Очистка воды

Что такое. Что такое харакири? Как называется женское харакири

Что такое. Что такое харакири? Как называется женское харакири

Сеппуку - это ритуал самоубийства, исполняемый по особым правилам японским самураем. Он является одной из самых колоритных древних традиций Японии, о котором наслышен весь мир.

Проводилась эта процедура в том случае, если самурай не смог уберечь от погибели хозяина (дайме), потерял свою честь или был приговорён к сеппуку. Ритуал как бы символизировал отсутствие страха перед смертью, твёрдость и непоколебимость духа и преданность сюзерену. Японцы сегодня употребляют в разговорной форме слово «харакири». Для написания «харакири» и «сеппуку» используются одинаковые два иероглифа, но в разном порядке.

Харакири - это самоубийство, в котором строго не придерживаются правил, оно предполагает простое вспарывание живота. Сеппуку же был ритуалом самураев, исполнение алгоритма которого до мельчайших деталей было обязательным. Это такое своеобразное символическое окончание пути воина. В случае нарушения обряда, самурай не попадал в мир воинов.

Проведение обряда, или о том, как делался сеппуку

Прежде всего, было необходимо освободить живот от одежды. Затем резко делались поперечный надрез на животе и вертикальный надрез от груди до пупка. Альтернативным вариантом было Х-образное вспарывание. Позднее распространение получил менее мучительный и более простой способ - самоубийца быстро пронзал себя мечом (вакидзаси).

Во время проведения древнего ритуала самураю было не дозволено падать или вопить от боли, поведение его должно было быть достойным. В противном случае это становилось для него страшным позором. Однако позже в ритуале сеппуку стало возможным присутствие помощника (кайсякунина), отрубавшего голову самураю, совершающему ритуал, так что казусов получалось избежать гораздо легче.

Помощнику следовало обезглавить самурая так, чтобы голова оставалась прикреплённой к шее полоской кожи. Хотя, исходя из предварительной договорённости или определённой ситуации, отсечение головы могло быть разным. По завершении ритуала кайсякунин вытирал меч бумагой белоснежного цвета, голову самоубийцы демонстрировали наблюдателям, а тело укрывали белым полотном.

Распространённым сеппуку было также в кругу женщин-самураев. Они перерезали себе горло или пронзали сердце, в отличие от «мужского» обряда. Но это не вызывало ни у кого удивления. Так как население того времени воспитывалось в самурайских традициях.

Читайте также

01 Ноя 2014

Футоном называется традиционный для Японии толстый хлопчатобумажный матрац, который японцы...

31 Окт 2014

С 25 по 28 сентября в столице Японии пройдёт масштабная туристская выставка мирового масштаба, ...

Харакири и сеппуку – что это? Разница между харакири и сеппуку, чем они отличаются

Сеппуку – древний японский самурайский ритуал самоубийства, совершавшийся по определенным правилам.

Сеппуку самурай делал, если был обесчещен, допустил гибель хозяина – дайме, либо по приговору. Совершая сэппуку, самурай показывал свое пренебрежение смертью, храбрость и верность своему сюзерену.

Харакири – слово, которое японцы используют в разговорной речи. Сеппуку и харакири пишутся одними и теми же двумя иероглифами, только поменянными местами. Если сэппуку предполагал четкое следование правилам, то харакири означает простое самоубийство без ритуала, вспарывание живота. Другими словами – харакири делали простолюдины, а сэппуку – самураи , хотя по сути это практически одно и то же.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.

При проведении ритуала самоубийства самурай должен был оголить живот и особым образом его разрезать – крестом, двумя движениями, сначала от одного бока к другому, затем от груди до пупка. Другой способ – разрезание живота буквой X . В наиболее поздние времена стал общепринят не такой болезненный метод – самурай втыкал вакидзаси себе в живот, наваливаясь на меч всем телом.

При совершении сэппуку самурай был обязан вести себя достойно, не корчиться от боли, не кричать, не падать, стараться сделать свою смерть красивой. Если самурай терял контроль над собой во время самоубийства, это считалось большим позором. Для того, чтобы избежать этого, со временем сэппуку стало совершаться с использованием специального помощника – кайсякунина, который отрубал голову самураю, вонзившего в живот нож.

Фото сеппуку

Моменты отрубания головы могли отличаться в зависимости от ситуации и предшествующих соглашений. Кайсяку желательно было таким образом отрубить голову, при котором голова оставалась висеть на полоске кожи, так как в противном случае она могла покатиться по полу, что считалось неэстетичным. После совершения обряда кайсяку протирал клинок белой бумагой, отсеченную голову поднимали за волосы и показывали свидетелям, после чего накрывали тело белой тканью.

