Лотки водоотводные

Правописание проверяемых согласных в корне. Непроизносимые согласные в корне слова

Правописание проверяемых согласных в корне. Непроизносимые согласные в корне слова

Глухие и звонкие согласные

1. Чтобы проверить написание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, надо подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы после этого согласного следовал гласный.

Пру д – пру д ы, моло т ьба – моло т ить, у з кий – у з ок, пру т – (нет) пру т а.

Исключение: сва д ьба (хотя сва т ать ).

2.Следует помнить, что в производных словах г, д чередуется с ж (сапо г и – сапо ж ки, запря г ать – пря ж ка ), а х чередуется с ш (па х ать – вспа ш ка, каза х и – каза ш ка ).

3. Ударный -ёжк (а) пишется в отглагольных существительных.

Зубрить – зубр ёжк а.

4. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить (как правило, это заимствованные слова).

Космона в т, фи с гармония, ри к ша, зи г заг, во к зал, Е в фрат.

Есть и русские слова с непроверяемым согласным: ве т чина, при т ча, по т чевать, з десь, з доровье, ни з ги, с добный, чу в ствовать.

Данное правило распространяется на правописание согласных в корне, в приставках и суффиксах, не изменяющих своего написания, хотя правописание различных морфем (частей слова) имеет свою специфику.

Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова). Тростник – тросточка, трость, вестник –весточка, весть.

Исключения: блеснуть (хотя блестеть), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотяплескать), лосниться (хотя лоск), лестница (хотя лесенка).

2. Необходимо различать следующие пары слов: костный (мозг), надкостница (ср.: кость)косный («отсталый»), косность; шефствов ать над кем-либо (ср.: шефы) - шествовать («идти») (ср.: шёл);

сверстник (ср.: верста) - ровесник ;явственный, явствовать (ср.: явь, явный) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’ ]), следует усвоить: буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т, выступающих в родственных словах: Доска – дощатый, воск – вощанка, холст – холщовый, суть – сущий ;

конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив-): песок, песка, супесь – песчаный, резать – резчик, борозда – бороздчатый, бежать – перебежчик, хлестать – хлестче, веснушка – веснушчатый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч, перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т : крупица – крупитчатый, ресница – реснитчатый, немец – неметчина.



5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн пишется в следующих случаях:

перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] : скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник. Исключения: двуру ш ник,ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

в женских отчествах на -ична . (Мария Савви ч на.)

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

в словах, образованных от основ на х : сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник;

в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий: сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый;

в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных: кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание. 1) Произносятся и пишутся без т слова: искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган), чудесный (ср.: чудеса), ужасный (ср.: ужас),опасный (ср.: опасаться), гнусный (ср.: гнус), бестелесный (ср.: телеса), небесный (ср.: небеса), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.: словеса).

2) Произносятся и пишутся без н слова: прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова: лоточник (торговец с лотком, на лотке) – лотошник (игрок в лото), гречневый (от греча) – гречишный (от гречиха).

Двойные согласные.

Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый. Примечание 1. При наличии звукового чередования зг – зж, зд – зж пишется не двойное ж , а зж, например: визжать (визг), приезжать (приезд), брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п. Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж.

Двойноес пишется в слове ссора и однокоренных с ним.

Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом. Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец.



В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка. Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например: а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а), оперетта – оперетка; б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка.

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие . Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по-) и поддаться (приставка под-): Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, асессор, баббит, балласт, баллон, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, иррационализм, кассация, коррозия, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пессимизм, рессора, сеттер, симметрия, стеллаж, теннис, терраса, территория, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс. Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др. Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе-ис-а пишется одно с (актриса, директриса ).

В суффиксе -етта пишутся два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта.

Непроверяемых согласные

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, напр.: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен.

Непроверяемыми являются согласные в следующих приставках, суффиксах, окончаниях.

Приставки. Буква к пишется в приставках экс- и экстра- : экс-чемпион, экс-президент, экстерриториальный, экстраординарный, экстра-класс. Буква с пишется в приставке дис-: дисквалификация, дискомфорт, диспропорция, дисгармония, дисбаланс; ср., однако, дизассоциация, дизъюнкция , где перед гласным и перед и произносится и пишется з.

Суффиксы. Буква в пишется в суффиксах причастий и деепричастий -вш(ий), -вши, -в : отнявший, прочитавший, взявши, взяв, прочитав ; буква ж - в суффиксе наречий -жды : дважды, единожды, четырежды ; буква д перед ц - в числительных, оканчивающихся на -дцать, -надцать : двадцать, тридцать, одиннадцать, шестнадцать.

