Железобетонные лотки

Правописание существительных с частицей не. «Не» с существительными: примеры и правило

Правописание существительных с частицей не. «Не» с существительными: примеры и правило

Не пишется с существительными слитно:

а) если существительное не употребляется без не : неряха, невзгоды, невежда, невесомость, не­верие;

б) если не служит для образования нового сущест­вительного, которое можно заменить близким по смыслу
словом или выражением: неправда (ложь), недисциплинированность (нарушение дисциплины). В этом случае не является приставкой.

Не является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление: Это не правда, а ложь. - Это не правда (а что?).

Как отрицательные, включая в свой состав не, употребляются частицы далеко не, отнюдь не, вовсе не (в значении «отнюдь не»): Это далеко (от­нюдь) не правда.

Правописание сложных имен

Существительных

Общие правила написания сложных слов:

1. В сложных словах в качестве соединительных
гласных употребляются буквы о и е . После основ на
твердый согласный (кроме ж, ш и ц) пишется буква о.

Например:

мировоззрение
вольнолюбивый

После основ на мягкий согласный, на й, на шипящий звук и ц пишет­ся буква е.

Например:

мореплаватель

краеведение

пешеход
птицеводство

синеглазый

большекрылый

В немногих сложных словах согласный звук первой
основы отвердевает, поэтому пишется соединительная
гласная о.

Например:

баснописец

кровообращение

В отдельных случаях в первом слове сложного суще­ствительного сохраняется окончание именительного падежа.

Например:

времяпрепровождение

времяпро­вождение

времяисчисление

2. Количественные числительные при образовании
сложных слов употребляются в форме родительного
падежа.

Например:

пятилетка (пяти лет)

одиннадцати­метровый (одиннадцати метров)

сорокаминутный (со­рока минут)

Числительные сто и девяносто, входя в состав слож­ного слова, не изменяют своей формы.

Например:

столетие

девяностолетие

С буквой о пишется и слово сороконожка. Числительное тысяча, входя в состав сложных слов, имеет соединительную гласную е.

На­пример:

тысячелетие

3. Сложные слова, которые образованы при помощи соединительных гласных о, е или первой частью которых является числительное, пишутся слитно.

Например:
нефтегазодобыча

пятидесятилетие

хлебозавод

двухмиллиметровый

Примечание : Слова на -ификация (электрификация, гази­фикация, классификация и т.д.) не являются сложными. Они об­разованы при помощи суффикса -ификаци-я, поэтому пишутся с бук­вой и .

Сравните: сложные слова с соединительной гласной буквой о: электро­воз, газотурбина.

4. Сложные слова могут быть образованы соедине­
нием корня пол- (половина) и существительного в роди­тельном падеже.

Например:

полсуток

пол-арбуза

После корня пол- ставится дефис (черточка) перед гласны­ми, всеми прописными буквами, а также перед соглас­ной л.

Например:

пол-озера

пол-Киева

пол-лимона

Перед остальными согласными дефис не ставится.
Так же: полвторого, но: пол-одиннадцатого, пол-литро­вый. Но: пол земного шара.

Слова, которые начинаются с полу-, всегда пишутся слитно.

Например:

полуботинки

полуавтомат

полувеко­вой

полуоткрытый

Правописание сложных имен существительных:

I.Слитное написание сложных суще­ствительных.

Слитно пишутся;

1) сложные существительные со второй частью на -град, -город.

Например:

Ленинград

Белгород

2) сложные существительные с глагольной первой частью на и.

Например:

горицвет

держидерево

держиморда

вер­тишейка

вертихвостка

скопидом

сорвиголова (но: пе­рекати-поле)

3) сложные существительные с первой частью, со­стоящей из иноязычных элементов авиа- (часть слова авиация, поэтому пишется а), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, метео-, микро-, нео-, мото-, теле-, фото- и т.п.

Например:

авиасвязь, автоцистерна, агроминимум (но: агрикультура), аэросани, биомеха­ника, гидроаэропорт, зоомагазин, киностудия, метео­сводка, микробиология, неоколониализм, телеантенна, фотолаборатория, радиотелеателье (слитное написание не зависит от количества таких элементов в слове)

Примечание : Если в сложных существительных при одина­ковом последнем слове первые две части соединяются союзом и, то после первого элемента ставится дефис.

Например:

радио- и теле­ателье

шарико- и роликоподшипники (шарикоподшипники, роликоподшипники)

авто-, мото- и велогонки (автомотовелогонки)

4) сложносокращенные существительные разного
типа.

Например:

втуз

местком

партсобрание
замдекана

завкафедрой

(Внутри сложносокращенных слов точки не ставятся).

II. Написание сложных существитель­ных с дефисом.

С дефисом пишутся:

1) сложные существительные, обозначающие поли­тические партии, их членов (или сторонников): социал-демократия, социал-демократ и т.п.;

2) сложные существительные, обозначающие едини­цы измерения: человеко-день, грамм-молекула, кило­ватт-час ит.п. (но: трудодень); сложные существительные, обозначающие про­межуточные стороны света: северо-восток, юго-запад, зюйд-вест;

3) существительные, имеющие в первой части ино­язычные элементы вице-, лейб-, обер-, унтер-, штаб-, экс-, например: вице-президент, обер-мастер, лейб-гвар­дия, унтер-офицер, штаб-квартира, экс-чемпион. Через дефис пишется существительное контр-адмирал (здесь элемент контр- не имеет значения «против»);

4) сложные существительные, образованные из це­лых, отдельно употребляющихся существительных: премьер-министр, дизель-мотор, плащ-палатка, чудо-богатыри, горе-охотники, член-корреспондент. Так же составные фамилии: Салтыков-Щедрин, Щепкина-Куперник.