Сэппуку также было распространено и среди женщин самурайского сословия , но они, в отличие от мужчин, вонзали кинжал себе в сердце или разрезали горло.

Жанр Самураи

И т. д.). Совершая сэппуку, самураи демонстрировали своё мужество перед лицом боли и смерти и чистоту своих помыслов перед богами и людьми. В случае, когда сэппуку должны были совершить лица, которым не доверяли, или которые были слишком опасны, или не хотели совершать самоубийство, ритуальный кинжал (кусунгобу) заменялся на веер, и таким образом сэппуку сводилась к обезглавливанию.

Генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

Этимология

«Сэппуку» и «харакири» пишутся одними и теми же двумя иероглифами. Разница в том, что сэппуку пишется как 切腹 (сначала идёт иероглиф «резать» а потом «живот», при прочтении используются «онные », японско-китайские чтения), а харакири наоборот - 腹切り (первый иероглиф - «живот», используются «кунные », чисто японские чтения). В Японии слово «харакири» является разговорной формой и несёт некоторый бытовой и уничижительный оттенок: если «сэппуку» подразумевает совершённое по всем правилам ритуальное самоубийство, то «харакири» переводится скорее как «вспороть себе живот мечом».

История возникновения

В древности сэппуку не было распространено в Японии ; чаще встречались другие способы самоубийства - самосожжение и повешение. Первое сепукку было совершено даймё из рода Минамото в войне между Минамото и Тайра , в 1156 году, при Хеген. Минамото но-Таметомо, побежденный в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.

Сэппуку состояло в том, что самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обыкновенно его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что сэппуку по сути сводилось к ритуальному обезглавливанию.

Между обезглавливанием по сэппуку и обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки, не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся только то, что сэппуку в виде казни применялось лишь к привилегированному сословию самураев и т. д., но никоим образом не к классам населения, считавшимся ниже самураев.

Это официальное применение сэппуку относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната , но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации 1868 г. с началом организации государственного строя по европейскому образцу и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни, официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сэппуку нередко встречались и в XX веке , и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации, создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного положения ореол славы и величия.

Идеология

Существует точка зрения, согласно которой сэппуку усиленно насаждалось религиозными догматами буддизма , его концепцией бренности бытия и непостоянством всего земного. В философии дзен-буддизма центром жизнедеятельности человека и местоположением его души считалось не сердце или голова, а живот , занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу и способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. В связи с этим возникла масса выражений, описывающих разные душевные состояния человека с использованием слова «живот», по-японски хара [фуку]; например, харадацу - «ходить с поднявшимся животом» - «сердиться», хара китанай - «грязный живот» - «низкие стремления», хара-но курой хито - «человек с черным животом» - «человек с черной душой», хара-но най хито - «человек без живота» - «бездуховный человек». Считается, что вскрытие живота путём сэппуку осуществляется в целях показать чистоту и незапятнанность своих помыслов и устремлений, открытие своих сокровенных и истинных намерений, как доказательство своей внутренней правоты; другими словами, сэппуку является последним, крайним оправданием себя перед небом и людьми.

Также возможно, что возникновение этого обычая вызвано причинами более утилитарного характера, а именно постоянным наличием при себе орудия самоубийства - меча. Вспарывание живота мечом являлось очень действенным средством, и остаться в живых после такой раны было невозможно. В Европе существовала некоторая аналогия этого ритуала: обычай бросаться на меч в древнем Риме возник не в силу какой-нибудь особой идеологии этого явления, а в силу того, что меч был всегда при себе. Как на Западе, так и на Востоке применение меча как орудия для самоубийства началось именно среди сословия воинов, которые постоянно носили его при себе.

Примечания

Следует отметить, что проникающие ранения брюшной полости - самые болезненные по сравнению с подобными же ранениями других частей тела.

Распространено бытовое выражение «болевой шок», «смерть от болевого шока». Однако в действительности никакого «болевого шока» не существует, и умереть от одной лишь боли - даже очень сильной - человек не может.

Ссылки

  • Jack Seward, Hara-Kiri: Japanese Ritual Suicide (Charles E. Tuttle, 1968)
  • Christopher Ross, Mishima’s Sword: Travels in Search of a Samurai Legend (Fourth Estate, 2006; Da Capo Press 2006)
  • Seppuku - A Practical Guide (tongue-in-cheek)
  • An Account of the Hara-Kiri from Mitford’s «Tales of Old Japan» provides a detailed description: http://www.blackmask.com/thatway/books162c/taja.htm
  • Zuihoden - Мавзолей Дате Масамунэ - Когда он умер, двадцать его сторонников убили себя, чтобы служить ему в следующей жизни
  • Seppuku and «cruel punishments» at the end of Tokugawa Shogunate
  • SengokuDaimyo.com The website of Samurai Author and Historian Anthony J. Bryant

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Особенность японского языка такова, что находясь с китайским в разных языковых группах, японский унаследовал китайскую иероглифическую письменность. С течением времени видоизменили ее, подстроили под себя, а в период с VIII по X вв. создали две азбуки: хирагану и катакану. Так, вариантов прочтения иероглифов тоже появилось два: верхний и нижний. Верхнее произношение иероглифа означающего «внутренности» и «вспарывать» - это «сэппуку» («seb-puku»), а нижнее – «харакири» («hara-kiri»). Разумеется, присутствует существенное смысловое различие: харакири – это более общий термин, обозначающий обыкновенное самоубийство, совершенное холодным оружием; это прочтение употребляется также в переносном смысле, например, для обозначения суицида террористов-смертников. Чтение «сэппуку» - это «книжный», высокий стиль, это понятие сугубо ритуальное самоубийство, исполненное с соблюдением всех обрядов в соответствии с многовековыми традициями.

Ритуальное самоубийство практиковалось еще 2000 лет назад на Японских и Курильских островах, а также в Манчжурии и Монголии. Изначально его осуществляли исключительно по своей воле. Спустя несколько столетий начинают практиковать ритуальные самоубийства по приказу. Начиная с XVI века, сэппуку получило широкое распространение среди японской военной аристократии. В Японии не существовало , и было лишь два вида наказания: телесные – за мелкие нарушения, и смертная – за все остальные виды преступлений. Применять телесные наказания к самураям было запрещено, поэтому для них оставалась лишь . И это был единственный способ смыть позор.

Безусловно, представляет интерес, почему сэппуку осуществляется путем вспарывания живота. Этот жест символизировал обнажение души. Зачастую самоубийство осуществлялось и в знак протеста, если самурай был несогласен с предъявленными ему обвинениями. Вспоров себе живот, он словно демонстрировал свою невиновность, отсутствие в его душе греха, тайных умыслов. Кроме того, такой способ лишения себя жизни является наиболее болезненным, а стало быть почетным, поскольку требовал недюжинной храбрости и мужества. Женщины из самурайских семей также должны были знать все тонкости обряда сэппуку, поскольку для них не суметь при необходимости покончить с собой тоже было бы позорным.

Наконец, если говорить об орудиях самоубийства, то применялись, как правило, вакидзаси (малый самурайский меч), специальный нож или деревянный меч. Рана должна была быть точной и неглубокой, чтобы не повредить позвоночник. Совершать сэппуку нужно было, не теряя лица и не издавая ни единого стона. Высшим проявлением самурайского духа было сохранить улыбку на лице. И более того – были известны случаи, когда самураи собственной кровью писали предсмертное стихотворение.

Коды HTML и BB для желающих сослаться на эту страницу:

самурай харакири


сеппуку самурая


Ритуал харакири, японское харакири или сэппуку самурая

Если обобщенно и кратко, то это самоубийство методом вспарывания живота распространенное со времен средневековья в Японии. С японского "хара" это живот, а "кири" - резать. Ритуал сэппуку в большей степени был характерен в среде самураев и совершался по приговору или добровольно. В 1868 году харакири было запрещено законом.

Чем отличается харакири от сеппуку, разница между харакири и сеппуку

Сеппуку считают древним ритуалом самоубийства для самураев и знатных особей, который должен был совершаться по определенным правилам и обставляться как церемония на котором должен был присутствовать друг с обязательством помочь уходящему из жизни другу если что то пойдет не так. Причиной сэппуки для самурая могло быть его бесчестие или если он допустил гибель своего хозяина. Решившись на сэппуку, самурай как бы показывал свое пренебрежение смертью, подтверждая свою преданность хозяину или потерю чести неизбежными обстоятельствами, а не трусостью. Отличие харакири от сеппуку в более простом отношении японцев и к этому слову (именно оно используются ими в разговорной речи) и к установленным правилам при исполнении этой процедуры. Как правило, харакири означает простое самоубийство методом вспарывания живота без обязательного ритуала. Считается, что харакири больше присущи простолюдинам.