Окончания. Буква в пишется на конце форм род. п. мн. ч. существительных типа домов, городов, стульев ; буква т - на конце форм 3-го лица ед. и мн. ч. глаголов: знает, спит, пишут, рисуют, ходят, ворчат ; буквы шь - на конце формы 2-го лица ед. ч. наст.-буд. времени: знаешь, пишешь, ходишь, дашь .

Сочетания согласных.

Щ и сочетания зч, здч, сч, стч, жч, шч .

Пишется щ в тех случаях, когда оно целиком относится или только к корню, или только к суффиксу, например: щетка, щука, прощу, ищу, вощаной, дощатый, расщепить (ср. щепать); площе (ср. плоско); погонщик (ср. погонять); женщина (ср. жена).

Пишется сч на стыке приставки и корня, когда с относится к приставке, а ч к корню, например: счесть, бесчестный, исчерпать, чересчур.

Пишется шч, жч, сч, зч, стч или здч :

1) на стыке корня и суффикса, если суффикс начинается с ч и этому звуку предшествуют согласные ш, ж, с, з, ст, зд корня, например: перебежчик (ср. перебежать), перевозчик (ср. перевозить), разносчик (ср. разносить), объездчик (ср. объездить);

2) в основах, оканчивающихся на сочетания шк, жк, ск, зк, стк или здк , если при замене суффикса вместо к в этих сочетаниях появляется звук ч , например: резче (резкий), хлестче (хлесткий), веснушчатый (веснушки).
Примечание. В словах счастье, песчаный пишется сч.

Сочетания ск, ст, зг, зд .

В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд, а есть только основы на зг, зд(ь) ; пишутся: мозг (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно), здесь, здоровье, здание; исключение: сдоба, сдобный. Примечание. В начале слова буквосочетания сг и сд пишутся только на стыке приставки с- с корнем, например: сговориться, сгрудиться, сдать, сделать, сдружиться.

На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст(ь) ; пишутся: пуск (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск; прилагательные с суффиксом -ск- (царский, приморский, заводской); слова с суффиксами -ист (гитарист, футболист), -ость (смелость, жадность), -ист(ый) (холмистый, прерывистый), -аст(ый) (глазастый, зубастый).

В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст, например: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна.

Буквенные сочетания чт, чк, чн, нч, щн, нщ, рщ пишутся без мягкого знака, потому что буквы щ и ч обозначают непарные мягкие звуки [ч"] и [щ"]. Для них при письме показатель мягкости не требуется.

Упражнение 16. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно определите значения данных слов. При выполнении задания пользуйтесь словарями толковым и орфографическим, словарем иностранных слов.

1) Н или нн: а...отация, а...улировать, коло...а, труже...ик, то...а, ю...ый;

2)с или сс: а...истент, режи...ер, иску...твенный, ди...идент, неистощимые ре...урсы, репре...ия, белору..., компроми..., свободная диску...ия, всемирный конгре...;

3) л или лл: инте...игенция, по...ис (страховой), ба...отироваться, ко...ичество, бю...етень, ко...ективная собственность, приви...егии, а...юминиевая посуда, криста...ьная форма.

Упражнение 18. Вставьте, где необходимо, пропущенные согласные буквы.

1. Цыган снял варе..ку, разворотил усы, боро..ку, скрывая лука..ство (А.Н. Толстой). 2. Ал..еи парка, его лужайки, площа..ки были полны гуляющими (Далецкий). 3. В мае он не успеет вывезти кирпич, даже если подойдёт автоколон..а (Рыбаков). 4. А рано утром нам пришлось отправляться наза.. и менять трас..у (Антонов). 5. Шос..е обрывалось над рекой у сож..ённого моста (А.Н. Толстой). 6. Уже были маленькие груп..очки в пяток, в десяток лиц (Шишков). 7. Гребень водораздела состоит из кварцевого порфира, в котором включены кристал..ы полевого шпата (Арсеньев). 8. Все, кто свободен от смены, ушли в горо..ской сад на оперет..у, но Нюра не пошла (Антонов). 9. В гол..андке чернели, рассыпаясь пеплом, листки (Бирюков). 10. Кучер взмахнул вож..ами, и тройка рысью под звон колокольчиков покатилась по дороге в гору (Гладков). 11. Над ним, пойдя на смелый риск, антен..ы вытянулись в нитку (Исаковский). 12. Перед тер..асой красовалась продолговатая клумба, покрытая розами (Тургенев). 13. Из того, что я брю..жал здесь и ругался, не делайте выводов, что у нас совсем плохо идёт работа (Ажаев).

