве зданий и сооружений занимает оптимизация транспортных связей заводов-поставщиков и строек, обеспечивающая выполнение суточного плана доставки комплектов материалов и изделий на строительные площадки при минимальном объеме транспортной работы, путем маршрутизации перевозок. В процессе разработки рациональных маршрутов перемещения грузов, которые являются основой для составления новых транспортно- технологических схем, особое внимание должно быть уделено сокращению продолжительности транспортного цикла, совмещению его с процессами строительства объектов. Маршрутизация перевозок также тесно связана с выбором типа транспортных средств и определением их необходимого количества.

Проектирование транспортного обслуживания в системе комплектации строительства материалами и изделиями позволяет строительным организациям улучшить работу диспетчерских служб, уменьшить затраты времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций и обеспечить сохранность доставляемых на стройки грузов. В автотранспортных организациях, обслуживающих строительное производство, также упрощается работа диспетчерских служб, улучшается использование автомобилей по грузоподъемности и повышается ответственность водителей за своевременность доставки комплектов материалов и изделий на стройки.

Разработку вопросов организации транспорта для эффективного использования ресурсов при строительстве объектов рекомендуется осуществлять в две стадии. Во время первой стадии проектирования в проектно-сметной документации наряду с проектом организации строительства долен разрабатываться проект организации транспорта при строительстве объектов. На стадии рабочего проектирования необходима разработка транспортно-технологических карт. При разработке проекта организации транспорта обязательно выполнение следующих работ:

  • составление схемы грузопотоков и согласование ее с проектом организации строительства;
  • закрепление строек за поставщиками и маршрутизация перевозок;
  • составление вариантов принципиальных схем доставки грузов на стройки;
  • разработка вариантов технической оснащенности транспортного процесса;
  • разработка графика доставки комплектов материалов и изделий на стройки;
  • принятие решений по организации движения транспорта по строительным площадкам при проектировании общеплощадочных стройгенпланов.

На следующем этапе, этапе рабочего проектирования, разрабатываются транспортно- технологические карты, регламентирующие доставку комплектов материалов и изделий в различные периоды строительства отдельного здания или сооружения .

Транспортно-технологические карты содержат:

  • уточненные объемы перевозок комплектов материалов и изделий, используемых в различные периоды строительства каждого здания или сооружения;
  • ведомость-расчет потребного количества погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, контейнеров, поддонов и транспортных средств, используемых при доставке материалов и изделий к месту строительства объекта;
  • карты по заполнению и укладке материалов и изделий на поддоны, в тару и в контейнеры;
  • схемы загрузки транспортных средств материалами, изделиями и конструкциями;
  • ведомость-расчет потребного количества рабочих на выполнение транспортных операций на стройке;
  • транспортно-технологические схемы доставки грузов на стройплощадки;
  • карты технологических процессов на погрузочно-разгрузочные и складские работы.
  • Вся проектная документация ориентирует участников строительства на эффективное использование ресурсов при возведении зданий и сооружений.

Ресурсосберегающие технологии в строительном производстве могут быть реализованы в полной мере при соответствующей организационной структуре управления строительных предприятий и организаций. Обоснование организационной структуры управления предприятия сопровождается определением его мощности . Мощность – важнейший организационный фактор, от которого зависит эффективное использование ресурсов. В свою очередь, ресурсы влияют на мощность своим наличием по количеству, номенклатуре и ассортименту. Поэтому организационная структура управления не может быть неизменной, особенно в рыночных условиях, когда динамично изменяется ситуация, падает или растет спрос на строительную продукцию. Спрос на ресурсы приходится изучать и отслеживать постоянно. Например, для создания сбалансированного материального потока в системе типа «точно в срок», где реализованы логистические принципы управления, нужно изменить систему планирования путем перехода от вертикального управления к горизонтальному, когда участники строительства действуют по принципу « вытягивания» материальных ресурсов от смежников и поставщиков. Но для этого нужна система организационно-экономических предпосылок и ограничений, чтобы контролировать запасы и исключать заказы материалов и изделий в объемах больших, чем это требуется. Реализация горизонтальных логистических связей предполагает структурную перестройку внутри предприятия и изменение системы оценки работы подразделений. Потенциальные возможности повышения эффективности предприятий и организаций КТСК, работающих по логистическому принципу, характеризуются следующими данными : сокращением времени подготовки производства на 80-90%; ростом производительности труда рабочих основных профессий на 5-50% и вспомогательных – на20-60%; снижением стоимости закупаемых материалов на 5-10%; сокращением запасов материалов на35-75%,заделов незавершенного производства на 30-90% и готовой продукции на 50-90%; улучшением качества и уменьшением объема перемещений материалов на 40-60%.