1. Слитно с не- пишутся существительные, которые выражают качественный оттенок обозначающих лиц, также слитно с не- пишутся существительные, которые приобретают значение противопоставления. Например:
Специалисты и не специалисты, профессионалы и не профессионалы, футболисты и не футболисты, филологи и не филологи.
Фирма приглашает для работы специалистов и не специалистов в сфере обслуживания.

2. Слитно с не- пишутся имена существительные, которые без не- не употребляются. Например:

Не удачник, не ряха, не людим, не забудка, не дотрога, не долет, не доросль.

3. Слитно с не- пишутся имена существительные, которые в сочетании с не- приобретают противоположное значение. Такие слова рекомендуется заменить синонимами без не- . Например:

Не приятель (враг, противник), не счастье (беда, горе).
Сравните: Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить не приятеля (врага, противника), не потому что он хотел кого-нибудь обманывать, но потому что он знал, что враг (не приятель, противник) побежден.

Примечание. У существительных с другим значением (обозначающих не лиц) противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей не- . Например:
Книга и не книга, стихи и не стихи, буфет и не буфет, пьеса и не пьеса.

4. Раздельно не- пишется с именами существительными, при которых имеется или подразумевается противопоставление. Например:

Не способности его выручали, а большая усидчивость.
Как у мачехи у младенькой – сынок в потолок, не разбойничек, не всадничек, не силач, не стрелок, вместо щек одни-то впадинки, губы крепко молчат.

5. Раздельно не- пишется с именами существительными, если отрицание логически подчеркивается (чаще всего это проявляется в вопросительных предложениях). Например:

Этой зимой прогноз погоды не обещает ничего хорошего, не правда ли?
Разве это не специалисты?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например:
Разве это не правда! (возможна замена: Разве это ложь!)
Голос был не глуп, не правда ли? (т.е. разумен

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать - проявлять ярость
    Негодовать - возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

Презентация алгоритмов.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.

    Цель:

    1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
    2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
    3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

    Ход урока

    I. Орг. момент:

    Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

    Учитель:

    Когда будет от учения “радостно и победно”?

    Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

    Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

    Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

    ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

    Объясните правописание слов.

    Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

    Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

    II Объяснение нового материала:

    1. Актуализация знаний:

    1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

    “Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

    • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
    • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
    • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
    • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
      Неистовствовать - проявлять ярость
      Негодовать - возмущаться
      Ненавидеть
      Нездоровится
      Неможется
      Недоумевать – сомневаться, удивляться
      Неволить – принуждать

    Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

    Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

    Запись темы урока.

    2. Объяснение нового материала:

    Рассмотрите схему.

    Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

    Когда пишется слитно, когда раздельно?

    Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

    Презентация алгоритмов.

    3. Закрепление изученного.

    Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.

    Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций.

    Слитно: можно ли обойтись без «не»?
    Вот условия слитного написания:
    • отбросив «не», получаем несуществующее слово: нелепость, негодование, небылица ;
    • можно подобрать синоним без «не» и заменить существительное без потери смысла предложения: нескромность – синоним хвастливость, хвастовство ; несчастье – синоним беда, горе ; неприятель – синоним враг, противник .
    Слитно: качественные характеристики
    Выбираем слитное написание, если существительное с «не» обозначает некую характеристику, качество, которое можно сравнить с качествами других явлений. Нелюди – «те, кто не является людьми, не поступает как люди», неевропейцы – «люди, не являющиеся европейцами», неспециалисты – «те, кто не является специалистами». Неспециалист не поймет тонкостей процесса .

    Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов».

    Слитно или раздельно: противопоставление
    Если существительному в предложении противопоставляется другое существительное и имеется союз «а», частицу «не» с существительным всегда пишем раздельно. Сравните следующие примеры.

    • Химический элемент сера – неметалл .
    • Это не металл , а очень твердое дерево .
    Если противопоставления в предложении нет или его невозможно подобрать, выбираем слитное написание. В случае несоответствия продукции указанным характеристикам требуйте возврата денег .

    Слитно или раздельно: по смыслу
    Иногда при выборе верного варианта написания нужно учитывать смысл высказывания.

    • Мы вели обстрел позиций неприятеля . Слово неприятель всегда имеет значение враг . Подразумевая именно это значение, вы выберете слитное написание.
    • Он мне не приятель . Вы не называете человека своим врагом – лишь хотите подчеркнуть, что вы с ним не знакомы, что приятельские отношения невозможны, или отрицаете факт дружбы с человеком.
    Особо стоит выделить вопросительные предложения с окончанием типа «не правда ли?». Мы можем предположить, что это словосочетание пишется слитно – но его невозможно заменить синонимом без «не» ­(ложь ), иначе получится так, как мы никогда не говорим: ложь ли ? Поэтому пишем раздельно.

    Сравните эти примеры.

    • Все, что он рассказывал – неправда ? Здесь подразумевается, что информация была ложной, недостоверной. Кстати, можно легко подобрать синоним без «не», и смысл не изменится. Все, что он рассказывал – ложь ?
    • Разве то, что я сказал, не правда ? Здесь подчеркивается справедливость высказывания, говорящий ищет поддержки, подтверждения своим словам.
    Раздельно: усиление отрицания
    «Не» с существительным пишем раздельно, если есть словосочетания типа:
    • «далеко не»;
    • «вовсе не»;
    • «ничуть не»;
    • «абсолютно не»;
    и тому подобные, усиливающие значение отрицания. Вовсе не скромность заставила его промолчать .

    Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме.