Очистка воды

Посмертная маска наполеона. Как выглядели Иисус, Клеопатра и Наполеон: Реконструирована внешность легендарных людей

Посмертная маска наполеона. Как выглядели Иисус, Клеопатра и Наполеон: Реконструирована внешность легендарных людей

Любителям "этого интересного"
Каждый август французская пресса дружно вспоминает о важной дате: 15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт. В течение примерно двух недель газеты и телевидение сообщают о новейших разысканиях в области истории наполеоновских войн и биографии императора. Нынешний 2007 год не стал исключением, правда, главная "бомба" оказалась продолжением старой. Историк Брюно Руа-Анри выдвинул предположение, что прах низложенного императора не достиг в 1840 году Франции, и в доме Инвалидов со всеми мыслимыми почестями погребен кто-то еще. Останки Наполеона были спрятаны англичанами еще в XIX веке и их местонахождение ныне неизвестно.

Руа-Анри уже выступал с этой смелой гипотезой однажды: в 2002 году он написал открытое письмо куратору парижского музея Армии подполковнику Жерару-Жану Шадюку. В нем ученый изложил в довольно экспрессивной форме (послание пестрит восклицательными знаками) свои предположения. К 2007-му у него появились новые аргументы.

История маски

Руа-Анри специально занимался официальной иконографией Бонапарта. Особенно историка интересовали посмертные маски лица генерала. Большинство из них, и в том числе та, что хранится в музее Армии, являются копиями слепка, сделанного доктором Франческо Антоммарки на третий день после кончины Наполеона, то есть 8 мая 1821 года. Опираясь на мемуары обитателей острова Святой Елены, где Бонапарт провел последние шесть лет жизни, Руа-Анри попытался опровергнуть распространенное мнение о подлинности маски Антоммарки.

Маски Антоммарки, многочисленные копии которых находятся в музеях мира, считаются в парижском Музее наиболее достоверными слепками с лица Наполеона. Но еще в XIX веке многие из тех, кто видел Наполеона, утверждали, что Антоммарки слишком польстил императору: слепок как будто сделан с физиономии довольно молодого (около сорока лет), довольно худого человека с крупным тонким орлиным носом. Однако императору к моменту смерти был 51 год, и худобой он не отличался вот уже лет пятнадцать. В годы его царствования художники не изображали Бонапарта горбоносым (см. характерный портрет кисти Жана Антуана Гро).

Судя по документам, которые цитирует Руа-Анри, роль доктора Антоммарки в создании посмертной маски была двояка. Во-первых, первый слепок был сделан не 8 мая, а днем ранее. Во-вторых, гипс накладывал английский доктор - Бертон, и изготовлена была только центральная часть маски - без шеи и темени. Антоммарки сделал только рисунок со слепка. Тогда же свой эскиз нарисовал художник Рабидж, приехавший на Святую Елену незадолго до кончины императора. В дальнейшем Антоммарки якобы уничтожил бесценный оригинал, к внутренней стороне которого прилипли ресницы и волоски из бровей Наполеона.

Руа-Анри заключает, что Антоммарки намеренно избавился от подлинной центральной части маски и изваял ее по собственному усмотрению. Возможно, с единственной целью - облагородить посмертный облик Наполеона.

Историк обращается еще к трем типам масок. Одна из них - "Арнотт" - якобы сделана доктором Арноттом с лица Шарля, графа Леона, незаконнорожденного сына Наполеона, имевшего большое сходство с отцом. Еще один слепок принадлежал графу Пазолини, но он сделан из папье-маше, а этот материал не способен достоверно передавать детали лица. Третья разновидность существует в единственном экземпляре и до 2004 года хранилась в лондонском военном исследовательском институте Royal United Services Institute. Лицо, запечатленное на этой маске, принадлежит полному пожилому мужчине, с сильно западающей нижней челюстью (это свидетельствует об отсутствии зубов). Происхождение слепка весьма запутано. Так, на одном этапе он находился в руках мошенника Уильяма Ривса по прозвищу "Князь". Ривс утверждал, что получил слепок через наследников умершего в 1817 году Виктора Массены, князя Эсслингского, одного из полководцев Наполеона. Эта история - самое слабое место в рассуждениях Руа-Анри: непонятно, почему он вдруг безоговорочно поверил рассказу жулика Ривса. Еще менее понятно, как и когда в семье Массены могла вообще оказаться посмертная маска Наполеона.