Список литературы:

1.Киселев Б. Централизованное снабжение – начало цивилизованного рынка// Стройка. 2000.№8 92360. С.163-164.

2.Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка. Уч. пособие. М.: Машиностроение. 1893.-186 с.


Жаворонков Е.П. Логистика в строительстве. Уч.пособие.2-е изд. Новосибирск:СГУПС.2001.-237 с.

Жаворонков Е.П. Эффективность логистики в строительстве. М.: КИАцентр. 2002.- 136 с.

Логистические системы строительства следует рассматривать в кон-тексте общей теории логистических систем. По видам потоков логистические системы можно разделить на следующие: материальные, финансовые, информационные потоки и потоки трудовых ресурсов.

Область логистики охватывает практически все сферы производства каждого предприятия: управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами; информационное обеспечение, коммерческая деятельность и многое другое. Задача руководства - разработать единую логистическую систему, что позволит добиться большей эффективности и снизить производственные затраты

Логистические системы материальных потоков, или, другими словами, материальные логистические потоки опосредуют все движения материальных ресурсов строительных организаций и предприятий (фирмы) от их закупок до сбыта готовой продукции (здания и сооружения).

1. логистическая система финансовых потоков (или финансовая логистическая система) опосредует все движения финансовых ресурсов, связанных с производством и реализацией строительной продукции.

2. логистическая система информационных потоков (информационная логистическая система) опосредует процессы как простого, так и расширенного воспроизводства строительной фирмы.

3. логистическая система потоков трудовых ресурсов (трудовая логистическая система) опосредует все разнообразие их миграции в строительной фирме.

В соответствии с дифференциацией логистик по стадиям строительного производственного цикла можно рассматривать такие логистические системы, как: системы закупочной логистики , которые организуют истоки закупок материально-технических ресурсов и производственно-техно-логической комплектации строек, а также сопровождающие потоки финансовых, информационных и трудовых ресурсов; системы производственной логистики , которые организуют потоки ресурсов строительных предприятий строй-индустрии и строительной фирмы в процессе производства строительных конструкций, изделий и других материалов, проектно-конструкторских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ; – системы распределительной (сбытовой) логистики , которые организуют потоки готовой с троительной продукции, работ и услуг, предоставляемых потребителям, а также сопровождающие их потоки финансов , информации и трудовых ресурсов; системы транспортно-складской логистики , которые организуют грузопотоки и внутрискладские потоки строительной фирмы .

Классификацию логистических систем строительной фирмы можно продолжить и по другим признакам, например таким, как стадии инвестиционного процесса, этапы жизненного цикла строительной продукции и т.п.

Предметом логистики является комплексное управление всеми материальными и нематериальными потоками в системах.

Будучи одним из крупнейших субъектов конечного потребления материальных ресурсов, строительный комплекс в наибольшей степени должен быть заинтересован в эффективных формах их приобретения в рациональном использовании.

Решение этих задач применительно к разным видам ресурсов имеет свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.

Предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.

Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на кажд°й стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.

Важной составной частью поиска эффективных решений в области материально-технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока. В заключение следует отметить следующее: переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей - минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям - эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Анализируя работу строительного предприятия, можно сделать вывод, что для правильного расчета объемов закупок сырья и производства необходимо учитывать основные материальные потоки логистической системы предприятия. Расчет потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики выявил необходимость планирования оптимального объема производства и материальных ресурсов.

Решение перечисленных задач применительно к разным видам ресурсов имеет в строительном комплексе свою специфику. Для машин и оборудования, подлежащих монтажу, используемых в процессе выполнения строительных работ, наиболее эффективной является лизинговая форма приобретения. Ее развитие в России в условиях ограничениях инвестиционных ресурсов и платежного кризиса особенно актуально. Кроме того, для машин и оборудования, подлежащих монтажу, это организация поставок с максимальным приближением к моменту сдачи техники на монтаж.

Для материалов, строительных конструкций и деталей первостепенное значение имеет рационализация материальных потоков с целью минимизации связанных с ними затрат, что предопределяет целесообразность и необходимость применения логистики как эффективного научного инструментария управления формированием и движением материальных потоков.

В строительстве методы логистики нашли широкое применение при организации движения материальных потоков в силу следующих обстоятельств: на рынке строительных материалов наблюдается наиболее высокий (по сравнению с другими рынками средств производства) уровень конкуренции; значительная часть материального потока в инвестиционном процессе формируется внутри строительного комплекса и полностью зависит от действий звеньев и подразделений этого комплекса; выбора ими рациональных решений и их последовательной реализации; материальный поток в строительстве как отрасли конечного потребления части общественного продукта, начинаясь за его пределами, завершается моментом использования материальных ресурсов в процессе создания (обновления, ремонта) основных фондов; материальный поток в строительстве при создании того или иного объекта имеет четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла. Как правило, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется (при производстве бетонных Работ, ведения кирпичной кладки, отделочных работах и др.) и поэтому для каждой стадии строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения, которые могут принципиально отличаться друг от друга;

Рынок строительных материалов и отрасль капитального строительства составляют сейчас сегменты хозяйственно-экономического комплекса России, в которых сложились условия, достаточные для продвижения логистической политики.

Предприятия промышленности строительных материалов и строитель-ной индустрии располагают значительными резервами неиспользуемых производственных мощностей, и многие во имя их полной загрузки готовы к сотрудничеству с покупателями, исходя из удовлетворения повышенных требований со стороны спроса.

Имея четко выраженную продуктивную неоднородность в процессе строительного цикла, состав материалов на каждой стадии цикла изменяется. Поэтому для каждого этапа строительного цикла необходимы адекватные ей логистические решения. Если в промышленности отправным моментом для диетического решения является продукт, то в строительстве это стадия строительного цикла.

Материальный поток в строительстве непрерывно меняет свою пространственную направленность по мере перемещения производства работ с одного объекта на другой или разветвляется в пространстве при одновременном возведении нескольких объектов. Из этого следует, что по одним и тем же материалам производитель работ должен использовать различные логистические решения, что не исключает их совпадение в сходных условиях.

Важной составной частью поиска эффективных решений в материаль-но-технического обеспечения является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйственных структур, участвующих в движении материального потока.

В области материально-технического обеспечения строительства является построение рациональных логистических решений, т.е. определение состава и характера деятельности хозяйствующих структур, участвующих в движении материального потока. При определенных условиях целесообразно удлинение логистической цепи, включение в нее торговых посредников.

Перед строительной отраслью (крупнейшим субъектом конечного потребления материальных ресурсов) в наиболее острой форме стоит задача выбора эффективных форм их приобретения и использования, в целом эффективной организации потоков движения материальных ресурсов, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.

Переход к рыночной экономике в корне изменил характер взаимоотношений в строительном комплексе, в том числе в области его материального обеспечения. В условиях экономики рыночного типа главной проблемой для поставщиков стала организация сбыта продукции, а для потребителей – минимальные затраты на ее приобретение. Перед строительным комплексом стоят задачи выбора эффективных форм их приобретения и рационального использования. По машинам и оборудованию в решении этих задач большая роль принадлежит развитию лизинга, по материалам и строительным конструкциям - эффективной организации материальных потоков, что связано с применением в практике материального обеспечения методов логистики.