Упражнение 19. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

Упражнение 20. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Ука­жите, написание каких слов проверяется в словарном порядке.

1. Книги лежали впереме…ку с тетрадями, что со­здавало большой беспорядок. 2. За окнами поезда мелькали расстилавшиеся впереме…ку поля и луга. 3. Состоялась очередная встреча на первенство стра­ны по фу…болу. 4. Собравшиеся на во…зале приветст­вовали ветеранов. 5. Высоко летел, размахивая крыльями, ко…чик. 6. Винтовая ле...тница вела на­ верх. 7. Необходимо было заделать отвер…тие в стене. 8. К завтраку были поданы копчу…ки. 9. На плите ле­жало несколько ко…форок. 10. А…бест употребляется в качестве огнеупорного материала. 11. Началось вре­мя ко...ьбы. 12. Двери зала украшены художествен­ной ре...ьбой.

Упражнение 21. К каждому из приводимых ниже слов подберите то, от которого образовано данное, или найдите однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный звук. Образец: устный - уста, искусный - искусен.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, гнусный, горестный, громозд­кий, грустный, девственный, дилетантский, доблест­ный, захолустный, интересный, комендантский, кос­ный, костный, местный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, послать, постлать, праздный, прекрасный, прелестный, пристрастный, сверстник, свиснуть, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тро­стник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, шествовать, шеф­ствовать, явственный, яростный, яства.

Упражнение 22. Образуйте сложносокращенные слова из данных словосочетаний. Образец: граммофонная пластинка - грамплас­тинка (без двойной согласной); корреспондентский пункт - корпункт.

Граммофонная запись, групповой организатор, конная армия, коллективный договор, прессованный порошок.

Упражнение 23. Подчеркните двойные согласные: а) на стыке при­ ставки и корня; б) на стыке корня и суффикса.

Беззаботный, ввезти, весенний, иззубрить, матрос­ский, барабанный, наддать, равнинный, вагонный, бе­лорусский, оббить, осенний, ссутулиться, конный, та­бунный, мгновенный, оттащить, ссадить, туманный, ладонный, беззащитный, подделать, караванный, невинный, окраинный, ввергнуть, баянный, оттенить, карманный, черкесский, пружинный, ранний, ввин­тить, наддверный, эскимосский, санный, сторонний, сезонный, поддержать, банный, машинный, беззе­мельный, диванный, лунный, иззябнуть, данный.

Упражнение 24. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Разбе­рите по составу слова рассчитал, беззвучно, бессмер­тие.

1. Поглядев на звезды, Хаджи-Мурат ра..читал, что было уже далеко за полночь (Л. Г.). 2. В продол­жение утра и середины дня Оленин весь был погру­жен в арифметические ра..четы (Л. Т.). 3. Волчата, все трое, крепко спали, ..бившись в кучу (Ч.). 4. Пламя колебалось, дрожало, точно бе..вучно ра..казывало о чем-то (М. Г.). 5. Во сне даже сильный человек кажется бе..защитным и бе..помощным 26 (М. Г.). 6. В бе..мысленных бе..цветных глазах сто­яли светлые слезинки (Бун.). 7. В ра..даточную зав­ трак привезли (Лакш.). 8. Траншеи, придуманные Ширяевым, не трусость. Это прием. Он..берег бы лю­ дей... Я..читаю, нельзя таким людям командовать (Некр.). 9. У храбрых есть только бе..мертие - смер­ти у храбрых нет (Сим.). 10. Мы ра..читывали на арт­подготовку (Некр.).

Упражнение 25. Вставьте пропущенные буквы з или с; выделите кор­ ни в словах.

Ра..шить, ни..ший, ..дача, ..дание, ..делать, ..лет­ний, со..дать, ..доба, ..доровье, ..гибать, ..дать, ..дружиться, ..дравствовать, ..жечь, „жать, ра..жать, ..двоить, ра..двоить.

40. Запишите проверочные слова по образцу. Обозначьте орфограмму № 3.

Луг - луга , ошиб ка - ошиба ться, сосед - соседи , обед - обеда ть, труб ка - трубо чка, голод - голодн ый, труд - трудн ый, насмеш ка - смеши ть, утюг - утюги , масштаб - масштабн ый,
роб кий - робо к, ног ти - ного ть.


41. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму № 3 по образцу.


42. Спишите слова, вставляя одну из указанных букв.

Б или п? Голу б ка (голуби ), корот ка (корото к), скрип ка (скрипа ч), гиб кий (гибо к).
В или ф? Верёв ка (верёво чка), лов кий (лово к), вышив ка (вышива ть), шеф ский (шефы).
Г или к? Сапог (сапоги ), поток (потоки ), враг (враги ), друг (у друга ), подвиг (подвиги ), ног ти (ного сть).
Д или т? Селёд ка (селёдо чка), ред кий (редо к), мет кий (мето к), молот ьба (молоти ть).
Ж или ш? Нож ка (у ноже к), вареж ка (нет вареже к), ладош ка (с ладоше к), рубаш ка (нет рубаше к).
З или с? Указ ка (ука за ть), кос ьба (коси ть), дерз кий (дерзи ть), прос ьба (проси ть).


43. Выпишите пары одинаково произносимых слов. Чтобы стало ясным их значение, подберите к каждому подходящему по смыслу слова. Подчеркните в них орфограммы.

Сладкий плод - деревянный плот , зелёный луг - горький лук , женский род - маленький рот , ивовый прут - небольшой пруд , он молод - тяжёлый молот .


44. Можно ли проверить правописание выделенных гласных и согласных в корнях слов? Почему? Как называются такие гласные и согласные?



Выделенные гласные и согласные в корнях слов проверить нельзя, так как это словарные слова, их нужно запомнить. Такие гласные и согласные называются непроверяемыми.


45. Проверьте по орфографическому словарю написание данных слов.

Ба скет бол, кросс , тенни с, фи гура, спорт смен, вок зал, рюк зак.

46. Подготовьтесь к игре "Пиши правильно!". Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды на доске записывает слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетрадь. Выигрывает та команда, ученики которой совершили меньше ошибок.

Задание для самостоятельной работы.

  • Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласных л, м, н, р . Например: смаз ка – смазать, молот ьба – молотить .

    Ср.: Луга шли вперемежку с полями (перемежаться). – Чёрные карандаши были разбросаны вперемешку с цветными (перемешаться); Изморозь рисует замысловатые узоры на стёклах окон (морозить). – Как сквозь сито сеялась мелкая изморось (моросить).

    Примечание. В слове свадьба пишется д (ср. свадебный ), хотя в однокоренных словах сват, сватать пишется т . В слове лестница пишется с (хотя лезу ); в слове отверстие тоже пишется с (хотя отверзать ).

  • Для проверки написания сомнительной согласной иногда используется чередование звуков. Ср.: ковриж ка, пичуж ка (от коврига, пичуга , с чередованием г ж ) – деревяш ка, копчуш ка современном языке соответствующего чередования нет); сквореч ник (от скворец , с чередованием ц ч ) – набалдаш ник (без чередования).

    Не связано с явлением чередования наличие двух вариантов произношения и, соответственно, написания слов с одним и тем же значением, например: галоша – калоша, дискутировать – дискуссировать .

  • В некоторых словах иноязычного происхождения написание сомнительной согласной нельзя проверять однокоренным словом, например: абстрак ция (хотя абстрагировать ).
  • Написание слов с непроверяемыми согласными определяется по орфографическому словарю, например: асбест, бонбоньерка, варежка, вокзал, кобчик (птица), копчик (кость в конечности позвоночника), мундштук .
  • § 9. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня

    1. Двойное ж пишется в корнях слов вожжи, дрожжи, жжение, жужжать, можжевельник и однокоренных с ними. Ср.: возжечь (воз + жечь) – возжжёшь (воз + жжёшь), также возжжённый .

      Примечание 1. При наличии звукового чередования зг зж , зд зж пишется не двойное ж , а зж , например: визжать (визг), приезжать (приезд). Ср.: брезжить, брюзжать, дребезжать, мозжечок и т. п.

      Примечание 2. В словах брыжейка, брыжи пишется только одно ж .

    2. Двойное с пишется в слове ссора и однокоренных с ним (о принципе написания слова рассориться см. § 31, примечание 4).
    3. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, поссовет, роддом .

      Примечание. В первой части сложносокращенных слов, представляющей собой основу, которая оканчивается двойной согласной, пишется только одна согласная, например: грампластинка, групком, групорг, конармеец .

    4. В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксом сохраняются, например: балл – пятибалльный, галл – галльский, гунн – гуннский, компромисс – компромиссный; группа – группка, диаграмма – диаграммка, программа – программка, телеграмма – телеграммка . Ср.: Канберрский университет, Каннский кинофестиваль, Лозаннская конференция, боннское правительство и т. п.

      Исключения. В некоторых словах, в частности в уменьшительных именах лиц, в рассматриваемом случае пишется одна согласная. Например:

      а) кристалл – кристальный, финн – финский; колонна – колонка, тонна – пятитонка, финн – финка (обычно двойное н стягивается в одно н перед суффиксом -к-а ), оперетта – оперетка;

      б) Алла – Алка, Анна – Анка, Кирилл – Кирилка, Римма – Римка, Савва – Савка, Филипп – Филипка, Эмма – Эмка .

      Примечание. О двойных согласных на стыке корня и суффикса см. § 40, п. 10 . О двойных согласных в суффиксах имен прилагательных и причастий см. § 40, п. 10 и § 52 . О написании одного или двух н в существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, см. § 52, п. 5, примечание 2 .

    5. Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной, например: воззвание, подделать, преддверие .

      Примечание. Следует различать написание слов типа податься (приставка по- ) и поддаться (приставка под- ). Ср.: Дверь подалась под ударами лома (перестала оставаться в первоначальном положении). – Дверь поддалась ударам лома (не выдержала сильных ударов).

    6. Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения определяется по орфографическому словарю, например: аббревиатура, абсцисса, агрессия, акклиматизация, аккомодация, аккредитив, аксессуар, аллитерация, аммиак, аммонит, апелляция, аппендицит, аппликация, аппретура, аппроксимация, асессор, атолл, аттракцион, баббит, балласт, баллон, баллотирование, беллетристика, босс, гиббон, гиппопотам, гуммиарабик, гуттаперча, дилемма, диссонанс, дифференциал, идиллия, иллюминация, индифферентность, иррационализм, ирригация, каллиграфия, кассация, клемма, коллежский, колосс, коралл, коррозия, коррупция, коэффициент, кристалл, мантисса, муссон, оппозиция, параллелепипед, параллелограмм, пассат, перрон, пессимизм, рессора, сеттер, сеттльмент, силлогизм, симметрия, стеллаж, стрептококк, теннис, терраса, террикон, территория, троллейбус, хлорофилл, целлюлоза, эксцесс, эллипс, эссенция .

      Примечание 1. С одной согласной пишутся слова: агрегат, алюминий, атрибут, бакалавр, балюстрада, баркарола, вернисаж, волейбол, галерея, десант, десерт, децибел, дилетант, импресарио, карикатура, катар, лилипут, нивелир, пилигрим, политес, привилегия, продюсер, пудинг, ресурс, росомаха, русизм, тротуар, унисон и др.

      Примечание 2. В суффиксе -есс-а пишутся два с (поэтесса, стюардесса ), в суффиксе -ис-а пишется одно с (актриса, директриса ).

      В суффиксе -етта пишутся два т , например: ариетта, оперетта, симфониетта .

    § 10. Непроизносимые согласные

    Для проверки написания слов, имеющих в своем составе группу согласных вств , здн , ндск , нтск , стл , стн и др., нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, с тем чтобы после первого или второго согласного звука этой группы стоял гласный, например: грустный (грустен, грустить) – гнусный (гнусен); свистнуть (свистеть) – свиснуть (свисать). Ср.:

    а) безвестный, властный, гигантский, голландский, горестный, громоздкий, девственный, дилетантский, доблестный, захолустный, здравствовать, корыстный, костный, местный, ненавистный, ненастный, окрестность, пастбище, поздно, праздность, прелестный, пристрастный, сверстник, сердце, солнце, счастливый, тростник, хлестнуть, чувствовать, целостный, явственный, яростный;

    б) безгласный, вкусный, интриганский, искусный, косный, опасный, ровесник, словесность, ужасный, участвовать, чествовать, шествовать, яства .

    Примечание. Пишется блеснуть (хотя блестеть ), лестница (хотя лесенка ), плеснуть (хотя плескать ), склянка (хотя стекло ).

    В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

    • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
    • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
    • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

    Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

    Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н.

    Например:

    просьба – просить

    низкий – низок

    лёд – ледовый

    А каким образом можно изменить слова?

    В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

    глаз – глаза

    цепь – цепи

    сосед – соседи

    берег – берега

    Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

    блузка – блузки – (много) блузок

    шляпка – шляпки – (много) шляпок

    Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

    шапка – шапочка

    подушка – подушечка

    березка – березонька

    игрушка – игрушечка

    Или наоборот:

    блюдце – блюдо

    погодка – погода

    травка – трава

    Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

    Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

    Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

    Например:

    устный – уста

    здравствуй – здоровый

    капустный – капуста

    Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

    Например:

    чудесный – чудеса

    опасный – опасаться

    ужасный – ужасы

    Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

    чувствовать

    лестница (но лесенка)

    склянка (но стекло)

    блеснуть (блестеть)

    словесный

    яства

    ровесник

    наперсник

    Правописание слов с удвоенными согласнымив корне слова

    К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

    суббота, коллекция, касса

    Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

    суб-бота, те-ле-грам-ма

    Изучение темы «Правописание согласных в корне слова»

    Для формирования навыка правописания в корнях слов безударных гласных, парных глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, а также для правильного написания приставок, ъ разделительного знака учащимся необходимо владеть совокупностью знаний и умений:

    1) умение различать гласные и согласные звуки; ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные (парные, непарные звонкие, непарные глухие);

    2) умение соотносить написание и произношение слова, устанавливая сходство и различие;

    3) умение разбирать слово по составу (проводить морфемный анализ);

    4) умение подбирать однокоренные слова;

    5) умение изменять форму слова.