По мнению Руа-Анри, слепок, хранившийся в Royal United Services Institute, и есть подлинная маска Наполеона, сделанная спустя сутки после его кончины.

Прижизненный портрет

В августе 2007 года Руа-Анри вернулся к проблеме маски, хранящейся в Музее армии. На этот раз он взялся доказывать ее неаутентичность с другой стороны. Он обратил внимание на прижизненный портрет низложенного императора, сделанный в 1815 году Чарльзом Локком Истлейком на борту британского судна "Беллерофонт", увезшего Бонапарта на остров Святой Елены. На картине виден шрам на левой стороне лица Корсиканца, такой же шрам есть на маске из Royal United Services Institute. Правда, со сравнением маски и портрета возникли существенные затруднения: институт продал слепок на Sotheby"s, и теперь он находится где-то в США у неведомого коллекционера (аукционный дом блюдет тайну личности своих клиентов).

Самое поразительное в этой истории вовсе не вывод, что в Музее армии хранится ненастоящая маска. Руа-Анри уверен, что музейщики прекрасно об этом знают и всегда знали. Их логикой движет желание скрыть куда более важную вещь: в могиле в доме Инвалидов похоронен не Бонапарт, а некто другой (Джамбатиста Чиприани, слуга и наперсник императора на Святой Елене). Англичане так никогда и не отдали французам останки полководца. Французский ученый, к сожалению, не строит гипотез, где же на самом деле покоится гроб с телом Бонапарта. А ведь это была бы очень продуктивная задача для любителей исторических тайн: поиски могил Александра Македонского и Чингисхана можно было бы красиво дополнить поиском подлинной могилы Наполеона.

Каждый август французская пресса дружно вспоминает о важной дате: 15 августа 1769 года родился Наполеон Бонапарт. В течение примерно двух недель газеты и телевидение сообщают о новейших разысканиях в области истории наполеоновских войн и биографии императора. Нынешний 2007 год не стал исключением, правда, главная "бомба" оказалась продолжением старой. Историк Брюно Руа-Анри выдвинул предположение, что прах низложенного императора не достиг в 1840 году Франции, и в доме Инвалидов со всеми мыслимыми почестями погребен кто-то еще. Останки Наполеона были спрятаны англичанами еще в XIX веке и их местонахождение ныне неизвестно.

Руа-Анри уже выступал с этой смелой гипотезой однажды: в 2002 году он написал открытое письмо куратору парижского музея Армии подполковнику Жерару-Жану Шадюку. В нем ученый изложил в довольно экспрессивной форме (послание пестрит восклицательными знаками) свои предположения. К 2007-му у него появились новые аргументы.

История маски

Руа-Анри специально занимался официальной иконографией Бонапарта. Особенно историка интересовали посмертные маски лица генерала. Большинство из них, и в том числе та, что хранится в музее Армии, являются копиями слепка, сделанного доктором Франческо Антоммарки на третий день после кончины Наполеона, то есть 8 мая 1821 года. Опираясь на мемуары обитателей острова Святой Елены, где Бонапарт провел последние шесть лет жизни, Руа-Анри попытался опровергнуть распространенное мнение о подлинности маски Антоммарки.

Маски Антоммарки, многочисленные копии которых находятся в музеях мира, считаются в парижском Музее наиболее достоверными слепками с лица Наполеона. Но еще в XIX веке многие из тех, кто видел Наполеона, утверждали, что Антоммарки слишком польстил императору: слепок как будто сделан с физиономии довольно молодого (около сорока лет), довольно худого человека с крупным тонким орлиным носом. Однако императору к моменту смерти был 51 год, и худобой он не отличался вот уже лет пятнадцать. В годы его царствования художники не изображали Бонапарта горбоносым (см. характерный портрет кисти Жана Антуана Гро).

Судя по документам, которые цитирует Руа-Анри, роль доктора Антоммарки в создании посмертной маски была двояка. Во-первых, первый слепок был сделан не 8 мая, а днем ранее. Во-вторых, гипс накладывал английский доктор - Бертон, и изготовлена была только центральная часть маски - без шеи и темени. Антоммарки сделал только рисунок со слепка. Тогда же свой эскиз нарисовал художник Рабидж, приехавший на Святую Елену незадолго до кончины императора. В дальнейшем Антоммарки якобы уничтожил бесценный оригинал, к внутренней стороне которого прилипли ресницы и волоски из бровей Наполеона.