    Однако каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования рассматриваемых навыков. Важно взаимодействие между ними.

    При подборе проверочных слов, определяющих написание безударных гласных корня, учащиеся устанавливают связь между фонетическими и морфологическими знаниями, так как для проверочного слова характерны два признака:

    а) гласный звук в корне ударный,

    б) слова однокоренные или формы одного и того же слова.

    Аналогичные условия создаются и при подборе проверочного слова, которое обосновывает написание букв, обозначающих парный глухой или звонкий согласный в корне. Проверочное слово также обладает двумя признаками: а) оно является однокоренным с проверяемым или его формой, б) после проверяемого согласного стоит гласный, например: узок - узкий, рубить - прорубь и т. п. При написании слов с непроизносимыми согласными в качестве проверочных также выступают однокоренные слова, в которых все согласные произносятся: звезда - звездный, радости - радостный, место - местный и т. п.

    Для примера

    урок:

    Русский язык, 3 класс.

    Открытый урок по теме:

    «Правописание непроизносимых согласных звуков

    в корне слова»

    Цели урока:
    Учебные: совершенствование знаний о непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения подбирать проверочные слова; формирование орфографических навыков; заложить информационные навыки: работы со словарем, ИКТ; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
    Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
    Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

    Формы работы : индивидуальная, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

    Компетенции:
    Учащиеся должны знать:
    – правила правописания слов с изученными орфограммами;
    Учащиеся должны уметь:
    – видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с непроизносимыми согласными, владеть способами проверки согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе;
    владеть способом проверки орфограмм путём использования разных информационных источников; находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
    – правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
    - заменять слова синонимами;
    - работать в группах;
    - вести самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

    Оборудование: ПК, интерактивная доска.

    Ход урока:
    Тема нашего урока: «Правописание непроизносимых согласных звуков в корне слова».

    Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения подбирать проверочные слова. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.
    - Вы будете работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

    1. Расскажите, что вы знаете об этой орфограмме:
    -В каких сочетаниях согласных звуков один из них не произносится?
    ([стн] ,[здн], [ств], и др.)
    -Почему исчезают отдельные звуки? Какие это звуки? [В], [Д], [Л],[Т]
    -Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

    (В русском языке есть слова со стечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся, их называют непроизносимыми согласными. Написание таких слов надо проверять. Чтобы проверить непроизносимые согласные в, д, л, т в корнях, надо подобрать проверочные слова, в которых эти звуки четко произносятся).
    2.Первое задание:
    - На доске записаны слова, что заметили?
    Записать слова, доказывая написание непроизносимой согласной(по выбору фиксируют на доске проверочное слово и проверяемое)
    подчеркнуть орфограмму:

    Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник.
    Весть - известный,
    гигант – гигантский,
    власть – властный,
    честь – честный,
    доблесть – доблестный,
    праздник?

    1.Проверка слов: подбор проверочных,
    2. что обозначает слово доблестный –найти толкование слова доблесть в электронном словаре (двое работают у компьютера)
    3. нельзя проверить слово праздник – что нам поможет определить правильно ли мы написали это слово –орфографический словарь
    (работают с орфографическим словарём)

    Если мы не можем проверить слова, то оно будет словарным
    Подберите однокоренные слова
    На ИД: ПРАЗДНИК

    Физкультминутка
    На ИД написаны слова : цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, луг, рукав, устный, шалаш.

    На интерактивной доске написаны слова на разные правила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете любое другое движение.

    3.Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь).

    А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

    Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

    ненастные
    поздней
    яростный
    радостное
    чудесная

    В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

    красные
    безобразной
    прекрасное
    звездное

    Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

    небесный
    здравствуй
    напрасно
    солнце
    вестники

    Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

    чудесный
    праздник
    поздней
    гигантские
    песню

    Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов с непроизносимыми согласными. (Каждый ученик по одному слову).

    12

    Для примера

    урок:

    ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

    Цель:

    - Личностные УУД:

    Формулировать и аргументировать собственное мнение;

    Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

    Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

    Регулятивные УУД:

    Высказывать свое предположение на основе учебного материала;

    Проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

    Осуществлять самоконтроль.

    Познавательные УУД:

    Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделируют процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

    Выстраивать логическую цепь рассуждений– анализ объектов с целью выделения признаков;

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    Коммуникативные УУД:

    Слушать и понимать речь других;

    Формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

    Уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

    Тип урока: обобщение изученного.

    Используемые приёмы, методы, технологии обучения: системно-деятельностный подход, проблемно-диалоговое обучение, индивидуальная, групповая работа, методы дифференцированного обучения.

    Оборудование : презентация Microsoft Power Point, учебник для 5 класса по русскому языку, раздаточный материал к уроку.
    Прогнозируемый результат : самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по правильному написанию непроизносимых согласных.

    ХОД УРОКА:

    I.Организационный момент.

    Добрый день, ребята! Мне приятно всех вас видеть.

    Упражнение «Подари улыбку»

    Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

    Участники берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

    Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

    Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

    Постараемся проверить это правило на сегодняшнем уроке.

    Записать Д.З. сл.1

    II. Постановка темы и цели урока.

    На доске написаны слова

    Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правило и подберите проверочное слово

    Грус…ный

    Морко…ка

    1.Что интересного вы заметили? (вставленные буквы согласные)

    Ребята, как вы думаете, какое слово будет лишним? (грустный)

    Почему? (другая орфограмма)

    Давайте произнесём это слово, так как говорим.

    Посмотрите на транскрипцию. [ Г Р У С Н Ы Й/ ]

    ИНОГДА СОГЛАСНЫЕ ИГРАЮТ С НАМИ В ПРЯТКИ.

    ОНИ НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, НО ПИШУТСЯ В ТЕТРАДКЕ.

    Звучит песня «Непроизносимые согласные». сл.2

    По этой проблеме сформулируйте тему урока.

    «Правописание непроизносимых согласных в корне слова» сл.3

    Чему мы сегодня будем учиться на уроке?

    Будем учиться правильно, писать слова с непроизносимыми согласными.

    Будем учиться подбирать проверочные слова.

    В течение урока вы заполните карту успешности (показать)

    III. Актуализация знаний

    1.Осмысление изучаемого материала.

    Работа в карточке. Чтение с пометками.

    Ознакомьтесь с материалом текста карточки. Определите, что вы уже можете сказать по изучаемой проблеме урока, отметив знаками!, +, ?.

    (Учащимся предлагается система маркировки информационного текста, включающая следующие знаки:

    «!» - это я знаю

    «+» - новая информация

    «?» - сомневаюсь

    IV.Беседа с классом.

    Что вы знаете о написании непроизносимого согласного?

    Д: Непроизносимый согласный нужно проверять.

    Как проверить непроизносимый согласный?

    Д: Чтобы знать, как писать,

    Надо слово изменять.

    И за звуком непонятным

    Быстро гласный звук искать.

    Объясните написание слов в предложении

    Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! НА ДОСКЕ

    V.Работа в парах. Составление памятки. сл.5

    - Сравните с эталоном алгоритма … Самооценка. сл.6

    Обратите внимание: в способах действий для правильного написания безударных гласных и парных согласных подбирается проверочное слово, а для непроверяемого согласного – родственное?

    Как вы думаете, почему?

    Д: Проверить безударный гласный и парный согласный можно двумя способами: изменяя форму слова или подбирая родственное слово, а непроизносимый согласный – только подбирая родственное слово.

    Правило: Непроизносимые согласные в корне слова нужно проверять, для этого: нужно подобрать однокоренное слово, чтобы этот согласный отчетливо слышался.

    VI. Закрепление . Дифференцированная работа. сл.7

    Сейчас каждый из вас ещё раз вспомнит, какую цель поставили в начале урока. Добились ли вы поставленной цели, на каком уровне, вы узнаете после того, как самостоятельно поработаете с карточкой, в которой задание трёх ступенек. Оцените свои возможности, какое из заданий вы сможете выполнить. Т. к. время ограничено, вы можете выбрать для себя только те, которые вам понятны и не более 2 - х заданий из предложенных.

    Уровень А.
    Спишите, написав проверочные слова.
    ….-извес. ный, …– свис. нул, … – радос. ный,
    … – прелес. ный.

    Уровень В.
    Составьте и запишите словосочетания, образовав от существительных, данных в скобках, прилагательные.

    (Грусть) рассказ, (известие) писатель, (прелесть) девушка, (радость) народ.

    Уровень С.
    Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

    Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девушка, веселый народ.

    Индивид.задания: ….карточки.

    VII. Закрепление пройденного материала

    Работа в парах . сл.8 . Подбор проверочных слов. Учащиеся читают слово, записанное на карточке, обсуждают и подбирают проверочное слово.

    МЕСТНОСТЬ КАПУСТНЫЙ

    ПАСТБИЩЕ КОСТНЫЙ

    СЕРДЦЕ УСТНЫЙ

    VIII. Работа в группах. сл.9

    Инструкция.

    План работы группы

    1. Обсудите транскрипцию слова.

    2. Подберите однокоренные слова.

    3. Выделите корень.

    4. Сделайте вывод.

    5. Защита мини-исследования слов.

    Группа№1

    Задание:

    1.Записать слова.

    2.Выделить корень в слове.

    Счас…ливый-

    Капус…ный-

    Свис..нул-

    Вкус…ный-

    Группа№2

    Задание:

    1.Записать слова.

    2.Выделить корень в слове.

    3.Подобрать проверочное слово.

    4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

    Гиган…ский-

    Звёз…ный-

    Грус…ный-

    Прекрас…ный-

    Группа№3

    Задание:

    1.Записать слова.

    2.Выделить корень в слове.

    3.Подобрать проверочное слово.

    4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

    Ненас…ный-

    Наез…ница-

    Мес…ный-

    Чудес…ный

    Группа№4.

    Задание:

    1.Записать слова.

    2.Выделить корень в слове.

    3.Подобрать проверочное слово.

    4.Определить, в чём особенность проверочного слова.

    Радос.ный

    Извес.ный

    Отчёт групп о работе.

    Многочисленные правила в нашем богатом языке поражают своей уникальностью. Ни один язык мира не имеет столько требований к тому, чтобы правильно написать и проверить слово.

    Любое слово всегда можно разобрать по составу, морфологически, фонетически и синтаксически.

    Как правильно разбирать слова по их составу?

    Первое, что необходимо сделать, так это определить исходную форму слова. Например: телефоном – телефон (начальная форма).

    Второе, что следует выполнить, определиться, где у слова окончание и суффикс, который его образует, но это при его наличии.

    Затем, ученик должен выделить основу всего слова. Не стоит забывать, что в основу никогда не входит окончание и суффикс, образующий слово.

    После этого, находите в слове приставку и суффиксы, если они имеют, и помечаете их.

    В самом конце разбора находится корень.

    Справочная информация:

    Окончание – помогает слову связывать себя с другими словами в предложении, а также показывает какого рода, числа или падежа данное слово.

    Основа – основная часть слова. Она указывает на его лексическое значение. В её состав не может входить ни окончание, ни образующие суффиксы, но кроме возвратного суффикса.

    Суффиксы – части слова, которые помогают ему образовываться. Наиболее часто встречаются после корня, но бывают и такие, которые идут после окончания слова.

    Приставка – образует новые слова. Она всегда стоит перед словом.

    Корень – главная часть слова. Без корня не может существовать самого слова, как, например, если нет приставки, суффикса или окончания, то корень есть всегда.

    Именно, благодаря ему можно проверять буквы, искать однокоренные слова. Он несёт лексическую составляющую слова в целом.

    Проверяемые и непроизносимые согласные в корне

    Правило : правописание проверяемых согласных в корне слова. Чтобы правильно определить, какую согласную нужно написать в слове, а именно в корне, то необходимо подобрать такое однокоренное слово, чтобы в нём после этой глухой или звонкой согласной шла гласная буква. Так сразу можно понять, как написать слово без ошибок.

    Примеры такого правила: любовь – любви, просьба – просить, дождь – дожди, хлеб – хлеба, шутка – шутить.

    Возможно и такое, что слово пишется по одному варианту, а при подборе однокоренного словечка, появляется другая буква. Это свойство называется чередование согласных букв.

    Примеры : визг – визжит, друг – друзья, слух – слушать.

    Таких слов много в русском языке.

    Безусловно, что есть слова, которые не имеют ни чередования, ни проверяемых слов. Их необходимо просто выучить наизусть, чтобы всегда знать, как их правильно написать.

    Есть такие слова, которые в своем корне имеют непроизносимую букву, которая выявляется лишь при подборе однокоренного слова, но при этом она является проверяемой согласной в корне.

    Примеры : солнце – солнышко, честный человек – честь, счастливый мужчина - счастье.

    Но и тут не обошлось без исключений. Часто ученики путают слова, которые в своей основе не имеют буквы, которая пишется, но не произносится.

    Прежде, чем писать такие слова, необходимо найти его «слова – сородичи», чтобы убедиться, что в их корне нет этой непроизносимой согласной буквы, хотя многие из них не имеют таких слов и рассчитаны на запоминание.