Руа-Анри заключает, что Антоммарки намеренно избавился от подлинной центральной части маски и изваял ее по собственному усмотрению. Возможно, с единственной целью - облагородить посмертный облик Наполеона.

Историк обращается еще к трем типам масок. Одна из них - "Арнотт" - якобы сделана доктором Арноттом с лица Шарля, графа Леона, незаконнорожденного сына Наполеона, имевшего большое сходство с отцом. Еще один слепок принадлежал графу Пазолини, но он сделан из папье-маше, а этот материал не способен достоверно передавать детали лица. Третья разновидность существует в единственном экземпляре и до 2004 года хранилась в лондонском военном исследовательском институте Royal United Services Institute. Лицо, запечатленное на этой маске, принадлежит полному пожилому мужчине, с сильно западающей нижней челюстью (это свидетельствует об отсутствии зубов). Происхождение слепка весьма запутано. Так, на одном этапе он находился в руках мошенника Уильяма Ривса по прозвищу "Князь". Ривс утверждал, что получил слепок через наследников умершего в 1817 году Виктора Массены, князя Эсслингского, одного из полководцев Наполеона. Эта история - самое слабое место в рассуждениях Руа-Анри: непонятно, почему он вдруг безоговорочно поверил рассказу жулика Ривса. Еще менее понятно, как и когда в семье Массены могла вообще оказаться посмертная маска Наполеона.

По мнению Руа-Анри, слепок, хранившийся в Royal United Services Institute, и есть подлинная маска Наполеона, сделанная спустя сутки после его кончины.

Прижизненный портрет

В августе 2007 года Руа-Анри вернулся к проблеме маски, хранящейся в Музее армии. На этот раз он взялся доказывать ее неаутентичность с другой стороны. Он обратил внимание на прижизненный портрет низложенного императора, сделанный в 1815 году Чарльзом Локком Истлейком на борту британского судна "Беллерофонт", увезшего Бонапарта на остров Святой Елены. На картине виден шрам на левой стороне лица Корсиканца, такой же шрам есть на маске из Royal United Services Institute. Правда, со сравнением маски и портрета возникли существенные затруднения: институт продал слепок на Sotheby"s, и теперь он находится где-то в США у неведомого коллекционера (аукционный дом блюдет тайну личности своих клиентов).

Самое поразительное в этой истории вовсе не вывод, что в Музее армии хранится ненастоящая маска. Руа-Анри уверен, что музейщики прекрасно об этом знают и всегда знали. Их логикой движет желание скрыть куда более важную вещь: в могиле в доме Инвалидов похоронен не Бонапарт, а некто другой (Джамбатиста Чиприани, слуга и наперсник императора на Святой Елене). Англичане так никогда и не отдали французам останки полководца. Французский ученый, к сожалению, не строит гипотез, где же на самом деле покоится гроб с телом Бонапарта. А ведь это была бы очень продуктивная задача для любителей исторических тайн: поиски могил Александра Македонского и Чингисхана можно было бы красиво дополнить поиском подлинной могилы Наполеона.

Помимо дня рождения Гассера, 5 июля историки медицины вспоминали еще несколько замечательных персонажей. Один из них - Франсуа Карло Антоммарки, один из врачей Наполеона, проводивших его в иной мир на острове Святой Елены и поставивший ему диагноз.

Посмертная маска Наполеона. Musée de l"Armée, Париж.

Антоммарки родился 5 июля 1780 года, как и его будущий пациент, на Корсике. Правда, Наполеон был старше на 11 лет.
Образование будущий врач императора получал в Пизе. В 1808 году он получил статус врача и защитил диссертацию по хирургии катаракты (!).

Портрет Антоммарки

Через четыре года во Флоренции Антоммарки получил и диплом хирурга, а в 1813 году (уже после взятия русскими Парижа), стал там же профессором и пять лет работал вместе с выдающимся анатомом Паоло Масканьи. Собственно, именно из Флоренции он был «выписан» на Святую Елену. В 1818 году предыдущего врача Наполеона, О`Меара отстранили - и отправили Антоммарки.

Паоло Масканьи

Впрочем, надо сказать, что Наполеон низко оценивал медицинские знания Антоммарки и несколько раз «увольнял» своего лекаря, чтобы потом снова «взять на работу». В любом случае, именно Антоммарки был официальным врачом Наполеона во время его смерти 5 мая 1821 года. И именно он снял восковую или гипсовую маску с его лица двумя сутками позже, с которой было отлито множество копий (из которых подлинных бронзовых посмертных масок осталось только четыре).

Смерть Наполеона. Картина Шарля Стюбена, 1828. Антоммарки изображен слева от Наполеона, он положил руку на его подушку.

Одна из бронзовых посмертных масок Наполеона

Как врач Антоммарки известен своими двумя трудами. Первый - подготовленный еще до отъезда на Св. Елену вместе с Масканьи труд Anatomical Prints of the Human Body with Natural Dimensions, Paris, 1823 - рисунки Масканьи, аннотации Антоммарки.

Страница из книги Антоммарки-Масканьи

Второй - это его медицинский дневник врача Наполеона, ставший основой для множества книг о болезни Наполеона, вышедших в 1823-1826 годах. В этих книгах Антоммарки ставит диагноз императору: рак желудка.

Воспоминания Антоммарки

Последующая недолгая жизнь нашего героя была очень бурной. В 1831 году он отправился в Польшу и стал главным инспектором польских госпиталей во время ноябрьского восстания, помогая полякам в борьбе против России. И, естественно, был вынужден бежать от царских войск в Париж. Но, видимо, поскольку русские уже брали Париж, Антоммарки решил, от греха подальше отправиться туда, где, с одной стороны, еще говорят по-французски, а, с другой, куда русские не доберутся: в Луизиану. В 1834 году он уже замечен в мексиканском Веракрузе, а затем вообще уехал на Кубу. Говорят, искать своего кузена, который где-то на будущем Острове Свободы выстроил сахарную плантацию. Нашел или не нашел - неизвестно, известно, что Антоммарки выполнял на Кубе операции по удалению катаракты и умер от жёлтой лихорадки 3 апреля 1837 года.
Такая вот короткая, но полная приключений жизнь.

Как-то так получилось, что в последние два десятилетия Зугдиди оказался вне массовых туристических троп и маршрутов. Вдали от магистральных потоков вообще. Раньше по пути в Сухуми, Гагра или Сочи непременно приходилось его проезжать. Город цвел, кокетливо подчеркивал свое прочное чае-цитрусовое благополучие и неизменно вызывал огромную симпатию.

Теперь, миновав его, упираешься в геополитический тупик. Там за Ингурским мостом - блок-посты и Абхазия. Куда мне, как и подавляющему большинству таких, как я, путь, к сожалению, закрыт. Так что, в Зугдиди попадешь, только отправившись специально. А транзитом туда попадают разве что фанаты, следующие на очередной поп-рок-секс-фестиваль в Анаклиа. Анаклиа тут рядом, у моря - в каких-то 30 километрах. Но, кроме фестивалей, там пока делать нечего…

Поскольку в силу консервативных вкусов, традиционного воспитания и возраста я секс-символами, как и лишенными мелодий ритмами не впечатляюсь, то в Зугдиди давно не бывал. Выезжая в Западную Грузию, обычно сворачиваю в сторону Батуми. Иногда добираюсь до турецкой границы - для грузинских граждан самой "прозрачной". Не требующей даже международного паспорта.

Зугдиди, таким образом, остается в стороне. Как и Озургети, куда можно попасть, только сделав солидный крюк. Никак не соберусь. Хоть и напрасно. Крюк наверняка сделать стоит. И даже включить его в популярные туристические маршруты. Потому что и в Зугдиди, и в Озургети каждому выпадет счастливая возможность приобщиться к нескольким уникальным раритетам. Реликвиям, связанным не только с Грузией, но и с крупными персоналиями и примечательными событиями большой европейской истории.

Сюда, скажем так, на край европейской цивилизации они попали благодаря своенравным капризам судьбы.

Впрочем, может, вовсе и не капризам?! И это как раз очень любопытный вопрос. Поскольку уже тогда в цивилизационном векторе грузинской ментальности едва заметно, но твердо обозначились принципиально новые повороты. С первой половины XIX века через единоверную Россию Грузия, наконец-то, получила прямой доступ в Европу. От непосредственных контактов с которой в течение нескольких веков была наглухо отрезана…

Центральным светским событием Парижа в августе 1868 года стало венчание княжны Саломеи Дадиани - дочери правителя Мегрелии, с принцем Ашилем Мюратом. Внуком Неаполитанского короля Иоахима Мюрата и сестры Бонапарта - Каролины Наполеон. На венчании присутствовал сам тогдашний правитель Франции, император Наполеон III.

© photo: Sputnik / V. Babailov

Репродукция фрагмента панорамы Бородинской битвы "Маршал Мюрат наблюдает за атакой саксонцев" художника Франца Алексеевича Рубо

Незадолго до этого стройный красавец Ашиль был наповал сражен обаянием мегрельской княжны на одном из балов. Надо полагать, девушка произвела на него неотразимый эффект не одной своей внешностью. За ней стояла весьма просвещенная и представительная семья.

Мать - Екатерина Дадиани, приехала в Париж из Санкт-Петербурга, где, покинув Мегрелию, была пожалована в статс-дамы. Дочь выдающегося грузинского поэта и генерала, крестника императрицы Екатерины II - князя Александра Чавчавадзе и правнучка царя Ираклия II, она, как и Саломея, блистала величественной красотой. Между прочим, наравне со своей старшей сестрой - Ниной Грибоедовой. Как вы поняли, супругой одного из образованнейших людей России, аристократа, поэта и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова.

Так что, можно поспорить о том, кто стоял ближе к высшим сферам европейской культуры - Ашиль или Саломея. Однако не это главное. Важно, что через некоторое время Ашиль Мюрат с женой поселились в Грузии.

Здесь принц прожил оставшуюся часть жизни. И оставил о себе добрую память. Он овладел грузинским и мегрельским языками. Построил дворцы в Зугдиди, Салхино и Чкадуаши. Заложил в Мегрелии основы культурного виноградарства и виноделия. Его вино "Оджалеши" было признано одним из лучших на Кавказе.

Тем не менее, сказать, что с Мюрата и Саломеи началось приобщение края к европейским ценностям, было бы неправильно. Сторонником жизни на европейский лад был и владетельный князь Мегрелии Давид Дадиани. У которого с удовольствием целых три дня гостил император Николай I. Европейского образа жизни придерживалась и мать Саломеи. Разбитый княгиней Екатериной парк по праву считается прекрасным образцом европейского паркового искусства.

К сожалению, из архитектурного наследия Дадиани сохранилось не все. Строения в основном были из дерева, и многие из них сгорели при пожарах. Включая дворец, где останавливался российский император. На его месте позже был сооружен другой, который во время захвата Зугдиди турками также был сожжен.

А вот реликвии, о которых я интригующе говорил в начале, сохранились. Их перевез в Грузию принц Ашиль Мюрат, которому они достались по наследству. Больше не буду вас мучить: это личная шпага и посмертная маска Наполеона, мебель из его кабинета и несколько кресел, принадлежавших Неаполитанскому королю и маршалу Франции Иоахиму Мюрату.

Сделать крюк и заехать в Озургети следует для того, чтобы лично восхищенно полюбоваться шпагой Бонапарта, которая хранится там в местном музее. А в Зугдидском музее представлена одна из трех посмертных масок Наполеона. И мебель.

Она не выставлялась с 30-х годов прошлого века, так как нуждалась в реставрации. Однако я подозреваю, что в запасниках ее прятали еще и по другой причине. Дело в том, что многие советские чиновники, пользуясь тем, что это не Эрмитаж, неоднократно предпринимали попытки мебель присвоить.

К счастью, осуществить кощунство никому не удалось. И сегодня она в лучшем виде доступна для осмотра.

Ну а нам с вами осталось только сделать по дороге крюк. Это чтобы до Зугдиди и Озургети добраться…

До изобретения фотографии было обычной практикой делать гипсовые или восковые слепки с лиц известных людей после их смерти. Наполеон умер 5 мая 1821 года, заключенный в тюрьму на острове Святой Елены в возрасте 51 года.

François Carlo Antommarchi’s death mask of Napoléon (Musée de l’Armée, Paris)

После поражения при Ватерлоо в 1815 году Наполеон был сослан на остров Святой Елены, крошечный остров в Южной Атлантике. Здесь англичане и их немецкие, австрийские, русские и испанские союзники надеялись удержать бывшего императора от новой угрозы европейскому миру.

Существует полемика по поводу того, кто сделал первоначальный облик Наполеона на следующий день после его смерти (6 мая 1821 года). Одни считают, что это был личный врач Наполеона Франсуа Карло Антоммарчи, другие-что это был военный хирург Фрэнсис Бертон. Вероятно, было сделано более одного слепка, так как существуют четыре оригинальных слепка, как говорят, существуют сегодня. Во всяком случае, многочисленные бронзовые и мраморные копии появились на рынке, как только оригинальные отливки достигли Парижа.

Оригинальная посмертная маска Наполеона была создана 7 мая 1821 года, через полтора дня после смерти бывшего императора на острове Святой Елены в возрасте 51 года. Вокруг его смертного одра собрались врачи из Франции и Великобритании. Некоторые исторические источники утверждают, что д-р Франсуа Карло Антоммарчи отлил оригинальную “родительскую форму”, которая впоследствии использовалась для воспроизведения бронзовых и дополнительных гипсовых копий. Другие записи, однако, указывают, что доктор Фрэнсис Бертон, хирург, приписанный к шестьдесят шестому полку британской армии в Сент-Луисе. Елена, председательствовала на вскрытии императора и во время этой посмертной процедуры отлила первоначальную форму. Антомархи получил от своих британских коллег вторичную гипсовую форму из первоначального литья Бертона. Согласно сообщениям, с помощью этой формы второго поколения Антомархи во Франции изготовили новые копии посмертной маски как в гипсе, так и в бронзе.

Еще одно утверждение относительно происхождения посмертной маски и ее копий состоит в том, что мадам Бертран, помощница Наполеона на острове Св.Елены, якобы украла часть оригинального слепка, оставив Бертона только с ушами и затылком. Британский врач впоследствии подал в суд на Бертрана, чтобы получить гипс, но не смог сделать этого в суде. Год спустя г-жа Бертран подарила Антомарчи копию маски, с которой он сделал несколько копий. Одну из них он послал Лорду Бургхершу, британскому посланнику (представителю) во Флоренции, с просьбой передать его знаменитому скульптору Антонио Канове. К сожалению, Канова умер до того, как успел увидеть маску, а кусок остался у Бюргерша. Версия национальных музеев Ливерпуля, отлитая Э. Кенелем, считается потомком этой маски.

Некоторые считают, что доктор Антоммарчи жил на Кубе недолго и подхватил желтую лихорадку. Там он жил на кофейной плантации своего двоюродного брата и сблизился с генералом Хуаном де Мойей. Перед смертью доктор Антоммарчи сделал генералу Мойе посмертную маску. Считается, что маска до сих пор находится в музее в Сантьяго-де-Куба, провинция Ориенте, где была большая группа французских иммигрантов, которые создали кофейные плантации в высоких горах Сьерра-Маэстра.

Власти Нового Орлеана сняли посмертную маску в 1853 году. Во время беспорядков, сопровождавших гражданскую войну, маска исчезла. Бывший городской казначей заметил маску в 1866 году, когда ее тащили на свалку в мусорном фургоне. Вместо того чтобы вернуть маску в город, казначей забрал ее домой и выставил на всеобщее обозрение. В конце концов посмертная маска Наполеона оказалась в доме в Атланте капитана Уильяма Грина Рауля, президента мексиканской национальной железной дороги. Наконец, в 1909 году маска смерти Наполеона вернулась в Новый Орлеан. Капитан Рауль прочитал газетную статью о пропавшей маске и написал мэру о ее местонахождении. В обмен на соответствующее признание Рауль согласился пожертвовать посмертную маску Новому Орлеану. В том же году мэр передал маску в Государственный музей Луизианы.

  • Death mask of Napoleon Bonaparte made of plaster by Francesco Antommarchi on May 7, 1821. (Militärhistorischen Museum Wolkenstein, Schloßplatz 4, Wolkenstein)
  • Death mask of Napoleon I in 1937.
  • So-called “Malmaison” death mask of Napoleon I. Plaster taken by Antommarchi (or possibly Burton or Arnott), given by Antommarchi’s descendants. Considered authentic and to be the original imprinting of Napoléon’s face after his death.

  • Francis Burton’s death mask of Napoléon.
  • Bronze mask of Napoleon I by Francis Burton, 1829.
  • Bronze death mask of Napoleon I. Modeled in 1821; cast in 1833.
  • Death mask of Napoleon I by Archibald Arnott, in wax, 1821. (Musee de Musée Masséna, Nice)